Иван Ильин в современной России: к 130-летию философа | Печать |
Автор Шарипов А.М.   
06.11.2013 г.

 

 

Мировой масштаб Ивана Александровича Ильина (1883–1954) подтверждается самим фактом активного обращения к его творчеству как в постсоветской России, так и во всем мире. В России с 1993 г. издаётся собрание сочинений мыслителя, насчитывающее на сегодняшний день 28 томов, и  на основе возвращённого в 2006 г. из США архива учёного готовятся новые. В европейской науке интерес к философии Ильина растёт с 1970-х гг.

Новым импульсом для привлечения широкого внимания к творческому наследию учёного должны стать юбилейные мероприятия, приуроченные к его 130-летию. В октябре 2012 г. в Москве состоялось учредительное собрание Международного комитета по подготовке и празднованию 130-летия Ивана Александровича Ильина (Международный Ильинский комитет).

 

 

В нём приняли участие генеральный директор Российской геральдической палаты М.Л. Рыбак; составитель собрания сочинений Ильина, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор физико-математических наук Ю.Т. Лисица; кандидат исторических наук, член Союза писателей России А.М. Шарипов; председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями Русской Православной Церкви прот. Димитрий Смирнов; профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прот. Владислав Свешников; секретарь Союза писателей Москвы, доктор исторических наук Л.У. Звонарёва; секретарь Правления Союза писателей России А.А. Шорохов; начальник Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки, доктор философских наук Е.В. Никонорова; главный редактор издания «Имя» Д.В. Силкан; координатор Международного благотворительного фонда помощи православному образованию и просвещению И.А. Грозная. Все присутствующие на учредительном собрании вошли в состав Комитета, как и поддержавшие идею юбилейных мероприятий белгородцы – руководитель Духовно-просветительского центра им. архимандрита Серафима (Тяпочкина) при Свято-Никольском храме пос. Ракитное протоиерей Николай Германский и зам. председателя Общественной палаты Белгородской области В.В. Овчинников.

Открыла и озвучила цели собрания М.Л. Рыбак. В «Слове об Ильине» А.М. Шарипов раскрыл значимость практического освоения творческого наследия Ильина для находящейся в глубоком духовно-культурном и демографическом кризисе России. Сопредседателями Международного Ильинского комитета стали А.М. Шарипов и М.Л. Рыбак, ответственным секретарем – И.А. Грозная.

Идеи Международного Ильинского комитета были поддержаны рядом  известных людей России и зарубежья, которые также вошли в его состав: председатель Правления Союза писателей России В.Н. Ганичев, главный редактор издания «Новый журнал» М.М. Адамович (США), профессор И.А. Чарота (Белоруссия), профессор Российского университета дружбы народов, доктор исторических наук В.В. Блохин, писатель О.В. Ефимов.

Первое событие, где активно были представлены имя и творчество Ильина, - «Серафимовские чтения», проводимые Духовно-просветительским центром им. архим. Серафима при поддержке администрации Ракитянского района и Белгородской области. Состоявшиеся 19–20 октября 2012 г. Чтения стали живым праздником той самой культуры, о которой многие уже позабыли: наряду с научными докладами на сцене выступали замечательные музыкальные коллективы, солисты Белогорья и соседней Украины. Участников чтений приветствовали епископ Губкинский и Грайворонский Софроний, референт губернатора Белгородской области Н.М. Никаноров и глава администрации Ракитянского района В.В. Перцев.

С развёрнутым докладом «Научное наследие Ивана Александровича Ильина – творческий потенциал возрождения России» выступил А.М. Шарипов. Он указал на убеждение Ильина в том, что для познания сущности своего Отечества, нации необходимо подняться над партийными идеологиями, отрешиться от собственных пристрастий. Ильин жил культурой и верой своего народа, потому понимал его душу и смог провести глубокий научный анализ российской цивилизации. Ильин представил наиболее полную картину развития российской цивилизации как социокультурного организма, разоблачил слабые места марксистской идеологии и советского строительства, во многих подробностях предсказал судьбу советского наследия, создал доктринальную концепцию выхода России из постреволюционного кризиса. Ведущий Чтений прот. Николай Германский подвёл итоги первого дня, подчеркнув значение Ильина для мобилизации духовно-творческих сил современного российского общества.

5 марта 2013 г. в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына Международный Ильинский комитет, Российская геральдическая палата совместно с редакцией периодического издания «Новый журнал» (Нью-Йорк, США), Духовно-просветительским центром им. архим. Серафима, Московским фондом мира открыли цикл «Ильинские чтения». Перед началом вечера в холле пятого этажа Л.У. Звонарёва и прот. Николай Германский пригласили посмотреть выставку воронежских художников Александра и Ирины Ворошилиных «Возвращение к свету».

Набитый до отказа зал не мог вместить всех желающих и потому часть пришедших разместились кто сидя на дополнительных стульях, кто стоя в проходном коридоре перед залом. Вечер открыли А.М. Шарипов и Л.У. Звонарёва, представив В.О. Астрову, исполнившую перед открытием вечера мелодии друга и единомышленника И.А. Ильина С.В. Рахманинова. Первой перед собравшимися выступила сопредседатель Международного Ильинского комитета М.Л. Рыбак. Она отметила выдающееся значение концептуальных трудов Ильина в современную эпоху мирового кризиса. Главный редактор «Нового журнала» М.М. Адамович представила выходящее в Нью-Йорке с 1942 г. издание как интеллектуальный и культурный центр всего русского рассеяния на протяжении многих лет. Со многими произведениями именитых ныне писателей ХХ в. русские читатели впервые познакомились именно на страницах «Нового журнала». Адамович подчеркнула великое значение культурного наследия Русского зарубежья для возрождения современной России, ибо в изгнании русская эмиграция сохранила многие исконно русские традиции. Она отметила высокий научный и художественный уровень публикаций в журнале современных российских авторов и представила публикацию А.М. Шарипова об Ильине в свежем 269-м номере журнала «Пророк грядущей России». От Дома Русского зарубежья почитателей наследия Ильина приветствовал В. Леонидов, известный своими песнями, в том числе в сериале Н.С. Михалкова «Русские без России». Особенно тепло встретили исполненную бардом песню «Сон».

Ю.Т. Лисица для примера заметного влияния идей русского учёного на мировую философию рассказал о только что вышедшей в США книге Р. Вильямса (Robert R. Williams) "Tragedy, Recognition, and the Death of God. Studies in Hegel&Nietzsche" (Oxford University Press, 2012. P. 410), треть объёма которой посвящена Ильину. Он же напомнил, что сегодня часть наследия Ильина переведена на немецкий, английский, китайский языки. Последовавшие затем концертные номера известного московского гусляра Е. Стрельникова и кобзаря из Волыни В.А. Жданкина погрузили всех присутствующих в атмосферу былинной Руси.

«Старейшина» русской христианской философии В.Н. Тростников назвал Ильина единственным мудрецом, каждое слово которого на современном историческом переломе остаётся актуальным, ибо мыслитель ничего не придумывал, но излагал вечные истины бытия человеческого применительно к конкретному историческому времени. Профессор В.К. Кантор напомнил, как в начале 1990-х гг. он сотрудничал с Ю.Т. Лисицей в издании двухтомника философских произведений Ильина. Читающий лекции в европейских университетах учёный заметил, что в России до сих пор больше любят ссылаться на западных мыслителей, хотя на Западе признают богатство русской мысли. После серьёзной выучки у европейской науки русская философия достигла больших высот; поэтому Ильин постоянно писал об открытом национализме, ведущем к культурному взаимообогащению наций, без чего происходит их вырождение. И русская дореволюционная культура умела говорить с иными культурами. Секретарь Правления Союза писателей России А.А. Шорохов и литературовед Д.В. Силкан высказали озабоченность современным состоянием русской и европейской культуры; указали на неслучайность востребованности философии творческого акта Ильина при сегодняшнем возвращении реализма во все сферы искусства. Обозреватель «Литературной газеты» Ю.К. Баранов, в советские годы работавший в газете для зарубежья «Голос Родины», вспоминал, как коммунистические идеологи боялись даже критически упоминать о «яром антисоветчике и белогвардейце» Ильине, ибо у него можно было найти много точных характеристик происходящих в мире и в советском обществе процессов. Литератор обозначил: Ильин это не проходная фигура, это — один из опорных камней русской цивилизации. Писатель О.В. Ефимов отметил, что Ильин уже давно выявил недоброкачественность партийного строения современного общества. И ныне этот «партийный кризис» ярко себя проявляет. Выход из такого состояния — в понимании политики в духе Ильина: политика должна основываться на духовных, евангельских началах. И.А. Грозная указала на мощный педагогический потенциал трудов Ильина: сегодняшняя система образования много теряет, оттого что до сих пор труды мыслителя не введены в программу обязательного изучения, особенно на педагогических факультетах. Прот. Николай Германский, завершая вечер, высказал мнение, что Ильин ясно понимал происходящее потому, что был не только теоретиком, но и практиком духовной жизни. Поэтому пророческое слово Ильина имеет сегодня огромную силу и его уже давно следует не только изучать, а применять в жизни. Вечер закончился фортепианным звучанием «колоколов» «Богатырских ворот» М.П. Мусоргского. Выходившие из зала участники Ильинских чтений брали на память представленный на вечере сборник «Серафимовские чтения2012» со статьями прот. Николая Германского, В.Н. Тростникова, В.Д. Ирзабекова, В.Н. Овчинникова, А.М. Шарипова о современном  состоянии и перспективах русского общества и культуры.

8–10 апреля 2013 г. в Москве прошёл ряд связанных воедино памятью И.А. Ильина мероприятий, девизом которых стало изречение Ильина «Народы и государства держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей».

8 апреля по инициативе Международного Ильинского комитета в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации было проведено заседание «Законодательное обеспечение социальной стратегии государства. Современность и научное наследие И.А. Ильина: к 130-летию русского мыслителя», на котором присутствовали депутаты от партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия», учёные, преподаватели, аспиранты и студенты ведущих вузов столицы, представители творческих союзов, деятели культуры. Заседание вели вице-спикер Госдумы С.В. Железняк и сопредседатель Международного Ильинского комитета А.М. Шарипов.

Ключевым стал доклад доктора философских наук, профессора кафедры философии политики и права философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, члена Совета Федерации 1-го созыва В.Н. Расторгуева «Социальная стратегия и очертания будущей России: воззрения И.А. Ильина и доктринальный уровень законотворчества». Непосредственно участвовавший в разработке проектов государственных доктрин, он напомнил, как приходилось отстаивать многие социальные гарантии в условиях стремления всё перевести на коммерческую основу. Политическая стратегия, по слову Ильина, — волевое мышление и усилие, регулирующая сознание волевая установка. Стратегии имеют великую консолидирующую функцию, и потому в доктринальном документе, определяющем социальную стратегию, всё должно быть «разложено по полочкам», иначе она останется фантазией. И когда обсуждаются правовые основы стратегии, необходимо учитывать все интересы и жертвы, как и особенности национального правосознания. (Хотя у нас, в отличие от мировой практики, доктрины не становятся основой для законотворчества.) В.Н. Расторгуев напомнил о важных указаниях Ильина на особенности национального правосознания: неформальность, свобода от мёртвого законотворчества, живая тяга к справедливости, тяга к анархии; отметил сложность социальной стратегии в стране, где осуществилась тотальная форма этатизма, т. е. полное огосударствление всех сфер политики. А ведь всегда и везде социальная сфера включала в себя как государственную, так и негосударственную социальную политику. К тому же сегодня утеряно сакральное понимание политики, т.е. высших социальных смыслов, которые должны быть доктринально закреплены и раскрыты и которым необходимо следовать на всех этапах институционального строительства и законотворчества; иначе политика останется сугубо профанной сферой деятельности. Двуединая цель государственной политики – народосбережение и природосбережение может быть реализована в рамках правовой системы нашего государства только в том случае, если она будет осуществляться на основе надпартийного подхода. Здесь мы должны использовать искусство политического компромисса и согласия, и сегодня эта задача осознания исторической общности стоит выше иных приоритетов, ибо только так российское общество вернёт себе главное – чувство социального оптимизма и исторической  перспективы.

Пресс-секретарь Президиума РАН кандидат философских наук С.А. Шаракшанэ начал свой доклад «Идеи И.А. Ильина и современная задача преодоления в России идеологии либерального фундаментализма с её опорой на "экономического человека"» с упоминания о состоявшемся 2021 марта в МГУ Первом Московском экономическом форуме, который отверг сведение человека к «экономическому человеку» и подчеркнул, что «культура выше процентов». Идея «экономического человека», функционирующая не на реальном производстве, а на бирже (перепродаже) и незаработанных деньгах (банковском кредите), привела сегодняшний мир к шаткой экономической конструкции. Указывавший на духовную сущность человека правовед Ильин и государство обозначал как духовное явление: родина, оформленная публичным правом. Для нашей страны, где государственный аппарат не выполняет свои задачи и подрывает государство на корню, такое понимание особенно важно. И если не произойдёт осмысления духовно-творческих заданий России, её народ, по слову Ильина, просто превратится в исторический шлак. Прот. Димитрий Смирнов в сообщении «Социальная значимость национального воспитания» солидаризовался с идеями Ильина о решающем значении религии в воспитании духовности как внутренней направленности человека. А.М. Шарипов в докладе «Социальное государство или смерть нации: концептуальный анализ кризиса цивилизации в творчестве И.А. Ильина» отметил, что экономические выкладки при разработке социальной доктрины являются лишь небольшой частью великой задачи формирования исторической перспективы нации и государства. Необходима структурированная социальная доктрина: наряду с разработкой количественных факторов жизнеобеспечения социальная стратегия государства должна ставить просветительскую задачу активизации творческого потенциала нации. Здесь на первое место выходит проблема качества во всех сферах жизни — в экономической и природно-экологической, культурной и духовной. Ее решение невозможно без опоры на свободно-ответственную, ориентированную на высокие культурные образцы духовную личность, а это требует широкомасштабной программы воспитания культуры гражданского правосознания нации в целом. Так проявляется глубокая неразрывная связь социального государства — фактора защиты комфортного быта нации с духовно-культурным фактором — катализатором исторической перспективы нации и государства.

С.В. Железняк в своём слове отметил, что актуальность написанного Ильиным не замечается только теми, кто абсолютно не понимает процессов, происходящих в нашем обществе, государстве, кто не интересуется нашей историей и культурой. Профессор В.В. Блохин в докладе «Русская идея в условиях кризиса. Проблемы национального самосознания и культуры в творчестве Ивана Ильина: современная парадигма» соотнёс духовный кризис начала ХХ и XXI вв.: вновь проявился национальный нигилизм и отрицание исторической России. В условиях современного глобального кризиса, когда либеральная трансформация расщепляет «духовно-нравственное ядро» российской культуры, ведёт к утрате её лика, важны концептуальные труды Ильина о творчестве, о российской ментальности и культуре, его концепция уникально-многообразной российской цивилизации. Идеи философа о творческом потенциале национальной культуры способны помочь определению исторической перспективы России, воспитанию в народе нового духовного характера. В.В. Овчинников в сообщении «Формирование солидарного общества на Белгородчине» указал, что, благодаря созданию высокой духовно-нравственной атмосферы в области, один процент белгородского населения производит два процента совокупного продукта в стране. Он назвал Ильина большим помощником всем, кто хочет сделать русский народ умным, талантливым, зажиточным, процветающим, а русскую державу великой и непобедимой. Заведующий кафедрой русской словесности и международной коммуникации Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук В.И. Аннушкин в докладе «Русское Слово – язык – речь в социальной стратегии государства и цивилизационном "соревновании" наций: осваивая наследие И.А. Ильина» показал понимание философом организующей роли языка в человеческой жизни, его отстаивание чистоты языка, раскрыл Ильина как великого стилиста. Директор Центра парламентаризма Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор политических наук В.В. Бакушев в своём докладе «За профессиональный подход в законотворчестве: от "партийного" к "государственному" мышлению и делам» отталкивался от постановки Ильиным проблемы качества государственного кадра — «править должны лучшие». Бакушев отметил современные проблемы партийного строительства в выборной системе России. Ильин видел в парламентаризме один из способов воспитания гражданского общества, при этом предупреждая о вреде партийного мышления. И сегодня одним из главных недостатков  парламентаризма на всех уровнях зачастую оказывается партийный подход.

Слово прот. Николая Германского «Кто для нас Ильин и каковы наши задачи» было посвящено социальному и духовному значению трудов Ильина. Всё что писал мыслитель о политике или культуре, о человеческом несовершенстве или божественной красоте, показывает, что он был не только теоретиком, но и практиком духовной жизни: отсюда и его великие прозрения. И не случайно ключевое слово всех рассуждений философа — любовь: к Богу, к Отечеству, к человеку; ибо без любви русский человек это «неудавшееся существо». Протоиерей подчеркнул особую важность трудов Ильина о воспитании ведущего культурного слоя — умного, решительного, национального, одухотворённого, задание которого умственно и духовно воспитывать свой народ в духе его самобытности и творчества.

Затем А.М. Шарипов зачитал проект резолюции, в которой, в частности, отмечалось: «Первоочередными задачами социального государства являются наряду с обеспечением достойного уровня жизни своих граждан, возможность раскрытия духовного потенциала личности, её культурных запросов. При этом важнейшим инструментом социальной стратегии государства является создание соответствующей законодательной базы, регулирующей состояние экономических, правовых и морально-нравственных отношений в обществе, развитие культуры и фундаментальной науки. Многолетний опыт российского реформирования показал превалирование экономических задач над социальными... В настоящее время стимул к производительному труду нарушается отсутствием в обществе чувства справедливой оплаты за произведённый продукт. Как показывает мировой опыт, для всестороннего разрешения социальных противоречий необходим глубокий научный анализ общества и структурированная социальная доктрина, содержащая социологические, правовые, культурологические наработки. Среди выдающихся учёных, кто выстраивал научную доктрину строительства достойного общества в постсоветской России, особое место принадлежит доктору государственных наук, теоретику права, философу И.А. Ильину. Концептуальные разработки учёного основаны на многолетних исследованиях российского менталитета, правосознания и экономических приоритетов, своеобразия национально-культурных феноменов. Раскрывая  кризис государственности в эпоху революционных катаклизмов, учёный указывал на разложение правосознания, притом что "народы и государства держатся только правосознанием своих граждан и своих правителей". Потому никакая политика не сможет иметь успеха в государстве и обществе, если не будет обеспечено соотнесение законодательной базы с национальным правосознанием, и не будет проводиться широкомасштабная государственная программа воспитания здорового правосознания граждан страны».

9 апреля начатое в Госдуме обсуждение продолжилось в Российской государственной библиотеке на "круглом столе" «Социальная стратегия государства в условиях глобализации и цивилизационного "соревнования" наций. Современность и научное наследие И.А. Ильина: к 130-летию русского мыслителя». Работу открыли начальник Управления специальных проектов Российской государственной библиотеки Е.В. Никонорова и сопредседатель Международного Ильинского комитета М.Л. Рыбак, после чего С.А. Шаракшанэ провёл тематический блиц-опрос. Ведущий заседание А.М. Шарипов предоставил слово работавшей первым заместителем министра труда и социального развития РФ Н.А. Малышевой, которая поделилась опытом реализации государственной социальной политики. В обсуждении приняли участие обозреватель Литературной газеты Ю.К. Баранов, профессор М.В. Мосейкина, профессор В.И. Аннушкин, учёные и аспиранты московских научных центров и вузов, педагоги и деятели культуры.

10 апреля, в день рождения И.А. Ильина, на мемориальном комплексе в Донском монастыре при собрании нескольких десятков почитателей творчества русского мыслителя протоиереи Димитрий Смирнов и Николай Германский отслужили поминальную службу по Ивану Александровичу и Наталье Николаевне Ильиным.

 
« Пред.   След. »