Коперниканская революция: интертеоретический контекст | Печать |
Автор Нугаев Р.М.   
18.04.2012 г.

Концепция генезиса и структуры научных революций, сложившаяся в результате обобщения опыта эйнштейновской революции и изложенная в предыдущих публикациях автора, апробируется на материале революции коперниканской. Утверждается, что  последняя также возникла в результате осознания и разрешения дуализма – на этот раз между математической астрономией и квалитативной физикой Аристотеля в птолемеевской космологии. Работы Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона были этапами как нисхождения математики с небес на Землю, так и обратного воцарения земной физики на небе.

The model of scientific revolution genesis and structure, extracted from Einstein’s revolution and considered in previous publications, is applied to the Copernican one . It is argued that the latter also occurred  due to realization of a certain  dualism – now between mathematical astronomy and Aristotelian qualitative physics in Ptolemy’s cosmology and the corresponding efforts to eliminate it. The works of Copernicus, Galileo, Kepler and Newton all were the stages of the mathematics descendance from skies to earth and reciprocal extrapolation of earth physics on skies.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная революция, математическая астрономия, квалитативная физика, птолемеевская космология, Аристотель, Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон.

 

KEY WORDS: scientific revolution, mathematical astronomy, qualitative physics, Ptolemy’s cosmology, Aristotel, Copernicus, Galileo, Kepler, Newton.

Что побудило математиков, астрономов и физиков Нового времени совершить головокружительный скачок от утвердившейся в веках геоцентрической аристотелевско-птолемеевской космологии, астрономическая компонента которой  была превосходно разработана математически, а физическая – прекрасно подтверждалась на опыте – к весьма и весьма сомнительной, особенно на первых порах, гелиоцентрической научной картине мира?

На этот вопрос было дано множество ответов. Их можно сгруппировать следующим образом: индуктивистское объяснение, фальсификационистские, конвенционалистские, объяснение Т.Куна и объяснение с точки зрения методологии научно-исследовательских программ (И.Лакатос и Э.Захар). Но все они недостаточны.

Индуктивистское объяснение представляется самым поверхностным, поскольку историки науки давно показали, что обе конкурировавшие теории – и Коперника, и Птолемея – были несовместимы с известными наблюдательными данными. Для того чтобы не вдаваться в утомительные подробности, приведем мнение одного из авторитетных авторов: «Теория Птолемея была не очень аккуратна. Например, положение планеты Марс на небосводе она описывала с точностью около 5 градусов. Но… предсказания положений планет в теории Коперника… были также плохи…»[Гингерих 1973, 266–267].

Фальсификационистская реконструкция перехода «Птолемей – Коперник» сводится к двум вариантам. Согласно первому из них, теория Птолемея была неопровержима и потому ненаучна, а теория Коперника – наоборот. Птолемеевская эвристика могла задним числом объяснить, ассимилировать любой факт за счет бесконечного умножения эпициклов и эквантов. Но на самом деле коперниканская теория могла ассимилировать не меньшее количество эпициклов и дифферентов.

Согласно второму варианту (К.Поппер), обе теории были на протяжении долгого времени одинаково опровержимыми, но в конечном счете поздний критический эксперимент опроверг Птолемея и поддержал Коперника. Когда же это произошло? В 1616г., когда Галилей открыл фазы Венеры?

Но аргумент Галилея в пользу теории Коперника – наблюдения  при помощи телескопа рельефа на других планетах,  значительно отклоняющегося от идеального (сферического), свидетельствующий о том, что они устроены подобно Земле, - не был столь убедительным, как это, по-видимому, представлялось его автору. Его оппонентов - аристотелианцев, отказывавшихся доверять наблюдательным данным, полученным при помощи только-только появившегося прибора со спорными принципами действия, можно понять. «Хроматическая аберрация была большей помехой, чем при астрономических наблюдениях, а отсутствие диафрагмы не позволяло уменьшить сферическую аберрацию…  Отсюда недоверие многих ученых первой половины XVII века, продолжавших линию схоластов, которые отвергали известную в их время лупу, под технически понятным тогда предлогом, “ что природа должна быть наблюдаема без посредника” из опасения получить лишь искаженное и обманчивое изображение» [Шоню 2008, 324].

Согласно конвенционалистскому объяснению, мы не можем сделать выбор между теориями на эмпирических основаниях. Одна теория лучше другой потому, что она «проще», «согласованнее», «экономичнее», чем ее соперница. Но, как отмечают И. Лакатос и Э. Захар, «миф о большей простоте был отвергнут тщательной и профессиональной работой современных историков… Коперниканская система конечно проще, поскольку она покончила с эквантами и некоторыми эксцентриками; но каждый удаленный эквант и эксцентрик должны были заменить на новые эпициклы. Эта система проще, поскольку она оставляет восьмую сферу – сферу фиксированных звезд – неподвижной и устраняет две разновидности ее птолемеевских движений; но Коперник должен был заплатить за эту неподвижность передачей ее нерегулярных движений Земле, которую Коперник заставил вращаться с достаточно сложными качаниями; он также вынужден был поместить центр Вселенной не на Солнце, как он сначала хотел, но в пустое место недалеко от него» [Лакатос, Захар 1974, 362].

Куновская позиция по отношению к коперниканской революции не оставалась неизменной: она эволюционировала от «интерналистского симплицизма» его «Коперниканской революции» (1957) в сторону сугубо социологических объяснений, начиная с его «Структуры научных революций» (1962). Тем не менее, для всего его творчества характерны хорошо известные идеи, переходившие из одной книги в другую и составлявшие «ядро» куновской исследовательской программы. Так, например, «для астрономов первоначальный выбор между системами Птолемея и Коперника мог быть только делом вкуса, а дела, связанные со вкусами, сложнее всего обсуждать или оспаривать. Но пренебрегать ими нельзя, как об этом свидетельствует сама Коперниканская революция. Ухо, оснащенное для различения геометрической гармонии, может обнаружить новую чистоту и согласованность в гелиоцентрической астрономии Коперника, и если бы эту чистоту и согласованность не обнаружили, Революции могло бы и не быть» [Кун 1957, 177].

Согласно Куну, птолемеевская астрономия в 1543 г. находилась в состоянии «парадигмального кризиса», являющегося неизбежной прелюдией к любой научной революции, т.е. к скачку коллективного сознания из одного состояния в другое. «Состояние птолемеевской астрономии было признанным скандалом до того, как Коперник предложил внести изменения в основы астрономической теории, а его предисловие, в котором Коперник описывает причины инновации, является классическим описанием состояния кризиса» [Кун 1963, 367].

Но, как справедливо спрашивают Имре Лакатос и Эли Захар, сколько людей, кроме Коперника, ощущали этот «кризис сообщества»? И был ли он на самом деле? Уже в случае перехода от классической теории излучения к квантовой понятие «парадигмальный кризис» является весьма спорным и сомнительным [Нугаев 2000]. Кто его зафиксировал? Лоренц? Где?  - А вот другой патриарх теоретической физики – лорд Кельвин – писал лишь о «двух облаках» на светлом горизонте физического знания, но не о «двух торнадо» или «двух  ураганах» [Кельвин 1901].

В случае Коперника ситуация осложняется тем, что «научное сообщество» в те времена было весьма невелико.  И если, как полагает Кун, его анализ структуры научных революций применим к случаю Коперника в полной мере, почему так мало исследователей присоединилось к Копернику до Кеплера и Галилея?

Согласно лакатосовской методологии  научно-исследовательских программ (методологии НИП), центральная проблема философии науки – это проблема нормативной оценки научных теорий. Оценка изменения является нормативной проблемой и относится к ведению философии. А объяснение изменения – действительного принятия и отвержения теорий – это «психологическая проблема». Единицей оценки роста научного знания является НИП – развивающаяся последовательность теорий, обладающая определенной структурой.

Коперниканская программа была, несомненно, «теоретически прогрессивной». Она предвосхищала новые факты, которые до нее не наблюдались. Она предвосхитила фазы Венеры. Она также предсказала звездный параллакс, хотя и качественно, поскольку Коперник не знал размеров Солнечной системы. Поэтому об эмпирическом прогрессе коперниканской программы можно говорить, только начиная с 1616 г. Правда, с уверенностью можно утверждать об эмпирическом прогрессе только начиная с Ньютона.

В итоге, подход Лакатоса Захара «объясняет достижения Коперника как представляющие действительный прогресс по отношению к Птолемею. «Коперниканская революция стала великой научной революцией не только потому, что она изменила европейское мировоззрение, не потому, – как хотел бы Пол Фейерабенд, - что она стала революционным изменением в видении человеком своего места во Вселенной, но просто потому, что она была научно превосходящей. Она также показывает, что у Кеплера и Галилея были хорошие объективные причины одобрить гелиоцентрическую гипотезу, поскольку уже Коперниканская (а на самом деле – аристарховская) модель обладала избыточной предсказательной мощью по сравнению со своей птолемеевской соперницей» [Лакатос, Захар 1974, 380].

Таково описание перехода «Птолемей-Коперник», предложенное методологией НИП. Не хотелось бы сводить дело к мелким недостаткам, которые всегда можно найти [Томассон 1992]. Дело в принципе. Цель методологии НИП  – дать объективную оценку сдвига в развитии научного знания, но не объяснение его действительных причин. «Наше исследование является подчеркнуто интерналистским. В нем нет места духу ренессанса, столь близкого сердцу Куна; для неразберихи Реформации и контрреформации; нет вклада церковников; нет и следа предположительного или реального становления капитализма в XVI веке; нет мотивов, связанных с навигацией, которым такое внимание уделял Бернал. Все исследование является узко интерналистским; его прогрессивная часть могла иметь место в любое время, при условии существования гения Коперника, между Аристотелем и Птолемеем или в любом году, скажем, после перевода в 1175 году “Альмагеста” на латынь» [Лакатос, Захар 1974, 381].

Поэтому в рамках его исследования кажется совершенно естественным предположить, что все содержание коперниковской программы могло быть произведено еще Аристархом Самосским. Почему же он этого не сделал? И почему эти соображения  не оказали никакого влияния ни на Птолемея, ни на его коллег?

Соответственно, цель данной статьи – попытаться дополнить подход Лакатоса - Захара и дать не только оценку, но и теоретическое объяснение причин генезиса и победы коперниканской научно-исследовательской программы, руководствуясь методологическими принципами, изложенными ранее [Нугаев 2007]. В частности, в соответствии с известным положением дюркгеймовской методологии социального познания о характеризующих состояния коллективного сознания социальных фактах: «определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания» [Дюркгейм 1995, 126].

В данной статье концепция генезиса и структуры научных революций, сложившаяся в результате обобщения опыта эйнштейновской революции и изложенная в предыдущих публикациях [Нугаев 1993; Нугаев 1999], применяется к революции коперниканской, приведшей к становлению науки Нового времени. Согласно этой концепции, эйнштейновская революция возникла из попыток осознания и разрешения ряда так называемых «противоречий встречи» между основными исследовательскими программами классической физики - ньютоновской механикой, максвелловской электродинамикой, статистической механикой и термодинамикой.

Соответственно, я полагаю, что и  коперниканская революция также возникла в результате осознания и разрешения определенного дуализма  - между математической астрономией и квалитативной физикой Аристотеля в птолемеевской космологии. Работы Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона были этапами как нисхождения математики с небес на Землю, так  и обратного воцарения земной физики на небе.

 

ГЕНЕЗИС ПРОГРАММЫ КОПЕРНИКА.

 

Согласно Лакатосу и Захару, и Птолемей, и Коперник работали над исследовательскими программами, т.е. они не просто выдвигали и проверяли предположения, пытались упорядочить опытные данные или связывали себя с популярными в сообществе «парадигмами». Обе программы отделились от пифагорейско-платонической НИП. Ее исходные принципы состояли в том, что поскольку небесные тела совершенны, все астрономические явления должны быть «спасены» комбинацией как можно меньшего числа равномерных круговых движений. Этот принцип оставался фундаментом эвристики обоих программ. Эта «протопрограмма» не содержала указаний на то, где находится центр Вселенной. В этом случае эвристика была «первичной», а твердое ядро – «вторичным». Геоцентрическая гипотеза «превратилась, «выкристаллизовалась» в твердое ядро птолемеевской программы только в результате соединения с аристотелевской физикой с ее естественными и вынужденными движениями и разделением на подлунный и надлунный миры.

Именно потому, что «аристотелевская наука» была насквозь эмпирической, она гораздо лучше согласовывалась с обычным «жизненным опытом», чем галилеева наука. Тяжелые тела, как всем известно, «естественно» падают вниз, а огонь действительно взмывает вверх [Аристотель 1936, 58].

Инерционное движение не является экспериментальным фактом: повседневный опыт постоянно ему противоречит. Пространственная бесконечность, легшая в основу ньютоновской вселенной, также не является предметом опыта. Кроме того, все знают, что «не существует пустоты как чего-то отдельного» [Там же, 69]. Солнце и Луна восходят и заходят, а брошенные тела действительно не сохраняют без конца прямолинейность своего движения.

Более того, согласно нашему повседневному опыту, зафиксированному в наглядных категориях аристотелевской метафизики, повседневная действительность, в которой мы живем и действуем, не является ни математической, ни математизируемой. Это область текучего, изменчивого, неточного, область, где царят «более или менее», «почти», «типа того», «приблизительно», «вроде как» и т.д.  В природе не существует ни кругов, ни эллипсов, ни парабол, ни гипербол, ни прямых лучей света, ни хорошо заасфальтированных улиц.

Поэтому античная мысль и возможности не допускала, чтобы в «подлунном мире» существовала точность и чтобы «материя этого нашего подлунного мира могла представить во плоти математические существа» [Койре 1985, 110]. Как провозглашал сам Стагирит, «точность, именно математическую точность, нужно требовать не во всех случаях, но лишь для предметов, у которых нет материи. Таким образом, этот способ не подходит для науки о природе; ибо природа во всех, можно сказать, случаях связана с материей» [Аристотель 2006, 45].

Но зато на небесах, утверждала аристотелевская физика,  все происходит диаметрально противоположным образом. Там совершенные и абсолютно упорядоченные движения звезд происходят в полном соответствии с самыми строгими и неизменными законами геометрии. «Круговое же движение связывает конец с началом, и оно одно совершенно… никакое изменение не является бесконечным и непрерывным, кроме кругового перемещения» [Аристотель 1936, 166].

Поэтому, согласно Аристотелю, математическая астрономия возможна, а математическая физика – нет. Неслучайно греческая астрономия не только успешно применяла математику,  но и с поразительным терпением и точностью наблюдала небо, пользуясь измерительными инструментами. Но она даже и не пыталась ни математизировать земные движения, ни применить измерительные инструменты на Земле.

Наивысшего расцвета античная космология достигла при математике Клавдии Птолемее   (87-150гг. н.э.), который был также известен как географ, оптик и астролог. Его труд «Альмагест» занял господствующее место в европейской астрономии на 14 столетий. Он и завершил конструирование первой в истории человечества научной парадигмы. Птолемей  скептически относился к гелиоцентрической гипотезе Аристарха Самосского по вполне рациональным соображениям, связанным с принципами физики Аристотеля. 

«Движение небесных тел должно быть наименее вынужденным и наиболее легким. Среди плоских фигур окружность есть путь наименьшего сопротивления движению, а сфера – среди объемных тел» (Цит. по: [Клайн 2007, 95]).

У Птолемея Солнце движется вокруг определенного центра, расположенного неподалеку от Земли. И это характерно для всех его математических построений. Тщательно выверяя комбинации эпициклов и дифферентов, Птолемей, в духе восточной инструменталистской традиции, руководствовался соображениями «экономии мышления», не утруждая себя  размышлениями о «природе вещей».

Он пошел по вполне рациональному пути дальнейшего усложнения  создаваемых идеальных моделей и соответствующего совершенствования  вычислительной техники, добавив к позитивной эвристике понятие «эквант». Эпицикл каждой планеты движется у него равномерно не относительно центра деферента, но относительно другой точки, получившей название экванта. Тем не менее, в случае Меркурия даже эту весьма искусственную схему пришлось усложнить. Центр деферента Меркурия сам описывает небольшую окружность, так что эпицикл этой планеты периодически то приближается к Земле, то удаляется от нее.

С современной точки зрения эквант Птолемея – предтеча будущих кеплеровских эллипсов. Но по мнению таких пристрастных критиков Птолемея, как Коперник, введение экванта – типичная гипотеза ad hoc, нарушавшая «дух программы Птолемея – Аристотеля»  – равномерность движения относительно центра Вселенной.

В программе Птолемея математическая точность, требовавшая введения  некруговых орбит небесных тел и центров вращения, не совпадающих с Землей, все более и более начинала расходиться с прекрасно обоснованными на опыте принципами  аристотелевской физики. Поэтому в конечном счете, космологию Птолемея мы можем оценить как дуалистическую теоретическую схему, механически объединявшую принципы платоновской математики и аристотелевской физики. Особенно явно эти принципы вступали в противоречие друг с другом в «теории планет» - объектов, для описания движения которых приходилось идти на особенно значительные нарушения принципов аристотелевской физики.

Как показали И. Лакатос и Э. Захар, после отбрасывания модели Евдокса каждое новое изменение геоцентрической программы противоречило платоновской эвристике.

«Эксцентрик сместил Землю в сторону от центра окружности; эпициклы Аполлона и Гиппарха означали, что реальные траектории движения планет вокруг Земли не были круговыми; и, наконец, птолемеевские экванты означали, что даже движение пустого центра эпицикла не было одновременно равномерным и круговым. Оно было равномерным, но не круговым с точки зрения экванта; оно было круговым, но не равномерным с точки зрения деферента; равномерное вращение было заменено квази -  равномерным, псевдо-круговым» [Лакатос, Захар 1974, 371].

Особенный удар по платоновской эвристике нанесло введение экванта: оно было равносильно ее полной отмене.Дело доходило до того, что для описания движения некоторых планет автор «Альмагеста» создавал несколько альтернативных теоретических схем, затем, правда, отдавая предпочтение более простой в математическом отношении. Занимая подчеркнуто скептическую позицию, он неоднократно провозглашал, что в астрономии всегда следует стремиться к наиболее простой математической модели. Но позже средневековье с варварской непосредственностью восприняло птолемеевскую космологию как истину в последней инстанции.

Основное противоречие, выявление (осознание) и разрешение которого составляет интертеоретический контекст коперниканской революции, уже давно, где-то в 50-х гг. прошлого века было выявлено французским историком и философом науки А. Койре. Это противоречие – «вопиющий разрыв» (термин А.Койре) между математической астрономией и квалитативистской физикой Аристотеля в рамках птолемеевской космологии. Соответственно, основной мотив создания собственной – гелиоцентрической – программы состоял не в стремлении устранить расхождения определенных положений птолемеевской космологии с опытом, а в соображениях эстетического и метафизического порядка, связанных с осознанием Коперником указанного выше дуализма.

Тем не менее, точка зрения самого А.Койре на генезис коперниканской программы не представляется нам полностью  убедительной. В самом деле, с одной стороны, Койре совершенно справедливо утверждает, что  основным мотивом для создания гелиоцентризма были эстетические и метафизические соображения, но с другой, гелиоцентризм Коперника он объясняет тем, что великому астроному Солнце казалось разумом, управляющим миром и в то же время создающим его.

Действительно, мы приводили выдержку из книги Коперника, со ссылками на Гермеса Трисмегиста. Она сама по себе действительно допускает подобное толкование. Но если мы сравним эту единичную цитату, более похожую на демонстрацию эрудиции, со всем многостраничным корпусом книги Коперника, если мы проанализируем  еще и его многочисленные аргументы против системы Птолемея, то вырисовывается несколько иная картина. Более того, существование языческих склонностей, «огнепоклонничества» у  видного деятеля католической Церкви, каноника фромборкского собора, племянника и секретаря епископа, друга епископов и доверенного лица папы римского довольно странно. Не проще ли предположить, что твердая христианская вера в сотворенность мира единым Творцом по простым и ясным математическим законам, единым для всех его областей, неизбежно вступала в противоречие с действительно языческими представлениями грека Аристотеля и египтянина Птолемея?

Но обратимся к самой работе Коперника. С нашей точки зрения, она сама по себе свидетельствует о том, что именно глубокая религиозность Коперника послужила основным мотивом разработки гелиоцентрической теории. Он и ценил свою работу прежде всего за то, что она открывала «истинную гармонию, симметрию и божественный план мироздания». Обратимся к введению и предоставим слово самому автору.

«После того, как в течение долгого времени я обдумывал ненадежность математических традиций относительно установления движения небесных сфер, я стал досадовать, что у философов не существует никакой более надежной теории движения мирового механизма, который ради нас создан великолепнейшим и искуснейшим творцом (здесь и далее в текстах Коперника курсив мой – РМН.[Коперник 2009, 17].

Ведь неслучайно «многие философы ввиду необычайного совершенства неба  называют его видимым богом. Поэтому, если оценивать достоинства наук в зависимости от той материи, которой они занимаются, наиболее выдающейся будет, конечно, астрономия» [Там же, 20].

В своей гелиоцентрической системе Коперник усматривал убедительное свидетельство божественного провидения. В самом деле, в предисловии к своему основному труду, посвященному «святейшему повелителю великому понтифику Павлу III» Коперник пишет, что «к размышлениям о другом способе расчета мировых сфер меня побудило именно то, что сами математики не имеют у себя ничего вполне установленного  относительно исследования этих движений. Прежде всего, они до такой степени не уверены в движении Солнца и Луны, что не могут при помощи наблюдений и вычислений точно установить на все времена величину тропического года. Далее, при определении движений как этих светил, так и других 5 блуждающих звезд, они не пользуются одними и теми же принципами и предпосылками или одинаковыми способами представления видимых вращений и движений; действительно, одни употребляют только гомоцентрические круги, другие – эксцентры и эпициклы, и все-таки не получается полного достижения желаемого…» [Там же, 17].

Ну и что? Почему же разные части Вселенной нельзя описывать разными способами?  А потому, что они созданы одним и тем же Творцом по единому плану. «Таким образом, с ними  [т.е. с языческими математиками – РМН] получилось то же самое, как если бы кто-нибудь набрал из различных мест руки, ноги, голову и другие члены, нарисованные хотя и отлично, но не в масштабе одного и того же тела; ввиду полного несоответствия друг другу из них, конечно, скорее составилось бы чудовище, а не человек» [Там же].

В полном соответствии с Аристотелем, Коперник был убежден в том, что круговое движение является «наиболее естественным». Поэтому движения небесных тел должны быть либо непосредственно круговыми, либо представлять собой различные комбинации круговых движений. Каждая планета должна двигаться по своему эпициклу с постоянной скоростью. В то же время центр каждого эпицикла должен с необходимостью двигаться с постоянной скоростью по несущей его окружности. Но «те же, которые измыслили эксцентрические круги, хотя при их помощи и получили числовые результаты, в значительной степени сходные с видимыми движениями, однако должны были допустить многое, по-видимому противоречащее основным принципам равномерности движения»[Там же].

Действительно, «в своем круговращении они не кажутся  движущимися равномерно. Оказывается, что Солнце и Луна  движутся то быстрее, то медленнее, а остальные 5 планет, как мы видим, движутся иногда и попятным движением, кое-где останавливаясь. И тогда как Солнце прямо идет по своему пути, эти светила блуждают различным образом, отклоняясь то к северу, то к югу, из-за чего они и были названы планетами, то есть блуждающими» [Там же, 27].

Этимология слова «блуждающий», восходящая к слову «блуд», «блудить» весьма характерна для искренне верующего католика, поэтому неудивительно, что «т.к. и то и другое противно нашему разуму и недостойно предполагать что-нибудь подобное в том, что устроено в наилучшем порядке, то следует согласиться, что равномерные движения этих светил представляются нам неравномерными…в результате того, что Земля не находится в центре кругов, по которым они вращаются» [Там же].

Мировоззрение Коперника и особенно настороженное отношение к аргументам язычника Аристотеля характеризует то, что он не ограничивается отсылкой к этому авторитету для обоснования неприемлемости неравномерного движения. Вместо этого он вводит свой собственный метафизический аргумент: причиной переменной скорости может быть только переменная сила. Бог же, как первопричина всех движений, всегда постоянен.

Фактически Коперник сконструировал настоящую гибридную теорию (аналогичную первой полуклассической теории Планка), положившую начало взаимопроникновению математики Неба в физику Земли. Как образно выразился современный французский историк, «Коперник вкрадчиво, возможно не отдавая себе отчет, вводит в аристотелеву твердыню два небольших допущения, через которые Кеплер, Галилей и  Декарт подорвали эту твердыню» [Шоню 2008, 430].

По сути дела Коперник, найдя благодарную  аудиторию в лице папы Павла III (которому он посвятил свою книгу), папы Климента VII (который не только одобрил работу, но и потребовал, чтобы автор опубликовал ее), своего дядюшки епископа, своего друга епископа Тидемана Гизе и др., порицает Птолемея за язычество. Он критикует египтянина Птолемея за то, что в его изощренно разработанной системе нет, тем не менее, единого Бога, за то, что разные элементы его космологии отражают замыслы разных творцов. Именно таким образом Коперник, возможно того и не желая, подготовил почву для Галилея : если Земля – рядовая планета, то законы математики должны быть применимы и к ее движению вокруг собственной оси и вокруг Солнца, и к движению тел на ее поверхности . В дальнейшем в работах Галилея аристотелевские «естественные движения» превратятся в движения инерциальные.

РАЗВИТИЕ КОПЕРНИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ.

Для более полной и систематической рациональной реконструкции «твердого ядра», «эвристики» и «защитного пояса» коперниканской программы необходимо обратиться к творчеству одного из крупнейших теологов и философов XV в. – кардинала Николая Кузанского [Ахутин 2005]. Это в его работах метафизические интуиции, составлявшие «дух времени» и подпитывавшие творчество Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта и Ньютона, получили продуманный, систематический и последовательный характер. Монотеистический креационизм кардинала Кузанского был направлен против птолемеевско - аристотелевского космоса: в качестве «тварного»  небо ничем не отличалось от земли. Сама реальность сотворенного содержит в себе божественную бесконечность, несхватываемую никакими понятиями. В итоге Кузанский формулирует даже квазигалилеевский «принцип относительности». «Нам уже ясно, что наша Земля в действительности движется, хотя мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным. В  самом деле, если бы кто-нибудь на корабле, среди воды, не знал, что вода течет, и не видел берегов, то как бы он заметил движение судна? В связи с этим, поскольку каждому, будь он на Земле, на Солнце или на другой звезде, всегда будет казаться, что он  как бы в неподвижном центре, а все остальное движется, он обязательно будет каждый раз устанавливать себе разные полюса, одни – находясь на Солнце, другие – находясь на Земле, третьи – на Луне,  на Марсе и т.д. Окажется, что машина мира будет как бы иметь повсюду  центр и нигде – окружность …» [Кузанский 1979, 133–134].

С другой стороны, ренессансная трактовка человека как «второго бога», умелого творца идеальных (математических) мыслительных «сущностей», закладывала теоретико-методологические основы математического естествознания.

Вдохновляясь идеями Коперника и Платона (особенно его диалога «Тимей»), а также собственными астрономическими наблюдениями, сделанными при помощи недавно изобретенного телескопа, Галилей низводит математику с небес. Если Земля – всего лишь одна из планет, то законы математики, применявшиеся  ранее для описания движения всего того, что происходит в надлунном мире, применимы теперь и к ее движению как целого, и к тому, что происходит на ее поверхности.

Как отмечает в «Диалоге» в споре с аристотелианцем Симпличио коперниканец Сальвиати, «а в отношении Земли - мы стараемся облагородить ее и сделать более совершенной, стремясь уподобить ее небесным телам и в известном смысле поместить ее на небо, откуда ваши философы ее изгнали» [Галилей 1948, 44]. Или, как более точно и определенно выразился другой участник «Диалога» - венецианец Сагредо, подводя итоги первого дня дискуссий, «главная тема вчерашних рассуждений заключалась в исследовании двух мнений и того, какое из них более вероятно и обосновано : то ли, которое считает субстанцию небесных тел невозникающей, неуничтожаемой, неизменной, непреходящей, словом, свободной от всякой перемены, за исключением перемены места, а потому признает существование пятой стихии, весьма отличной от наших стихий, образующих земные тела, возникающих, уничтожаемых, изменчивых и т.д., или другое, которое отрицает такое различие частей вселенной и считает, что  Земля наделена тем же самым совершенством, как и другие тела, входящие в состав вселенной, т.е. является подвижным и блуждающим шаром, подобным Луне, Юпитеру, Венере и др. планетам, … в конце  концов мы пришли к заключению, что это второе мнение вероятнее первого» [Там же, 91].

Но, с точки зрения физики Аристотеля, система Коперника бессмысленна, поскольку, в соответствии с концепцией естественного движения, движение Земли (неважно – вокруг собственной оси или вокруг Солнца) физически невозможно. Естественное движение земных тел (камней и воды) состоит в прямолинейном движении по направлению к центру вселенной.

Каждое простое тело может участвовать в одном и только в одном естественном движении. Учение же Коперника стремится приписать Земле по меньшей мере три естественных движения: вращение Земли как целого по орбите вокруг Солнца; вращение Земли вокруг своей оси и участие земных тел в свободном падении к центру Земли. Как отмечал в «Диалоге» Сальвиати, «все соответственные свойства, которыми по Аристотелю отличаются небесные тела от элементарных, выводятся им из различия естественных движений первых и вторых. Таким образом, если отрицать, что круговое движение присуще только небесным телам, и утверждать, что оно свойственно также всем естественно движущимся телам, то с необходимостью придется признать, что такие атрибуты, как возникаемость или невозникаемость, изменяемость или неизменяемость, делимость или неделимость и пр. в равной мере принадлежат всем мировым телам, т.е. как небесным, так и элементарным, и что неправильно и ошибочно Аристотель вывел из кругового движения те атрибуты, которые он приписал небесным телам» [Галилей1948, 43].

Таким образом, в борьбе за реализацию коперниканской программы необходимо было подорвать физику Аристотеля. И в  программном  сочинении «Пробирных дел мастер» (1623) Галилей провозглашает: «Философия природы написана в величайшей книге, которая всегда открыта перед нашими глазами, - я разумею Вселенную, но понять ее сможет лишь тот, кто сначала выучит язык и постигнет письмена, которыми она начертана. А написана эта книга на языке математики, и письмена ее – треугольники, окружности и другие геометрические фигуры, без коих нельзя понять по-человечески ее слова: без них – тщетное кружение  в темном лабиринте» (цит. по: [Клайн 1984, 58].

И для того, чтобы у  читателей не возникало  никаких сомнений в том, кем эта замечательная книга написана, позже, в знаменитом  введении к  «Диалогу» Галилей подчеркивает: «Вернейшее средство направить свой взгляд вверх – это изучить великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии. Хотя все, что можно прочесть в этой книге, является творением всемогущего художника и расположено самым совершенным образом, наиболее достойно изучения в первую очередь то, что показывает нам творение и творца с более возвышенной стороны» [Галилей 1948, 21].

Судя по всему, галилеевская интерпретация христианской теологии вдохновлялась и направлялась Платоном, в частности мифом о сотворении мира, изложенным в его знаменитом диалоге «Тимей» (любимом диалоге и одного из основателей квантовой теории В. Гейзенберга, который использовал его в качестве регулятивного принципа в физике элементарных частиц). Персонаж этого платоновского произведения – Демиург (верховный бог) – нарезав в пространстве маленькие треугольнички, сотворил из них элементарные тела, а из этих  тел, в свою очередь, реальные тела, растения, животных, человека … Более того, именно благодаря  «Тимею» понятие бога-творца было обогащено понятием извечно предустановленного им плана.

Итак, природа проста и в высшей степени упорядочена именно потому, что при сотворении мира Бог вложил в него строгую математическую необходимость. Поэтому математическое знание не просто истинно, но священно, - и даже в большей степени, чем Библия. Если по поводу интерпретаций Священного писания существует много разногласий, то математические истины бесспорны.

С другой стороны, когда на этот раз уже в «Диалогах» венецианец Сагредо выражает притворное удивление, почему система Коперника, если она так хорошо согласуется с фактами, не является до сих пор, мягко говоря, общепринятой, флорентинец Сальвиати с достоинством парирует: «Вас удивляет, что у  пифагорейского учения так мало последователей, я же изумляюсь тому, что находятся люди, которые усваивают это учение и удивляются ему, и я не могу достаточно надивиться возвышенности мысли тех, которые его приняли и почли за истину: живостью своего ума они произвели такое насилие над своими чувствами, что смогли предпочесть то, что было продиктовано им разумом, явно противоречащим показаниям чувственного опыта» [Галилей 1964, 423].

В целях последовательной математизации Галилей  коренным образом преобразует методологию естественных наук, возведя идеализацию и мысленный эксперимент на пьедестал ведущих методов научного познания.

Все это и позволило ему, помимо прочего,  как сформулировать «принцип инерции», так и вплотную подойти ко второму закону Ньютона.

Сходные платоновские (и неоплатонистские) установки, а особенно -  «восхитительное соответствие между Космосом и Божественной Троицей» привели Кеплера к поиску математических законов, управляющих движением планет. Между взглядами Коперника и Кеплера было одно принципиально важное отличие. Для Коперника движение планет было, как и для Птолемея, круговым; поэтому оно не требовало какой-либо причины и происходило по инерции. Поэтому Солнце не было для него «центром силы» и положение его вовсе не обязано было совпадать с центром земной орбиты.  Только Кеплер, размышляя об источнике движущей силы планет, раскрыл роль Солнца, и эта идея помогла ему раскрыть механику движения планет [Данилов, Смородинский 1973].

Кеплер сделал второй шаг к единству математической астрономии и физики, открыв законы, грубо нарушающие аристотелевско-птолемеевский принцип равномерного вращения небесных тел. Три закона Кеплера оказались первыми научными законами, сформулированными в математической форме. «Небо» начало сокрушать квалитативистскую физику. Гармоничный союз небесного и подлунного отодвинул в сторону  физику Аристотеля.

Главной задачей всего творчества И. Ньютона  было открытие единых законов, управляющих движением тел как на небе, так и на земле. В самом деле, согласно галилеевскому «принципу инерции», тела должны двигаться «естественно» - равномерно и прямолинейно – до тех пор, пока на них не начнут действовать какие-либо силы. Но планеты Солнечной системы в соответствии с законами Кеплера обращаются вокруг  Солнца по эллипсам. Следовательно, должна существовать некая сила, постоянно вынуждающая планеты отклоняться от состояния прямолинейного и равномерного движения. Судя по всему, на планеты действует сила со стороны Солнца.

С другой стороны, хорошо известно, что и Земля как-то притягивает находящиеся на ней тела. Поэтому уже Декартом была поставлена задача объединения обеих теорий  притяжения в единой теории. Первое, что должен был на этом пути сделать Ньютон, руководствуясь позитивной эвристикой Коперника и Галилея, это продемонстрировать, что та же самая сила, которая притягивает все тела к Земле, заставляет и Луну вращаться вокруг Земли. Именно это и было сделано в «Математических началах натуральной философии» (1687). Как резюмирует в предисловии к этой книге ее издатель: «Таким образом, установлено, что центростремительная сила, которою Луна постоянно отклоняется от касательной к своей орбите, есть сила тяжести Земли, распространяющаяся до Луны» [Ньютон 1989, 32].

При решении главной проблемы своей жизни Ньютон, конечно, по его собственным словам, «стоял на плечах гигантов»; прежде всего он руководствовался эвристикой Галилео Галилея, которого глубоко почитал. Неслучайно в предисловии к первому изданию «Математических начал натуральной философии» их автор отмечает: «Так как древние, по словам Паппуса, придавали большое значение  механике при изучении природы, то новейшие авторы, отбросив субстанции и скрытые свойства, стараются подчинить явления природы законам математики. В этом сочинении имеется в виду тщательное развитие приложений математики к физике… поэтому и сочинение это нами предлагается как математические основания физики» [Ньютон 1936, 1–3].

В методологии Ньютона типично галилеевское требование «подчинить явления природы законам математики» представляется основным : надо так по-галилеевски «изнасиловать» свои чувства, возникающие при созерцании природных явлений, так препарировать их, представить их в таком высушенном и расчлененном виде, чтобы результаты их деятельности  допускали аналитическую обработку. Это прежде всего относится к основным понятиям базисной идеальной модели классической механики – понятиям  «сила», «пространство» и  «время», которые приобретают характер математических идеализаций.

Создав «твердое ядро» своей программы за счет синтеза гибридных теоретических схем Коперника, Кеплера, Гука и Галилея в виде конъюнкции трех законов динамики с законом всемирного тяготения, Ньютон наконец-то обеспечил постоянный эмпирически-прогрессивный рост коперниканской программе.

Литература

Аристотель 1936 – Аристотель. Физика. 1936.

Аристотель 2006 – Аристотель. Метафизика. М., 2006.

Ахутин 2005 – Ахутин А.В. Поворотные времена. Спб. 2005.

Галилей 1948 – Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой. М.-Л., 1948.

Галилей 1964 – Галилей Г. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. М., 1964.

Гингерих 1973 – Gingerich O. The Copernican Celebration. Science Year. 1973.

Данилов, Смородинский 1973 – Данилов Ю.А., Смородинский Я.А. Иоганн Кеплер: от «Мистерии» до «Гармонии»// УФН. 1973. Т.109. Вып. 1.

Дюркгейм 1995 – Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Кельвин 1901 – Kelvin L. 19-th Century Clouds over the Dynamical Theory of Heat and Light // Philosophical Magazine, 1901.Vol.2, July.

Клайн 1984 – Клайн М. Математика: утрата определенности. М., 1984.

Клайн 2007 – Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 2007.

Койре 1985 – Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Коперник 2009 – Коперник. О вращении небесных сфер. Спб.. 2009.

Кузанский 1979 – Николай Кузанский. Соч. в 2 томах. Т.1. М., 1979.

Кун 1957 – Kuhn T.S. The Copernican Revolution: Planetary Astronomy in the Development of Western Thought. Cambridge: Harvard University Press, 1957.

Кун 1963 – Kuhn T.S. The Function of Dogma in Scientific Research // Crombie A.C. (ed.) Scientific Change? 1963.

Лакатос, Захар 1974 – Lakatos Imre & Zahar Elie. Why did Copernicus’s Research Program Supersede Ptolemy’s // The Copernican Achievement. University  of California, Los Angeles, 1974.

Нугаев 1993 – Нугаев Р.М. Специальная теория относительности как результат взаимодействия термодинамики, статистической механики и максвелловской электродинамики.// Физическое знание: его генезис и развитие. М., 1993.

Нугаев 1999 – Nugayev R.M. Reconstruction of Mature Theory Change: A Theory –Change Model. Frankfurt am Main. 1999.

Нугаев 2000 – Nugayev R.M. Early quantum theory genesis in the intertheoretic context // Annales de la Fondation Louis de Broglie. 2000. Vol. 25. Numero 3.

Нугаев 2007 – Нугаев Р.М. Проблема роста социогуманитарного знания //Вопросы философии. № 8. 2007.

Ньютон 1936 – Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов акад. А.Н. Крылова. Т.7. М.- Л., 1936.

Ньютон 1989 – Ньютон Исаак. Математические начала натуральной философии ( под ред. Л.С. Полака). М., 1989.

Томассон 1992 – Thomason N. Could Lakatos even with Zahar’s Criterion for novel fact, evaluate the Copernican Research Programme ? // The British Journal for the Philosophy of Science. 1992 Vol. 43(2).

Шоню 2008 – Шоню П. Цивилизация классической Европы. М., Екатеринбург. 2008.

 
« Пред.   След. »