Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на кн.: В.С. Семенов. Судьбы философии в сегодняшней России
Рец. на кн.: В.С. Семенов. Судьбы философии в сегодняшней России | Печать |
Автор Гуревич П.С.   
28.07.2011 г.

В.С. СЕМЕНОВ. Судьбы философии в сегодняшней России. М.: Книжный дом «Либроком», 2011, 592 с.

 

 

В.С. Семенов - известный специалист по социальной философии и политологии. Он - автор многих книг и статей, в которых проанализированы противоречия современной эпохи, обоснована необходимость движения России по новому пути общественного и цивилизационного развития. Его статьи 1970-1980-х гг. по проблемам противоречий социализма, в том числе и антагонистических, вызывали острые дискуссии. Работы последнего времени, такие как книги «Уроки XX века и путь в XXI в.» (2000) и «Социализм и революции XXI в.: Россия и мир» (2009), содержат серьезный анализ современной российской действительности в связи с мировыми процессами.

Обращаясь к новой книге В.С. Семенова, надо отметить, что озабоченность судьбами философии в нашей стране имеет не только общие предпосылки. Философия и ее служение не подчиняются утилитарным законам. Высокое культурное сознание, по выражению Г.Г. Шпета, находит самое себя, довлеет себе. Стало быть, оно не нуждается в практических приложениях. Но что такое «вольное бытие» философии, о котором печется русский мыслитель?  Довольны ли мы нынешним состоянием философской мысли в России? Нет ли оснований для строгого самоотчета, для обозначения тех тенденций, которые мешают развитию отечественной философии? В своей гражданской позиции В.С. Семенов, можно сказать, выступает от имени целого отряда исследователей, которые, как ему кажется, выражают  сходную мировоззренческую установку. Поэтому жанр монографии необычен. Автор предоставляет возможность отдельным философам присутствовать в его книге в виде едва ли не полных статей, ими написанных.

С одной стороны, считает автор, нет оснований печалиться о перспективах отечественной философии. В центре и на местах издается значительное число монографий, учебников, тематических сборников. Немало материалов В.С. Семенов черпает из заседаний клуба «Свободное слово». Его президент В.И. Толстых считает, что Институт философии АН СССР - РАН сыграл заметную роль в развитии отечественной духовной культуры.

Разумеется, подбор философских текстов, их интерпретация в книге подчинены сугубо индивидуальному замыслу. Почему, скажем, раздел о смысле и исконной миссии русской прогрессивной философии автор начинает с А.Ф. Лосева? Возможно, потому, что находит в его работах логически выверенное и развернутое определение основных особенностей русской философии.

В.С. Семенов прослеживает пути социальной философии, особенно отечественной. Он излагает мысли К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. При этом автор подчеркивает социальность русской философии, последовательное отстаивание ею идей и принципов совместности, взаимности, общности, коллективизма, «соборности», коммуникабельности образа жизни российских людей. Он характеризует философски обоснованную нацеленность и ориентацию общественных, личностных отношений в России на принципы и нравственные нормы товарищества, взаимопомощи, социальной справедливости и социального равенства, братства.

Читатель с интересом проследит характеристику четырех линий философского критического перелома на стыке последних десятилетий. Этот перелом репрезентирован в книге ссылками на А.И. Фурсова, Б.Ф. Славина, В.И. Толстых, В.М. Межуева. Автор разделяет тревогу И.А. Гобозова о том, что в настоящее время в философии нередко доминирует резко отрицательное отношение к классическим философским традициям: отвергаются классические категории философии, игнорируются проверенные практикой философские методы исследования объективного мира, отвергаются принципы строгого научного мышления и доказательности. Словом, часто отвергается все, благодаря чему философия тысячелетиями успешно развивалась.

Книга пронизана публицистическим духом. В.С. Семенов выступает против насаждения невежества, варваризации духовной жизни страны. С другой стороны,  он критикует «религиозное возрождение», осуществляющееся часто за счет осуждения свободомыслия и атеизма. Кризис духовно-социальный, ценностный, мировоззренческий  автор оценивает как общенациональную катастрофу (см. с. 122).

 В.С. Семенов настаивает на том, что человек ныне нуждается в кардинальных "восстановительных и обновленческих процессах". Ибо в России за последние десятилетия XX в. и первое десятилетие XXI столетия человек был во многом отчужден от себя, изломан, принижен, примитизирован. Поэтому ему следует решительно вернуться к самому себе, к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, к простоте и человечности. А это и означает быть человеком как самореализующейся личностью посредством активной и творческой полнокровной жизни (см. с. 538).

С прогрессом цивилизации, отмечает В.С. Семенов, происходит нарастающее диалектическое движение от всепоглощающего доминирования экономики к установлению в обществе более сбалансированного, гармоничного соотношения экономики и культуры, экономики и морали. Вообще новое ныне заключается в том, что в современных условиях все больше проявляется и действует объективная тенденция установления более гармонического соотношения и единства между материальной и духовно-культурной цивилизацией.

На данную актуальнейшую проблему ухода общества от перекоса в сторону только экономики,  подчеркивает автор, самое серьезное внимание обратил акад. А.А.Гусейнов в приведенной в книге аналитической статье. По его словам, "абсолютизация роли экономики в развитии общества на протяжении ряда столетий была необходимым явлением. Она была необходимой, чтобы открыть материальное производство, профессиональный труд как арены творческой и достойной деятельности, преодолеть аристократические предрассудки о благородных и неблагородных занятиях. Это как раз и было преувеличением, способствовавшим развитию экономической сферы деятельности... Главное сейчас - это найти новую парадигму ответственности. Этика будущего - это этика ответственного поведения человека. Этика поступка, предполагающая активную, деятельную позицию. Человек всегда ориентируется на счастье, стремится к совершенству жизни. В социальном аспекте мораль всегда выступает как справедливость, сопряжена с представлениями о равенстве людей в их достоинстве и праве на осмысленную жизнь... "Необходимо сочетать единство мира в сфере технологий, экономики, информации с его культурным многообразием. А это возможно только в том случае, если отказаться от капиталистического, экономико-центрированного строя общественной жизни".

В России традиция приоритета морально-нравственных начал, принципов справедливости, социального единения, подчеркивает В.С. Семенов, реально выражалась в повседневных отношениях тесного социального общения людей, их общинности, товарищества, коллективизма. В этих  ценностях -  важные духовно-социальные преимущества человеческого типа бытия в России.

В.С. Семенов говорит о расколе российской интеллигенции, который привел к диктату антикультуры, бездуховности. Практика и опыт всемирного развития человечества подтверждают, как отмечает автор, что закономерности развития цивилизации, при их опоре на объективные основы общества и культуры, в реальном историческом процессе вовсе не оказывались полностью совпадающими, синхронными, аналогичными с закономерностями развития общества и культуры. По справедливому мнению В.С. Семенова, присущие России социальные и духовные ценности - основа своеобразия и прогресса страны. Чувство социальной общности составляет «духовную плоть» российского народа и формируемую на этой основе систему морали.

Размышляя о выборе страны, В.С. Семенов полагает, что нам нужно наверстать упущенное. За годы горбачевской «перестройки» и ельцинских «реформ» Россия сильно отстала в технологическом и технико-экономическом развитии от передовых стран. Инновационная экономика, как известно, составляет основу и базу общественного прогресса и  определяет достойное место страны в системе международно-экономических и политических связей.

Рассматривая структуру книги, я в какой-то момент подумал, что, может быть, следовало статьи таких известных философов, как В.С. Степин, А.А. Гусейнов, А.А. Зиновьев,  вынести за пределы авторского изложения и дать в виде приложения. Однако я понимаю, что в этом случае книга утратила бы свою панорамность, разрушилась бы,  вероятно, логика авторского построения. Ссылки на других авторов даются только в том случае, когда это нужно для подкрепления и большей основательности выводов В.С. Семенова.

Здесь интересной представляется мне попытка создать историю отечественной философии под неожиданным углом зрения. Следующие один за другим лучшие материалы «Свободного слова» - это уже не только «былое», но и «думы». Воздав должное коллегам, единомышленникам, В.С. Семенов не отказывается от обобщающих размышлений и выводов. Он отмечает, что важнейшая особенность культуры заключается в том, что она дает возможность конкретному человеку, индивиду, всегда, несомненно, ограниченному в силу объективных и субъективных причин в своих проявлениях, средствами творческой культурной деятельности выражать всю  возможную полноту, совершенство и универсальность человека.

Разумеется, книга В.С. Семенова не претендует на полноту разработки социально-философской тематики. За пределами его внимания остались многие значительные работы отечественных философов, которые могли бы расширить рамки монографического замысла. Однако есть все основания считать книгу В.С. Семенова своеобразным явлением в нашей философской литературе. Ее достоинство в том, что она выражает корпоративный дух философского творчества.

 

                                                                         П.С. Гуревич

 
« Пред.   След. »