Главная arrow Все публикации на сайте arrow Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде
Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде | Печать |
Автор Журавлева Е.Ю.   
28.06.2011 г.

В статье рассматриваются модели исследовательских практик расширяющих границы современных гуманитарных наук в цифровой среде: «гуманитарные вычисления», «гуманитарная информатика», «Цифровые гуманитарные науки», «Электронные гуманитарные науки», «цифровые исследования в гуманитарных науках», «Исследования нового медиа», «кибергуманитарные науки», «семантические гуманитарные науки». Особое внимание уделено способам возникновения, институциональным характеристикам, чертам сходства и различия моделей.

The article discusses the system of research practices aimed to enhance the border of modern humanities in the digital environment in the form of models of Humanities computing or computing in the Humanities, Humanities Informatics, Digital Humanities, E-Humanities, Digital scholarship in the Humanities, New Media Studies, CyberHumanities, Semantic Humanities. Particular attention is paid to the methods of origin, institutional characteristics, similarities and differences.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гуманитарные вычисления, гуманитарная информатика, цифровые гуманитарные науки, цифровые гуманитарные науки 2.0, гуманитарные науки 2.0, электронные гуманитарные науки, цифровые исследования в гуманитарных науках, исследования нового медиа, кибергуманитарные науки, семантические гуманитарные науки.

KEYWORDS: humanities computing, humanities informatics, digital humanities, digital humanities 2.0, Humanities 2.0, e-humanities, digital scholarship in the humanities, new media studies, cyberhumanities, semantic humanities.

 

С конца XX - нач. XXI в. гуманитарные науки находятся под влиянием изменений, которые связаны с научной политикой, исследовательскими практиками, ролью творчества, информационно-коммуникационными инфраструктурами, междисциплинарными отношениями и, в целом, с возникновением глубинных сетевых структур процесса производства знаний и продуктов научного труда.

Важным аспектом современных трансформаций гуманитарных наук является деятельность ученых, которые расширяют использование и исследование информационно-коммуникационных технологий, как в качестве научного инструмента, так и в роли социокультурного объекта, нуждающегося в анализе. В США были получены данные о том, что 6% гуманитарных исследований в 2005 г. были проведены с использованием сетевой инфраструктуры и цифровых инструментов[1]. Новые «цифровые практики» подготавливают основу для возникновения инновационных исследовательских технологий, и, возможно, для изменений в парадигме гуманитарных наук.

В настоящее время суммарный комплекс кейсов, исследовательских практик и технологий в цифровой среде превращается в то, что можно обозначить как «гуманитарные вычисления» или «компьютинг в гуманитарных науках», «гуманитарная информатика», «цифровые гуманитарные науки», «электронные гуманитарные науки», «цифровые исследования в гуманитарных науках», «исследования нового медиа», «кибергуманитарные науки», «семантические гуманитарные науки».

Множественность моделей и терминов, обозначающих сферы пересечений информационно-коммуникационных технологий и гуманитарных наук связана с историческими, политическими, дисциплинарными и образовательными контекстами.

Если подвергнуть анализу историю данного вопроса, то можно выделить три способа создания моделей гуманитарной науки в цифровой среде. Первый способ заключается в непосредственном переносе практик гуманитарных наук в цифровую среду, именно тогда были провозглашены и тут же забыты интернет-история, интернет-философия и т. п., но благодаря этому процессу фактически образовались дополнительные ресурсы оцифрованной информации. Учитывая мнение Дж. Ансворта об исследовательской работе в гуманитарных науках[2], который выделил ее четыре составляющие: чтение, письмо, рефлексия и абстрагирование, можно отметить, что первый способ более соответствует двум элементам исследовательского процесса - чтению и письму.

Поддержка и привлечение ученых-гуманитариев к инициативам в области фундаментальной и прикладной информатики составляет суть второго способа и раскрывается через содержание дисциплин «гуманитарные вычисления» и «гуманитарной информатики».

Одним из основателей направления «Гуманитарные вычисления» является Р. Баса, который в конце 1940-х гг. занялся процессами автоматизации лингвистического анализа письменных текстов Ф. Аквинского. Первичный эффект от вычислений заключается не в ускорении темпа проведения гуманитарных научных исследований считает Р. Баса, а в предоставлении ученым новых методов и новых парадигм для решения извечных проблем в исследовании культурных артефактов человечества [Баса 1980, 83].

У. Маккарти описывает динамику развития модели «Гуманитарные вычисления» от эпистемической взаимосвязи «компьютер и гуманитарные науки» через «вычисления в гуманитарных науках» к «гуманитарным вычислениям». Центральной темой «гуманитарных вычислений» как дисциплины должна стать трансформация культурных артефактов и гуманистических подходов в «легко поддающиеся вычислительной обработке данные». У. Маккарти подчеркивает роль сферы «гуманитарных вычислений» не в качестве технологического придатка гуманитарной науки, а как еще один способ получения знаний и эпистемической практики гуманитарных наук [Маккарти 2005, 288].

Продолжая традиции «гуманитарных вычислений» в апреле 2008 г., американский Национальный Фонд поддержки гуманитарной науки объявил о новой инициативе «Гуманитарные высокопроизводительные вычисления»[3]. В рамках инициативы «Гуманитарные высокопроизводительные вычисления» был объявлен конкурс на использование 1 млн часов работы процессоров суперкомпьютеров Национального энергетического научно-исследовательского центра[4]. Гуманитарные высокопроизводительные вычисления это область использования высокопроизводительных компьютеров для осуществления гуманитарных и социальных научных проектов. В настоящее время лишь небольшой процент от общего числа ученых-гуманитариев применяют высокопроизводительные вычисления. Но так как ученые-гуманитарии часто работают с огромными комплексами неструктурированных данных, инициатива «Гуманитарные высокопроизводительные вычисления» предлагает гуманитариям возможности сортировки и анализа для лучшего их понимания и визуализации. В результате конкурс выиграли три проекта: проект цифровой библиотеки Персей под руководством Г. Крейна, университет Тафтс в г. Медфорд, шт. Массачусетс[5]; проект «культурная аналитика» Л. Мановича, г. Сан-Диего, университет Калифорнии и проект «цифровых изображений, полученных в результате трехмерной оцифровки исторических статуй и зданий» (рук. Д. Колер, Институт передовых технологий в гуманитарных науках г. Шарлоттсвилль, штат Вирджиния).

Если зафиксировать институциональные качества, присущие сфере «гуманитарных вычислений» как академической дисциплине, то они прослеживаются в полной мере: ассоциации[6], журналы[7], международные конференции, департаменты и подразделения в научных учреждениях и образовательные программы.

Как научная область «гуманитарная информатика» в отличие от сферы «гуманитарных вычислений», имеющей прикладную ориентацию, в большей степени существует для изучения теоретических вопросов взаимосвязи между развитием современного человечества и информационно-коммуникационными технологиями. Термин «гуманитарная информатика» с начала 1990 гг. используется в некоторых странах Европы (Италия, Норвегия[8], Финляндия, Дания, Нидерланды[9]) и России чаще всего как синоним вначале «гуманитарных вычислений», а позднее «цифровых гуманитарных наук».

В исследовательском контексте «гуманитарную информатику» следует представлять как фундаментальную научную дисциплину, которая изучает информационные процессы, происходящие в гуманитарных системах различной природы, с помощью методов формализации, информационного моделирования и компьютерного эксперимента.

Третий способ создания моделей гуманитарной науки в цифровой среде заключается в формировании системы новых исследовательских практик и технологий. Этот способ в большей или меньшей степени заложен в основу моделей «цифровых гуманитарных наук», «электронных гуманитарных наук», «цифровых исследований в гуманитарных науках», «исследований нового медиа» и понятиях «кибергуманитарной науки», «семантической гуманитарной науки».

П. Свенсон рассматривает «гуманитарные вычисления» в качестве инструментальной площадки «цифровых гуманитарных наук» и считает, что «гуманитарные вычисления» представляют более соответствующий современности термин «цифровые гуманитарные науки». «Цифровые гуманитарные науки» по природе являются разнородной областью пересечения дисциплинарных границ, а также традиционных барьеров между теорией и практикой, технологическим воплощением и теоретическими размышлениями. Но простое переименование «гуманитарных вычислений» в «цифровые гуманитарные науки» несет с собой множество эпистемических обязательств, которые не всегда совместимы с широким и всеобъемлющим понятием «цифровые гуманитарные науки». В частности, П. Свенсон предполагает, что определенные напряжения возникают из-за инструментального, текстуального и методологического фокусирования «гуманитарных вычислений», а также вследствие недостаточного рассмотрения категории «цифровой» как объекта исследования [Свенсон 2009, 80-82].

Во многих определениях «цифровых гуманитарных наук» подчеркивается разнородность ее исследовательских практик и существенная практическая составляющая содержания исследований. В Манифесте цифровых гуманитарных наук, «цифровые гуманитарные науки» определяются как неоднородная среда, матрица конвергентных практик, которые исследуют человечество и для которых распространение печатных источников не является единственной или нормативной средой для производства и/или распространения знания[10]. «Новый комплекс практик, использующих новые конфигурации технологий, обращенные к исследовательским проблемам отраслей знания», именно так раскрывает содержание «цифровых гуманитарных наук» К. Боргман [Боргман 2010, 3].

В целом, «цифровые гуманитарные науки» это область применения новых информационных технологий в качестве вспомогательного средства для поддержки гуманитарных наук, созданная для задач сохранения, реконструкции, передачи и интегрирования знаний людей [Фреше 2009, 35].

Таким образом, «цифровые гуманитарные науки» - это собирательный термин для широкой сферы практик по созданию, применению и интерпретации новых цифровых и информационно-коммуникационных технологий в гуманитарных науках. Эти практики не ограничиваются традиционными гуманитарными сферами[11], а воздействуют на многие дисциплины, включающее в себя в совокупности историю, антропологию, искусство и архитектуру, информационные науки, кино и медиаисследования, археологию, географию и социальные науки.

Т. Пресне и С. Джонсон предполагают, что появление «цифровых гуманитарных наук» предопределено эволюционным расширением традиционных границ гуманитарных наук, которое не замещает или не отменяет гуманитарные проблемы[12].

В настоящее время существуют попытки создания типологии «цифровых гуманитарных наук» и исследование их характеристик. Т. Макферсон предложила типологию цифровых гуманитарных наук, в которой она различает «гуманитарные вычисления», «блоггинг гуманитарных наук» и «мультимодальные гуманитарные науки». «Гуманитарные вычисления» - это область создания инструментов, инфраструктуры, стандартов, коллекций. «Блоггинг гуманитарных наук» является разделом производства медиасетевой структуры и цифрового сотрудничества. «Мультимодальные гуманитарные науки» представляют собой сферу объединения научных инструментов, баз данных, сетевой структуры сотрудничества и создания медиа, использование возможностей видео-и аудиомедиа. Нужно отметить, что инструменты, которые применяются в «гуманитарных вычислениях», заметно отличаются от инструментов, используемых в «мультимодальной гуманитарной науке» [Макферсон 2009, 120].

Одной из задач создания «цифровых гуманитарных наук» как дисциплины является изменение представлений о научном документе. Научный документ, в контексте «цифровых гуманитарных наук» получил название «динамический научный документ» и объединяет в себе не только текст, но и мультимедиа, метаданные и динамичные среды. Примерами подобного вида научного документа являются проект «Долина теней[13]» и сетевой мультимедиа журнал «Векторы[14]».

Современные «цифровые гуманитарные науки» имеют несколько форм институционального присутствия: центры, альянс организаций цифровых гуманитарных наук[15], ежегодные конференции и тематические журналы[16], образовательные программы[17].

Как организационные единицы, центры цифровой гуманитарной науки возникли в 80-х гг. XX в., а в последнее десятилетие, по мнению Д. Зорич, являются движущей силой в реализации цифровых исследований [Зорич 2009, 70]. Цель создания центров цифровых гуманитарных наук заключается в развитии гуманитарных наук в целом, создании новых форм знаний и изучения влияния технологий на гуманитарные дисциплины.

М. Бэйл выделяет две волны в развитии «цифровых гуманитарных наук» [Бэйл (ред.) 2010, 7]. Первая волна исследований в рамках «цифровых гуманитарных наук» соответствует периоду конца 1990-х - начала 2000-х гг. и характеризуется реализацией широкомасштабных проектов по оцифровке и созданием технологической инфраструктуры. Также к проектам первой волны М. Бэйл с коллегами относит разработку структур для анализа текста (таких, как системы классификации, разметка текстов, кодировка текстов и научное редактирование) в пределах установленных дисциплин. Вторая волна «цифровых гуманитарных наук», которая начинается с 2007 г. и длится по настоящее время получила название «цифровые гуманитарные науки 2.0». «Цифровые гуманитарные науки 2.0» - научная модель, основной целью которой является создание условий и инструментов для производства, управления и взаимодействия со знанием, которое имеет «цифровое происхождение» и представлено в различных цифровых контекстах. По сравнению с первой волной «цифровые гуманитарные науки 2.0» вводят в употребление совершенно новые дисциплинарные парадигмы, конвергентные области, гибридные методологии, а также новые модели публикации, которые часто ограниченны культурой печати.

По мнению К. Дэвидсон и Т. Макферсон, развитие совокупности практик в «цифровых гуманитарных науках 2.0» приведет к появлению «гуманитарных наук 2.0», которые относятся к гуманитарным практикам, возникающим в процессе создания, распределения, сотрудничества, экспериментирования и развития гуманитарного знания в сетевой цифровой среде в целом. «Гуманитарные науки 2.0» отличаются от масштабной, первой ступени, огромным количеством проектов, характеризующихся интерактивностью и открытостью относительно участия в различных комплексах теоретических предпосылок, децентрализации знания и значения [Дэвидсон 2008, 708], [Макферсон 2009, 119].

В Австралии, во многих странах Европы и Азии при рассмотрении гуманитарных наук в сетевой цифровой среде подчеркивается взаимосвязь гуманитарных наук с электронной наукой (e-Science), что в свою очередь обусловлено особенностями национальной научной политики. Под гуманитарными науками в контексте e-Science понимают развитие и развертывание сетевой инфраструктуры и культуры посредством вычислительных мощностей, данных, экспертиз или субъектов власти, которые распределены в безопасной среде, с возникновением новых форм сотрудничества и новых передовых методологий[18].

Электронные гуманитарные науки - это понятие, обозначающее исследования в сфере гуманитарных наук с использованием Интернет-инструментов по созданию веб-содержания научно-исследовательских интерфейсов, Веб-архивов и Веб-коллекций[19].

По мнению Х. Неврез, А. Эшенбреннер, Ф. Локмейр, «электронные гуманитарные науки» как цифровая среда расширяются непрерывно, и следующим шагом будет являться пересечение областей современных сетевых технологий и общественного программного обеспечения. Доступность первичных данных; представление в сети первичных данных; доступность общих инструментальных средств для анализа; сотрудничество между учеными через дисциплины - все эти характеристики являются составной частью «Электронных гуманитарных наук»[20].

Одним из флагманов развития «Электронных гуманитарных наук» является Великобритания, в которой представители дисциплин гуманитарных наук и искусства начинают участвовать в программе «электронной науки» с 2004 - 2005 гг. посредством исследовательской программы «Информационно-коммуникационные технологии для искусства и гуманитарных наук», финансируемой советом по исследованиям в сфере искусств и гуманитарных наук. В 2007 г. совет по инженерным и физическим научным исследованиям и Объединенный комитет по информационным системам выделили дополнительные средства для финансирования семи программ в сфере искусств и гуманитарных наук, которые включают в себя музыковедение, археологию, музейные исследования и прикладное искусство. В дополнение к семи проектам, Центром поддержки электронных наук в сфере искусств и гуманитарных наук был создан Центр электронных исследований при Королевском колледже Лондона для координации, понимания и развития электронной науки в области искусства и гуманитарных наук.

Наблюдается явное противоречие между установленными вычислительными методами и новыми задачами работы со специфическими данными искусства и гуманитарных наук, а также с методами исследования, необходимыми для их анализа. Специфичность данных, которые используются в сфере искусства и гуманитарных наук заключается в их неясности и несовместимости, так как эти данные являются результатом труда человека, а не автоматизированного производства (например, данные об объектах изобразительного искусства существующих как событие). Разработка конкретных инструментов, которые применяются для систематических исследований в рамках «электронной науки», является задачей второго этапа развития «электронных гуманитарных наук» [Андерсон, Бланк, Данн 2010, 3779].

Среди институциональных составляющих «электронных гуманитарных наук» можно отметить исследовательскую сеть[21], ассоциацию, академические подразделения, конференции, образовательные программы.

«Исследования нового медиа» - это новая академическая дисциплина, целью которой является изучение области пересечения вычислений, естественных наук, гуманитарных наук, изобразительного и прикладного искусства. Также область «исследования нового медиа» соответствует «репрезентации единой новой среды, цифровой среды, образованной тесным взаимодействием технических изобретений и культурного самовыражения конца ХХ в.» [Мюррей 2003, 3-4]. Модели «исследования нового медиа» и «исследования цифрового медиа» в настоящее время развиваются в большей степени как образовательные.

Понятие «кибергуманитарные науки» ввел М. Нентвич в своем труде «Кибернаука: исследования в эпоху Интернет» как одного из разделов кибернауки [Нентвич 2003, 107‑109]. Термин «семантические гуманитарные науки» обозначает использование технологий Семантического Веба в гуманитарных науках. В современности «кибергуманитарные науки» и «семантические гуманитарные науки» существуют как индивидуальные инициативы.

Таким образом, проведенный анализ позволяет заметить, что наибольшей поддержкой и со стороны государств, и со стороны ученых пользуются модели «гуманитарных вычислений», «цифровых гуманитарных наук» и «электронных гуманитарных наук». В «гуманитарных вычислениях» больше внимания уделяется прикладным задачам информатики, технической и технологической составляющей исследований, эпистемическим инвестициям в технологии. Инициатива больше исходит от специалистов в сфере компьютерной техники и программистов, от их заинтересованности в вопросе «что еще можно автоматизировать?» Специалисты в области «цифровых гуманитарных наук» больше усилий прилагают для оцифровки информации, работе с потоками данных, сотрудничеству и разработке цифровых инструментов. В области «электронных гуманитарных наук» основное внимание уделяется работе с пользовательским интерфейсом, организационным составляющим и распространению успешных технологий.

Необходимо отметить, что во многих моделях гуманитарной науки в цифровой среде возникают классификации по аналогии с традиционной гуманитарной наукой, так в «гуманитарных вычислениях» появились разделы вычислительная история, вычислительная филология, вычислительная лингвистика и т.п., в «цифровых гуманитарных науках» - цифровая история, цифровая археология и т. п., в «электронных гуманитарных науках» - электронная филология, электронная история и т. п.

Общими чертами в становлении и развитии каждой из перечисленных выше моделей является акцентирование внимания на цифровых данных и информации, инфраструктуре, инструментах и методах, взаимосвязь с образованием и проявляющиеся институциональные характеристики.

В целом «гуманитарные вычисления», «цифровые гуманитарные науки» и «электронные гуманитарные науки» наиболее полно отвечают требованиям современных моделей гуманитарных наук в цифровой среде, находятся в поиске институциональной роли и эпистемических обязательств и развиваются как области исследования, взаимно дополняющие друг друга.

Реализация рассмотренных в статье моделей гуманитарных наук в цифровой среде дает возможность для развития новых форм исследования и подходов к анализу взаимоотношений между гуманитарными исследованиями и обществом. Кроме того, появление и повсеместное распространение вычислительных сред создает и открывает новые объекты для гуманитарных изысканий, открытый доступ к огромным объемам цифровых ресурсов, создание цифровых инструментов и исследовательских инфраструктур для работы с подобными ресурсами улучшает качество проведения гуманитарных исследований.

 

Литература

 

Андерсон, Бланк, Данн, 2010 - Anderson S., Blanke T., Dunn S. Methodological commons: arts and humanities e-Science fundamentals //  Philosophical Transactions of the Royal Society. 2010. August. P. 3779-3796.

Баса 1980 - Busa R. The Annals of Humanities Computing: The Index Thomisticus // Computers and the Humanities. 1980. № 14. P. 83-90.

Бэйл (ред.) 2010 - Emerging Disciplines: Shaping New Fields of Scholarly Inquiry in and beyond the Humanities, ed. M. Bailar. Houston. Rice University Press, 2010.

Боргман 2010 - Borgman С. The Digital Future is Now: A Call to Action for the Humanities // DHQ. 2010. № 2. P. 1-30.

Дэвидсон 2008 - Davidson C. Humanities 2.0: Promise, Perils, Predictions // Publications of the Modern Language Association of America (PMLA). 2008. P. 707-717.

Зорич 2009 - Zorich D. M. Digital Humanities Centers: Loci for Digital Scholarship // Working Together or Apart: Promoting the Next Generation of Digital Scholarship. Washington, DC: Council on Library and Information Resources. 2009. P. 70-78.

Маккарти 2005 - McCarty W. Humanities Computing. Palgrave: New York, 2005.

Макферсон 2009 - McPherson T. Introduction: Media Studies and the Digital Humanities // Cinema Journal. 2009. P. 119-123.

Мюррей 2003 - Murray J. Inventing the Medium // The New Media Reader. Ed. N. Wardrip-Fruin and N. Montfort. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2003.

Нентвич 2003 - Nentwich M. Cyberscience: research in the age of the Internet. Vienna: Austrian Academy of Sciences Press, 2003.

Свенсон 2009 - Svensson P. Humanities Computing as Digital Humanities // DHQ. 2009. Vol. 3. № 3. P. 65-96.

Фреше 2009 - Frischer B. Art and Science in the Age of Digital Reproduction: From Mimetic Representation to Interactive Virtual Reality // I Congreso Internacional de Arqueología eInformática Gráfica, Patrimonio e-Innovación. Séville, Espagne. Sociedad Española de Arqueología Virtual 2009. P. 35-48.

Примечания



[1] Frischer B., Unsworth J., Dwyer A., Jones A., Lancaster L., Rockwell G., Rosenzweig R. Summit on digital tools for the humanities: Report on summit accomplishments. Charlottesville, VA: The University of Virginia. 2005 (http://www.iath.virginia.edu/dtsummit/SummitText.pdf).

[2] Unsworth J. Scholarly primitives: what methods do humanities researchers have in common, and how might our tools reflect this? Part of a symposium on Humanities Computing: formal methods, experimental practice sponsored by King's College, London, May 13, 2000 (http://www3.isrl.illinois.edu/~unsworth/Kings.5-00/primitives.html); Unsworth J. Our Cultural Commonwealth: the report of the American Council of learned societies commission on cyberinfrastructure for the humanities and social sciences. 2006 (http://www.acls.org/programs/Default.aspx?id=644).

[3] Humanities High-Performance Computing, HHPC (http://www.neh.gov/ODH/ResourceLibrary/HumanitiesHighPerformanceComputing/tabid/62/Default.aspx).

[4] Тhe National Energy Research Scientific Computing Center, NERSC (http://www.nersc.gov/), В NERSC находится Cray XT4 - седьмой по мощности суперкомпьютер в мире.

[5] Проект электронной библиотеки «Персей» (http://www.perseus.tufts.edu/).

[6] ALLC, The Association for Literary and Linguistic Computing (http://www.allc.org/), ACH, The Association for Computers and the Humanities (http://www.ach.org/).

[7] «Компьютеры и гуманитарные науки» (издавался с 1966 г. и просуществовал 25 лет), «Литературные и лингвинистические вычисления» (издается с 1986 г. по наст. время).

[8] В Норвегии департамент «гуманитарной информатики» был переименован в августе 2009 г. в департамент «цифровой культуры».

[9] В Нидерландах термину «гуманитарная информатика» соответствовал синоним «альфа-информатика».

[10] Digital Humanities Manifesto 2009. UCLA (http://dev.cdh.ucla.edu/digitalhumanities/2008/12/15/digital-humanities-manifesto/).

[11] Как дисциплина классическая «гуманитарная наука» включает в себя, но не ограничивается изучением следующих сфер: языки (современные и классические); лингвистика; литература; история; юриспруденция; философия; археология; сравнительное религиоведение; этика; критика и теория искусства, аспекты социальных наук, имеющие гуманистическое содержание и использование методов гуманитарных наук, а также применение гуманитарных наук в изучении окружающей человека среды с особым вниманием к разнообразному наследию, традициям истории, к значению гуманитарных наук в современных условиях национальной жизни. Источник: Национальное сообщение для гуманитарных наук, 2010 - National endowment for the humanities (NEW) (http://www.flca.net/images/AFTA_NEH_Issue_Brief_2010.pdf).

[12] Presner T.S., Johanson C. The Promise of Digital Humanities: A White Paper. 1-19. 2009 (http://www.digitalhumanities.ucla.edu/images/stories/papers/promise%20of%20digital%20humanities.pdf).

[13] Проект «Долина Теней» ( http://valley.vcdh.virginia.edu/

[14] Мультимедиа журнал «Векторы» (Vectors, http://www.vectorsjournal.org/). 

[15] Учредительное собрание Альянса организаций цифровых гуманитарных наук (ADHO) состоялось в 1973 г., а начиная с 1989 г. Альянс организует ежегодные конференции, посвященные «цифровым гуманитарным наукам».

[16] Digital Studies (http://www.digitalstudies.org/), DHQ (Digital Humanities Quarterly, http://www.digitalhumanities.org/dhq/), Computers in the Humanities Working Papers  (http://www.chass.utoronto.ca/epc/chwp/).

[17] Подробнее: Журавлева Е. Ю. Internet-research: сущность, структура и методы. Вологда: Легия. 2009.

[18] Anderson S. The Arts and Humanities and e-Science: Scoping Survey Report and Findings (http://www.ahessc.ac.uk/scoping-survey).

[19] Meyer E.T., Carpenter K., Middleton M. World Wide Web of Humanities Final Project Report to JISC. World Wide Web of Humanities April 2008 ‑ March 2009 (http://www.oii.ox.ac.uk/research/project.cfm?id=48).

 

[20] Neuroth H., Aschenbrenner A., Lohmeier F. E‑Humanities - eine virtuelle Forschungsumgebung für die Geistes, Kultur- und Sozialwissenschaften. 2007 (http://www.bibliothek-saur.de/preprint/2007/ar2485_neuroth.pdf).

 

[21] The Australian e-Humanities Research Network (http://66.102.9.104/translate_c?hl=ru&sl=en&u=http://www.ehum.edu.au/&prev=/search%3Fq%3De-Humanities%2B%26start%3D20%26complete%3D1%26hl%3Dru%26lr%3D%26newwindow%3D1%26sa%3DN http://www.ehum.edu.a/ http://www.ehum.edu.au/ Digital technologies are transforming humanities research).

 
« Пред.   След. »