IV Международная конференция по когнитивной науке в Томске | Печать |
Автор Черникова И.В.   
18.01.2011 г.
 

В последнюю неделю июня 2010 г.в Томске работала IV Международная конференция по когнитивной науке. Ее организаторы - Томский государственный университет, Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (МАКИ), Центр развития межличностных коммуникаций, Институт психологии РАН, Российский научный центр «Курчатовский институт».

На открытии конференции была заслушана лекция президента МАКИ Т.В.Черниговской «Покажем зеркало природе...». Лекция отличалась яркостью, образностью, метафоричностью стиля. За те пять дней, которые шла конференция, Татьяна Владимировна не раз выступила по Томскому телевидению, вызывая неизменный интерес.

 

В работе конференции приняли участие более трехсот ученых. Из них 276 представители России и 53 иностранных участника из 36 стран мира. Организация работы конференции была построена в соответствии с сетевой структурой взаимодействующих компонентов когнитивной науки - междисциплинарного знания, объединившего лингвистов, психологов, нейрофизиологов, специалистов по проблеме искусственного интеллекта, философов в исследовании проблематики «мышление-сознание-мозг». Параллельно с пленарными лекциями работали несколько секций, симпозиумов и воркшопов. Это - секции «Мозг, обучение и развитие», «Восприятие, действие и память», «Когнитивная лингвистика», «Когнитивная нейронаука», «Моделирование коммуникации и поведения», «Мышление и решение задач», «Нейро- и психолингвистика», «Интеллект и психосемантика». Тематика симпозиумов и воркшопов представлена следующим образом: Ярбусовский симпозиум[1], симпозиум «Язык и мышление» и  воркшопы «Внимание и восприятие», «Системная организация поведения», «Философия и когнитивная наука». На секциях было сделано около 130 докладов.  Более 170 сообщений были представлены в форме постеров.

            Во время пленарных лекций ведущих специалистов по когнитивным исследованиям велась видеосьемка, с содержанием этих лекций можно ознакомиться по интернет-адресу: http://tv.tsu.ru/

            Одной из особенностей, отличающих IV Международную конференцию по когнитивной науке, является включение в структуру форума рабочего совещания «Философия и когнитивная наука», что соответствует тенденции развития философского знания.

В докладе на рабочем совещании Т.В. Черниговская обратилась к вопросу об эволюции языка и сознания. Основываясь на достижениях генетики, нейронауки, когнитивной лингвистики в исследовании функций головного мозга, она рассказывала о зеркальных нейронах, обеспечивающих нашу способность понимать другого, о нейроэволюции, накапливающей гены «про запас», о том, что человеческий мозг все еще находится под воздействием адаптивных эволюционных процессов, сопоставляла различные концепции коэволюции языка и мозга. Изучая сознание - зеркало эволюции, удалось ли современной науке выявить специфику когнитивных действий человека? Несмотря на повышение разрешающей способности все более усложняющейся техники, надежды на понимание сути метарепрезентации, по мнению, Т.В. Черниговской следует возлагать на методологический и  философский прорыв, способный привести к возникновению новой мультидисциплинарной научной парадигмы.

Пленарная лекция Р. Шенка «От образования, связанного с предметами, к образованию, связанному с рассуждениями: что когнитивная наука говорит нам о том, чему именно мы должны учиться» посвящалась весьма актуальному вопросу, как трансформировать обучение из процесса передачи информации в умение хорошо думать? Ставился вопрос о том, как трансформировать систему образования, ориентируясь на фундаментальные когнитивные процессы. Собственные исследовательские интересы Р. Шенко развивались от изучения искусственного интеллекта к проблематике языка и речи и теперь сконцентрировались на проблеме образования. Начав свою исследовательскую одиссею 30 лет назад с вопросов получения знания о мире через компьютер, Р. Шенк говорит, что сегодня он беспокоится не о том, станут ли машины разумными, а о том, чтобы люди стали разумными. Он познакомил со своей программой образования, которую строит, основываясь на достижениях когнитивной науки в понимании природы мышления. В этой программе выделено двенадцать фундаментальных когнитивных процессов: моделирование, эксперимент, прогноз, оценка, диагноз, планирование, причинность, суждение, переговоры или умение договариваться, влияние, командная работа, описание. Этим принципам следует учить всех, как основам образования, начиная с самого раннего возраста, затем в школе и даже в университетах. Количество принципов не важно, можно выделить и не двенадцать, но особенно важны три фундаментальных навыка, формирующих умение думать. Это, во-первых, описательная функция, как способность описывать, способность самовыражения; во-вторых, умение ставить диагноз как интеллектуальный процесс, в котором формируется умение понять, что происходит и как происходит; в-третьих, это планирование как ключевой процесс, без которого невозможна какая-либо деятельность. Обучение должно быть преподаванием когнитивных навыков, способных помогать нам в жизни, и не должно быть принуждением учить правила и формулы. Образование должно учить не предметам, а когнитивным умениям и навыкам.

Р. Шенк рассказал о программе создания международной системы обучения on-line. При этом выразил опасение, что немногие страны захотят ее ввести, поскольку государственная машина, контролирующая образование, не захочет терять управление им. В заключение речь шла о гуманистической функции когнитивной науки в современном обществе.

В пленарной лекции Дж. МакКлелланда «Формирование семантического знания» была представлена модель семантического познания, основанная на принципах параллельно распределяемой обработки воспринимаемой информации. Зрительные, слуховые, сенсорные и другие виды представлений возникают в уме и при этом активизируются различные области мозга, когда мы получаем информацию, выраженную словом. Как это происходит, какова природа семантического познания, - вот вопросы, на которые пытался ответить докладчик. Он продемонстрировал проект, который базируется на конвергентном использовании лингвистики и экспериментальной информатики об объектах и событиях, в которых они участвуют. В контексте проблематики, рассмотренной Дж. МакКлелландом, участие в такой конференции - совершенно уникальный семантический опыт для каждого, кто стремится к диалогу и постижению новых смыслов.

В воркшопе «Философия и когнитивная наука» с докладами выступили  ученые из Томска, С.-Петербурга, Москвы и Киева. Обсуждались различные аспекты проблемы когнитивной эволюции в докладах И.В. Черниковой «Когнитивная эволюция и природа человека», В.В. Чешева «Осознание поведения: мотивация и цель», И.Г. Ребещенковой «Трудности и противоречия в исследовании эволюции познания», В.Е. Клочко «Закономерности и тенденции развития когнитивной науки: транспективный анализ», а также и в ходе дискуссии с В.Г. Редько, выступавшим с докладом по близкой проблематике - «Моделирование когнитивной эволюции. Первые шаги», на другой секции.

И.Г. Ребещенкова в своем докладе обратила внимание на парадоксы самообоснования, с которыми сталкиваются научно ориентированные теории познания, в частности, эволюционная эпистемология. И.В Черникова подчеркнула, что анализ познания в эволюционном аспекте предполагает дополнительные к гносеологическому измерения: онтологическая размерность познания (когнитивная эволюция как этап и участник универсальной эволюции) и антропологическая размерность, важной составляющей которой является проблема природы человека, особенно актуализированная в связи с NBIC технологиями. Проблема природы человека затрагивалась также в докладе С.Э. Давтяна «Объект познания как пограничное явление». В докладе «Когнитивная социология науки: формирование «постэмпиристской» социальной эпистемологии» Н.Н. Шевченко на основе анализа специфики методологических ориентаций и предпочтений когнитивной социологии науки сделала вывод о том, что логика и гносеология данной исследовательской парадигмы обусловлена не социальным конструктивизмом, как принято считать в среде её многочисленных критиков. Наиболее артикулированными и четко выраженными в когнитивной социологии науки являются принципы «эмпирического конструктивизма», основу которого составляет убежденность, что изучение процесса конструирования реальности сегодня означает изучение эпистемической практики. В докладе М.П. Завьяловой «Когнитивный поворот в философии и науке» речь шла о концентрации исследовательского внимания на изучении и осмыслении когнитивной системы человека с точки зрения развития вербальных и адаптационистских механизмов в условиях интенсивного изучения общества, языковой среды и возрастающей мощи информационных технологий.

Активно обсуждались также содержательные характеристики системно-эволюционной методологии когнитивных исследований; разные аспекты этой проблемы так или иначе затрагивались почти во всех докладах. Участники рабочего совещания, обозначив роль философии в когнитивных исследованиях и выделив некоторые наиболее актуальные аспекты взаимодействия философии и когнитивной науки, стремились показать, что на данном этапе развития когнитивных исследований философско-методологический аспект не сводится к проблематике искусственного интеллекта. Проблемное поле взаимодействия когнитивной науки и философии намного богаче, постоянно изменяется в соответствии с развитием когнитивных науки. Методологически важно учитывать это многообразие в когнитивных исследованиях мышления и интеллекта.

В заключении общей работы состоялось собрание Межрегиональной Ассоциации когнитивных исследований (МАКИ). По традиции, были избраны президент МАКИ - им стал Ю.И. Александров и президент-элект - А.А. Кибрик.

И.В. Черникова (Томск)



[1] Альфред Ярбус - один из крупнейших специалистов в области психофизики зрения. Он писал о взаимосвязи между фиксациями взгляда и заинтересованностью человека в каком-либо объекте. Движения взгляда отображают человеческие процессы мышления; так что мысль респондента вытекает в некоторой степени из записей движений взгляда.

 
« Пред.   След. »