Главная arrow Все публикации на сайте arrow Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIII–XIV вв.
Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIII–XIV вв. | Печать |
Автор Белая И.В.   
30.04.2018 г.

Вопросы философии. 2018. № 4. С. ?–?

 

Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIIIXIV вв.

 

И.В. Белая

 

Статья посвящена проблеме женского духовного пути в даосской школе Цюаньчжэнь. На примере женской монастырской традиции в Пекине XIIIXIV вв. рассматриваются вопросы совершенствования даосок в ракурсе философских, религиозных, социальных и историко-культурных представлений, бытовавших в средневековом Китае и оказавших большое влияние на дальнейшую эволюцию даосизма и его института монашества.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, Пекин, даосизм, даосские монахини, школа Цюаньчжэнь.

 

БЕЛАЯ Ирина Витальевна  – кандидат философских наук, независимый исследователь (Курск, Россия).

belaya-irina@rambler.ru

 

Статья поступила в редакцию 9 августа 2017 г.

 

Цитирование: Белая И.В. Даоски в Пекине: развитие женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в XIII–XIV вв. // Вопросы философии. 2018. № 4. С. ?–?

 

Школа Целостности и совершенства 全真, Цюаньчжэнь, – ведущее монашеское направление даосизма в материковом Китае. Ее появление в XII в. на севере страны связано с деятельностью даосского подвижника Ван Чун-яна 王重陽 (1113–1170), а строительство монастырей – с его учениками, среди которых наибольший вклад внес Цю Чу-цзи 丘處機 (1148–1227), известный также под даосским прозвищем (道號, дао хао) «Вечная весна» 長春, Чан-чунь. После возвращения в 1223 г. Цю Чу-цзи из ставки Чингисхана, он был назначен управляющим всеми религиозными общинами на севере Китая [Komjathy 2007, 57]. Также по высочайшему повелению в Яньцзине 燕京 (совр. Пекин) ему был пожалован восстановленный после пожара 1202 г. монастырь Небесного долголетия 天長觀, Тяньчангуань, который после реставрации получил название Дворец Великого предела 太極宮, Тайцзигун [1]. С этого времени в Яньцзине началось активное возведение монастырей школы Цюаньчжэнь, среди которых стали появляться и женские обители. Получив посвящение в даосские монахини, женщины брали в качестве религиозного имени один из трех иероглифов – шоу («охраняющая»), мяо («таинственная») или хуэй («мудрая»), что указывало на их принадлежность к школе Цюаньчжэнь[2] [Komjathy 2007, 6061; Goossaert 2001, 129–132]. Предполагается, что к концу XIII в. даосские послушницы составляли одну треть от 20000 священнослужителей этого религиозного движения [Goossaert 2001, 118; Eskildsen 2004, 17; Komjathy 2007, 60]. Столь внушительное число подвижниц свидетельствует о важной роли, которую играли женщины в этой школе, что делает актуальным изучение женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в Пекине – важнейшем центре современного даосизма.

В последние годы тема женского монашества школы Цюаньчжэнь, развивавшегося в эпохи Цзинь (1115–1234) и Юань (1271–1368), вызывает большой интерес у зарубежных исследователей. Ей посвящено значительное количество работ китайских специалистов, среди которых стоит отметить Чжан Фана [Чжан 2011], Лю Туна 刘通 [Лю 2014] и Пэн Фэня 彭芬 [Пэн 2015]. На английском языке этой теме посвящены главы монографии К. Дэспё и Л. Кон [Despeux, Kohn 2003, 151–155], диссертации Ду Мэй-чжу [Du 2006, 30–43] и статьи Чао Шинь-и [Chao 2008; Chao 2010]. На русском языке упоминания о даосских монахинях содержатся в монографии Ю.С. Мыльниковой, где обсуждается проблема правового положения женщин в средневековом Китае [Мыльникова 2014, 162–172]. Однако в перечисленных выше работах отсутствует информация о женских обителях, располагавшихся в Пекине? и их настоятельницах. Сведения о пекинских монахинях школы Цюаньчжэнь, живших в эпохи Цзинь и Юань, можно встретить лишь в обзорных работах китайских исследователей, посвященных женскому подвижничеству указанного периода. В небольшой публикации «Об известных даосских монахинях и Совершенных в даосизме [в эпохи] Цзинь и Юань» Чжан Цяо-гуя приводится краткое описание некоторых пекинских женских обителей [Чжан 1996]. Чэнь Гао-хуа в статье «О буддийских и даосских монахинях эпохи Юань», обсуждая даосок, проживавших в Пекине, сосредотачивается преимущественно на причинах, побуждавших женщин становиться монахинями. Одной из таких причин он называет падение под натиском монголов империй Цзинь и Южной Сун 南宋 (1127–1279), в результате которого бывшие придворные вынуждены были отправиться в изгнание. В частности, он упоминает некую госпожу Юань (袁夫人, Юань фу-жэнь), бывшую фрейлину Ван Чжао-и 王昭и придворную даму Цянь Шань-дао 錢善道, для которых путь даосской монахини был возможностью не только вернуться в столицу, но и избежать гибели [Чэнь 2009, 25]. Таким образом, женская монастырская традиция школы Цюаньчжэнь в Пекине остается слабо изученной как в отечественной, так и в зарубежной исследовательской литературе.

Основным источником настоящего исследования послужил историко-географический справочник «Сводные описания эпохи Юань» (元一統志, «Юань и тун чжи»), благодаря которому до наших дней сохранились тексты и фрагменты некоторых стел, рассказывающие о женских обителях школы Цюаньчжэнь в Пекине и их настоятельницах. Выдержки из «Сводных описаний эпохи Юань» были включены в «Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань» (金元全真教石刻新, «Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь») под редакцией Ван Цзун-юя, где стелам, установленным в Пекине, посвящен специальный раздел; см.: [ЦЮЦЧ 2005]. В качестве дополнительных материалов использовались собрания поэтических произведений известных деятелей школы Целостности и совершенства и другие синхронные источники. Изучение материалов стел позволит составить представление о монастырской жизни даосок Цюаньчжэнь в столице, а также уточнить особенности религиозной деятельности женщин этого даосского движения.

Об одной из таких обителей, строительство которой началось еще при жизни Цю Чу-цзи, рассказано в «Записях о ските Минъюань» (明遠庵記, «Минъюаньань цзи»). Этот женский монастырь располагался в Яньцзине к юго-востоку от дворца Цзиньгугун 金故宮, в северной части квартала Кайян 開陽. Он был основан даосками школы Цюаньчжэнь Лю Хуэй-бин 劉慧炳 по прозвищу «Великая наставница Исключительной ясности» (希明大師, Си-мин да-ши) и Ли Хуэй-сю 李慧休 по прозвищу «Великая наставница Сокровенной ясности» (玄明大師, Сюань-мин да ши). Строительство монастыря проходило под покровительством высоких сановников и знатных семей из округов Биньчжоу 濱州 и Дичжоу 棣州 (оба расположены в провинции Шаньдун) и заняло 25 лет – с года под циклическими знаками дин-хай (1227 г.) до года под циклическими знаками жэнь-цзы (1252 г.). На территории монастыря располагались большая «Палата Высочайшего [владыки]» (太上殿, Тай-шан дянь), «Зал тех, кто достиг облаков» (及雲堂, Цзи юнь тан), кухня (廚房, чу фан) и кельи для даосских монахинь (散舍, сань шэ). Согласно информации, указанной на стеле, настоятельницы Лю Хуэй-бин и Ли Хуэй-сю обе были родом из Западной столицы (西京, Сицзин, совр. Датун, провинция Шаньси). Их духовный путь начался в монастыре Сокровенного града (玄都觀, Сюаньдугуань), где распространял Дао-Путь известный деятель школы Цюаньчжэнь Пи-юнь чжэнь-жэнь 披雲真人[3], который стал их наставником. Патриарх Цю Чу-цзи пожаловал монастырю почетное имя «Скит Известный далеко» (明遠庵, Минъюаньань), свидетельствовавшее о том, что «слава о нем достигла самых отдаленных мест» (光明遠及, гуан мин юань цзи). Памятная стела была торжественно установлена высокопоставленными сановниками округов Биньчжоу и Дичжоу при участии госпожи Му-тай фу-жэнь 母太夫人из рода Тан в год под циклическими знаками гуй-чоу (1253 г.) в пятнадцатый день девятого месяца по лунному календарю, текст написал Ли Дин 李鼎 из Тайюаня (провинция Шаньси). Стела включена в «Сводные описания эпохи Юань» [ЦЮЦЧ 2005, 100].

В «Записях о монастыре Крепкого корня» (固本觀記, «Губэньгуань цзи») говорится, что эту обитель основала «наставница во внутренней алхимии» (煉師, лянь ши) Ли Шоу-чжэн 李守征, носившая даосское прозвище «отшельница Чистого совершенства» (清真散人, Цин-чжэнь сань-жэнь). Сведений о Ли Шоу-чжэн сохранилось очень мало, известно лишь, что она родилась в год под циклическими знаками гуй-мао (1183 г.). В Центральной столице (中都, Чжунду, совр. Пекин) в квартале Кайюань 開遠ей был выделен участок земли, на котором она основала монастырь. Название «Крепкий корень» дал монастырю сам патриарх Цю Чу-цзи. Исходя из этого, можно предположить, что монастырь был заложен в то время, когда Цю Чу-цзи проповедовал учение Цюаньчжэнь в Пекине, то есть между 1223 и 1227 гг. В четвертый год эры Чжи-юань (1267 г.) деятель школы Цюаньчжэнь Ши Чжи-цзин 史志經по прозвищу «Мудрец, Вмещающий сокровенное» (洞玄子, Дун-сюань-цзы)[4] установил памятную стелу, на которой сделал запись об этом событии, дошедшую до наших дней в «Сводных описаниях эпохи Юань» [ЦЮЦЧ 2005, 104].

Согласно «Записям о монастыре Чунвэйгуань» (沖微觀記, «Чунвэйгуань цзи»), монахиня Чэнь Шоу-сюань 陳守玄, носившая даосское прозвище «отшельница, Оберегающая совершенство» (保真散人, Бао-чжэнь сань-жэнь) основала в квартале Мэйсу 美俗в юго-западной части Пекина монастырь Чунвэйгуань 沖微觀. Каллиграфическую надпись с названием этой обители установила даосская монахиня по прозвищу «Совершенная Искренности и ясности» (誠明真人, Чэн-мин чжэнь-жэнь). Ли Дин 李鼎из Тайюаня оставил запись об этом монастыре, которая затем была включена в «Сводные описания эпохи Юань» [ЦЮЦЧ 2005, 106].

В «Записях о монастыре Цзинъюаньгуань» (靜遠觀記, «Цзинъюаньгуань цзи») указано, что этот монастырь основала даоска Ван Хуэй-шу 王慧舒. Известно, что она родилась в городе Цзинань 濟南 (в провинции Шаньдун). Ее семья вела родословную с эпохи Пяти династий (五代, У-дай, 907–960). Отец Ван Хуэй-шу был прославленным ученым, получившим степень цзиньши 進士 при цзиньских императорах. В год под циклическими знаками цзя-сюй (1214 г.) эры Чжэнь-ю貞祐 (1213–1217) она повстречала Совершенного человека Сюань Дэ-ма玄德馬 и стала постигать даосское учение под его началом. Одной из особенностей школы Цюаньчжэнь, берущей начало от основателя учения Ван Чун-яна, было создание сообществ (, хуэй) тех последователей[5], которые хотели приобщиться к учению Цюаньчжэнь, но пока не были готовы дать обеты и посвятить себя религиозной жизни. В то время, когда Цю Чу-цзи проповедовал учение Цюаньчжэнь в Пекине, он также основал восемь обществ – общество Равенства (平等會, Пин дэн хуэй), общество Вечной весны (長春會, Чан чунь хуэй), общество Духовной драгоценности (靈寶會, Лин бао хуэй), общество Вечной жизни (長生會, Чан шэн хуэй), общество Сияющего совершенства (明真會, Мин чжэнь хуэй), общество Мира (平安會, Пин ань хуэй), общество Рассеивания бедствий (消災會, Сяо цзай хуэй) и общество Десяти тысяч лотосов (萬蓮會, Вань лянь хуэй) [Komjathy 2007, 58]. Как следует из текста стелы, в одно из таких обществ вступила Ван Хуэй-шу в начале своего религиозного подвижничества, где получила от Цю Чу-цзи даосское прозвище «отшельница Вечной чистоты» (長清散人, Чан-цин сань-жэнь). Впоследствии, став даосской монахиней, в год под циклическими знаками синь-мао (1231 г.) в квартале Юнпин 永平, что находился к западу от Цзимэнь 薊門, она заложила монастырь Цзинъюаньгуань 靜遠觀, строительство которого было окончено в год под циклическими знаками жэнь-цзы (1252 г.) Ученики высоко ценили ее за чистоту сердца, мудрость и духовные качества, о чем сохранилась запись на стеле, датированная годом под циклическими знаками дин-сы (1257 г.), вошедшая в «Сводные описания эпохи Юань» [ЦЮЦЧ 2005, 102].

После завоевания Китая монголами и прихода в 1260 г. к власти хана Хубилая (император Ши-цзу 世祖, годы правления 1260–1294) через некоторое время Пекин снова становится столицей[6], но уже новых правителей. В 1267 г. столицу переносят в построенный в северных окрестностях старого Пекина город, который в 1271 г. получает название Даду 大都 – «Великая столица». Благодаря покровительству, которое оказывали школе Цюаньчжэнь юаньские императоры, монастыри этой школы нередко становились прибежищем для знатных особ, служивших некогда при дворе правителей покоренных монголами империй Цзинь и Южной Сун. Об одной из таких женщин рассказано в стихотворении «Преподнесено госпоже Юань» (贈袁夫人, «Цзэн Юань фу-жэнь») из «Собрания поэтических произведений “О скрытом свете”» (葆光集, «Бао гуан цзи») шестого патриарха Цюаньчжэнь Инь Чжи-пина尹志平. Поэт описал нелегкую судьбу Юань фу-жэнь.

«Это стихотворение преподнес госпоже Юань, которая прожила в пустыне десять лет, а затем стала монахиней и возвратилась в столицу» (袁夫人住沙漠十年,後出家回都,作詞以贈之, Юань фу-жэнь чжу ша мо ши нянь хоу чу цзя хуэй ду цзо цы и цзэн чжи).

 

За десяток лет вдосталь насмотрелась на пустынный пейзаж.

十載飽諳沙漠景,

Однажды утром назад возвратилась к столицы вратам.

一朝復到都門,

С тех пор все вспоминает израненную душу.

如今一想傷魂.

Не читала жизнеописание Су У[7],

休看蘇武傳,

Не говорила о государе Хань Чжао[8].

漢昭君.

Собиралась в путь, возвращалась назад, вокруг столицы кружила.

過去未來都撥去,

Совершенная наставница, к счастью, повстречала Чан-чуня,

真師幸遇長春,

Узнала от господина смысл Дао, и солнце забрезжило снова.

知君道念日添新.

Небо-император оберегает тех, кто поддерживает добродетель.

皇天寧負德,

Земля-императрица разве даст в обиду таких людей!?

後土豈虧人.

[ЧХДЦ 2004, XXVI, 773].

 

Согласно предположению китайского исследователя Чэнь Гао-хуа, госпожа Юань, возможно, проживала в женской половине дворца или происходила из семьи придворных чиновников. После гибели империи Цзинь она скиталась по пустыне Гоби и по счастливому совпадению повстречала отправившегося на Запад Цю Чан-чуня. Став монахиней школы Цюаньчжэнь, она получила возможность вернуться в столицу [Чэнь 2009, 25].

После завоевания монголами территорий к югу от реки Янцзы и падения Южной Сун много придворных дам вместе с императрицей и маленьким императором прибыли в Даду. Среди знатных женщин, последовавших за императрицей, в период расцвета покоренной империи занимавших высокое положение при дворе, некоторые также добились высокого духовного сана, став даосскими монахинями, как, например, Ван Чжао-и 王昭 (ум. 1288) и Цянь Шань-дао 錢善道 (1243–1309). Духовный путь бывшей фрейлины Ван Чжао-и воспел в стихах южносунский придворный поэт Ван Юань-лян 汪元量 (1241–1317). Известно, что изначальное имя Ван Чжао-и было Цин-хуэй , она была хорошо образована и прекрасно слагала стихи. Ван Юань-лян, сопровождавший ее в десятилетнем изгнании, описал тяготы, которые ей пришлось сносить во время странствий по горам Тяньшань. Согласно строкам поэмы «Ван Чжао-и пригласила разделить верблюжье мясо, глядя на снег на горе Тяньшань» (天山雪王昭相邀割, Тяньшань гуань сюэ Ван Чжао-и сян яо гэ то жоу), Ван Чжао-и отчаянно боролась с ветром и холодом, питалась замерзшим верблюжьим мясом, пока ей не было позволено вернуться в Даду с условием уйти в даосские монахини. Приняв даосизм, Ван Чжао-и взяла прозвище Чун-хуа и через два года скончалась в Ючжоу 幽州 (в провинции Хэбэй). Ван Юань-лян воспел ее духовный путь в поминальной «Поэме в жанре цы О сяньских странствиях ученой-даоски Ван Чжао-и”» (女道士王昭仙游, «Нюй дао-ши Ван Чжао-и сянь ю цы») [Чэнь 2009, 25].

Деяниям другой придворной дамы посвящена «Эпитафия Великой наставнице Сохранившей простоту, даосской монахине Цянь Шань-дао» (守素大師女冠錢善道墓志銘, «Шоу-су да-ши нюй гуань Цянь Шань-дао му-чжи мин»), которую во втором году эры Чжи-да 至大 (1309 г.) написал даосский деятель школы Цюаньчжэнь Пу Дао-юань 蒲道源.

 

Шань-дао 善道 из рода Цянь происходила из города Ханчжоу (провинция Чжэцзян), бывшего [Цянь]тана錢塘, из рода правителей [царства] У-Юэ (одно из десяти царств, существовавших в эпоху Пяти династий. – И.Б.). Жила во время правления южносунского Ли-цзуна 理宗 (прав. 1225–1264), в тринадцать лет от роду стала прислуживать во дворце. Когда в эру Чжи-юань 至元 (1264–1294), под циклическими знаками бин-цзы (1276 г.) империя Сун пала, вместе со своим господином явилась ко двору [с изъявлением покорности] и осталась [проживать] в окрестностях столицы. В соответствии с высочайшим повелением императрицы в тот же год, в девятом месяце в пятнадцатый день ей было позволено поселиться во Дворце Ясного отклика (昭應宮, Чжаоингун). В этом храме она обратилась со всеми почестями как к учителю к настоятелю [монастыря] Великому наставнику [по прозвищу] «Постигший сокровенное» (通妙大師, Тун-мяо да-ши), стала даосской монахиней и была пожалована пурпурным одеянием [даоски]. Еще строже и усерднее соблюдала Дао-Путь, очищала сердце, с почтением возжигала благовония. Изо дня в день изучала [даосские] книги-основы и возносила молитвы о долголетии императрицы, для того чтобы отблагодарить за оказанную милость этими делами. Оставшиеся силы прилагала к ведению дел монастыря, приводила в порядок и восстанавливала даосскую обитель, не выказывая ни малейшей лени или усталости. За это ей было пожаловано почетное прозвище «Великая наставница, Оберегающая простоту» (守素大師, Шоу-су да-ши). Скончалась в пятый день третьего месяца эры Чжи-да 至大 (1308–1311) под циклическими знаками цзи-ю (1309 г.), прожив 66 лет. Ее ученицы Чэнь Шоу-чжун 陳守中, Ли Хуэй-цин 李惠清 и другие похоронили ее в том же году, в некий день некоего лунного месяца в неком месте и попросили написать о ней эпитафию: «Оставшись в завоеванной стране, стала наставницей, была облагодетельствована вновь, очистилась от грязи и избавилась от пороков, наслаждалась безмятежной жизнью на протяжении тридцати одного года и, в конце концов, как говорится, сомкнула очи без сожаления». [Другая] надпись гласит: «Когда правители У-Юэ перешли на сторону империи Сун, их внуки говорили: “Они по своей воле становились даосскими мужами”. Их потомки, обладая высокими моральными качествами, перейдя на сторону нашей Совершенномудрой Юань, последовав высочайшему повелению, [становились] “желтыми шапками” (то есть даосскими монахами. – И.Б.) в монастыре Выражения преданности (表忠觀, Бяоингуань) и дворце Ясного отклика (昭應宮, Чжаоингун), триста [лет] разных поколений  одна традиция. Род Цянь обладал добродетелями, очень долго длилось оказываемое им благоволение, поэтому наставнице, [Оберегающей] простоту, разрешили последовать примеру предков и здесь обрести чистоту и покой до конца [дней]. Разве достигла бы [она] этого, если бы не гуманность нашего императора?»[9].

 

Обзор стел наглядно показывает, что женщины принимали активное участие во всех сферах жизни школы Целостности и совершенства. Самые выдающиеся подвижницы становились настоятельницами уже существующих обителей или закладывали собственные монастыри, инициируя тем самым распространение женской монастырской традиции школы Цюаньчжэнь в Пекине. Как следует из текстов источников, женские обители располагались по всей территории Пекина – в кварталах Кайян, Кайюань, Мэйсу, Гуанъюань и других районах столицы. Монастыри школы Цюаньчжэнь служили не только прибежищем для изгнанниц, но и местом духовной самореализации, где права женщин и мужчин были равными. Таким образом, тексты стел, посвященные женским обителям, являются комплексным источником по изучению религиозной жизни даосок школы Целостности и совершенства, позволяющим рассмотреть различные аспекты духовной и социальной роли женщин в средневековом китайском обществе.

(Продолжение следует)


 

Источники – Primary Sources

Инь Чжи-пин 尹志平. Бао гуан цзи 葆光集[Собрание поэтических произведений «О скрытом свете»] / [ЧХДЦ 2004 XXVI, 753–783] (Yin Zhi-ping, Anthology on Hidden Light, in Chinese).

Ли Дин 李鼎. Минъюаньань цзи 明遠庵記 [Записи о ските Известном далеко] / [ЦЮЦЧ 2005, 100] (Li Ding, Records about Hermitage, Known Far Away, in Chinese).

Ли Дин 李鼎. Чунвэйгуань цзи 沖微觀記 [Записи о монастыре Чунвэйгуань] / [ЦЮЦЧ 2005, 106] (Li Ding, Records about Chongweiguan Monastery, in Chinese).

Пу Дао-юань 蒲道源 (web). Шоу-су да-ши нюй гуань Цянь Шань-дао му-чжи мин 守素大師女冠錢善道墓志銘[Эпитафия Великой наставнице Сохранившей простоту, даосской монахине Цянь Шан-дао] / [ДЦБВ web] (Pu Dao-yuan, The Epitaph of the Great Master of the Keeping Simplicity of the Daoist nun Qian Shan-dao, in Chinese).

Цзинъюаньгуань цзи 靜遠觀記 [Записи о монастыре Цзинъюаньгуань] / [ЦЮЦЧ 2005, 100] (Records about Jingyuan Monastery, in Chinese).

Ши Чжи-цзин 史志經. Губэньгуань цзи 固本觀記 [Записи о монастыре Крепкого корня] / [ЦЮЦЧ 2005, 104] (Shi Zhi-jing, Records about Strong Root Monastery, in Chinese).

ДЦБВ web Даоцзяо бэньвэнь цзыляо ку 道教碑文資料庫 [Ресурс материалов по даосским стелам с эпитафиями]. http://www.daobei.info/ (The Resource of the Materials on Daoist Steles with Epitaph, in Chinese).

ЦЮЦЧ 2005 – Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо ши кэ синь бянь 金元全真教石刻新 [Новое издание надписей на каменных стелах школы Цюаньчжэнь эпох Цзинь и Юань]. Сост. Ван Цзун-юй 王宗昱. Пекин: Пекин дасюэ, 2005 (Wang Zong-yu, ed. (2005) New Edition of the Records on the Stone Steles of Quanzhen school of the Jin and Yuan Dynasties, in Chinese).

ЧДДЦ 1995 – Чжун-хуа дао-цзяо да цыдянь 中華道教大辭典 [Большой словарь по китайскому даосизму]. Ред. Ху Фу-чэнь 胡孚琛. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ, 1995 (Hu Fu-chen, ed. (1995) Big Dictionary of Chinas Daoism, in Chinese).

ЧХДЦ 2004 – Чжун хуа Дао цзан 道藏 [Китайский Даосский канон]. В 48 т. Пекин: Хуася, 2004 (China Daoist Canon, in Chinese).

 

Ссылки – References in Russian and Chinese

Мыльникова 2014 Мыльникова Ю.С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VIIXIII века). СПб.: НП-ПРИНТ, 2014.

Лю 2014 Лю Тун 刘通. Цзинь Юань Цюаньчжэнь цзяо нюйгуань яньцзю 金元全真教女冠研究 [Исследование монахинь, [исповедующих] учение Цюаньчжэнь в периоды Цзинь и Юань]. Диссертация… магистра университета Бохай, 2014.

Пэн 2015 Пэн Фэнь 彭芬. Цзинь Юань Цюаньчжэнь дао нюйгуань яньцзю 金元全真道女冠研究 [Исследование даосских монахинь [школы] Цюаньчжэнь в периоды Цзинь и Юань]. Диссертация… магистра университета Синань, 2015.

Чжан 2011 Чжан Фан . Цюаньчжэнь нюйгуань юй юаньдай шэхуэй 全真女冠与元代社会 [Монахини Цюаньчжэнь и юаньское общество] // Цзунцзяосюэ яньцзю 宗教学研究 [Изучение религий]. 2011. № 1. С. 64–68.

Чжан 1996 Чжан Цяо-гуй 张桥贵. Цзинь Юань даоцзяо чжун дэ нюй чжэнь мин даоши 金元道教中的女真名道士 [Об известных даосских монахинях и Совершенных в даосизме [в эпохи] Цзинь и Юань] // Чжунго даоцзяо 中国道教 [Даосизм в Китае]. 1996. № 2. С. 28–29, 22.

Чэнь 2009 Чэнь Гао-хуа . Юаньдай дэ нигу юй нюйгуань 元代的尼姑与女冠 [О буддийский и даосских монахинях эпохи Юань] // Вэньши чжиши 文史知 [Знания о литературе и истории]. 2009. № 10. С. 23–30.

 

Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 4. P. ?–?

 

Daoist’s Nuns in Beijing: the Development of the Women's Monastery Tradition of the Quanzhen School in 13th –14th Centuries

Irina V. Belaya

 

The article is devoted to the problem of the women's spiritual path in the Daoist school Quanzhen. The questions of improving the Daoists nuns in the point of view of the philosophical, religious, social, historical and cultural ideas that existed in the medieval China and had a great influence on the further evolution of Daoism and its institution of monasticism are studied on the example of the female monastic tradition in Beijing XIIIXIV centuries.

 

KEY WORDS: China, Beijing, Daoism, Daoist nuns, Quanzhen school.

 

BELAYA Irina V. –CSc in Philosophy, the independent researcher (Kursk, Russia).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Received on August 9, 2017.

Citation: Belaya, Irina V. (2018) “Daoist’s Nuns in Beijing: the Development of the Women's Monastery Tradition of the Quanzhen School in 13th –14th Centuries”,Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2018), pp. ?–?

 

References

Chao, Shin-yi (2008) “Good Career Moves: Life Stories of Daoist Nuns of the Twelfth and Thirteenth Centuries. Daoist Abbesses in North China during the Jin and Yuan Dynasties (1115–1341)”, Nan Nü: Men, Women and Gender in China, 10, pp. 121–151.

Chao, Shin-yi (2010) “Forming Women’s Genealogy: Daoist Monastic Women in Mongolian China”, Journal of Chinese Ritual, Theatre and Folklore (Min-su chü-i), 168, pp. 157–190.

Chen, Gao-hua (2009) “About Buddhist and Daoist Nuns in Yuan Dynasties”, The Knowledge of Literature and History, 2009, Vol. 10, pp. 23–30 (in Chinese).

Despeux, Katerine, Kohn, Livia (2003) Women in Daoism, Three Pines Press, Cambridge.

Du, Mei-zhu (2006) Extraordinary women daoists in China: past and present, Master of Arts Diss., University of Georgia, Athens, Georgia (chif: Carolyn Jones Medine).

Eskildsen, Stephen (2004) The Teachings and Practices of the Early Quanzhen Taoist Masters, SUNY press, New York.

Goossaert, Vincent (2001) “The Invention of an Order: Collective Identity in Thirteenth-Century Quanzhen Taoism”, Journal of Chinese Religions, Vol. 29, pp. 111–138.

Huang, Shih-shan 黃士珊 (2015) “Daoist Visual Culture”, Modern Chinese Religion Vol. I-II Song–Liao–Jin–Yuan (960–1368 AD), Vol. II, ed. by John Lagerwey & Pierre Marsone, Brill, Leiden, Boston, pp. 927–1050.

Kohn, Livia (2004) Daoism Handbook, Brill, Boston–Leiden.

Komjathy, Louis (2007) Cultivating Perfection: Mysticism and Self-transformation in Early Quanzhen Daoism, Brill, Leiden, Boston.

Liu, Tong (2014) Nuns of Quanzhen School in Jin and Yuan Dynasties, Diss., Bohai University (in Chinese).

Marsone, Pierre (2015) “Daoism under the Jurchen Jin Dynasty”, Modern Chinese Religion Vol. I-II Song–Liao–Jin–Yuan (960–1368 AD), Vol. II, ed. by John Lagerwey & Pierre Marsone, Brill, Leiden, Boston, pp. 1111–1159.

Mylnikova, Yulia S. (2014) Legal Status of Women in the History of Medieval China (VII–XIII Century), HP-PRINT, St. Petersburg (in Russian).

Peng, Fen (2015) Quanzhen Daoist Nuns in Jin and Yuan Dynasties, Diss., Xinan University (in Chinese).

Zhang, Fang (2011) “Quanzhen Daoist Nuns and Yuan Society”, Religious studies, Vol. 1 (2011), pp. 64–68 (in Chinese).

Zhang, Qiao-gui (1996) “About Daoist Nuns and the Perfect Women in Daoism Jin and Yuan Dynasties”, China’s Daoism, Vol. 2 (1996), pp. 28–29, 22 (in Chinese).



 

Примечания

 

[1] После смерти патриарха он был переименован во Дворец Вечной весны 長春宮, Чанчуньгун, а затем в монастырь Белого облака 白雲觀, Байюньгуань [Komjathy 2007, 58].

[2] Мужчины этой школы должны были носить религиозные имена, начинавшиеся на чжи («воля»), дао («Путь») или чжэнь («совершенство»). Присутствие в имени монаха иероглифа чжи свидетельствовало о том, что этот даос принадлежит к линии Цю Чу-цзи [Komjathy 2007, 6061; Goossaert 2001, 129–132].

[3] Пи-юнь чжэнь-жэнь 披雲真人 (Совершенный человек [по прозвищу] Разгоняющий облака) – даосский деятель школы Цюаньчжэнь Сун Дэ-фан 宋德方 (1183–1247) – ученик Лю Чу-сюаня 劉處玄 (дао хао Чан-шэн 長生) (1147–1203) и Цю Чу-цзи. В 1244 г. в обители Сюаньдугуань 玄都觀 (Монастырь Сокровенного града) в Пинъяне (провинция Шаньси) под его руководством, при содействии его ученика Цинь Чжи-аня 秦志安 (1188–1244), было издано самое большое собрание даосских текстов «Драгоценный канон из Сокровенного града [школы] Цюаньчжэнь» («Цюаньчжэнь Сюаньду бао цзан» 全真玄都寶藏) из 7800 цзюаней. [Komjathy 2007, 61; Marsone 2015, 1128].

[4] Примечательно, что автором текста этой стелы был известный деятель школы Цюаньчжэнь Ши Чжи-цзин 史志經 (1202?), что придает записи на стеле несомненный авторитет. Ши Чжи-цзин был родом из города Ичэн 翼城 округа Цзянчжоу 絳州 (современный уезд Ичэнсянь, провинция Шаньси). Его второе имя (, цзы) было Тянь-вэй 天緯, прозвище (, хао) «Мудрец, Вмещающий сокровенное» (洞玄子, Дун-сюань-цзы), почетное прозвище «Великий наставник Сокровенного совершенства, распространяющий справедливость» (玄真宣義大師, Сюань-чжэнь сюань-и да-ши). Ван Э 王鶚в «Описаниях даосских деяний господина Ши, Дун-сюань-цзы» (洞玄子史公道行錄, «Дун-сюань-цзы Ши гун да осин лу») сообщает, что Ши Чжи-цзин начинал как ученый-конфуцианец, однако в пятом году эры Син-дин 興定 (1221 г.), устремив свой взор к Сокровенному, удалился от мира и вступил в школу Цюаньчжэнь, где обучался под руководством Лю Дао-нина 劉道寧 (1172–1246) (дао хао Чжэнь-чан 真常). Когда во втором году эры Юань-гуан 元光 (1223 г.) Цю Чу-цзы вернулся из поездки к Чингисхану, Ши вместе с наставником пришел к нему на поклон и получил даосское имя Чжи-цзин. В тринадцатый год правления Тай-цзуна он отправился в странствия по горам Хуашань 華山, посещая различных учителей. В четвертый год правления А Дин-цзуна 定宗 (1249 г.) Ши Чжи-цзин получил от наставника Юй Дун-чжэня даосские книги-основы (, цзин) и реестры (, лу) и уже через год, обосновавшись в Яньцзине, стал проповедовать учение Цюаньчжэнь, собрав вокруг себя множество последователей. На следующий год он был удостоен высочайшей аудиенции, ему было пожаловано пурпурное одеяние даосского священнослужителя и почетное прозвище «Великий наставник Сокровенного совершенства, распространяющий справедливость». В 1258 г. он вновь пускается в странствия, отправившись на восток, в Шаньдун, намереваясь посетить родные места Семи совершенных наставников школы Цюаньчжэнь, и возвращается в Яньцзин лишь в 1263 г. [ЧДДЦ 1995, 156]. С подробным жизнеописанием Ши Чжи-цзина можно познакомиться в «Записях о небожителях-сянях, начавших свой путь из Ганьшуй» (甘水仙源錄, «Ганьшуй сянь юань лу») [ЧХДЦ 2004 XLVII, 184–185]. Как указывает П. Марсон, Ши Чжи-цзин был одним из авторов (наряду с Линху Чжаном 令狐璋) скандального сочинения «Восемьдесят одно превращение Высочайшего Старого владыки, с иллюстрациями» (太上老君八十一化圖, «Тай-шань Лао-цзюнь ба ши и хуа ту»), развивавшего концепцию «обращения варваров» (化胡, хуа ху), согласно которой Будда являлся всего лишь одним из перевоплощений Лао-цзы, а следовательно, даосское учение возникло раньше буддизма. Масла в огонь подлили ученик Ван Чжи-таня 王志坦 Ли Чжи-чан 李志常 и даос-чжурчжень Вэньдихань 溫迪罕, которые стали распространять это сочинение среди знати. В 1230 г. монахи школы Цюаньчжэнь декорировали стены одного из залов монастыря Чанчуньгун иллюстрациями к этому сочинению, что послужило толчком к пятидесятилетнему противостоянию между буддистами и даосами. Закончилось это противостояние поражением даосов в 1281 г. и указом о сожжении собрания даосских текстов «Цюаньчжэнь Сюаньду бао цзан», изданных школой Цюаньчжэнь [Marsone 2015, 1127–1128]. Ши Чжи-цзин был также составителем «Полного собрания [школы] Сокровенного ветра с иллюстрациями» (玄風慶會圖, «Сюань фэн цин хуэй ту») в пяти цзюанях (1274 г.), где описана жизнь Цю Чу-цзи в 64 эпизодах; сочинение было уничтожено по приказу императора Ши-цзуна в 1281 г. [Huang 2015, 1041–1046].

[5] Известно, что в пору проповеди учения Цюаньчжэнь Ван Чун-ян учредил пять обществ для своих последователей – общество Золотого лотоса (金蓮, Цзинь лянь хуэй) в Нинхае, общество Нефритового цветка (玉華會, Юй хуа хуэй) в Дэнчжоу, общество Трех сияний (三光會, Сань гуан хуэй) в Фушань, общество Семи драгоценностей (七寶會, Ци бао хуэй) в округе Вэньдэн и общество Равенства (平等會, Пин-дэн хуэй) в Лайчжоу, которое насчитывало более 1000 человек [Eskildsen 2004, 10; Komjathy 2007, 50–51].

[6] С 1264 г., после перенесения столицы из г. Кайфэн (Шанду 上都, «Верхняя столица»).

[7] Су У 蘇武 (140–60 до н.э.) – китайский дипломат эпохи Хань. Преданность Родине и стойкость духа помогли ему продержаться в плену у сюнну девятнадцать лет и возвратиться домой.

[8] Хань Чжао 漢昭 – посмертное имя императора-основателя царства Шу , знаменитого полководца эпохи Троецарствия Лю Бэя 劉備 (161–223), одержавшего победу над Цао Цао в битве у Красной скалы.

[9] 守素大師女冠錢善道墓志銘: 善道姓錢氏,杭之前塘人,越王鏐之後也。在南宋理宗時,生十有三年,入侍宮掖。至元丙子宋滅,隨其君來朝,留京師。奉睿聖皇后懿旨,於其年之九月望日俾居昭應宮,禮其宮提舉通妙大師某爲師,度爲女冠,賜紫衣。愈恭謹守道,齋心奉香火,朝夕課經祝聖壽,以報答恩遇爲務。餘力則經紀宮事,繕葺琳宮,無少懈怠。賜號守素大師 。以至大己酉三月五日卒,享年六十有六。其徒陳守中、李惠清等以其年某月某日葬於某所,求銘以志之。惟師以亡國之餘,被惟新之澤,洗滌塵垢,享清福三十有一年之久,亦可謂瞑目無憾矣。銘曰:越王歸於宋氏,孫曰自然,命爲道士。有淑其裔,歸我聖元,隨被中旨(缺)黃冠,惟表忠觀,與昭應宮,三百(缺)異世同風。錢氏有德,綿綿其澤,(缺)素師,允蹈前則,爰清爰靜,以終(缺)何以臻斯,繄我皇仁。

 
« Пред.   След. »