Главная arrow Все публикации на сайте arrow Принципы сохранения и монизма как методологическая основа эпистемологии
Принципы сохранения и монизма как методологическая основа эпистемологии | Печать |
Автор Левин Г.Д.   
30.01.2018 г.

Вопросы философии. 2017. № 12. С. ?–?

 

Принципы сохранения и монизма как методологическая основа эпистемологии

Г.Д. Левин

 

В статье показано, как принципы сохранения и монизма, обязательные для любого научного исследования, применяются при изучении трех форм человеческой деятельности: познания, коммуникации и практики. Первую попытку понять на их основе процесс познания предпринял Эмпедокл. Он утверждал, что в процессе познания из действительности в душу переносится сам познаваемый предмет. Аристотель возражает: «Ведь камень в душе не находится», но саму задачу истолковать процесс познания на основе принципов сохранения и монизма принимает и предлагает ее более тонкое, объективно-идеалистическое решение: в душу вносится не сам познаваемый предмет, а только его идеальная форма. Сегодня объективно-идеалистическое решение этой задачи широко используется. Оно воплощено, в частности, в теории объективного знания К. Поппера и теории объективно существующего идеального Э.В. Ильенкова.

Выдвинут тезис, что наделение формы объективно существующих вещей идеальной природой для истолкования процессов познания, коммуникации и практики на основе принципов сохранения и монизма избыточно. Материальная форма познаваемого предмета, переселяясь в процессе познания в сознание и становясь там знанием, остается формой, но становится идеальной формой. Соответственно, в процессе применения знаний на практике идеальная форма снова становится материальной, но остается при этом формой. Верность принципам материализма, сохранения и монизма соблюдена, но ни наивный материализм, ни объективный идеализм не понадобились.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: принцип сохранения, принцип монизма, познание, коммуникация, практика, форма, структура, материальное, идеальное, материализм, идеализм, дуализм, нейтральный монизм, эклектика.

ЛЕВИН Георгий Дмитриевич – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

g.d.levin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11 апреля 2017 г.

Цитирование: Левин Г.Д. Принципы сохранения и монизма как методологическая основа эпистемологии // Вопросы философии. 2017. № 12. С. ?–?

 

 

 

 

Философия является наукой потому, что решает свои проблемы на основе тех же методологических принципов, что и конкретная наука. В их число входят принципы сохранения и монизма. Моя цель – выяснить, как они работают при исследовании трех видов человеческой деятельности: познания, коммуникации и практики.

Принцип сохранения и наивный материализм. Принцип сохранения сформулировал еще Эмпедокл: «Из того, чего нет нигде, не может возникнуть [нечто]…» [Эмпедокл 1989, 345]. А вот как формулирует его Аристотель: «Ни одна вещь не возникает из небытия, но все – из бытия» [Аристотель 1934, 1062 b]. Он утверждает, что это «общее мнение почти что всех натурфилософов» [Там же]. При этом вещь понимается достаточно широко: не только как тело, самостоятельно существующее в пространстве и времени, но и как признак тела, например, белизна: белое «…возникло бы из небытия, если бы небелое не было тем же самым, что и белое» [Там же].

Но если ни одна вещь не возникает из небытия, то из какого бытия возникает такая «вещь», как зрительный образ предмета? Логически и исторически первый ответ на этот вопрос дает Эмпедокл: «Землю мы видим Землею, Водою – Воду, Эфиром – дивный Эфир, Огнем – Огонь истребляющий, Нежностью – нежность, а Ненависть – злой Ненавистью» [Эмпедокл 1989, 386].

Этот знаменитый текст можно понять трояко: 1) глаз, которым мы видим огонь, сам состоит из огня; 2) из огня состоит душа, в которую через глаз проникает эйдос огня; 3) сам зрительный образ огня – это огонь, внесенный в душу. В текстах Эмпедокла есть основания для всех трех интерпретаций. Аристотель принимает третью, согласно которой образ предмета сам является предметом. Именно против нее он возражает: «Разве не заключает в себе недоумение вопрос, находится ли в душе камень или человек?» [Аристотель 1976, 410 a]. Условимся называть эту трактовку процесса познания наивно-материалистической.

Утверждение, что образ камня сам является камнем, не единственная нелепость, к которой приходит наивный материалист в стремлении понять процесс познания на основе принципа сохранения. Ведь этот принцип состоит из двух положений: 1) из ничего ничто не возникает, 2) что прибыло в одном месте, то убыло в другом. Из второй его части чисто логически следует, что в процессе зрительного восприятия вещь исчезает. Но этого не происходит. Наивные материалисты пытаются преодолеть эту трудность с помощью теории истечений, согласно которой в акте чувственного восприятия в душу переходит не весь предмет целиком, а только его тончайшая оболочка, эйдос, идол: «Мы видим вследствие вхождения [в нас] идолов [образов]» [Демокрит 1955, 89]. Но это паллиативное решение проблемы: разница между целым камнем и его сколь угодно тонкой материальной оболочкой, эйдосом, чисто количественная.

Принцип монизма и наивный материализм. Второй методологический принцип, в соответствии с которым первые философы пытались понять процесс познания, – это принцип монизма. Во времена Эмпедокла, Демокрита и Аристотеля он выражался формулой «подобное испытывает от подобного». Под подобием предметов фактически имелось в виду их сходство в родовых признаках. Утверждалось, что взаимодействовать между собой и, следовательно, находиться во взаимосвязи друг с другом могут только виды одного рода. Например, дерево «испытывает» от железа потому, что оно, как и железо, состоит из вещества.

Важно видеть, что принцип монизма распространяется не только на взаимодействие объектов, но и их переходы друг в друга. Например, алмаз, в который при высокой температуре и давлении превращается графит, подобен графиту в том смысле, что состоит из тех же атомов углерода. Правда, подобие переходящих друг в друга объектов качественно отличается от подобия взаимодействующих: в первом случае оно заключается в тождестве, а во втором – в сходстве их родового содержания. Но я абстрагируюсь от этого отличия.

Применительно к процессу познания принцип монизма наивными материалистами выражался формулой «подобное познается подобным». Ее тоже можно понять трояко: 1) органы чувств, на которые воздействуют познаваемые предметы, подобны этим предметам; 2) им подобна душа – вместилище образов этих предметов; 3) им подобны сами образы. Аристотель приписывает Эмпедоклу и Демокриту третью трактовку этой формулы. Эти исследователи, пишет он, «…считают, что подобное познается подобным, словно предполагая, что душа – это сами вещи» [Аристотель 1976, 410a].

Нелепости, к которым ведет наивных материалистов их верность общенаучным принципам сохранения и монизма, порождают желание «пнуть доску» и заявить, что эти принципы на процесс познания не распространяются. Кстати, обычному человеку вообще не приходит в голову, что они имеют к познанию какое-то отношение. Более тонкий способ избавить гносеологию от этой головной боли предлагает солипсизм: нет объективной реальности – нет и проблемы. Избавляет от нее и презентационизм, утверждающий, что предмет и его чувственный образ – это одно и то же. Свой вклад в снятие этой проблемы вносят агностицизм и скептицизм, а также новейшее философское направление энактивизм, ставящее своей целью выход за пределы дихотомии субъекта и объекта, тела и ума, живого организма и среды, реального и виртуального [Князева 2013, 92]. Я усматриваю в популярности этого направления симптом депрофессионализации современной философии.

Решение проблемы Аристотелем. Аристотель согласен с наивными материалистами в том, что процесс познания необходимо понять на основе принципов сохранения и монизма, но дает им более тонкое истолкование: «[Душа] должна быть или этими предметами, или формами их, но сами предметы отпадают, ведь камень в душе не находится» [Аристотель 1937, 102]. (Замечу, что слово «душа» введено переводчиком. По смыслу фразы здесь должно стоять слово «ощущение».) Но если «сами предметы отпадают», то остается второй вариант: «...Ощущение есть то, что способно принимать формы чувственно воспринимаемых [предметов] без [их] материи, подобно тому, как воск воспринимает оттиск печати без железа и без золота» [Аристотель 1937, 73].

Итак, в душу в процессе познания предмета переходит не он сам и даже не его материальная оболочка, эйдос, а только его не состоящая из материи форма. Это решение проблемы – веха в истории гносеологии. Оно находится в хорошем соответствии с учением Аристотеля о трех видах причинности: материальной, движущей и формальной. В материальной причинности от одного предмета к другому переносится материя, в движущей – движение, а в формальной – форма. Гегелевский пример материальной причинности – порождение луж дождем, юмовский пример движущей причинности – нагревание камня Солнцем, аристотелевский пример формальной причинности – оттиск печати на воске. Для Эмпедокла процесс чувственного познания – это материальная причинность, для Аристотеля – формальная. Разница революционная. В материальной и движущей причинности материя и движение переносятся от одного носителя к другому в соответствии с двуединым принципом сохранения: 1) из ничего ничто не возникает и 2) что прибыло в одном месте, то убыло в другом. Именно вторая половина этого принципа вынуждала наивных материалистов настаивать на уменьшении размеров тела в процессе его чувственного восприятия. Форма же переносится от одного носителя к другому в соответствии только с первой половиной этого принципа. Это избавляет Аристотеля сразу от обеих нелепостей наивного материализма: во-первых, от необходимости утверждать, что чувственные образы материальных предметов сами материальны, и, во-вторых, от необходимости доказывать, что в процессе чувственного восприятия предмет уменьшается в размерах. Точно так же, как при оттиске железной печати на воске количество железа в ней не уменьшается, оно не уменьшается и при зрительном восприятии железной печати.

Важно видеть, что этот «облегченный» вариант принципа сохранения распространяется не только на познание, но и на два других вида человеческой деятельности – коммуникацию и практику: если я дал тебе яблоко, говорит Б. Рассел, у меня стало на одно яблоко меньше, но если я дал тебе идею, число идей у меня не уменьшилось. Не исчезает идея из головы человека и при ее воплощении в предмете труда, например в построенном доме.

Объективный идеализм Аристотеля. Но Аристотель не останавливается на трактовке чувственного восприятия как просто переноса формы познаваемого предмета в душу. Он идет дальше: если знание – это форма предмета, перенесенная в душу, значит, форма предмета – это знание, еще не перенесенное в душу. Аристотель делает этот вывод со всей определенностью: «Предмет мысли и разум не являются отличными друг от друга в тех случаях, где отсутствует материя» [Аристотель 1934, 1075a].

Оценим величие момента: перед нами первичный, зародышевый объективный идеализм, возникший в мощной попытке истолковать процесс познания на основе принципов сохранения и монизма. Однако это незавершенный объективный идеализм: отождествив форму вещей с разумом, Аристотель материю вещей к разуму не свел. Это сделали позднее неоплатоники и Гегель.

Объективный идеализм, возникающий в результате экстраполяции идеального за границы субъективной реальности, существует и в современной литературе. Я имею в виду учение о расширенном уме (extended mind) Э. Кларка и Д. Чалмерса, учение о воплощенном уме (embodied mind) Э. Рош, Э. Томпсона и Ф. Варелы. Для изложения своих концепций авторы создали собственную, к сожалению, весьма нестрогую терминологию, существенно отличающуюся от классической. Большую работу по исследованию этих концепций провели Д.И. Дубровский [Дубровский 2015], Д.В. Иванов [Иванов 2013] и другие авторы. Я не буду ее здесь дублировать. Моя цель – проанализировать классические попытки истолковать процесс познания на основе принципов сохранения и монизма, осуществленные на классическом философском языке, который по словечку, на протяжении веков создавали лучшие умы Европы и которым, как я подозреваю, создатели этих концепций просто не владеют.

Принципы сохранения и монизма и критический материализм. Чтобы создать теорию, альтернативную и наивному материализму, и аристотелевскому объективному идеализму, достаточно сделать либо один шаг вперед от первого, либо один шаг назад от второго. В первом случае достаточно вместе с Аристотелем сказать, что в процессе познания в душу из объективного мира переносится не камень, а только его форма, во втором отказаться от аристотелевского объявления формы камня идеальной. В итоге возникает простая и ясная картина: в процессе познания форма предмета переносится в человеческое сознание, где становится идеальной, в процессе коммуникации она переносится из одного сознания в другое, а в практике возвращается в предмет, где снова становится материальной. Чисто условно я буду называть эту концепцию критическим материализмом. В принципе я мог бы назвать ее и диалектическим материализмом, но боюсь прослыть обскурантом и маргиналом: фразы «Я диалектически материалист» я не слышу от своих коллег вот уже четверть века.

Начну изложение критического материализма с ответа на два школьных вопроса: что такое материя и что такое материальное? О том, насколько они трудны, можно судить по знаменитому ленинскому определению материи, без знания которого студент когда-то не мог рассчитывать даже на тройку: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» [Ленин 1961, 149]. Легко увидеть, это не ответ на вопрос. Существование и познаваемость объективной реальности признает не только материализм, но и объективный идеализм. Это две разновидности реализма, противостоящие антиреализму. Вопрос «Что такое материя?» возникает после того, как существование и познаваемость объективной реальности признаны. Это вопрос, из чего с точки зрения материализма состоит объективная реальность, что представляет собой ее субстрат. Ответить на этот вопрос словами Ленина – значит либо не понять вопроса, либо обойти его. Объективный идеалист на вопрос, что с его точки зрения представляет собой первосубстрат объективной реальности, отвечает почти остенсивно: он тот же, что и субстрат его собственной субъективной реальности. Этот ответ позволяет ему истолковать на основе принципов сохранения и монизма все три формы человеческой деятельности: и познание, и коммуникацию, и практику.

На вопрос, что такое материя, понимаемая как первосубстрат объективной реальности, пытался ответить еще Фалес, не оставляют эти попытки и современные физики. Сегодня на макроуровне различают две разновидности материи: вещество и поле. Для нашего гносеологического анализа этой дистинкции достаточно. Упрощу себе задачу: буду говорить о материи как веществе. Распространить сказанное на полевые формы материи – дело техники.

Устранив идущее от Ленина спутывание объективности мира с его материальностью, мы сталкиваемся с проблемой, которую это спутывание закрывало. Дело в том, что вещи объективного мира состоят не только из материи, но и из формы. Мир – это оформленная материя. Поэтому он не только материален, но и, если можно так выразиться, формален. Учет этого обстоятельства позволяет увидеть принципиальное отличие критического материализма от наивного: согласно первому в сознание человека из объективного мира переносится не материя, а только форма познаваемого предмета.

В современной литературе вместо «форма» чаще говорят «структура». Соотношение этих категорий необходимо прояснить. Аристотелевские категории «вещь», «материя» и «форма» экстенсионально совпадают с современными категориями «система», «структура» и «элементы»: форма – это то, что образует вещь из ее материи, структура – то, что образует систему из ее элементов. Молекула может служить примером и вещи, и системы, образующие ее атомы – примером и материи, и элементов, а отношения, образующие молекулу из ее атомов, – примером и формы, и структуры.

Важно видеть, что реальную материю любого существующего предмета можно мысленно вновь разложить на материю и форму, соответственно, элемент любой системы – на элементы и структуру более низкого уровня. В пределе этого мысленного разложения возникает представление о первоматерии, полностью лишенной формы, и первоэлементах, полностью освобожденных от структуры. Отсюда важное следствие: как форму (структуру) можно представить любую определенность бытия.

Итак, вещь объективна потому, что существует за границами субъективной реальности, и материальна потому, что состоит из материи. Но форма вещи, будучи объективной, из материи не состоит и материальной в этом смысле не является. Однако, вопреки Аристотелю, она не является и идеальной. Выходов из этой терминологической трудности два. Первый – объявить форму вещей и не материальной, и не идеальной, а нейтральной по отношению к дихотомии материальное/идеальное. Эта концепция известна как нейтральный монизм. Второй – различить два смысла термина «материальное»: материальное-1, состоящее из материи (в этом смысле материальны вещи), и материальное-2, порожденное материей, вторичное по отношению к ней (в этом смысле материальны все формы всех вещей).

Тезис Маркса. Одним из краеугольных положений критического (диалектического) материализма является следующий тезис К. Маркса: «Для меня… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» [Маркс 1960, 21]. По-немецки: «Bei mir ist… das Ideelle nichts andres als das im Menschenkopf umgesetzte und übersetzte Materielle» [Marx 1962 web]. Umsetzten – пересаживать, перемещать, превращать, übersetzen – переводить. Подчеркну, что этот тезис Маркса профессионален: его докторская диссертация посвящена античным материалистам. Она называлась «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Задача в том, чтобы раскрыть эвристический потенциал этого тезиса. К сожалению, сформулировав его в послесловии к «Капиталу», Маркс не ответил на несколько естественно возникающих вопросов, от ответа на которые зависит принятие или отвержение его тезиса. Я намерен сформулировать и обсудить эти вопросы. Логически возможных интерпретаций этого тезиса две.

Первая открывается, если принять, что в нем идеальное определяется через ближайший род («материальное») и видовое отличие («пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»). Но тогда получается, что идеальное это частный случай материального, что вызывает ассоциацию с наивным материализмом. Чтобы избавиться от нее, примем, что Маркс, в отличие от Эмпедокла, под материальным, пересаживаемым в человеческую голову, имеет в виду не материальную-1 вещь и даже не ее материальную оболочку, а вторичную по отношению к материи вещи и, следовательно, материальную-2 форму вещи.

Итак, камень из души вынут. Но в результате открывается вторая, более тонкая проблема. Формула «материя первична, сознание вторично» краеугольная в критическом материализме. Материальная-2 форма материальной-1 вещи, пересаженная в человеческую голову, вторична по отношению к материи мозга, но и, следовательно, материальна-2. Получается, что идеальное, как и у наивных материалистов, не противоположно материальному, а является его частным случаем. Как быть? Логически возможных ответов три.

Первым воспользовался Аристотель, объявивший идеальными формы всех предметов. На этой платформе можно прекрасно объяснить в соответствии с принципами сохранения и монизма все три формы человеческой деятельности – и познание, и коммуникацию, и практику. Именно поэтому объективный идеализм популярен и в современной философии.

Вторым выходом воспользовался нейтральный монизм, согласно которому форма, рассматриваемая в ее родовых признаках, нейтральна по отношению к дихотомии материальное/идеальное. Материальной или идеальной форму делают ее видовые признаки: за границами человеческой головы она материальна, а будучи пересаженной в человеческую голову, становится идеальной. Аналогия: углерод сам по себе нельзя назвать ни графитом, ни алмазом. Мы называем его так, когда принимаем во внимание его кристаллическую решетку. Важно видеть, что нейтральный монизм, как и объективный идеализм, позволяет соблюсти верность принципам сохранения и монизма при описании процессов познания, коммуникации и практики.

Третий выход из обсуждаемой трудности открывает еще одна логически возможная интерпретация тезиса Маркса: будучи «пересаженным» в человеческую голову, материальное перестает быть материальным и превращается в свою противоположность, идеальное. Легко, однако, заметить, что материальное понимается при этой интерпретации не как материальное-1 и даже не как материальное-2, а в некоем третьем смысле. Попытаюсь эксплицировать его. Для этого нам придется различать структуры предметов и структуры протекающих в них процессов. Первые называют синхроническими, вторые диахроническими. Нам придется говорить о синхронической структуре мозга и диахронической структуре протекающих в нем физиологических процессов.

Структуры любых предметов и процессов являются материальными-2, т.е. вторичными по отношению к их материальным-1 носителям. Это относится и к структурам физиологических процессов головного мозга. Но они обладают принципиальным отличием от структур процессов, протекающих за границами мозга. Человеческий мозг – высший продукт природы. Следовательно, его структура, а также структура протекающих в нем электрохимических процессов качественно, принципиально отлична от структуры предметов и процессов, находящихся за границами мозга. Эта принципиальная разница и позволяет ввести представление о матеральном-3: материальное-3 – это структуры вещей и протекающих в них процессов, находящиеся за границами головного мозга. Структура электрохимических процессов самого мозга, высшего продукта природы, противоположна материальному-3, т.е. идеальна. Получается: в процессе познания материальная-3 форма материальных-1 предметов, «пересаживается» в человеческий мозг и, оставаясь материальной-2, перестает быть материальной-3, т.е. превращается в идеальную.

Я понимаю моих коллег, утверждающих, что подобные «мелочные дистинкции» мешают «мыслить философски». Но я не вижу другой возможности критериально отличить критический материализм от наивного материализма, объективного идеализма и нейтрального монизма. Дьявол, как известно, прячется в деталях. Именно эти детали позволяют внести ясность в запутанный вопрос об отношениях между нейтральным монизмом и критическим (диалектическим) материализмом. Все просто. Оба признают необходимость истолковать процесс познания на основе принципов сохранения и монизма. Оба понимают, что для этого нужно найти нечто третье, что сохраняется при «пересаживании» материального в человеческую голову и превращении его в идеальное. Разница между критическим материалистом и нейтральным монистом чисто терминологическая. Если я называю это третье материальным-3, я материалист, если нейтральным по отношению к дихотомии материальное / идеальное, я нейтральный монист. Терминология критического материализма яснее и строже и потому я принимаю ее.

Отказ от признания этого «третьего» хуже, чем наивный материализм, хуже, чем объективный идеализм, хуже, чем нейтральный монизм, и даже хуже, чем дуализм: это эклектика. Дуалист, например, Декарт, видит все драматические следствия из отрицания им того что является общим для res cogitans и res extensa. Эклектик же их даже не замечает. Проиллюстрирую эвристические возможности критического материализма в истолковании процесса познания в соответствии с принципами сохранения и монизма на предельно упрощенном примере зрительного восприятия. Сначала синхроническая структура зрительно воспринимаемого предмета трансформируется по законам физики в диахроническую структуру отраженного от него электромагнитного излучения. Затем эта структура переносится на новый материальный носитель сетчатку глаза, где выступает как структура протекающих в ней электрохимических процессов. После этого, уже на новом материальном носителе – нервных волокнах, соединяющих ретину с мозгом, она трансформируется в структуру цепочки протекающих в них электрохимических реакций. Последний этап этих трансформаций структура электрохимических процессов головного мозга.

Напрашивается естественное возражение: едва ли Маркс под идеальным имел в виду именно структуру электрохимических процессов головного мозга. Скорее всего, он называл так то, что обычные люди называют своей душой или своим сознанием, а современные философы – субъективной реальностью, феноменальной реальностью или внутренним опытом. Но тогда возникает самый трудный вопрос: как связаны структура электрохимических процессов головного мозга человека и его субъективная реальность? Практически общепризнанным является следующий ответ на него: субъективная реальность порождается структурой физиологических процессов головного мозга, она вторична по отношению к ней. Этот ответ представляется настолько очевидным, что даже не формулируется явно

Давно, однако же, сказано: бойся очевидности. Из этого ясного и очевидного ответа следуют два столь же очевидных вопроса, над которыми задумывался еще Декарт и которые с исключительной ясностью формулирует известный специалист по mind-body problem Д.И. Дубровский: «1. Как объяснить связь явлений СР (субъективной реальности. Г.Л.) с мозговыми процессами, если первым нельзя приписывать физические свойства (массу, энергию, пространственные характеристики), а вторые ими необходимо обладают? 2. Если явлениям СР нельзя приписывать физические свойства, то как объяснить их способность причинного действия на телесные процессы?» [Дубровский 2015, 15].

На первый вопрос необходимо ответить, если мы ходим объяснить на основе принципов сохранения и монизма процесс познания, на второй – процесс практики. Декарт не смог ответить на них, к этому и сводится суть его дуализма. Не отвечают на них и современные исследователи. Некоторые из них, в частности, известный нейрофизиолог Б.М. Величковский, полагают, что ответ на них человечество даст лишь через несколько веков. Но, рассуждая чисто логически, можно предложить и еще один, правда, несколько «сумасшедший» ответ на вопрос о соотношении структуры физиологических процессов головного мозга человека и его субъективной (феноменальной) реальности: это одно и то же. Никакой другой реальности в человеческой голове нет. Перед внешним наблюдателем она предстает как структура (форма) электрохимических процессов головного мозга, а перед обладателем этой структуры как его субъективный мир. Вопрос «Как это возможно?» ничуть не труднее вопросов, сформулированных Д.И. Дубровским, и на него сегодня тоже можно ответить словами Б.М. Величковского. Но выбрать между этими двумя ответами мы должны уже сейчас: этим определяется направление дальнейшего исследования проблемы. Я выбираю второе понимание и хочу привести в его защиту несколько «наводящих соображений».

Отождествление знания (идеи, мысли, разума) с формой (структурой) предметов и процессов – исходный тезис объективного идеализма. Я имею в виду сравнение Аристотелем ощущения с оттиском печати на воске. Отождествление идеального, в частности, мысли, со структурой материальных вещей встречается и в современной литературе. Например, К. Поппер различает объективный мир, который он называет первым, мир состояний сознания, который он называет вторым, и третий мир, в который он наряду с прочим, включает «содержание журналов, книг и библиотек» [Поппер 2002, 109], т.е. письменных текстов. Он называет его миром объективного знания (objective knowledge). Под объективным знанием в этом случае понимается структура письменного текста. Такой подход позволяет Попперу представить коммуникацию как двухэтапный процесс: сначала информатор переносит свое субъективное знание в текст, точнее в его структуру, и тем превращает его в объективное знание, затем информируемый, читая текст, переносит это объективное знание в собственное сознание и тем превращает в субъективное знание. Чтобы истолковать оба перехода в соответствии с принципами сохранения и монизма, необходимо представить как структуру не только объективное, но и субъективное знание.

Э.В. Ильенков использует трактовку идеального как формы вещи для истолкования в соответствии с принципами сохранения и монизма другой формы человеческой деятельности – практики. Идеальное, говорит он, «…есть... не что иное, как форма вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке, в виде формы его активной деятельности» [Ильенков 1962, 221]. Имеется в виду не только познавательная, но и практическая деятельность. Отсюда по транзитивности идеальными объявляются и формы предметов, созданных человеческим трудом.

Итак, трактовка идеального как формы или структуры предметов и процессов встречается и в прошлой, и в современной философии. Поэтому трактовка субъективной реальности как формы (структуры) физиологических процессов головного мозга, открытой ее обладателю, находится в русле этой традиции. Чтобы еще больше повысить доверие к ней, воспользуюсь широко применяемым в конкретной науке гипотетико-дедуктивным методом: прослежу логические следствия из этой гипотезы и испытаю их на соответствие действительности. Эта гипотеза:

1. Позволяет объяснить на основе принципов сохранения и монизма возникновение идеального: структура физиологических процессов головного мозга предстает здесь как конечный этап переноса формы (структуры) познаваемого предмета от одного материального носителя к другому. Искать следующий этап не нужно.

2. Снимает вопросы, сформулированные Д.И. Дубровским: если субъективная реальность и структура физиологических процессов головного мозга – одно и то же, то вопрос об их взаимодействии снимается.

3. Объясняет факт недоступности субъективной реальности внешнему наблюдению. Дело в том, что любая структура, в том числе и структура физиологических процессов головного мозга, – это совокупность отношений. Отношения же не состоят из материи и потому не обладают физическими характеристиками: массой, энергией, пространственными размерами. В силу этого они не оказывают физического воздействия на материальные предметы, в том числе на органы чувств и приборы. Поэтому «душа невидима». Но это не значит, что она непознаваема извне и доступна только интроспекции. В распоряжении внешнего наблюдателя остаются два способа узнать о ней: анализ слов и поступков человека, и анализ структуры физиологических процессов его мозга. Это универсальные методы. Именно так в конкретной науке исследуются все непосредственно не наблюдаемые сущности.

4. Эта гипотеза дает ответ и на вопрос, к чему относится Марксово определение идеального как материального, пересаженного в человеческую голову и преобразованного в ней: к структуре физиологических процессов головного мозга или к субъективной реальности? С позиций рассматриваемой гипотезы союз «или» здесь лишний.

5. Трактовка субъективной реальности как воспринимаемой изнутри структуры физиологических процессов головного мозга является аргументом против как субъективного, так и объективного идеализма. Любая структура материальна-2, она не может существовать независимо от своих материальных носителей. И если идеальное – это структура, то самостоятельно существующий идеальный мир – субъективный или объективный – нонсенс.

6. Трактовка знания как формы познаваемого предмета, перенесенной через ряд промежуточных материальных носителей в человеческий мозг, составляет теоретическую основу классической теории истины, теории корреспонденции. Тот факт, что знание есть форма познаваемого предмета, пересаженная в человеческую голову, еще не делает его истинным. Истинность можно представить как изоморфизм или гомоморфизм двух форм: объективной формы познаваемого предмета и субъективной формы, являющейся знанием об этом предмете.

7. И последнее. Защищаемая гипотеза позволяет истолковать на основе принципов сохранения и монизма не только все три формы человеческой деятельности, но и их генезис. Форма – это универсальная определенность бытия, присущая и живой, и неживой материи, а перенос формы от одного материального носителя к другому – это одна из разновидностей движения. Переносы формы от одного материального носителя к другому, элементарные в неживой природе, в процессе исторического развития универсума совершенствуются и достигают вершины совершенства в процессе научного исследования природы.

Но это лишь «наводящие соображения» в защиту тезиса, что субъективная реальность и структура электрохимических процессов головного мозга – это одна и та же реальность. Его доказательства или опровержения следует ждать от конкретной науки.

Принципы сохранения и монизма как основа теории отражения. Как известно, в диалектическом материализме, который с начала 20-х до начала 90-х гг. прошлого века был в нашей стране государственной философией, познание трактовалось как отражение действительности, а теория познания, эпистемология – как теория отражения. А поскольку основные положения этой теории были взяты из книги В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», ее называли ленинской теорией отражения. При этом в ранг «краеугольных положений» этой теории были возведены не только верные, но и дилетантские утверждения тридцатисемилетнего Ленина, до «Материализма и эмпириокритицизма» профессионально философией не занимавшегося.

Сегодня ленинская теория отражения подвергается жесткой и решительной критике. Отвергаются не только ошибочные положения, принадлежащие В.И. Ленину, но и сами исходные принципы этой теории. Она объявляется несовместимой с практикой современного научного исследования. Рассмотрим аргументы в пользу этого тезиса.

Первый аргумент чисто лингвистический: в этой теории спутываются отражение и отображение. Отразить предмет – значит отбить, отбросить его (говорят «отразить нападение»), а отобразить – значит создать его образ. На европейские языки «отражение» и «отображение» переводятся разными терминами: «отображение» по-английски – representation, а «отражение» – reflection, по-немецки «отображение» – Abbildung, а «отражение» – Reflexion. Познание – это процесс не отражения, а отображения действительности. Впрочем, в обиходе «отображение» нередко сокращают до «отражения»: говорят, например, об отражении предмета в воде или в зеркале. Чтобы не нарушать традицию, я там, где это не приведет к путанице, буду называть теорию отображения теорией отражения.

Второй аргумент против этой теории гласит, что она трактует знание о предмете как результат его непосредственного наблюдения, в то время как предметы современной науки по преимуществу ненаблюдаемы. Это устаревший аргумент. Одним из краеугольных положений современной теории отражения является принцип наблюдаемости, сформулированный В. Гейзенбергом. Согласно ему наблюдаем любой объект, связанный с непосредственно наблюдаемым объектом цепью однозначных детерминаций. В этом смысле наблюдаем распад ядра атома, о котором судят по отклонению стрелки амперметра. А это значит, что согласно современной теории отражения электрон так же наблюдаем, как и камень.

Третий аргумент против этой теории сводится к утверждению, что она учитывает воздействие на знание только самого познаваемого предмета и игнорирует воздействие свойств познающего субъекта. Это снова устаревший аргумент. Современная теория отражения полностью ассимилирует тот вклад, который в исследование процесса познания внес И. Кант учением об априорных формах чувственности и рассудка. Более того, она признает воздействие на результат процесса познания и социальной среды, о котором говорят социальные реляционисты.

Четвертый аргумент идет от сторонников конструктивизма. Они утверждают, что знание об исследуемых объектах возникает не в результате их «отображения», а как итог конструирования моделей этих объектов и испытания их затем в эксперименте. Я разделяю здесь точку зрения В.А. Лекторского, утверждающего, что конструирование теоретических объектов является необходимым этапом процесса отображения действительности [Лекторский 2008].

Итак, критика теории отражения позволяет освободить ее от ложных и поверхностных утверждений и тем осовременить. Но она не затрагивает ее сути – способности истолковать процессы познания, коммуникации и практики, а также их генезис на основе принципов материализма, сохранения и монизма. И именно это делает ее методологической основой современной науки.

 

Источники (Primary Sources)

Аристотель 1937 – Аристотель. О душе. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937 [Aristotle. On the soul (Russian Translation 1937)].

Аристотель 1976 – Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1976. Том 1. [Aristotle. On the soul (Russian Translation 1976)].

Аристотель 1934 – Аристотель. Метафизика. Перевод А.В. Кубицкого. М.; Л.: Государственное издательство политической литературы, 1934 [Aristotle. Metaphysics (Russian Translation)].

Демокрит 1955 – Фрагменты Демокрита // Материалисты древней Греции. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 [Fragments Democritus (Russian Translation)].

Ильенков 1962 Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1962. С. 219–227 [Ilyenkov E.V. Ideal (in Russian)].

Ленин 1961 – Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 18. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961[Lenin V.I. Materialism and empiriocriticism (in Russian)].

Маркс 1960 Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960 [Karl Marx. Das Kapital. Band I. Kritik der politischen Ökonomie (Russian Translation)].

Эмпедокл 1989 – Эмпедокл // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: Наука, 1989 [Fragments Empedocles (Russian Translation)].

Marx, Karl (1962) Das Kapital. Band I. Kritik der politischen Ökonomie, http://www.mlwerke.de/me/me23/me23_000.htm

 

Ссылки (References in Russian)

Дубровский 2015 Дубровский Д.И. Проблема «Сознание и мозг». Теоретическое решение. М.: Канон+, 2015.

Иванов 2013 –– Иванов Д.В. Природа феноменального сознания. М.: URSS, 2013.

Князева 2013 Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 91104.

Лекторский 2008 Лекторский В.А. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии // Познание, понимание, конструирование. М.: ИФ РАН, 2008. С. 2427.

Поппер 2002 Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 12. P. ??

The Principles of Conservations and Monism as a Methodological Basis of Epistemology

Georgy D. Levin

The article shows how the principles of conservation and monism, which are mandatory for any scientific research, are used in studying the three forms of human activity: cognition, communication and practice. The first attempt to understand the process of cognition on their basis was undertaken by Empedocles. He argued that in the process of cognition the cognizable object itself is transferred from the reality into the soul. Aristotle objected: "There is no stone in the soul," but the very task of interpreting the process of cognition on the basis of the principles of conservation and monism accepts and offers it a more fine, objective-idealistic solution: it is not the cognizable object itself that is being brought into the soul, but only its ideal form. Today the objective-idealistic solution of this problem is widely used. It is embodied, in particular, in the K. Popper's theory of objective knowledge and the theory of the objectively existing ideal E.V. Ilyenkov.

The article shows that giving the form of objectively existing things with an ideal nature is redundant for interpreting the processes of cognition, communication and practice on the basis of the principles of conservation and monism. The material form of the cognizable object, moving in the process of cognition into consciousness and becoming there knowledge, remains a form, but becomes an ideal form. Accordingly, in the process of applying knowledge in practice, the ideal form again becomes material, but remains at the same time a form. Fidelity to the principles of materialism, conservation and monism is respected, but neither naive materialism nor objective idealism was needed.

KEY WORDS: conservation principle, the principle of monism, cognition, communication, practice, form, structure, correspondence, materialism, idealism, dualism, eclecticism.

LEVIN Georgy D. – DSc in Philosophy, leading research fellow, Institute of philosophy Russian academy of science.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Received at April 11, 2017.

Citation: Levin, Georgy D. (2017) “The principles of conservations and monism as a methodological basis of epistemology”, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2017), pp. ?‒?

 

References

Dubrovsky, David I. (2015) The problem of "consciousness and the brain". The theoretical solution, Canon+, Moscow (in Russian).

Ivanov, Dmitry V. (2013) The nature of phenomenal consciousness, URSS, Moscow (in Russian).

Knyazeva, Elena N. (2013) “Enaktivism: a conceptual turn in epistemology”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2013), pp. 91104 (in Russian).

Lektorsky, Vladislav A. (2008) “Discussion between realism and anti-realism in modern epistemology”, Knowledge, understanding, designing, IF RAS, Moscow, pp. 2427.

Popper, Karl (1979) Objective Knowledge. An evolutionary approach, Oxford University Press (Russian Translation).

 
« Пред.   След. »