Главная arrow Все публикации на сайте arrow К юбилею Российского философского общества
К юбилею Российского философского общества | Печать |
Автор Редакция   
10.01.2018 г.

От редакции. 2016 год был особым для отечественной философии и Российского философского общества, поскольку 45 лет тому назад (в 1971 г.) было основано Философское общество СССР (ФО СССР) и 25 лет прошло с тех пор, как Российское философское общество стало правопреемником ФО СССР (в 1991 г.). Важными датами отмечен и 2017 год., так как в этом году исполнилось 30 лет с тех пор, как на IV съезде Философского общества СССР (28–29 января 1987 г.) на волне перестройки было избрано новое руководство этой организации. Президентом ФО СССР тогда был избран член-корреспондент АН СССР И.Т. Фролов (с 1991 г. по 1999 г. – Президент РФО); Первым вице-президентом ФО СССР – доктор философских наук, проф. В.И. Столяров; Главным ученым секретарем ФО СССР – кандидат философских наук, доцент А.Н. Чумаков (с 1991 г. по настоящее время – Первый вице-президент РФО). В настоящее время Президентом РФО является академик В.С. Степин; Главным ученым секретарем РФО – кандидат философских наук А.Д. Королев.

В 2017 г. исполняется также 20 лет с тех пор, как в Петербурге в 1997 г. состоялся Первый Российский философский конгресс, положивший начало регулярному их проведению. Они проходят теперь с периодичностью один раз в 3-4 года в различных городах нашей страны. Последний такой конгресс (VII) проходил в Уфе в 2015 г. Наконец, в этом же году исполняется 20 лет со дня выхода в свет первого номера основного печатного органа РФО –  «Вестника Российского философского общества».

Принимая во внимание, что юбилейные даты – хороший повод для того, чтобы подвести некоторые итоги, оценить настоящее, заглянуть в будущее, Президиум Российского философского общества в творческом содружестве с журналом «Вопросы философии» обратился к ряду членов РФО с просьбой высказаться о различных сторонах работы Российского философского общества.

 

В.С. СТЕПИН (академик РАН, Президент РФО).

Я неоднократно писал о том, какие наиболее важные задачи стоят сегодня перед философией вообще и российскими философами в частности. Эти задачи вытекают из предназначения философии в жизни общества. Философия выступает рефлексией над фундаментальными ценностями культуры. Что есть человек? Что есть природа? Что есть человеческая деятельность, власть, справедливость, свобода и т.д.? Что такое вера, знания, рациональность, красота? Всё это создаёт картину жизненного мира человека. Это основы обыденного мировоззрения человека. Он их получает готовыми, сам не понимая, как он усваивает смысл этих категорий. Философия эти жизненные смыслы, эти ценности выносит на суд разума. Философия не просто обосновывает их рационально, она превращает категории культуры в свои собственные категории. Начиная работать с этими категориями, философия конструирует новые смыслы, которые выходят за рамки моей культурной традиции и адресованы будущему. Если провести аналогию между культурой как наличием надбиологической программы человеческой жизнедеятельности и генетическими кодами, которые есть в живой природе, то получится, что культура – это своеобразные генетические коды социальной жизни. Если вы хотите эту жизнь изменить, то вы должны эти коды изменять. Фундамент этих кодов – это своеобразный геном культуры, те жизненные смыслы и ценности, которые в категориях культуры зафиксированы. Философия, когда рационализирует это, начинает вырабатывать возможные новые смыслы, адресованные будущему. Философию в этом случае можно сравнить с генной инженерией. Философия конструирует возможные геномы будущей социальной жизни. Пока общество развивается, философия играет роль своеобразного генератора фундаментальных жизненных смыслов и ценностей, мировоззренческих ориентиров не столько для настоящего, а скорее для будущего. Это важное условие социального прогресса. Это важно для понимания того, что есть философия.

Исходя из этого понимания, мы должны задаться вопросом, а каково сейчас состояние общественной жизни? Это состояние связано с переходом к новому типу цивилизационного развития. Тот тип развития, который пришёл на смену традиционалистским обществам (я называю этот тип техногенной цивилизацией), дал человечеству очень много. Но одновременно техногенная цивилизация породила глобальные кризисы, прежде всего экологический и антропологический кризисы, из которых нужно выходить. На базе старых ценностей это сделать не удаётся. Нужна новая система ценностей. Все об этом пишут. Недаром стали говорить о ценностях и жизненных смыслах, о глубинных мировоззренческих ориентирах. Задача философии, как и всей системы гуманитарных наук, состоит в том, чтобы сделать вклад в решение этой задачи. Нужно найти в самых разных сферах социальной жизни точки роста новых ценностей, определить эти точки роста, определить основные направления развития общества. Какие фундаментальные мировоззренческие смыслы необходимы для того, чтобы сохранилось человечество, чтобы сохранилось развитие человека, чтобы избежать опасность деградации цивилизации? Философия сегодня становится сугубо практической наукой. Я считаю, что это звёздный час философии, когда она начинает быть не просто теоретическим размышлением, а таким размышлением, которое востребовано практикой и может реально менять социальную жизнь. Сейчас время практической философии, время поиска новых ценностей. Если мы справимся с этой задачей, тогда, как говорится, честь нам и хвала. Если не справимся, то это может оказаться гибельно для развития цивилизации.

Философское общество может способствовать этой работе, организовывать её, создавать новые формы общения, например, используя Интернет. Нужно разнообразить формы общения и ставить острые вопросы, проводить «круглые столы». Например, западным коллегам поставить вопрос: способно ли потребительское общество с установкой на рыночные отношения (мы сделали рынок идолом всех человеческих отношений), на понимание самого человека как капитала (мы любим сегодня говорить о человеческом капитале, о рассмотрении человека с точки зрения товарно-денежного обмена) выйти из современных экологического и антропологического кризисов? Я считаю, что нет. Надо ставить острые проблемы, надо обсуждать, не боясь показаться одиозным с точки зрения западных коллег. Нужна концентрация мыслей для того, чтобы решать очень сложные проблемы современной социальной жизни. Есть такие вещи, которые Философское общество ещё не делает, а могло бы делать. Например, организовать международную конференцию, «круглый стол». Причём не нужно много людей, когда конференция превращается в ярмарку, где каждый свой товар выкладывает. Плодотворные обсуждения идут в небольшом формате, человек 15. Только пригласить нужно хороших специалистов в разных областях, которые могли бы обсудить эти вопросы квалифицированно.

 

А.Н. ЧУМАКОВ (доктор философских наук, профессор, Первый вице-президент РФО, главный редактор «Вестника РФО»).

История появления и особенности работы РФО. История Философского общества в нашей стране делится на два принципиально отличных друг от друга периода: советский (1971-1990) и российский (с 1991 г. по настоящее время). Философское общество СССР было организовано, как и все научные организации того времени, по образу партийной структуры (со своими съездами, пленумами, членскими билетами и т.п.). Характерным для того времени было, например, то, что на Всемирные философские конгрессы от Общества формировались делегации, которые выступали как одно целое - каждый представлял не себя, а страну, советскую философию. Все это существенно отличалось от общественных философских организаций в  развитых странах, где нет такой заорганизованности.

После распада советской системы правопреемником ФО СССР стало Российское философское общество. При его формировании пришлось соединить западный опыт организации научной жизни и то, что осталось на российских просторах от  Философского общества СССР. А осталось не так уж и много: из прежних более полусотни отделений Общества лишь пять-шесть еще формально числились (в Саратове, Калининграде, Костроме, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде…)

Используя западный опыт, где структура научных обществ, как правило, иная (там принято прямое членство в организациях), мы старались сохранить структуру прежней организации, чтобы не потерять то ценное, что было наработано за многие годы – вертикальные и горизонтальные связи, позволявшие эффективно управлять большой общественной организацией. В то же время вводились новые принципы работы Общества: при сохранении отделений создавались такие структуры, как Философские общества, Ассоциации в составе РФО и первичные организации.

Теперь каждый желающий может вступить в РФО как через первичную организацию, так и непосредственно, заплатив взнос прямо в Президиум и подписавшись на «Вестник». Иными словами, мы не стали разрушать то, что было жизнеспособным, но создали по существу принципиально новую организацию, где инициатива и ответственность за форму и содержание творческой и организационной работы оказались делом самих членов Общества. В итоге структурные подразделения где-то сохранились и окрепли, где-то (и таковых абсолютное большинство) сформировались заново. Все структурные подразделения РФО функционируют по правилам, которые определяют входящие в них члены Общества при том условии, конечно, что эти правила не противоречат Уставу РФО. Подразделения РФО относительно автономны. Они вполне самостоятельно устанавливают горизонтальные межрегиональные связи, проводят совместные конференции, «круглые столы», семинары, поскольку Центр и теперь лишь координирует, но не контролирует все это.

Важно подчеркнуть, что после распада СССР, потребовалось официально зарегистрировать новую философскую организацию в качестве правопреемника Философского общества СССР.

Полагаю, что интересной деталью для философского сообщества будет и то, что в основу Устава РФО был положен Устав ФО СССР, приведенный мною в соответствие с требованиями к общественным организациям того времени. Тогда требования были столь формальными и упрощенными, что не потребовалось даже участие юристов в составлении такого документа. Примечательно и то, что Устав тот никем не обсуждался и не утверждался, в том числе и десятью учредителями (тогда и этих десятерых собрать вместе по такому «пустяшному» поводу не удалось бы). В последующем первоначальная редакция Устава РФО дополнялась и корректировалась при очередных перерегистрациях Общества, когда уже формальные процедуры стали более строгими и требовалось более внимательное к ним отношение.

 

От становления к активной фазе развития РФО. Важным этапом в развитии Российского философского общества стал 1996 год. Именно тогда было решено провести Первую Всероссийскую конференцию на тему «Проблемы преподавания философии в высшей школе». Тогда это было предельно актуально, поскольку прежняя система преподавания философии уже не работала, а новая еще не сформировалась. Конференция состоялась 13-15 марта 1996 г. в Москве.

Мы рассчитывали собрать на конференции хотя бы московских коллег и не надеялись, что кто-то, в отсутствие материальной поддержки, приедет из регионов. Однако на самом деле из регионов приехало около 50 человек, что стало для нас полной неожиданностью. Особенно вдохновляло то, что  приехали люди с активной жизненной позицией, кто хотел что-то изменить, двигаться вперед. Имена участников этой исторически важной встречи сохранились – их можно найти в итоговых материалах, опубликованных по результатам данной конференции, которые были опубликованы солидным по тем временам тиражом – 600 экз. (Проблемы преподавания философии в высшей школе. Материалы конференции. Под редакцией А.Н. Чумакова. М.: РФО, 1996. 363 с.). Не случайны также и имена членов Редколлегии этого первого в новой российской истории «Учебно-методического пособия»: А.Н.Чумаков (отв. редактор), Г.С. Арефьева, К.Х. Момджян, Г.К. Овчинников, Ю.М. Павлов,  А.В. Панин, А.А. Шелестенко, И.Н. Яблоков, Н.З. Ярощук.

Почему так важно уделить особое внимание этой конференции и итогам ее работы? Потому, что это был поворотный пункт, точка отсчета в понимании того, что нам необходимо Философское общество и как способ профессионального единения,  и как средство самовыражения, наконец, как инструмент решения насущных проблем российской философии в то переломное время.  Тогда же мы по-новому посмотрели не только на изменившуюся реальность, но и на перспективу…  И именно тогда, в кулуарах той конференции мы с деканом философского факультета Санкт-Петербургского университета Ю.Н.Солониным договорились обсудить возможность проведения следующей аналогичной конференции в Санкт-Петербурге. Но когда через несколько месяцев в достаточно узком кругу встретились в Воронеже на межвузовском Совете по образованию, то решили, что лучше провести не конференцию, а Первый Российский философский конгресс!

Конгресс проходил 4-7 июня 1997 г. в историческом здании Академии тыла  Санкт-Петербурга. В переполненном зале, где собралось около 1200 участников конгресса, почти две трети представляли различные регионы России, и это было впечатляющее событие. Так началась история Российских философских конгрессов, в рамках которых с тех пор проводятся организационные сессии (общие собрания) Российского философского общества.

После Первого Российского философского конгресса история РФО перестала быть только устным преданием. С этих пор её можно проследить уже по публикациям программных документов первого и последующих конгрессов, а также по публикациям «Вестника РФО», 1-й и 2-й (сдвоенный) номер которого (в объеме всего 24 страниц) как раз и вышел сразу после конгресса с основной информацией о нем. Теперь, 20 лет спустя, уместно заметить, что изначально (а у определенного круга лиц еще и долго потом) идея журнала не находила должного понимания и поддержки. Вначале говорили, что это нереально, а затем, что это издание не должно претендовать на статус журнала… Однако уже  после первого выпуска журнал быстро стал набирать силу и влияние в качестве не только источника информации, но и инструмента управления Обществом, что стало переломным моментом в работе РФО. Оно уже по-настоящему заработало как самодостаточная и самоорганизующаяся всероссийская научная структура. В этом теперь нетрудно убедиться, обратившись к выпускам «Вестника РФО», где, как в зеркале, отразилась и история российской философской мысли с того времени, и история Российского философского общества, равно как и история самого журнала.

Главные принципы работы РФО. В основе работы Российского философского общества лежат три главных принципа:  1) непременная уплата членского взноса, 2) регулярный и своевременный выпуск «Вестника РФО», 3) периодическое проведение Российских философских конгрессов. Все остальное – издательская деятельность, организация и проведение всевозможных научных и творческих мероприятий, участие во Всемирных философских конгрессах ‒ тоже важные элементы деятельности Общества.

Одной из главных задач РФО является организация и проведение конференций, «круглых столов», семинаров. Так, только по ежегодно публикуемому плану научных мероприятий РФО ежегодно проводится около 100-150 таких мероприятий. А один раз в три-четыре года проводится Российский философский конгресс, где на общем собрании переизбирается руководство Общества, решаются финансовые, организационные и иные вопросы. Но главное предназначение конгрессов – это предоставление возможности непосредственного знакомства со своим коллегами, с их взглядами и идеями.

Благодаря сетевому принципу работы РФО и построенному на этом взаимодействии и коммуникациям, имеется возможность проводить масштабные акции, которые вне структуры Общества и без информационной поддержки «Вестника РФО» были бы практически невозможными. В этой связи можно отметить такие события, как «Философский пароход» (поездка более 150 российских философов на Всемирный философский конгресс из Новороссийска в Стамбул и обратно (2003)); «Философский поезд», который прошел по всей России из Владивостока в Москву после окончания Всемирного философского конгресса в Сеуле (2008); научно-просветительские акции  (автобусные поездки) из Москвы в Грецию («Философкий поход в греки» – 2005), или итальянский поход «Из Рима третьего в Рим первый» (2007); Среднеземноморский вояж российских философов после окончания очередного конгресса в Афинах (2013) и др.

РФО как структурный элемент российского общества. Российское философское общество – важнейший элемент гражданского общества, поскольку оно является добровольным, творческим и самодостаточным объединением профессиональных философов и истинных любителей мудрости. Государственные организации и учреждения функционируют иначе, чем структуры гражданского общества. Там необходимо исполнять предписания  и установленный порядок, следовать инструкциям и указаниям начальства. Ничего подобного нет в таких организациях, как РФО. Здесь ситуация совершенно иная. Например, необходимо платить взносы, но дело это добровольное: заплатил – являешься членом Общества, не заплатил – не имеешь к нему отношения.  Также добровольно участвуют в конференциях, круглых столах или семинарах, хотя могут туда и не ходить. Добровольно выступают в аудиториях, пишут статьи или книги не для того, чтобы отчитаться перед кем-то, а потому что не могут этого не делать. В итоге членство в общественной профессиональной организации становится проявлением не только творческой активности, но и гражданской позиции, поскольку адекватное осмысление реальности, продуцирование идей и предложений – это как раз то, что философы и могут предложить обществу, своей стране в первую очередь.

И, все-таки, наиболее важная задача РФО – всемерно способствовать развитию свободомыслия, любомудрия, сохраняя определенную дистанцию от какой-то одной идеологии и политической конъюнктуры. Чрезмерная заорганизованность,  централизация, командный стиль и бюрократия неприемлемы и даже губительны для философии. Придерживаясь таких взглядов, мы стараемся развивать и поддерживать в Российском философском обществе неформальное творческое общение, без которого трудно рассчитывать на хорошие результаты и сильные позиции отечественной философии не только в мире, но и в своей стране.

РФО – это место, где каждый может апробировать свои идеи, найти единомышленников или достойных оппонентов, наконец, получить профессиональную оценку и признание коллег.

Важно подчеркнуть, что Философское общество – это профессиональный союз, дистанцированный и равноудаленный от всех политических партий и течений. В своей деятельности мы придерживаемся такого подхода, что творческая философская мысль должна быть свободной от политических и идеологических предпочтений, не абстрагируясь при этом от политической мысли вообще и социально-политических идей как таковых. В этой связи важно отметить, что в истории РФО было немало попыток партий различного толка привлечь Философское общество на свою сторону. Однако наша позиция неизменна: как только творческая научная организация примкнет или даже просто повернется к каким-то партиям, коалициям и т.п., то на этом и закончится её история. Она просто погрязнет в бесперспективных спорах и дискуссиях, которые будут далеки от творчества и от философии в частности.

А вот что должно постоянно делать Общество, чем должно заниматься в первую очередь – так это более активно вовлекать философов в реальную жизнь страны. Будучи членами Философского общества, философы должны иметь больше возможностей для проявления себя в качестве граждан своей страны. Тем самым и само Философское общество будет более значимым, востребованным и заметным.

В современной России запрос на философские идеи, к сожалению, на очень низком уровне, хотя должно было бы быть иначе. Не снимая ответственности за такое положение дел с самих философов, заметим, однако, что объективные обстоятельства играют ключевую роль. Так, в советские времена запроса на новые философские идеи не могло быть по определению – тогда требовалось лишь развивать и до бесконечности совершенствовать марксизм. Однако и в девяностые, и в двухтысячные годы такой запрос не появился, о причинах чего стоило бы поговорить отдельно. И тем не менее даже в отсутствие соответствующей поддержки философия продолжает развиваться, несмотря на явный разрыв между запросами общества и философией, между философскими идеями и конкретными проектами, которые закладывались бы в основу внутренней и внешней политики страны. К сожалению, такие задачи быстро не решаются. Тут важно понимать, в том числе и на уровне лиц, принимающих решения, какую роль играет гуманитарная сфера, и философия в частности, в жизни общества. Ведь не только количеством денег экономическими или силовыми показателями измеряется мощь и влияние государства, но еще и силой духа, уровнем свободы и критического мышления его граждан, что абсолютно немыслимо без философии и должного философского образования.

 

О.В. МАЛЮКОВА (доктор философских наук, профессор, председатель Ревизионной комиссии РФО), Л.Ф. МАТРОНИНА (кандидат философских наук, доцент, ответственный секретарь журнала «Вестник РФО»).

Российское философское общество (РФО) – инициатор проведения Российских философских конгрессов, которые являются высшим органом данной организации. В рамках конгресса проводится Организационная сессия РФО, на которой избираются его руководящие органы: Президиум РФО, Ревизионная комиссия. Конгрессы стали местом проведения совещаний по развитию философских исследований, площадкой для разработки новых программ преподавания философии. Кроме того, на конгрессах осуществляются презентации философских журналов и новых книг. За очень короткий период, всего за несколько дней участники конгресса включаются в философский дискурс: секционные заседания, симпозиумы, «круглые столы», лекции известных отечественных и зарубежных философов и т.д.

Первый Российский философский конгресс «Человек – Философия – Гуманизм» был проведен в Санкт-Петербурге (1997 г.). Его проведению предшествовала долгая и кропотливая работа Президиума РФО, деятельность многих заинтересованных лиц и организаций; осуществлялся поиск форм проведения нового для нашей философии вида работы. Тема Конгресса ‒ философские проблемы человека и гуманизма ‒ является одной из главных в отечественной философии, так как именно философская мысль в значительной степени стимулирует гуманистическую и социальную постановку проблем, с которыми столкнулось человечество на исходе ХХ столетия. Значение данного форума для возрождения духовной жизни в России трудно переоценить. Именно здесь стали складываться традиции проведения российских конгрессов. Его участники не только одобрили идею регулярного проведения таких конгрессов, но и высказались за их организацию в различных регионах России.

География последующих конгрессов впечатляет: Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа...

Второй Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении» прошел в Екатеринбурге (1999 г.) и был приурочен к празднованию 275-летнего юбилея Российской академии наук.

Третий Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» состоялся в Ростове-на-Дону (2002 г.) и стал крупным событием в научной и общественной жизни Юга России.

Четвертый Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации» состоялся в Москве (2005 г.). На торжественном открытии конгресса в Актовом зале Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова выступил ректор МГУ, академик РАН В.А. Садовничий. Это выступление стало своеобразной реализацией программы, заявленной в названии доклада «Знание и мудрость в глобализирующемся мире».

Пятый Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» состоялся в Новосибирске (2009 г.).

Шестой философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» приходил в Нижнем Новгороде (2012 г.). Проблематика конгресса «личность – история – развитие» была созвучна с темой празднования 400-летия похода нижегородского ополчения 1612 г. на Москву. Открывая конгресс, Президент РФО, академик РАН В.С. Стёпин обратил внимание на то, что мы живём в эпоху быстрых социальных перемен. Человечество вступило в фазу поиска новых стратегий цивилизационного развития, поиска новых ценностных ориентиров, когда необходим анализ прежних жизненных смыслов, которые направляли развитие цивилизации. В такие эпохи особую роль начинает играть гуманитарная мысль и, в частности, философия.

Седьмой Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад – диалог мировоззрений» состоялся в Уфе (2015 г.). С приветствием к участникам конгресса обратился Глава Башкортостана Р.З. Хамитов, который подчеркнул тот факт, что наряду с крупными политическими, экономическими форумами республика в последние годы становится местом проведения значимых научных конгрессов и симпозиумов. Руководитель республики предложил генеральному секретарю Международной федерации философских обществ, проф. Л.М. Скарантино провести Всемирный философский конгресс 2023 г. в Уфе.

Российские философские конгрессы стали важной частью нашей философской жизни, у каждого из них свое лицо, свои особенности. Самым ярким и самым значимым, пожалуй, был конгресс в Санкт-Петербурге, самым запоминающимся и представительным – в Москве, самым гостеприимным – в Уфе.

Ныне российские философы являются неизменными участниками и Всемирных философских конгрессов: США (Бостон, 1998 г.), Турция (Стамбул, 2003 г.), Южная Корея (Сеул, 2008 г.), Греция (Афины, 2013 г.).

Обширная информация о подготовке к конгрессам, их проведении (пленарные доклады, работа секций, «круглых столов», а также мнения, впечатления участников конгресса) и результатах находят отражение в журнале «Вестник Российского философского общества», который на протяжении 20 лет, начиная с 1997 г., выполняет важнейшую функцию по консолидации всего философского сообщества России.

Редколлегия журнала и его бессменный главный редактор А.Н. Чумаков направляют свои усилия на создание благоприятной творческой среды, в рамках которой только и возможен философский дискурс. «Вестник РФО» стремится внести посильный вклад в процесс формирования духовной культуры общества, возродить диалог, создать альтернативу массовой культуре.

Авторы журнала – члены РФО: россияне, представители ближнего (Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Украины) и дальнего зарубежья (Германии, Греции, Канады, США). Благодаря их активности журнал знакомит читателей с деятельностью философов не только России (рубрики «Информация из отделений и первичных организаций РФО», «Событии и комментарии»), но и различных уголков мира (рубрики «Научная мысль ближнего зарубежья», «Философия за рубежом»). Одна из важных задач, которую ставит редколлегия журнала, – информировать философское сообщество о наиболее значимых трендах современной философской мысли (рубрика «Всемирный День философии ЮНЕСКО», «Опыт международного сотрудничества»). В журнале регулярно публикуется информация о проводимых семинарах, конференциях, симпозиумах, конгрессах, новых книгах по философской тематике.

«Вестник РФО» – это творческий диалог между известными философами и начинающими: студентами, аспирантами, молодыми преподавателями (рубрика «Страничка молодого философа»). В постоянных рубриках журнала («Управление образования: современные подходы», «Проблемы преподавания философии», «Гражданское общество» и других) обсуждается разноплановые темы. Большой интерес у читателей вызывают интервью с известными отечественными и зарубежными философами (рубрика «Актуальное интервью»).

В своей деятельности редколлегия журнала придерживается принципа плюрализма, свободы высказывания и отстаивания своей позиции. Журнал открыт для диалога с философами, учеными, общественными и политическим деятелями.

 

С.И. ДУДНИК (доктор философских наук, профессор, член Президиума РФО, Санкт-Петербург).

Санкт-Петербургское философское общество ‒ старейшее в России. В этом году ему исполняется 120 лет. Но замысел его создания, попытки реализации этого замысла относятся к еще более давним временам.

Идея учреждения философского общества в Санкт-Петербурге (которое предполагалось назвать «Общество любителей философских знаний»), проект его устава, план деятельности на ближайшие годы – все это активно обсуждалось в петербургских академических кругах еще в 1880 г. Среди активных инициаторов создания философского общества можно назвать В.С. Соловьева, Н.Н. Страхова, М.И. Каринского, Э.Л. Радлова и др. А когда проект Устава философского общества был направлен на рассмотрение в Министерство народного просвещения, этот документ был подписан академиком А.М. Бутлеровым, профессором университета и известным писателем Н. Вагнером, попечителем Санкт-Петербургского учебного округа князем Н. Волконским и многими другими известными учеными и чиновниками. Однако убийство Александра II и последовавшая затем смена политического курса предопределили отрицательное отношение правительства к идее создания философского общества.

К этой идее удалось вернуться только через два десятилетия. К этому времени уже были созданы другие научные общества (математическое, историческое в Санкт-Петербурге, психологическое в Москве) и, возможно, поэтому проект создания философского общества удалось реализовать сравнительно легко. Организатором выступила женщина, профессиональный философ, первая женщина в России, защитившая диссертацию на соискание степени доктора философии в университете Берна, - М.В. Безобразова. В учредительных собраниях активное участие принимали В.С. Соловьев, Э.Л. Радлов, Н.Г. Дебольский, А.И. Введенский, Р.О. Ланге и др. 22 октября 1897 г. министр народного просвещения утвердил Устав философского общества, и этот день можно считать днем возникновения философского общества в Санкт-Петербурге.

Созданное философское общество собиралось довольно часто, почти каждый месяц. На этих собраниях заслушивались и обсуждались доклады по важнейшим проблемам метафизики, теории познания, этики, эстетики и т.д. Среди докладчиков были С. Грузенберг, Ф. Зелинский, Б. Кистяковский, А. Кони, И. Лапшин, Н. Лосский, Э.Радлов и др. Можно отметить и мемориальные собрания, проводившиеся в честь О. Конта, Н.Я. Грота, П.Д. Юркевича, С.Н. Трубецкого, В.С. Соловьева. У Философского общества не было своего печатного органа, но доклады участников собраний, их статьи охотно принимались в таких журналах, как «Вестник Европы», «Русская мысль», «Вопросы философии и психологии». Кроме того, за два десятилетия деятельности общества вышли в свет 17 выпусков «Трудов Философского общества», где публиковались переводы сочинений И. Канта, Р. Декарта, Дж. Беркли, Н. Мальбранша, Аристотеля, Гегеля, Фихте и др. На средства Общества была издана 8-томная «История новой философии» Куно Фишера. В 1917 г. деятельность общества была прервана, однако в 1921 г., благодаря активности Н. Лосского, Э. Радлова, заседания возобновляются. Усилиями членов Общества было создано издательство Academia, успевшее выпустить в свет сочинения Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Г. Риккерта, О. Шпенглера. Было издано 6 томов из пятнадцатитомного Полного собрания сочинений Платона. Кроме этого, издательство Academia начало издавать журнал Петербургского Философского общества под названием «Мысль». Вышли в свет 3 номера этого журнала, прежде чем он был запрещен правительством большевиков. Во второй половине 1922 г. репрессии (аресты, высылки) коснулись наиболее активных членов общества ‒ Н. Лосского, Л. Карсавина, И. Лапшина – без которых полноценная деятельность Санкт-Петербургского философского общества уже была невозможна.

В советский период истории Ленинградское отделение Философского общества СССР функционирует в качестве коллективного члена этой общественной организации.

Начало новейшей истории Санкт-Петербургского философского общества можно датировать 1994 г., когда ряд преподавателей философского факультета СПбГУ создали Ассоциацию философских обществ, объединившую немалое количество добровольных философских объединений, семинаров и кружков. В 1998 г. Ассоциация была преобразована в Санкт-Петербургское философское общество, председателем которого избирается декан философского факультета СПбГУ Ю.Н. Солонин. С 2010 г. председателем Санкт-Петербургского философского общества является директор Института философии СПбГУ С.И. Дудник.

На настоящий момент Санкт-Петербургское философское общество объединяет более 600 членов, среди которых не только профессиональные философы, но и представители многих других отраслей науки и культуры, аспиранты, магистранты, студенты. Общество включает в себя ряд отделений, созданных в некоторых университетах и академиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, оно объединяет ряд таких весьма известных в философском сообществе России ассоциаций и обществ, как Платоновское общество, Центр изучения средневековой культуры, семинар «Восток: Философия, Религия, Культура», Санкт-Петербургская ассоциация историков русской философии, научное общество студентов, аспирантов и молодых учёных «Традиции Востока», феноменологическое общество, лаборатория метафизических исследований, межрегиональная ассоциация исследователей западноевропейской культуры XVII века, научно-учебный Центр гендерных исследований, Российское спинозовское общество, центр онтологического исследования воображения, студенческий научный семинар «Вектор эпохи», теоретический семинар «Социальная философия и синергетический подход» и др. Общество имеет свой печатный орган – журнал «Мысль», который, по замыслу руководителей общества, должен стать продолжением журнала, закрытого в 1922 г. К сожалению, в настоящий момент Санкт-Петербургское философское общество может издавать лишь ежегодный выпуск журнала.

Важное направление деятельности Общества – это поощрение творческой активности философов, публикации оригинальных авторских сочинений. В рамках этого направления в 2002 г. была учреждена премия «Вторая навигация», вручаемая, по замыслу учредителей, за тексты, относящиеся к любой области гуманитарных наук. Лауреатами премии были К.А. Сергеев, Я.А. Слинин, Ю.В. Перов, К.С. Пигров, А.К. Секацкий, Б.В. Марков, Н.А. Грякалов и др.

В 1997 г. по инициативе Санкт-Петербургского философского общества в Санкт-Петербургском государственном университете был проведен Первый Российский философский конгресс, в котором приняли участие более 1000 человек.

C 2001 г. Санкт-Петербургское философское общество организует и проводит ежегодные Дни философии в Санкт-Петербурге - международный научно-культурный форум, посвященный самому широкому спектру социальных проблем прошлого, настоящего, будущего. В рамках форума на площадках СПбГУ и других вузов Санкт-Петербурга проходят конференции, семинары, круглые столы, в которых активное участие принимают ученые, священнослужители, общественные деятели, приезжающие из самых разных городов России. Дни петербургской философии стали заметным явлением культурной жизни северной столицы. Форум постепенно превратился в глобальный проект, целью которого является установление прочных связей философии с современной культурой. Можно, не преувеличивая, сказать, что Дни петербургской философии шаг за шагом создают то пространство диалога между интеллектуалами, властью и обществом, о котором более столетия назад мечтали основатели первого философского общества в Санкт-Петербурге.

Сегодня Санкт-Петербургское философское общество ощущает и сознает себя наследником богатейших духовных традиций, завещанных нам всей историей России. Это позволяет, несмотря на немалые трудности, с уверенностью смотреть в будущее.

 

Г.В. ДРАЧ (доктор философских наук, профессор, член Президиума РФО, Ростов-на-Дону).

Одним из значимых событий в жизни Российского философского общества, навсегда вошедших в его историю, был III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге  III тысячелетия», который проходил с 16 по 20 сентября 2002 г. в Ростове-на-Дону. В его работе приняли участие около 1000 учёных из городов России,  стран СНГ и дальнего зарубежья – Германии, Франции, США, Китая, Польши, Греции, Ирана, Турции, Израиля. С пленарными докладами выступили известные философы и учёные: Ю. А.  Жданов, В. С. Стёпин, Л. Н. Митрохин, В. Е. Давидович, В. Б. Устьянцев и др. Среди  участников  конгресса были также: декан философского факультета Народного университета Китая Ань Цинянь, Вице-президент Международной федерации философских обществ (FISP) Ханс Ленк, Президент Международного фонда образования Роберт Биби, Руководитель культурного центра при посольстве Исламской Республики Иран Санаи Мехди и другие именитые гости.

Конечно, конгресс в Ростове-на-Дону, наряду с предыдущими и последующими конгрессами, способствовал конституированию философского сообщества страны, пережившего сложные реформы девяностых, но не замкнувшегося в собственных рефлексиях. В работе конгресса были  затронуты наиболее сложные проблемы всего современного мира. Немаловажно и то, что конгресс  продемонстрировал уважение к философским традициям, к тому, что было в российской философии  интересного и жизнеспособного. Ведь Ростов издавна славился своим «вольнодумством». В Ростов, в РГУ часто приезжали Э. В. Ильенков, Н. В. Мотрошилова, М. К. Мамардашвили, Ю. К. Мельвиль, В. В. Соколов, Ф. Х. Кессиди. В этом контексте определилась тематика, не утратившая своего значения и по настоящее время, которая была сформулирована  В.С. Стёпиным: как меняется культура, как она выживает в связи с информатизацией общества, какие существуют возможности выхода из тупиков цивилизационных кризисов.

Следует отметить издание кандидатской диссертации М. К. Петрова, написанной им ещё в середине прошлого века и не потерявшей своей актуальности до настоящего времени, погружающей нас в проблемы культурных оснований и различий современного мира. Основная её идея состоит в следующем: импульс античности передается в европейскую культуру всей системой детерминизма как нормы и модели мышления, содержащейся в древнегреческой философии классического периода. Такая система в корне разрушает гомеостазис в отношениях человека традиционного общества с природой. Тем самым М. К. Петров в центр анализа ставит регулятивную роль культуры (интерпретированную в качестве системы социокодов) в воспроизводстве и развитии социальной жизни.

Культурное многообразие, уникальность и неповторимость культурных миров создают проблемы коммуникации, свидетельствуя об их разрастании до уровня цивилизационных различий. Роль философской компоненты в системе современного образования состоит в этом случае в том, чтобы преодолеть культурное противостояние, обеспечить пространство научной и социальной коммуникации. Философия сохраняет за собой пропедевтическую функцию, разъясняя основные теоретические понятия, способствуя созданию ауры рационального мышления. Мы видим здесь соответствие основному направлению российских образовательных реформ – созданию гибкой модели выпускника высшей школы. Можно согласиться с  тем, что философия обязательно включает в себя проблемы онтологии, гносеологии и аксиологии (этики). Но сегодня философия невозможна без включения в неё проблем философской антропологии и глобалистики, философии и методологии науки и ряда других проблем. При этом надо заметить, что теоретический инструментарий, который дает философия, и концептуальные проблемы мировоззренческого и смысложизненного характера ‒ все это не только инструментарий мыслящего человека, каким и должен быть выпускник высшей школы, но и вехи и содержание европейской культуры, взятые в ее суммарном виде. Не потеряться в безбрежном океане  знаний, обрести себя в качестве свободной и творческой личности – это не просто проблема обучения определенным технологическим приемам, а формирование способности находить индивидуальную траекторию развития в «обществе знаний», освоения смыслов современной культуры, формирования личности, подготовленной к современной коммуникации. Но такая коммуникация прежде всего не только императив, а живая практика. Свобода мышления, гражданское начало, всё это остаётся за философией. Практика свободной дискуссии, внимание к иной точке зрения демонстрируется на страницах журнала «Вестника РФО»,  что и объединяет российских философов, позволяет им быть полноправными участниками мировой коммуникации и позволяет готовить к ней студентов.

 

М.И. БИЛАЛОВ (доктор философских наук, профессор, Председатель Дагестанского отделения и член Президиума РФО, Махачкала).

Философы Дагестана с 1971 г. в Философском обществе СССР, с 1991 – в РФО. Тесная связь с центральными и региональными структурами РФО позволила нам обрести единую философскую судьбу – научные традиции, участие в общих событиях, выход исследований местных философов на актуальные проблематики.

Как заслугу РФО отметил бы возросшую роль отечественной философии для осмысления цивилизационных метаморфоз, перестроечных и постперестроечных идеологий, политических, мировоззренческих и религиозных перипетий на Северном Кавказе и в Дагестане.

Методология социального холизма, обосновывающая доминирование общества, государства, этноса, класса по отношению к их частям и индивидам, наверное, всегда, может быть, неявно, но присутствует во всякой науке единой страны. Достаточно эффективно функционировала она и в советской философской науке. Но вот что интересно: тогда безусловна была центростремительная сила, подражание региональной мысли центральной, в основном в идеологической компоненте. Так, в период господства марксистско-ленинской философии ее идеологическая направленность детерминировала и всячески стимулировала изучение национальных процессов («Дагестан – лаборатория национальных процессов»), а официальная неприязнь к религии и исламу привела к доминированию атеистической проблематики в регионе. И сегодня, по традиции этнические и религиозные проблемы доминируют, а 80% “остепененных” философов Дагестана составляют именно эти специалисты. Но ныне связь центра и региона реализуется преимущественно через центробежные силы, когда актуальные общефилософские вопросы распространяют свое содержательное влияние на периферию. Разумеется, влияние центра идет не только через мероприятия РФО, но и по линии Министерства образования и науки РФ, через сотрудничество региональных философов с МГУ, СПбГУ, ЮФУ и другими образовательными центрами России. Благодаря их поддержке второе десятилетие работает отделение философии со специализацией по онтологии и теории познания, растет число кандидатов и докторов наук по данному направлению. На всероссийскую научную конференцию «Что есть истина?» (Махачкала, 6-7 сентября 2013 г.) откликнулись более 100 ученых и научных работников из 22 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Никогда прежде в Дагестане подобная проблематика не могла бы собрать такой творческий потенциал.

И даже упомянутые традиционные для региона направления исследований обрели иной ракурс осмысления. Федеральные философские центры, эффективно интегрированные в мировой философский процесс, как некое устоявшееся  целое, придают своим частям новые свойства. Организованная Дагестанским отделением РФО совместно с  Институтом философии РАН на базе Даггосуниверситета Всероссийская конференция «Проблемы российского самосознания: историческая память народа» (Москва - Махачкала, 21-24 апреля 2015 г.) – глубоко символична. Дагестан – российский регион, где глубоко укоренены, прочно переплетены исторические, культурные, социально-экономические, этнические связи, на базе которых формируется не только локально-региональные, но и общероссийские ценности, способствующие формированию российского самосознания граждан единой страны. Конструктивные мысли, предложения упомянутой конференции послужат единению многонационального российского народа и формированию его самосознания, основанного на этнокультурных, гражданских ценностях. В русле этой задачи и состоявшаяся в Махачкале 23-24 июня 2017 г. Всероссийская научная конференция «Философия и практика этнического многообразия и единства России». Как и предыдущая конференция, этот научный форум прошел при поддержке Главы Республики Дагестан, доктора философских наук, профессора Р.Г. Абдулатипова. Для дагестанского и всего российского общества важны формирование общенациональной и этнической идентичности как альтернативных тенденций в поликультурном регионе, осмысление воздействия религиозного фактора на идентификационные процессы. Современные методологические новации исследования этноконфессиональных противоречий в условиях глобализации,  те же принципы социального конструктивизма, сопряженные с тенденциями глокализации, значимы в региональных особенностях становления гражданской нации в России, в законодательной практике реалий этноконфессионального многообразия в Дагестане и  регионах Северного Кавказа.

При поддержке РФО, ИФ РАН, ЮФУ, других регионов, при участии ведущих философов страны только за последние 10 лет в Дагестане проведены 5 солидных всероссийских конференций с общефилософской проблематикой.

Регулярным стало активное участие дагестанцев в философских научных форумах ‒ от региональных конференций до российских и мировых конгрессов. Для периферийного региона выход даже одного представителя на широкую философскую арену сопровождается общественным резонансом. Как достижение расцениваю участие дагестанцев в XXIII Всемирном философском конгрессе.

Творческий, свободный характер приобрела вся система так называемой практически-политической философии в Дагестане – проведение Дней философии ЮНЕСКО, деятельность республиканского молодежного философско-интеллектуального клуба «Эпохе́», ежегодный ритуал посвящения студентов в философы и т.п. Все это на фоне открытия в Дагестане, в ДГУ вузовской специальности и отделения философии служит повышению роли философской компоненты в системе современного образования.

Значительно расширился круг дагестанских читателей наших центральных журналов ‒ «Вопросов философии», «Философских наук», «Вестника РФО». Как член редколлегии «Вестника», считаю, что формат журнала уникален и оптимален. Другое дело, что авторский коллектив сложился как некий узкий и постоянный актив. Нужен приток свежих сил. Тогда читатель получит адекватную картину состояния дел в нашем научном сообществе.

 

Л.Я. ПОДВОЙСКИЙ (кандидат философских наук, доцент, член Президиума РФО, Председатель Астраханского отделения РФО, Астрахань).

Трудно переоценить роль и значение Российского философского общества в жизни и деятельности людей, которые профессионально занимаются философией, будучи преподавателями и научными работниками. Более того, оно значимо и для людей, которые просто интересуются философией в той или иной мере.

2017 год отмечен важными юбилейными датами как в жизни страны, так и в жизни Российского философского общества. Есть такие даты и в Астраханском отделении РФО. В 1997 г. в Астрахани была создана первичная организация РФО, которую возглавил студент-старшекурсник Н.В. Гришин - участник Первого Российского философского конгресса (в настоящее время - доктор политических наук). С 2000 г., когда было учреждено Астраханское отделение РФО, его председателем является автор этих строк, заместителем ‒ доктор философских наук, профессор П.Л. Карабущенко (в настоящее время Председатель Астраханского отделения Российского общества политологов), ученым секретарем доктор философских наук, профессор Л.В. Баева (в настоящее время - декан факультета социальных коммуникаций). В дальнейшем их полномочия продлевались и этот «триумвират» до сих пор руководит работой общества.

Приведем несколько дат, напрямую связанных с деятельностью РФО. Так, в апреле 2001 г. была проведена I Международная конференция «Россия и Восток: Философские проблемы геополитических процессов. Каспийский регион на рубеже III тысячелетия», заложившая традицию проведения международных конференций под общим названием «Россия и Восток». Решением конференции с целью координации усилий учёных по изучению проблем Каспия был создан журнал «Каспийский регион: политика, экономика, культура», первый номер которого вышел в 2002 г. С 2007 г. он включён в перечень ВАК. Следует заметить, что сама идея создания журнала принадлежит А.Н. Чумакову, которую он высказал, выступая с пленарным докладом. Проблемам Каспийского региона была посвящена и конференция «Единый Каспий: межгосударственное сотрудничество и проблемы экономического и социального развития региона» (июнь 2002 г.).

В сентябре 2004 г. прошла конференция «Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение», в ее работе приняли участие 250 учёных из России, Китая, Украины.

Активную работу по подготовке этой конференции проводило Астраханское отделение РФО, организовав два заседания: «Феномен сознания: историческое, правовое, политическое» (март 2004 г.) и «Формы общественного сознания: нравственное, научное, философское» (апрель 2004 г.).

Затем состоялась Международная конференция «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона» (апрель 2005 г.). В ее работе участвовали специалисты из России, Ирана, Азербайджана и Казахстана.

Большой интерес вызвала Международная научная конференция «Великие реки и мировые цивилизации» (сентябрь 2006 г). Она была приурочена к 450-летию со дня основания Астрахани. В работе научного форума приняли участие учёные из Вьетнама, Ирана, Казахстана, Украины.

В мае 2007 г. под эгидой кафедры ЮНЕСКО Астраханского государственного университета и при поддержке РГНФ проходила Международная конференция «Россия и Восток: Проблема толерантности в диалоге цивилизаций» с участием учёных из России, Турции, Ирана. С пленарными докладами на конференции выступили А.Н. Чумаков, член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев, главный специалист Института философии РАН Н.И. Киященко, профессор, проректор университета г. Сакария Мехмет Алпаргу (Турция), профессор Тегеранского университета Бахрам Амирахмадиан (Иран), профессор Сунн Цзян из Хайнаньского университета (КНР) и др.

В сентябре 2010 г. проводилась Международная конференция «Россия и Восток: Феномен коррупции: междисциплинарный анализ», в работе которой прияли участие учёные из России, Израиля, Китая, Казахстана и Украины.

Как видим, за последние годы в Астраханском государственном университете был проведён целый ряд крупных международных научных конференций, в организации и проведении которых активное участие принимали члены Астраханского отделения РФО. В апреле 2017 г. они участвовали в проведении Международного конгресса «Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете».

Важное событие, связанное с работой АО РФО, произошло 5 мая 2007 г. В этот день состоялось открытие Международного философского клуба, инициатором которого стал ректор АГУ А.П. Лунев (идея была высказана А.Н. Чумаковым). В тот же день прошло первое заседание, посвященное 800-летию Джалаладдина Руми.

С тех пор проведен ряд интересных заседаний клуба по самым разным темам. Назовем некоторые из них. Так, 1 июня 2010 г. проводилось заседание Философского клуба по теме «Философия смеха», на котором с основным докладом выступал член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев.

12 апреля 2011 г. состоялось очередное заседание Международного философского клуба по теме «Проблемы и перспективы социо-гуманитарных наук в современную эпоху». В заседании помимо представителей кафедры философии АГУ приняли участие учёные из университетов Санкт-Петербурга, Тобольска, Самары, Грозного, Ярославля, Пензы, Тольятти, Саратова, Майкопа, Омска. Заседание провела заведующая кафедрой философии АГУ, ученый секретарь АО РФО Л.В. Баева.

В 2015 г., который был объявлен Годом литературы в России, были проведены два интересных заседания: «София и Логос: союз двух любящих сердец» (октябрь) и «Прощай, Гутенберг!? (о кризисе вербального текста)» (ноябрь).

Ряд интересных заседаний Международного философского клуба состоялся в 2016 г. Так, в октябре прошло заседание «Умберто Эко: автор и тексты». В ноябре состоялось заседание, посвященное творчеству Мишеля Фуко. Оно было приурочено к Дню толерантности (16 ноября) и Всемирному Дню философии (17 ноября). В декабре прошло заседание на тему «Философия школы “Анналов”: неклассическая парадигма понимания истории».

Члены АО РФО принимают участие и в мероприятиях, проходящих за пределами университета. Так, они участвовали в Рождественских Андреевских чтениях «Духовные родники России – неиссякаемый источник развития государства», которые состоялись 21 января 2014 г. в Большом зале резиденции Губернатора Астраханской области.

Хорошо зарекомендовали себя «круглые столы», организуемые кафедрой философии АГУ и АО РФО в рамках Фестиваля науки, который ежегодно проходит в апреле. Например, 15 апреля 2016 г. состоялся «круглый стол» «Философия, религия и духовность в современном мире» с участием студентов Астраханского государственного университета и других учебных заведений Астрахани. Организаторами «круглого стола» стали кафедра философии, Астраханская митрополия и Астраханское отделение РФО.

Члены АО РФО принимали участие практически во всех российских и ряде всемирных философских конгрессов. Безусловно, российские философские конгрессы, журнал «Вестник РФО» делают большую работу по консолидации сообщества философов. Весьма значимой представляется эта роль и на уровне региональных отделений. На примере АО РФО очевидно, что оно является в определенной мере консолидирующим фактором не только для философов, но и, можно сказать, элементом гражданского общества. Базой АО РФО является кафедра философии и факультет социальных коммуникаций АГУ в целом, но в наше отделение также входят преподаватели Астраханского государственного технического университета, Астраханской медицинской академии, Астраханской государственной консерватории. Особое внимание мы уделяем привлечению к работе РФО студентов разных специальностей и разных курсов.

 

Т.В. БЕРНЮКЕВИЧ (доктор философских наук, профессор, Председатель Забайкальского отделения РФО, Чита).

Наше Забайкальское отделение Российского философского общества было организовано в 1981 г., инициировали его организацию участники конференции «Взаимодействие природы и общества как комплексная проблема науки и практики». А на учредительном собрании председателем был И. Т. Фролов, который тогда приехал в Читу на конференцию. Первым председателем бюро Забайкальского отделения стал ректор Читинского государственного пединститута В.П. Ткачев, заместителем – заведующий кафедрой философии В.А. Кобылянский, впоследствии возглавивший отделение. Именно Виктор Аполлонович сыграл огромную роль в его деятельности.

К слову сказать, деятельность ЗО РФО стала наиболее активной в 90-е – начале 2000-х гг. Именно тогда проводилось много интересных конференций, встреч. Это совпало с новым этапом развития и философских кафедр, и вузов г. Читы: открывались аспирантуры, а впоследствии диссертационные советы по философии, получили развитие новые гуманитарные специальности, в том числе социальная антропология, религиоведение и культурология. В то время особенно чувствовалась сплоченность философского сообщества, оптимистический взгляд на будущее философии и гуманитарного образования в регионах России. Значимым фактором этого объединения было Российское философское общество, участие в конгрессах РФО, широкая аудитория «Вестника РФО».

Для нашего Забайкальского отделения, философских структур образования нашего края (кафедр, диссертационных советов, журналов), пожалуй, наибольшее значение в научно-коммуникационном отношении имели (это не умаляет общую значимость других конгрессов) Третий Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия», состоявшийся в Ростове-на-Дону, и участие в XXII Всемирном философском конгрессе с последующей акцией «философского поезда».

На мой взгляд, эта акция способствовала решению целого ряда задач для российского философского сообщества (в данном случае я не буду касаться международной значимости мероприятия). Во-первых, и, пожалуй, это самое главное – участники этой акции, которые были «пассажирами» (а среди них было много руководителей региональных отделений, члены редколлегии «Вестника РФО» и т.д.), увидели, насколько разнообразно наше философское сообщество вкупе с культурным разнообразием самих городов, где проводились конференции по пути следования «поезда». Во-вторых, философские региональные сообщества, принимающие «поезд», смогли услышать и увидеть своих коллег из других городов и стран, наладить научные контакты, продемонстрировать результаты своих исследований и даже определённым образом укрепить свой авторитет в научно-образовательном пространстве региона путем широкого освещения этой акции в СМИ. В-третьих, «философы-пассажиры» имели возможность, находясь достаточно длительное время в локализованном профессионально-концентрированном пространстве, обмениваться идеями, обсуждать проблемы, планировать совместные проекты и т.п.

Прошло уже почти девять лет, но в Забайкальском отделении РФО часто вспоминают коллег, с которыми встречались во время остановки «поезда» в Чите. Думаю, что если будет повторение подобного мероприятия в 2018 г. после Всемирного философского конгресса в Пекине, отделения РФО, несмотря на все экономические сложности в регионах и вузах, будут рады и готовы к такой встрече.

За годы существования РФО и его региональных отделений между ними сложились определенные векторы отношений, линии взаимодействий. Так, наиболее тесное сотрудничество нашего отделения сложилось с коллегами из Сибири (прежде всего Новосибирска и Омска), Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга и Дагестана. Причем, как ни удивительно, именно с дагестанскими коллегами у нас нашлось много общих тем по философии культуры и религиоведению, нашедших отражение в публикациях сборников и журналов, диссертационных исследованиях.

Безусловно, нынешняя ситуация с ролью философии в российском образовании, местом философских кафедр в университетах, обеспечением развития гуманитарных исследований далека от надежд прошлых 10-15 лет. И поэтому, на мой взгляд, пришло время для переосмысления задач, которые стоят и перед региональными отделениями РФО, и перед РФО в целом.

Что сегодня представляет собой наше сообщество? Особый профессиональный союз? Научно и социально активную группу единомышленников? Некий клуб по интересам?

Можем ли мы реально влиять на те процессы так называемой модернизации российского образования, которые имеют массу негативных следствий для тех, кто занимается исследованиями и образованием в области философии? Если можем, то как: лоббировать свои интересы через властные структуры или организовывать какие-то гражданские акции? Более активно представлять своё мнение в СМИ? А если не можем, то не получится ли, что мы скоро превратимся в сообщество «свободных философов» (в значении «свободные от работы»).

Думается, что эти вопросы стоят сегодня и перед теми отделениями РФО, которые созданы в значимых научно-исследовательских учреждениях и университетах, имеющих высокий рейтинг, и перед теми, которые организованы на базе вузов, практически не имеющих шансов войти в «топовые» списки и находящихся в дотационных регионах.

 

Н.А. ШЕРМУХАМЕДОВА (доктор философских наук, профессор, Председатель Узбекистанского отделения РФО, член Президиума РФО, Узбекистан, Ташкент).

Хотя деятельность Российского философского общества фактически получила начало как Философское общество СССР еще в семидесятых годах ХХ в., кажется, что все это происходило только вчера и как один миг прошла целая эпоха творческой жизни и деятельности ученых философов. Несмотря на то, что эти годы современниками знаменуются эпохой  застоя, в жизни философской общественности это было началом  совместной творческой деятельности.

Могу отметить и то, что благодаря Философскому обществу в мире знали и уважали таких философов из Узбекистана, как И. Муминов, С. Шермухамедов, М. Хайруллаев, О. Файзуллаев, Э. Юсупов и многих других. Благодаря совместной творческой деятельности в 1972 г. было создано Философское общество Узбекистана первым президентом которого стал академик И.М. Муминов.

Конечно, распад Советского Союза изменил политические и территориальные границы, но не разрушил человеческие взаимоотношения и научные связи. Благодаря моей встрече с профессором А. Кусжановой на международной конференции 2001 г. в Санкт-Петербургском университете были восстановлены взаимные связи философских обществ России и Узбекистана, появилась возможность  выхода узбекских философов на международный уровень. С каждым годом число желающих принимать участие в конгрессах и международных конференциях росло.

Двенадцать лет прошло с тех пор, как было основано Узбекистанское отделение Российского философского общества, и если в первые годы эта организация состояла из трех человек, то сегодня уже их стало более тридцати.  Благодаря сотрудничеству с РФО открылось новое пространство для научных связей.

Особое значение для продолжения научных связей между нашими странами имеет участие вице-президента РФО А.Н. Чумакова в международной конференции на тему «Философия и социальный прогресс» (2008) в Национальном  университете Узбекистана.

Следует отметить и значение журнала «Вестник РФО», который  дал новый импульс дальнейшему развитию сотрудничества философских обществ. С 2014 г. «Вестник РФО»  включен в список обязательных журналов ВАК Узбекистана, и в 2015 г. в члены редакционного совета этого журнала приняли представителя Узбекистана. Издание научных статей  узбекских философов на страницах этого журнала ‒ немаловажный фактор для ознакомления философской общественности России с научными изысканиями ученых соседних стран, в частности Узбекистана.

Именно благодаря информации РФО, опубликованной в «Вестнике РФО» о Дне философии, учрежденном ЮНЕСКО с 2005 г., в Узбекистане отмечают этот день широко, масштабно как профессиональный праздник. Так, например, с 2005 г. на философском факультете  Национального университета  Узбекистана проводится выставка-конкурс стенгазет студенческой молодежи на тему «Философия как образ жизни». В этот день ежегодно проводятся научные семинары и круглые столы, посвященные обсуждению  социально-экономических проблем нашего общества.

Нужна ли нам философия? К сожалению, в связи с ростом информационных технологий, с новыми достижениями естественных наук во многом вытесняется интерес к философии, и сегодня наша задача состоит в том, чтобы показать мировоззренческую значимость философии, ее роль в становлении личности, в понимании собственного Я и в гуманизации образования. Поэтому философы Узбекистана с большим энтузиазмом готовятся к предстоящему  всемирному конгрессу в Пекине на интереснейшую тему «Учиться быть человеком», а также особый интерес проявляют к философским конгрессам в России.

В древнем мемориале Шахизинда есть такие заветные слова: «О человек, если не можешь творить добро, не твори зло». В связи с этим можно уверенно сказать, что вся деятельность руководителей и членов Российского философского общества и «Вестника РФО»  направлена на объединение  людей во имя сохранения мира и стабильности, улучшения межличностных отношений и научных связей. 

 

В.И. КУДАШОВ (доктор философских наук, профессор, Председатель Красноярского отделения РФО, член Президиума РФО, Красноярск).

Сообщество философов в России и ближнем зарубежье во многом зависит от консолидирующего влияния организационного центра РФО и мероприятий, проводимых структурами РФО. Даже если некоторые философы критично отзываются о деятельности активистов РФО, они не могут полностью отрицать влияния этой активности на свой философский образ жизни – позитивной или негативной. Исходя из принципов интеллектуальной честности, нельзя сказать, что абсолютно все изучающие и преподающие философию в России, пишущие и выступающие на философские темы признают продуктивной руководящую или хотя бы координирующую роль РФО. Но, поскольку сами эти философствующие субъекты и составляют в целом русскоязычное философское сообщество, вопрос о роли РФО – это всегда проблема личного участия. Либо ты поддерживаешь эту структуру своим посильным трудом и финансовым взносом, либо дистанцируешься от нее, находя в любой организации неустранимые недостатки и предпочитая «свободное» философствование или участие в иных структурах.

В новейшей истории РФО наиболее ярко выделяются крупные события – всероссийские конгрессы, «философский пароход» в Стамбул, «философский поезд» из Владивостока. Большинство участников этих мероприятий ощутили, хотя бы на время, радость дружеского общения и чувство интеллектуальной и эмоциональной общности. Но не следует за этими запоминающимися яркими фейерверками забывать о регулярной рутине организационной работы, ведь именно в повторяющихся встречах и дискуссиях  региональных, городских, вузовских мероприятий и зреет годами тот сок философской мысли, который питает цветы больших событий. Пусть раздел «Вестника РФО» «Информация из отделений и первичных организаций РФО» не всегда радует интеллектуального гурмана изысками утонченного философствования, но именно эти «вести с полей» формируют общую картину философских интересов и уровень их рассмотрения. Вместо повторяющихся сетований на периферийность и провинциальность этих обсуждений в «первичках» лучше дать свой ориентирующий пример глубины и актуальности дискуссий, как это регулярно демонстрируют «Вопросы философии».

Поэтому решать вековечную русскую проблему «центра и периферии», мыслителей и слушателей можно не их противопоставлением, а кропотливой и, к сожалению, довольно неблагодарной работой по консолидации очень разных людей, которых объединяет лишь общий язык и стремление к мудрости. Эта малоперспективная работа по созиданию основ гражданского общества в России неизвестно когда принесет свои приятные плоды, но прекращать или прерывать её – значит перестать верить в лучшую судьбу российской философии. Этой верой вряд ли утолишь критический запал философского мышления, но без нее маловероятна социально значимая жизнь философствующих интеллектуалов. Без этой эмоциональной веры в своих единомышленников крайне сложно представить рационально работающий механизм рождающего мысль сообщества.

Каждый «кулик» горазд хвалить свое «болото», хотя большинство рассуждающих на темы актуальности указывают на особую значимость турбулентности глокализирующего человечества и кризиса антропологической идентичности. Философы способны сказать свое слово в несмолкающей какофонии ссылающихся на «новейшие научные исследования» «экспертов», особенно в качестве смиренных критиков подобной экспертизы, проводя глубокий анализ семантики претендующих на универсальность суждений. Очень важно при этом не отрываться от армии ученых, претендуя на позицию «над» наукой, а спокойно и скрупулезно показывать коллегам, занимающимся проблемами сознания, идеологии, духовности, социальности, основания их высказываний и возможности построения иных утверждений. Пока что свою силу в этой сфере доказывает аналитическая философия, ставшая из особого направления стилем рассуждения, но и другие способы философствования полностью исключать не перспективно, хотя многим, постигшим ясность аналитического подхода, очень бы этого хотелось.

Опираясь на критически понятую философскую традицию, можно в очередной раз продемонстрировать коллегам-ученым ее неисчерпаемые медиационные возможности в глобальном диалоге смыслов и конструировании новых интеллектуальных пространств. Последнее потребует также тесной кооперации с различными виртуальными проектировщиками и социальными практиками, что вынуждает философов понимать, переводить и активно использовать их языки. Философы вполне способны лидировать в трансдисциплинарных проектах, не уступая эту роль ученым-экспертам и ангажированным идеологам, но это предъявляет серьезные требования к их уровню образования.

Как само философское образование, так и его базовые аспекты в нефилософских отраслях требуют вдумчивого, не склонного к радикальному и скоропалительному реформизму подхода. Нет необходимости доказывать значимость компетентности критического и системного мышления в современном образовании, но важно спокойно обсуждать и способы его формирования – классические и неклассические. Активно критикуемая сейчас модель «марксистско-ленинской» философии кроме навязчивых идеологем давала ищущим умам некий более-менее устойчивый мировоззренческий фундамент и методологию критического рассуждения, которые так или иначе больше способствовали формированию самостоятельного мышления, чем нынешние пост-«непонятно какие» высказывания с претензией на оригинальность. Придется проводить длительные обсуждения различных моделей формирования мышления – от сократических и дзен-буддийских до метапрограммных и трансгуманистических, но без их навязывания и с учетом их культурно-исторической релевантности. Вряд ли какое-то учение «всесильно, потому что верно»: учение, как и сознание, глубоко процессуально, и его динамику нужно серьезно изучать.

Сомнительно ожидать скорых прогрессивных прорывов в процессе реформирования образования, в частности многострадального российского: образование так и не стало приоритетом государственных интересов, оно, несмотря на столетние декларации, меняет роли от сироты до прислуги. Добиться значимых изменений в этой инертной системе можно с условием радикальной метанойи, «перемены ума», что возможно лишь как печальное следствие глобальных кризисов или пугающая большинство возможность технологической трансформации человеческой природы. Реальность обеих этих перспектив уже обсуждается, но публичные дискуссии требуют более детальной аргументации и всестороннего аксиологического анализа. Любые прогнозы в этих сферах без философского обоснования скандальны и утопичны, не способны серьезно повлиять на процесс образования, который будет идти своим чередом, мало коррелируя с навязанными реформами.

 
« Пред.   След. »