Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рецензия на книгу Вольфганга Кульмана «Источники Илиады: Троянский цикл»
Рецензия на книгу Вольфганга Кульмана «Источники Илиады: Троянский цикл» | Печать |
Автор Лосев А.Ф.   
07.12.2017 г.

(Kullmann W., Die Quellen derIlias”: troischer Sagenkreis, F. Steiner, Wiesbaden, 1960)

В 1910 г. вышла книга Д. Мюльдера «Илиада и её источники». За пятьдесят лет, что прошли с момента появления этой книги, радикально изменились как проблемы гомероведения, так и методы их изучения. Мюльдер, с одной стороны, исходил из предпосылки, что весь материал Илиады существовал до поэмы, а с другой стороны рассматривал Илиаду как продукт чистой поэтической фантазии, оспаривая даже исторический факт войны греков против троянцев. Сегодня никаких сомнений больше нет, что материал Илиады должен был существовать до стихоположения, а искусное творение Гомера рассматривается как в высшей степени интересная переработка и, соответственно, подытоживание предшествующих материалов, которое трудно переоценить. На основе этой позиции, ставшей общей для современного гомероведения, Кульман ограничивается проблемами троянской мифологии, формулируя основной вопрос с предельной определённостью: каково отношение Илиады с эпосом, который принято называть киклическим?

Уже со времён Аристарха в науке превалировало мнение, что Илиада есть совершенное произведение; а раз присутствует совершенство, то оно и старейшее. Из этого следовало, что киклические поэмы (как менее совершенные) представляли собой продукт разложения эпоса, то есть возникли они определённо позднее Илиады. Книга Кульмана, содержащая тщательнейший анализ богатого материала, приводит к заключению, что не Илиада старше киклических поэм, а, наоборот, киклические поэмы старше Илиады. Надо сказать, сам по себе вывод Кульмана не означает ничего нового, по-настощему новы здесь тщательность и многосторонность подхода, а также систематичность исследования.

Ещё К. Рейнхардт в работе «Суд Париса» (1937 г.) хотел показать, что Илиаде не только знаком мотив суда Париса, но он предопределяет всю её композицию. А. Гебек в работе «Исследования о структуре Илиады» (сборник к 200-летнему юбилею основания гуманистичсекой гимназии в Эрлангене в 1950 г.) также доказывал, что миф о Мемноне по большей части предшествует Илиаде. Сам Кульман в двух статьях доказывал догомеровское происхождение двух важных мифологических мотивов – испытания ахейского войска (Museum Helveticum 1955 г., № 12) и Διὸς βουλή (воли Зевса) (Philologus 1955 г., № 99).

В рассматриваемой работе автор ограничивается исследованием только Илиады. Поэтому он здесь не анализирует три последние поэмы – Возвращения (Носты), Одиссею и Телегонию. И поскольку Малая Илиада, по мнению автора, точно не предшествует Илиаде, в книге главным образом доказывается тезис, что Илиаде предшествуют три киклических эпоса – Киприи, Эфиопида и Взятие Илиона. Для данной цели сохранившийся материал этих трёх эпосов подробно сравнивается с Илиадой.

На основании изучения каталога кораблей и каталога троянцев, автор делает вывод, что каталоги такого рода могли иметь один эпический источник. Исследуя Киприи по Хрестоматии Прокла, Кульман приходит к выводу, что не только отдельные мотивы Киприй по содержанию предшествуют Илиаде, но и по структуре своей Киприи представляют независимую от Илиады законченную поэму, не имеющую к Илиаде непостредственного отношения. После рассмотрения и анализа взаимодействия Киприй, Эфиопиды и Взятия Илиона, а также после исследования послегомеровского эпоса, Кульман склоняется к точке зрения, что все три киклические поэмы по своему строению не имеют прямого отношения к Илиаде. В то время как в отношении структурного устройства киклических поэм можно ясно видеть взаимосвязь отдельных частей (между догомеровским (Киприи) и послегомеровским в целом, между Киприями и Эфиопидой, между историей об амазонках и историей о Мемноне внутри Эфиопиды, а также между Эфиопидой и Взятием Илиона или Малой Илиадой, в той мере, в какой сохранился её старый материал), довольно трудно установить непосредственно более конкретное отношение киклических поэм к Илиаде (с. 225).

Далее Кульман сравнивает стиль киклических поэм, с одной стороны, и Илиады, с другой, на основании чего подчёркивает, что обе эпические поэмы имеют существенные различия. Стиль говорит в пользу более древнего возраста Цикла. К примеру, киклические поэмы содержат множество предсказаний и мотивов чудес, играющих далеко не побочную роль, но органично связанных с действием и часто его определяющих. Что касается стиля, необходимо подчеркнуть грубый реализм киклических поэм (убийство, описание ран, добыча и пр.). Конечно, в Илиаде тоже есть исторически-реалистические представления, однако психическое состояние и внутренний мир человека играют значительно более существенную роль. Кроме того, киклический эпос содержит много двойных или параллельных мотивов, реже встречающихся в Илиаде.

Особая глава, и самая обширная, посвящена сравнению каждого мотива из Прокла с соответствующими текстами Илиады. Анализ проводится тщательно, детально и исчерпывающе. Эта часть представляет самое интересное место во всей работе, и каждому было бы полезно детально понаблюдать производимое на этом материале сравнение сохранившихся до наших дней памятников. Если подвести итоги результатам этого анализа, нужно сказать, что вопрос о предшествии киклического эпоса получил в монографии Кульмана значительное и авторитетное основание. Понятно, что в настоящий момент невозможно, даже после выхода этой поучительной работы, окончательно решить вопрос о раннем – догомеровском – происхождении киклического эпоса. Но причины тому нужно искать не в недостатках книги Кульмана, а в том обстоятельстве, что мы располагаем неполным античным материалом для разрешения этого вопроса.

Если принять во внимание, что такую поэму, как Илиада, содержащую почти 15000 стихов, следует сравнить с короткими прозаическими отрывками из эпического цикла, становится ясно, почему этот вопрос невозможно разрешить окончательно. Однако позицию Аристарха, усиленную авторитетом Ф.Г. Велькера, теперь, после выхода в свет работы Кульмана нельзя более воспринимать серьёзно. Поставленный Кульманом вопрос становится правомерным научным вопросом. Даже если Кульман не даёт на него окончательного ответа, он очень близок к решению. Мы слишком подчинены привычке считать киклический эпос моложе Илиады. Теперь нам следует, по всей видимости, расстаться с этой привычкой. И задача состоит в том, чтобы найти новые материалы, которые прояснили бы отношение Илиады к Циклу.

Мы надеемся, что ближайшие исследования и открытия в области классической филологии подтвердят выводы Кульмана и их действительную неоспоримость.

(Перевод с немецкого А.А. Новохатько)

 
« Пред.   След. »