Главная arrow Все публикации на сайте arrow Моделирование законов истории как аналогов физических и биологических законов
Моделирование законов истории как аналогов физических и биологических законов | Печать |
Автор Маслов В.П.   
30.10.2017 г.

Текст подготовлен на основе доклада на Научных чтениях памяти академика Юрия Александровича Полякова  «Население и территория России: история и современность».

 

1.Существование законов истории. Что такое законы истории? Если существует какой-то закон истории, то, значит, соответствующий исторический процесс не зависит от отдельной личности. Это известная проблема роли личности в истории. Марксисты и, например, Лев Толстой  считали, что роль личности в истории небольшая, главное, это сам ход истории. Толстой это четко описал в романе «Война и мир». По интерпретации Толстого, Кутузов считал, что его роль заключается только в том, чтобы не мешать ходу событий, что сама история находит правильный выход. Для людей, которые живут в данный момент,  это кажется  странным. Они могут рассуждать примерно так: но если бы Ленин жил дольше и Сталин не получил бы власть, то, наверное, ход истории пошел бы по-другому.

Однако сам Сталин, упрощая марксистский тезис о роли личности, говорил так: «Незаменимых людей нет». Этот тезис нужно понимать как математическое (статистическое) упрощение, если смотреть на личность как на шарик или песчинку. Суть этого тезиса заключается  в том, что если мы признаем, что история имеет свои законы, то мы должны признать, что личность не влияет на историю. 

Если мы говорим, что роль личности  в истории мала, то с точки зрения математического моделирования это значит, что в историческом процессе роль  конкретной личности равна нулю. Это следует из математического рассмотрения приблизительно  соответствующих друг другу исторических процессов как  одного процесса. Соответственно, если мы моделируем исторические законы, то, огрубляя ситуацию, отождествляем разных личностей, участвовавших в похожих событиях. Ниже будут приведены более конкретные примеры.

Разговоры о том, что если бы у нас в стране сейчас появилась личность типа Гитлера или Сталина, то все наладилось бы, совершенно бесполезны. Невозможно, чтобы появился Гитлер без того, чтобы само население изменилось и было готово такую личность вознести.

В бытовом сознании культ личности играет огромную роль. В Советской России многие считали и кто-то считает до сих пор, что если бы не было Сталина,  то не было бы великих достижений в нашей стране и мы не победили бы во Второй мировой войне. Потом был как бы  антикульт  Сталина. Многие  считали,  что он сильно навредил нашей стране.  Но если посмотреть на революции в других  странах, то можно увидеть аналогию: у нас были Ленин и Сталин, в Китае Мао Цзэдун, во Вьетнаме Хо Ши Мин и Ле Зуан,  в Албании  Энвер Ходжа и так далее. Очевидно, что культ вождя - это явление любого перехода в социалистическую систему. 

С другой стороны, давайте посмотрим на переход в капиталистическую систему из феодальной. Там тоже появляются личности, подобные Наполеону, который пользовался такой любовью и поддержкой всей страны,  что в течение двух недель с несколькими гвардейцами сумел завоевать Францию  и выдворить Бурбонов. Но Франция не была отделена от всей остальной Европы, не готовой к радикальной революции, и в конечном счете Наполеон был смещен.  Тем не менее эти события оказали колоссальное влияние на европейские страны, в том числе  и на Россию. Уже Александр II Освободитель пришел к тому, что проповедовали  декабристы. Если совсем схематично смотреть на историю, можно заключить, что она, независимо от конкретных личностей, шла по своему пути.

Отметим еще одну историческую закономерность: в любой революции имеет место террор. Например, во время Французской революции сначала гильотинировали короля  и королеву, затем  жирондистов, потом монтаньеров и т.д. Эмигрировшие аристократы думали: «Злодеи уже режут друг друга, скоро им наступит конец». И глубоко ошибались – установился культ Наполеона. И последний покорил  всю  Европу.

Проблема роли личности  в истории  математически моделируется  с помощью понятия  «кучи». Известный «парадокс кучи»  был сформулирован в IV в. до н.э. Предлагаемый мной вариант решения этого парадокса состоит в следующем: крупинки  образуют  кучу, если  от того, что мы поменяем  местами несколько крупинок, ничего не изменится. Это значит, что мы должны измерять кучу не по числу отдельных крупинок, а какой-то другой  мерой, например  по объему  или по весу. Так, мы можем мерить кучу стаканами или граммами, и тогда уже не имеет никакого значения, что крупинки поменялись местами.

В этом смысле  мы не можем  точно сказать, сколько должно быть крупинок, чтобы они образовали кучу. Если мы берем три крупинки и перемена их мест не играет  для нас никакой роли (например,  мы измеряем  их  вес на аптекарских  весах), то для нас это уже куча. А раз так, то по существу мы переходим к теории чисел - математической дисциплине, тесным образом связанной с термодинамикой. Эта связь особенно акцентирована в учебнике по статистической физике Л.Д.Ландау и Е.М.Лифшица (Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Статистическая физика. М., 1976, § 41), где в описании исходного  подхода  к термодинамике приводятся  так называемые диофантовы уравнения теории чисел.

Итак, если шарики или крупинки в куче поменять  местами, то от этого ничего не меняется, потому что мы измеряем порции шариков либо объемами, либо по весу. В этом случае даже если шарики друг от друга существенно отличаются, ни вес, ни объем  отдельных порций не меняется от перестановки шариков внутри порции кучи.

Некоторые исследователи замечали, что термодинамика может дать ответы на многие вопросы гуманитарных наук, в том числе экономики и истории. Выше говорилось об аналогиях в социалистических революциях в разных странах. При этом ни в одной из этих стран вождям не удалось оставить социалистический строй  в чистоте. Экономика в этих странах начала развиваться в большой степени по капиталистическому пути. В нашей стране после революции провозглашалась идея Ленина о том, что уже в 1920 г. денег не будет («освободимся от власти денег!»). Если человек вез продукты  из одной области  в другую, его могли арестовать, если  у него не было специального разрешения, так называемой «провизионки». Разумеется, это привело к голоду и большим потерям  в экономике. И тогда был осуществлен переход к новой экономической  политике. Эта политика предусматривалась программой меньшевиков. В.М. Молотов (Сто сорок бесед с Молотовым. Из дневника Ф.Чуева, М., 1991. С. 232)  в связи  с этим говорил с восторгом: «Ленин критиковал их (меньшевиков. – В.М.): вы контрреволюционеры, сволочи, враги рабочего класса, а потом ввел  в 1921 году НЭП. Опять обобрал меньшевиков».

На мой взгляд,  такая оценка Молотова не совсем  справедлива. Не меньшевики, а история повернула идеологию Ленина в сторону политики, допускавшей элементы капитализма. Иначе страна была бы обречена на голод и на восстания со стороны крестьян,  что могло привести к краху социалистического правления. Таким образом, сама история поправила ленинскую исходную концепцию и показала, что экономическая концепция П.П.Маслова, которая была поддержана на Стокгольмском объединительном съезде, была правильной. Однако Ленин голосовал против аграрной программы Маслова и  действительно обзывал его  разными нелестными «эпитетами», например,  на страницах своей книги «Аграрная программа социал-демократии  в первой русской революции 1905-1907 годов».

Когда  в 1929 г. НЭП исчерпала себя, было очевидно, что нужно готовиться  к войне. Это было естественно. Троцкий и его соратники по идее перманентной революции думали, что когда в Германии произойдет социалистическая революция, Германия станет, как минимум, нашим союзником. Но история говорит о другом: как только два государства стали буржуазными - Англия после революции Кромвеля и Голландия после Вильгельма Оранского ‒ между ними тут  же вспыхнула  война.

Как было сказано выше, Молотов был неправ, говоря,  что «Ленин опять обобрал меньшевиков» в связи с введением новой экономической политики. Этот пример показывает, что именно законы истории заставляют менять идеологию и стратегию руководства страной. Этот важный момент хотелось  бы особенно подчеркнуть.

2. Метастабильность и жизненные  циклы. Знаменитые физики  Я.Френкель и Р.Фейнман приводили в качестве  примера метастабильного и равновесного состояния состояние человека, который  всю  свою сознательную жизнь проводит в основном  в вертикальном  положении.  Человек держит  равновесие, как акробат  в цирке удерживает  на лбу длинный  шест. Это состояние метастабильное, но оно длится  всю  жизнь человека, пока он здоров. Равновесное состояние для человека - это горизонтальное  состояние. Оно, по существу, наступает  после  смерти. Установить  мертвого человека  в горизонтальном положении практически невозможно.

Автор в рамках  термодинамики исследовал именно метастабильные состояния, которые  слабо изучены стандартной  термодинамикой. Метастабильность может длиться очень долго, а может  почти мгновенно перейти в равновесие. Известно, например, что бриллиант (алмаз) - это метастабильное состояние вещества, в равновесном состоянии оно переходит в графит. Но это метастабильное состояние может длиться миллионы лет, тогда как метастабильное состояние человека (его жизнь) длится менее 100 лет.  Шест на лбу циркового акробата может держаться в горизонтальном положении несколько минут. А если акробат не двигается, то несколько секунд.

Одна из известных загадок в биологии – это вопрос, почему дерево, например, лиственница,  высота которой достигает 100 метров, не лопается  при морозе -70 градусов по Цельсию? Что происходит при этом с соком? Термодинамика метастабильных состояний реальных газов, которую я развил, позволяет ответить на этот вопрос. Ответ следующий. Происходит фазовый переход сока, который находится в метастабильном состоянии отрицательного давления, в метастабильное состояние стекла - аморфного тела.

Проводились опыты, при которых вода в верхнем конце достаточно высокой трубки испарялась и недостаток воды восполнялся из сосуда, в который была опущена трубка. Этим опытом воспроизводилась физическая картина отрицательного давления при подпитке соком дерева, у которого через открытые устьица в  иглах испаряется вода.

В свою очередь, на затененных (охлажденных) почвах леса водяной пар конденсируется в воду. Корневая система и особая почва образуют резервный накопитель влаги подобно тому, как в африканских пустынях баобаб и бутылочное дерево хранят нужный запас воды. Лес, таким образом, является естественным регулятором, предохраняющим почву  от потопов и засух.

Небольшие деревья берут тепло из корневой системы, которая располагается достаточно глубоко в почве и не замерзает зимой. А высокие деревья в морозы охлаждаются до фазового перехода в стекло. Выражение “трескучий мороз” (при котором стволы деревьев начинают трещать - “копытливый стук”, как писал Есенин) соответствует переходу отдельных кластеров молекул стекла из аморфного состояния в кристаллическое. В дереве образуются так называемые морозобоины - трещины в стволе. Возможно, когда дрова из срубленного на морозе дерева горят, то особенно громкие “выстрелы” они издают в результате перехода сока из аморфного состояния стекла  в кристаллическое по мере согревания.

Метастабильное состояние для дерева может длиться около 100 лет, и потом дерево погибает. Лес из таких деревьев имеет время жизни примерно 100 лет, после этого хвойный лес обычно погибает, как правило, внезапно от пожара или от жучков-вредителей, и на его месте вырастает другой лес.

Человек тоже умирает, но и на его месте вырастает его потомство. Таким образом, происходит цикл перехода от метастабильного состояния к равновесному и возникновение нового метастабильного состояния. Время этого цикла равновесная термодинамика не определяет. Однако  сам  цикл как явление органической природы она предсказывает.

Совершенно аналогичная картина определенных циклов имеет место и в исторических процессах, например, зарождение и упадок империй, миграция (переселение) различных народностей, демографические кризисы и т.п. Увязать все эти процессы в единое мировоззрение и правильно предугадать будущее способен только человек обширных взглядов и тонкой интуиции.

3. Степени свободы. В термодинамике существенную роль играет понятие числа степеней свободы. По самому названию этого термина понятно, что он имеет аналогию с историей человеческого общества.

В Древнем мире переход от высшей (богатой) ступени общества в категорию рабства благодаря войнам был достаточно резким. При таком переходе у индивидуума резко меняется число степеней свободы.

Вместе с тем, как известно, в Спарте число степеней свободы для господствующего класса было очень небольшим, поскольку правила, по которым жили спартанцы и которые держали в повиновении илотов (последние обеспечивали их едой и богатством), были с точки зрения современной морали даже более жесткими, чем заключение в тюрьму. Государство строго регламентировало жизнь и быт спартанцев, отбирало детей и т.п.

Можно провести аналогию с числом степеней свободы у высшего класса в России перед революцией. У великих князей семьи Романовых были серьезные  запреты, ограничивающие число степеней свободы. Эти запреты под конец  царствования их династии фактически  были разрушены, и это в известной мере привело к падению этой династии.

В термодинамике имеют место фазовые переходы газ - жидкость и жидкость – аморфное твердое  тело. Как у жидкости, так и у аморфного твердого тела число степеней свободы очень мало, но тем не менее скачок числа степеней свободы при фазовом переходе оказывается значительным.  Именно такой фазовый переход в наибольшей степени соответствует  историческим изменениям.

Как уже было сказано, переход в рабство с точки зрения термодинамики можно определить как переход из жидкости в аморфное твердое  тело. Аморфное твердое тело не является  устойчивым и через  большое время оно переходит в кристалл – в упорядоченную структуру, к которой нельзя применять понятие кучи, так как в упорядоченной структуре нельзя менять местами элементы, которые образуют остов  кристалла. Можно провести аналогию перехода жидкости в аморфное твердое тело с переходом банковской системы с более быстрым денежным  оборотом в экономике в систему с очень медленным оборотом (связанную  с производством средств  производства  и строительством жилья). А кристалл отвечает госбанку, в котором все достаточно упорядочено.

В квантовой теории частиц Дирак впервые ввел понятие античастиц и аннигиляции частиц и античастиц. В экономике это отвечает погашению долга. Если долг погасить деньгами, происходит аннигиляция.

Фазовый переход, которому отвечает революция, также можно интерпретировать как резкое изменение числа степеней свободы правящего и эксплуатируемого класса.

Рассмотрим более подробно пример привилегированных сословий в России перед революцией и их «степени  свободы».

В царское время в России самым привилегированным классом были великие князья. С XVIII в. этот титул стал присваиваться детям царствующего монарха, что было официально закреплено в «Учреждении об Императорской фамилии» Павла I от 5 апреля 1797 г. Этот слой был достаточно узким. Согласно учреждению об Императорской фамилии от 2 июля 1886 г., изданному Александром III с целью ограничения числа лиц, носящих этот титул, носить его могли только дети и внуки императора. Правнуки и следующие потомки получали титул князей императорской крови. То есть круг великих князей был еще более сужен.

Чем великие князья отличались от достаточно богатых и приближенных  к царю дворян? Например, известно, что Орловы, благодаря которым Екатерина II взошла на трон и была любовницей одного из братьев Орловых, выдвинулись и были приближенными к царской фамилии, но они не принадлежали к клану великих князей. Дворянство было привилегированным классом, но среди дворян были и богатые и бедные семьи, например, писатель И.А. Бунин  был очень бедным помещиком. Однако это не влияло ни на их привилегии, ни на систему запретов (степени свободы). В этом отношении все дворяне были уравнены.

Одно из отличий между великими князьями и простыми дворянами заключалось в отношении к дуэли. Дуэли в России были запрещены законом. Но если один дворянин вызвал другого на дуэль и тот отказался от дуэли, это согласно кодексу чести считалось позорным поступком. По закону дуэлянты должны были подвергаться суровому наказанию, вплоть до смертной казни, но фактически участников дуэли, в том числе и секундантов, прощали. Например, Толстой-Американец был всем известным дуэлянтом, непрерывно дравшимся на дуэлях. Рассказывали такой случай. Толстого попросил быть секундантом один из его друзей, но Толстой не явился вовремя на место встречи. Когда друг приехал к нему и, застав его спавшим, спросил, почему он не пришел на встречу, Толстой-Американец ответил: «Да я твоего противника уже убил».

Однако великого князя вызвать на дуэль было нельзя. В этом состояла привилегия этого титула. Известен эпизод с великим князем Михаилом Романовым (братом Николая I, которого презрительно звали «Мишка Рыжий»). Он был придирчив к одному из офицеров своего полка, и тот вызвал великого князя на дуэль. Дуэль для Михаила была невозможна, но весь полк потребовал от него дать удовлетворение вызвавшему его на дуэль офицеру. Отказ от дуэли для Михаила не был позором по принятым моральным правилам, и он принес извинения, в результате чего инцидент был исчерпан.

Дуэль же уравнивала, например, представителей богатейшего, близкого к царской семье семейства Орловых с бедным дворянином  Черновым, который, судя по отчеству (Пахомович), возможно, был крестьянского происхождения. Когда представительница семейства Орловых презрительно отозвалась о «Пахомовиче», ее сын был вызван на дуэль сыном «Пахомовича», и они одновременно убили друг друга. Мать Орлова была жестоко наказана.

Этот пример показывает, что запрет, который заключается в том, что нельзя отказаться от вызова на дуэль, есть одно из ограничений числа степеней свободы дворянского сословия. И вместе с тем возможность вызова на дуэль приравнивала  в известном смысле разных представителей  дворянского сословия.

4. Идеология и законы  истории. Если идеология, в том числе религия, у разных  народов одинаковая, то вероятность распадения смешанных структур меньше, чем в случае, когда их не связывает общая  идеология. Приведу в качестве примера Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Во время культурной революции Дэн Сяопин прятался, и его сына замучили до смерти, когда выпытывали у него, где скрывается  отец. Он умер, но не выдал отца. Казалось бы,  придя  к власти, Дэн Сяопин должен был бы проклясть Мао Цзэдуна. Однако он сохранил имидж Мао Цзэдуна как «великого кормчего», чтобы сохранить общую идеологию.

Что касается Ленина  и Сталина, то Ленин перед смертью всячески старался снять Сталина с должности генерального секретаря  партии. В «Письме к съезду» он писал,  что Сталин груб, расколет партию и т.д.  Сталин к тому времени  уже достаточно умело взял власть  в свои руки в качестве  генерального секретаря.

«Завещание» Ленина не было учтено, съезд не снял Сталина с занимаемой должности. Известно, что личные  отношения Ленина  и Сталина в конце жизни Ленина были  испорчены, в частности, из-за того, что Сталин оскорбил Крупскую. И хотя он позднее извинился  перед ней, отношения между ним и Лениным остались испорченными. Тем не менее после смерти Ленина Сталин дал клятву, что он будет продолжать дело и политику Ленина.     

Были ли прецеденты в истории, когда руководитель добровольно отдавал власть преемнику? Были. После того как Хо Ши Мин  ушел  в отставку с главного  поста, пост генерального секретаря партии занял Чыонг Тинь.  Во Вьетнаме выделялись три региона: Северный Вьетнам, Средний Вьетнам  и Южный  Вьетнам, которые отличались по характеру и настроениям жителей. Чыонг Тинь был представителем Северного Вьетнама. Он был тесно связан с Китаем и был очень  жестким руководителем. Через достаточно короткое  время Хо Ши Мин добился  того, чтобы Чыонг Тиня сняли с должности генерального секретаря, но не обидели. А генеральным  секретарем был назначен Ле Зуан, который занимал этот пост более 20 лет. Однако никто из руководителей Вьетнама не отрекался от предыдущих вождей и тем самым сохранял преемственность руководства страной и единство идеологии. Ле Зуана  и спустя 30 лет после смерти чтят во Вьетнаме, несмотря на личное недоброжелательное отношение к нему его преемника Чыонг Тиня. 

Тем не менее социально-политическая идеология  в стране, конечно,  менялась. После объединения Северного и Южного Вьетнама, двух государств, которые существенно различались идеологией, большое влияние на общую идеологию объединенной страны оказала капиталистическая ориентация Южного Вьетнама. И несмотря на это, вожди социалистического Вьетнама остаются великими личностями в глазах большинства  населения страны.

Я хочу напомнить, что, несмотря на то, что в Советской России идеологическая линия с течением времени менялась (ср., например, периоды военного коммунизма и НЭПа), основная марксистская идеология сохранялась в стране. Историк А.З.Манфред, друг моих родителей, говорил: важны те, кто является членом Президиума ЦК и одновременно секретарем ЦК. Таким был Брежнев, он был кандидатом в члены Президиума и секретарем ЦК. Сталин, назначив Президиум, неплохо угадал тех, кто впоследствии взял власть в партии. Я хочу подчеркнуть,  что Сталин хорошо чувствовал партийные кадры и, так же как и Ленин, хотел расширить Политбюро перед уходом из жизни. Когда Сталин умер, всех молодых разогнали. Остальных в большинстве назначили послами. Политбюро было восстановлено, и Маленков и Берия взяли власть в свои руки. Берия на другой день после смерти Сталина попытался «свергнуть» культ Сталина, тайно воздействуя прежде всего на членов ЦК как на привилегированную, но запуганную элиту. В народе не были известны отношения внутри правящей верхушки. Явными знаками рейтинга политического деятеля был портрет руководителя в газетах и его место в ряду других портретов. Но попытка немедленного поворота идеологи, которую пытался предпринять Берия, была чревата распадом страны. Она расшатала идеологию, но распад произошел не сразу, а только в 1991 г.

Повторю еще раз: если разные народы связаны единой идеологией,  то вероятность распада союза таких народов меньше, чем в ситуации, когда общая идеология уничтожается.

В нашей историографии, к сожалению, принято преувеличивать роль личности в истории: то приписывать ей сверхгениальность и все хорошее, что произошло в истории, то, напротив, приписывать ей сверхзлодейство и все плохое, свершившееся в истории. Но при таком подходе никакие «уроки истории» не пойдут впрок и никакое моделирование невозможно, не говоря уж о прогнозировании.

 
« Пред.   След. »