Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на: Г. Бехманн. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний
Рец. на: Г. Бехманн. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний | Печать |
Автор Стёпин В.С.   
03.08.2010 г.
 

Г. БЕХМАНН. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. Пер. с нем. М.: Логос, 2010, 248 с.

Представляемая вниманию читателей книга несомненно является событием современной философии науки, поскольку дает обширный материал по целому спектру философских проблем, которые активно дискутируются в последние годы в западной философской литературе. Речь идет в первую очередь о проблематике информационного общества, которая сегодня переформулируется в аспекте социологии и экономики знаний. А в более широком контексте рассматривается как переход к новому обществу знаний. Немецкий исследователь Готтхард Бехманн рассматривает его как современную стадию информационного общества, т.е. информационное общество рассматривается как общество знаний, если акцент делается на социально детерминированные процессы распределения и воспроизведения не только научно созданного, но и общепризнанного знания. Вторая важная философская тема, поднятая в данной книге, - анализ общества риска. В своем анализе Г. Бехманн идет дальше известной книги Ульриха Бека «Общество риска», усматривая вслед за Н. Луманом в проблеме риска парадокс современности в целом. Эти идеи уже известны читателям журнала «Вопросы философии» по двум публикациям Г. Бехманна - «Современное общество как общество риска» (2007, № 1) и «Общество знания: краткий обзор теоретических поисков» (2010, № 2).

  Несколько слов хотелось бы сказать о личности самого автора. Г. Бехманн изучал правоведение, социологию и политологию в университетах Франкфурта-на- Майне, Билефельда и Западного Берлина. Он учился у таких всемирно известных германских философов, как Никлас Луман и Юрген Хабермас. Следы их влияния на его концепцию отчетливо видны по тексту рецензируемой книги. Особое внимание он уделяет теории систем Лумана, которая рассматривается им как новая парадигма теории систем. По Луману, теория систем и теория общества взаимно соотносятся друг с другом и взаимозависимы. Одним из центральных понятий лумановской теории систем является понятие самонаблюдения. Система только тогда существует, когда она сама себя наблюдает, т.е. самоидентифицирует себя, отделяя себя от окружающей среды. Никлас Луман назвал этот феномен наблюдателем второго порядка. Самореферентность системы представляет собой ее способность постоянно самоопределять отношение к самой себе и отдифференцировать его от отношений к окружающему миру, а также постоянно селектировать свои внутренние связи и элементы. Многократное повторение процедуры дифференциации системы, направленное внутрь данной системы, ведет к выделению в ней иерархии подсистем и одновременно к воспроизводству сложности этой системы. Автопоэсис в данном контексте означает самоорганизацию, самоконституирование и саморепродукцию системы через построение подсистем. Теория систем Лумана, таким образом, может рассматриваться как новая парадигма теории систем, основывающаяся на синтезе идей общей теории систем Берталанфи и синергетического подхода и примененная к анализу развития самоорганизующихся социальных систем. Рассмотрению этой проблематики посвящен особый раздел книги.

Готтхард Бехманн - главный научный сотрудник Института оценки последствий техники и системного анализа Исследовательского центра г. Карлсруэ. Этот центр, созданный в качетсве центра ядерных исследований, после прихода в правительство ФРГ партии зеленых утратил эпитет «ядерный» и приобрел новые направления, связанные с экологической проблематикой, а в последние годы с с микросистемотехникой и нанотехнологией. Этот центр включен в Сообщество исследовательских центров имени Гельмгольца и имеет федеральное подчинение и финансирование. Особенностью его является наличие в нем института с явно выраженной социальной проблематикой, в котором как раз и работает Бехманн. Задача этого института проводить социальную оценку научно-технического развития, для чего составляются междисциплинарные группы ученых. Ими проведен, например. междисциплинарный анализ нанотехнологий по заданию правительства Германии. Одно из подразделений этого института представляет собой Бюро по оценке техники германского Бундестага. В г. Карлсруэ существует также старейший в Германии технический университет, основанный в 1825 г. по образцу знаменитой Парижской политехнической школы и являющийся сегодня одним из ведущих исследовательских университетов Земли Баден-Вюртемберг. В стенах этого университета работали или учились такие знаменитые инженеры, как Фердинанд Редтенбахер и Франц Рело, Карл Бенц. Здесь поставил свои знаменитые опыты, доказавшие существование электромагнитных волн, Генрих Герц. В 2006 г. ректоратом университета г. Карлсруэ совместно с правлением исследовательского центра Карлсруэ был предложен проект их поэтапного слияния в Институт технологии г. Карлсруэ (KIT - Karlsruhe Institute of Technology) со следующими блоками научно-исследовательских тем: системотехника и технология производства; информация, коммуникация и организация; прикладные науки о жизни; земля и окружающая среда; материя и материалы (включая нанотехнологию) и  влияние на общество (включая взаимодействие науки и техники с обществом). В конце 2008 г. произошло слияние центра и университета, узаконенное в августе 2009 г. совместным решением Ландтага земли Баден-Вюртемберг и Федерального правительства Германии. Эта инициатива стала прецедентом и для ряда других германских университетов. В результате KIT вошел в первую тройку ведущих исследовательских университетов ФРГ, выигравших конкурс так называемой эксленц-инициативы. Таким образом, с одной стороны, университеты, сливаясь с чисто исследовательскими организациями, все более приобретают вид исследовательских университетов, а с другой - усиливается их ориентация на потребности рыночной экономики в плане подготовки специалистов, а не на внутренние идеалы научного исследования. Однако процесс все большей коммерциализации высшего образования и научного исследования имеет свои границы. Он может привести к эрозии универсальности и гибкости высшего образования в угоду сиюминутной и неизбежно изменчивой рыночной конъюнктуре. Здесь точное предсказание, а значит и строгое детальное планирование невозможно. Стремление к такого рода точности увеличивает лишь вероятность ошибки. Таким образом, как верно подчеркивает Бехманн, общество знания одновременно становится обществом риска.

Интересным дополнением к теоретическим рассуждениям, содержащимся в книге Бехманна, являтся два приложения: о дебатах по энергетической политике в ФРГ и сравнительный анализ социальной оценки техники и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Если последняя имеет быть в нашей стране, то социальная оценка научно-технического развития как особый вид политического консультирования, к сожалению, полностью отсутствует. Тем важнее  для нас ознакомиться с богатым, в том числе и практическим, опытом такой оценки, накопленным в ФРГ. Бехманн очень точно формулирует роль и трудности развития социального института оценки техники (Technology Assessment), который должен служить инструментом политического консультирования, оказывать содействие органам законодательной или исполнительной власти в обеспечении научной информацией и участвовать в подготовке долгосрочных решений. С этим и связаны трудности институционализации социальной оценки техники, «поскольку она может вступать в конкурентные отношения с политикой в процессе разработки стратегических решений». Тем не менее она получила свое институциональное оформление почти во всех западноевропейских странах, а Институт, в котором работает Бехманн, стал их координатором при европейском парламенте.

Наряду с исследовательским центром и университетом, в г. Карлсруэ с 1999 г. существует Международная академия устойчивого развития и технологий при университете Карлсруэ, членом правления которой является Г. Бехманн. Она представляет собой элитарный клуб, в который на равных правах входят и ученые и предприниматели. Одна из главных целей Академии - объединить вместе пока трудно соединимый опыт научного исследования, преподавательской деятельности и обучения студентов и предпринимательской активности. Без этого будет затруднено успешное научно-техническое развитие. Именно в русле реализации этой цели Академия провела целый ряд российско-германских конференций и семинаров, посвященных проблематике связи науки инновационной деятельности и образования. Бехманн является, например, инициатором книги[1], подготовленной на английском языке в Германии на основе как раз такой конференции, в которой приняли участие германские и российские ученые. В настоящее время эта Академия стала также координатором Международной магистерской программы с двойным дипломированием «Философия и европейская культура», в котрой участвует философский факультет МГУ и Институт философии университета г. Карлсруэ. В рамках этой программы Готтхард Бехманн в качестве приглашенного профессора читает на философском факультете МГУ курс «Техника и теория общества Ю. Хабермаса и Н. Лумана». Он был также неоднократно гостевым профессором ниверситетов Бремена (Германия), Тампере (Финляндия) и Сан Себастьян (Испания), начиная с 1984 г. Бехманн вот уже несколько лет является членом Российского философского общества и заместителем директора Международного центра исследований научно-технического развития и инновационной политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

            Таким образом, тесная связь германских ученых с Россией в сфере социально-гуманитарного познания оказывает плодотворное влияние на развитие науки и научного образования наших двух стран. Выход в свет книги Готтхарда Бехманна - еще одно тому подтверждение.

 

 

 

 



[1] Gotthard Bechmann, Vitaly Gorokhov, Nico Stehr (Eds.). The Social Integration of Science. Institutional and Epistemological Aspects of the Transformation of Knowledge in Modern Society. Berlin: edition sigma, 2009. Reihe: Gesellschaft - Technik - Umwelt, Neue Folge 12.

 
« Пред.   След. »