Главная arrow Все публикации на сайте arrow Обсуждение проекта «Анатомия философии: как работает текст». Введение
Обсуждение проекта «Анатомия философии: как работает текст». Введение | Печать |
Автор Редакция   
11.08.2017 г.

Вопросы философии. 2017. № 7. С. ??

 

Обсуждение проекта «Анатомия философии: как работает текст»

М.Ф. Быкова, А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, Н.В. Мотрошилова, Ю.В. Синеокая, А.В. Смирнов, Э.Ю. Соловьев, М.Т. Степанянц

17 января 2017 г. в Институте философии РАН состоялось обсуждение просветительского проекта «Анатомия философии: как работает текст» [Синеокая (ред.) 2016], в рамках которого выступили ведущие философы России. Журнал публикует их размышления.

Ю.В. Синеокая освещает историю становления проекта, существующего уже три года, перспективы его расширения и главные принципы его функционирования на открытой интеллектуальной площадке в центре Москвы.

А.А. Гусейнов рассматривает проект в контексте обсуждения роли философии в современном обществе, где рыночная экономика распространила свои законы функционирования на все социальные сферы. Философия предполагает прямые (не опосредованные) отношения между ее «производителями» и «потребителями», способными и желающими воспринимать идеи; применительно к ней нельзя ограничиваться критериями полезности, по которым оцениваются конкретные (частные) науки, у нее есть свои дополнительные показатели успешности, одним из которых является наличие школ.

В.А. Лекторский отмечает, что проект свидетельствует не только о возрастании интереса публики к философии, но и о сохранении ее места в культуре, её значимости именно в качестве высшей формы авторефлексии культуры, предельных оснований познания, деятельности и оценки. Философия всегда интегрировала разные формы культуры, ибо не только выявляла их основания, но и связи между ними. Успех проекта свидетельствует о том, что философ сознаёт себя в качестве активного участника процесса культуротворчества в его разных формах, участника внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

В выступлении А.В. Смирнова показано, что проект знаменует собой особый этап профессионального и духовного развития отечественного философского сообщества. Это начинание стало возможным благодаря отрешению от привычных стимулов фиксации философской работы в виде лекции или статьи и от любой общей рамки, заранее определяющей направление философской работы и включающей ее участников в универсально для них заданное общее поле. Положительный смысл первого из отрешений заключается в предоставлении свободы, а второго – в открытии дверей творчества. «Анатомия философии» стала собиранием свободных творцов. Осмыслить такое собирание невозможно в привычных терминах общего или единого. Предложено продумать в этих целях категорию «все-единство», где «все-» понимается в том же смысле, в каком категория «всечеловеческое» противопоставлялась в отечественной мысли категории «общечеловеческое».

Статья Э.Ю. Соловьева – рецензента книги «Анатомия философии: как работает текст» – посвящена истории и современному состоянию философского просвещения. В ней затронуты такие вопросы, как первоначальные амбиции философов-просветителей; кантовское понимание «истинного просвещения»; популяризация философии в советской системе агитации и пропаганды; коренное различие популяризации и просвещения; критика просветительской парадигмы в отечественной и зарубежной литературе 1970-х гг.; реактуализация классического наследия как непременная компонента современного философского образования. Основное внимание уделено новой лекционной и дискурсивной культуре, отличающей обсуждаемый проект.

Н.В. Мотрошилова осмысливает проект, во-первых, как успешное сотрудничество двух институциональных сфер культуры, а именно академических исследователей-философов и московской Библиотеки им. Достоевского; во-вторых, как презентацию лучших достижений специальных исследований ученых в форме, доступной для широкой публики; в-третьих, как философский анализ ярчайших текстов человеческой культуры, включая ведущих представителей русской классической литературы (Пушкин, Толстой, Достоевский, Тургенев).

В статье М.Т. Степанянц ставится вопрос, как предотвратить развитие тревожной тенденции вытеснения философии из публичного пространства, прежде всего, из образования. Философия не есть нечто побочное, она имела и должна сохранить свой высокий статус в науке, в культуре, в жизни общества в целом, приоткрывая сферу обыденного мышления для новых идей и стимулирования публичных дебатов по поводу вызовов, встающих перед социумом сегодня. Высказывается ряд предложений относительно нового формата и тематической направленности обсуждаемого проекта.

М.Ф. Быкова демонстрирует, что успех проекта состоит не только в том, что удалось найти и эффективно использовать формат, в котором возможен выход академической философии в публичное пространство и перевод профессионального знания на язык широкой публики. Не менее важным результатом является обогащение самой академической философии, для которой оказывается пагубным замыкание в самой себе и в рамках своего профессионального цеха. Подчеркивается взаимовлияние обоих процессов, а также значение развития философии в направлении публичности для культивирования нового философского знания.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философский проект «Анатомия философии», философия в публичном пространстве, философ, общество, общение, самопознание, наука, просвещение, диалог, текст, образование, дискурс.

БЫКОВА Марина Федоровна ‒ доктор философских наук, профессор Университета Северной Каролины, факультет философии и религии, внештатный сотрудник сектора истории западной философии, Институт Философии РАН.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

ГУСЕЙНОВ Абдусалам Абдулкеримович – доктор философских наук, профессор, действительный член РАН, Научный руководитель Института философии РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

http://iphras.ru/guseinov.htm

http://guseinov.ru/

ЛЕКТОРСКИЙ Владислав Александрович – доктор философских наук, профессор, действительный член РАН, главный научный сотрудник Института философии РАН, главный редактор журнала «Философия науки и техники», научный руководитель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

МОТРОШИЛОВА Нелли Васильевна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

СИНЕОКАЯ Юлия Вадимовна – доктор философских наук, заведующая сектором истории западной философии, заместитель директора Института философии РАН по научной работе, профессор РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

СМИРНОВ Андрей Вадимович – доктор философских наук, академик РАН, директор Института философии РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

СОЛОВЬЕВ Эрих Юрьевич – профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, руководитель научного направления «Сравнительная философия и диалог культур», Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Статья поступила в редакцию 20 марта 2017 г.

Цитирование:

Быкова М.Ф. Уроки успеха: академическая философия и проблема публичности // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Гусейнов А.А. Все о том же – кому и зачем нужна философия? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Мотрошилова Н.В. Философы Института философии РАН в публичном пространстве // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Синеокая Ю.В. Московские философы urbi et orbi: об истории проекта «Анатомия философии: как работает текст» // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Смирнов А.В. Открытое все-единство нашей философии // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Соловьев Э.Ю. Очаг просвещения на Чистых прудах // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Степанянц М.Т. Противостоять маргинализации философского образования // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

 

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 7. P. ?–?

Discussion on the Project Anatomy of Philosophy: How the Text Works

Marina F. Bykova, Abdusalam A. Guseynov, Vladislav A. Lektorsky, Nelly V. Motrosсhilova, Julia V. Sineokaya, Andrey V. Smirnov, Erikh J. Soloviev, Marietta T. Stepanyants

 

17 January 2017 at the Institute of Philosophy RAS was hosted a discussion of the educational project “Anatomy of Philosophy: How the Text Works”, in which participated leading Russian philosophers. The journal publishes their thoughts.

J.V. Sineokaya refers the history of project’s three year existence, perspectives for its expansion and the main principles of its functioning on the open intellectual platform in the center of Moscow.

A.A. Guseynov reviews the project in the context of the discussion of the philosophy's role in the modern society where the market economy spread its functional laws on all remaining spheres. Philosophy presupposes direct (not mediated) relations between its “producers” and “consumers”, that are able and willing to perceive ideas. It should not be bordered be the criteria of usefulness or utility that are used in the estimation of concrete partial sciences, it has its own additional markers of success, one of which is the presence of schools.

V.A. Lektorsky notes that the project proves not only the growing public interest to philosophy, but also the preservice of its place in the culture, its meaningfulness as a highest form of culture self-reflexion, limited bases of cognition, action and evaluation. Philosophy always had a role of integrative power to different forms of culture, because it not only detected its grounds but also the connections between them. The success of the project witnesses that a philosopher understands himself as an active participant of the culture-making process in its various forms, as a participant of intra-cultural and intercultural communication.

In the speech of A.V. Smirnov it was shown that the project marks a special stage of professional and spiritual development of Russian philosophical community. This beginning became possible thanks to the removal from familiar stimuli of philosophical work fixation in the forms of a lection or an article, and also from every common framework that pre-determines the direction of philosophical work and includes its participants in the universally given field. The positive sense of the first of the removals is in providing freedom, of the second – in the opening of the doors of creativity. “Anatomy of Philosophy” became a collection of free creators. To comprehend such a gathering in the usual terms of common or unique is impossible. It is proposed to think the category of “all-unity” to fulfill these goals, in which “all” is understood in the same sense as “commonly human” <vsechelovecheskoe> opposed the category of “universal” <obschechelovecheskoe>.

Article by E. Y. Soloviev – the reviewer of the book “Anatomy of Philosophy: How the Text Works” – is dedicated to the history and contemporary condition of philosophical enlightenment. It concerns with the questions as origin ambitions of Enlightenment philosophers; Kantian understanding of “true Enlightenment”; popularization of philosophy in soviet system of agitation and propaganda; crucial difference between popularization and enlightenment; critics of enlightenment paradigm in Russian and foreign literature of the 1970’s; the revival of the classical heritage as an indispensable component of contemporary philosophical education. The focus is on new lecture and discursive culture that distinguishes the discussing project.

N.V. Motrosсhilova reflects the project firstly as a successful cooperation of two institutional spheres of culture – the representatives of academic philosophy and Moscow Dostoevsky library; secondly as a presentation of the best achievements of concrete academic’s investigations – in the form appropriated for broad public; thirdly as a philosophical analysis of the most brilliant texts of human culture including the leading representatives of classical Russian literature (Pushkin, Tolstoy, Dostoevsky, Turgenev).

The M.T. Stepanyants article raises the question of preventing the development of an alarming tendency of crowding the philosophy out of public space, first of all out of education. Philosophy is not something aside, it had opportunities of saving its high status in science, culture, social life and should fulfill them, by opening the sphere of everyday thinking to new ideas and by stimulating public debates on the challenges that the society faces nowadays. Several proposals about new format and thematic direction of the discussed project are made.

M.F. Bykova demonstrates that the success of the project is not only in the fact that the format in which the output of academic philosophy in public space and the translation of the professional knowledge on the common language was found and effectively used. An equally important result is the enrichment of academic philosophy itself, for which the own circuit and circuit in its professional institutional borders is harmful. The mutual influence of both processes and the importance of the development of philosophy in the direction of publicity for the cultivation of a new philosophical knowledge is emphasized.

KEY WORDS: Philosophical project «Anatomy of philosophy», philosophy in public space, philosopher, society, communication, self-knowledge, science, enlightenment, dialogue, text, education, discourse.

 

BYKOVA Marina F. ‒ Honorary Member of the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; Professor of Philosophy at the Department of Philosophy and Religion, North Carolina State University (Raleigh, North Carolina, USA); the editor-in-cheif of the journal «Russian Studies in Philosophy».

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

GUSEYNOV Abdusalam A. – Professor, DSc in Philosophy, Full Member of the Russian Academy of Sciences, Academic Director of the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

http://iphras.ru/guseinov.htm

http://guseinov.ru/

LEKTORSKY Vladislav A. – Professor, DSc in Philosophy, Full Member of the Russian Academy of Sciences, Head of Department of the Theory of Knowledge, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

MOTROSCHILOVA Nelly V. – Professor, DSc in Philosophy, Chief Research Fellow at the Department of History of Western Philosophy of the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

SINEOKAYA Julia V. – DSc in Philosophy, Deputy Director for Research of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences and Head of Department of the History of Western Philosophy, Professor RAS.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

SMIRNOV Andrey V. – Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences. Professor, DSc in Philosophy, Director of the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences and Head of Department of the Philosophy of Islamic World. Professor of Russian State University for Humanities.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

SOLOVIEV Erikh J. – Professor, DSc in Philosophy, Chief Research Fellow of the Department of Western Philosophy, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

STEPANYANTS Marietta T. – Professor, DSc in Philosophy, Honoured Scholar of the Russian Federation, Chief Research Fellow at the Department of Oriental Philosophies, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Citation:

Bykova, Marina F. (2017) “Lessons for Success: Academic Philosophy and the Problem of Publicity”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Guseynov, Abdusalam A. (2017) “On the Same – Who and Why Needs Philosophy?”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Lektorsky, Vladislav A. (2017) “Why do We Need Philosophy Today?”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Motroschilova, Nelly V. (2017) “The Philosophers of Institute of Philosophy of RAS in the Public Space”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Sineokaya, Julia V. (2017) “Moscow Philosophers Urbi et Orbi: On the History of the Project Anatomy of Philosophy: How the Text Works”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Smirnov, Andrey V. (2017)  “Open All-unity of Our Philosophy”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Soloviev, Erikh J. (2017) “The Center of Enlightenment on Chistie Prudy”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

Stepanyants, Marietta T. (2017) “Opposing Marginalization of Philosophic Education”, Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2017), pp. ?–?

 

 

 

Цитирование:

Быкова М.Ф. Уроки успеха: академическая философия и проблема публичности // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Гусейнов А.А. Все о том же – кому и зачем нужна философия? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Мотрошилова Н.В. Философы Института философии РАН в публичном пространстве // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Синеокая Ю.В. Московские философы urbi et orbi: об истории проекта «Анатомия философии: как работает текст» // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Смирнов А.В. Открытое все-единство нашей философии // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Соловьев Э.Ю. Очаг просвещения на Чистых прудах // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

Степанянц М.Т. Противостоять маргинализации философского образования // Вопросы философии. 2017. № 7. С. ?–?

 

 
« Пред.   След. »