Главная arrow Все публикации на сайте arrow «Вопросам философии» 70 лет
«Вопросам философии» 70 лет | Печать |
Автор Пружинин Б.И.   
11.08.2017 г.

Семьдесят лет назад начал выходить журнал «Вопросы философии». Появление нового философского издания стало знаковым событием в интеллектуальной жизни нашей страны. Достаточно сказать, что именно на его страницах была предпринята первая попытка возрождения русской философской традиции, как бы громко сегодня это ни звучало. Ведь в его формировании участвовали не только идеологи марксизма, но и настоящие философы-профессионалы, учившиеся в университетах Европы и дореволюционной России: В.Ф. Асмус, П.С. Попов, А.О. Маковельский, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Сеземан и др. И потому уже в первых номерах на страницах Журнала появляются не только идеологические лозунги и риторика «борьбизма», но и обсуждение эпистемологических аспектов теории относительности, а также публикация практически неизвестного для читателей того времени логического наследия русского философа М.И. Каринского. И не случайно спустя четыре десятилетия именно в «Вопросах философии» началось издание серии «Из истории отечественной философской мысли», возвращающее в историю страны имена выдающихся русских философов.

Мне не удалось узнать, кто и когда впервые предложил дать такое название Журналу, но я очень благодарен этим людям. Ведь название многое в себя вбирает из контекста, в котором живет журнал, ко многому обязывает тех, кто обеспечивает его работу, и очень многое определяет в восприятии его читателей. В жизни нашей страны, как и в жизни Журнала, были разные периоды, но не без «участия» именно такого названия он вновь и вновь обращался к настоящей философии. Ибо название это напоминает об интеллектуальном долге перед отечественной философией и культурой, перед «Вопросами философии и психологии», наконец. Как заметил Н.Я. Грот, первый главный редактор «Вопросов философии и психологии», понятием «Вопросы» обозначается существенный характер журнала: «Дело идет не о полном и окончательном разрешении этих “вопросов”, а о правильной их постановке, дозволяющей человеку удовлетвориться некоторыми наиболее вероятными их решениями. <…> …задача наша не в том, чтобы как можно более увеличить и без того большое количество вопросов философии… а в том, чтобы их упростить и свести к главным и самым основным. Дело идет, прежде всего, о точном определении самих пределов знания и мощи человека. “Вопросы” всегда останутся, но приблизиться к более полному их уразумению человеку не раз удавалось» (Грот Н.Я. О задачах журнала // Вопросы философии и психологии. 1899. № 1. С. XVXVI). И вопреки всем конъюнктурным обстоятельствам, название «Вопросы философии», в конечном счете, ориентирует работу Журнала на фундаментальную потребность человека осмыслить себя в мире, понять и рационально представить смысл происходящего с ним и вокруг него.

Такую ориентацию Журналу попытался придать его первый главный редактор Бонифатий Михайлович Кедров. Именно при нем создавалась ориентированная на обсуждение фундаментальных проблем человеческого бытия структура Журнала, которую во многом удалось сохранить и его последователям. Новый импульс эта ориентация получила благодаря усилиям Ивана Тимофеевича Фролова, который, опираясь на науку, вывел Журнал из-под прямолинейного идеологического прессинга. Традицию продолжил главный редактор, а ныне – председатель Международного редакционного совета Журнала – Владислав Александрович Лекторский, приложивший огромные усилия к тому, чтобы «Вопросы философии», а вместе с ними и отечественная интеллектуальная традиция, вошли в мировой философский процесс. И сегодня мы стремимся быть именно философским изданием в обсуждении фундаментальных проблем России и мира.

У каждого времени свои насущные философские вопросы и, соответственно, свои приоритеты, формирующие цели и особенности работы Журнала. Они определяются «запросами нашего сердца». И как по-современному звучат рассуждения Н.Я. Грота о том, что «…воззрение на жизнь в наше время является не только особенно смутным и сбивчивым, но и безотрадным. Да и как не быть ему таковым, когда рядом с усовершенствованными телефонами и другими необыкновенно быстрыми и удобными средствами общения людей, ежедневно изобретаются и заготовляются страшные по своему разрушительному действию средства их будущего беспощадного истребления – когда взаимная любовь и свободное взаимодействие людей во имя высших задач не только не возрастают, а все более слабеют и подвергаются ограничениям вследствие роковых недоразумений, развивающих злобу и коварство» (Там же, VII).

Общероссийский философский журнал «Вопросы философии» не ориентируется на какую-либо определенную философскую школу или направление. Он не «феноменологический», не «аналитический», не «постмодернистский» и не «литературно-экзистенциалистский»; он не ограничивается только историко-философской, только социально-философской, эпистемологической, этической и пр. тематикой. Он открыт для всех направлений сегодняшних философских и научных исканий. На его страницах печатаются философы самых различных, зачастую взаимоисключающих взглядов и интеллектуальных интересов. И в этом также выражается преемственность традициям «Вопросов философии и психологии».

Единственное условие публикации на его страницах – в ней должно быть рационально и убедительно аргументировано представляемое понимание мира. Такова идейная и организационная позиция Журнала. Принципиально важным условием современности и исторической преемственности общероссийского философского журнала является профессионализм – «дисциплина ума», интеллектуальная точность выражения мысли в публикуемых текстах. И в этом пункте не могу не отметить преемственности с журналом «Вопросы философии и психологии», редколлегия которого так формулировала критерии отбора материалов: «Одно ограничение необходимо – и будет нами соблюдаться, – а именно, чтобы все убеждения проводились с надлежащим знанием и подготовкою – знанием прошлой истории мысли человечества и современного положения науки. Дело идет не о выражении мнений и добрых желаний, а о строгой логической работе мышления, умеющего себя отстаивать и не только сознательно, но и методически идти к своей последней цели» (Там же, XIVXV).

В повседневной журнальной работе эта целевая установка выражается в ряде простых академических требований. Публикуемые тексты должны соотноситься с результатами работы отечественных и зарубежных коллег, занимающихся релевантной проблематикой, изложение взглядов оппонентов должно быть точным, точным должно быть цитирование, аргументация обоснованной, а тональность дискуссий корректной. Внимание редакции к этим стандартным требованиям связано отнюдь не только с тем, что «Вопросы философии» входят в международные базы цитирования. Это важнейшие моменты в понимании сегодняшних задач Журнала. В простых, зачастую кажущихся внешними требованиях к оформлению результатов философских исследований реализуется принципиальное понимание сегодняшнего состояния и особой роли философии в отечественной культуре. Новизна и актуальность рассуждений – неизменное требование к любой журнальной публикации, но сегодня эти общие требования жестко преломляются через критерии профессиональной работы с текстом. В их соблюдении Редколлегия журнала, его Международный редакционный совет и Редакция видят свой долг перед отечественным философским сообществом.

«Вопросы философии» – журнал Президиума Российской академии наук, работающий в тесном контакте с Отделением общественных наук РАН и Институтом философии РАН. Он является составной частью российской академической науки и именно в этом качестве обеспечивает коммуникации внутри философского сообщества страны, а также способствует включению российского философского сообщества в мировой философский процесс. В Журнале публикуются ведущие отечественные и зарубежные ученые – специалисты в самых различных областях науки и общественной практики. В его Редколлегию, помимо философов, всегда входили и ныне входят физики и психологи, филологи, математики, правоведы и социологи. В Редсовете журнала работают ведущие ученые и философы ближнего и дальнего зарубежья – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Китая. И в этом междисциплинарном и межкультурном контексте объектом самого пристального внимания редакционного коллектива Журнала является разработка русского философского языка, который «…создается веками упорной работы мысли» (Там же, XI)

В обязанности членов Редколлегии входит оценка и отбор для публикации поступающих в редакцию материалов. Но оценка философского содержания публикаций, в конечном счете, дело философского сообщества и именно ему принадлежит здесь последнее слово. Главная задача редакторов Журнала – помочь автору максимально ясно выразить философский смысл того, что он хочет сказать о мире. «Вопросы философии» не отстраняются от повседневных острых проблем российского общества, но стремятся, чтобы в их обсуждении не терялся философский, опирающийся на тысячелетний опыт рефлексии, взгляд на происходящее вокруг нас. Журнал стремится, чтобы философское рассмотрение не подменялось на его страницах узкой, «единственно правильной», партийно-идеологической пропагандой. Философия, в таком случае, теряет свою уникальную роль сферы общения, обмена мнениями, критического сопоставления позиций, она теряет статус сферы разговора, в котором выявляются, делаются явными предпосылки различных точек зрения, раскрывается их культурный смысл. И Журнал очень бережно относится к своей роли своеобразной «площадки» для идейного общения, для поиска идейных контактов и междисциплинарного взаимодействия.

В этом плане одной из наиболее эффективных форм работы Журнала являются организуемые им «круглые столы». В отличие от традиционных конференций, где каждый участник знакомит коллег с результатами своей работы, круглый стол – это разговор. Задача «круглого стола» – выявить в прямом разговоре наиболее актуальную сегодня, требующую немедленного обсуждения тему. Здесь важен личный контакт, непосредственное участие: вопросы, ответы, реплики, спор, дискуссия. При этом современные технические возможности позволяют обновить тематику и расширить круг участников этих обсуждений и приглашать исследователей из разных федеральных университетов, исследовательских центров России и зарубежья. Впрочем, Журнал стремится, чтобы аналогичную роль «приглашения к разговору» в той или иной мере играли все публикуемые на его страницах материалы. Ведь философская жизнь – это дискуссия (чего, заметим в скобках, в нашем философском сообществе явно не хватает).

В последние годы наряду с традиционной «западной» философской тематикой заметное место на страницах «Вопросов философии» стала занимать тематика «восточная» – сравнительное философское востоковедение. Изменился характер публикаций о современной западноевропейской мысли – акценты сместились с информационных материалов на аналитические. Увеличилось число историко-философских публикаций по средневековой философии, требующих особой компетентности авторов. Резко возросло число публикаций архивных материалов по русской философии, и заметно вырос уровень их комментаторской подготовки. В исследовательских публикациях по русской философии заметно зазвучали актуализирующие сюжеты, восстанавливающие традиции русской философии.

Несколько слов о читательской аудитории. Журнал распространяется только по подписке и тираж его бумажного варианта невелик. Поступает он в основном в крупные библиотеки России и мира. Но существует полная электронная версия, на которую также можно подписаться. Кроме того, удалось создать Сайт (vphil.ru), где представляются (в силу внешних ограничений) рукописи статей, принятых для публикации в текущий номер. Количество визитов на этот Сайт по счетчику – до двух тысяч в сутки. В Facebook у нас более двух тысяч подписчиков, так что Журнал читают, а это значит, что к отечественной философии обращаются. И в этом есть заслуга нашего Журнала, который стремится быть наследником «Вопросов философии и психологии», ибо в центре его интересов и усилий, по самой его языковой и культурной сути, осознание общечеловеческих проблем в языке русской культуры.

 

Главный редактор

 
« Пред.   След. »