Главная arrow Все публикации на сайте arrow Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка
Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка | Печать |
Автор Гапоненков А.А.   
24.07.2017 г.

Вопросы философии. 2017. № 6.

 

Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка

 

А.А. Гапоненков

 

<Три беседы о Владимире Соловьеве>

 

С.Л. Франк

 

Тема «С.Л. Франк и Вл. Соловьев» и сегодня не потеряла актуальности для исследований по русской философии. По типу философского мышления Вл. Соловьев продолжает традицию платонизма, близкую самому С.Л. Франку, который критически переосмысливал идеи Вл. Соловьева в разные периоды жизни. Об этом свидетельствуют и публикуемые три беседы С.Л. Франка о Вл. Соловьеве (1949 г., радио Би-би-си в Лондоне). С.Л. Франк (как и мы сегодня) видит в «Трех разговорах» Соловьева удивительно современное сочинение, насыщенное апокалиптическими мотивами и тревожными предупреждениями. Ценность публикуемого материала в акцентах, которые сделал Франк, сосредоточившись на пророческом призвании Соловьева как свободного мыслителя, его отношении к основным течениям русской философской мысли, эсхатологизме. Для нас сегодня важно, что Франк видит в «духовном наследии Владимира Соловьева» «изумительное предвидение катастрофической эпохи, в которой мы теперь живем», а в самом мыслителе – пророка «всечеловеческой солидарности», что означает сплочение, сотрудничество, в первую очередь, христианских народов и срывание масок с «обманчивой личины» антихриста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская философия, религиозная философия, Вл.С. Соловьев, «Три разговора», рецепция, С.Л. Франк.

 

ГАПОНЕНКОВ Алексей Алексеевич – доктор филологических наук, профессор Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2016 г.

Цитирование: Гапоненков А.А. Религиозная философия Вл.С. Соловьева в рецепции С.Л. Франка. Франк С.Л. <Три беседы о Владимире Соловьеве> // Вопросы философии. 2017. № 6.

 

 

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 6.

Vl. S. Solovyov’s Religious Philosophy in the Reception of S.L. Frank

Аlexey A. Gaponenkov

<Talks about Vladimir Solovyov>

Frank Semen

Theme “S.L. Frank and V. Solovyov” has not lost actuality today for Russian philosophy studies. By the type of philosophical thinking V. Solovyov continues platonic tradition that was also close to S.L. Frank who was critically rethinking ideas of Vl. Solovyev in various periods of his life. Three published talks of S.L. Frank about Vl. Solovyov proof this idea (1949, BBC radio, London). S.L. Frank (exactly as we do today) sees a very contemporary work in Solovyov’s “Three Talks”, that is full of apocalyptic motives and anxious alerts. The value of the published material is in accents made by Frank who was focused on prophetic mission of Solovyev as a free thinker. It is in its relation to main directions of Russian philosophical thought, eschatologism. For us today is important that Frank sees in “spiritual legacy of Vladimir Soloviev” a “wonderful foresight of catastrophic epoch in which we live”, and in the thinker – the prophet of “all-human solidarity”, that means cohesion and cooperation first of Christian nations and the tearing of “deceptive masks” off the antichrist.

 

KEY WORDS: Russian philosophy, religious philosophy, Vl. Solovyov, “Three Conversations”, reception, S.L. Frank.

 

GAPONENKOV Alexey A. – DSc in Philology, Professor, Saratov State University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Citation: Gaponenkov, Alexey A. (2017) “Vl. S. Solovyov’s Religious Philosophy in the Reception of S.L. Frank”, Frank Semen. <Talks about Vladimir Solovyov> Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2017).

 

 

 

«Три разговора» Владимира Соловьева – удивительно современное сочинение. Написанное на рубеже XIX и XX вв. оно и сегодня созвучно нашему мироощущению, поскольку содержит эсхатологические предчувствия. «Нужно просто сказать, – писал А.Ф. Лосев, – что Соловьев мучительно ощущал надвигающуюся гибель новейшей цивилизации» [Лосев 1990, 88]. «Три разговора» стали трагической самооценкой, своего рода «покаянием», они не давали читателю готовых рецептов и догматических выводов. Соловьев в предисловии подчеркивал, что это не «научно-философское исследование» и не «религиозная проповедь», но случайный светский разговор (см. об этом: [Щедрина 2008, 26]), задача которого «…скорее апологетическая и полемическая… ярко выставить связанные с вопросом о зле жизненные стороны христианской истины» [Соловьев 1990, 636]. Таким же это произведение виделось С.Л. Франку, выступавшему в 1949 г. на радио Би-би-си в Лондоне с беседами о философии Владимира Соловьева. После пережитых бездомных лет, он обрел постоянное место жительства в британской столице в доме дочери Натальи Франк-Скорер.

Франк в разные годы то проявлял поразительную солидарность с идеями Соловьева, то расходился с ними, но всегда особенно пристально вникал в его философские интуиции. Под конец жизни это «сродство» было отмечено Франком в «Предисловии» к книге «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия» (Лондон, сентябрь, 1949): «Основной мой тезис есть утверждение неразрывной связи между идеей Бога и идеей человека, т.е. оправдание идеи “Богочеловечности”, в которой я усматриваю самый смысл христианской веры. <…> Влияние на меня мировоззрения Вл. Соловьева было, очевидно, бессознательным. Но я охотно и с благодарностью признаю себя в этом смысле его последователем» [Франк 1997, 208]. «Бессознательность» «влияния» парадоксально определялась систематическим изучением соловьевского творческого наследия в разные периоды жизни Франка, критическим настроем.

В 1904 г. в трактате «О критическом идеализме» Франк высказывается резко иронически: «Что метафизика может в конечном результате вылиться в грубейший материализм, это показывает пример Вл. Соловьева, который в классификации бытия помещал “Царство Божие” в качестве пятого отдела мироздания наряду с минеральным, растительным, животным и человеческим царствами!» [Франк 2003, 178]. Позднее Франк писал рецензии о вышедших томах писем Соловьева, откликался на книги Э.Л. Радлова «Вл. Соловьев: жизнь и учение» и Е.Н. Трубецкого «Миросозерцание Вл. Соловьева». Этот первый период увлечения Соловьевым прошел у Франка под знаком работы над магистерской диссертацией «Предмет знания» (1915): «Говоря словами самого Соловьева: быть философом – значит иметь систему цельного знания, т.е. обладать своей собственной верой и уметь оправдать ее как знание» [Франк 1996, 387].

В свое время неокантианец А.И. Введенский обозначил гносеологический аспект «свободной теософии»: «Итак, не подлежит ни малейшему сомнению, что теория познания Соловьева представляет собой главнее всего синтез критицизма (кантовского. – А.Г.), усвоенного им хотя бы и не в полном виде, с мистицизмом» (цит. по: [Соловьев 2002, 193]). Франк пошел, казалось бы, этой соловьевской дорогой, соединяя мистику, религию, науку, искусство в религиозную философию и признавая живое знание (традиция «живознания» славянофилов), «конкретное всеединство». Тем не менее мы согласны с Н.В. Мотрошиловой, что «…при ближайшем рассмотрении текста “Предмета знания” становится ясным, насколько Франк отклоняется от маршрута, заданного вехами соловьевской философии» [Мотрошилова 2007, 335]. Он выбирает самый трудный и почти неосуществимый путь философствования, объединяющий философское умозрение и религиозную веру.

Сегодня, конечно, трудно восстановить в полной мере духовный диалог двух крупнейших русских философов, мало документированный. Предстоит неспешная исследовательская работа. Однако с уверенностью можно утверждать, что наиболее интенсивными в этом плане для Франка были 1921 и 1949–1950 гг. В одном случае более углубленное постижение рукописей, неизвестных текстов (не так давно стало известно, что в 1921 г. Франк, будучи профессором Саратовского университета, инициировал покупку историко-филологическим факультетом большей части архива Вл.С. Соловьева [Гапоненков 2015, 109]), в другом – подведение итогов личной соловьевианы.

Соловьев был для Франка приверженцем цельного знания, средоточием идей русской религиозной философии, интуиций и прозрений. К его образу и работам он обращался на протяжении всей жизни и в последние годы вновь размышлял о соловьевской традиции философствования, которую критически оценивал, но внутренне осознавал себя её продолжателем[1].

Для Франка важно, что Соловьев не может быть назван чистым философом; в его натуре сочетались религиозно-мистические элементы, способность творить поэтические образы, общественные устремления, и только лишь отчасти теоретическая философская мысль. Соловьев пытался систематически осмыслить религиозное мировоззрение, «догматы веры», но в полной мере сделать это не успел, оставив после себя множество идей, прозрений, которые еще предстояло теоретически развить и систематизировать. Франк, как и другие русские философы первой половины ХХ в., взялся за эту работу, стремясь преодолеть образовавшийся зазор между исповеданием веры и философским достоинством человеческого разума[2].

Первичность религиозного начала в философском творчестве Соловьева для Франка не вызывает сомнений. Больше того, он это постоянно подчеркивает. Несмотря на то, что Соловьев в истории русской мысли был первым русским философским гением, «…мысль Соловьева, как и других великих русских мыслителей, определена религиозным интересом, направлена не на бесстрастное описание мира, а на его религиозное осмысление и спасение. Но эта религиозная мысль нераздельно связана у него с постижением бытия, определена оригинальной независимой интеллектуальной интуицией и потому осуществляется средствами разума» [Франк 1996, 392]. Сильное религиозное чувство вдохновляет «видение божественной первоосновы мира» [Франк 1996, 393] – «нетленную порфиру Божества».

По типу философского мышления Соловьев продолжает традицию платонизма, близкую самому Франку, как религиозный мыслитель он относится к миру как к священной первооснове. В этом отношении Соловьев воспринял и опыт Отцов Церкви: «Как и многие Отцы Церкви, Соловьев был христианским последователем учения Платона: концепция творения означала для него, что мир в его идеальной архетипической сущности присутствует в уме Бога» (см. публикацию).

Религиозная интуиция Соловьева конкретизировалась в его понимании «Святой Софии» – «души мира», женственного, производно-божественного начала[3]. Образ Святой Софии был порожден поэтическим вдохновением, точнее религиозно-мистическое чувство слилось здесь с любовно-поэтическим, благоговейным. Франк не относился к «софиаборцам», но и не разделял веру Соловьева в Божественную Премудрость: «Единственное, что здесь существенно и ценно, есть общий дух и смысл установки, который состоит в религиозной любви, в благоговейном отношении к миру и человечеству в его священной первооснове» [Франк 1996, 393].

Франк выделяет центральную идею философии Соловьева – учение о «всеединстве», и также его веру в образ Софии считает не более чем иллюзией, художественным прозрением. В философской системе Соловьева главным для Франка было учение о «всеединстве», «об органическом единстве бытия ввиду его утвержденности в Боге, и о гибельности, во всех областях жизни, распадения бытия на обособленные части или элементы» [Франк 1965, 65]. Веру Соловьева в открывшийся ему образ Софии Франк не соглашался принять для своей философии как неотъемлемую часть учения о «всеединстве». Женственный образ идеального мира в Боге он не мог признать основой тварного мира: «Признание священной, производно-божественной основы мира совсем не требует его гипостазирования в особое божественное существо» [Франк 1996, 393]. На различие трактовок всеединства у Соловьева и Франка указывает, в частности, И.И. Евлампиев: «Для Соловьева бытие, реальность вокруг нас – это как бы прозрачная пелена, за которой мы угадываем Абсолют, Сущее. Для Франка каждый элемент бытия – это распахнутое “окно”, через которое мы видим свет, идущий от Абсолюта» [Евлампиев 1995, 16].

Антиномистический монодуализм Франка наводит мосты между бытием мира и Творцом. Франк определил «религиозную тенденцию» софиологии, воспользовавшись термином немецкого философа Карла-Христиана-Фридриха Краузе (1781–1832), – панентеизм. Соловьев не употреблял его. Святая София – промежуточная инстанция между Творцом и творением. Последователи Вл. Соловьева в толковании Софии – о. П. Флоренский и прот. С. Булгаков. Франк видит в русской софиологии эволюцию, преодолевающую абстрактный теизм и философский рационализм; см.: [Гапоненков 2010]. Панентеизм же в философии Франка заключал до конца не решенную проблему имманентности Бога в творении и трансцендентности Бога миру.

Из учения Соловьева о всеединстве бытия для Франка вытекала практическая установка социального мыслителя: «…неустанная борьба против всяческого обособления и эгоизма – против раздробляющего человеческую жизнь культа ограниченных ценностей, “отвлеченных начал”, и против обособления и эгоизма в области религиозной, национальной, культурной, политической и социальной. Цель его борьбы есть всечеловеческая солидарность» [Франк 1996, 394]. В эмиграции Франк наполнил конкретным смыслом когда-то высказанную им в «Вехах» абстрактную формулу религиозного гуманизма. Он стал приверженцем идеи христианского гуманизма, которую обосновал когда-то Соловьев в учении о Богочеловечестве (см. об этом: [Кантор 2005]). В предисловии к соловьевской антологии Франк писал: «Самые смелые надежды и творческие устремления человеческого духа фатальные или бессмысленные без Бога оправданы и, по сути, являются обязательными для человека как укорененные в Боге, в качестве получателя Божьей силы и святости» [Frank 1950, 31].

Проблему человеческого обособления и эгоизма Франк всегда рассматривал с опорой на авторитет, убежденность и прозорливость Вл. Соловьева: «Соловьев нападает на национальное и религиозное самомнение славянофилов, но он проявляет благородство к их оригинальной вере и мечте. На Россию и восточную церковь возложена поистине великая и праведная миссия, которая заключается в примирении христианского мира и восстановлении цельности церкви. Свет, который должен заняться на Востоке, является духом правды и любви, а не враждебности, гордости и самомнения» (см. публикацию). В полемических ситуациях Франк не раз противопоставлял всечеловечность Соловьева “национальному самомнению” своих современников – В.Ф. Эрна, П.Б. Струве, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др. «Мерило добра есть универсализм, вселенскость, всечеловечность» [Франк 1996, 394].

***

Важным свидетельством рецепции соловьевского наследия для послевоенного мира являются публикуемые три беседы С.Л. Франка о Вл. Соловьеве, напечатанные по-английски в ежеквартальном журнале The Listener, издававшемся британской радиовещательной корпорацией Би-би-си (см.: [Frank 1949a; Frank 1949b; Frank 1949c]). Каждая из этих публикаций Франка имела тематический заголовок, раскрывающий смысл личности Вл. Соловьева: «Духовный и социальный пророк», «Традиционалист и свободный мыслитель», «Видение наступающей катастрофы». Это более популярное, для массового слушателя и читателя, изложение основных идей Соловьева. Русская запись бесед Франка, вероятно, не сохранилась. Английская версия была подготовлена к печати переводчицей Наталией Даддингтон. Копии журнальных текстов любезно предоставил для публикации английский историк Ф. Буббайер.




Примечания

 

[1] Неослабевающий интерес к Соловьеву под конец жизни Франка роднит его с аналогичным устремлением А.Ф. Лосева написать итоговые для себя труды о самом знаменитом русском философе. По свидетельству А.А. Тахо-Годи: «А.Ф. Лосев символически завершил свой путь встречей с философом, которого полюбил еще в юности» [Лосев 1990, 695]. Лосев создает книги о Соловьеве [Лосев 1983; Лосев 1990], беседует о любимом философе [Лосев 1990, 697–710]. Франк составляет антологию для англоязычного читателя [Frank 1950], а статьей «Духовное наследие Владимира Соловьева» (1950) завершает философское творчество (см. [Франк 1996, 392–399]). Встретились они впервые на заседаниях Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева в 1911 г. (О взаимоотношениях Франка и Лосева см.: [Тахо-Годи 2014, 43–56]. Известна рецензия Франка на книги Лосева 1927 г.: [Франк 1928]). Пережив Франка на 37 лет, Лосев, конечно же, мог на новом историческом рубеже соотнести пророчества Соловьева из «Трех разговоров» о катастрофичности ХХ века, «желтой опасности», торжестве демонических сил и все углубляющемся кризисе всечеловеческой солидарности. Однако и Франк в 1949 г., будучи в Лондоне, говорил на радио Би-би-си: «В этой последней интуиции, пришедшей незадолго до смерти, Соловьев пророчески предвидел мировую трагедию нашего времени. Поэтому сейчас он может помочь нам понять ее подлинное значение и найти выход» (см. публикацию).

[2] Полагаю, что и у Соловьева, и у Франка можно заметить противоречие между «философским оформлением» веры и «религиозной глубиной… верования». Из письма прот. Г. Флоровского к Т.С. Франк. Цит. по: [Климов 2003, 113].

[3] Примечательно, что в «России и вселенской церкви» Соловьев уже различает Софию, с одной стороны, и мировую душу, с другой [Гайденко 2001, 59].

 
« Пред.   След. »