Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на кн.: Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг)
Рец. на кн.: Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг) | Печать |
Автор Андреев А.Л., Курилов С.Н.   
08.09.2016 г.

Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг) / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЦСП и М, 2016. 367 с.

Выход этой книги, написанной группой исследователей под руководством известного российского социолога Ж. Т. Тощенко – явление уникальное, так как авторы, используя колоссальный эмпирический материал, не только удачно обобщили его, но и раскрыли философские, мировоззренческие основы жизни и мышления наших современников. Несмотря на то, что исследование позиционировано как социологическое, оно имеет выход на социально-философский уровень, представляя собой комплексную работу, вместившую в себя экономические, политические, социальные, духовно-нравственные интенции жизненного мира россиян. Методологической базой работы стала социология жизни, источником которой в свою очередь явилась философия жизни, как традиция, идущая от Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона. С помощью этих методологических приемов авторам удалось рассмотреть жизненный мир россиян – мир смыслов и ценностей, мир сущностных изменений в социальных реалиях. Таким образом, отталкиваясь от философии, авторы снова «приходят» к ней на уровне теоретического и метатеоретического обобщения статистических данных. «Сверхзадачей» монографии стало раскрытие ключевых смыслов, основ бытия русского человека современной, постсоветской эпохи. Авторам удалось выявить и охарактеризовать устойчивые ценностные ориентации, мировоззренческие принципы, на основе которых строятся отношения людей в современной России, отношения между личностью, обществом и государством.

Первый раздел книги посвящен анализу жизненного мира людей, эволюции содержания и структуры смысложизненных, экзистенциальных идей, определяющих их жизнь. Для социологии понятия жизненный мир и его смыслы – новые понятия, предлагающие с позиций синтетического, рационально-иррационального подхода эмпирически и теоретически обобщить и осмыслить мир социальных процессов и явлений. Социология и социальная философия жизни позволяют дать социально-антропологическую трактовку явлений, происходящих в обществе, понять их во всей диалектической и экзистенциальной полноте. В этом разделе проанализированы данные социологических исследований разных лет, наполняющие социально-философские понятия конкретным эмпирическим содержанием. В то же время и «абстрактное количество», данное в форме социологических индикаторов, претворяется в качество социально-онтологических категорий, сквозь призму которых оказывается возможным   не только объяснить, но и в некотором экзистенциальном смысле понять последствия перемен в нашем обществе за последние четверть века.  

Социология жизни как заявленная в книге концепция, как методология, а, следовательно, и как технология понимания, порождена определенной философской теорией – теорией жизни, в рамках которой центральной проблемой социума становится проблема человека, его бытия и ценностей. «В ходе тысячелетнего развития научной мысли накоплен большой опыт интерпретаций общественных изменений, в каждой из которых предпринималась попытка ответить на вопрос: что собой представляет общество во всех своих проявлениях, в том числе в человеческом измерении» (с.10) – показывают авторы, обосновывая специфику социологии жизни как социологической методологии.

В философии жизни есть одна принципиальная идея, которая заключается в том, что общество не может быть рационально исследовано только как объективированная реальность, ибо оно является главным образом плодом духовно-ценностного творчества людей. Общезначимое знание об уникальных событиях, происходящих в жизни людей, можно получить, объединяя несколько методов: эмпирический, рациональный и ценностный (метатеоретический). «Конечно, ценностный подход не лишен субъективности, однако ценности как абсолютные универсалии социокультурного бытия, объективируются, исследование их рационально» (Курилов С.Н. Концепция консервативного либерализма в социальной философии С.Л. Франка. М., 2016. С. 156). В социологии жизни, на наш взгляд, плодотворно синтезируются эти методы и подходы. И благодаря этому появляется возможность дать характеристики смыслов и ценностей жизни современных россиян с помощью «герменевтики вживания» во все многообразие социальной реальности.

Социология жизни ориентирована на живое сознание, на реальное мышление и поведение людей, которые в научном отношении наиболее интересны, поскольку они отражают на эмпирическом уровне состояние общественных связей и взаимодействий во всем их многообразии, противоречивости, случайности и необходимости. Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обусловливают друг друга, постоянно взаимодействуют, как конфликтуют между собой, так и обогащают друг друга. В данном контексте поведение личности имеет объективный смысл и общественно значимый характер. Здесь можно вспомнить характеристику социологии, данную П.А. Сорокиным, как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 534). В жизни личности воплощены глубинные основы социального бытия, индивидуальные ценности и потребности - это и есть само общество в его саморазвертывании.

Вместе с тем очевидно, что компоненты общественного сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) только тогда становятся реальной силой, когда воплощаются в коллективной деятельности, в социально организованных действиях людей. Поэтому второй раздел книги логично посвящается жизненному миру социальных общностей и групп. Здесь исследуются ценности жителей сельской местности, интеллигенции, этносов, молодежи, отдельно взятой семьи. Авторы высказывают идею о том, что определяющими жизненный мир россиян смыслами являются стремление к социальной справедливости и защищенности и представление о том, какое общество созидается сегодня в России. Проведенное исследование показывает, что социальная справедливость понимается людьми по-разному, так как эти представления и понятия зависят от условий жизни и социокультурных факторов. В этом выводе коренится диалектика ценностей и социальной реальности, первые формируют социальное бытие на уровне общественного сознания, в то время как и сама социальная реальность продуцирует смыслы и идеалы.

Вышесказанное позволяет авторам книги сделать вывод, что философия и социология жизни ориентированы на человековедение, и можно говорить о том, что предметом социальных наук должен быть мир человека, его жизнь, его стремления, просвечивающие сквозь призму общества как некой надстраивающейся над личным бытием «реальности второго порядка».

В третьем разделе анализируются духовно-нравственные характеристики жизненного мира, что представляет особый интерес для современной социальной философии, аксиологии, этики. Исследованы основные стороны духовной культуры: образование, межличностное доверие, нравственный климат постсоветской России. Эти показатели являются важнейшими характеристиками социума, взятого на определенном этапе своей истории. Ясно показано, что такие философские категории, как духовность, нравственность, смысл жизни, свобода позволяют выделить основное, сущностное, содержательное в социальных исследованиях. Категории, которыми пользуется философия и социология жизни, представляют эвристическую ценность для социального познания, помогают сформировать целостную картину жизни россиян в эпоху трансформации базовых смыслов и идеалов.

Духовность в современной русской культуре - один из предметов данного исследования. Сохранение духовности, традиций, моральных ценностей - то, что тревожит современных россиян. В монографии обосновывается идея, что смыслы духовной культуры воплощаются не только в ее специфических формах (религия, мораль, искусство и др.), но определяются и реализуется в межличностных отношениях, в структуре социальной жизни, в публичной сфере. На духовную, ценностную сферу влияют также отрицательные социально-психологические феномены (алкоголизм, наркомания и др.). Духовным базисом или ценностной парадигмой нашего общества выступает поиск социокультурных идеалов. Лидирующее место среди них занимает мечта о справедливом общественном устройстве – об этом высказываются 64% россиян, согласно проведенному исследованию. В книге показано, что важное место в жизни россиян занимают также идеалы, коренящиеся в советском и дореволюционном прошлом: обеспечение политической и социальной стабильности (55%), мечты о возвращении России статуса великой державы (48%), возрождении национальных традиций (24%).

Последние четверть века российское общество находится в состоянии смены нравственных ориентиров, жизненных приоритетов, деформации традиций и устоев, но проблема заключается в том, что новые ценности пока не вполне понятны. И философия, и общественные науки, и религия пытаются «нащупать» точки отчета тех тенденций, которые будут определять социокультурное развитие нашей страны. Экстраполируя выводы данной работы на поле социальной философии, можно сказать, что осмысление и формирование новых ценностей возможно только в условиях гражданского общества, свободы личности, гармоничного сосуществования и взаимодействия индивида, социума и государства. Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. Старая социальная формула гласит, что революции происходят не на баррикадах, а в   умах и сердцах людей. Поэтому можно констатировать, что социология жизни переводит социологию как науку из плоскости фиксации данных в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении актуальных проблем развития России.

Антропоцентрический подход, свойственный социологии жизни, проникает в глубинные слои социальной реальности, которые отличаются диффузным, иррациональным, бессознательным характером взаимодействия людей. Общество рассматривается не как жесткий каркас, структурирующий вокруг себя множество текущих событий, а как "текучее", изменчивое образование, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Такой подход имеет не только теоретическую, но и практическую ценность, способствуя наращиванию знаний о способах изменения, преобразования реальных свойств и характеристик социальной жизни. Опыт, накопленный в процессе развития науки, свидетельствует, что самый смелый и свободный научный поиск должен опираться на прочный и широкий базис - комплекс строго определенных и выверенных понятий, отражающих существенные аспекты действительности. Только при таком условии возможно последовательное и непрерывное движение научной мысли, ведущее к созданию новых теоретических систем.

Авторы книги провели масштабные исследования практически всех сторон общественного сознания и социальной практики. Изучая образ жизни россиян и их менталитет, они выводят нас на новые рубежи осмысления формирующейся вокруг нас социальной реальности и присущих «новой России» общественных идеалов. Общественный идеал и социокультурные ценности, выявленные в работе ведущих социологов современности, несомненно, повлияют на ситуацию в сфере социокультурной политики нашего государства, на идейную атмосферу в стране. Выводы данной работы позволят развить в дальнейшем теорию и практику социального планирования для актуализации и реализации тех или иных концепций общественного развития, обогатят социологию и философию управления.

В заключении монографии авторы указывают, что при осмыслении социологических данных им удалось выявить такие психологические и поведенческие феномены, как аномия (безразличие, апатия), фрустрация (агрессивность, демонстративная неподконтрольность молодежи), рост ксенофобий и этнофобий, «макдональдизация» сознания (ориентация на бездумное и беспредельное потребительство), архаизация социальной практики (возвращение к ушедшим в прошлое формам жизнедеятельности). Все вышеназванные феномены порождают такое явление, которое давно "зафиксировано" классиками философской мысли, как отчуждение. В дальнейших работах, посвященных жизненному миру россиян, возможно, на наш взгляд синтезировать философские знания по проблеме отчуждения с социологическими данными, что позволит сформулировать более целостную концепцию социального бытия современной России.

Хотелось бы высказать как пожелание ученым-социологам, что в дальнейших работах необходимо акцентировать внимание на анализе деятельности людей, реальных условий жизни, материальных благ, социокультурных реалий. В рецензируемом исследовании социологическая статистика отражает в основном общественное сознание: мнения людей, их оценки, взгляды. Синтез идеального отражения общественных процессов в виде анализа ментальности и материального бытия (экономические, политические и др. реалии) значительно обогатил бы социологическое исследование и создал мощную эмпирическую базу теоретических выкладок, философских заключений.

 

А.Л. Андреев, С.Н. Курилов

 

Андреев Андрей Леонидович – д.ф.н., проф., зав. кафедрой социологии и гуманитарной культуры МИФИ, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Курилов Сергей Николаевич – к.ф.н., ст. преподаватель кафедры философии, политологии, социологии НИУ МЭИ им. Г.С. Арефьевой, ст. преподаватель кафедры философии МГТУ им. Н.Э Баумана.

Andreev Andrey L. – DSc in philosophy, professor, Head. Department of Sociology and humanitarian culture MEPI, prof., chief researcher at the Institute of Sociology.

Kurilov Sergey N. – CSc., senior lecturer, Department of philosophy, political science, sociology. G. S. Arefieva NRU Moscow power engineering Institute, senior teacher of  Department of  philosophy of  Moscow state  technical University n. a. N. E Bauman.

 
« Пред.   След. »