Главная arrow Все публикации на сайте arrow Рец. на кн.: Е.И. Кукушкина. Русская интеллигенция в поисках политических смыслов
Рец. на кн.: Е.И. Кукушкина. Русская интеллигенция в поисках политических смыслов | Печать |
Автор Матвеева Н.Ю.   
08.09.2016 г.

Е.И. КУКУШКИНА. Русская интеллигенция в поисках политических смыслов. М.: Издательство Московского университета, 2015. 192 с.

 

Эта монография Е.И. Кукушкиной является итогом многолетних исследований автора, изложенных в ряде статей. Тема русской интеллигенции, обеспокоенность автора ее историческими судьбами красной нитью проходит через всю книгу.

Все построение книги, ее логика и стиль направлены на доказательство того, что интеллигенция, со всеми ее ошибками и недостатками, была, есть и  будет «осевым» слоем общества, без которого немыслимо движение общества вперед и даже просто его самостоятельное существование в эпоху глобального мира, в эпоху новых вызовов и угроз культуре человечества. Уже в предисловии Е.И. Кукушкина четко обозначает свою позицию, которая состоит в том, что интеллигенция есть «средоточие духовности», «генератор идей, на основе которых формируется общественный идеал», и ее историческая миссия – «помогать людям осознавать смысл происходящего», ориентировать их в сложных социальных процессах (с. 6). При этом важным моментом позиции автора является признание того факта, что интеллигенция не есть специфически русское явление, что она присутствует в любом обществе. Мало того, значение этого социального феномена, его воздействие на общественные процессы со временем должно только увеличиваться.

Автор начинает с обзора темы интеллигенции в трудах отечественных авторов, а также авторов русского зарубежья. Далее последовательно рассматриваются подходы к определению понятия «интеллигенция» и ее основные свойства – антимещанская сущность, направленность на определение общественного идеала. Отдельная глава посвящена изучению вопроса взаимоотношений интеллигенции и власти. В двух последующих главах рассматриваются изменения, происходящие в исторических судьбах интеллигенции и ее внутреннем облике, – вопросы о «старой» и «новой» интеллигенции и, наконец, о роли и месте интеллигенции в современной России. В конце книги даны небольшие очерки о пяти представителях интеллигенции конца XIX – начала XX в. (А.Ф. Кони, В.И. Вернадский, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин), в которых, на примере этих ярких ученых, продемонстрированы лучшие свойства, присущие интеллигенции.

В книге подробно обсуждается проблема научного определения понятия «интеллигенция», что обусловлено реальной сложностью этого явления, наличием разных подходов к его пониманию. Важнейшим в этой связи является вопрос о соотношении в нем духовного и интеллектуального начал. Автор особо указывает на то, что для определения интеллигенции применяется совокупное свойство личности, обозначаемое как интеллигентность. Иными словами, внешние социальные характеристики, такие как уровень образования, род занятий и т.п., не являются решающими при определении этого понятия. Гораздо более важны внутренние характеристики личности – «скромность, самопожертвование, сострадание, ответственность, чувство сопричастности к истории, готовность отвечать за все происходящее в обществе» (с. 7).

Интеллигентность, согласно выводам Е.И. Кукушкиной, тесно связана с таким понятием, как «аристократизм духа», которое обогащает личностное содержание понятия интеллигенции рядом свойств, таких как внутренняя свобода, понимание своего места в мире, бережное отношение к культурным традициям. Но наиболее цельный подход к определению интеллигенции автор находит в трудах основателей этико-субъективной школы социологии в России П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Интеллигенция здесь выступает в качестве социальной категории, объединяющей лучших представителей общества, наделенных выдающимися творческими способностями, обладающих высоким самосознанием и критическим восприятием общественных форм, что ведет их к активному поиску социального идеала.

Е.И. Кукушкина особо выделяет такое свойство интеллигенции, как ее антимещанская сущность, посвящая анализу этой стороны вопроса отдельную главу. Основные выводы автора таковы. Неприятие мещанства лучшими представителями русской интеллигенции объясняется их убеждением в том, что сосредоточенность на земных, материальных благах нивелирует личность, ведет к ее деградации и даже полному исчезновению. Именно борьба интеллигенции за идеал личности ведет к преодолению мещанского духа. Проблема мещанства актуальна и теперь, что заставляет истинно интеллигентных людей «думать о том, как с этим врагом бороться дальше» (с. 88).

Понимание сущности интеллигенции, как следует из проведенного анализа, невозможно без определения ее отношения к социальному идеалу, который выступает как бы квинтэссенцией направленности ее интеллектуальных поисков. В книге рассматриваются позиции исследователей проблемы социального идеала, среди которых автор выделяет теорию П.И. Новгородцева, находившего социальный идеал в свободном нравственном и духовном развитии личности. Вопрос социального идеала, подчеркивает Е.И. Кукушкина, жизненно важен и для современного человечества, стоящего перед сложными дилеммами дальнейшего развития культуры и цивилизации.

В книге уделяется особое внимание объяснению причин того, что именно в России тема интеллигенции всегда стояла очень остро. Отмечается,  что в первой половине XIX в. большую роль в жизни страны стали играть активные личности, прилагавшие усилия к изменению политического строя государства на основе прежде всего морально-нравственных понятий. Они стали общественной силой, взявшей на себя решение проблем, стоявших перед страной. Изучение этой особой группы, причин ее возникновения и характерных свойств было осознано учеными как особая задача. Исследование темы интеллигенции тесно связывалось, во-первых, с изучением роли культурных сил в историческом процессе и, во-вторых, с проблематикой личности как субъекта социальной жизни, ее активности в тесной связи с духовно-нравственным началом. В ходе рассмотрения идей основателей учения о «критически мыслящих личностях» П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского выясняется рад важных моментов в анализе интеллигенции, среди которых особого внимания заслуживает характеристика ее творческой природы. Автор книги отмечает, что именно творческая суть интеллигенции, обусловленная потребностью человека в развитии и выражающаяся в ее способности к созданию новых идей, образует основу для ее жизненной позиции и, как следствие, – для ее ответственности за ход истории.

В ходе обзора данной темы в трудах представителей различных направлений российской дореволюционной науки показано, как с течением времени происходило изменение позиций ученых: от убеждения в том, что интеллигенция есть двигатель исторического прогресса, до обличения ее заблуждений, ошибок и слабостей, в которых политики порой видели корень своих неудач. Распространение позиций, обличавших интеллигенцию и приписывающих ей вину отрыва от народа, стало основанием для негативного отношения новой советской правящей элиты к интеллигенции. Это, в свою очередь, привело ко многим тяжелым ошибкам в ходе создания нового социального строя – перекосам в образовательной политике, занижении социального статуса интеллигенции.

Важным аспектом изучаемой проблематики является рассмотрение в книге работ представителей русской послереволюционной эмиграции – Г.П. Федотова, Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина и других, внесших ценный вклад в изучение русской интеллигенции и ее особенностей. Будучи активными участниками интеллигентского движения, они осмысляли пережитые уроки истории, оставив своим последователям немало важных идей, которые можно считать заветами нашим современникам. Этот источник позволяет существенно углубить представление о природе интеллигенции, осветив ряд конкретных ее характеристик за счет обращения к темам, которые в советской литературе не затрагивались или  исследовались недостаточно (участие интеллигенции в разработке национального вопроса, проблем воспитания и образования молодежи). Наследие русской революционной эмиграции все еще далеко не в полной мере изучено отечественными учеными, в то время как оно является органической частью российской общественной мысли. В этом отношении работа Е.И. Кукушкиной является хорошим примером.

Пафос  автором направлен на утверждение частью забытых, частью утраченных прав интеллигенции на роль духовного лидера и морального авторитета общества, творца новых идей, имеющего особое влияние как на власть, так и на общественность. Причины такого влияния Е.И. Кукушкина видит в характерном общественно-политическом интересе российской интеллигенции, в основе которого лежит «патриотизм и чувство сопричастности истории» (с. 106). Однако проведенный анализ отношений интеллигенции и власти свидетельствует о том, что они носят сложный характер. По своей социальной сущности интеллигенция должна быть не просто творцом новых идей, но проводником народных настроений и стремлений, посредником между властью и народом. Но такая посредническая функция, имевшая явное выражение в творчестве лучших представителей русской культуры, порой утрачивалась именно из-за увлеченности интеллигенции политическими идеями и проектами переустройства общества. Эта увлеченность вела к «болезням интеллигентского сознания» - анархизму, нигилизму, бунтарству и, наконец, к самому худшему – к отщепенству от народа (см. с. 115, 118).

Е.И. Кукушкина отмечает, что интеллигенция, вследствие силы своего влияния на социальные процессы, порой воспринимается как конкурент власти. Так, именно влияние, оказываемое университетской интеллигенцией на московское общество середины XIX в., стало причиной недовольства городских властей, подозрительного отношения к Московскому университету. Власть неоднократно предпринимала попытки ограничить социально-политические возможности представителей интеллигенции (см. с. 126, 129). С другой стороны, порой они сами стремились войти во власть, причем это явление, которое автор называет «искушением» властью, стало широко распространенным в настоящее время. Обе эти тенденции, как показывается в книге, негативно сказываются на общественном развитии, на эффективности самой власти и, конечно, на исполнении интеллигенцией своих функций в обществе. По мнению автора, исторические события в достаточной мере доказывают необходимость существования интеллигенции как самостоятельного слоя, обладающего духовными возможностями для независимой критической мысли и влияния на социальные процессы. При этом интеллигенция не должна сливаться ни с властью, ни с управленцами и административным аппаратом, ни с предпринимателями. С другой стороны, она не может слиться и со сферой обслуживания. По верному замечанию Е.И. Кукушкиной, «с началом насаждения в новой России коммерциализации всех сфер жизни процессы воспитания и образования человека были поставлены в один ряд с различными формами услуг, и понятие “совести нации” оказалось приравненным к понятию обслуги» (с. 140-141). При внимательном чтении книги очевидно, что уроки прошлого нельзя забывать в настоящем и будущем. Для процветания общества необходима как мудрая и сильная власть, так и ответственная интеллигенция, осознающая силу своего влияния на общественные процессы.

В главе «Интеллигенция в современной России» автор  произносит горькие, но верные слова о слабости, разобщенности, невостребованности интеллигенции в нашем обществе. Напрашивается мысль о том, что именно эта слабость и привела к формированию мнений ряда современных исследователей о мифичности самого понятия «интеллигенция», о том, что это явление ушло в прошлое. Но Е.И. Кукушкина убедительно доказывает, что это совсем не так. Задачи, стоящие перед интеллигенцией, не только велики, но и обращены в будущее, а их решение зависит от реализации основных качеств интеллигенции – посредничества между народом и государством, наличия научно обоснованных идей, гуманитарного мышления такого уровня, при котором культурное достояние будет преобразовываться в общественно-политическую практику современного общества.

Важным достоинством книги представляется постепенное, шаг за шагом, раскрытие факта обращенности интеллигенции в будущее, к задачам, стоящим перед современной цивилизацией в целом. Интеллигентность в том понимании, которое отстаивает автор, есть черта, не только соединяющая прошлые культурные традиции с будущими, но и нравственное качество личности, необходимое для выживания человечества и культуры. Именно поэтому интеллигенция является реальной социальной силой, не растворимой в остальном обществе, хотя и не совпадающей ни с одним из существующих социальных слоев.

Безусловно, все аспекты данной обширной темы не могли быть изложены в одной, сравнительно небольшой по объему работе. Хотя в ней намечено общее соотношение понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы», представляется, что автор не вполне исчерпывающе проследил их особенности, а также аспекты интерпретации этих понятий в России и в странах Западной Европы. Этот вопрос очень важен сегодня, в эпоху информационного общества и активного вхождения отечественной науки в мировую. В частности, ощущается недостаточное обращение автора к зарубежным источникам, рассматривающим проблемы интеллектуального слоя общества.

В целом работа выдержана в стиле, соединяющем академическую постановку проблем с доступностью их изложения. Она написана языком, понятным не только специалистам-обществоведам, но и любому заинтересованному читателю. Хотя многие вопросы, рассмотренные в книге, являются остро дискуссионными, автор сохраняет спокойный, выдержанный тон изложения, позволяющий, тем не менее, точно и однозначно очертить собственную позицию.

Н.Ю. Матвеева

МАТВЕЕВА Наталья Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Российского государственного социального университета, E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .

Matveeva Natalia Y. - CSc Sociology, Associate Professor of Sociology of the Russian State Social University, Moscow.

E-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script .

 

 

 
« Пред.   След. »