Главная arrow Все публикации на сайте arrow Первая книга трактата Галена «О доктринах Гиппократа и Платона»
Первая книга трактата Галена «О доктринах Гиппократа и Платона» | Печать |
Автор Балалыкин Д.А.   
21.08.2015 г.

Философское и медицинское значение наследия Галена состоит прежде всего в том, что он одним из первых античных мыслителей создал научный метод, который воплощал в себе философское теоретизирование, подкрепленное результатами эмпирических исследований. Эмпирический метод и синтетическое мышление Галена, в основу которого легли принципы рациональной медицины Гиппократа и натурфилософские идеи Платона, стали базой его теоретико-практической системы и обеспечили ее доминирование и особенности развития естествознания вплоть до научных открытий XVII–XIX вв. В опоре на эмпирический метод, доказательное знание и синтез натурфилософских оснований рационального знания Гален развивает представления о целостной физиологической системе функционирования организма человека. В статье дается историко-философская характеристика первой книги трактата Галена «О доктринах Гиппократа и Платона». Автор статьи указывает, что исследование наследия Галена может носить исключительно междисциплинарный характер.

Трактат «О доктринах Гиппократа и Платона» представляет собой яркий пример того, как анатомические вскрытия и физиологические опыты используются для анализа состоятельности тех или иных натурфилософских представлений.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Гален, Платон, Гиппократ, Аристотель, натурфилософская система, анатомические исследования, физиология, история и философия медицины, история науки.

 

The philosophical and medical importance of Galen's legacy consists primarily of the fact that he was one of the first ancient thinkers to create a scientific method that embodied philosophical theorizing, supported by the results of empirical research. Galen's empirical methods and synthetic thinking, based on Hippocrates' principles of rational medicine and Plato's natural-philosophical ideas, became the basis of his theoretical and practical system and ensured its dominance and the specific character of natural science's development until the scientific discoveries of the XVIIth-XIXth centuries. In relying on empirical methods, demonstrative knowledge and a synthesis of natural-philosophical fundamentals of rational knowledge, Galen developed a holistic understanding of the physiological system of the functioning of the human body. This article gives a historical and philosophical characterization of the first book of Galen's treatise "On the doctrines of Hippocrates and Plato." The author also points out that the study of Galen's legacy may be interdisciplinary.

The treatise "On the doctrines of Hippocrates and Plato" is a prime example of how anatomical dissection and physiological experiments were used to analyze the viability of certain natural philosophical ideas.

 

KEY WORDS: Galen, Plato, Hippocrates, Aristotle, natural philosophical system, anatomy research, physiology, history and philosophy of medicine, history of science

 

 

 

 

Настоящая публикация посвящена анализу основного философского трактата Галена «О доктринах Гиппократа и Платона» (Περὶ τῶν Ἱπποκράτους καὶ Πλάτωνος δογμάτων). Наследие врача и философа II в. Галена – предмет научных исследований, проводимых в последние годы на кафедре истории медицины, истории Отечества и культурологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. Работы Галена – блестящий пример связи медицинских знаний и натурфилософских взглядов исследователя, определяющих его практическую деятельность как врача. Его наследие  представляет огромный интерес не только для истории естествознания, но и для истории философии. Однако в историографии присутствует большое количество различных, часто взаимоисключающих, оценок и суждений, касающихся оценки вклада Галена в мировую философскую мысль [Балалыкин 2014а]. Вместе с тем Гален высоко оценивается не только как врач и, безусловно, создатель революционной для своего времени анатомо-физиологической системы, но и как крупный философ, без полемики которого со стоиками и сторонниками атомизма невозможно представить полную картину истории философии первых веков после Р.Х. [Lieber 1979; Horne 1963; Гален 2014]. Научный интерес к наследию Галена не ограничивается только той ценностью, какой оно обладает как предмет историко-медицинского исследования; он определяется тем значением, которое имеет античная медицина для развития европейской философской и научной мысли [Von Staden 1991; Nutton 2013].

В творчестве Галена существуют два основных компонента: один из них – развитие им теоретических основ медицинского знания, второй – философское знание, основанное на опыте постижения истины. Взгляд Галена обращен к натурфилософии, логике и этике, много внимания он уделяет представлениям о методе. Именно поэтому трактат «О доктринах Гиппократа и Платона» имеет важное значение для истории философии, сопоставимое с сочинениями Диогена Лаэртского и Секста Эмпирика [Виндельбанд 1911].

В трудах Галена мы видим универсальный характер его идей, которые образуют комплексную теоретико-практическую систему. Она включает в себя натурфилософские представления о человеке, анатомо-физиологическом устройстве его организма и при этом опирается на инструментарий естествознания и философии. Следует подчеркнуть, что врачебная практика того времени обеспечивала востребованность разрозненных и порой поверхностных знаний физики, химии, математики и других разделов естествознания. Эти дисциплины, находясь, по общему мнению историков и философов науки, в положении протонауки, объединялись в рамках натурфилософии как комплекса взглядов на живую природу и отдельные ее части [Стёпин 2015а; Стёпин 2015б]. Медицина  для Галена выступала в роли своеобразного движущего начала, объединявшего данные разных дисциплин и подчинявшего их единой цели – успеху врачевания, что, в свою очередь, обеспечивало целостный характер его системы. Именно поэтому для понимания смысла идей, открытых Галеном, необходима  интерпретация текстов его сочинений, что предполагает совместную работу филологов-классиков, специалистов с медицинскими знаниями и историков философии. Безусловно, идеи Галена должны рассматриваться в определенном историческом контексте, что обеспечит адекватный характер оценки их значения. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что над трактатом «О доктринах Гиппократа и Платона» Гален работал в течение десяти лет, примерно с 163 по 177 гг. Данное сочинение состоит из девяти книг, содержит полемику не только с представителями различных медицинских школ (эмпириками и методистами), но и с философами (в основном, стоиками). Подход Галена к медицинской деятельности стал новаторским для своего времени, резко диссонировал с двумя крайностями: описательностью и спекулятивностью методистов (Асклепиад и его школа) и чрезмерным вниманием к местным проявлениям болезни и фрагментарной трактовкой ее симптомов, характерной для эмпириков (Скрибоний, Темисон и др.) [Балалыкин, Щеглов, Шок, 2014]. В своем труде Гален пытается соединить натурфилософскую систему Гиппократа и философию Платона. Кроме того, трактат Галена «О доктринах Гиппократа и Платона» - важный доксографический источник, содержащий сведения об утерянных для современного исследователя трудах античных философов, например, стоика Хрисиппа. В первых четырех книгах Гален исследует природные силы, управляющие живыми организмами, с пятой по девятую подробно разбирает методологию научного поиска, выдвигая на первое место эмпирический подход. К сожалению, текст первой книги трактата полностью не сохранился и был реконструирован Ф. де Лейси [De Lacy (red.) 2005] на основе фрагментов  из сочинений аль-Рази (al Rhazes)[i] и ибн аль-Мутран (Ibn-al-Mutran)[ii].

Гален развивает собственные идеи на основе натурфилософских воззрений своих великих предшественников. Важнейшей частью представления Платона о человеческом организме является учение о трехчастной природе души, когда местоположение разумной ее части определяется в головном мозге. Следуя Гиппократу, Гален требовал от себя и своих оппонентов эмпирического подтверждения любых теоретических построений. Его учение о человеческом организме, болезнях и методах их лечения, основывалось, в первую очередь, на эмпирических фактах.

Оппонентами Галена являются врачи и философы, стоявшие на позиции стоической философии и разделявшие мнение Аристотеля, помещавшего разумную, руководящую часть души в сердце [Lones 1912; Solmsen 1957; Solmsen 1961]. Например, в полемике со стоиками Гален использует платоновское деление души на желающую, эмоциональную и разумную, тем самым он отвергает их учение о единой, целостной душе, не имеющей сущностного соединения с телом. По мнению Галена, отрицание стоиками «страстного» и «вожделеющего» начал в человеческой душе ведет к ложному монизму и в итоге к онтологическому разделению души и тела [Leisegang 1922]. Гален внимательно исследует месторасположение трех платоновских возможностей души и ожесточенно полемизирует с учеными, вслед за Аристотелем утверждавшими, что «разумная», «руководящая» часть души находится в сердце. Судя по всему, главным интеллектуальным противником Галена является стоик Хрисипп[iii], трактат которого «О душе» (не сохранившийся до наших дней) великий римский врач подробно разбирает, опровергая содержащиеся  в нем представления о сердце как источнике движения. Гален указывает на сугубо спекулятивный характер представлений стоиков и Аристотеля, основываясь на их «анатомической невежественности». Он доказывает, что  центр двигательной энергии находится в головном мозге, а посредством спинного мозга и нервов эта энергия передается всему телу [Christensen 1962; Verbeke 1945]. Эту мысль Гален иллюстрирует примерами, в которых противопоставляет сердце, заполненное кровью, и желудочки мозга, где находится пневма (см. фрагменты 1.5.6–1.5.9). Для Галена, как врача, вопрос о местопребывании души имеет приоритетное значение не столько относительно проявления ее сущности, сколько для понимания источника движения и произвольных действий человеческого тела.

В целом, именно благодаря Галену доказательная практика медицины стала опираться на методы натурфилософии, которые эмпирическим путем  подтверждали его открытия и при этом не противоречили гиппократовской традиции врачевания. В работе «О доктринах Гиппократа и Платона» Гален уделяет значительное внимание опровержению мнения Аристотеля относительно локализации «центра нервов в сердце». Однако это никоим образом не даёт нам основания для вывода о том, что Гален не разделял натурфилософских идей Аристотеля. Напротив, исследовательская программа Галена развивалась в рамках системы Аристотеля, соединяя теорию философской аналитики, логики и этики с практикой медицины [Васюков 2015]. Не случайно Гален постоянно подчеркивает, что следует за Аристотелем в принципах телеологии, которая выступает для него как эвристический прием познания материального мира и опирается на сравнительную анатомию с её эмпирической проверкой предпосылок в биологических доказательствах. Это подтверждает его описание опытов на животных, следующих после разбора клинико-анатомического примера ранения сумки перикарда у юноши (представлен во вводной части первой книги; см. фрагменты 1.6.3–1.6.6).

При анализе первой книги трактата «О доктринах Гиппократа и Платона» следует обратить внимание на частое употребление автором термина  «пневма» (πνεῦμα), который впервые появился у натурфилософов в VI в. до Р.Х., и обозначал первоэлемент «воздух» [Ферекид 1958]. Анаксимен отождествлял «пневму», материализованную в виде воздуха, с сущностью души (ψῡχή) [Steckerl 1958]. Напомню, что  согласно представлениям Анаксимена, «пневма» как жизненное дыхание связана с кровью, которая выступает в качестве носителя «пневмы». Это мнение было усвоено Гиппократом, а вслед за ним и всей Косской медицинской школой. «Пневма», как считали последователи Гиппократа, находилась в головном мозге (в этом их отличие от сицилийской школы врачей, помещавших «пневму» в сердце). Сицилийский врач и философ Филистион Локрский (убежденный противник Гиппократа) развил учение о «пневме», которое затем было усвоено Платоном и Аристотелем [Reinhardt 1926]. Последний различал «пневму» - воздух, который вдыхается, и душевную «пневму», которая находится в крови и испаряется из нее. В дальнейшем именно  под влиянием медицинской школы врачей-пневматиков великий александрийский врач Эрасистрат всю жизнедеятельность человеческого организма определял действиями «пневмы», исходящей из сердца. Следует подчеркнуть, что согласно представлениям стоиков [Edelstein 1966], «пневма» связана с первоэлементом огня, это жизненная сила, вселенское «веяние», всепроникающий дух [SVF II, 310]. Внутри себя самой «пневма» различается разными уровнями натяжения (τόνος): первая степень – низший уровень, передающий единство и однородность всем неограниченным телам; второй  – растительная природа, третий – жизненная душа (ψῡχή), четвертый и высший – это Разум [SVF II, 458−462]. Каждый уровень «пневмы» имеет свои возможности для управления. На микроуровне «пневма» расположена у человека в сердце, на макроуровне она находится в эфирной сфере [iv] [SVF II, 642-644]. Однако, в результате анатомических вскрытий, проведенных Галеном, была опровергнута предшествующая, распространенная точка зрения, согласно которой кровь содержалась только в венах, а артерии были заполнены пневмой. Это заблуждение основывалось на том факте, что при вскрытии мертвых тел в артериях отсутствовала кровь, и такой вывод не имел реального подтверждения.

Гален рассматривал «пневму» с физиологической точки зрения, объясняя таким образом механизм дыхания, и определял ее как тончайшую, подвижную силу, присущую каждой из трех частей души. «Пневма» разделялась на три вида в соответствии с каждой из частей души. Гален различал «природную пневму», расположенную в печени и свойственную всем живым существам, далее он выделял «животную пневму», находящуюся в сердце и изливающуюся через артерии по всему телу, и «высшую степень пневмы», психическую (πνεῦμα τοῦ ψυχικοῦ), находящуюся в головном мозге и растекающуюся от спинного мозга во все органы с помощью нервов. Следовательно, высшая «пневма» соединяет душу и тело[v], а также с ее помощью душа получает возможность чувственного познания, а тело − способность осуществлять телесные движения. Представление об этом качестве «пневмы», разработанное Галеном, дошло до научной революции в XVII в. в виде естественнонаучных представлений Рене Декарта и Андреаса Везалия о «жизненных духах», находящихся в нервах и крови [Декарт 1994; Везалий 1954, 635−638]. Кроме того, с помощью термина «пневма» Гален объясняет принцип взаимодействия душевного и телесного у человека.

Более того, «пневма» у Галена – это витальная сила души, связанная с кровью. Таким образом, «пневма», во-первых, обозначала вполне материальное явление, во-вторых, жизненное дыхание, или саму жизнь (смерть наступала, когда дух − «πνεῦμα» − покидал человеческое тело «πνεῦμα ἀνιέναι»), в-третьих, у Галена это еще и духовное начало, божественный дух.  Следовательно, галеновский термин «пневма» получает еще и философский смысл. Эмпирически Гален видит проявления действия «пневмы» так: вдыхаемый воздух попадает в трахею, далее – в легочные вены, а затем – в левый желудочек сердца, где под воздействием естественного тепла насыщается, преобразуясь в «жизненный дух». Через артерии жизненный дух распределяется по периферическим частям тела, обеспечивая их функционирование. В соответствии с современными представлениями, кровь, обогащенная кислородом в легких, поступает по артериальной системе в ткани тела, где на микроциркуляторном уровне осуществляется газообмен: кислород поступает в ткани, а углекислый газ как продукт распада выводится через венозную систему, правый желудочек сердца и легочные артерии в легкие. По Галену, потребляемая человеком пища, переработанная в желудке и кишечнике, через воротную вену попадает в печень (вместилище низшей, «растительной», или «вожделеющей» части души). В печени образуется «природный» (или «растительный») дух, поступающий через венозную систему в правый желудочек. С точки зрения Галена, между «левым» и «правым» сердцем существовали так называемые перетоки, далее кровь поступала в левый желудочек и цикл замыкался.

В отечественной историографии закрепилось именование трех видов «пневмы», разработанных Галеном, с помощью понятия о «духе», трактуемого, в частности, в везалиево-декартовской традиции [Декарт 1994; Везалий 1954, 635−638]. Отдельный вопрос - это функционирование мозга и роль содержавшейся в нем высшей, разумной и, по мысли Платона, бессмертной части души. Мы считаем, что Гален вслед за Платоном разделял мнение о ее бессмертии [Балалыкин 2014б, Балалыкин 2014в]. Воздух поступал через нос и отверстие в решетчатой кости в желудочки головного мозга, где преобразовывался в высшую «пневму», распространявшуюся затем в органы тела по нервам. Таким образом, контроль и осуществление произвольных движений и поступков происходил благодаря действию разумной части души через нервы.

Итак, мы подробно разобрали предложенную Галеном классификацию видов «пневмы» как соответствующую различным частям души (см.: первая книга трактата «О доктринах Гиппократа и Платона»). Для удобства читателя в дальнейшем изложении мы будем использовать термин «дух» как более привычный для отечественной историографии. Отмечу, что в англоязычной литературе широко распространено слово «spirit», что как раз соответствует русскому слову «дух» [Lieber 1979; Solmsen 1957].

Гален полагал, что в основании мозга существовало «чудесное сплетение» (или «сетчатое сплетение»), где пересекались и смешивались «животная пневма», несущая из артерий в мозг  питательные вещества, с «природной пневмой», поступавшей из венозной системы. Такое сплетение Гален наблюдал у высших приматов (см. фрагм. 1.7.38). Стоит подчеркнуть тот факт, что Гален впервые в истории науки предлагает физиологическую модель целостного функционирования человеческого организма. Хотя современная анатомия человека, конечно, отвергает это представление, тем не менее на него любят ссылаться критики Галена. Однако не следует забывать, что в головном мозге насчитывается 11 венозных синусов, которые, как, например,  «базилярное сплетение» (plexus basilaris), при определенных условиях и отсутствии систематического опыта препарирования головного мозга как раз и могли быть приняты Галеном за «чудесное сплетение»  (rete mirabilis) у человека. Но ценность его идей состоит в том, что римский врач с помощью физиологического опыта и анатомических вскрытий эмпирически подтверждает основополагающие натурфилософские представления своих великих предшественников.

Оппоненты Галена полагали, что именно нервная система обеспечивает целостность функции человеческого организма, и вслед за Аристотелем «помещали начало всех нервов в сердце» (см. фрагм. 2.2.28). Это представление и стало объектом критики Галена,  который, опровергая с помощью анатомических вскрытий факт нисхождения нервов от сердца и, напротив, доказывая, что нервы исходят из головного мозга, подрывал основы теории оппонентов (фрагменты 1.6.13−1.6.16). С точки зрения применения принципов доказательной медицины значимость вскрытия как способа накопления эмпирически достоверных знаний, по мнению Галена, есть единственный заслуживающий доверия способ изучения устройства организма (фрагменты 1.7.3−1.7.10). Применение этого метода позволяет ему открыто критиковать мнение оппонентов, которые считали, что артерии превращаются в нервы, и это предоставляло возможность рассматривать сердце как источник «высшей пневмы», расходящейся по нервам (фрагм. 1.7.23). Подобный подход Гален называет «пустой теорией».

В первой книге трактата «О доктринах Гиппократа и Платона» Гален выступает против современной ему и неверной интерпретации анатомического устройства человека, исходя из собственных наблюдений и практического подхода к исследованию человеческого организма. По мнению Галена, стоики и Аристотель подходят к строению тела человека только умозрительно. Примерно о том же, но уже в XVI в. и писал Ф. Бэкон, когда называл «бесплодными девами» неподкрепленные опытом подходы к естествознанию [Виндельбанд 1898, 108]. Как видно из первой книги трактата «О доктринах Гиппократа и Платона», Гален на примере изучения устройства человеческого организма предвосхитил учение Ф. Бэкона. Этот трактат - основное философское сочинение Галена, где он рассуждает, в соответствии с учениями Гиппократа и Платона, о том, какие природные силы управляют человеком. Ценность этого труда заключена также в исследовании Галеном процессов чувственного восприятия, а также выработке им методологии для решения проблем естествознания. В этой связи интересно утверждение Галена, что человеческая душа, помимо разумной части, еще имеет и бессознательную, связанную со страстями и аффектами. Много внимания Гален, вслед за Платоном, уделяет определению местоположения различных частей души в человеческом теле. Первая книга публикуемого трактата в основном посвящена именно взаимоотношениям духовного и телесного в организме человека, о чем Гален рассуждает не только чисто умозрительно, но основывается строго на эмпирических фактах, на «анатомической очевидности».



Источники (Primary sources in Russian)

Аристотель 1937 − Аристотель. О частях животных. 3, 4. О частях животных. Пер. В. П. Карпов. М.: Биомедгиз, 1937. (Aristotle On the Parts of Animals.3,4. On Parts of animals. Translated from Ancient Greek into Russian by Karpov V.P.)

Везалий 1954 – Везалий А. О строении человеческого тела. В семи книгах. Т. 2. Пер. с лат. В. Н. Терновский, С. П. Шестаков. Ред. В. Н. Терновский. Послесл. И.П. Павлов. М.: АН СССР, 1954. (Vezily A. On the fabric of the human body in seven books. Translated from Latin into Russian by V.N. Ternovsky, S.P. Shestakov.)

Гален 1971 − Гален. О назначении частей человеческого тела. Под ред. В.Н. Терновского. Пер. С. П. Кондратьев. Ред. и вступит. ст. В. Н. Терновский, Б. Д. Петров. М., 1971. ( Galen Of the uses of the different parts of the human body. Translated from Latin into Russian by Kondratiev S.P.)

Гален 2014 – Гален. Сочинения. Под ред. Д. А. Балалыкин. Т. 1. М.: Весть, 2014. (Galen Set of works. Translated from Ancient Greek into Russian by Shcheglov A.P. )

Декарт 1994 – Декарт Р. Размышления о первой философии, в которой доказывается бытие Бога и бессмертие души / Декарт Р. Сочинения в двух томах. Сост., ред., вступ. ст. и прим. В. В. Соколов. Т. 2. М.: Мысль, 1989. ( Descartes R. Meditations on First Philosophy In which the existence of God and the immortality of the soul are demonstrated. Russian translation)

Primary sources       

Apollonius 1965 – Apollonius von Kition. In Hippocratis de articulis commentarius. Ed. J. Kollesch, F. Kudlien. Apollonios von Kition. Kommentar zu Hippokrates and F. Einrenken der Gelenke / Corpus medicorum Graecorum, vol. 11.1.1. Berlin: Akademie-Verlag, 1965: 10−112. (Cod: 12,505: Comm., Med.).

 

De Lacy (red.) 2005 Galen. On the doctrines of Hippocrates and Plato. / Galen. Edition, translation and commentary by Phillip De Lacy. First Part: Books I-V, Third, unrevised edition. Berlin: Akademie Verlag, 2005. P. 1-101.

Plotinos 1959. Plotinos Enneades. Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. Plotini opera. 3 vols. Vol. 2. Leiden: Brill, 1959.

Pherecydes 1958 Pherecydes of Syros А8, Anaximenes  В2. Diels Hermann Alexander. Doxographi Graeci. [3 Aufl.l] В., 1958.

SVFStoicorum veterum fragmenta. Vol. IIII. Coll. I. ab Arnim. Lipsiae 1921−1923.

 

Ссылки (References in Russian)

Балалыкин 2014аБалалыкин Д.А. Гален и галенизм в истории медицины. / Гален. Сочинения. Под ред. Д. А. Балалыкин. Т. 1. М.: Весть, 2014. С. 5−91.

Балалыкин  2014б Балалыкин Д.А. Сущностное единство духовного и телесного в теоретико-практической системе Галена. Часть I / Философия науки. Новосибирск, 2014. № 3 (62). С. 113−149.

Балалыкин Д.А. 2014вБалалыкин Д.А. Сущностное единство духовного и телесного в теоретико-практической системе Галена. Часть II. / Философия науки. Новосибирск, 2014. № 4 (63). С. 112−138.

Балалыкин, Щеглов, Шок, 2014 − Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М., 2014.

Васюков 2015 – Васюков В.Л. Логика Галена: наследие Аристотеля или научная инновация? / История медицины. Москва. 2015. Т. 2. № 1. С. 5–16. DOI: 10.17720/2409-5583.t2.1.2015.01v

Виндельбанд 1898 – Виндельбанд В. История новой Философии. СПб., 1898.

Виндельбанд 1911 – Виндельбанд В. История Древней Философии. М., 1911.

Стёпин 2015аСтёпин В.С. Философская антропология и философия культуры. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015.

Стёпин 2015бСтёпин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект; Альма Матер, 2015.

 

 

References

 

Balalykin D.A. An essential unity of the spiritual and the material in Galen’s theoretical and practical system. Part I. Filosofiya nauki. 2014. Vol. 3 (62). P. 112–149. (In Russian)

Balalykin D.A. An essential unity of the spiritual and the material in Galen’s theoretical and practical system. Part II) .Filosofiya nauki. 2014. Vol.  4 (62). P. 112–138. (In Russian)

Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen: doctor and philosopher. M., 2014. (In Russian)

Balalykin D.A. Galen and galenism in history of medicine / Galen. Set of works. Under the edition of Balalykin D.A. Vol.1.M.: Vest,2014. P.5-91. (In Russian)

Christensen 1962 − Christensen J. An Essay on the Unity of Stoic Philosophy. Kopenhagen, 1962.

 Edelstein 1966 Edelstein L. The Meaning of Stoicism. Cambridge, 1966.

Heinemann 1921−1928 Heinemann I. Poseidonios' metaphysische Schriften, Bd. 12. Breslau, 1921−1928.

Horne 1963 − Horne R.A. Atomism in ancient medical history / Medical History. Cambridge. 1963. Vol. 7. P. 317−329. http://dx.doi.org/10.1017/S0025727300028799

Leisegang 1922 − Leisegang H. Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922.

Lieber 1979 − Lieber E. Galen: physician as philosopher. Maimonides: philosopher as physician // Bulletin of the History of Medicine. Baltimore, 1979. Vol. 53. P. 268−285.

Lones 1912 − Lones T.E. Aristotle’s Researches in Natural Science. West, Newman & Co., London, 1912.

Moor 1981 –Moor J. R. The Post-Darwinian Controversies: A Study of the Protestant Struggle to Come to Terms with Darwin in Great Britain and America, 1870-1900. Cambridge, 1981.

Nutton 2013 – Nutton V. Ancient medicine. London; New York: Routledge, 2013.

Reinhardt 1926 − Reinhardt K. Kosmos und Sympathie. München, 1926.

Solmsen 1957 − Solmsen F. The vital heat, the inborn pneuma and the aether // Journal of Hellenic Studies. Cambridge, 1957. Vol. 77. P. 119−123.

Solmsen 1961 − Solmsen F. Greek philosophy and the discovery of the nerves / Museum Helveticum. Stuttgart, 1961. Vol. 18. P. 159−197.

Steckerl 1958 − Steckerl F. The Fragments of Praxagoras of Cos and his School. Leiden, 1958.

Styopin V.S. Philosophical anthropology and philosophy of culture. M:Academichesky proekt; Alma Mater, 2015. (In Russian)

Styopin V.S. Philosophy and methodology of science. M:Academichesky proekt; Alma Mater, 2015. (In Russian)

Vasyukov V.L. Galen's Logic: Aristotelian Heritage or Scientific Innovation? // History of Medicine. Moscow. Vol.1 (2). P.5-16. (In Russian)

Verbeke 1945 − Verbeke G. Involution de la doctrine du pneuma du stolcisme a St. Augustin. Louvain; Paris, 1945.

Von Staden 1991 − Von Staden H. Galen as historian: his use of sources on Herofileans. / Galeno: obra, pensamiento e influencia. Lόpez-Férez J.A. (ed.) Rugarte, Madrid, 1991. P. 205−222.

Windelband W. History of ancient philosophy. 1888. (Russian Translation 1911)

Windelband W. History of new philosophy. 1878—80.(Russian translation 1898)

 



[i] aль-Pази (латинизир. Pазес, Rhazes) Абу Бакр Мухаммед бен Закария (865−925 или 934) − персидский врач и философ рационалистического направления. Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Был прекрасно знаком с античной медициной и философией; оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и химии (алхимии) − всего, очевидно, 184 сочинений (сохранился 61 текст). Труды Рази были переведены на латинский язык в Европе в X−XIII вв. Как и Гален, Рази в используемом им научном методе экспериментировал и пытался применить теоретические знания на практике.

[ii] Ибн аль Мутран (XIII в.) − известный врач и философ, возглавлявший дамасских врачей и лечивший халифа Салах ал-Дина.

[iii] О нем и его сочинениях нам известно только из сочинений Галена.

[iv] В частности это утверждал Хрисипп, оппонент Галена [SVF II, 642—644].

[v] Интересно, что в гностицизме, например у Валентина и Юстина, «пневма» также выполняет роль посредника. Она разделяет свет и тьму, высшую и низшую область мира, у человека она также посредник между телом и душой (духовная оболочка души, астральное тело). Об этом см. [Leisegang1922]. У последователей Плотина «пневма» также посредник между вещественным и духовным, оболочка души, отделяющая ее от оскверняющего контакта с материальным телом, а также от прямого общения с миром материи при чувственном восприятии. Душа может воспринимать отпечатки тел на духовной (пневматической) оболочке [Plotinos 1959]. См. у Вербека: [Verbeke 1945].

 

 

 
« Пред.   След. »