Краткое содержание книги Р. Суинберна «Существование Бога» | Печать |
Автор Перевод с английского М.О. Кедровой   
02.03.2015 г.

Естественная теология разрабатывает доказательства существования Бога, исходя из самых общих и очевидных черт окружающего мира. Несмотря на безуспешные попытки естественной теологии прошлого тысячелетия построить надежные дедуктивные доказательства такого рода, цель данной книги – показать, что убедительные индуктивные доказательства существуют. В первой главе рассматривается природа индуктивной аргументации. Во второй проводятся различия между двумя видами объяснений: научным объяснением на основе законов природы и начальных условий (которое лучше всего представлено как объяснение через понятия объектов и их сил и предрасположенностей) и личностным объяснением, дающимся через понятия личности, ее способностей, намерений и убеждений. В третьей главе показано, что для обоих видов объяснения гипотеза возможна в той мере, в какой она обосновывает наличие множества наблюдаемых явлений, существование которых в противном случае невозможно, и в той мере, насколько просто она это делает. В четвертой указывается, что факторы, постулированные для объяснения ряда феноменов, сами могут получать объяснение всё более глубокое до тех пор, пока мы не достигнем окончательного объяснения феноменов, когда объясняющие факторы уже не будут иметь дальнейшего объяснения. В главе пятой утверждается, что гипотеза теизма о том, что существует одно личное существо, Бог, по сути Своей всемогущий, всеведущий, совершенно свободный и вечный, – это очень простая гипотеза, из которой следует Его всеблагость. В шестой рассматриваются виды возможных миров, которые мог бы создать Бог, обладающий этими атрибутами. Наилучший из возможных миров невозможен, но ввиду Своей всеблагости Бог может создать весьма хороший мир, населенный людьми (или подобными им существами), обладающими свободой выбора между ограниченными добром и злом. В остальных главах показано, что различные очевидные характеристики вселенной необходимы для существования таких людей, и предположение о том, что Бог – конечная причина их существования, гораздо проще любого другого постулированного объяснения. В главе седьмой обсуждается феномен существования физической вселенной. В восьмой – то, что вселенная управляется простыми, постижимыми человеческим разумом законами, и что она «настроена» на возникновение человеческого тела. В девятой обсуждается следующий феномен: человек состоит из двух частей – души и тела, причем душа – это существенная часть, обладающая ментальной жизнью. В десятой главе идёт речь о том, что наш мир – это мир, в котором люди обладают огромными возможностями свободно помогать или вредить друг другу. В одиннадцатой обсуждается аргумент против существования Бога, опирающийся на наличие в мире зла. В этой главе утверждается, что обладать возможностью выбора между добром и злом – это великое благо для нас, и что некоторые виды зла в мире являются результатом этого выбора, а всё остальное зло необходимо для того, чтобы этот выбор был существенным. В главе двенадцатой утверждается, что у Бога были достаточные основания для того, чтобы иногда совершать чудеса и воплотиться в Иисуса, который воскрес из мёртвых. В тринадцатой утверждается, что наличие большого числа людей, утверждающих, что они обладают религиозным опытом, свидетельствует о том, что этот религиозный опыт соответствует действительности. В четырнадцатой же утверждается, что те явления, которые обсуждаются в главах 7–12, делают существование Бога по меньшей мере столь же вероятным, сколько и несуществование, однако наличие религиозного опыта, обсуждаемого в главе тринадцатой, делает существование Бога гораздо более вероятным.

 
« Пред.   След. »