Страницы жизни философа Хасхачиха | | Печать | |
Автор Северикова Н.М. | |
09.06.2014 г. | |
Федор Игнатьевич Хасхачих – первый декан философского факультета МГУ – возглавил Первый истребительный батальон добровольцев-защитников Москвы. Известный ученый разрабатывал проблемы теории познания. Его философские труды с 1946 г. издавались во многих странах Европы, переведены на 28 языков мира. Хасхачих, лучший политработник 39 армии, с оружием в руках защищал идеи, которое были его призванием. Погиб на Ржевском плацдарме 5 ноября 1942 г. Fedor Ignatyevich Khaskhachikh –first dean of philosophical faculty of Moscow State University – headed First exterminatory battalion of Moscow volunteers-defenders. The famous scientist worked out questions of cognition theory, his philosophical works of 1946 were published in many European countries and translated into 28 languages. Khaskhachikh as the best political worker of 39th army protected his mission with weapon in his hands. He was killed at Rzhevsky bridgehead on 5th November 1942. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Ф.И. Хасхачих, разработка проблем теории познания. KEYWORDS: F.I. Khaskhachikh, developing questions of cognition theory.
«Легендарное поколение эпической мощи и трагической жертвенности, несгибаемого мужества и нечеловеческого терпения» - такими ёмкими словами характеризует в своей патриотической книге «Герои нашего времени» (2013) О.Н. Дубова тех, кто возможность участия в защите родного Отечества воспринимал как «великое доверие и высокую честь». Среди сотен тысяч добровольцев, объединенных желанием отстоять свою страну в годину великого бедствия, был Федор Игнатьевич Хасхачих: в грозные для Москвы дни он возглавил в Сокольниках Первый истребительный батальон, состоявший из студентов и преподавателей Московского института истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ), боевой задачей которых было тушение пожаров от зажигательных бомб на окружной железной дороге – особо охраняемом участке столицы. Ф.И. Хасхачих не воспользовался тогда предоставленной ему отсрочкой «от призыва в военное время до особого распоряжения»- такая запись за 1940 год значилась в его личном деле. Да и позже, в 1942 г., когда был введен в действие Указ Верховного Главнокомандующего о том, чтобы вернуть с фронтов людей, имеющих ученую степень, для продолжения научной и преподавательской деятельности, Ф.И. Хасхачих, которому предлагали в Москве ответственную должность, твердо ответил: «Пока моя Родина в опасности, мое место на фронте, я не имею права покинуть своих боевых друзей». В то время Федор Игнатьевич Хасхачих был уже известным философом: его книга «Курс диалектического и исторического материализма», изданная еще в 1940 г., пользовалась большим спросом среди студентов и преподавателей общественных наук; позже – и другие работы. Декан философского факультета МИФЛИ, затем первый декан философского факультета МГУ, Ф.И. Хасхачих вызывал чувство глубочайшего уважения за проявление им высокого патриотического долга. Бывшие студенты МИФЛИ – будущие доктора философских наук А.П. Серцова и Г.Д. Карпов называли этот случай «единственным» за всю историю: декан философского факультета «с оружием в руках встал на защиту тех идей, которые были его призванием». *** Некоторые ценные факты биографии ученого удалось восполнить благодаря общению с дочерью философа-воина – Лирой Федоровной и ее рассказам о своем отце. Федор Игнатьевич Хасхачих родился 21 марта 1907 г. в Приазовье – в селе Чермалык Мариупольского уезда (ныне Приморский район Донецкой области). Семья греческого переселенца крестьянина-бедняка была многодетной, и после смерти кормильца 12-летнему Федору пришлось не только ходить за плугом и выполнять разную крестьянскую работу, но и нянчить младших братьев и сестер. С ранних лет, отличаясь особой любознательностью, он пристрастился к чтению. Мать, Мария Евстафлиевна, учила своих детей любить людей и дорожить их дружбой, прививала высокие нравственные качества, но в школу Федор Хасхачих пошел только после Гражданской войны – и сразу в 5 класс. Учителя вспоминают, что умный, пытливый ученик выделялся из одноклассников своей начитанностью, серьезным отношением к учебе, самостоятельностью в суждениях и огромным интересом к истории, литературе и поэзии. Семилетку он закончил в 1924 г. и поступил на второй курс Мариупольского педагогического техникума; как одного из лучших, юношу направили в Москву для получения высшего образования. Будучи студентом факультета советского права Московского государственного университета и приезжая на каникулы в родное село, он выступал перед земляками с лекциями и докладами, разъясняя политику Советского государства: только объединенными усилиями беднота может выбиться из состояния нищеты и упадка. Вместе со своим братом Дмитрием (впоследствии замученным в застенках гестапо) явился организатором первой в области сельскохозяйственной артели под названием «Начало». Одновременно с учебой в МГУ Ф.И. Хасхачих в 1929/30 учебном году ведет занятия по диалектическому материализму в Техникуме изобразительных искусств, в 1930/31 – в Механико-машиностроительном институте имени Н.Э. Баумана. После окончания МГУ в 1931 г. сталинский стипендиат был направлен на работу в Ростов-на-Дону. В университете молодой ученый возглавляет кафедру диалектического и исторического материализма; а позже – в Новочеркасском политехническом институте и в Институте зерна. В 1937 г. Ф.И. Хасхачих успешно закончил в Москве аспирантуру философского факультета и защитил кандидатскую диссертацию по теме «Познаваемость мира и его закономерности». К своим 30 годам он стал уже признанным специалистом в области теории познания, ведущим лектором Института Красной профессуры и Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б); он читает также курс диалектического и исторического материализма студентам Московского университета; в 1938 г. его назначают деканом философского факультета МИФЛИ им. Н.Г. Чернышевского. *** Ф.И. Хасхачих ведет также большую исследовательскую работу в Институте философии Академии наук СССР. Основной научный интерес ученого сосредоточен на проблеме теории познания. На эту тему пишет докторскую диссертацию, основанием для защиты которой были созданные им глубокие по содержанию работы «О познаваемости мира» и «Материя и сознание». Но защите диссертации помешала война, а подготовленные к изданию рукописи книг Федора Игнатьевича были опубликованы уже после войны. Ценность его философских работ неоспорима: с 1946 г. они издавались во многих странах Европы, переведены на 28 языков мира и стали достойным памятником выдающемуся ученому, отдавшему жизнь в борьбе против фашизма. А на философском факультете МГУ работы Ф.И. Хасхачиха использовались в те годы в качестве учебных пособий. В предисловии к одной из книг акад. Ф.В. Константинов лаконично и ёмко характеризовал труды Ф.И. Хасхачиха: «Автор обладает способностью проникать в сущность явлений, раскрывать их многосторонние связи, четко и ясно формулировать свою мысль, выражать самые сложные положения в простых, доступных читателю словах – это не просто природное дарование, а прежде всего результат упорного труда, постоянной и неутомимой жажды знаний, неукротимой воли к достижению цели». Ученый исходит «не из конъюнктурных соображений, не из догматических положений и схем, - пишет Ф.В. Константинов, - а из внутренней логики развития науки, из требований жизни». Это было написано в 1967 г. Конечно, многое изменилось после окончания войны – наука далеко шагнула вперед, а в сфере общественной жизни в мире произошли такие перемены, о которых в 30-е годы трудно было даже предположить. Но важно одно: надо исходить из того, что было достигнуто Ф.И. Хасхачихом в области научно-теоретической деятельности в предвоенные годы и создано им «в гуще самой жизни» в то далекое время, когда ученого называли «воинствующим философом». Его исследования в области теории познания основаны на конкретном естественно-научном и социологическом материале. Ученый рассматривает вопросы соотношения категорий отражения, раздражимости и ощущения, возникновение и развитие человеческого мышления, соотношение чувственного и логического познания. Излагая материалистическую гносеологию, Ф.И. Хасхачих дополняет принцип опытного происхождения знаний принципом признания реальности внешнего мира как источника наших ощущений. Совершенствование функций организма философ связывает с развитием нервной системы, координирующей работу всех органов. В мышлении он усматривает прямую связь между деятельностью нервной системы, работой мозга и сознанием. Большое внимание он уделяет практике как критерию истины – основы научного познания, задача которого – вскрыть сущность явления, выявить его многосторонние связи. Это достигается благодаря абстрактному мышлению, без которого невозможно развитие науки. Ученый подвергает критическому анализу концепции агностицизма и скептицизма, ищет перспективные пути развития философского познания мира. Ф.И. Хасхачих учит «творческому отношению к теории»: в его понимании теория - это «великое и испытанное оружие» в борьбе за построение нового общества и воспитание нового человека. Предисловие к сборнику статей «Вопросы теории познания диалектического материализма» не случайно озаглавлено «Светлый образ ученого»: Ф.И. Хасхачих прожил короткую жизнь, но то, что сделано им для людей, настолько значимо, что самого Федора Игнатьевича уже можно назвать новым человеком. *** Ф.И. Хасхачих с огромной благодарностью вспоминал своего бывшего научного руководителя кандидатской диссертации и бывшего (до 1935 г.) декана философского факультета Тодора Павлова, которого знали в МИФЛИ под псевдонимом П. Досев. Федор Игнатьевич считал настоящим ученым автора большого философского труда «Теория отражения», в котором отражение Т. Павлов рассматривает «как элемент универсального взаимодействия в природе и обществе, приобретающего на каждой ступени материального мира свое особое выражение». В книге «Теория отражения», вышедшей сначала на русском языке (1936), а потом уже на болгарском (1938), Т. Павлов подвергает обстоятельной критике различные категории идеалистической эстетики; в трудах по эстетике рассматривает философские основы искусства, называя его исторической формой общественного сознания. Эта мысль, естественно, была интересна Хасхачиху, тем более что он связывал ее с разрабатываемой им проблемой гносеологии. Общение Ф.И. Хасхачиха с Т. Павловым было плодотворным для молодого русского ученого.
*** По мнению Ф.И. Хасхачиха, теория познания диалектического материализма – это «величайшее приобретение человечества», поэтому изучение этой теории, - пишет автор в книге «О познаваемости мира» (см. второе издание, М., 1950, с. 94), - «дает возможность глубже и вернее познать законы развития природы и законы развития человеческого общества. Знание этих законов необходимо как для научной работы, так и для повседневной практической деятельности». Рукопись книги, составившей основу докторской диссертации, Федор Игнатьевич, уходя на защиту Родины, оставил на хранение в Институте философии. И только спустя два десятилетия – после сложнейших перипетий и манипуляций, связанных с ее изданием, - материалы подготовленной Ф.И. Хасхачихом работы наконец увидели свет: книга «Вопросы теории познания диалектического материализма» была издана издательством «Высшая школа» в 1967 г. (о сложностях с публикацией см. подробности в работе: Г.Д. Карпов, А.П. Серцова. Москва устояла: 1941. История и судьбы людей. М., 1996. С. 87-89).
*** Федор Игнатьевич, человек в высшей степени скромный и чуткий, уважительно относился к окружающим его людям и в коллективе пользовался огромным авторитетом и любовью. Недаром трудящиеся Сокольнического района Москвы избрали его депутатом в районный Совет. Он немало сил отдавал улучшению условий жизни рабочих, многодетных семей, заботился о летнем отдыхе детей; встречался с избирателями. И в самом начале войны, будучи ополченцем, он продолжал выполнять возложенные на него депутатские обязанности: прежде всего обращал внимание на своевременную эвакуацию и безопасность малолетних детей, выделяя не только транспорт, но и все необходимое для их перевозки. О человечности Федора Игнатьевича свидетельствует факт, о котором сообщила Лира Федоровна. Зная о том, какие сильные чувства питали друг к другу его студенты Анна Серцова и Григорий Карпов, декан помог Григорию разыскать в медсанбатах раненую подругу; с тех пор они не разлучались. Осенью 1941 г., когда вермахт, тщательно разработав план «Барбаросса», после оккупации множества европейских стран и захвата их столиц, двинул свои орды на Москву, истребительный батальон, руководимый Ф.И. Хасхачихом, влился в регулярную армию и участвовал в боях в московской зоне обороны. А в начале 1942 г. соединение войск, в котором служил Ф.И. Хасхачих, направили на Калининский фронт под Ржев. В тяжелые дни боев на Ржевском плацдарме он проявил себя как отважный воин. За короткое время прошел путь от рядового солдата до майора: его ценили за высокие качества политработника и волевого офицера Красной Армии, обладавшего навыками не только убеждать, но и умело командовать. Вот лишь один из военных эпизодов. В февральских боях 1942 г. 158-я стрелковая дивизия, частью которой стал истребительный батальон Ф.И. Хасхачиха, прямо с марша предприняла наступление на мощно укрепленный пункт врага - Холмец. В ожесточенных боях погибли один за другим командир и комиссар 875-го полка, смертельно был ранен начальник штаба. Однако полк продолжал сражаться, получая приказы политработника Ф.И. Хасхачиха, взявшего командование полком на себя. Это никого не удивляло: его мужество и умение воевать ценили не только студенты-мифлийцы, сражавшиеся рядом со своим деканом, но и другие бойцы, безгранично веря ему и беспрекословно выполняя его распоряжения. Дивизионная газета «За Родину» неоднократно отмечала бесстрашие и храбрость воина-ученого, который уже после первых боев в числе немногих политработников дивизии был награжден боевой медалью «За отвагу». Вскоре он стал известен как один из лучших пропагандистов 39-ой армии. Он вел огромную агитационную, политическую и воспитательную работу среди личного состава объединения: выступал с докладами о положении на фронтах Великой Отечественной войны, о фашистских зверствах и реакционной природе фашизма. В землянках и окопах, в строю и на привале разъяснял смысл и цели борьбы против гитлеровцев, вселяя уверенность в победу, поднимая моральный дух бойцов; ходил в атаку вместе с ними – тяготы фронтовой жизни были общими. За две недели до своей гибели он написал для газеты статью «Чтобы победить врага, надо научиться его ненавидеть», в которой как истинный патриот и политик писал: «Красная Армия уничтожает немецких солдат не потому, что они немцы, она их уничтожает как оккупантов, которые с оружием в руках хотят поработить народы нашей страны». В дни тяжелых боев он поддерживал своих товарищей. Вот строки из письма Федора Игнатьевича, адресованные раненому бойцу: «Кровь, пролитая Вами и нашими товарищами, не пройдет даром. Поле победы жизнь будет еще лучше и прекрасней». Самому Ф.И. Хасхачиху не довелось дожить до этих дней. «Земной свой путь пройдя до половины», он погиб на боевом посту – на передовой, выступая перед бойцами с докладом о 25-й годовщине Великой Октябрьской революции. Вражеский снаряд оборвал жизнь талантливого ученого и выдающегося пропагандиста. О его гибели известил общественность журнал «Под знаменем марксизма» (1942, № 10). Некролог подписали боевые друзья, сражавшиеся бок о бок с Федором Игнатьевичем: генерал-майор Зыгин, бригадный комиссар Герой Советского Союза Бойко, полковой комиссар Крылов, старший батальонный комиссар Белов, капитан Симонян и др. Философский факультет Московского университета отдает должное своему первому декану. Так, в 1967 г. была организована совместная поездка представителей МГУ им. М.В. Ломоносова и Высшей партийной школы при ЦК КПСС на место захоронения Ф.И. Хасхачиха в деревню Пустошки Селижаровского района Тверской (Калининской) области. Известно, что первоначально он был захоронен в деревне Дубровы, но после войны она перестала существовать. Реализуя указ Н.С. Хрущева, по которому предстояло собрать на местах боев многочисленные отдельные захоронения воинов, прах Ф.И. Хасхачиха был перенесен в братскую могилу. Ее обнаружил член Московского городского совета ветеранов 80-летний Н.Я. Михайлов, участник Великой Отечественной войны, разыскивая погибшего в тех местах сына. По факту обнаружения могилы Ф.И. Хасхачиха Центральное телевидение организовало передачу «Никто не забыт, ничто не забыто». Красивый памятник на братской могиле воздвигнут на средства местных жителей; там же установлена мемориальная доска, посвященная памяти философа. Его однополчане-студенты иногда могли наблюдать, как поздней ночью, когда после тяжелого марша бойцы уже расположились на ночлег, Федор Игнатьевич, несмотря на усталость, при свете огарка свечи писал письмо своей любимой дочурке. Одно из них, бережно хранимое ею, написано стихами. Лира! Ты просишь писать тебе часто и много. Но редки и коротки письма мои: К тебе от меня непростая дорога, И много писать мне мешают бои.
Враги - недалеко. И в сумке походной Я начатых писем десяток ношу. Не печалься! Я выберу часик свободный, Настроюсь - и сразу их все допишу!
Поверь мне, родная: к тебе аккуратно Длиннющие письма пишу я... во сне, И кажется мне, что сейчас же обратно Ответы, как птицы, несутся ко мне.
Но враг - недалеко, и сплю я немного: Меня будит работа родных батарей... У писем моих непростая дорога, И ты не проси их ходить поскорей.
Пускай эта песенка вместо письма: Что в ней не сказал - угадаешь сама. И утром, ее напевая без слов, Ты знай, что твой папа жив и здоров! Папа Федя, 5 июня 1942 г. Фронт
Стихотворный ответ дочери Федора Игнатьевича, спустя десятилетия, уже обращен был к его потомкам и опубликован в 2011 г. в юбилейном сборнике «Духом Россия сильна». 100-летнему юбилею со дня рождения ученого, воина, патриота Ф.И. Хасхачиха МГУ им. М.В. Ломоносова посвятил расширенное заседание Ученого совета на философском факультете. В те же дни радиостанция «Голос России» транслировала на греческом языке передачу о Ф.И. Хасхачихе на Грецию. Рубрика «Греки России: исторические судьбы» воссоздала образ этого незаурядного человека, его многогранную личность. Будем помнить и мы: российский грек – ученый-философ, пламенный патриот – защищал нашу науку, нашу землю, отдал жизнь за свое Российское Отечество! Память о Федоре Игнатьевиче Хасхачихе увековечена на мемориальной доске «Вечной славы» философского факультета МГУ, где первым значится его имя.
|
« Пред. | След. » |
---|