Глобальное будущее 2045 | Печать |
Автор Климова С.М., Майданский А.Д.   
14.03.2014 г.

(Обзор научной конференции в Белгороде)

С конца XX столетия на Западе вошли в моду проекты «сотворения будущего», ставящие своей целью радикальное преобразование человеческой «натуры» при помощи сплава высоких технологий. На первый взгляд, да и при более пристальном рассмотрении эти дизайны будущего кажутся старой доброй научной фантастикой, только с акцентом на предикат «научная». Но ведь история знает уже немало случаев, когда наука претворяла в жизнь самые фантастические проекты. Не случится ли то же самое и с новейшими «форсайтными»[1] технологиями?

В феврале 2012 г. в Москве прошел международный конгресс «Глобальное будущее 2045», на котором, в числе прочего, обсуждался амбициозный проект превращения России в «мирового идеологического лидера» движения, ставящего своей целью создание искусственного человеческого тела, киборга, для переселения или по меньшей мере «эмуляции» в нем человеческой личности для достижения практического бессмертия. (Во времена Н. Федорова и Вл. Соловьева наша страна стала философской колыбелью танатоборчества – быть может, теперь настало время вернуться к истокам?..)

Такова стратегическая задача проекта «Аватар-1», разработанного общественным движением «Россия 2045»[2]. Лидер движения Дмитрий Ицков познакомил с этим проектом участников первой Всероссийской конференции «Глобальное будущее 2045: Антропологический кризис. Конвергентные технологии. Трансгуманистические проекты», прошедшей 11-12 апреля 2013 г. в стенах Белгородского государственного научно-исследовательского университета. В краткой, но весьма конкретной речи он представил «дорожную карту» выхода из современного кризиса на основе внедрения НБИКС-технологий[3] и использования достижений современной робототехники. Далеко не все участники восприняли его идеи позитивно, продемонстрировав в своих вопросах и репликах как вполне естественные негативные реакции на все большую технологизацию человеческой жизни, так и типично обывательские опасения, проистекающие из непонимания механизмов развития современной робототехники и форсайт-технологий. Со своей стороны, докладчики по мере сил старались рассеять популярную мифологему порабощения человека машиной, бытующую в околонаучной публицистике и художественной литературе.

Тематика конференции вызвала большой интерес, причем не только в нашей стране. Для участия в работе форума в Белгородский университет прибыли ученые из Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Информационными партнерами стали журналы «Человек», «Философские науки» и др.

Лейтмотивом доброй половины докладов стала тема «антропологического кризиса», дно которого, по расчетам многих экспертов, придется на середину столетия (отсюда символический год «2045» в названиях конгрессов, движений и манифестов). В.С. Степин и А.П. Назаретян характеризуют эту гипотетическую фазу исторического развития при помощи заимствованного в синергетике понятия «динамического хаоса»: за ней последует либо деградация и гибель, либо выход цивилизации на качественно новый уровень развития.

На конференции акцент делался не столько на критике и живописании кризисных черт современной цивилизации – хотя без этого, разумеется, не обошлось, – сколько на попытке заявить и проанализировать возможные пути выхода из кризиса. Дискуссия заставила задуматься, что нас ждет в ближайшем будущем, как можно с помощью технологий преодолеть кризис человеческого бытия и даже небытия. На конференции присутствовали ведущие ученые нашей страны, исследователи в разных областях знания, не только философы, но и физики, математики, биологи, кибернетики. Разумеется, выступавшие ученые не были единодушны в своих прогнозах и рецептах видения будущего. Но уже само по себе обсуждение этой темы может стать фактором, обеспечивающим как социальную, так и финансовую привлекательность трансгуманистических проектов.

«Вот уже более полувека по Европе, да не только по ней, а едва ли не по всему миру, бродит призрак трансгуманизма», – этими словами начал свой доклад член-корр. РАН Б.Г. Юдин (Институт философии РАН). Суть обозначенной им проблемы заключается в определении границы между человеческим существом и гипотетическим созданием, которое можно обозначить как постчеловек, в выяснении его «человеческих границ». Б.Г. Юдин отметил, что сегодня трансгуманистические проекты становятся осязаемой реальностью: к примеру, иммортализм, создание нейропротезов, разработка ноотропов, т.е. средств, активирующих память и улучшающих когнитивные способности, создание экзокортекса – усилителя мозга, по сути дела размещаемого вне организма, и, как венец всех усилий в этой области, создание постчеловека. Докладчик неоднозначен в оценках надвигающихся постгуманистических перспектив; он лишь обрисовал возможные контуры будущих сценариев бытия человека и человечества.

А.П. Назаретян (Институт востоковедения РАН) предложил основанное на «вертикали Снукса – Панова» видение «зоны сингулярности» – точки ломки прежней эволюции и перехода человечества на новую стадию постэволюционного развития. По его мнению, сегодня только интенсивное развитие новейших технологий может спасти человечество от биологического вырождения, обусловленного небывало высокими жизненными стандартами и потребностями. Сохранение планетарной цивилизации и продолжение универсальной эволюции зависит во многом от способности разума создавать стратегические смыслы вне религиозно-идеологического контекста, предполагающего выстраивание макрогрупповой солидарности через противопоставление другим общностям по модели «они – мы».

Космонавт-испытатель С.В. Кричевский (РАНХ при Президенте РФ) указал на необходимость создания «человека космического» уже на Земле, на примере создания биороботов, технологических двойников реальных космонавтов. Его идеи нашли продолжение в посвященных форсайт-технологиям докладах И.А. Асеевой (Юго-Западный госуниверситет, г. Курск) и В.Г. Буданова (Институт философии РАН), Е.Г. Гребенщиковой (Курский государственный медуниверситет). В докладе И.А. Асеевой и В.Г. Буданова отмечалось, что «антропологический поворот информационного общества середины XXI в. сулит ряд уникальных антропологических феноменов, которые заметны уже сейчас: радикальный разрыв по темпу обработки информации поколений “отцов” и “детей”; повсеместная востребованность в новом поколении интуитивных способов обработки информации и принятия решения; возможность своеобразного расщепления, ароморфоза вида homo sapiens на способных работать с информацией новым способом и не способных; возникновение новой этики всеобщего доступа к информации и запрет на ее фальсификацию; принятие императива ноосферных ценностей, понимание квантово-синергетических механизмов трансперсональной природы единства индивидов, общества, человечества; открытие онтогенетических законов развития антропосферы».

Своеобразным подтверждением жизненности технологий форсайта стало выступление В.Г. Редько (Институт системного анализа РАН), представившего результаты опытов, проводимых в Центре оптико-нейронных технологий Института системного анализа. Им была предпринята попытка по-новому подойти к анализу вечной проблемы: как в процессе биологической эволюции возникал язык общения животных, как развитие коммуникаций привело к современному языку человека и способствовало развитию его интеллекта. В.Г. Редько описал контуры нового направления эволюции познавательных способностей биологических организмов, выделив в качестве основного подхода – конструирование и исследование искусственных (в виде компьютерной программы или робота) «организмов», называемых «аниматами» (animal + robot = animat), автономными агентами, используя их способность приспосабливаться к внешней среде.

«Воля человека к бессмертию является естественным продолжением воли к жизни». Этими словами из «Кибернетического Манифеста» начал свой доклад Д.И. Дубровский (Институт философии РАН), заострив внимание на практических достижениях, теоретических основаниях и психологических проблемах, возникающих у обывателей при восприятии этого суперпроекта. Он обратил внимание на уже достигнутые наукой практические результаты, такие как расшифровка генетического кода и генома человека, создание искусственным путем первого организма, достижения в области робототехники, искусственного интеллекта, моделирования на суперкомпьютерах информационных процессов головного мозга, ответственных за психические явления, создание интегральных биоэлектронных систем, быстрое развитие протезирования внутренних органов и конечностей и т.д. Особого внимания заслуживает НБИКС-конвергенция, открывающая перспективу конструирования систем, способных воспроизводить на небиологических субстратах функции жизни и психики. Таков путь трансгуманистических преобразований, перевоплощения разума и личности, что требует принципиально новых подходов к разработке социогуманитарной проблематики, которая занимает сейчас центральное место в системе НБИКС.

Доклад С.М. Климовой (Белгородский государственный национальный исследовательский университет) был обращен к глубинам человеческой психики, сознания, константой которого является мифологический компонент, с удивительным постоянством обнаруживающий себя в кризисных, переходных ситуациях. Философия робототехники – логическое завершение стремления к тотальному контролю, не считающемуся с автономностью и суверенностью всех живых существ, не говоря уже о человеке. Сегодня большинство из нас не захочет иметь сенсорный датчик или технического двойника ни при каких обстоятельствах. Но кто знает, как будет обстоять дело, скажем, в 2045 году? Очевидно одно: современная робототехника особенно рельефно демонстрирует патологическое состояние современной бездушной и бездуховной цивилизации.

«Киборг – не робот, поскольку обрел свою личность как человек, и вопрос состоит в том, где и когда он может ее утратить? У робота другая задача – как обрести самостоятельность и качества, аналогичные человеческим. Можно ли вдохнуть душу в эту штуковину иначе, чем это происходит у людей – через воспитание, образование, общение и поступки? Будет ли в итоге искусственная душа равна человеческой?», – через эти вопросы Е.В. Мареевой (Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»), была прочерчена линия многих дискуссионных баталий последующих секционных заседаний. Двигаясь противоположными путями, ученые упираются в одну и ту же проблему критериев демаркации человеческого и сверх- или нечеловеческого, и шире – в кардинальную проблему сущности человека. Эти и другие неоднозначно трактуемые проблемы обсуждались на секциях: «Гуманизм и трансгуманизм», «Конвергентные технологии и трансгуманистическая эволюция»; «Антропологический кризис»; «Глобальное будущее: историко-философские и экзистенциальные аспекты».

Выступавшие на секционных заседаниях исследователи не были единодушны в прогнозах и рецептах выстраивания будущего; прозвучали самые разные трактовки понятий гуманизма и трансгуманизма, в том числе острая критика и заявки на переосмысление некоторых его базовых идей. При всех сложностях и противоречиях в одном были единодушны выступающие: нет однозначных рецептов, наука не может быть догматической, любая позиция требует критического переосмысления, нельзя быть равнодушным к проблемам существования человечества.

Одним из организаторов конференции стало движение «Россия 2045». Его руководство в лице лидера движения Дмитрия Ицкова  дало возможность в формате конференции высказаться многим ученым и исследователям, вступить на путь критического диалога, опираясь на идеи толерантного отношения к мнениям других, готовность рассмотреть любые предложения, связанные с предотвращением угрозы уничтожения современной цивилизации. Главное – искать вместе выход из создавшего положения, осуществлять консолидацию всех творческих и позитивных сил на этом пути.

С нашей точки зрения, конференция в Белгородском университете – это, пожалуй, первая коллегиально поставленная в нашей гуманитарной науке проблема такого глобального масштаба, как «спасение цивилизации». В этом плане она коррелирует с начинаниями российских космистов начала XX века: Федорова, Вернадского, Чижевского, Циолковского, Муравьева. Если мы вспомним, чем вдохновлялись их проекты, то, возможно, станут более понятны сегодняшние поиски выхода из кризиса, вопросы развития конвергентных технологий и создания «нового человека». На рубеже XIXXX вв. произошёл кризис, не менее острый, чем современный: раскалывалась классическая научная картина мира, острейшие социальные конфликты провоцировали войны, революции, распад мировых империй – на фоне неодолимого стремления «переплавить» человеческую природу. Тогда философы и ученые стали активно искать пути прорыва, преодоления этого кризиса. Такую же задачу, только иными средствами, нам приходится решать и сегодня. Подхватив федоровскую идею космической миссии человечества, Циолковский теоретически разработал принципы освоения космических пространств. А вскоре – человек полетел в космос. Быть может, и нынешняя конференция, обсуждавшая – хоть зачастую и звучащие фантастически – проекты бессмертия и создания «неочеловека», станет плацдармом для прорывных разработок, в том числе и в области форсайт-технологий.

 

С.М. Климова, А.Д. Майданский (Белгород)



[1] Форсайт (англ. foresight, видение будущего) – процесс планомерного формирования будущего в соответствии с комплексными «дорожными картами», разрабатываемыми совместными усилиями экспертов из разных сфер деятельности и областей науки и технологий.

[2] См.: www.2045.ru/manifest

[3] Конвергентное развитие  нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных и социальных технологий.

 
« Пред.   След. »