Общее обозрение (Summa) основных принципов обществоведения. Курс 1902 – 1903 гг. | Печать |
Автор Лаппо-Данилевский С.А.   
14.01.2014 г.

 

 

Summa

При изучении основных принципов обществоведения я прежде всего остановлюсь на выяснении

 

I. тех принципов, которыми я руководствуюсь, когда утверждаю объективное существование данных моего опыта, поскольку я называю его социальным, т.е. поскольку данные моего чувственного восприятия представляются мне в виде социальных фактов, явлений и  т.п.

Главнейшие из моих допущений следу[ющие]: а) Допущение объективного существования данных социального опыта, как объекта социального восприятия вообще.

1) я допускаю действительное существование состояний собственного моего сознания и критерий достоверности моего познания в соответствии моего мышления с его законами, которыми обусловлены согласованность и однородность моего знания.

2) я допускаю действительное существование объективного мира вне и независимо от моего сознания (хотя бы он воспринимался только через его посредство), по крайней мере постольку, поскольку внешний мир может служить объектом моего чувственного восприятия, т.е. опыта.

3) я допускаю, что между мною как субъектом, испытывающим восприятие и внешним миром, как миром объектов, реально существующих, есть соответствие, принимаемое мною на веру и не поддающееся проверке.

В самом деле, если я и могу доказать эквивалентность между объективно данным процессом и чувственным моим восприятием, то не могу доказать существования ее между ним и состоянием моего сознания (построения).

4) я наконец допускаю устойчивость соответствия между моими представлениями и данными чувственного опыта (единообразие) – псих[о]-физ[ический] параллелизм.

На основании вышеприведенных допущений я прихожу к след[ующему] выводу:

я допускаю, что мое представление о данном объекте, называемом мною «животное», в частности «человек» находится в устойчивом соответствии с действительно существующим объектом, обозначаемом таким словом, если только такое допущение не противоречит моему опыту.

Для того, чтобы признать данный существующий вне меня объект – субъектом, я пользуюсь новым принципом – признанием чужого одушевления.

Отсюда:

 Допущение объективного существования чужого одушевления.

5) Я допускаю не только существование собственного моего одушевления, но и чужого:

А) с гносеологической т[очки] зр[ения] и такого же объективного существования чужих одушевлений в объектах, подобных мне и потому мыслимых мною в качестве субъектов; объективное сходство между моим одушевлением и чужим.

а) допущение чужого одушевления.

Принцип одушевления пожалуй имеет конститутивное значение, поскольку он предполагается в утверждении об общезначимости категорий, как объективно данных. Хотя допущение о сущ[ествовании] чужого одушевления, как видно, может быть критически обосновано, но оно не может быть доказано, ибо на основании объективных признаков, в силу заключения по аналогии, такое допущение – только вероятно.

Во всяком случае я постоянно пользуюсь принципом признания чужого одушевления в качестве регулятивного принципа, напр[имер] при объяснении целесообразности чужих действий и т.п.; вообще есть основание предполагать, что с помощью такого принципа данные моего социального опыта объясняются лучше, чем без его применения, путем одних только механических процессов.

b) признание сходства между моим и чужим одушевлением (ср. принцип 4-й; из него выводится b).

Лишь по признании действительного существования чужого одушевления можно говорить о том, что я признаю чужое одушевление сходным с моим собственным.

В таких случаях я рассуждаю по аналогии, которая дает возможность прийти лишь к вероятным заключениям.

Лишь по признании чужого одушевления сходным с моим собственным я могу подстанавливать мое одушевление под чужие действия. (О способах такой подстановки и специальных видах подстановки я здесь не говорю.)

Утверждение сходства моего одушевления с чужими нуждается однако в дополнительном принципе единообразия человеческой природы.

В) С психогенетической т[очки] з[рения] проявление или укрепление признания чужого одушевления достигается благодаря:

Передаче жизни (а не создании ее вновь в каждом организме).

Самонаблюдению.

Симпатии.

Подражанию.

Развитию индивидуальности (в зависимости о окружающих).

Практической потребности (при обращении с другими).

Сознанию нравственного долга.

Вывод главнейший (из принципа одушевления).

1) благодаря признанию чужого одушевления:

а) я признаю в каждом из объектов, называемых животными (в частности – людьми) субъекта, сходного со мною и, след[овательно], постоянно пользуюсь принципом признания чужого одушевления.

Для того, однако, чтобы говорить о социальном отношении между А и В нужно, чтобы каждый из них взаимно признавал чужое одушевление, а между тем без такого взаимного признания и отношение (психическое) между ними не может представляться ими как объективно-существующее, значит не может быть у них и общей цели их действий.

Отсюда возникает новый принцип – пр[инцип] единообразия человеческой природы. Последний, как видно, находится в связи с признанием А сходства своего одушевления с одушевлением В (в смысле общей предпосылки) и с допущением, что и В мыслит так же по отношению к А.

Изучая его содержание мы вступаем в новую область исследований, которую можно определить таким образом:

II. Каков же принцип, которым я руководствуюсь при определении общего, но реального содержания данных моего социального опыта, т.е. общих реальных свойств его содержания, поскольку я называю его социальным опытом.

Сюда относятся следующие принципы:

1) принцип единообразия психической природы человека,

2) принципы человеческой деятельности (социальная эгология и телеология),

3) принцип соц[иального] взаимодействия[1],

4) принцип соц[иальной] среды,

5) принцип индивидуальности в его отношении к соц[иальной] среде.

 

Принцип единообразия психической природы человека

Физическое единообразие чел[овеческой] природы до сих пор еще остается мало обоснованным, поскольку речь идет о мозге, особенно человеческом; но мы предпосылаем не только единообразие физической, но и единообразие психической природы человека, как типического (а не единственного) представителя психической жизни.

Субъективное значение принципа:

1) поскольку я говорю о единообразии (как и необходимости) законов природы вообще и психической, в частности,

2) поскольку я такое понятие применяю к умственным свойствам человеческой природы.

Объективное значение – принцип единообр[азия] чел[овеческой] пр[ироды] получает, когда мы понимаем его как постоянство объективных наследственно передаваемых общих признаков данного вида особей, в частности, психических признаков животных - человека.

Последнее я понимаю,

а) как единообразие сосуществующих особей,

b) как единообразие преемственно следующих особей.

Полное единообразие я допускаю в формальных признаках,

аа) в единообразии познания

bb) в единообразии взаимно признанных чужих одушевлений.

сс) из единообразия признания каждым из нас не только существования чужого одушевления, но и сходства своего одушевления с чужими уже отчасти вытекает признание (допущение) единообразия в самом одушевлении, получающее опору в опытном знании.

Единообразие психич[еской] жизни всех живых существ должно отличать от единообразий псих[ической] природы человека.

Общие ее свойства гл[авным] об[разом]: анализ и синтез конкретных масс психич[еских] элементов, ассоциации по сходству, речь членораздельная (в смысле символов и орудий отвлеченного мышления), интеллектуализированные чувства, общие цели, нравственные цели.

Согласованность и непрерывность сознания, способствующая образованию самосознания, опирающемуся м[ожет] б[ыть] и на внутреннее чувство однородной психической работы познающего субъекта, обращенной им на себя, как на относительно постоянный объект.

Основные выводы из принципа полного и общего единообразия:

а) оно общее условие всякого соц[иального] отношения; последующее возникает под условием, в силу которого каждый из индивидов такого отношения мыслит объект своего действия в качестве субъекта. Сознание рода Гиддингса[2].

b) Подстановка одушевлений А под действия В возможна только при допущении принципа единообразия.

Понятие о частных единообразиях:

1) по органическим и психическим факторам, порождающим данное частное единообразие (единообразие в темпераменте и характере, в половых отличиях, в особях одной расы, национальности и т.п.),

2) по степеням развития человека или человечества (лица, принадлежащие к одной и той же степени – сходны):

1) сходство обезьян и детей,

2) дикарей разных рас,

3) цивилизованных детей и дикарей.

 

Общие выводы

1)      Индивиды, связанные частными единообразиями, лучше понимают друг друга,

2)      большее разнообразие соц[иального] общения (при разнообразии частных видов),

3)      борьба за существование.

Принцип признания чужого одушевления дает возможность объективировать чужое одушевление, т.е. придавать объективное значение субъекту.

Принцип единообразия психической природы человека содержит основное условие возможности какого-либо реального отношения между данными субъектами.

Признание реального существования членов отношения и наличности условия, нужного для его осуществления, однако, не достаточно для того чтобы самое отношение также представить себе, как нечто реальное.

Такое представление возникает благодаря принципу взаимодействия.

Ясно, что без взаимного признания чужого одушевления и без некоторого единообразия между субъектами, вступающими в известное отношение друг к другу, не может быть и взаимодействия между ними.

А) Гносеологическое значение принципа взаимодействия.

Для построения понятия взаимодействия я, очевидно, нуждаюсь в принципах причинности и целесообразности.

Я полагаю, что принцип каузальности лежит в основе принципа взаимодействия (а не обратно), ибо

1) для понятия действия я уже нуждаюсь в понятии причинной связи,

2) принцип W-ия[3] становится исходным лишь с телеологической точки зрения.

Ту же аргументацию можно ввести  в построение понятия социального взаимодействия:

1) в понятии причинных или мотивированных действий субъектов, вступивших во взаимодействие, я уже пользуюсь принципом каузальности; кроме того, без принципа каузальности я не могу построить понятия о W (А, В), поскольку я рассматриваю действие А как причину реакции В; и обратно в W (В, А).

2) в понятии о ближайшей цели данного реального отношения между А и В, каковою является само взаимодействие их, я пользуюсь принципом целесообразности; отношение между А и В, поскольку оно служит единым и общим объектом их познания и желания, служит ближайшею и общею им целью их действий.

Итак, для того, чтобы мыслить социальное отношение действительно существующим или наступившим я должен признать причинно-следственное и целесообразное отношение между А и В, т.е. признать взаимодействие между ними; последнее становится с гносеологически-социологической т[очки] зр[ения] принципом объективирования всякого мыслимого мною социального отношения.

Я не могу представить себе отношение между двумя субъектами существующими (объективно) иначе, как в форме взаимодействия.

В) Реальное значение принципа взаимодействия (его содержание).

Основные моменты взаимодействия следующие:

1) Условия W:

а) Общая среда – мертвая и живая, в частности, социальная.

b) Специальная среда, возникающая благодаря наличности возможности более частных единообразий и сходств в настроении и т.п. А и В именно нужных для того, чтобы между ними наступило взаимодействие.

2) Контрагенты W, т.е. субъекты способные действовать по отношению друг к другу, постольку поскольку каждый из них фиксирует состояние сознания, нужное для того, чтобы между ними наступило данное взаимодействие и каждый из них признает объект своего действия субъектом.

3) Факторы W.

А) Первоначальные факторы W-ия – внутренние состояния сознания,

В) Конечные – действия, входящие в состав данного W-ия.

1) Общие факторы – потребность в объективировании своего я.

                              – [потребность] в [совершенствовании – зачеркнуто] эволюции.

2) Частные факторы W-ия.

а) Инстинкты и чувства:

Инстинкт самосохранения и вызываемые им, связанные с ним эмоции.

Ин[стинкт] полового общения и вызываемые им, связные с ним эмоции.

Симпатия; в частности, синестезия.

Индивидуально-социальные чувства (в широком смысле – м[ежду] пр[очим] в смысле факторов индивидуализма  в этическом его смысле).

Социальные чувства: альтрюистичности и нравственности.

b) Воля – как фактор данного действия.

с) разум, как фактор преимущественно определяющий цели взаимодействия.

A) Действия, входящие в состав данного взаимодействия.

Каждое действие есть f (φ, φ), в которой внутреннее состояние сознания определяется, выражается и получает известную ориентировку.

Внутренние действия, однако не достаточны для наступления W (А, В), т[ак] к[ак] не воспринимаются контрагентами при обычных условиях.

Итак, факторами W-ия оказываются внешние действия, т.е. такие внешние (физиологические) сопровождения внутренних состояний сознания, которые доступны стороннему и объективному восприятию.

Из числа внешних действий следует отметить социализирующие и [со]циальные, т.е. обращенные или на объект, имеющий реальное отношение к какому-либо субъекту (хотя бы на часть его тела, как на объект) или обращенные на субъект.

Наконец, социальное действие м[ожет] б[ыть] прямым или косвенным, т.е. воспринимаемым данным субъектом через какое-либо посредничество (напр[имер], письмо, книга и т.п.). Понятие об определенном действии достигается путем абстракции, в действительности мы наблюдаем не действия, а ряды действий или деятельности.

B) Сторонние друг другу действия (т.е. совершаемых разными субъектами) в их реальном взаимодействии.

аа) Два сторонних действия.

1) действие А на В, вызывающее реакцию В; или обратно – порождающее одностороннее взаимодействие, самым распространенным типом которого должно признать подражание.

Понятие о взаимном подражании вводит нас в понятие об одностороннем взаимодействии.

2) действие А на В, вызывающее действие В на А и обратно, причем действия А и В взаимодополняют друг друга или соответствуют друг другу, в частности, эквивалентны друг другу.

Такое взаимодействие я называю обоюдосторонним; важнейшими видами его можно признать:

конфронтацию, сказывающуюся в играх или действ[ительной] жизни

обмен услуг и т.п., сказывающийся в играх или действ[ительной] жизни

приказание и повиновение, сказывающееся в играх или действ[ительной] жизни.

bb) Две стороны деятельности в их реальном взаимоотношении.

Можно всегда представить себе в виде чередования действий контрагентов и т[аким] о[бразом] разложить на ряд простейших взаимодействий, причем каждое из них можно рассматривать как состоящее из двух сторонних действий.

Такое чередование я называю социальным общением.

Следует заметить, что социальные взаимодействия (как односторонние, так и обоюдосторонние) могут быть или фактическим или нормированными.

 

4) Цель взаимодействия.

Должно различать объект взаимодействия, т.е. мат[ериальную] точку или систему материальных точек, к которым сообща прилагаются действия контрагентов, от цели W; цель проявляется в выборе объекта.

Нельзя построить понятие о реальном отношении между А и В без понятия об общей им цели; ближайшею из таких целей и является само взаимодействие.

Последнее становится средством для достижения дальнейших целей, которые могут быть:

1) или отличными (разными) друг от друга.

2) или совпадать.

3) или сливаются в одну дальнейшую или конечную цель, общую всем контрагентам взаимодействия. Такую цель и можно назвать преимущественной целью взаимодействия.

Следует иметь в виду, что конечная цель взаимодействия не есть конечная цель каждого из контрагентов.

Главнейшие приложения принципа взаимодействия (выводы из него).

Приложение принципа W к построению некоторых данных моего опыта.

1. К построению понятия о W (А, S), где S=Σ (B, C, D… N).

2. К построению понятия о социальном явлении, как переменной в данном реальном соотношении данных контрагентов, т.е. смене одного соц[иального] взаимодействия другим.

3. К построению таких соц[иальных] отношений, возможность которых обусловлена наличностью целостной системы взаимодействий, т.е. Σ (B, C, D… N)= среда соц[иальная].

4. К построению таких соц[иальных] отношений; возможность которых обусловлена наличностью известного ряда взаимодействий (нарастание и убывание посредников).

5. К построению понятия об общественном союзе, как системе разнородных взаимодействий в конкретном их агломерате.

6. К систематике соц[иальных] явлений разных порядков  степеней.

7. К построению теории согласованности соц[иальных] явлений разных видов (W W – разных порядков и степеней).

 

Принцип социальной среды.

А) Гносеологическое значение.

Принцип соц[иального] взаимодействия тесно связан с принципом соц[иальной] среды, поскольку отношение среды, как данной системы соц[иальных] взаимодействий, к индивиду представляется мне как W (S, J) или как W (Ja, Jy) под условием W [S, W(Ja, Jy)].

Отсюда возможность двух типов:

1) W (S, J)

2) W [S, W(Ja, Jy)].

В обоих типических случаях S играет роль социальной среды.

Определение ее можно вывести из общего определения среды путем ряда подстановок.

Под средою вообще я разумею: совокупность внешних по отношению к данному объекту или процессу условий его существования.

Заменим термин «объект» понятием «органическое тело»; тогда самое понятие среды, как совокупности условий его существования надо рассматривать в отношении ее к данной степени развития такого тела.

Заменим снова термин «органическое тело» понятием «субъект», так как его развитие, как мы видим, предполагает наличность других, окружающих его субъектов же, действующих на него, то и определение соц[иальной] среды, как совокупности данной системы взаимодействий чужих одушевлений будет принципиально отлично от понятия о среде органической, так как оно основано на предварительном признании: принципов чужого одушевления, единообразия психической природы человека и социального взаимодействия.

В) Реальное значение.

Хотя логически принцип W предшествует принципу соц[иальной] среды, ибо нельзя представить себе ее образование без соц[иального] W-ия, но фактически можно рассматривать их последовательность и в обратном порядке без большой ошибки, так как

1) с трансформистской т[очки] з[рения] всегда можно подыскать вид, из которого образовалась данная разновидность, причем такой вид можно рассматривать как среду по отношению к его разновидности.

2) с исторической т[очки] з[рения] за исключением разве самых первоначальных ступеней развития почти все соц[иальные] отношения уже обусловлены наличностью известной соц[иальной] среды (хотя бы очень еще слабой, не организованной).

Разные значения соц[иальной] среды.

1. Уравнительное влияние ее на индивидов.

2. Разрознивающее влияние ее на индивидов (индивидуализирующее значение среды)

1. Уравнительное значение.

С точки зрения принципов единообразия и соц[иального] взаимодействия соц[иальная] среда представляется нам:

Как однородное целое, согласованность которого сознается членами данной соц[иальной] группы и оказывает общее давление на нее.

Под таким давлением и возникает (за исключением разве первоначальных случаев) всякое социальное отношение.

Если даны W (S, Jx) и W (S, Jy), то достаточно быть и W[S, W(Jx, Jy)] или лучше SW(Jx, Jy)? (приписка на полях. – А.М.).

Такое обобщение в особенности относится к человеческим отношениям.

Даже простейшие действия (напр[имер], восклицание) уже обыкновенно обнаруживает такое давление, значит и взаимодействие.

Разновидности уравнительной среды.

а) Среда традиционная, т.е. тот культурный фонд, который благодаря некоторой непрерывности коллективного сознания, общего по кр[айней] мере двум смежным поколениям, передается от одного к другому.

Объектом общего сознания (познания, желания, долга) служит или совокупность функций данного агрегата (настроений, потребностей, идей, слов, нравов, правил и т.п.) или объективированная консолидация их результатов (орудия, картины, книги, памятники, общественные здания = учреждения и т.п.).

При выяснении конкретного содержания данной традиционной среды следует различать:

факторы ее: инерция

                 привязанность к прошлому и т.п.

средство ее передачи: наследственность предрасположений

                                         подражание и т.п.

 

Приложение принципа уравнительной среды к истолкованию частных единообразий.

а) первого вида (фактора)

1) влияние на характер (на его тип)

2) влияние на половые единообразия

3) влияния на расовые единообразия (образование известного народного характера под воздействием данной среды).

b) второго вида (степени).

Влияние на большее единообразие на высших ступенях развития.

с) Новые виды частных единообразий, объясняемые преимущественно путем применения пр[инципа] трад[иционной] соц[иальной] среды.

1) Частное единообразие между членами одного и того же эндогамического союза, племенные или только сословные браки и т.п.

2) Частное единообразие между лицами принадлежащими к одному и тому же сословию (сословный дух, с[ословн]ые предрассудки и т.п.).

b) Среда интуитивная – т.е.

1) то общее состояние сознания, которое захватывает индивидов, одновременно входящих в состав данной группы (толпы и т.п.), обыкновенно довольно случайного происхождения, так что под его давлением и образуется между соприсутствующими известные соц[иальные] отношения.

2) Уровень интуитивной среды всегда определяется состоянием сознания наименее развитых членов группы, в виду чего такое скопление может в эмоциональном отношении быть выше (ценнее) отдельных индивидов, но (за редкими исключениями? – когда группа вполне определена – и значит скорее традиционного характера) обыкновенно ниже в интеллектуальном.

3) Содержанием общего состояния сознания являются: традиция (инстинкты, привычки и проч.), известные образы (красное знамя и  т.п.), слова, формулы и т.п.

Каждый член скопления сознает свое собственное состояние сознания, как общее всей группе, причем сознает и одобрение, высказываемое всей группой данному состоянию.

4) Разновидности скоплений: разнородных и однородных и т. д., в зависимости от которой находится и данное частное единообразие.

Действительная среда (уравнит[ельная]) – соединение традиционной и интуитивной.

 

Общие выводы из принципа уравнительной среды:

1) Каждая личность, как бы велика она ни была, зависит от действующей на нее социальной среды в уравнит[ельном] ее значении, поскольку она отражает ее в себе и в известной мере представляет то общество, к которому она принадлежит.

2) Поскольку люди способны представлять общество, в котором они живут, они могут замещать (но не заменять) друг друга.

 

2. индивидуализирующее значение соц[иальной] среды.

Т[о] е[сть] поскольку она способствует образованию индивидуальных разностей; такое значение среды соц[иальной] можно выяснить только предпосылая: 1) что человек не кусок воска, т.е. предпосылая новый принцип – а именно принцип личности и 2) что среда не только однородна, но в некоторых отношениях разнородна.

Принцип личности.

С социологической т[очки] з[рения] каждый индивид представляется нам  не только в виде субъекта, как индивида, обладающего психическим единством, но и в виде личности, т.е. как единичного субъекта.

Предпосылки, нужные для такого понятия:

1) Даже при тождественности представлений у А и В, порядок в котором они накладывались друг на друга, почти всегда разный;

2) В каждом субъекте есть не только общие ему с другими, но и одному ему присущие свойства, ибо вероятность того, чтобы все отдельные свойства А оказались у В – ничтожна.

3) Между свойствами А есть внутренняя связь не прямо зависящая от внешней среды; то же и с В.

4) Каждый субъект (с приближением) – единственная в своем роде комбинация ему присущих свойств; вероятность ее повторения ничтожна.

След[овательно], даже при тождественной среде реагирование на нее А и В будет не тождественно, что тем более справедливо при наличности разнообразных элементов в среде S, благодаря которым в сущности на А действует S1, на В – S2, где S1 не = S2.

В таком смысле можно сказать, что соц[иальная] среда порождает индивидуальные разности.

Притом личность каждая по-своему не только приспособляется к среде, но и сознательно реагирует на нее (причем реагирование м[ожет] б[ыть] близким к нулю или достигать ощутительных результатов).

Реагирование ее состоит в комбинировании или противопоставлении разных данных значений среды или элементов ее друг другу, поскольку она (личность) способна подвергнуть себя влиянию того, а не другого из них.

Сильно реагирующую на среду личность мы называем великим человеком; последний лучше других:

1) вбирает лучшие элементы данной культуры.

2) синтетически порождает из них (присоединяя свое творчество) новый продукт.

Разнообразные значения (реальные) принципа личности.

1. Реальное значение личности.

а) Значение личности преимущественно с индивидуальной точки зрения, как известной централизации (иерархической координации) данных элементов психической жизни, как подвергающейся влиянию сложной среды; чем она сложнее, тем сложнее и комбинации J.

b) Значение личности преимущественно с коллективной т[очки] з[рения] в зависимости от того отношения, в каком она стоит к данной общественной группе, в особенности к государству.

Личность, наделенная правами = лицо. Государство обеспечивает полноту содержания лица, в значительной мере почерпающего таковое (т.е. содержание) из своего общения с себе подобными, в виде постоянной функции возможного только благодаря государству.

2. Фиктивное значение личности (гл[авным] об[разом] великих людей), получаемое путем: а) концентрации – приписываний результатов одному лицу, получающему в качестве такового известное значение;

b) путем перенесения странствующих сказаний.

 

Главнейшие приложения принципа личности.

1) Полная реальность – только в конкретности.

2) [зачеркнуто: Принцип личности лежит основе понятия о личности в нравственном смысле; кроме реальности возникает долженствование, ибо] каждая личность имеет свою цену, не однородную с другими. Т[аким] о[бразом] категория долженствования получает осуществление в действительности путем комбинации ее с принципом личности.

3) Индивидуальные разности порождают разнообразие социальных отношений.

4) Разнообразие индивидов при возможности соответствия в их действиях может способствовать их гармонии.

5) Сознание данным индивидом (какого бы то ни было) единообразия с другими по контрасту вызывает в нем стремление дополнить себя другими, что возможно под условием существования индивидуальных разностей.

Т[аким] о[бразом] общество в его полном значении (и долженствовании?) возникает благодаря м[ежду] пр[очим] и принципу индивидуальности.

Вышеуказанные принципы лежат в основе построений данных социального опыта каждого из нас.

При изложении их я нисколько не желал придавать им догматического характера; моя попытка дать систематическое обозрение тех принципов, без которых я не могу познавать как бы то ни было социальны факты или явления, не устраняет его критики; надо только помнить, что гораздо труднее что-либо построить, чем разрушить построенное.

Принципы научного изучения данных соц[иального] опыта (принципы каузальности, целесообразности, согласованности, эволюции) – мною будут рассмотрены в другой раз.



[1] На полях карандашом напротив второго пункта стоит знак вопроса. Второй и третий пункты объединены скобкой с пометкой «не слить ли 2 и 3».

[2] Гиддингс Франклин Генри (1855–1931) – американский социолог, представитель психологического направления в социологии. Основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894), президент Американского социологического общества (1908).

[3] W-ия (W) – сокращение А.С. Лаппо-Данилевского, означающее взаимодействие.

 
« Пред.   След. »