Начала «идеологии»: Антуан Дестют де Траси и его наука об идеях | Печать |
Автор Иванова А.С.   
26.09.2013 г.

 

Краткий обзор «идеологии» − «науки об идеях» конца XVIII в., основанной Антуаном Дестют де Траси, предваряет первый перевод на русский язык 11-й гл. I ч.  («Идеология в собственном смысле слова») его «Элементов идеологии» .

 

Brief review of “ideology”, the end of XVIII century “science of ideas”, founded by Antoine Destutt de Tracy, introduces the first translation into Russian of the chapter 11 (Part 1, “Ideology Proper”) of his «Elements of Ideology».

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идеология, идея, теория познания, метафизика, Просвещение, Дестют де Траси, Кондильяк.

 

KEY WORDS: ideology, idea, theory of knowledge, metaphysics, Enlightenment, Destutt de Tracy, Condillac.

 

Тема идеологии, столь же трудно определимая, сколь и изучаемая, от Карла Маркса до Шанталь Муфф, была впервые эксплицирована как философская и введена в философию во Франции конца XVIII в. Антуаном Дестют де Траси. Создав слово для обозначения науки, имеющей предметом изучения идеи (в широком смысле, фактов сознания), их свойства, законы, отношения со знаками, которые их представляют, и, в особенности, их происхождение, де Траси и его единомышленники – П. Кабанис, К. Вольней, П. Ларомигьер и другие – впервые объединили под названием «идеология» всю совокупность традиционной философской проблематики и занимались ее разработкой в течение последнего десятилетия XVIII – первых десятилетий XIX в. – до тех пор, пока Маркс, выступив со своей работой «Об идеологии» (1848 г.), не изменил навсегда судьбу понятия, дав рождение новой, политической, традиции его толкования. Вне ее, для историков философии, «идеология» навсегда осталась прежде всего теорией познания или, на языке эпохи, метафизикой. 

            Принято считать, что историко-философское изучение «идеологии» началось с появления монографии Франсуа Пикаве «Идеологи. Очерк истории идей и научных, философских, религиозных и других теорий во Франции с 1789 года» (Париж, 1891), в соответствии с названием представляющей собой детальное описание контекста и истории развития «идеологии» как своеобразного интеллектуального французского течения конца XVIII в. и дающей, среди прочего, первую классификацию «идеологов», сообразно их взглядам. Так, Пикаве выделил две основные группы − психологического и физиологического направлений. Главой первой группы стал де Траси, второй – Кабанис. Авторство другой классификации принадлежит итальянскому историку философии, Серджио Моравиа; его «Мысль идеологов», появившаяся в 1974 г., дала другое членение школы или, лучше сказать, представила «идеологию» как доктрину, имеющую четыре аспекта: психологический, физиологический, географический и социальный (их разрабатывали де Траси, Кабанис, Вольней и Кондорсе соответственно). Третий исследователь «идеологии», Жорж Гюсдорф, предпочел придерживаться варианта классификации Пикаве [Пикаве 1891; Моравиа 1974; Гюсдорф 1978].

Указанные монографии, претендуя на возрождение интереса к теме «идеологии» как метафизики, едва ли преуспели в этом, что, по всей видимости, можно объяснить слишком давно сложившимся мнением, согласно которому «идеология»-метафизика лишена оригинальности и поэтому малозначима с философской точки зрения: в ней видят продолжение (изживание и упадок) соответствующих традиций Просвещения.

Действительно, знакомство с текстами Дестют де Траси может разочаровать того, кто ожидает от Франции пост-1789-го революции и в философии тоже: слишком явны в ней «старые», просвещенческие, мотивы. В связи с этим «идеологию» предпочитают представлять как имеющую лишь относительный, а вернее, соотносительный интерес.  Именно по этой причине «идеологи», эта «фигура умолчания» исторического и историко-философского контекста, могут быть в него заново вписаны  только исторически, то есть как наследники – философии Просвещения, – и предшественники – философии XIX в. И поскольку сама, в собственном смысле слова, «идеология» (т.е. «идеология»-метафизика, теория познания) в XIX в. просуществовала всего несколько десятилетий, а ее приверженцами были те, кто «перешагнул» в него из века XVIII, то именно у них следует искать следы подлинно «идеологические». Это П. Кабанис и Д.Ж. Гара,  П.-Л. Генгене и П. Ларомигьер, Ж.М. Дежерандо и М.Ф. Мен де Биран, а также многие другие. С другой стороны, их тексты – как результаты размышлений на предложенную тему – по видимости инспирированы одним: «Мемуаром о способности мышления» Антуана Дестют де Траси  (1798 г.). Представленные в этой работе положения были восприняты как основополагающие для той доктрины, которая впоследствии получила название «идеологической». И если со временем «идеология» стала школой или, по крайней мере, интеллектуальным движением, то это, без сомнения, потому, что «Мемуар» де Траси  явился для них программным, организующим документом.

В 1801 г. «Мемуар», в несколько измененном виде, был опубликован вторично – под новым названием «Элементы идеологии». Предполагалось, что он должен был стать первым в череде идеологических сочинений де Траси. В 1803 г. в свет вышла «Грамматика», два года спустя – «Логика»; ожидались тома о воле и экономике. Вместе эти работы, по замыслу автора, раскрывали его доктрину, как в теории («идеология в собственном смысле слова»), так и на практике (практикой «идеологии» считались грамматика, логика, теория морали), и составляли своего рода учебник по новой дисциплине. Собственно, издание и было задумано как учебное и должно было использоваться в так называемых Центральных школах, для образования молодежи нового типа – мыслящей точно, последовательно, а значит, правильно. Таким образом, «выправлялось» и общество, организуемое на рациональных основах par excellence.

 Иными словами, пафосом «идеологии» как эпистемологического проекта было именно обеспечение разумности человеческого устройства – через образование, – а также всего устраиваемого человеком – через применение этого образования. В этом смысле она явилась прямой наследницей Просвещения. С другой стороны, принимая во внимание исторический контекст ее существования, можно предполагать, что «идеология» воспринималась ее сторонниками как теория, позволяющая создать мир «с нуля» (как «нулевая степень письма»). И в этом смысле она не могла быть ничьей наследницей.

Между тем «идеологи», получившие образование еще при старом режиме, являлись носителями французской Традиции – литературной и философской. Поэтому «идеология» представляется последней (то есть самой поздней) философией французского Просвещения, полагаемой как философия-синтез наиболее сильных идей эпохи: методической – Кондильяка (последователя Локка) и предметных (сюжетных) – актуализированных сотрудниками «Энциклопедии» (но также в Пруссии – Кантом). 

 Сам Дестют де Траси полагает основателем и мэтром «идеологии» именно Э. Кондильяка – «французского Локка»: «Великому идеологу, – говорит он в одной из глав «Идеологии в собственном смысле слова», – некоторые идеи которого я <…> осмеливаюсь опровергать, принадлежит выдающаяся заслуга быть тем первым, кто по-настоящему познал,  что значит мыслить» [Де Траси 1804, 238].  

Теорию познания Кондильяка и де Траси несомненно роднит их эмпиризм. Обе они содержат, хотя и в неявном виде, три основных эмпирических положения: образование знаний – это процесс; познание начинается «с нуля» (гипотеза tabula rasa); источником и элементом познания является ощущение.

Последнее положение, разъясняемое Кондильяком через притчу о статуе, и вдохновляет де Траси на создание собственной сенсуалистической теории познания. В целом ее трудно счесть оригинальной, несмотря на усилия автора, по-видимому, вполне верившего в свой философский гений: оригинальность состоит в незначительных деталях, касающихся классификации составляющих человеческого ума. Впрочем, знакомство с неизвестным  русскому читателю классическим текстом имеет смысл само по себе, вне оценок по шкале оригинальности. Именно поэтому мы предлагаем перевод одиннадцатой главы первой части «Элементов Идеологии» – «Идеологии в собственном смысле слова», который, кроме того, даст читателю возможность из первых рук получить представление о сходстве и различиях теории познания де Траси и Кондильяка. Перевод сделан по изданию: Destutt-Tracy A.L.C. Eléments d’Idéologie. P. 1: Idéologie proprement dite. Paris, 1804. P. 224-243. Примечания самого Дестют де Трасси помечены звездочкой. Примечания переводчика помещены в конце публикуемого текста.

 

Литература

Гюсдорф 1978 Gusdorf G. Les sciences humaines et la pensée occidentale. T. VIII. La consience révolutionnaire: Les idéologues. Paris, 1978.

Де Траси 1804 Destutt-Tracy A.L.C. Eléments d’Idéologie. P. 1 : Idéologie proprement dite. Paris, 1804.

Кондильяк 1983 – Кондильяк Э.Б. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. / Пер. с франц. В.М. Богуславского. М.: Мысль, 1983.

Моравиа 1974 Moravia S. Il pensiero degli idéologues : scienza e filosofia in Francia (17801815). Firenze, 1974.

Пикаве 1891 Picavet F. Les idéologues. Essai sur l'histoire des idées et des théories scientifiques, philosophiques, religieuses etc. en France depuis 1789. Paris, 1891.

 
« Пред.   След. »