Послушание и приверженство | | Печать | |
Автор Гундольф Ф. | |
08.07.2013 г. | |
Оригинальный текст: Gundolf Friedrich. Gefolgschaft und Jüngertum // Blätter für die Kunst. VIII. 1909. S. 106–112. Русский перевод сделан по антологии сочинений круга Георге: Der George-Kreis. Eine Auswahl aus seinen Schriften. Hrsg. von Georg Peter Landmann. Stuttgart: Klett-Cotta, 1980. S. 78–81. В переводе воспроизводится авторская пунктуация.
Коль скоро некий вождь уж выступил вперед да так что ныне явлен всем его гештальт порочимый лишь но более несокрушимый · стремятся люди подавить его власть называя послушников скверными именами да вышучивая первое его воздействие однако ж само его творение оставляют неприкосновенным. Творение не ответствует на злобу дня · не бросает вызов: оно имеет достоинство. Воздействие же вторгается · не дает успокоиться на своем .. Коль скоро почти все начинают восторгаться каким-нибудь новым зрелищем глупо и неодобрительно поморгав вначале · то ничто не вызывает более упорного сопротивления нежели новое очарование. Легче дивиться чужим образам нежели подчинятся непривычной власти · удобнее хвалить нежели служить · возбуждаться нежели оформлять себя. Перевоспитание же душ есть желание либо смысл всякого могущественного сказывателя и делателя – с его ли без его ли ведома. Он понуждаем · куда бы он ни шел он должен превращать · волею ли или неволею. Помимо его целей и помимо его неотвратимого одиночества он есть рок · что он произносит более не есть его собственность. Служит он тайному закону: в нем его убедительность и власть · его долг и его ответственность. Он не предъявляет притязаний ни к кому в отдельности да и никто не предъявляет их к нему. Он сам есть притязание · его существо корпус закона · кто распознал знак под коим он грядет должен уничтожить его либо поклониться ему: тот зрит новое утро мира и следует за преобразователем · жертвуя всем что не служит будущему порядку являемому ему вождем.
Нашей эпохе чужды и чуть ли не смешны гештальт и понятие «приверженца» · ни одно другое время не оскаливается более злобными гримасами приверженства нежели наше. Оно проклятие и поругание искажающее поруганных · вынуждающее оболганных и лишенных при свете дня верной невинности к отвратительному маскараду так что вымученные маски прирастают к живому телу: и преследуемая карикатура в конце концов обретает действительность. С тех пор как оригинальничанье является самой востребованной добродетелью и ничто не считается более подозрительным нежели безоглядная преданность · с тех пор как усмешка является выражением превосходства а сомнение знаком свободы · с тех пор как вещи хотят быть отражениями шатких желаний а люди связками зыбких восприятий и страстей · с тех пор как скучивание заменяет всеобщность а затейливое своенравие целостность: у нас вместо школ возникли клики · вместо приверженцев снобы · вместо союзов и братств объединения и компании а вместо человеческой верности обоюдная зависимость и гарантии: вещи никому не мешающие по существу · названия служащие удобными клеймами для всяких следов либо начинаний подлинных единств. Лишь видимость права извлекают эти нападки из возможности смешения и вот так смешение · умножение · искажение продолжается без конца.
Однако где власть там наряду с подлинными сторонниками появляются и неподлинные. Ветер дует и поднимает сухую листву и пыль. У новой вести находятся апостолы еще и потому что она нова и противоречива · потому что она приятно раздражает нёбо давая почувствовать Неиспробованное после обычно пресного · потому что люди представляются себе благородными когда их число мало. Таким важно не само дело а лишь тщеславие да и свет интересен им только тем что падает на их зеркала. Безразлично следуют ли они рыночным зазывалам или мастерам · они мирятся и с насмешками ибо они кажутся им украшением и запятнанные платья носят они как Циники свои лохмотья из протестного пафоса против роскоши. То что их именуют шутами принимают они за знак своей мудрости и утверждают правоту своих мнений лишь из нежелания принимать мнения Других. В истории им отведена особая роль: они обостряют притупленные чувства и приучают их к крайностям · они пробуждают страсти своими яркими тряпками и карикатурными ужимками притягивают взоры всех к арене борьбы · они ускоряют плодотворный спор · готовят слух для свиста пуль и по доброй воле выполняют труд который никогда не позволительно брать на себя настоящему спокойному спорщику и бойцу · верующему и действующему. От них непоправимый ущерб: они учат смешению сущности и временных форм · принижают Редкое превращая его в элемент роскоши · средство для возбуждения · извращают новые прозрения и низводят их до занозы в глазу · разрушают целостность знания своими вычурными пристройками и в почву готовую для посева и высадки черенков ввинчивают свои устройства для фейерверков.
В общем хоре лягушек образуются новые кучки попов · легковерных ревнителей. Они зрят особенность вести · но не почву на которой она возникает · действительность · не необходимость · они схватывают очертания а не гештальт и всегда рискуют воздать почести случаю вместо сущности: уникальные речи · жесты · нужды мастера они превращают в жесткую догму и темницу для пойманных в сети душ · они черпают свет решетом и заполняют им бутыли боясь могущества · лишь бы только не вышла наружу пристально охраняемая ими сила. И им воздастся · ибо они верили. Они ничего не ищут для себя · они умеют жертвовать не ожидая тщеславно одобрения · не лелея задних мыслей нечистых и не уповая на то что их преданность вернется им сторицей. Безумие их есть печальный удел всего человеческого но их тлеющий приглушенный огонь тоже помогает расплавить массу из которой будет отлит будущий образ. Их муки и собранные для рывка силы · их душевный подъем и натиск побуждают даже вождя собрать поэтические силы и приготовиться к ответному удару · они нужны ему дабы возжечь пламя священной войны. Но накануне победы они должны пасть: после нее попы становятся святее самого папы · окаменелые стражники окаменевшего грааля. Те кто перед началом борьбы служат духу непроницаемой несгибаемой пробивной фалангой · воздвигают после победы свой знак · свой крест словно памятную стелу на поле брани: «сие есть древо жизни» и ежели появится грядущий бог · они пригвоздят его там. Их проклятие в том что они имеют лишь веру и ревность но не любовь.
Любовь. Для кого вождь лишь олицетворяет дело тот не понял его: для кого он лишь личность тот не может ему служить. Тот же чья жажда Вечного и жажда слова утоляется этим смертным человеком · кто видит как в нем безграничное содержание обретает черты и гештальт и для кого сей учитель незаменим тот вправе именоваться его Приверженцем. Он привержен ему · ибо выразить содержание его души не может никакой иной символ. Истинному Послушанию ясно почему есть учитель и почему он таков каков он есть · оно не станет принимать его условность безусловно · но будет любить Безусловное что обусловливает его · не станет творить добродетели из его недостатков · но будет чувствовать как все его добродетели происходят из этой нужды. Кто постигает сердце тому ни к чему следить за пульсом и нервами · кто схватывает и любит Целое тот схватывает и любит Единичное. Ибо всякое копание в живой поросли являет лишь ограниченность самого копателя. Кто служит без тщеславия и принуждения тот не будет служить слепо: ведь он следует потому что узрел и верит потому что ведает и ведает потому что любит. Такой приверженец никому не захочет навязывать образ своего учителя: он слишком родной ему. Уговаривать и проклинать сомневающихся он тоже не станет: ведь его богатство в знании что дух постижим лишь для духа а насилию не место в душевном царстве. Не подражание обязанность приверженцев: они горды тем что мастер единственный. Они не должны делать его образы · но быть его творением · не выставлять всем напоказ его окаменевшие черты и жесты · но вобрать в свое бытие его кровь и его дыхание · его свет и его теплоту · его музыку и его движения и передать дальше во все еще окоченелый и пустой мир · они должны быть живыми печами что он растопил · материей что он одушевил: осуществлением его великого дыхания · его воплощением · умножением .. и во всяком случае нести речи следы лучи и семена его силы. Для сей задачи им надлежит наполниться его сущностью и тем что наполняет его · удалившись от нечистой материи и не касаясь скверны · освободившись от собственнических притязаний сластолюбивых блужданий и высокомерного обособления Я: нет оснований гордиться тем что они тоже присутствуют здесь и чваниться тем что они могут быть или действительно суть рядом с Необходимым. Узнавая Необходимость они покорно устраняют свое Я и с радостью становятся горючим для возвышенного пламени.
Но ежели как исполнения высшего долга требуют · ах даже от детей · быть «Личностью» · то нужно тщательно рассмотреть основания такого требования и выявить тот ложный смысл которым сегодня наполняется это слово: случайная · единичная · ограниченная форма · пучок инстинктов · желаний · представлений и способностей что получил в удел нынешний жалкий человечишко должно вдруг проявить себя во всей полноте · становится конечной целью и требует к себе благоговейного отношения · как если бы священной формулой Гёте подразумевалось ничто иное как канонизация мух-однодневок: а ведь он называл свое сердце редчайшим на земле. Лица суть все · личности же есть лишь там где мировещество образует новые кристаллы: предлагать их на всех перекрестках · значит осквернять слово и ценность. Кому чтобы быть самоцелью достаточно одного дарования · особого вкуса · особого пристрастия только потому что оно его · тот пусть выставляет свое половинчатое Я на всеобщее обозрение и пожинает дешевую славу которая преследует ныне всякую диковинность и знаменитость. Кому же этого недостаточно тот целомудренно и молчаливо принимает судьбу · приносит жертву времени · или ищет учителя который поведет его к жизни в новом целом. Кому не под силу учительство пусть научится быть слугой или приверженцем – это лучше чем быть суетливым ничтожеством. Ибо скоро наступит время · когда ничто не будет цениться меньше нежели талант без человеческой почвы · нежели искусная речь без нужды · нежели пестрота без тела. Научиться можно теперь всему · сотни прежде косноязычных уже освоили красноречие · тысячи прежде неуклюжих стали ловкачами: сдержанность и целомудрие · спокойствие · верность · мужество и все силы что дает самоотречение и служба – лишь они одни могут сегодня приготовить исковерканную почву для нового посева. Отныне честолюбивая цель Истинных приверженцев не в том чтобы усугублять путаницу и добавлять пестроты · а в том чтобы душеобразующий Центр вновь обрел воздух и пространство и смог произвести возвышенный образ человечества. Им следует знать что они лишь материя и средство и подобает им снова научиться жертвовать. И ежели высмеивают их ради малого их числа: то пусть они приведут себе на память свой высший символ: из Христовых апостолов никто не был гением и разве только Иуда мог бы именоваться личностью в сегодняшнем смысле · но поскольку они – бедные рыбаки – были верны и полны готовности послужить · исполнены веры и любви · они сумели осуществиться в мире и принести плоды более достойные в отличие от изощреннейших Софистов из евреев и язычников · и до сего дня струится их кровь в великом источнике Любви.
Перевод с немецкого А.В. Михайловского
|
« Пред. | След. » |
---|