Рец. на кн.: Ж.М. Абильдин. Собрание в десяти томах. | Печать |
Автор Лобастов Г.В.   
30.06.2013 г.

 

Ж.М. АБДИЛЬДИН. Собрание сочинений в десяти томах. Алматы – Астана, 2010-2012.

 

Десять лет назад в «Вопросах философии» было представлено пятитомное собрание сочинений «известного философа, ведущего представителя казахской школы диалектической логики Жабайхана Абдильдина» - сегодня мы видим десятитомное издание работ этого автора.

Сам этот факт говорит не только о сохранении научных традиций в Казахстане, но и о востребованности состава тех представлений, которые были развиты в рамках казахстанской философской школы. Надо только сразу заметить, что никакой специфики «казахская школа диалектической логики» (как она обозначена в аннотации к настоящему изданию) не имеет, ибо ни по территориальному, ни  по государственно-политическому, ни по культурно-этническому признаку диалектическая логика внутри себя не различается. Но надо сказать, в 60-80-е годы прошлого века Алма-Ата была одним из ведущих центров активной разработки диалектической проблематики в сфере познания. Работы Ж. Абдильдина, включенные в собрание его сочинений, как раз и посвящены обоснованию диалектического метода познания, т.е. той формы мышления, которая удерживает действительность в ее предельных противоположностях и анализирует ее в ее собственном развитии.

Принципиальное значение для такой методы имеет начало мышления, совпадающее с началом бытия. Мышление обязано выйти на начало той сферы явлений, которую оно мыслит, и из этого начала через форму противоречия вывести все многообразие предметной действительности данной сферы. Именно это обстоятельство автор проблематизирует в своей работе «Проблема начала в теоретическом познании» и демонстрирует историческое развитие этой проблемы, тем самым обосновывая фундаментальное значение этой логической категории в познании.

Категория эта внутренне связана с понятием конкретной всеобщности, которая противополагается всеобщности абстрактной, отражающей внешне-эмпирические характеристики действительности. Конкретно-всеобщее понятие отражает такую форму действительности, которая, разворачиваясь силой внутреннего противоречия, порождает все многообразие соответствующей сферы бытия. Поэтому в нем лежит объясняющий принцип. Абстрактное и конкретное как логические формы здесь увязываются автором с категориями сущности и основания, с категорией противоречия – и тем самым предстают внутренними моментами развивающейся действительности. Автор показывает, что только в рамках такого движения мысли, которое опирается (стихийно или сознательно) на внутреннюю необходимость предмета (его возникновение, развитие и способ бытия), только и возможно истинное познание.

Философско-логический анализ обозначенной проблематики в сочинениях Ж.М. Абдильдина увязан с анализом реальных логических и гносеологических проблем естественно-научного познания. Здесь отчетливо проступает методологическая функция диалектической логики, которая обычно – в анализах позитивистского рода – бессознательно спрятана за феноменологическим рядом. Автор демонстрирует всем составом обсуждаемых проблем недостаточность формально-логического подхода – и там, где наука уже исторически осознала себя, и там, где она реально осмысливает проблемы своего собственного предмета. Эти сюжеты далеко небезынтересны сегодняшнему читателю, изучающему историю и методологию науки.

Небезынтересен читателю и заход в проблему активности субъекта, на которой, по сути дела, сходятся все мировоззренческие представления. Активность эта выводится из анализа самой логической формы, которая выступает всеобщей идеальной формой исторической практической деятельности человека. Кантовская априорность логических схем автором теоретически преодолевается подробным анализом становления категориальных структур в процессе практической деятельности. Именно эти структуры становятся активной формой субъективной деятельности (деятельности субъекта) в познании и в практике, из которых они и вырастают.

Эта диалектическая взаимосвязь познания и практики для автора не просто общее утверждение – все работы, представленные в рецензируемом издании, детально расшифровывают процесс этой взаимосвязи, четко обособляя, фиксируя, противополагая и сводя в единство его необходимые (значит, логические) моменты.

Через все собрание сочинений Ж.Абдильдина  явно,  четко и определенно высвечивается содержание, имеющее философско-методологический, логический смысл – и только потому смысл непреходящий. И актуальный сегодня потому, что сама человеческая действительность в нынешних ее формах выступает для сознания как нечто иррациональное, не поддающееся логике, как распадающееся внутри себя, увидеть в котором единое исходное основание вне серьезной философско-логической проработки не представляется возможным. Постмодернистское умонастроение потому неслучайно, и критика постмодернизма вне анализа реальной действительности утвердить разумность сознания никак не сможет.

Работы же Абдильдина являют собой целую панораму исследований, через которые легко прослеживается история развития философии в Советском Казахстане. Это легко понять: многие годы Ж.М. Абдильдин был не только директором Института философии и права в Алма-Ате, организатором и руководителем научно-философских исследований, но и признанным ученым, известным далеко за пределами Казахстана. Это и неудивительно, потому что алма-атинская философская школа, вышла, собственно, из Москвы и постоянно с московскими учеными поддерживала связь.

Поэтому издание сочинений Ж. Абдильдина – не только ретроспектива, взгляд в недавнюю историю нашего мышления, но и определенная надежда на перспективу. И надо полагать, перспективу содержательного осмысления и развития исторического контекста мышления – и не без помощи тех исследований, которые проводятся казахстанскими философами. В сочинениях Ж. Абдильдина читатель найдет давно ставшей редкостью его уже упомянутую работу «Проблема начала в теоретическом познании» (Алма-Ата, 1967). Эта книга является первой работой, в которой была предпринята попытка наиболее полно рассмотреть проблему начала в самых сложных областях науки. Вне всякого сомнения, что для философии и практики научного познания это актуально и по сей день, и работа Ж.М.Абдильдина, сколь бы далеко ни подвинулись наши сегодняшние представления, сохраняет в себе свой творческий  импульс.

Дать оценочный анализ философского содержания десяти томов на нескольких страницах – дело, если и мыслимое, то только в такой форме, через которую читатель может разглядеть лишь общие интенции автора – и в той же мере интенции рецензента. Собранные в одном издании, работы Ж. Абдильдина возвращают нас к совсем недавним, но весьма острым дискуссиям о сути и формах теоретического знания. В них выражен, и выражен однозначно, диалектический взгляд на существо познавательных проблем, и именно этот взгляд в его историческом развороте, исторических особенностях, логических формах и принципах подвергается критической исследовательской рефлексии.

Нельзя сказать, что в десятилетия так называемого «тоталитаризма» было мало сделано в сфере анализа диалектического мышления. Но и нельзя сказать, что достаточно. Диалектическая культура мысли, наиболее отчетливо выраженная в немецком классическом идеализме, до сих пор остается неосвоенным местом не только для наличного сознания, но и, не побоюсь сказать, для философской публики. Оттого зачастую и возникает полемика, временами и местами абсолютно бессмысленная. Настало время отдать отчет в том, что сделано, чтобы, не теряя прочной почвы под собой, продвинуться дальше. Рецензируемое издание как будто именно это и делает.

Диалектика внутренне, с самого начала, от Парменида и Гераклита, содержит в себе попытку войти в разум и разумное бытие, попытку избежать односторонности и удержать в своих рассуждениях другую, противоположную сторону. Более того, увязать их в единство и даже усмотреть в них тождество. С этой ситуацией справиться нелегко, потому тут, может быть, и нет таких очевидных достижений, какими якобы может похвастаться разного рода мелкотемье. В этой связи сегодняшняя публикация исследований Ж.Абдильдина – не рядовой и не только юбилейный случай (в феврале 2013 года Жабайхану Мубараковичу исполнилось 80 лет), а дело, активно входящее в общечеловеческую культуру и продолжающее в ней деятельно жить.

Разработка проблем диалектики с ее принципом противоречия сегодня уже не может показаться абсурдом, как это казалось некоторое время назад ученым и философам, работавшим в позитивистской парадигме, - нынче абсурд стал живой реальностью, а упорядоченность бытия и мышления – лишь отзвуком прошлого авторитаризма. Увы, логика, если она стремится к истине, воспроизводит действительность. Поэтому как бы ни называть противоречие и чем бы оно нам ни казалось – абсурдом, тупиком или заблуждением разума – его исследовать приходится, и каждый раз конкретно, и каждый раз исходя из исторически развитых принципов познания. Если наука философская этому делу разрешения действительных противоречий не помогает, не мудрено, что мы сталкиваемся  с отсутствием культуры мышления и за рамками философии.

Разумеется, можно всегда спорить о мере адекватности понимания мышления, его форм и принципов, потому что вопрос здесь всегда касается способов интерпретации соответствующего мыслительного материала, и поэтому мы по необходимости всегда входим в более широкий контекст, содержащий в себе основания для наших суждений. Потому во всех наших попытках суждения, которое претендует на захват исторического масштаба мысли, проявляется мера нашего освоения глубинных исторических движений культуры. Даже тогда, - а в первую очередь именно тогда, - когда мы понимаем, что исследуемая историческая мысль должна быть понята (выведена) из реальных исторических условий бытия людей, а не осмыслена в рамках наших сегодняшних представлений.

Нынешние возможности свободного обсуждения любых проблем, кажется, должны бы были способствовать анализу тех форм мышления, которые могут наиболее адекватно выразить сегодняшнее кишащее противоречиями содержание бытия. Условия гласности, однако, лишь обнаружили поверхностность и эмпиричность наличного сознания: не прорвалась якобы сдерживаемая тоталитаризмом глубина понимания. О культуре мышления просто и говорить не приходится: сплошная подмена понятий, абсолютно недопустимые обобщения, абстрактно-односторонняя форма анализов, мошенническое протаскивание скрытых смыслов и т.д. уподобляет сферу мышления базарно-рыночному бытию, где господствует всеобщая продажность.

Здесь бы ум профессионала и должен был вглядеться в суть мыслящей способности и природы ее социально-политических девиаций. Сегодня это как никогда актуально. Потому издание работ Ж. Абдильдина очень своевременно: оно не только знаменует присутствие вдумчивой мысли в пространстве сегодняшнего сознания, но и противостоит его разлагающим тенденциям.

Проблема активности познания породила в истории философии целый ряд проблем, многие из которых до сих пор остаются открытыми. Одной из  них является проблема творчества. Можно сказать, что разгадка этого феномена существенным образом касается принципиальных вопросов как мировоззренческого плана, так и познавательных процедур любой науки.

Все направления в философии и все философские концепции в конечном счете восходят к тому или иному толкованию этого феномена. Поэтому когда рассматривается, например, активность субъекта в процессе познания, проблема выглядит частной, если она не вписывается в фундаментальную философскую проблематику. Именно так дело и понимает Ж. Абдильдин. Познание, согласно его позиции, является формой деятельности субъекта, отражающей не предмет в его неподвижности, не абстрактно-общие признаки, присущие одновременно всем предметам одного класса, а способы преобразования предметов в практике человека. А практика и суть та всеобщая основа, которая содержит в себе творческий потенциал. «Таким образом, - итожит Ж. Абдильдин, - практика непосредственно входит в формулировку теоретического понятия». Более того, «если при выработке понятия не учитывать практического отношения субъекта, то такое понятие не может быть конкретным» (т.3, с. 123). А тем самым и истинным.

Разумеется, это самые общие суждения, в текстах эта позиция приобретает рельефное и обоснованное выражение.

Представлять читателю проведенный Ж. Абдильдиным анализ диалектической проблематики значило бы попытаться развернуть весь контекст непростых идей, находящихся в сложной оппозиции к господствующим в науке представлениям. Однако сегодняшний кризис научного знания, восходящего в своей парадигмальной основе к нововременной рациональности, требует более внимательного и непредубежденного отношения к тем достижениям логико-философской мысли, которые мы находим в немецком классическом идеализме. Контекст исследований Ж. Абдильдина как раз на эти достижения опирается.

А проблематика эта возникла, как известно, с момента зарождения философии как науки о понимающем мышлении, прошла сквозь эпохи и далеко не устарела сегодня. Седьмой том сочинений Ж. Абдильдина как раз посвящен истории философии с момента ее возникновения в античности, и здесь выстроены все содержательные сюжетные линии диалектической философской проблематики. Анализу гегелевской логики конкретных форм посвящен отдельный том, и это не удивительно, поскольку исторически развитая диалектико-логическая проблематика сходится в точке гегелевских анализов мыслящего мышления.

Если бы Ж. Абдильдин исследовал лишь теоретические проблемы диалектики познавательного процесса, что бы его отличало от узкого «специалиста» в сфере пусть даже философского, претендующего на универсальность, знания? Но перед нами мыслитель с огромным опытом исследовательской, педагогической (напомним, в частности, что в прошедшем году он выступал с публичной лекцией на российском телеканале «Культура»), организационной, государственно-политической деятельности, впитавший в себя мудрость не только своего народа, но и всего культурно-исторического мира. Целый том его сочинений посвящен размышлениям о времени и культуре, о нравственности, о проблемах воспитания и образования, национальных отношениям в современном мире. Современное состояние общественного бытия анализируется им  как раз в той парадигме, которая всегда и была предметом его пристального внимания: через обнаружение исторических начал и их развитие в общественной истории. Эта спокойная обстоятельность позволяет вместе с автором вдуматься в природу развала СССР, состояние демократии, проблему свободы, ее политического содержания, развитие властных отношений, разделение властных функций. Разумеется, здесь не проходит бесследно опыт государственного деятеля, многолетняя работа в качестве председателя комитета по безопасности в сенате Республики Казахстан. В этой деятельности Ж.Абдильдина соединились в единство – уже не только в качестве философского принципа – теория и практика. Соединились глубоко и плодотворно.

И потому же проблема демократии, сегодняшнего состояния общественно-политической жизни в его анализах восходит к античности, к трудам Платона и Аристотеля, проходит через воззрения Макиавелли, Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса  и органично входит в сегодняшний мир.

Ж. Абдильдин – постоянный участник Всемирных философских конгрессов. Его доклады и статьи, посвященные анализу состояния и проблем мировой философии и социально-политической действительности, занимают целый том его Собрания сочинений. В этих анализах отчетливо видна связь диалектической методологии и глубокого субъективного опыта философа, общественного и государственного деятеля.

Г.В. Лобастов

 

 

 
« Пред.   След. »