Устойчивое региональное развитие: | | Печать | |
Автор Шанцев В.П. | |
09.02.2013 г. | |
синергетический сплав экономики и управления, человеческих ресурсов и традиции
Статья отражает опыт реализации программ и проектов развития территории, учитывающих приоритеты и принципы устойчивого развития. Отмечено, что в ситуации современной глобальной нестабильности идеи устойчивого развития требуют интеграции с идеями синергетики. На примере Нижегородской области показано, что в сфере практики государственного управления регионом опора на синергетические и «устойчивые» подходы позволяет формировать эффективную стратегию регионального развития.
The article presents local experience of usable programs and projects for area development based on sustainable development priorities and principles. It is underlined, that in the context of global turbulence the ideas of sustainable development can be corrected by ideas of synergic theory. On the example of Nizhegorodskaia oblast it is showed how the synergic and "sustainable" approaches helps to create effectiveness strategy for the government practices.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивое региональное развитие, синергетика, позитивный синергетический эффект, стратегия регионального развития.
KEY WORDS: regional sustainable development, synergic theory, usable synergetic effect, regional development strategy.
Обширная программа Шестого Российского философского конгресса касается буквально всех сфер жизнедеятельности человека и общества. Это не удивительно, поскольку с прикладной точки зрения философию можно рассматривать как науку о мудрой жизни, взятой во всех её проявлениях. Как практик могу подтвердить, насколько важны для человека, а тем более для управленца его мировоззренческие устои при принятии решений. Шестой Российский философский конгресс по времени проведения практически совпал с конференцией ООН по устойчивому развитию «РИО+20», которая прошла в Рио-де-Жанейро 20-22 июня 2012 года. При всей полемичности рассмотренных на ней вопросов важно, что никто не усомнился в справедливости общих принципов устойчивого развития, которые были выработаны мировым сообществом и приняты 20 лет назад на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро; см.: [Декларация 1992]. Форумы политиков, конечно, опираются на теоретические разработки вопросов устойчивого развития. А теоретики видят суть глобального устойчивого развития в достижении равновесия между населением земли, его потреблением и способностью нашей планеты поддерживать жизнь, то есть в совместном выживании человека и природы. Это, конечно, предъявляет определенные требования к политическим подходам в вопросах обеспечения экономического роста и вообще влияет на мировоззренческую культуру политиков. Инициированные Рио-92 процессы тем более актуальны, что следуя таким путём, человечество сталкивается с новыми вызовами современности - с возрастающей неопределенностью глобальной финансово-экономической среды, трансформацией глобальной политики, ускорением технологического развития и переходом к 6-му технологическому укладу (генная инженерия, термоядерный синтез, искусственный интеллект) и др. Новые вызовы привносят в модель устойчивого развития факторы хаоса, эффекты бифуркации и синергии, которые изучает синергетика, в частности, академик В.С. Стёпин и другие учёные; см.: [Синергетическая парадигма 2002; Синергетическая парадигма 2009]. В необходимости сочетания идей устойчивого развития и синергетики видится одна из современных теоретических, философских проблем, которые ждут своего решения. А практическая жизнь требует решения такого рода проблем каждый день, требует умения вырабатывать видение ситуации, которое позволяет адекватно оценивать положение дел и принимать выверенные управленческие решения. Если смотреть на вещи под таким практическим углом зрения, то в целом концепция устойчивого развития представляется содержащей в себе три взаимосвязанных аспекта: экономический, социальный и экологический. Достижение устойчивого равновесия между ними, позитивных синергетических эффектов - это сложная практическая задача, требующая системного подхода к формированию государственной политики, обеспечивающей стратегическое целеполагание и планирование. У нас в регионе такое видение системы управления социально-экономическим развитием мы используем с 2006 г., когда была принята стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. В ее рамках главные цели правительства региона полностью совпадают с фундаментальным ориентиром устойчивого развития: достижение высокого уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения. Этот подход опирается на одновременную реализацию двух взаимообусловленных установок: создание сбалансированной экономики и обеспечение благоприятных условий для профессиональной, творческой самореализации граждан в экологически безопасной среде. Третьей опорной точкой нашего стратегического планирования является эффективность исполнительной власти. Только непрерывно совершенствуя управленческие процессы, используя лучшие практики и современные технологии менеджмента, можно добиться существенных успехов в устойчивом развитии региона. Поэтому правительство области держит курс на структурное устойчивое изменение экономики в пользу секторов с высокой добавленной стоимостью, на преодоление технологической отсталости, доставшейся нам в наследство от закрытой советской экономики. Мы поддерживаем те проекты, в рамках которых на территорию привлекаются передовые западные технологии, отвечающие современным экологическим стандартам, и одновременно решаем проблему импортозамещения, что позволяет укрепить позиции региона на внутреннем рынке и нарастить его экспортный потенциал. На этих принципах, например, при поддержке правительства была реализована масштабная инвестиционная программа по созданию замкнутого технологического цикла в производстве труб, в том числе большого диаметра, в г. Выксе. Там же, в Выксе представляется возможным создание первых жилых домов с нулевым энергопотреблением, экспериментальное проектирование которых уже идёт с участием специалистов из Голландии. Кроме того, мы активно используем новые подходы к территориальному развитию производительных сил региона. Так, на основе имеющегося потенциала и конкурентных преимуществ, правительством выделены на территории области пять зон опережающего развития. Исходя из уникальности каждой из них, определяется оптимальный набор инструментов государственной поддержки, который, по сути, направлен на создание условий для «точек роста», где создаваемые условия дадут синергетический эффект в виде опережающего развития. Конкретно имеется в виду поддержка приоритетных инвестиционных и инновационных проектов, строительство необходимой инфраструктуры в виде технопарков и промышленных парков и другие меры. Там, где для этого есть условия, формируются кластеры - это сравнительно новый для российской экономической политики элемент, направленный на интеграцию возможностей бизнеса, науки и образования. Например, в зоне агломерации Нижнего Новгорода создается нижегородский индустриальный инновационный кластер в автомобилестроении и нефтехимии с двумя крупными базовыми предприятиями («ГАЗ» и «Сибур-нефтехим»). В зоне активности кластера правительством области формируются два промышленных парка - «Дзержинск-Восточный» и «Бор-Центральный», - и технопарк в сфере информационных технологий - «Анкудиновка». В инновационной зоне, которая локализована вокруг г. Саров Нижегородской области, создается Саровский инновационный кластер и уже действует технопарк «Система-Саров». Развиваются в рамках своей специализации кластеры в сфере металлургии и металлообработки в городском округе г.Выкса, в Кулебакском районе, в сфере лесопромышленной - на северных территориях области, в сфере агропромышленной - на территории преимущественно южных районов региона. Таким образом, в рамках концепции зон опережающего развития реализуется идея локальных синергетических эффектов, формируется перспективное пространственное распределение производительных сил экономики, центральное место в котором, с точки зрения логистики и сосредоточения трудовых ресурсов, отводится нижегородской городской агломерации. Понятно, что для осуществления технологической модернизации необходимо было насытить экономику инвестициями. Без этого компонента достижение практической синергии невозможно. Эту задачу мы решаем, используя эффективные управленческие технологии, и прежде всего, систему «одного окна» в работе с инвесторами. По итогам семи лет работы можно с уверенностью сказать, что результат есть. В недавно подписанном указе Президента России в целом по стране ставится задача увеличения объема инвестиций до уровня 25% от ВВП только к 2015 г. Мы же преодолели этот рубеж уже в 2007 г. и продолжаем удерживать это соотношение на гораздо более высоком уровне: по итогам 2011 г. он составляет 29%. это, несомненно, имеет большое значение для развития экономики региона. Комплексный характер задач по развитию территории предполагает вовлечение в их решение всё большего числа социальных субъектов. В этом плане Нижегородская область в числе первых начала использовать такой инструмент организации социально-экономических процессов, как государственно-частное партнерство (ГЧП), которое нацелено на вовлечение регионального частного бизнеса в проекты регионального развития. По этой схеме уже реализовано несколько проектов, в частности, построены и введены в эксплуатацию три физкультурно-оздоровительных комплекса в районах области. В таком же формате идет реализация экологического проекта по созданию мусоросортировочного комплекса в Городецком районе; разрабатывается финансовая модель ГЧП по строительству второго моста через Волгу в Нижнем Новгороде. Для того, чтобы активнее заработала модель частно-государственного партнёрства, надо развивать частное предпринимательство. Поэтому в общей рамке, нацеленной на получение синергии, большое значение мы придаем развитию малого и среднего предпринимательства. В настоящее время это сектор экономики, на треть обеспечивающий занятость населения и поддерживающий конкурентную среду в регионе. Особенностями нашей политики в этом направлении в последние годы стали новые виды государственной поддержки - стимулируется повышение квалификации работников малого бизнеса, а также их инновационная активность. На достижение синергетического эффекта в развитии экономики региона направлен комплекс мер правительства области по совершенствованию поддерживающих секторов, - энергетики и транспортной системы, - позволяющий снимать инфраструктурные ограничения. Крупными проектами, планируемыми к реализации в этом плане, являются строительство парогазовой ТЭЦ и Нижегородской атомной электростанции. Это позволит через три-четыре года ликвидировать существующий дефицит в энергобалансе региона. Другие предпосылки устойчивого развития - объездные дороги вокруг административного центра, строительство которых необходимо нам ещё и с экологической, и с логистической точек зрения. Конечно, конкретные проекты экономического развития дают непосредственный синергетический эффект в социальной сфере. Он выражается, прежде всего, в обеспечении занятости населения. Следует отметить, что Нижегородская область входит в десятку регионов России с наименьшим уровнем регистрируемой безработицы. С другой стороны, получая рост доходной части регионального бюджета, мы проводим целенаправленную политику по развитию социальной сферы, в том числе по созданию современной и эффективной системы здравоохранения, социального обеспечения, совершенствованию образования, культуры, обеспечению жильем, повышению транспортной доступности. Так, например, с 2007 г. в регионе реализуется целевая программа по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, которая позволила концентрировать ресурсы бюджета и осуществлять их эффективное территориальное распределение в зависимости от фактического уровня обеспеченности населения различными объектами жизнеобеспечения. Всего за время реализации этой программы было построено и реконструировано более 1000 социальных и инфраструктурных объектов, объем финансирования с учетом привлеченных средств федерального бюджета составил более 60 миллиардов рублей, в том числе из областного бюджета - 47,8 миллиарда рублей. Можно приводить ещё примеры обобщающей статистики. Главное же состоит в том, что комплексная социальная поддержка населения региона видится в качестве целевой сферы, где мы рассчитываем получить эффект позитивной синергии. В практической плоскости это предполагает реализацию множества проектов микро-уровня. Так, в настоящее время каждый третий житель области получает денежную помощь или иные меры поддержки. Для понимания ситуации поясню, что всего у нас существует 83 вида социальных выплат, из которых 65 - областные, то есть обеспечиваются из областного бюджета. Мы поддерживаем малоимущие семьи и семьи с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов, ветеранов труда, участников Великой отечественной войны и другие категории граждан, нуждающихся в помощи. Годовые объемы финансирования этих направлений политики правительства составляют более 10 миллиардов рублей. Для увеличения этого «социального пакета» нижегородца необходимо повышать доходы в региональный бюджет, для чего требуется развитие промышленности, для чего, в свою очередь, необходимо привлечение инвестиций. Такова конкретная цена социальной микрополитики и такова цепочка факторов, обеспечивающая получение синергетического эффекта в социальной сфере, в том числе касательно здоровья, повышения продолжительности жизни, получения образования, искоренения бедности, - то есть для достижения ключевых ориентиров устойчивого развития. Для нас эти ориентиры являются приоритетными, позитивную динамику в этой сфере удаётся сохранять. В результате принятых правительством Нижегородской области мер за период 2005-2011 гг. удалось добиться существенных положительных сдвигов по всем демографическим показателям. Так, уровень рождаемости вырос более чем на 20%; уровень смертности снизился на 17%, при этом младенческая смертность сократилась на 40%, материнская - более чем в два раза; средняя продолжительность жизни увеличилась почти на 5 лет. Кроме того, доля бедного населения (то есть лиц, с доходами ниже бюджета прожиточного минимума) сократилась с 20,5% до 12,8%. Ещё один конкретный пример. Несколько лет назад мы приняли решение о создании в регионе сети физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК): по одному - в каждом районе и городском округе, - всего 51 ФОК. С тех пор мы планомерно решаем эту задачу. К настоящему моменту уже работает 21 такой комплекс и 2 находятся на стадии строительства. В результате интерес населения, особенно молодёжи, к занятиям спортом растет год от года. За последние 6 лет доля нижегородцев, регулярно занимающихся физкультурой, выросла в 2,3 раза. Сегодня это почти пятая часть всего населения. Таким образом, формируется базовый слой физкультурно-спортивного социального кластера региона. Особенно важно то, что значительно возросла доля школьников, посещающих спортивные секции: с 40% в 2005 г. до 70% в 2011 г. На базе ФОКов развиваются более 50 видов спорта. Их посещение бесплатно для детей до 8 лет, школьников, неработающих пенсионеров, малоимущих и многодетных семей, а также для всех категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке. В среднем в день один такой ФОК посещают более 1000 человек. Это люди разных возрастов и занятий, но объединяет их одно - стремление жить интересной жизнью, поддерживать и развивать свое здоровье, здоровье своих детей и внуков, а в здоровом теле, как говорится, здоровый дух. На этот базовый слой мы предполагаем опираться в ближайшем будущем для развития в регионе и спорта высоких достижений. Еще одним серьезным ресурсом устойчивого развития Нижегородской области является ее научно-образовательный потенциал, но в этой области также нужны свои синергетические эффекты, для получения которых требуется реализация ещё целого ряда проектов и программ. Научные исследования и разработки у нас выполняют около 100 организаций, среди которых Российский федеральный ядерный центр (г. Саров), институты Российской академии наук, отраслевые научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации и промышленные предприятия, университеты. Среди последних особое место занимает Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Основанный как один из трех народных университетов России, в самом начале ХХ в. он стал первым высшим учебным заведением в Нижнем Новгороде; см.: [ННГУ web]. В 1905 г. Нижегородский городской голова Александр Михайлович Меморский, юрист по образованию, сказал на заседании Городской думы при принятии решения о его основании: «Только тогда народ будет на правильном пути, когда для него открыты будут двери образования не в узком смысле грамоты, а в широком - науки. Следует признать, что наука - единственный путь к счастью и правильному устроению общества». Современный университет имени Н.И. Лобачевского не только готовит специалистов высокой квалификации по широкому спектру естественнонаучных и гуманитарных направлений, но и формирует в рамках классического университетского образования мировоззрение молодых людей, способных системно мыслить, нацеливая их на креативность и активную жизненную позицию. В 2010 г. ННГУ получил статус национального исследовательского университета. Свидетельством высокого уровня высшего образования является активное и успешное участие нижегородских вузов в федеральных грантовых конкурсах: в 2010-2011 гг. они выиграли 6 мегагрантов на проведение исследований с участием ведущих российских и зарубежных ученых, 4 из них получены ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С этим университетом мы связываем и перспективы развития у нас в области биомедицинского кластера. На его базе будет создана лаборатория биомедицинских технологий и медицинского приборостроения. Кроме того, исследованиями в этой сфере будет заниматься научно-исследовательский институт «живые системы», который создается сейчас в ННГУ, а также институт прикладной физики РАН, медицинская академия и другие нижегородские научно-исследовательские организации. Одним из первостепенных условий получения синергетического роста в научном кластере правительство области считает поддержку талантливой молодежи. За счет средств регионального бюджета у нас установлены 14 номинаций стипендий для талантливых школьников, студентов и аспирантов, лауреатами которых ежегодно становятся около 500 человек. У нас проводится ранняя профессиональная ориентация учащихся, мотивированных к занятиям наукой, работает инфраструктура поддержки, включающая тематические конференции, летние школы, районные и городские конференции научных обществ учащихся, деловые игры и пр. Ежегодно, уже на протяжении пятнадцати лет, проводятся сессии молодых ученых по 4 направлениям: техническому, естественно-научному, математическому и гуманитарному с общим числом участников более 700 человек. Кроме того, мы обеспечиваем софинансирование федеральных программ «СТАРТ» и «У.М.Н.И.К.», целью которых является поддержка студентов и молодых научных сотрудников, стремящихся самореализоваться через научно-техническую и инновационную деятельность. Цели, которых мы стремимся достичь таким образом - это, во-первых, создание хороших стартовых площадок для начала самостоятельного жизненного пути молодых ученых, во-вторых, - обеспечение необходимого кадрового ресурса для модернизации экономики и социальной сферы на принципах устойчивого развития. Идея экологичности устойчивого развития, требует мероприятий по обеспечению эффективного природопользования и сохранению окружающей среды. Это безусловные компоненты, которые не только сопровождают любое наше решение, но представляют собой самостоятельный комплекс задач, требующий специальных целенаправленных усилий. Политика повышения качества жизни населения обеспечивается, кроме того, о чём уже сказано выше, программами по экологической безопасности. С этими целями проводится регулярный мониторинг загрязнений и мероприятия по охране окружающей среды. Осуществляется строительство очистных сооружений, систем доочистки воды, разработаны проекты рекультивации свалок и так далее. В частности, в рамках специальной областной целевой программы осуществляется переход региона на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами. В 2011 г. закончилась реализация крупнейшего инвестиционного проекта по строительству комплекса утилизации отходов для обслуживания нижегородской городской агломерации. Три межмуниципальных комплекса по переработке отходов будут построены в текущем 2012 году. К 2014 г. за счет строительства и модернизации еще трех межмуниципальных объектов мы планируем выйти на стопроцентное обеспечение населения современной системой переработки и захоронения отходов. Системная работа ведется и по охране животного мира, в том числе водных биологических ресурсов. Отмечу, что Нижегородская область считается одним из лидирующих регионов в сфере сохранения биологического разнообразия. У нас, например, продолжается расширение сети особо охраняемых природных зон. Их количество достигло 405, а общая их площадь составляет 7% территории области. Это направление работы мы считаем важным не только с точки зрения сохранения памятников природы, уникальных ландшафтов и развития рекреационных ресурсов, но рассматриваем ее и в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности нижегородской области как территории со стабильной экологической обстановкой. Известно, что различные компоненты сложных систем взаимосвязаны. В свете этого восприятия реалий мы понимаем, что экологические ландшафты нашего края тесно взаимосвязаны с богатым культурно-историческим наследием. В каждом уголке Нижегородской области можно увидеть и старинные памятники архитектуры, и уникальные промыслы, дошедшие до нас из глубины веков. Благодаря им область сохраняет свою самобытность, благодаря им сохраняется любовь нижегородцев к родной земле, уважение многовековых традиций, патриотизм и гражданская ответственность за судьбу России. Как известно, именно нижегородцы в 1612 г. собрали ополчение, освободившее столицу русского государства. Это событие, отдаленное от наших дней четырьмя столетиями, в настоящее время стало символом единения России и отмечается как государственный праздник. Всероссийскую и мировую известность, приобрели такие ежегодные события культурной жизни, как фестиваль искусств имени А.Д. Сахарова «Русское искусство и мир», «Болдинская осень», благотворительный фестиваль «Новые имена», пушкинский праздник поэзии в селе Большое Болдино и др. Кроме того, наш край издавна славится обилием народных художественных промыслов, многие из которых стали визитной карточкой региона не только в России, но и за рубежом. Известно, что народное прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, дает людям возможность для творческого самовыражения и является основой сохранения уникальных национальных традиций. Таков общий, бесспорный тезис, но от нас в практическом плане он требует умения сосчитать сколько, каких промыслов существует, что нужно для их сохранения, и в чём может состоять их развитие. Это кропотливая работа, которая также находится в поле зрения правительства области. В настоящее время по числу сохраненных народных художественных промыслов Нижегородская область занимает первое место в России. При этом необходимо отметить, что кластер традиционных ремёсел и технологий нужен нам не меньше, чем кластер передовых «know how», но инфраструктура его поддержки требуется совсем другая. Здесь необходимо «подключение» народных промыслов к системе туристического кластера, создание которого на территории региона поддерживает правительство области. Одним из ключевых проектов этого направления станет строительство фольклорно-этнической деревни, которая позволит представить все виды народно-художественных промыслов области на одной площадке. Большое внимание региональное правительство уделяет сохранению уникального культурно-исторического наследия Нижнего Новгорода. В числе последних крупнейших событий в данной сфере можно назвать завершение в 2009 г. (после семнадцатилетнего застоя) реставрации исторического здания Нижегородского художественного музея. В 2010 г. мы открыли (после шестнадцати лет разрухи и простоя) реконструированный историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Руковишниковых». А в 2011 г. возобновили (после восемнадцатилетнего перерыва) традиции проведения всероссийского театрального фестиваля имени Максима Горького. Всё это конкретные культурно-исторические элементы, которые складываются в общую синергийную динамику сложной системы Нижегородской области. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть важность теоретических философских идей и ценностных ориентиров устойчивого развития. Они важны для определения долгосрочных стратегических целей и задач, для поиска оптимальных средств и ресурсов. При этом ключевым звеном становится то, как эти ориентиры и цели реализуются в повседневной жизни российского региона, какова, другими словами, практическая философия устойчивого развития. Мы понимаем, что ведущая роль в создании условий, обеспечивающих реализацию поставленных задач, принадлежит в настоящее время государственной власти как гаранту обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей среды. Опыт, конкретные детали такой работы государственной власти на уровне Нижегородской области я постарался представить в этой статье, и надеюсь, что это поможет профессиональным философам в их работе.
Литература
Декларация 1992 - Декларация по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 1992 / http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml ННГУ web - Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского / http://www.unn.ru/general/brief/history.html. Синергетическая парадигма 2002 - Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. Синергетическая парадигма 2009 - Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. М., 2009. |
« Пред. | След. » |
---|