Карл Кантор – человек и философ | Печать |
Автор Межуев В.М.   
24.01.2013 г.

Мне посчастливилось познакомиться с Карлом Моисеевичем Кантором в относительно молодые для меня и его годы, хотя он принадлежал к более старшему поколению шестидесятников (туда же входили Э.В. Ильенков, А.А.Зиновьев и ряд других широко известных впоследствии философов). На наиболее ярких представителей этого поколения мы смотрели тогда с чувством восхищения и даже юношеского восторга, видя в них не то чтобы своих учителей, академических гуру, но совершенно новую и молодую философскую поросль, разительно отличающуюся - и интеллектуально, и личностно - от философов сталинского разлива. В последующие годы мне не раз приходилось встречаться и общаться с Карлом Моисеевичем по разным поводам. В частности, я был автором рецензии на его книгу «История против прогресса», опубликованной в журнале «Свободная мысль» и названной мной «Маркс против марксизма» (впоследствии я использовал заголовок этой рецензии для названия собственной книги). В постперестроечный период мы сблизились и даже, можно сказать, сдружились, работая вместе в секторе культуры, существовавшем некоторое время в «Горбачев-фонде». Во многом мы одинаково оценивали происходившие вокруг события, а наши взгляды по ряду важных  для меня философских тем и вопросов (в частности, например, понимания сути и смысла  культуры) часто совпадали. Тем не менее я не считаю себя знатоком всего творчества К.М. Кантора (и тем более специалистом во всем, что его интересовало), и потому сказанное далее - не более, чем мое личное мнение, что запечатлелось у меня в памяти и отлилось в образ, уже не отличимый в моем сознании от оригинала.

В замечательной плеяде философов-шестидесятников прошлого века ему, конечно, принадлежит особое и ни с кем не сравнимое место. При всем совпадении его идейных симпатий и предпочтений с чувствами и мыслями наиболее передовой части шестидесятников, ему, на мой взгляд, удалось сказать в своих текстах нечто такое, что не принималось во внимание или вообще отвергалось многими – даже выдающимися – его современниками. Без написанного им нельзя составить полного представления о том духовном и культурном климате, в котором жила и развивалась философская и общественная мысль в послесталинской России. Насколько я помню, сам Карл Моисеевич никогда не претендовал на какое-либо философское лидерство, на роль основоположника нового философского направления или школы, считал себя, наряду с большинством шестидесятников, верным учеником Маркса. Однако его марксизм не только коренным образом отличался от официального советского марксизма, что, в общем-то, характерно для всех шестидесятников, но даже от тех его интерпретаций, которые давались некоторыми признанными философскими лидерами эпохи «оттепели» (в частности, например, Э.В. Ильенковым). Марксизм К.М. Кантора свободен не только от идеологии сталинизма, но даже от того, что называлось у нас «ленинизмом» (Кантор, несомненно, чтил Ленина как выдающегося революционера, но в отличие от Ильенкова вряд ли видел в нем сколько-нибудь значимый философский авторитет, даже в области марксистской мысли). Его миросозерцание вообще, как мне кажется, тяготело более не к гегельянской (преимущественно логико-теоретической), а к романтической традиции классической европейской философии.

Идея отождествления философии марксизма с логикой и теорией познания, столь дорогая Ильенкову, если угодно, «гносеологизация» философии была, как я понимаю, чужда К.М. Кантору. Разного рода изыскания в области логики и методологии науки, чем многие увлекались в те годы – не его стихия, вне сферы его интересов, не его страсть. Термин «страсть» здесь вполне уместен, ибо в моем представлении К.М. Кантор - это исключительно страстная, увлекающаяся натура, человек с ярко выраженным полемическим темпераментом, с постоянной готовностью к самовыражению в сфере  публичного словесного или письменного творчества. Он и внешне был таким -  высоким, статным, красивым, общительным, с приятными манерами европейски воспитанного человека, обаятельной улыбкой и великолепно поставленной речью. И писал не тяжеловесным слогом наукообразной метафизики с его формально выстроенной силлогистикой, а языком философско-художественной эссеистики и публицистики, сочетающим нетривиальную и порой парадоксальную мысль с ясностью и живостью ее изложения, насыщенного литературными реминисценциями, примерами, сравнениями и метафорами. По складу ума и характера Карл Моисеевич – натура вообще более художественная, чем  рассудочная, более романтик, чем сухой рационалист, эстетическое восприятие действительности в нем явно превалировало над абстрактным теоретизированием и отвлеченным мышлением. Его мысль всегда эмоционально насыщена, как бы согрета его личным чувством, не просто продумана, но именно пережита им. Искусство, художественное творчество во всем его многообразии недаром стало преимущественным предметом его профессионального интереса.

Среди профессиональных философов К.М. Кантор почитался как в первую очередь первоклассный эстетик, много сделавший для защиты передовых эстетических идей, а также ряда современных художественных направлений, особенно в области изобразительного искусства. Именно он, как известно, стал идейным вдохновителем журнала «Декоративное искусство» (заместителем главного редактора которого оставался в течение многих лет), получившего широкую известность в качестве одного из центров передовой искусствоведческой мысли того времени. Журнал этот входил в круг обязательного чтения всех, кто относил себя к мыслящей и творчески продвинутой части научной и художественной интеллигенции. Однако не все догадывались, что за эстетическими увлечениями Карла Моисеевича проглядывала более глубокая страсть, которую я назвал бы политической, если, конечно, понимать под политикой не рутинную работу в области административного управления и даже не будничную деятельность парламентария, а революционную борьбу за освобождение людей от всех видов угнетения и эксплуатации. Звучит по нынешним временам несколько напыщенно, но в его глазах только такая борьба придает человеческой жизни, как и всей истории в целом, смысл и содержание. Его романтизм, хотя и подпитывался в первую очередь художественными впечатлениями и открытиями, был по своему истоку социально заостренным против всего, что есть в жизни несправедливого, косного, обывательского, принижающего человека, т.е. по сути своей революционным. В период заметного поправения, обуржуазивания советского, а затем и российского общества, усиления в нем культа частной наживы и материального обогащения, а то и просто голого потребительства он оставался верен своим левым убеждениям, хотя его левизна не имела ничего общего ни с партийной идеологией бывшей КПСС, ни с идеологией нынешней КПРФ. В отстаиваемой им позиции всегда отчетливо звучала тема свободолюбия, ценности независимой и уважающей свое человеческое достоинство личности, которая сродни любому творчеству и которая пронизывает собой всю европейскую и русскую культуры в их лучших философских и художественных образцах. Подлинное искусство, по его глубокому убеждению, не может не быть левым, и, следовательно, революционным.

Слова «революция» и «творчество» в его лексиконе фактически синонимы. Если художественное творчество всегда революционно, то историческое творчество – это также постоянно происходящая, хотя порой скрытая от глаз, революция в системе общественных отношений. История, как и искусство, революционна по своей природе. Настоящий художник – это революционер в своем деле, а подлинный (не мнимый) революционер, творящий историю – в своем роде тоже художник. Великие революции сравнимы с величайшими произведениями искусства. Мысль Ленина о революции как искусстве, явно им у кого-то заимствованная, на мой взгляд, близка и Кантору. Революцию он ощущал более как творческую, освободительную, праздничную стихию народного восстания, чем как чисто политическую борьбу партийных функционеров за власть или просто как смену социально-экономического строя, т.е., скорее, эстетически, чем социологически. Подобно Блоку, он обладал способностью слышать «музыку революции». Революционный дух восставшего народа лучше всего передается посредством не логических схем и категорий, а музыки, живописи, поэзии, и тот поэт, кто способен уловить и выразить этот дух в своей поэзии. Отсюда, как мне кажется, его любовь к поэзии Маяковского, которую он знал практически наизусть и великолепно исполнял в разных аудиториях (я сам присутствовал на одном из таких выступлений). Именно Маяковскому он посвятил свою последнюю книгу «Тринадцатый апостол». Отсюда же и его любовь к художественному авангарду 20-х годов.

В период застоя, ставшего причиной разочарования большей части интеллигенции в марксизме и социализме, Октябрьская революция, а вместе с ней и все революционеры на свете были преданы ею проклятию. Именно с того момента любая революционная риторика, вера в историческую оправданность революции, как и в революционную природу самой истории объявляются если не просто чудачеством и заблуждением, то признаком интеллектуальной ограниченности и отсталости. По этой логике революционеры и есть самые большие реакционеры, враги прогресса, всего святого и хорошего на земле. Я не раз был свидетелем иронических взглядов и реплик в адрес К.М. Кантора, когда он объяснялся в своей любви к революции, отстаивал ее всемирно-историческую (интернациональную) освободительную миссию в истории. Ну что, мол, ждать от  человека, оставшегося в плену прошлого, пережившего свое время? И мало кто хотел понять, что революция для него – не «русский бунт – бессмысленный и беспощадный», не террор и гражданская война, не кровь и насилие и даже не орудие прогресса – научного (хотя говорят и о «научных революциях»), технического, экономического или какого-то другого, - а единственно возможный способ существования истории. Если история действительно существует, она не может быть ничем иным, кроме как революционным процессом («перманентной революцией»), который нельзя остановить в каком-то пределе, придать законченную форму, застывшую в своей определенности. История и есть процесс революционного преобразования животного в человека, растянутый во времени. И не следует думать, что этот процесс завершился, что современный человек являет собой наивысший и окончательный тип человеческого развития. С исчерпанием, иссяканием революционных потенций исторического развития кончается и сама история. Об этом, собственно, он и писал в своей книге «История против прогресса».

Присутствующее во всех работах К.М. Кантора единство исторического не просто с логическим, но и с эстетическим (аналогом чему является «творчество по законам красоты») позволило ему увидеть в  исторической теории Маркса нечто большее, чем просто логически выстроенную систему экономических, политических и социологических категорий. Историософия Маркса в его интерпретации - это грандиозный исторический проект, сравнимый в чем-то с учением Иисуса Христа. Расходясь по форме (одно – религия, другое – наука), они едины по замыслу, представляя собой два «парадигмальных проекта» человеческой истории, сменяющие друг друга в ходе общечеловеческой эволюции. Сам Кантор объяснял эту смену тем, что «проект Маркса» даже более универсален, чем «проект Христа», хотя и он к настоящему времени обнаружил в чем-то свою ограниченность и исчерпанность. Если Христос стремился связать все человечество узами любви, то Маркс искал эту связь в обществе, позволяющем каждому быть субъектом, творцом самого себя и своих отношений с другими людьми. А мерой созидания человеком самого себя может быть только вся наследуемая им мировая культура, заключающая в себе наивысшие творения человеческого духа. В развернутой форме историософский проект Маркса, включая и его превращения  (а также искажения) в опыте «построения социализма» в нашей стране, да и в опыте всего ХХ в., был изложен в наиболее фундаментальном труде К.М. Кантора «Двойная спираль истории. Историософия проектизма», изданном в 2002 г. Я не берусь здесь воспроизводить все содержание этой объемистой книги, к сожалению, так и не завершенной автором (насколько я знаю, вышел только первый том), но в современной марксоведческой и историософской литературе она, несомненно, стоит особняком. Марксово учение о коммунизме, согласно Кантору, единственный после христианства достойный внимания исторический проект будущего, способный служить ориентиром (парадигмой) для всей последующей истории. Возможно, и он сегодня устарел и требует обновления, но следующий такой проект,  способный превзойти первые два, пока еще никем не создан.

Насколько я понимаю, христианство, гуманизм и коммунизм в представлении К.М. Кантора - взаимосвязанные и наиболее значимые высоты европейской культуры и истории, не отделимые друг от друга. Ренессансный гуманизм был не отрицанием христианского гуманизма, как часто думают, а его прямым продолжением, ну а коммунизм Маркса, по его собственному определению, есть «практический гуманизм», поиск путей практического внедрения идеалов христианского и возрожденческого гуманизма в реальную ткань общественной жизни. Коммунизм – это просто синоним предельно гуманного («человеческого», по терминологии Маркса) общества, в котором каждый лично свободен в плане своей творческой самореализации и форм общения с другими. Попытка Сталина выдать за социализм (первую фазу коммунизма) построенное им государство столь же несостоятельна, сколь, например, несостоятельно приравнивание лозунга «православие, самодержавие и народность» к лозунгу «свобода, равенство и братство». Одно исключает другое. Сталинизм в своей антигуманной сущности есть прямое отрицание марксизма и коммунизма. Обо все этом и еще многом другом обстоятельно и доказательно говорится в главном историософском труде К.М. Кантора.

Наверняка для многих сегодня разоблачение сталинизма – это борьба с тенями прошлого, а обращение к Марксу – безнадежная попытка возродить давно ушедший в историческое небытие «призрак коммунизма». То и другое утратило всякую актуальность и не имеет прямого отношения к ныне происходящим процессам. Соответственно, и все написанное Карлом Кантором принадлежит прошлому и мало чем интересно современному читателю. В сегодняшней России мне часто приходится слышать такое мнение. Но те, кто его высказывают, не могут мне объяснить, почему через двадцать лет после краха СССР Сталин для многих – опять одно из самых популярных имен, лучший пример для подражания, а интерес к Марксу на Западе и у нас не только не исчезает, но постоянно возрождается, пусть и в обновленном виде. Никто не принимает каждое слово Маркса за последнюю истину (не принимал его так и Карл Кантор), но поиск Марксом гуманистической альтернативы миру финансового капитала и исключительно денежного расчета (как бы ни называть такую альтернативу) не только не снимается с повестки дня, но обретает еще большую актуальность в эпоху глобального капитализма. Подлинный гуманизм, как его понимал Карл Кантор, называя вслед за Марксом коммунизмом, несовместим ни со сталинизмом, ни с капитализмом, ни с тоталитарной властью государства, ни с властью денежного мешка. И никто еще не доказал, что «царство свободы», о котором грезил Маркс, располагается в сфере действия государственной машины с ее органами принуждения и насилия или в сфере рыночных отношений с ее конкурентной борьбой и экономическим неравенством. В поиске личной свободы можно, конечно, уйти в религию, философию, искусство, но ничто из них не освобождает индивида от власти государства и рынка, которая порой подчиняет себе ту же религию, философию и искусство. Если раньше мы были свидетелями прямой власти государства над ними, то сегодня к этой власти добавилась еще и власть денег. Что из этого получается, видно всем. Возможно, в такой ситуации единственно правильной позицией, которую может занять философ, является та, которую в свое время занял Карл Кантор. Назовем эту позицию последовательным, до конца проведенным гуманизмом, который, включая в себя наследие всего предшествующего гуманизма, обретает в современных условиях новые формы и масштабы. Таким современным философом-гуманистом и был К.М. Кантор, и то, что им понято и открыто на этом поприще, навсегда останется в золотом фонде нашей отечественной философской
 
« Пред.   След. »