Масштаб личности | Печать |
Автор Мостинская А.Ю.   
12.10.2009 г.
 

Вячеславу Семёновичу Стёпину - 75 лет

 

От редакции. В августе этого года исполнилось 75 лет со дня рождения академика Вячеслава Семёновича Стёпина.

Вячеслав Семёнович - один из известнейших наших философов, признанный авторитет в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, социальной философии, истории науки. Он создатель оригинальной концепции структуры и генезиса научной теории. Его концепция, не только не уступающая наиболее популярным сегодня в мире теориям в области философии науки, но и в ряде отношений их превосходящая, оказала сильное влияние на разработки в этой сфере. Вячеслав Семёнович успешно исследует также проблемы философии культуры и социальной философии, в частности, роль мировоззренческих универсалий культуры, типы цивилизационного развития и соответствующие им типы рациональности.

Вячеслав Семёнович - один из лидеров нашей философии: академик-секретарь отделения общественных наук Российской Академии наук, председатель секции философии, социологии, психологии и права отделения общественных наук РАН, президент Российского философского общества. В течение многих лет он руководил Институтом философии РАН. Успешное развитие отечественной философии за последние годы в большой степени также определено и его деятельностью на этих постах.

Вячеслав Семёнович член редакционной коллегии нашего журнала, делающий много для работы "Вопросов философии". Его статьи в журнале неизменно вызывают большой интерес читателей.

Редакция и редакционная коллегия "Вопросов философии" поздравляют Вячеслава Семёновича с юбилеем и желают ему доброго здоровья, творческого долголетия, силы духа.

 

Масштаб личности

 

А.Ю. Мостинская

 

 

Круг интересов академика Вячеслава Семеновича Стёпина необычайно широк[1]. Природа и способы формирования теоретических объектов науки, структура и развитие научного знания, связь науки и культуры, типы цивилизаций и будущее человечества, природа философской рефлексии, ее роль в культуре и обществе...

Чрезвычайное многообразие, отличающее эту тематику, выражает внутреннюю логику развития личности. В личности была изначально заложена склонность к расширению горизонта - благодаря интересу к истории философии, художественной литературе, архитектуре, кинематографу, общественно-политической проблематике. Все это служило источником и позволяло следовать главной задаче настоящего философа: искать пути концептуального синтеза, создания основ нового теоретического мировоззрения.

Средняя школа дала будущему философу фундаментальные знания по математике и естественным наукам. Но вместе с тем она формировала человека иллюзорного мира, строителя коммунизма - самого счастливого общества на земле. Многие тогда в это верили. Противоречие между реальной жизнью и насаждаемыми идеалами приводило к тому, что приходилось много самостоятельно анализировать, до многого доходить своим умом. Позже ученый скажет: «Мое тяготение к философии науки было связано с тем, что в то время социальная философия была очень сильно идеологизирована. Сплошная догматическая, лозунговая система преподавания не привлекала меня».



[1] Вячеслав Семенович Стёпин - один из самых известных и титулованных российских философов последнего полстолетия. У него множество почетных научных званий. Кроме академика Российской АН, он является членом престижного Международного института (академии) философии в Париже, иностранным членом национальных академий Украины и Белоруссии, почетным профессором Московского государственного университета и Китайской академии общественных наук, почетным доктором Новгородского и Ростовского университетов, почетным доктором университета в городе Карлсруэ (Германия), славного своими традициями (именно здесь в свое время Г. Герц открыл предсказанные Д. Максвеллом электромагнитные волны). В. С. Стёпин - лауреат Государственной премии в области науки и техники за 2003 г.

 

Система отсчета

В 1951 г. В. С. Стёпин поступил на отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета.

С 1-го курса приходилось штудировать произведения Сталина. В начале 2-го он понял: чтобы получить философское образование, надо прочитать всех классиков философии, хотя бы по одной книге. Процесс самообразования начался с изучения античных философов. На 3-м курсе он приступил к изучению немецкой классической философии. Произведения Канта было трудно достать в те времена. Вячеслав взял «Критику чистого разума» в библиотеке минского Дома правительства, где, к своему изумлению, обнаружил, что книга Канта даже не разрезана, т. е. ее никто не читал. Позже, когда он делал доклад на семинаре по этой книге, выяснилось, что преподаватель не знал, что такое трансцендентальное единство апперцепции - одно из ключевых понятий в гносеологии Канта.

На 2-м курсе философского факультета был обязательный предмет - естествознание, включавший основы математики, физики и биологии. У Стёпина еще со школьных лет остался интерес к точным наукам, в процессе же их изучения он понял, что невозможно серьезно заниматься философией, не освоив фундаментальные законы математики и физики. После блестяще сданного экзамена преподаватель посоветовал ему перейти учиться на физфак. Стёпин все же остался на философском, но оформил в деканате право на обучение на физфаке, где и начал постигать основы современной физики. Овладевать знаниями ему помогал его друг Лев Томильчик (ныне член-корреспондент, заведующий лабораторией теоретической физики Института физики Белорусской академии наук). Сейчас уже трудно вспомнить, сколько дней и часов они провели в дискуссиях, разбираясь в квантовой механике, а затем в квантовой электродинамике и теории квантовых полей. Иногда они ужинали в привокзальном дешевом ресторанчике, где под недоуменными взглядами официантов писали формулы на бумажных салфетках. Диплом Вячеслав защитил на философском факультете, но его содержание было посвящено анализу копенгагенской интерпретации квантовой механики.

Поступив в аспирантуру, Стёпин продолжил работу над этой тематикой, стремясь выделить то физическое содержание современных теорий, которое получают различные философские интерпретации, и выяснить, как физика и математика влияют на развитие философии. В качестве темы диссертации он выбрал критический анализ позитивизма Венского кружка. В то время господствовала установка, что позитивизм - разновидность идеалистической философии, которая связана с искажением самой науки, научного метода. Он прочитал основные труды Венского кружка (книги Ф. Франка, Р. Мизеса, Л. фон Крафта, М. Шлика, Р. Карнапа), перевел К. Поппера. Но по мере того как он вникал в суть дела, исходная установка не находила аргументированного подкрепления. Поскольку у молодого человека еще не было в распоряжении достаточно эффективных средств конструктивной критики, он на время оставил тему. Написанный и рекомендованный к защите вариант диссертации защищать не стал и ушел на преподавательскую работу в Политехнический институт, где читал курс математической логики и философии.

На следующий год Стёпину предложили преподавать эстетику и специальный курс теории искусства на архитектурном факультете. Внутри этого курса был раздел - теория архитектурной композиции, в чем он плохо разбирался. Вячеслав поехал на стажировку в Ленинград. В ЛВПХУ им. В. Мухиной, где он прошел первоначальный курс дизайна и архитектурной композиции, начинающий ученый понял, как организуется архитектурное пространство. Вернувшись после стажировки, Стёпин читал лекции на архитектурном факультете 15 лет. Его лекционный курс включал два блока: исторические закономерности развития искусства и язык видов искусства. На экспозиции Белорусского художественного музея он анализировал язык живописи. Режиссер Ричард Викторов подарил молодому человеку узкопленочный вариант фильма «Третья ракета». Когда Стёпин читал лекции по языку кино, то на этом материале показывал, как строится кадр, что такое внутрикадровый монтаж, каковы выразительные возможности крупного плана. Работать со студентами было интересно, а к диссертации он и не возвращался.

Только через четыре года после окончания аспирантуры, уже в 1963 г. он снова сел за диссертацию. И написал ее новый вариант. Расширение поля знаний позволило преодолеть узость прежних представлений о познании. Возникло понимание того, что гносеология должна учитывать особенности не только науки, но и других форм познания - художественного, философского, обыденного. Сегодня идея взаимодействия всех этих форм в историческом развитии культуры воспринимается как постулат, но в те времена существовало иное представление. Успешная защита диссертации, посвященной анализу методологии позитивизма, стала его возвратом в сферу философии науки, и он начал всерьез работать над методологической проблематикой.

В 1970-1980-х гг. ученым была разработана концепция структуры и генезиса научной теории, которая в дальнейшем нашла широкий круг приложений в методологии естественных и технических наук. Одновременно складывалась его первая научная школа, получившая название Минской методологической школы, ставшая известным объединением единомышленников в рамках философии науки.

Время испытаний

Именно в этот период судьба преподнесла серьезное испытание. В 1968 г. (время так называемых чешских событий) Стёпин продолжал преподавать философию и эстетику в Политехническом институте. В лекциях со студентами и в частных беседах со своими коллегами он излагал концепцию, объясняющую, почему в странах с недостаточно развитым капитализмом после победы революции и с началом социалистических преобразований наиболее вероятен авторитарный и тоталитарный тип правления. Появление таких личностей, как Сталин и Мао Цзэдун, он объяснял тенденциями общественного развития и доказывал, что в XX в. социализм должен демократизироваться, чтобы обеспечить научно-технологический прорыв и высокую производительность труда. (Многие из этих рассуждений о «социализме с человеческим лицом» стали через 20 лет, во время горбачевской перестройки, почти публичным мнением.)

Расплата за вольнодумие последовала незамедлительно. На пленуме ЦК Белорусской компартии Стёпина, как человека, чьи оценки чешских событий несовместимы с коммунистической идеологией, исключили из партии, предложив написать заявление об увольнении. Речь шла об утрате профессии.

Благодаря поддержке студентов и руководства Политехнического института, а также заступничеству Первого секретаря ЦК Белоруссии П. М. Машерова, он смог восстановиться в партии, но со строгим выговором. Безусловно, эта история не способствовала занятиям научным творчеством.

«Психологически я пережил несколько таких состояний, когда научные занятия оказывались своеобразным антистрессовым фактором.

После партсобраний и парткомиссий, на которых приходилось выслушивать обличительные речи, я шел в библиотеку. Анализировал тексты Ампера и Максвелла, обнаруживал связи теоретических конструктов с их деятельными основаниями, за теоретическими высказываниями видел схемы деятельности. И мир обретал порядок, мне начинало казаться, что все происходящее за стенами библиотеки - какая-то ненужная и глупая мелочь по сравнению с тем, чем я сейчас занимаюсь», - вспоминал ученый о том своем периоде жизни. Эйнштейн описывал подобное психологическое состояние исследователя, систематически работающего в науке. В речи памяти Макса Планка он сказал, что если из храма науки выгнать торговцев и менял, то там мало кто останется. Людей, которые пришли за чинами, деньгами, званиями, с честолюбивыми стремлениями, в науке большинство, но есть такие, для которых наш мир суетных страстей невыносим. И они строят для себя мир чистых сущностей, логически упорядоченный мир разума, в котором им хорошо жить. Возможно, в тот отрезок времени своей жизни Стёпин пережил похожее состояние, позволившее сохранить нервы и здоровье в период стресса. В 1970 г. вышла «Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики» (в соавторстве с Л. Томильчиком). Книга, как и другие публикации молодого ученого, получила хорошие отзывы. Этапной стала его статья «Проблема субъекта и объекта в опытной науке» в журнале «Вопросы философии», где были изложены представления автора о структуре научного знания и о приборных ситуациях как основаниях систематических наблюдений. Стёпина стали приглашать с докладами на серьезные конференции. Постепенно создавалось имя. В начале 1970-х вышли две публикации в коллективных монографиях Института философии АН СССР - «Философия. Методология. Наука» и «Практика и познание». Само участие в таких книгах, рядом с известными философами и естествоиспытателями, уже было престижным. В 1973 г. вышла книга «Методы научного познания», в основе которой легли лекции по методологии науки, прочитанные аспирантам Политехнического института, где он продолжал работать.

Сообщество единомышленников

Яркой особенностью научной жизни 1970-х стали многочисленные сообщества философов и методологов науки, которые читали работы друг друга, обсуждали доклады, дискутировали, обменивались книгами, статьями, даже рукописями. Некоторых, наиболее выдающихся, потом приглашали на семинары Института философии АН СССР и звенигородские симпозиумы, которые проводил Институт истории естествознания и техники АН СССР. Стёпин гордился тем, что его приглашали в качестве докладчика. Заканчивалось все чтением стихов Пастернака, Цветаевой, Бродского, песнями под гитару. Порой и после семинаров продолжались дискуссии молодых ученых. Как-то после одного из них Стёпин летел в Минск. В аэропорту ученые так увлеклись дискуссией по проблеме механизмов трансляции абстрактных объектов из одной области знаний в другую, что чуть не опоздали на самолет.

Работа ученого в 1970-1980-х гг. была связана с углублением первоначальных представлений о структуре и развитии научных знаний. В этот период центральное место в исследованиях заняла разработка проблематики оснований науки. Она потребовала переосмыслить и ранее отработанные представления, в которых не учитывались такие важные аспекты динамики науки, как роль научной картины мира в выдвижении гипотез, обратное воздействие конструктивно обоснованных теоретических схем на картину мира, изменение идеалов и норм исследования

Концепция развивалась по мере решения проблем, возникал новый уровень понимания научной теории, новый тип методологической интерпретации. Основные вехи этого развития описаны в предисловии к книге «Теоретическое знание» (2000, 2-е изд., 2003). Сегодня многие из полученных тогда результатов вошли в учебники, получили высокую оценку не только отечественных, но и западных философов.

Стёпин проанализировал особенности построения развитой теории неклассического типа на материале истории квантовой электродинамики. Несмотря на то что реконструкция этого фрагмента истории физики XX в. была чрезвычайно трудоемким занятием, к концу 1973 г. ученый завершил работу, а в 1974 г. закончил докторскую диссертацию на тему «Проблема структуры и генезиса физической теории». (Диссертацию он писал как соискатель-стажер в Институте философии АН СССР, поскольку на кафедре в минском политехническом институте не было специалистов в данной области.) По положению ВАКа, для защиты он должен был получить рекомендацию с места работы. Но завкафедрой философии политехнического института всячески тянул с отзывом, ссылаясь на прошлые «политические грехи». Разборки дошли до отдела науки ЦК Белоруссии и секретаря ЦК А. Т. Кузьмина, Там дали понять: нет повода, чтобы тормозить защиту. В это же время Стёпина пригласили на работу в Белорусский государственный университет, на кафедру философии гуманитарных факультетов. Ему было жаль расставаться с прежней работой, но любовь к философии перевесила. На новой кафедре в 1975 г. он успешно защитил докторскую диссертацию, которая затем легла в основу «Становление научной теории». В книге Стёпин продемонстрировал подход, отличный от того, который был в то время распространен в западной философии, рассматривая в качестве единицы анализа не отдельно взятую теорию, а весь массив теоретического знания научной дисциплины.

Затем были книги «Структура научного познания», «Идеалы и нормы научного исследования», «Научные революции в динамике культуры», серия статей в престижных отечественных и зарубежных научных журналах. В них Стёпин проанализировал механизмы включения научных знаний в культуру и ее селективную роль в выборе фундаментальных направлений научного исследования. Он показал, как из множества потенциально возможных историй науки культура отбирает те линии развития, которые согласуются с ее базисными ценностями, и как сами эти ценности могут видоизменяться в историческом развитии науки и культуры.

Переломный год

В 1987 г. ученого стали активно приглашать в Москву. Институту истории естествознания и техники (ИИЕТ) нужен был директор. На эту должность выбрали перспективного минского ученого, а в 1988 г. состоялось решение о переводе его в Институт философии. Несколько месяцев В. С. Стёпин был директором двух Институтов.

В начале 1990-х гг. в сложный исторический период развития страны институт философии преобразовался. Новый директор стал инициатором этих перемен. Постепенно формировались новые направления исследований (эволюционная эпистемология, философская антропология, философия культуры, философия политики и права и др.). Соответственно изменялась структура института. Укреплялся его международный авторитет. На международных философских конгрессах за последние пятнадцать лет в качестве приглашенного докладчика не раз выступал и В. С. Стёпин. Он успешно сочетал функции организатора науки и активного исследователя. В московский период своего творчества он разработал две новые фундаментальные концепции - исторической эволюции научной рациональности и типов цивилизационного развития. Обе получили признание мирового сообщества философов.

Сегодня академик Стёпин - научный руководитель Института философии, руководитель секции философии, социологии, психологии и права, объединяющей пять институтов РАН, президент Российского философского общества. В одном из интервью к своему 70-летию он выразил своеобразную формулу своей жизни: «Важно, чтобы работа не прекращалась».

Основной вклад академика Стёпина в философию

Детальный анализ структуры научного знания, создание целостной концепции его динамики. Открытие процедуры конструктивного обоснования и решение проблемы генезиса парадигмальных образцов в составе теории (проблема была поставлена Т. Куном, но не была решена в западной философии науки).

Анализ структуры и функций оснований науки. Ученый представил их и как аспект внутренней структуры научного знания, и как своеобразное опосредующее звено между научными знаниями и культурной традицией. Под этим углом зрения он выделил во всех компонентах оснований науки особые пласты смыслов, которые выражают их социокультурную обусловленность. Такого рода структурная детализация оснований науки привела к ряду следствий, которые рецензенты Стёпина оценивают как новые идеи и подходы в философско-методологическом анализе научного знания...

Разработка концепции философского знания как рефлексии над базисными ценностями культуры. Анализ исторических типов научной рациональности (классическая, неклассическая, постнеклассическая наука). Разработка концепции типов цивилизационного развития, синтезирующей позитивное содержание «формационного» и «цивилизационного подходов к анализу общества. Анализ с этих позиций базисных ценностей современной, техногенной цивилизации и возможных сценариев ее развития.

 
« Пред.   След. »