О природе и особенностях философского знания (1969, № 4) | | Печать | |
Автор Копнин П.В. | |
17.06.2010 г. | |
1. Философия, познай самое себя!
Этот призыв может показаться кое-кому не новым и не актуальным, уводящим философов от животрепещущих проблем, выдвигаемых ходом развития современного общества и науки. Философия должна познавать объективные законы движения вещей и процессов и тем самым помогать практике, а здесь ее хотят увести в самопознание. В мире происходит ожесточенная борьба двух систем и их идеологий — буржуазной и социалистической, философия не стоит и не может находиться вне этой схватки. А говорят о знании, мышлении.
Необходимо прямо и определенно сказать, что в предлагаемой статье объективный мир, законы развития его вещей и процессов, развития человечества безусловно признаются объектом философии, которая как мировоззрение находится в центре борьбы идей в современном мире. Но именно для того, чтобы марксистско-ленинская философия и впредь успешно постигала свой предмет, совершенствовала свой научный аппарат — законы и категории, в которых отражено движение явлений объективной реальности, природы и общества, она должна обратить еще большее внимание на себя, на способы своего постижения этой реальности. И это не какая-то ее исключительная особенность, а общая закономерность развития научного знания. Самые различные области науки все в большей мере интересуются знанием, какое они дают, своей структурой, способом движения к новым результатам и создают свои метатеоретические построения. Метаматематические и металогические исследования существенно сказались на решении проблем, стоящих перед математическими науками и формальной логикой. Сейчас можно видеть, как и многие другие науки ищут пути изучения собственного знания, понятий и теорий своей науки и т. п. Их рассуждения о своем знании еще чрезвычайно далеки от того, чтобы удовлетворять критериям метатеорий в строгом смысле этого слова, однако и они оказывают воздействие на ход дальнейшего познания в этих науках.
Философия не только не стоит в стороне от этого движения, но она с самого начала своего существования была в его авангарде и всегда стремилась найти свои пути к истине. Она не могла этого не делать, поскольку изучение процесса познания входило в ее непосредственную задачу. Обращение к исследованию природы и особенностей философского знания имеет прямое отношение и к современной идейной борьбе. Что собой представляет марксистско-ленинская философия как система знания, может ли она внутри себя содержать направления, которые приходят - к противоположному решению одних и тех же проблем, ставит ли она какие-то условия и какие для включения в себя выдвигаемых теоретических положений и т. п. — ответы на эти и подобные вопросы представляют не только теоретический, но и практический интерес, поскольку одной из форм современного ревизионизма является внедрение идеи плюрализма в марксистскую философию. Выдвинутая сейчас некоторыми зарубежными мыслителями на первый план проблема места научного и оценочного моментов в философии, соотношения так называемых сциентизма и антропологизма в ее понимании, не только в своем решении, но и в правильной постановке предполагает анализ природы и особенностей философского знания и отличия в этом плане марксистско-ленинской философии от других форм мировоззрения, существовавших в прошлом и бытующих сейчас. Таким образом, развитие метафилософских исследований будет способствовать не только росту философского знания, более углубленному пониманию им своего предмета, но и решению некоторых спорных проблем, имеющих непосредственное отношение к борьбе мировоззрений в современном обществе. Когда речь идет об изучении знания, содержащегося в физике, биологии, истории, философии, то не следует полагать, что это толкает нас обязательно к построению формально-логических моделей. Такие модели могут оказаться необходимыми, если встает задача передачи философского знания машине либо при аналогичного рода задачах. В данном же случае мы стремимся к созданию не метатеорий, подобных логическим исчислениям, а содержательного знания о самом знании, находящемся на высокой ступени теоретического познания своего объекта. Формально-логические средства могут быть при этом по мере надобности использованы, однако логической основой такого анализа должна выступать сама материалистическая диалектика. Наряду с диалектикой немаловажная роль в этом деле принадлежит социологии знания, принципам подхода к изучению его общественного субстрата. 2. Откуда проистекает особенность философии? Специфичность знания в той или иной области науки определяется предметом, который она постигает. Например, когда К. Маркс говорит об особенностях научного анализа в политической экономии в отличие от познания физических или химических явлений, он отмечает, что «при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 6). Особенности предмета политической экономии — форм экономической жизни людей — определяют те способы познания, в которых раскрывается их объективная природа. Этим лишний раз доказывается совпадение объекта и форм его постижения в мысли, которая движется по законам объекта, говорит его языком. Если бы дело касалось какой-либо конкретной области естественной или общественной науки, то специфику познания в ней мы могли бы вывести из особенностей изучаемого ею предмета, и этим почти можно было бы ограничиться. Но этого далеко не достаточно, когда речь идет о философии. Ведь не случайно даже в наших учебниках философия стоит в ряду с другими формами общественного сознания: художественного, религиозного, морального, научного,— а не включается просто в науку. Т. И. Ойзерман в статье «О смысле вопроса: «Что такое философия?» («Вопросы философии», 1968, № 11) правильно ставит проблему: является ли философия общественным сознанием или наукой. Решение ее он видит не в метафизическом противопоставлении сознания и знания, а в диалектическом единстве их, которое «не стирает существенного различия между ними» (стр. 142). Но если это различие не стерто и существует даже в марксистской философии, то вряд ли можно ограничиться утверждением, что «философия может и должна быть специфической наукой» (стр. 138). Что же это за специфическая наука? Складывается впечатление, что словом «специфическая» прикрывается незнание того, что же она такое есть, создается видимость заполнения вакуума. Все науки специфические: и физика, и химия, и история и т. п., они как науки отличаются друг от друга своим предметом и методом. Если только в этом видеть специфику философского знания, то это слишком простая вещь, не требующая больших философских размышлений. Однако когда речь идет о философии и ее специфике, то имеется в виду нечто другое, здесь возникают иные трудности. Прежде всего ведь не о всякой философии утверждается, что она есть особая наука, а только о марксистско-ленинской. А что же такое философия Декарта, Спинозы, французских материалистов, Канта, Гегеля, Фейербаха и т. д.? Можно ли отношение между марксистской философией и домарксистской в лучших ее направлениях представить аналогично отношению химии и алхимии, науки и магии? Упрощенность такого взгляда вряд ли вызывает сомнение, хотя магии в философии было предостаточно. Марксистская философия является продолжением предшествующей философии, и прежде всего материализма, который для своего времени носил научный характер (какой была наука в XVII—XVIII веках, таким был и материализм). Следовательно, просто отрубить домарксистскую философию как ненаучную, находящуюся на уровне обыденного сознания, нельзя. Это не будет соответствовать действительности. Нельзя забывать, что многие науки вышли не из какой-то иной, а именно из домарксистской, «ненаучной» философии. При этом марксизм в самом деле означает новый рубеж в развитии философской мысли по пути научного познания. С другой стороны, предшествующая марксизму и современная буржуазная философия характеризуется наличием множественности направлений, отличающихся друг от друга не так, как школы в науке. Материализм и идеализм — это не два подхода в поисках научного решения проблемы взаимоотношения материи и сознания, а противоположные, несовместимые типы мировоззрения. Игнорирование или недооценка того факта, что философия всегда включала в себя борьбу противоположных направлений, не может привести нас к правильному пониманию философского знания и путей его развития. Совершенно верно, что материализм Демокрита не тождествен французскому, а идеализм Платона — гегелевскому, но определенная связь и преемственность между ними существует. Эта связь, как нам кажется, теряется в статье М. К. Петрова «Предмет и цели изучения истории философии» («Вопросы философии», 1969, № 2). Выступая против универсализации гегелевской концепции истории философии, неправомерного подтягивания античных мыслителей к философам нового времени как не согласующегося с историей, он приходит в известной мере к еще большему противоречию с ней, ставит, так его можно понять, под сомнение существование материализма и идеализма у древних греков. Связь платоновского идеализма с античной мифологией не делает его материализмом, а означает только одну из его особенностей, выражающую, в частности, незрелость философского знания, его неотчлененность от фетишистского сознания. Наличие множественности противоположных направлений в домарксистской и современной буржуазной философии говорит за то, что движение философского знания не укладывается в рамки смены научных понятий, концепций, теорий, перехода от относительной истины к абсолютной, от абстрактной к конкретной, от гипотез к достоверным теориям. Вскрывая природу и особенности философского знания, необходимо, с одной стороны, показать его связь с общим ходом научного познания, а с другой стороны, его специфичность, вытекающую из места философии среди других форм общественного сознания. Первое объясняет, почему ход движения философского знания неминуемо ставит вопрос о превращении его в разновидность научного, а второе — почему философское знание в марксизме-ленинизме, став наукой, осталось философией, а не другой формой сознания в обществе. Как известно, сознание является результатом взаимодействия субъекта и объекта, составляет необходимый и важнейший момент человеческой практики. Развитие сознания предполагает его обогащение знанием, а сам процесс достижения нового знания носит название познания и осуществляется в различных формах, в которых выражены разные уровни знания: абстрактное и конкретное, эмпирическое и теоретическое, достоверное и вероятное и т. п. Эти уровни знания отличаются друг от друга способом постижения объекта, глубиной и полнотой его отражения, доказательностью, характером построения системы знания и т. д. Их анализ составляет задачу теории познания. Но отношение субъекта к объекту не сводится к чисто познавательному отношению, хотя знание присутствует в любой его форме, будь то практическое взаимодействие или духовное освоение субъектом объекта, предполагающее превращение знания в сознание, включение его в качестве момента в общественно-историческую деятельность человека. Когда речь идет о различных формах сознания, а не знания, то главным критерием как раз и выступают отношение человека, его цели, с которыми он подходит к отражаемому объекту, способ использования полученного знания для реализации этих целей. Все формы сознания дают в какой-то мере знание, но наука специально возникла и существует для того, чтобы обогащать общество объективно-истинным, достоверным и конкретным знанием. Для реализации этой цели она имеет довольно развитую систему методов и форм познания, свой язык, которые непрерывно совершенствуются в ходе развития самого познания. Если мы возьмем другие формы общественного сознания — религию, философию, мораль,— то они, как и искусство, сформировались раньше науки и, само собою разумеется, в этих условиях были формами достижения нового знания. Жрецы, философы и художники обогащали общество знанием о новых вещах и отношениях. По мере развития науки происходили изменения во всех других формах сознания. Центр тяжести в достижении нового знания все более переносился на науку, у которой нет иной задачи, кроме движения к объективно-истинному знанию. Наука, взятая в своем чистом виде, является системой знания. Чем объективно-истиннее, достовернее и конкретнее эта система, тем более она соответствует идее научности. Обогащение человечества системами знания — цель науки как формы сознания в обществе. Философия была и останется системой знания, имеющей свой предмет и находящейся на определенном уровне своего развития. Но как форма общественного сознания она имеет еще свою цель и свое назначение — быть мировоззрением. 3. Марксистско-ленинская философия — научное мировоззрение Чтобы выяснить особенности философии как особой формы сознания, создающей мировоззрение человека, ее отношение к научному знанию, необходимо обратиться к некоторым моментам ее генезиса. Нетрудно заметить, что с начала своего возникновения и вплоть до наших дней философия развивалась путем преодоления мифологического сознания научно-логическим знанием. В первом вещи одухотворены и очеловечены, но одновременно и мистифицированы, наделены несвойственными им силами, например, связями по типу родовых отношений первобытного общества. Мифологическое сознание направлено не столько на вещи объективного мира, на их генезис, качественные и количественные определенности, сколько на действие каких-то скрытых за ними абстрактных, сверхъестественных сил, подобных человеческим. Философия даже у передовых ее представителей не всегда была свободна от мифа; можно отметить целые направления и даже периоды в ее развитии, когда фетишистское сознание довлело над ней. Однако решение собственно философских проблем всегда предполагает в большей или меньшей степени выход за пределы мифологического сознания. Античная философия положила начало новому подходу, выработав понятие Логоса, согласно которому в мире действует свой, независимый от человека и даже от богов закон, наделяющий определенной мерой каждую вещь. При этом человек не составляет исключения, он сам как вещественно-телесная сущность подчинен ему. Логос разрушал миф, который не следовал логике мышления. Идея Логоса направляла философию на постижение вещей в соответствии с их собственной мерой и определенностью, на раскрытие в них Логоса, всеобщего, и на выработку на основе познания вещей метода мышления. Философия и конкретные отрасли науки вышли из одного способа отношения к объективной действительности — Логоса, разумного постижения мира вещей и отношений. Можно было бы сказать, что философия усвоила научный подход к действительности. Но более близко к истине другое суждение: наука, выйдя из философии, унаследовала от нее, от ее лучших представителей, рациональное постижение явлений, вещей и процессов путем создания понятий, теорий, претендующих на объективную истинность, проверяемость и конкретность. Эти пути развития мировоззрения — мифологически-фетишистский и научно-логический — нельзя представлять себе в виде двух равнозначных, сосуществующих и одинаково правомочных, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Господство в отдельные периоды истории христианской или иной догматики имеет свои исторические корни, несет свою социальную нагрузку, но фетишистское сознание должно рассматриваться как исторически преходящая форма мировоззрения, с необходимостью преодолеваемая философией, идущей по пути разумного постижения действительности в формах научного знания. Наличие мировоззрения, находящегося под влиянием мифологического сознания, свидетельствует о том, что вплоть до наших дней далеко не всякая философия является специфической наукой. До сих пор существуют формы буржуазного мировоззрения, отрицающие научность философии, уводящие ее в область фетишистского сознания. Одна из особенностей марксистской философии состоит именно в том, что она прямо и бесповоротно встала на путь Логоса, то есть создания мировоззрения, опирающегося на постижение истинной сущности вещей и отношений. Марксистская философия не может не основываться на опыте научного знания. Попытки изолировать философское знание от науки обрекают его на оторванное от реальной почвы сознание, смыкающееся с религиозным. Марксизм убедительно доказал, что путь развития философии связан с усвоением ею результатов научного знания, без которого она не может сделать ни одного шага. Но знание, достигнутое различными науками, не непосредственно входит в философию, а составляет своеобразную основу, которая осмысляется философией в своих категориях и формах, своим методом. Если марксистско-ленинская философия является научным мировоззрением, то из этого само собою следует, какие положения и теоретические построения она может содержать в себе, каковы условия их вхождения в нее. Некоторые философы доказывают необходимость множества вариантов марксистской философии, аргументируя это богатством общественной практики, которая может якобы обобщаться в разных по своему содержанию марксистских философских системах. Так, югославский философ П. Враницкий в докладе на XIV международном конгрессе в Вене (1968 г.) утверждал: «Разнообразие и многосторонность человеческо-исторической практики обусловливают многосторонний теоретический подход к этой практике и проблемам, проистекающим из нее». Это многообразие практики порождало различное ее обобщение в прежних философских системах. «То же самое,— по мнению П. Враницкого,— относится и к марксистской философии». А если так, то она ничем, по существу, в этом отношении не должна отличаться от предшествующей и от современной буржуазной философии. «Это показывает,— продолжает он,— что точку зрения одной-единственной марксистской философии или единой структуры этой философии нужно радикально отбросить и признать необходимость различных вариантов» («Акхеn des XIV. Internationalen Kongresses für Philosophie», II, Verlag Herder Wien, 1968, S. 139,140). В этих коротких тезисах выражена целая концепция, которая 1) не делает никакого различия между марксистской философией, с одной стороны, и буржуазной — с другой; 2) снимает вопрос о научности марксистской философии. В самом деле, марксистско-ленинская философия разрешает свои проблемы, выдвигаемые многообразной современной общественно-исторической практикой, научным путем, постигая объективные законы движения вещей, процессов, отношений людей в обществе, и таким образом она строит теоретические системы, претендующие на объективную истинность, допускающие проверку и доказательство. Но возможно ли, чтобы эти теоретические системы были различными? Разумеется, так же, как это бывает во всех других науках. Эти системы, во-первых, могут касаться различных объектов действительности, например, теория общественного прогресса отличается от теории познания. Во-вторых, неминуемо появляются различные теоретические концепции, возникающие в результате поисков научного решения проблем, путь к которому лежит через дискуссии, соперничество идей. Но когда решение будет найдено, то в качестве истинного возможно только одно. О такого ли рода плюрализме в марксистской философии идет речь у П. Враницкого? Конечно, нет. Он полагает, что в марксистской философии необходимы различные теоретические системы, касающиеся одного и того же объекта, построенные на различных принципах и одинаково истинные. Но это с точки зрения научных критериев нонсенс, для этого надо философии порвать с научным способом постижения действительности. По существу, к этому и идет П. Враницкий. В связи с этим находится вопрос о марксизме как открытой теоретической системе знания. Да, марксистско-ленинская философия с точки зрения характера своих научных теорий не является закрытой системой, не допускающей внутри себя и с точки зрения своих принципов дальнейшего развития. Она открыта для вхождения в нее новых теоретических положений и допускает изменения внутри себя вплоть до обобщения и уточнения своих принципов. Но для чего и для кого она открыта? Некоторые из зарубежных марксистов, подчеркивая мысль об открытости марксизма как системы знания, ставят вопрос о включении в нее элементов из различных направлений современной буржуазной философии. В этом смысле говорят о необходимости пополнения марксистской философии за счет неопозитивизма, экзистенциализма, гуссер-лианства, христианства, буддизма и т. п. При этом аргументируют это тем, что ведь не все в этих философских теориях является ложным, они содержат и некоторые правильные постановки вопроса, обращают внимание на такие стороны, мимо которых иногда проходят марксисты. Не можем же мы, заявляют они, быть сектантами и отвергать что-то правильное только на том основании, что оно добыто не нами? Но одно дело — критически изучать опыт буржуазной философии при позитивной разработке проблем, а совсем другое — включать ее готовые концепции и решения в свою систему. Если в марксистскую философию включить экзистенциализм, неопозитивизм и т. п., то научное единство его будет разрушено, и под видом течений марксизма найдут себе убежище различные направления современной буржуазной философии.
4. Изучать пути движения философии к достижению истины Марксистская философия является научным мировоззрением. И в этом отношении не следует бояться упреков в сциентизме, которые иногда раздаются в наш адрес со стороны буржуазных философов и ревизионистов. Да и впредь надо ориентировать философское знание на постижение действительности методом разумного освоения ее в понятиях и теориях, отвечающих требованиям научного мышления. Но это обстоятельство ставит перед нами много проблем, связанных с раскрытием путей движения к объективной истине: выявление своеобразия опыта, особенностей научно-теоретического мышления в философии, способов построения, развития, проверки и доказательства теорий в ней. Философия сама непосредственно не связана с изучением отдельных явлений, вещей и процессов, которые выступают объектом различных специальных наук, а имеет дело с ними постольку, поскольку они уже нашли отражение в понятиях и теориях этих наук. Поэтому философия не ставит никаких экспериментов. Для ее развития не обязательны личные наблюдения самих философов за поведением электронов в камере Вильсона, вируса на питательной среде и человека в семейном или производственном коллективе. Для этого существуют физика, биология, социальные науки и т. п. Это, конечно, не значит, что некоторые философы не могут добиваться плодотворных результатов, если они вместе с тем являются специалистами в области естественных или гуманитарных наук, обладают определенными энциклопедическими способностями. Но примеры такого рода вторжения философов в различные области знания не доказывают необходимости подобного сочетания для развития самой философии. Тем более нужно без всяких сомнений оставить в прошлом, к которому не может быть возврата, все попытки со стороны философов поучать, как надо развивать ту или иную область науки, как трактовать отдельные ее проблемы, выдумывание доморощенных, самодельных «философских» теорий элементарных частиц, наследственности и т. п. Это может нанести только вред как развитию этих областей, так и научному авторитету материалистической диалектики. Философия в качестве данного имеет результаты научного познания, зафиксированные в теориях и понятиях различных наук, всю сферу развития общественного сознания, выраженную в произведениях искусства, в нормах нравственности, в истории своего собственного движения. Все это в совокупности и составляет опыт, из которого философия исходит в выдвижении и обосновании своих построений. Ни одна другая наука не имеет такого богатого и разнообразного опыта. Физика, например, может развиваться, не учитывая опыт истории или искусства; она создает свою эмпирическую основу, в определенных масштабах нуждаясь в результатах познания смежных с нею областей. Точно так же обстоит дело и с другими естественными и гуманитарными науками. Ни одна из них не делает исходным моментом, эмпирическим базисом совокупный опыт духовного развития человека. Итак, не наблюдения и не эксперименты философов, а теории научного познания, результаты художественного освоения действительности и т. п. выступают исходным пунктом философского анализа. При этом философия интересуется не только самими результатами познания, но и его историей, тенденциями движения. К опыту духовного развития человека, в частности к научному познанию, материалистическая диалектика подходит, конечно, мысляще-критически, но не в смысле исправления его результатов в соответствии со своими потребностями или «философского надзора» за развитием отдельных областей знания и духовной культуры. Она осознает его нужды и прежде всего в области метода мышления, совершенствования его категориального аппарата и с этой стороны критически анализирует весь предшествующий опыт познания, выявляя тенденции его развития. В этом состоит задача материалистической диалектики как специфической системы знания. Различные науки хотя и содержат в своих результатах имплицитно философские категории, по не осознают их, не выделяют, не делают их предметом исследования, орудием движения к новым результатам в познании. Каким же способом философия поднимается от опыта к своим категориям и законам? Как показывает ее история, существует только одно средство для этого — теоретическое мышление. В свое время для обозначения пути движения философии к истине было выдвинуто понятие «спекулятивного мышления». К этому понятию с некоторых пор стали относиться подозрительно, как к чему-то такому, что внутри самого себя содержит нечто отрицательное, считая своим долгом и хорошим тоном в философии выразить ему свое презрение. И это имеет свое историческое оправдание. Первоначально философия, включавшая в себя всю совокупность знания, широко пользовалась методом умозрения и таким путем приходила к плодотворным результатам не только в чисто философской, но и в естественнонаучной области, примером чему может служить атомизм. Когда не было настоящего естественнонаучного и исторического опыта познания, к спекулятивному мышлению вынужденно прибегали даже там, где сфера его применения была весьма ограничена. Потом были обнаружены отрицательные стороны умозрения в философии. Во-первых, спекуляции философов в области познания явлений природы и общественной жизни стали приходить в противоречие с результатами естественнонаучного и гуманитарного знания. Философы продолжали навязывать свои схемы развития явлений природы даже тогда, когда естествознание своими методами уже стало создавать научные теории о них. Во-вторых, не всегда философы, применяя метод умозрения или спекулятивного мышления для решения собственных задач, основывали его на достаточном опыте познания. Часто их спекуляции носили беспочвенный характер, были оторваны от реального хода научного познания и развития духовной культуры человека. Все это, вместе взятое, и приводило к мысли, что философскому умозрению как форме постижения действительности пришел конец, а вместе с тем и философии вообще, ибо без него она не может сделать собственного шага в познании. От дурного рода спекуляций философия может и должна освободиться, но при этом она сохраняет теоретическое мышление как главное средство движения от опыта к познанию законов и формированию своих категорий. Без теоретического мышления ей остается только ограничиваться результатами других паук и форм сознания, изобретать свой «философский» эксперимент или свое матричное исчисление. К сожалению, некоторые пытаются идти этим путем, как бы демонстрируя представителям других областей знания: смотрите, мы тоже наблюдаем и вычисляем. Но как бы они ни старались и какими бы благородными ни были их порывы для решения проблем философии методы других наук в принципе недостаточны. Философское научно-теоретическое мышление — это своеобразный вид абстрагирования, выделение отдельных закономерностей из совокупного опыта науки и всей общественной практики. Оно приспособлено для решения задач, стоящих перед философией. Его успех зависит от той эмпирической основы, из которой исходят, от умения усмотреть и выделить в ней то всеобщее, что является предметом философского знания. Существуют свои критерии правомерности философского мышления, способы своеобразной его верификации. Способность к философскому мышлению, как и другие формы абстрагирования, вырабатывается в процессе общественного и индивидуального развития мыслителя, и ею можно овладеть так же, как и другими средствами познания. Умению мыслить философски нужно учиться, как математическому, физическому, историческому и другим способам мышления. Философское мышление хотя и является видом абстрагирования, однако не сводится к абстракциям какой-то области знания. С абстрагированием в науках у него есть общее: выделение интересующей стороны, закономерности, стремление не ограничиться в познании абстракциями, а постигать их в совокупности, дающей познание конкретного. Но у философии свои критерии оценки и проверки этих абстракций, и с ними нельзя обращаться, как в математике или физике. Это, например, относится к проверке и доказательству. Результаты философского мышления проверяются на практике, но не путем простого сопоставления с отдельными ее актами, нахождения соответствующих вещей, отношений. Такое сопоставление ничего не дает. Самое большее — оно может служить иллюстрацией положений, в которой нуждаются люди, не привыкшие к абстрактному мышлению. Но такие иллюстрации всегда приблизительны и не выражают существа дела. Философские понятия и теории настолько всеобщи, что всегда можно найти что-то соответствующее даже ложным теориям. Проверка их всеобщности в действительности происходит лишь тогда, когда результаты философского мышления, будучи выраженными в категориях, становятся методом научно-теоретического познания и практического действия человека. Понятия и теоретические построения философии проверяются как мировоззрение, ставшее основой теоретической и практической деятельности классов, партий, ученых, художников и т. п. Если действия, согласующиеся с принципами и категориями, приводят к практическому осуществлению человеческих целей, к созданию разумного и прекрасного мира вещей и отношений, к достижению нового знания в науке, созданию художественных произведений, то тем самым проверяется и доказывается их объективная истинность. Философии присущ свой способ образования и развития понятий и теорий. Здесь мы сталкиваемся со следующей особенностью философского знания — высокой степенью научной экстраполяции с элементами постулирования его принципов, законов и категорий. Результаты этой экстраполяции отличаются и от аксиом дедуктивных теорий и от предположений, лежащих в основе теорий, строящихся на обобщении опытных данных. В этом смысле нельзя требовать от философии, чтобы она свои построения подгоняла либо под аксиоматические теории, либо под научные гипотезы. Она имеет свое собственное построение, каковым выступает система категорий, присущая только философии. Иногда результаты философской экстраполяции пытаются вынести за пределы научного метода познания, в область веры или какого-то особого прозрения, не основанного на разуме. В действительности же они являются итогом теоретического мышления, которое включает как момент критическое отношение ко всякому опыту познания, в том числе и своему собственному. Философское мышление не выходит за пределы разумного постижения действительности, хотя имеет свою специфику, выяснением сущности и особенностей которой философы-марксисты занимаются еще совершенно недостаточно. Таким образом, материалистическая диалектика, являясь логикой научного познании, в том числе и своего собственного, ставит заадачу осознания основ и особенностей своего знания, путей движения к новым результатам, создания своеобразной метафилософии в качестве средства дальнейшего разрешения стоящих перед нею проблем. 5. Философия — знание или убеждение? Все ли мы скажем об особенностях знания, содержащегося в марксистской философии как научном мировоззрении, если выясним его пути движения к объективной истине, способы образования теорий, их проверки и доказательства? Не содержит ли философия еще нечто такое, что ее выделяет среди других наук и характеризует как мировоззрение? Случайно ли с момента своего возникновения она получила наименование мудрости, в которой содержится не только знание, но и квинтэссенция всего опыта жизни? Ответы на эти вопросы заставляют обратить внимание на то, что философия всегда выражала человеческое отношение к объективному миру, к его движению и процессам. Она должна не созерцательно рассматривать, а действенно-практически их отражать и в этом смысле всегда включать практику в понимание объективного мира. В мифе была заложена неудовлетворенность человека существующим порядком вещей, но одновременно и неспособность указать пути достижения новой действительности. И именно потому, что миф переделывал мир на свой лад в мечтах, стремлениях, без знания объективной природы вещей и человеческих отношений, он оставался только мифом. Подлинная философия, чтобы быть научным мировоззрением, ориентируется на законы самих вещей и процессов, без знания которых она не может быть научным мировоззрением. При этом она берет их со стороны общественных целей человека. Могут спросить: а разве наука поступает не так, разве она совершенно свободна от этого? Поскольку наука возникла вместе с философией, в ее лоне и до сих пор не лишена мировоззренческих проблем, то, конечно, она также сохраняет этот момент. Но развитие науки как формы сознания, направленной специально на достижение объективной, доказательной, конкретной истины, отодвигает так называемый человечески-ценностный момент в ней на второй план. Проблема ценности в настоящее время, в том числе и при анализе сущности философии, стала одной из центральных. Буржуазная философия, и в особенности то ее направление, которое получило название аксиологии, использует проблему ценности для обоснования идеалистических представлений путем противопоставления ценностного подхода к явлениям действительности научно-теоретическому, выдвижения особого ценностного видения мира и интуиции в качестве его средства и т. п. Отвергая идеалистические спекуляции на проблеме ценности, марксизм снимает ее в том виде, как она была поставлена буржуазными философами, видевшими в ней антипода объективно-научного рассмотрения действительности, по-новому ставит ее и определяет пути ее разрешения. Марксистская философия рассматривает и ценность и познание как общественно-исторические явления, моменты практического взаимодействия субъекта и объекта. Они неразрывно связаны и пронизывают друг друга, поскольку, с одной стороны, сами результаты знания подлежат оценке не только с точки зрения чисто гносеологических характеристик: истинно, ложно, существенно, несущественно, вероятно, достоверно и т. п.,— но и собственно ценностных: какую пользу и какой практический выход данное знание может иметь в обществе, какую материальную и духовную потребность человека оно может удовлетворять. С другой стороны, ценностный подход включает в себя знание вещей и процессов, их свойств и закономерностей, на основании которого можно судить о способности данного предмета удовлетворять потребности человека. Существование ценности имеет объективный источник, покоится на знании вещей и отношений. Однако это не освобождает нас от необходимости в своих абстракциях выделять, опять-таки для строго определенных целей, с одной стороны, теоретико-познавательный подход к объекту действительности, а с другой — ценностный. Первый стремится зафиксировать постижение объективной природы предмета, как он существует вне человека и человечества, освободить сознание от отношения субъекта к его содержанию и выделить в чистом виде собственно знание, то есть объективную истину. Поэтому логика совершенно свободна от собственно ценностного подхода к знанию. Второй, наоборот, стремится как в самом объекте, так и в его отражении в сознании акцентировать внимание на человеческом отношении, оценить все с точки зрения заложенных в объекте возможностей удовлетворять потребности людей. Он берег не знание в чистом виде, а его воплощение в материальной и духовной культуре, способной служить человеку и его целям. Если с этой точки зрения сопоставить различные науки и философию как мировоззрение, то можно обнаружить между ними существенное отличие. Поскольку науки в своем развитии все более превращаются в метод познания, становятся прикладной логикой, то ценностный подход не столь существен для определения их сущности, как для характеристики морального, художественного сознания и философии. Философия — это система знания, превращенная в убеждение людей, ставшая принципом действия классов, партий и т. п. Этот момент чрезвычайно важен. Особенность марксистской философии состоит в том, что ее убеждение строится на органическом сочетании объективно-истинного, доказательного знания с классовой целью, одним из моментов которой выступает отражение действительных отношений, существующих в мире. Таким образом, глубокое понимание сущности философии является необходимым условием успешной разработки актуальных проблем, борьбы против современных течений буржуазной мысли, спекулирующих на отдельных сторонах, особенностях философии и способов постижения ею своего предмета. Характерные для буржуазной философии сциентизм, с одной стороны, и беспочвенный антропологизм— с другой, кажутся привлекательными, покуда не вскрыты их гносеологические источники и не определены пути преодоления подобных извращенных толкований.
|
« Пред. | След. » |
---|