Человек и мир (1969, № 8) | | Печать | |
Автор Рубинштейн С.Л. | |
25.06.2010 г. | |
(Отрывки из неопубликованной рукописи) ...Уже в гносеолого-онтологическом плане встает проблема человека как философская проблема о способе существования человека и соотношении его с бытием, сущим вообще. Положительное решение этой проблемы направлено против «отчуждения» как человека от бытия, так и бытия от человека. Содержание этого отчуждения заключается в идеалистическом вынесении сознания за пределы бытия, сущего, в отрыве чистого сознания от реального человека как субъекта познания, деонтологизации человека, с одной стороны, и в сведении всего сущего, бытия, только к вещности — с другой.
...Человек как субъект должен быть введен внутрь, в состав сущего, в состав бытия, и соответственно определен круг философских категорий. Человек выступает при этом как субъект действия и сознательное существо, прежде всего как реальное, материальное, практическое существо. Однако здесь сохраняет свою силу тезис, выдвинутый нами еще в «Бытии и сознании», что с появлением новых уровней бытия в новом качестве выступают и все его нижележащие уровни. Иными словами, человеческое бытие — это не частность, допускающая лишь антропологическое и психологическое исследование, не затрагивающая философский план общих категориальных черт бытия: с появлением человеческого бытия коренным образом преобразуется весь онтологический план, происходит видоизменение всех категорий, всех определений бытия. Значит, стоит вопрос не только о человеке во взаимоотношении с миром, но и о мире в соотношении с человеком как объективном соотношении. Только таким образом реально и может быть преодолено отчуждение бытия от человека...
...Одно из основных положений диалектического материализма заключается в том, что каждому специфическому виду материи отвечает строго специфическая форма движения, выступающая как способ существования именно данного, а не какого-либо другого вида материи. Специфичность каждой формы движения обусловлена особенностями того материального объекта, того вида материи (вещества, света и т. д.), который испытывает изменения, «движение». Уже в пределах природы рассмотрения всякого изменения как движения материи заключает в себе (в общем правомерное еще) расширение понятия движения на качественные (например, химические) изменения. Но, идя дальше к жизни человека, человеческого общества, целесообразно отделить от понятия движения самое понятие способа существования и выделить различные способы существования, отличающиеся в зависимости от особенностей их субъекта. Ключ к пониманию своеобразия каждой формы движения надо искать в особенностях их материального носителя (Б. М. Кедров).
Выделяя различные способы существования различных видов сущего мы приходим к анализу философского вопроса о способе существования человека как субъекта сознания и действия. В самом общем виде это означает, что соотношение субъекта и объекта, их взаимодействие берутся не только идеально в сознании, но в процессе труда, реально, материально. Действие, труд, производящий, творящий человек должны быть включены в онтологию, онтологию человеческого бытия как необходимое и существенное звено. Человек выступает при этом как существо, реализующее свою общественную сущность в порождаемых им объектах и через них сам ее осознающий. Человек обусловливает преднаходимые условия, обстоятельства (ситуации) и изменяет их...
...Существует два подхода к понятию бытия. Первый — определяющий бытие как самое абстрактное, то, что обще всему сущему, без раскрытия содержания того, что оно есть, что означает. Это имплицитное определение через абстракцию, через то, что является общим для всего существующего. Второй подход возможен как содержательное раскрытие понятия бытия через соотнесение понятий «быть» и «являться», «быть» и «казаться», «быть» (пребывать) и «изменяться, становиться, развиваться и исчезать», «быть» и только «мыслиться, представляться»...
* * *
...Снятие бытия — это в самой своей глубокой основе уход, мысленное отрицание, снятие существования объективной реальности как коррелята жизни, ее потребностей, влечений, действия, и в связи с этим происходит превращение «сущности» в «образы» (это путь Будды к нирване — в глубокой форме, и в поверхностной — декларационный путь Шопенгауэра). Путь идеализма, утверждающего первым своим ходом примат сущности над существованием, с его абстрагированием от существования, связанного с жизнью, с действием, с потребностью, влечением, материальностью, снятие существования, превращающего сущности в образы, в идеи, тесно связан со стремлением уйти из этого мира существования материальных вещей — вне нас находящихся объектов наших потребностей, наших влечений, из этой юдоли печали, где человек обречен на страдания, на то, чтобы быть страдающим, страдательным, страждущим существом. Мир существования рассматривается как мир человеческого страдания не только в смысле ощущения боли, но и более широко, как мир, в котором человек является страдательным существом, а его влечения, вожделения и т. д., привязывающие его к объектам этих вожделений, рассматриваются как внутренние предпосылки реальности для него внешнего мира. Этот момент страдательности, зависимости, «аффицированности» абсолютизируется в первоначальном материализме.
Марксизм, напротив, противопоставляет действию материи на человека его преобразующее воздействие на материальный мир. С этих же позиций могут быть поняты глубокие истины буддизма (понятие нирваны в буддизме) как внутренняя деятельность, которая направлена на преодоление, снятие внутренних предпосылок существования внешнего мира для человека. Это имплицитно содержащееся в буддизме утверждение страдательности человеческого существа как его зависимости от внешнего мира может быть обернуто, превращено в позитивное утверждение бытия в его действительной сфере: обращение деятельности изнутри вовне, изменение ее направленности с самого себя (как нирваны, как снятия страдательности, как снятия внутренней активности для погашения страдательности) на внешний мир снимают сам страдательный характер деятельности человека. Если в концепции Будды активность человека направлена на преодоление, снятие внутренних предпосылок существования внешнего мира с тем, чтобы таким образом выключиться из такового, из сцепления причин и следствий, отдающих человека во власть страдания, делающих его страдательным существом, то противоположная ей марксистская концепция рассматривает человека как изменяющего мир своей деятельностью, как создающего в ходе этой деятельности соответствующие внутренние предпосылки, внутренние установки человека, его внутреннее отношение к миру.
Если при рассмотрении состава сущего происходит сведение сущего к «объективной реальности», в бытии остаются только вещи и только объекты, категория бытия сводится только к материальности, бытие к материи. При таком сведении происходит выключение из бытия субъектов — людей и всех тех функциональных свойств вещей, которые свойственны «человеческим предметам», включенным в человеческие отношения как орудия и продукты практики. Бытие выступает при этом только как физическая природа, как движущаяся материя (мир Декарта). В диалектическом материализме в бытие включается материя не только как субъект механических, физических, химических процессов, но и как субъект всех производных форм «движения материи». Однако общественное бытие людей отражается только в соответствующих категориях исторического материализма. Поэтому неправомерно выпадает вопрос о специальных формах применения общих онтологических, вообще философских категорий к историческому бытию людей. Человек должен быть включен в состав бытия (и, соответственно, в категориальную систему философии) не только в качестве объективной данности, как объект познания наряду с другими, но и в своем специфическом качестве общественного человека.
Соответственно со становлением человека как высшей формы (уровня) бытия в новых качествах выступают все нижележащие уровни или слои. Тем самым встает вопрос о человеческих предметах как особых модусах бытия. «Мир» предполагает в качестве своего ядра мир, соотносительный с человеком, поэтому должна быть раскрыта историчность этого мира.
Признание же этой мысли означает вообще новый подход к категориям. Признание в составе сущего разных уровней бытия равносильно признанию, что самые общие категории выступают специфически, в различных формах на разных уровнях бытия. Например, в принципе оправданным становится представление о качественно различных структурах времени в зависимости не только от качественных (и структурных) особенностей процессов в неорганической природе, но и в природе органической, в жизни и, далее, у человека, в частности, в процессе истории...
* * *
...Известное ленинское положение гласит, что, с одной стороны, надо углубить познание материи до познания субстанции, чтобы найти причины явлений, с другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешних явлений к сущности. Этим, в свою очередь, как мы увидим, определяется и место детерминации, отражения, взаимодействия в «гнезде» онтологических категорий, которые мы рассматриваем. Оно соотносительно с понятием сущности как выражением специфики определенного класса явлений. Понятие сущности, соотнесенное с понятием субстанции, взятой в аспекте изменения, детерминации, означает не только определенную устойчивость в процессе изменения и развития, но и общность изменений в процессе взаимодействия. При этом выделяется не столько неизменность, сохранность, как бы противоположная изменению, сколько восстановление, воспроизведение общего внутри изменяющегося. Только так может быть раскрыта реальная диалектика этого процесса...
...При таком подходе необходимо выделяются различные сферы взаимодействия и разные способы существования. Но что является существованием, каковы отличительные черты субъекта существования, каким условиям нечто должно удовлетворять, чтобы быть существующим? Существовать — это значит длиться и преходить, изменяться и пребывать. Так, встает вопрос о субъекте изменений определенного рода. До того, как определить сущность применительно к познанию человека, мышлению в гносеологическом плане, необходимо дать ей определение в плане онтологическом. Сущность выступает как основа определений единичного существующего, из которой при соотнесении с изменением условий могут быть выведены все изменения вещи, явления. Сущность вещи, явления, закономерно обусловливающая их изменения,— это то определение явления, вещи, тела, из отношения которого к изменяющимся условиям выводимы или в которых обоснованы все их закономерные изменения. Здесь становится необходимым определение сущности через понятие субстанции: субстанция понимается как устойчивое в явлении. В таком случае субстанция определяется как сущность, проявляющаяся в явлениях, выступающая в них в форме, осложненной несущественными, привходящими обстоятельствами, иногда маскирующими сущность, существенное в явлении. По этой линии идет и критика всего кантовского хода мысли: согласно Канту, все нам доступные определения не затрагивают сущего, вещи в себе. Иными словами, сущность, так же как и существование, должна быть определена в аспекте детерминации...
...Проблема детерминации выступает как проблема определенности. При этом основным является единство причины как причинения и существования как акта, как процесса (изменения) и устойчивого определения (сохранения), порожденных в собственной устойчивой качественной определенности. Причинять - это в том числе и вызывать к существованию, а не только определять качество этого существования. При раскрытии динамического, нестатистического характера причинной цепи сама причина выступает как акт или процесс. В этом случае субстанция как причина сама должна быть актом, энергией. Само существование выступает как акт, процесс, действование, как причинность по отношению к самому себе. Действие причины при этом выступает как ее действование. Это действование совершается не только вовне (в следствии), но и внутри причины, как «инерция» в широком смысле этого слова, как поддержание своего существования, как рефлексия причины в самой себе. Действование причины в самой себе - это внутреннее движение причины, направленной на сохранение причины как качественной определенности, устойчивости, Порождение следствия, отделенного от причины (его причинение), есть выход внутреннего движения причины за ее пределы. Всякий объект исполнен внутреннего движения, которое является основой его качественно определенного, устойчивого состояния. В этом внутреннем движении объект как бы вновь и вновь воспроизводит самого себя, изменяясь при этом так-то. Таким образом, причинность неразрывно связана с самим существованием и его сохранением, само существование есть не только состояние, но и акт, процесс...
...Связь причины, и следствия как таковая всегда предполагает вычленение из многообразных связей условия, причины, действия и следствия. Однако при этом существуют разные уровни детерминации, более общие и более специфические закономерности в соотношении детерминаций разных уровней. Основной принцип детерминации как определения другим и самоопределения выступает по-разному в процессе развития от уровня к уровню — на уровне физического тела, на уровне организма, наконец, на уровне человека как сознательного существа..
* * *
...Так, выделяется основной вопрос, о котором выше шла речь, вопрос о субъекте изменений определенного рода, иными словами, о наличии специальных процессов (форм движения материи) и соответствующих способов существования, субъектов определенного способа существования. Отсюда основная качественная специфика данного сущего. Отсюда и сущность как основа (основа определений) единичного существующего, из которой в соотнесении с изменяющимися условиями могут быть выведены все изменения вещи, сущность как внутренняя основа изменения...
...Объяснение проблемы кажимости может быть дано только с позиций принципа детерминизма, при рассмотрении процесса познания как раскрытия детерминации явлений. Из области психологии восприятия известно, что существуют иллюзорные и действительные размеры предмета, вещи. Иллюзорные размеры предмета не есть его несуществующие размеры, а те размеры, которые закономерно возникают при его восприятии в тех или иных условиях (скажем, его видения). Проблема восприятия действительных размеров предмета — это проблема константности в психологии, иными словами, учет в восприятии человека различных изменяющихся условий и сохранение устойчивых характеристик предмета в различных изменяющихся условиях восприятия. Точно так же кажимость — это не несуществующий предмет, явление, вещь, а явление, кажущееся таким-то в зависимости от таких-то условий и обстоятельств его восприятия.
К этой проблеме кажимости, однако, существуют два прямо противоположных подхода. Один — обозначенный выше с позиций принципа детерминизма, другой — с позиций внешнего взаимодействия, рефлективных отношений. Если при первом подходе происходит выявление переменных, детерминант, от которых зависит адекватное познание явления, то при втором имеет место учет элементов независимо от тех отношений и связей, в которых они выступают, и внешних отношений между ними. Этот второй подход и открывает путь к замене действительного предмета тем, чем он только кажется, к сведению мира к феноменальным образованиям. При первом подходе неизбежна соотносительность кажимости, явления и сущности в действительности (что он на самом деле есть) и очевидна абсурдность снятия сущего, действительности в кажимости. Несоответствие кажимости предмета и его реального содержания идеалистическая теория познания использует для превращения бытия в «вид» вещей, из которого как из понятия вещи исходит затем всякое мышление. На самом деле в восприятии дан не образ вещи, а сама вещь, как она является субъекту, воспринимающему ее человеку. Или, иначе, образ вещи — это явление вещи в условиях ее восприятия (и, следовательно, происходит влияние тех или иных условий на тот или иной «вид», образ вещи).
Хотя воспринимается сама вещь, а не ее образ, восприятие вещи не тождественно с вещью восприятия (с вещью как объектом восприятия). В то время как сама вещь детерминируется условиями своего существования, восприятие вещи, образ детерминируется условиями ее восприятия, условиями ее явления человеку. Переход от бытия «вещи в себе» к ее бытию для другого — это не просто переход от одной модальной сферы к другой, не затрагивающий ее определенности: таких модальных перебросок того же самого в разные сферы вообще не существует и не может существовать. Этот переход от в-себе-бытия к бытию для другого (для субъекта) необходимо связан и с изменением его содержания. Воспринять значит, по существу, онтологизироваться, включиться в процесс взаимодействия с существующей реальностью, стать причастным ей. Таким образом, отражение надо толковать не как дублирование, копирование, а как рефлектирование в другое, то есть явление другому. Это значит, что само отражение выражается в онтологических категориях явления бытия для другого...
Здесь и реализуется общий принцип, развитый нами еще в «Бытии и сознании», что с возникновением нового уровня сущего во всех нижележащих уровнях выявляются новые свойства. Это означает решение вопроса, каким становится бытие объективно для человека с его появлением. Здесь раскрывается значение, смысл, который приобретает мир, соотносительный с человеком как частью его, продуктом его развития, поскольку он есть, становится не чем иным, как объективно существующей отправной точкой системы координат. Существует не только Вселенная как безотносительная к субъекту, осознающему ее человеку (человеку и его сознанию), объективность плюс субъект познания. Сама осознанная или осмысленная Вселенная, измененная или могущая быть измененной действиями человека, есть объективный факт. Сама Вселенная — это уже не абстракция ее объективного бытия, она охватывает, включает в себя и человека, его сознание, его бытие в качестве осознанной, осмысленной объективированности. Таким образом, осознанность выступает как новый способ существования в самой Вселенной, а не как чуждая ей субъективность моего сознания. Человек должен быть рассмотрен как объективно существующий, отношениями к которому определяются объективные свойства того, что с ним соотносится. Поэтому окончательное снятие изничтожения бытия может быть осуществлено только через рассмотрение высшего продукта его развития — человеческого бытия...
...Созерцательность не должна быть понята как синоним пассивности, страдательности, бездейственности человека. Она есть другой (в соотношении с действием, производством) способ отношения человека к миру, к бытию, способ чувственного отношения, познавательного отношения. Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию. Но созерцание также есть способ взаимодействия человека с миром, объективный процесс взаимодействия двух реальностей, поскольку речь идет о явлении мира человеку как объективном проявлении сущности в особых, связанных с существованием (восприятием, познанием) человека условиях восприятия, познания этой сущности. Созерцание выступает как специфическое познавательное взаимодействие человека с миром...
...Здесь основным является тот же метод, который мы использовали при анализе психических явлений: взять человека во всех для него существенных связях и отношениях к миру, выявить все его качества, характеристики, в которых он в каждой из этих связей и отношений выступает. Выявление этих двух отношений к миру — сознания и действия, чувственности и деятельности, познания, созерцания и преобразования — как характеризующих специфический способ существования человека, как его онтологию и дает возможность перейти к определению предмета этики как дифференциальной онтологии. Отношение человека к человеку, к другим людям нельзя понять без определения исходного отношения человека к миру как сознательного и деятельного существа. Причастность человека к миру осуществляется и через познание и через действие человека по овладению природой, поэтому труд, практика выступает как специальная основная форма соотношения субъекта и объекта, их диалектики...
* * *
...Только из отношения человека к бытию может быть понята вся диалектика человеческой жизни — ее конечность и вместе с тем бесконечность. Своими действиями я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, и вместе с тем непрерывно выхожу за «пределы самого себя». Этот «выход за пределы самого себя» не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты (имея в виду прежде всего общественную сущность человека), это ее становление и вместе с тем реализация моей сущности; не отрицание самого себя и становление, но становление и реализация. Отрицается только мое наличное бытие, моя завершенность, моя конечность. Структура моего человеческого бытия выявляется, таким образом, и в ее сложности и в се динамике. Мое действие отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует и реализует. Соответственно отсюда могут быть поняты разные аспекты «я» человека.
...Отсюда понятие наличного бытия человека в каждый данный момент его жизни может быть определено только через его отношение ко всему сущему. Отношение наличного бытия человека в каждый данный момент его жизни к его будущему опосредовано через его отношение в каждый момент ко всему сущему материальному и идеальному, ко всему, порожденному предшествующим развитием человечества, к науке, искусству и т. д. Таким образом, жизнь человека выступает во взаимодействии с жизнью человечества, воплощенной в продуктах деятельности человечества, народа, общества. Отсюда, из отношения человека к миру и человечеству, вытекает и отношение человека к жизни и смерти, как к бытию и небытию, отношение к прошлому и будущему и конкретно к переходу от одного общественного строя к другому. Отсюда вытекает постановка проблемы свободы и необходимости, свободы не от всего вообще, не как недетерминированности вообще, а как недетерминированности только наличным бытием, ситуацией, в которой находится человек...
Говоря иными словами, диалектика, ее критический революционный дух, раскрытый Марксом, заключаются не только в признании диалектики в природе, объективной диалектики, но и диалектики в соотношении природы и человека, субъекта и объекта. Противоречия существуют не только как противоречия в вещах, но и как противоречия человека с вещами, как диалектика, возникающая и проникающая в природу через сознание и действия человека. Ее критический революционный дух раскрывается в том, что все существующее есть лишь преходящее звено в цепи событий. Нахождение в ситуации предполагает расчленение ситуации, выделение в ней условий, соотнесенных с встающими перед человеком требованиями, задачами, выходящими за пределы ситуации. Здесь обнаруживается диалектика обстоятельств (условий), обусловливающих действия человека, и действий, изменяющих обстоятельства. Само же действие, изменяющее наличное бытие, объективную ситуацию, в то же самое время изменяет, реализует нечто повое в самом человеке, что становится в нем именно этим действием в этой ситуации. То же самое относится к осознанию человеком бытия. Человеческое бытие выступает как то единичное, в котором представлены по крайней мере потенциально весь мир, все сущее, все человечество. Поэтому выход за пределы наличной ситуации осуществляется через сознание, в котором представлено все бесконечное бытие. Таким образом, существует объективное отношение человеческого бытия к бытию в целом. И отсюда на этой основе возникает и субъективное отношение человека к миру...
* * *
...Утверждение этики как дифференциальной онтологии означает утверждение общей проблемы объективного познания субъекта, взятого в совокупности и взаимодействии всех его объективных отношений к миру и другим людям. И так же, как в отношении к миру, здесь должен быть сохранен элемент созерцания, восприятия того, что есть на самом деле; тот же элемент является этической основой отношения одного человека к другому. Основой этого отношения служит не использование человека как средства для достижения тон или иной цели, а признание его существования как такового, утверждение этого его существования. Отсюда и берет свое начало содержание этики: не морализирование и изменение человека теми или иными поступками, а создание таких объективных условий, при которых человек мог бы реально быть этичным, утверждение полноценного существования человека.
Не сострадание к человеку, его бедам и несчастьям является основным содержанием этики, потому что беды и несчастья, страдательность человеческого существования не основная характеристика человека, как это утверждает христианский гуманизм. Не погоня за счастьем как совокупностью удовольствий и наслаждений представляет собой цель и смысл человеческого существования, как это утверждает гедонизм и утилитаризм. Основная этическая задача выступает прежде всего как основная онтологическая задача: учет и реализация всех возможностей, которые создаются жизнью и деятельностью человека, борьба за высший уровень человеческого существования, за вершину человеческого бытия. Строительство высших уровней человеческой жизни — это борьба против всего, что снижает уровень человека. Этика, включенная в онтологию, есть выражение включенности нравственности в жизнь.
Что есть «высшее» (добро или зло) применительно к существованию человека, оценивается не по отношению к нему самому, понимается не как простое самоусовершенствование человека. Оценка производится с точки зрения того, как оно проявляется, действует в других людях, и как оно изменяет, совершенствует их. Точно так же, как само осознание и существование моего «я» являются производным от существования других, так определение самого содержания отношения одного человека к другому осуществляется через другого человека. Сознание каждого отдельного субъекта человека существует как общественно обусловленное обобщение, как обобщенный субъект. Таким образом, падает концепция сверхчеловека: отстаивание добродетельного человека — это отстаивание высшего уровня жизни человека, а не чего-то, находящегося по ту сторону его жизни...
* * *
...Сказанное выше о созерцательности в отношении к миру и другим людям (в смысле невозможности использования человека только в качестве орудия, средства для достижения определенной цели) не означает обычного понимания созерцательности как пассивности, бездейственности и страдательности и в этическом плане. Марксистское понимание созерцательности идет от определения человека как существа, наделенного сознанием и действием; оно означает понимание созерцательности как иного способа отношения к миру, вос-приятия, о-сознания мира человеком.
...В жизни имеет место и трагическое и комическое, торжествует в ней то добро, то зло. Все дело заключается в том, чтобы выделить соотношение между ними и адекватно отнестись к каждой ситуации. Отсюда разное отношение разных людей к одной и той же ситуации, в зависимости от того, какое начало видит как преобладающее в ней и вносит своим отношением входящий в нее человек. Иными словами, ситуация включает в себя и человека, относящегося с юмором или иронией к тому, что в ней происходит. Поэтому итоговое объективное соотношение сил в ней зависит и от него. Юмор, ирония всегда должны быть адекватны тому в действительности, к чему они относятся, но они показательны для человека как субъекта, потому что он входит в ситуацию и этим своим отношением изменяет ее, соотношения в ней. Это — частное выражение того общего положения, что бытие внутри себя включает субъекта. В способе видения, отношении к ситуации выявляется и сам субъект, а не только то, к чему он относится как к объекту. Здесь субъект выступает как внутреннее условие раскрытия объекта. Таким образом, существование выступает как реальная причинность другого, выражающая переход в другое, идеальное. Это положение противоположно утверждению экзистенциалистов, для которых существует только объект познания, а субъект только «переживает»...
Критика понятия ситуации у экзистенциалистов и гештальтистов должна идти по линии различения в ситуации условий и требований личности, соотносящей эти условия и требования. Специальный анализ концепции transaction показывает, что личность, действующая в ситуации, для них никак не выделяется из нее. Однако методика выявления внутренних условий мышления, познания объекта совпадает с общим методом объективного познания субъекта и субъективного. Методика исследования мышления и общая гносеологическая проблема выявления субъекта, субъективности в равной мере основаны на диалектико-материалистическом принципе детерминизма. Это мы обнаружили при анализе вопроса о юморе, иронии и т. д. как зависимости итогового соотношения ситуации и субъекта от самого субъекта, находящегося внутри ситуации, входящего в нее и так или иначе относящегося к ней.
Почти всякое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к человеку, выражающий отношение к нему. Поэтому другой человек со своими действиями входит в «онтологию» человеческого бытия, составляет необходимый компонент человеческого бытия. Через отношения к вещам, к человеческим предметам осуществляются взаимоотношения между людьми, поэтому и на них распространяются проблемы этики.
Анализ человеческого поведения предполагает раскрытие подтекста человеческого поведения, того, что человек «имел в виду» своим поступком. В этом отношении можно говорить о «семантике» поведения. Каждая сфера функций и каждая сфера деятельности, действий несет в себе соответствующую ей систему значимости. В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностно и общественно значимого...
В каждой сфере деятельности человека обнаруживается сфера притязаний и сфера достижений человека. Именно из этого соотношения может быть понят тот факт, что не стремление к «счастью», к удовольствию и т. д. определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, их поведение, а соотношение между конкретными побуждениями и результатами их деятельности определяет их «счастье» и удовлетворение, которое они получают от жизни. В этом и реализуется в самом глубоком смысле соотношение личностно и общественно значимого...
С этих позиций осуществляется подход к известной проблеме ценностей. Ценности не первичны, не с них надо начинать анализ: они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека. К ценностям прежде всего относится идеал, идея, содержание которой выражает нечто значимое для человека. Надо распространить на идею и в этом этическом качестве, в котором особенно выступает мысленное противопоставление, принцип материалистического монизма, иными словами, преодолеть отчуждение ценностей от жизни человека, например, противопоставление влечения и долга есть раскалывание надвое человеческого бытия. Надо восстановить непрерывность, монизм,
включающий моральные ценности и идеалы в реальную диалектику жизни человека. Провозглашенное Кантом отчуждение ценностей, их трансцендентность есть отрицание самого их существа. Трансцендентность моральных ценностей — это лишь трансцендентность определенного уровня жизни человека, определенных сторон его жизни, но отнюдь не трансцендентность других, самую сущность которых они выражают. Учение об идеалах и ценностях должно быть понято как момент развития в жизни человека на основе диалектического понимания монизма: здесь особенно необходимо сохранить соотносительное, каждый раз возникающее, снимаемое и вновь восстанавливающееся противопоставление должного и существующего, идеала и действительности, преодолеть их противопоставление, внеположение, включить их в единый процесс жизни...
...В этом понимании эстетическое — это не субъективированное, но и не отчужденное от субъекта. Если любовь выступает как отношение, утверждающее существование другого человека, то эстетическое отношение есть утверждение существования объекта. Так же, как в любви другой человек начинает существовать для меня не только как звено в цепи причин и следствий, не просто как средство для чего-либо, как орудие, точно так же в отношении вещи и явления природы аналогичное совершается при эстетическом отношении к ним. Отсюда возникает основная задача искусства: демаскировать свойства предмета — его цвет, форму и т. д., заторможенные функциональными, сигнальными, практикой закрепленными, превращенными в сильные свойства, растормозить, демаскировать всю полноту чувственных свойств предмета. Но не только демаскировать, но и выявить эти свойства в их взаимоотношениях по всем существенным для данного вида искусства параметрам. Так происходит выявление звука по всем существенным параметрам, по которым он определяется в музыке. В этом состоит основная «онтологическая» задача искусства: проявить явление в его сущности, обнаружить существенное в явлении как данное на его чувственной поверхности, в его чувственной форме. Явление вне его функции, без его маски, явление как таковое в его завершенности, в его совершенстве начинает существовать для человека благодаря искусству. Внутреннее содержание красоты зависит от содержания ее объекта, но здесь существенна и способность мастера сделать чувственный облик изображаемого человека адекватным его внутреннему содержанию. Завершенность выступает в искусстве как совершенство и как законченность в себе бытия. Это есть конечное бытие, в котором подчеркнута и его конечность как ограниченность и как законченность. В красоте, в эстетическом созерцании мира максимум в себе завершенности: здесь и «служение» предмета как такового человеку и одновременно наслаждение...
* * *
...Гуманизм марксизма ставит вопрос об активном, действенном отношении человека к действительности, о возможности изменения человеком существующего, подчеркивая не страдательное, а действенное начало человека. Раскрытие этого отношения человека к миру возможно через объективную характеристику человеческого способа существования в мире как сознательного и действующего существа в созерцании, в познании, в любви, способного отнестись к миру и другому человеку так, как он есть на самом деле, и тем адекватнее, соответственно его сущности изменить и преобразовать его своим действием. Отсюда ответственность за все содеянное и все упущенное как сила человеческая.
|
« Пред. | След. » |
---|