Общественно-историческая, деятельная сущность человека (1967, №3) | | Печать | |
Автор Батищев Г.С. | |
06.06.2010 г. | |
Вряд ли когда-нибудь еще научность превозносилась и ценилась так высоко, как сегодня. Правда, на первых порах трудно бывает разглядеть, что за этим скрывается — то ли подлинно творческий диалектический дух, ставящий истину-процесс выше всех и всяких частных результатов на пути к ней, то ли обывательское преклонение перед модными ныне аксессуарами научности. Проблемное исследование, вновь и вновь возвращающееся к своим исходным основаниям, может выглядеть куда менее респектабельно, чем пустившийся в погоню за мелкими успехами «здравый» рассудок или обожествляющий формальную упорядоченность наукообразный педантизм. Но не узкий рассудок может справиться с насущной задачей ориентировать общественное сознание на трезвое осмысление действительности, а лишь диалектический разум. Утверждать его суверенность в противовес субъективизму и произволу — это значит утверждать не экстатическое проповедничество — готовность уверовать в собственную чуть ли не абсолютную правоту и рассматривать решительно все лишь как средство и фон для проецирования себя на мир,— а культуру предельно самокритичной и критически мыслящей рефлексии, суда которой ничто не может избежать. Таков мужественно-сдержанный пафос объективности.
Однако там, где при поверхностном подходе усматривается лишь однозначно «положительный» публицистический лозунг: «Научность»,— таится коварная проблема: не обречено ли всякое рациональное исследование— именно в силу его строгой научной объективности — на то, чтобы оказаться неспособным проникнуть в человеческое личностное я, хуже того, неспособным обращаться с человеком иначе, как делая его объектом, вещью наряду с прочими объектами-вещами? Не обречена ли наука на то, чтобы уже самим своим прикосновением к человеческому миру отрицать в нем субъекта, заставляя личностное я испариться до некоей грамматической фикции в стыдливых кавычках? Ведь относиться к какому бы то ни было «нечто» научно объективно—значит относиться к этому «нечто» как к объекту, и только как объекту, не допуская никакого отступления от беспощадного анализа и никакого привнесения, никакого вмешательства посторонних соображений, которые не вытекают из такого анализа. Согласие с обреченностью науки на «бессубъектность» приводит к возникновению двух взаимно предполагающих и даже порождающих друг друга тенденций, внешне противостоящих одна другой: во-первых, тенденции к ограничению науки и очищению ее от «гуманистически-субъективных» проблем ради сохранения ее строгости, несмотря на то, что самое существование науки как дела человека невозможно без определенного решения таких проблем, следовательно, без явного или-неявного одобрения и оправдания определенного их решения; во-вторых, тенденции к ценностной ориентации (аксиологии) как якобы к компенсации ущербности чисто научного подхода. Представители первой тенденции среди марксистов (М. Симон, Л. Альтуссер и др.) исполнены решимости утверждать научность ценой отказа от таких проблем (и даже понятий), как отчуждение, социалистический гуманизм и т. п. (см., например, «La nouvelle critique», 1965, № 164. и 165, а также «Вопросы философии», 1966, № 8, стр. 160—167), вынося подобные проблемы всецело за пределы науки и не видя возможности их научного рассмотрения. Представители же второй тенденции, по существу, делают то же самое, но только с другого конца: толкуют «ценностные» проблемы как заведомо изъятые из сферы компетенции познающего разума. В одних случаях эта тенденция, по-видимому, связана с попыткой найти в ценностях гуманистическое восполнение «бессубъектности» истины, поскольку она представляется как рабыня объекта (см. О. М. Бакурадзе. Истина и ценность, «Вопросы философии», 1966, № 7, стр, 46). В других же случаях эта тенденция вытекает скорее из общеидеологических соображений (например, у В. П. Тугаринова, критику в адрес которого см. у О. Г. Дробницкого; там же, стр. 33, 40 и далее). Но независимо от того, имеет ли аксиологизаторская тенденция благородные мотивы или нет, она на деле ограничивает критическую остроту научного исследования и тем самым создает возможность проведения идеологического субъективизма. Сталкиваясь, эти две тенденции раскрывают проблему преодоления «бессубъектности» научного познания во всей ее антиномической остроте. Несравненно ниже их стоят все эклектически-паллиативные «рецепты», так или иначе сочетающие «односторонние» крайности и изыскивающие способы «учета» и суммирования факторов объективных и субъективных; в них нет не только решения, но даже постановки проблемы. Условия решения проблемы, конечно, при признании первичности природы, по-видимому, таковы: с одной стороны, суверенность диалектического разума не утрачивается и не подрывается только тогда, когда не признается никакой изначально специфической субъективности (либо сферы ценностей, либо области иррационального) как дуалистически поставленной рядом с объективной действительностью. Предметный мир, осваиваемый человеком, есть единственный «посюсторонний» мир, вне которого нет ничего. С другой стороны, человек с его личностным я может быть постигнут разумно только тогда, когда само его объективное бытие понято не как «отчасти» субъективное, а всецело как его бытие в качестве субъекта. Иначе говоря, соотношение объекта и субъекта должно предстать как диалектическое, конкретное тождество— тождество противоположностей, полностью, до конца взаимно проникающих друг в друга. Место для осуществления свободы, самодеятельности и творчества личности может быть найдено не на пути «спасительного» удвоения мира, то есть не в результате перенесения их куда-нибудь «по ту сторону» этого мира, как бы ни свирепствовало в нем отчуждение и т. п., а здесь, в этом единственно сущем мире. И надо исследовать их сугубо научно и строго, в их действительной осуществленности (понятие научности берется здесь в отвлечении от институциональных форм ее осуществления). Следовательно, поставленная проблема выглядит так: что представляет собой та особенная действительность, в которой осуществляется тождество противоположностей объекта и субъекта? Решение ее возможно лишь в результате переосмысления (отличающего марксизм от всех созерцательных концепций) субъекта и объекта с точки зрения предметной деятельности. Они должны быть определены как субъект деятельности и объект деятельности (за пределами которого, разумеется, всегда остается неосвоенная природа). Речь. стало быть, идет о социальной действительности, надстраивающейся над природой. Но главная трудность состоит в том, что саму предметную деятельность надо, в свою очередь, охарактеризовать так, чтобы при этом не возвращаться ни к понятиям субъекта и объекта, ни к каким бы то ни было характеристикам, которые распределялись бы как противоположные между субъектом и объектом. Иначе говоря, следует дать понятие предметной деятельности, раскрывающее ее как конкретное тождество таких противоположностей, которые обе в равной степени пронизывают собой и объект и субъект (в противоположном случае вся искомая диалектика рушится и вновь становится дуализмом полярных крайностей). Такими противоположностями являются опредмечивание и распредмечивание, под которыми понимаются соответственно процесс превращения свойств действующей человеческой способности в свойства предмета и процесс, обратный ему. Именно рассматриваемая как единство этих взаимопроникающих процессов предметная деятельность и образует единственно возможный способ бытия социальной действительности, всей материально-духовной культуры человечества. В таком рассмотрении исторический процесс развития культуры человечества выступает не как некий «макромир», в мощном движении которого пропадают как исчезающе малые величины реальные человеческие личности, заточенные в свои «микромиры», а, напротив, как вполне адекватный им, как равный им по масштабам, ибо он есть не что иное, как исключительно человеческое дело. Подлинные сокровенные тайны личностного я постигаются не путем исключения их из реальной истории общества, а, напротив, лишь при усмотрении в ней, независима от всяческих безликих и обезличивающих форм, именно развернутого генезиса ее человеческого смысла и содержания (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27, стр. 402, 403). В столкновении с концепцией, утверждающей, что научно-рационально понятый человек есть объект-вещь, нельзя мирно поделить с ней «сферы влияния»; тут действует закон «либо все, либо ничего»: либо нам удастся отстоять у нее всю историю культуры, либо придется искать утешения вне этой истории. Таким образом, чтобы, нисколько не сводя человека к вещи, научно понять его как обладающего всеми атрибутами субъекта — свободой, самодеятельностью, способностью к творчеству — и потому своим личностным я, надо в самом объективном бытии увидеть его бытие в качестве субъекта деятельности, совершаемый им закономерный предметно-деятельный процесс. Чтобы не оказаться в ситуации, подобной той, когда «человека-то и забыли...», то есть чтобы не «обесчеловечить» общественную историю, необходимо всю эту историю осмыслить как человеческую историю. Чтобы не превратить социальную действительность в мир нечеловеческих вещей, где нет места для личности, следует всю эту действительность понять как человеческую действительность, как мир человека (см. К. Маркс и Ф, Энгельс Соч., т. 1, стр. 414). А для этого есть лишь один путь: утвердить монизм диалектики предметной деятельности как единства противоположностей опредмечивания и распредмечивания. Направление теоретического анализа, восходящего от абстрактного к конкретному, может показаться на его начальной стадии весьма неопределенным, поскольку он не позволяет перепрыгивать через посредствующие звенья к конечным выводам. Но это направление обнаруживается достаточно явно, если с самого начали четко противопоставить его ложным направлениям. Марксистская точка зрения диалектики предметной деятельности противостоит, если брать не многообразные исторические модификации и оттенки, а лишь логически резюмированные типы толкований, двум главным концепциям: 1) теория среды, которая рассматривает вовлеченные человеческой деятельностью в сферу общественной культуры предметные условия и предметные воплощения этой деятельности в отрыве от нее самой и безотносительно к ней, превращает эти условия и предметные воплощения в самостоятельный «мир социальных вещей», в могущественную «вторую природу», а человека объявляет частицей этого социально-вещного мира, погруженной в него, всецело подчиненной ему как своей социальной среде; 2) субъективистский активизм, который берет активную форму человеческой деятельности в отрыве от ее всецело предметного содержания — культурного, а тем самым и природного — и безотносительно к нему самому трактует это содержание не как субстанциальное, а как нечто не обладающее «в себе» никакой определенностью и рассматриваемое лишь как «кладовая» средств и абсолютно податливый материал, саму же эту бессодержательную активность наделяет неограниченным всемогуществом и способностью проецировать себя на мир В истории философии и идеологии теория среды представлена многоразличными вариантами идеалистических — объективно-идеалистических, рационалистических и т. п. — воззрений, а также метафизическим, натуралистически-созерцательным материализмом (таковы взгляды Гельвеция, Гольбаха, вообще «теория обстоятельств»), достоинство которого состояло в том, что он был формой первоначальной фиксации социального детерминизма, хотя и не мог быть последовательным. Субъективистский активизм нашел отражение в волюнтаристически-иррационалистических концепциях (например, Ф. Ницше), в «философии жизни», прагматизме, «актуализме» (Дж. Джентиле) и т. п. Казалось бы, ничто не может быть столь далеким одно от другого, как эти две концепции-антиподы: с одной стороны, концепция, приписывающая все развитые формы коллективной деятельности человека вне его и над ним стоящей и властно предопределяющей в конечном счете каждый его шаг социальной среде. Этой концепцией социальный детерминизм толкуется по образу и подобию природного, в конечном счете в духе рокового фатализма. Отсюда проповедь пассивности и утверждение созерцающей космос онтологии, которая вполне может позволить себе пренебречь мелочно-суетными «субъективными» вопросами. Человек, согласно этой концепции, неразличимо мал — он весь растворился в массе, в толпящемся людском море, рассматриваемом глазами чингисханов. С другой стороны, концепция, которая выражает взбунтовавшуюся, до опустошенности «свободную» от всякого субстанциального содержания форму субъективной воли, якобы ничем не обязанной предметному миру с его детерминизмом и его логикой. Воля якобы не возникает в процессе освоения мира, а утверждает себя в его отрицании, в разрушении разумности, в дионисическом порыве ...эта концепция проповедует разгул волюнтаризма, грубо не признающего ровным счетом ничего, кроме «именно в это мгновение» совершаемого «чистого» акта воли, которой «все дозволено» и которая вне себя не знает ничего, кроме средств; безграничная воля к действию, воля к власти и иезуитизм, обожествление практики и осквернение всех ценностей, ненависть к культуре и интеллекту, к интеллигенции, к «нездоровой» испорченности цивилизацией, культ слепой общности, свирепой воинственности и фанатической веры—одним словом, фашизм, «носороже-ство»... Но вот парадокс: чем отчетливее проступают наиболее существенные черты каждого из изображаемых антиподов, чем явственнее становятся их не сдержанно-умеренные, а самые крайние проявления, тем заметнее их первоначально скрытое внутреннее родство! Полярные противоположности оказываются чем-то поразительно единым, как еди ны и неразлучны бюрократический порядок и произвол, смирение, и насилие. Воистину культ бунтующего иррационального действия и культ фатальных «обстоятельств» — две стороны одной медали[1]. Хотя это и очень важно, сосредоточим внимание лишь на исходных основополагающих философских принципах этих концепций: объективной среде и субъективном акте. Следует отметить, что ни первый, ни второй принцип не может послужить единственным и достаточным отправным пунктом, из которого бы развивалась стройная система, отвечающая требованию монизма. В самом деле, последовательное проведение принципа объективизма среды непременно наталкивается на непреодолимое препятствие: наряду со средой всегда налицо и остаток, не поддающийся объяснению («выведению»), исходя из нее, — субъективность. То, что действительно удается объективистской теории среды,— это воспроизвести субъективность лишь в предельно опустошенной и обнищавшей форме, отняв у нее все ее собственное богатство. От реального человека здесь остается только то, что может оставить от него процесс крайнего отчуждения его деятельности,— его жалкая тень, отбрасываемая им в его собственном сознании. В антагонистическом обществе все объективные и рациональные определения мира предстают перед ним как чуждые ему и враждебные, и он чувствует себя аутентичным и находящимся «у самого себя» только в не наполненное никакой объективностью иррациональное мгновение времени, в котором слиты прошлое и будущее... Человек исчез — осталось только осознание им того, что он человек. Однако эта «дурная», иррациональная субъективность именно в силу ее полной «свободы» от предметного содержания есть не что иное, как вытесненный и свернутый принцип субъективистского активизма, его зерно. Теперь обратимся к противоположному принципу — субъективному акту. Его проведение также наталкивается на необъяснимый {«невыводимый» из него) остаток: след объективности, предметности, который устранить совсем еще никогда не удавалось. Зато эта предметность становится при таком толковании совершенно выхолощенной, бессодержательной, абстрактной — именно такой, какой она реально выступает для чисто формальной (в результате расщепления и отчуждения содержания), утилизаторской «активности», которая лишь эксплуатирует и использует всяческое богатство, лишь извлекает из него чуждый ему эффект, а потому не видит и не может видеть в нем ничего, кроме этого голого эффекта, голой полезности для себя. Предметность с такой точки зрения — потусторонняя, ибо она отчуждена от активности. Однако именно эту специфическую превращенную форму, в которой предметность выступает в антагонистическом обществе,— отчужденную форму — и берет в качестве своего исходного принципа объективизм. Итак, объективизм, отрицая мир субъекта, приходит к субъективизму, а субъективизм, отрицая мир объекта, приходит к объективизму. Каждый из них в зародыше содержит в себе свою полярную противоположность и предполагает ее. При этом само собой разумеется, что тот и другой бесконечно принижают и обращают в нечто предельно «тощее» то, что они отрицают: объективизм — субъект, а субъективизм — объект. Но в том-то и дело, что каждый из них совершает столь же опустошительную работу вместе с тем и по отношению к тому, что он утверждает. Объективизм отнюдь не дает нам «царства объективности», на раскрытие которого он претендует, потому что объекты сами по себе вовсе не «даны» человеку и становятся «данными» ему исключительно через посредство его реально-преобразовательной деятельности, стало быть, через активность субъекта, в формах этой активной предметной деятельности субъекта. Никакого другого способа «погрузиться» в бытие и постичь его «открытость» нет. Что же касается так называемого созерцания, то оно вовсе не находится где-то вне деятельного отношения человека к миру. В этом кроется разгадка тайн созерцания. Последнее в конечном счете само также деятельно и по своему происхождению, и по своим предпосылкам, и по своему внутреннему механизму; оно всецело производно от деятельной активности, зависимо от нее и осуществимо только в созданных ею формах. Природный мир, безусловно, независимый от человека, раскрывается перед ним по мере его деятельного освоения, исторически, то есть внутри истории его культуры и посредством нее, посредством превращения природного мира в культуру человеком как общественным субъектом. Вот почему игнорирование субъекта влечет за собой невосполнимую утрату действительного объекта. Точно так же и субъективизм далек от того, чтобы показать богатство мира субъекта, ибо этот мир лишь настолько богат, насколько он обогащен осваивающей и распредмечивающей мир объектов деятельностью. Более того, результаты освоения природы не могут существовать иначе, как находя себе форму предметных воплощений, в которых реализует себя человеческая деятельность. Подлинно лишь то богатство, которое способно опредметиться, действительна лишь та способность, которая действует, наполняя себя предметным содержанием. Только принцип предметной деятельности, взятой как единство противоположностей— опредмечивания и распредмечивания, может быть поистине монистически проведен и стать основополагающим при раскрытии сущности человека. Но осуществление принципа предметной деятельности, конечно, не имеет ничего общего с той бодряческой манерой «активничать», становящейся тем шумливее, чем более она пуста, о которой еще Гёте говорил: «Нет ничего страшнее деятельного невежества». Верно понятая предметная деятельность продлевает творческую жизнь субстанциального природно-культурного содержания. Активный процесс освоения природы имеет дело с ее собственной, имманентной логикой — такой, какова она есть «в себе», хотя на протяжении всей истории общества всякое подлинно творческое проникновение в природу тотчас «обрастало» тысячами внешних, формально-утилитарных, уже не содержащих в себе аутентичной логики предмета способов оперирования с однажды добытым содержанием. (Величайшие открытия человеческого духа не гарантированы от печальной возможности оказаться превращенными в косную рутину, в эпигонство.) Для творческого, деятельного процесса сам мир раскрывается в своей диалектике, которая осваивается, таким образом, через диалектику человеческой активности. Мир сам предстает как противоречивый процесс — как мир проблем, бросающих вызов деятельности субъекта. Объективные проблемы предполагают существование объективных закономерностей, делающих возможным их решение. Однако с любой природной закономерностью человек имеет дело, лишь вовлекая ее в сферу культуры, то есть в такую сферу, где определяющим образом действуют радикально отличные от непосредственно природных законов специфически социальные закономерности, имманентные человеческой предметной деятельности и соответствующие ее историческому развитию. Человек воспроизводит природу, превращая ее в свою, им самим создаваемую и в этом смысле человеческую действительность, действительность общественного субъекта. Процесс воспроизведения природы есть одновременно процесс созидания из нее мира культуры — реальный, а отнюдь не только мыслительный, включающий в себя мышление в качестве необходимого производного момента, процесс творчества. Эта творчески созидаемая человеком, новая и непрестанно обновляемая в процессе дальнейшего освоения природы действительность отнюдь не есть автоматически прогрессирующий «мир вещей», некая сама собой совершающаяся фатальная история. Правда, обыватель-конформист все же верит в то, что история — что бы ни случилось — всегда идет «туда, куда положено»; но если бы это было так, то познание оказалось бы низведенным до средства приспособления к этой фатальной, автоматически совершающейся истории и лишь указывало бы более точно и определенно, какую именно «судьбу» нам надлежит смиренно полюбить... Но на деле эта историческая действительность всецело проникнута человеческой, реально- и идеально-преобразовательной деятельностью и, так сказать, «живет ею». Без нее и вне ее эта действительность недействительна и низводится до уровня лишь природных предпосылок, таящихся в мертвых вещах и образующих собой только возможность культуры. Равным образом и сам человек недействителен, если он не создает, не строит, не производит действительность как свою собственную, как свой мир, как исторически определенную реальность самого себя. Именно на таком пути полностью преодолевается точка зрения «робинзонады» и все человеческое в человеке понимается как присущее не отдельно взятому индивиду-«робинзону», а существу от начала и до конца общественному, социально-культурному, находящемуся на определенной ступени развития предметной деятельности и принадлежащему к определенному ее историческому типу, к соответствующей социальной группе, классу, к общественной формации. Невозможно, чтобы человек был «сам себе общество», точно так же как и общество не может не состоять только из людей. Подлинное человеческое богатство, понятое не с утилитарно-фетишистской точки зрения, а во всем многообразии форм его развития, есть живое творческое богатство и в точности равно богатству его связей с другими людьми. Эта «совокупность всех общественных отношений», образующая собой человека, существует лишь постольку, поскольку она воспроизводится и производится заново совместно с другими в предметной деятельности во всех ее формах и модификациях. Человек — это «мир человека», который он строит совместно и в борьбе с другими. В этом смысле человек есть то, чем он сам себя делает, но не в изолированном мирке, отдельно от других, а вместе с другими, в связях с ними, не в своем сознании, а реально, предметно, в конкретной общественной действительности[2]. «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 8, 2-е изд., стр. 119). Здесь страшащийся ответственности за «делание истории» житейский рассудок обычно сосредоточивает внимание на пояснении: «не так, как им вздумается»,— направленном против допущения произвола, мнимой недетерминированности и незакономерности в истории — и... превращает его в отрицание самого поясняемого тезиса Маркса. Получается, что обстоятельства повелевают, люди исполняют. Смысл же марксова тезиса подменяется некой условностью, красивой фразой, звучащей как филантропическая похвала людям, адресуемая им в порыве морализирующей и решительно ни к чему не обязывающей словесной щедрости. Так обыватель снимает с себя ответственность за объективный смысл того, что ему «вздумается» и уже «вздумывалось»... Но для К. Маркса это не фраза, требующая лишь словесного «признания», а формулировка сути дела, обязывающая понять человеческую историю как историю «человеческой действительности» и самого человека — как подлинного творца своих исторических судеб, создающего все и всяческие нормы своей жизни, в том числе и самые «нечеловеческие» — по имманентным его собственной деятельности (но не фатальным!) закономерностям. При этом следует иметь в виду, что мера ответственности за создание «нечеловеческих» норм, конечно, конкретно-исторична. Она зависит от уровня развития индивидов, их деятельных способностей, от их места, соответствующего этому уровню, в общественной структуре, в воспроизведении которой они принимают участие. Лишенная границ, абсолютная ответственность есть столь же ложное понятие, как и абсолютная безответственность (сваливание вины за все, что творится, на «обстоятельства»). Предметная деятельность ни в коем случае не есть взаимодействие натуралистически толкуемого индивида с чисто природными вещами. Она изначально социальна и остается таковой во всех своих даже самых превращенных и до неузнаваемости извращенных формах осуществления и проявления. Она и есть не что иное, как «делание самими людьми своей истории», единственно возможный способ бытия всей человеческой культуры, элементарная всеобщая «клеточка» всего многообразия феноменов социального мира. Общественная сущность человека есть не что иное, как его деятельная сущность. Принимая этот принцип, уже нельзя допустить, будто люди не единственные творцы своей истории, будто наряду с ними и помимо них существуют какие-то «обстоятельства», «условия», «факторы» и прочие «силы», которые самостоятельно вершат их судьбу вне и независимо от их собственной деятельности. Ложность допущения, что история творится такого рода самостоятельными силами, двоякая: ложность и объективизма и субъективизма. И сочетание их ничего не исправляет. Во-первых, «обстоятельства», «условия», «факторы» и прочие «силы» наделяются, помимо их собственного значения в системе деятельности, также способностью играть такую роль, которая принадлежит только людям. Во-вторых, активность людей представляется возможной и осуществимой вне этих «условий» и наряду с ними, без посредства этих «факторов» и как-то иначе, а не с помощью этих «сил». В той самой мере, в какой силы и факторы человеческой истории толкуются — на объективистский манер —как стоящие рядом с действиями людей, в такой же мере эти действия—на субъективистский манер—лишаются их реальной, объективной обусловленности, их предметной содержательности, их всецело предметного и подлинного закономерного существа. На самом деле историю делают не «люди и обстоятельства», а люди при определенных обстоятельствах. Не некие внечеловеческие, самостоятельные и независимые[3] от человеческой деятельности «силы» участвуют в историческом процессе, помимо этой деятельности, а силы, условия и факторы самой человеческой предметной деятельности. Деятельность без своих условий и своего предметного содержания — пустая «активность» — вообще не есть деятельность: непредметная деятельность невозможна, точно так же, как невозможно движение без того, что движется... Однако — и в этом вся суть дела —ничто не влияет на развитие общественного человека (или, что то же самое, на человеческую историю) иначе, как влияя на предметную деятельность человека, то есть через его деятельность, через превращение в условие, фактор этой деятельности и т. п. То, что не может войти в качестве компонента в предметный мир человека как субъекта деятельности, не может стать фактором развития его жизни как человека. Таким фактором становится лишь то, что человек берет в процессе своей деятельности из нетронутой ею природы и делает своим объектом, а затем воспроизводит в предметных формах культуры. Раскрывая диалектику человеческой деятельности — ее живого процесса и ее предметных моментов,—необходимо преодолеть до конца рассудочную манеру умертвлять конкретность расчленением ее на рядоположные «стороны» (по перечислительному правилу: «как то, так и это»). Если следовать рассудку, в конкретном понятии предметной деятельности просто-напросто «недооцениваются» ее условия. Ведь в этом понятии условия не ставятся рядом с процессом деятельности, а всецело проникнуты ею, коль скоро они действительно ее условия. То, что человек творит обстоятельства, рассудок может допустить не иначе, как констатируя наряду с этим, что, кроме того, и обстоятельства творят людей (как одно, так и другое!). На деле же обстоятельства, поскольку они не вовлекаются в процесс деятельности, для человека вовсе не выступают как его обстоятельства: «обстоятельства творят людей постольку, поскольку люди творят обстоятельства» (MEGA, Abt. I, Bd. 5, S, 28). Здесь нет двух самостоятельных и извне влияющих друг на друга процессов «творения»—обстоятельства людьми и людей обстоятельствами,— каждый из которых совершается «в такой же мере, в какой и другой» (К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 2, стр. 37). Напротив, осуществляется единый процесс, и он должен быть понят как конкретный. Определяющий же «признак» конкретности для диалектического разума— тождество противоположностей, их совпадение. Предметная деятельность как такое тождество противоположностей обнаруживает себя наиболее адекватно тогда, когда сама она осуществляется в наиболее развитой форме — как «революционно-критическая» деятельность: в ней «изменение самого себя[4] и перемена обстоятельств друг с другом совпадают» (MEGA, Abt. I, Bd. 5, S. 193, а также К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 201). Только посредством предметных форм существования материальной и духовной культуры человека и реализуется и, так сказать, замыкается всякая общественная связь, вообще связь исторического процесса. Подобно тому, как каждое новое поколение застает не им созданные результаты, которые теперь служат лишь отправным пунктом дальнейшего развития, деятельность человека и в каждый момент вновь обращается к тому, что прежде перешло в предмет, воплотилось в нем как его покоящееся свойство, застыло, приняло облик вещи. Если остановить на мгновение поток живой человеческой деятельности, образующий собой историю, то мы обнаружим одни лишь вещные следы, застывшие воплощения умершего процесса. Но и живой процесс осуществляется только в силу того, что непрерывно угасает в предмете. Он продолжается н возобновляется исключительно потому, что вновь погружает предметное содержание в свой процесс, делая его моментом живой, деятельной способности человека. Деятельность не может не переходить непрерывно из формы живого процесса в то, что является его предметным воплощением, и обратно, то есть не опредмечиваться и одновременно не распред-мечивать своих воплощений и условий. Она есть непрестанное взаимопревращение условий и акта, предметного мира культуры и действий людей (труда и т. п.). Труд постоянно переходит из форм беспокойства в форму бытия, из форм движения в форму предметности, в которой он как процесс снимается. Его целесообразный характер оставляет лишь свой «покоящийся след» — целесообразную форму продукта. «Труд — это живой формообразующий огонь, это бренность вещей, их формирование живым временем» (К. Marx, Grundriβie der Kritik der politischen Ökonomie, В., 1953, S. 266). В продукте он угасает: труд соединяется со своим предметом. Он опредмечен, и предмет обработан (см. К. Marx. Das Kapital, В., 1960, Bd. I, S. 197, 189; см. также Архив Маркса и Энгельса, т. II (VII), 1933, стр. 15—51). Но в то же время труд охватывает предметы, прежде внешние для него, чтобы «воскресить их из мертвых», одухотворить их и направить «на выполнение функций, соответствующих их понятию», включить в содержание субъективной активности. Тогда предметность перестает быть «внешней равнодушной формой» и превращается в «момент живого труда», в отношение живого труда к самому себе в предметном материале (см. Das Kapital, Bd. I, S. 191; Grundriβe, S. 265—266). Однако ни в коем случае не следует толковать распредмечивание как устранение предметности, ее растворение в «непредметном», якобы «чисто» идеальном начале. Распредмечивание лишь наполняет реальный процесс деятельности предметным содержанием. А это и позволяет понять также и природу идеального (см. Э. В. Ильенков. Идеальное, «Философская энциклопедия», т. 2, М., 1962). Принципиально важно иметь в виду, что в строго научном содержании принцип предметной деятельности был развит К. Марксом не в так называемых ранних работах (до 1845 года), где мы находим первоначальный набросок программы будущих исследований и гипотетические предвосхищения, а как раз в поздних, и прежде всего в классических произведениях 1850—1860 годов: в «Капитале», «Результатах непосредственного процесса производства» (1864—1865), «Теориях прибавочной стоимости», которые образуют лишь меньшую часть все еще неопубликованной «Большой серии» (1861 —1863), «К критике политической экономии» (1859), «Критике политической экономии», известной под названием «Grundriβie der Kritik der politischen Ökonomie» (1857—1858). Совершенно естественно, что в ходе реализации первоначальной программы К. Маркс в определенных пунктах исправлял ее. Поэтому саму эту программу следует рассматривать с точки зрения ее последующего выполнения. Между всяким методологическим основополагающим принципом и объяснением эмпирической картины существует сложнейшая система опосредствующих звеньев, которые нельзя просто миновать или отбросить. В данной статье рассмотрены лишь первоначальные шаги на пути, ведущем от формулировки принципа предметной деятельности, или деятельной сущности человека, к его пр[1] Внутреннее родство заскорузлого догматизма и бюрократизма, требующего, чтобы его слепо «слушались», с одной стороны, и бунтарского, разрушительного анархизма – с другой, сегодня обнаруживает себя в событиях, происходящих в Китае. Так, в «дацзыбао» Аньхойского технологического института от 24 августа 1966 года говорится: «Бунт – это и есть революция, бунт – это и есть идеи Мао Цзэдуна. Все революционные люди, бычтрее приступайте к действиям, взмахните революционным «волшебным жезлом», вдребезги и до основания сокрушайте все и вся в старом мире!» [2] Следует иметь в виду, что к этому философскому понятию человека методологически неправомерно предъявлять требование непосредственной применимости к каждому «эмпирическому» индивиду. Как перейти к отдельному, но все-таки понимаемому с чисто социальной (проводимой здесь) точки зрения индивиду – это особая проблема. В условиях классового общества или существования его пережитков отдельный индивид, конечно, не обладает всеми атрибутами понятия «человек». Но тем важнее не отказываться от этого философского понятия, что оно представляется парадоксальным не только для обыденного здравого смысла, но и для определенного научного исследования, например, психологического, в силу особенностей самой постановки изучаемых вопросов. [3] Смешение этой мнимой независимости (социальных сил от предметной деятельности) и действительной независимости самой предметной деятельности вместе со всеми присущими ей силами от сознания и воли людей (от того, сознаются ли они, переживаются ли и т. д.) – вовсе не пустяковая ошибка. За этим смешением кроется неспособность понять объективность самой предметной деятельности, неспособность раскрыть имманентную диалектику процесса деятельности и ее предметных моментов. Дело в том, что специфическая превращенная форма проявления объективного, когда оно отчуждено и фетишизировано, при таком смешении принимается за самое объективное как таковое. При отчуждении процесса труда имманентные ему предметные определения «...закрепляются в форме условий, так что эти условия кажутся чем-то определяющим его независимо от него самого, а собственные отношения участников процесса представляются.., как вещные условия, как вещные силы, как определенность вещей...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, часть III, стр.534). Когда у деятельности отнимается ее предметность, то эта категория подменяется суетно-тщетным «активничанием». [4] В третьем из «Тезисов о Фейербахе» К. Маркса отражающее суть проблемы понятие «самоизменение» (см. MEGA, Abt. I, Bd. 5, S. 534) попросту опущено в русском переводе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 2).
|
« Пред. | След. » |
---|