Малоизвестный доклад Г.П. Федотова (к 125-летию со дня рождения) | | Печать | |
Автор Бычков С.С. | |
18.11.2011 г. | |
14 октября исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя, агиографа и религиозного публициста Георгия Петровича Федотова (1886-1951). Он принадлежал к интеллектуальной элите ушедшей России - ученик знаменитого ученого медиевиста Ивана Михайловича Гревса, блистательно продолживший изыскания своего учителя. Но жизнь его сложилась так, что в 1925 г. он покидает СССР и вскоре митрополит Евлогий (Георгиевский) предлагает ему преподавание в только что созданном Свято-Сергиевском богословском институте. В институте он читает курс лекций по истории западных исповеданий, а также агиологию. В 1940 г. по благословению митрополита Евлогия покидает Францию и обосновывается в США. Там завершает работу над двухтомником «Русская религиозность», который увидел свет на английском языке. Активно публикуется в русскоязычных изданиях. Принимает самое активное участие в преобразовании Свято-Владимирской семинарии, вместе с профессором Е.В. Спекторским создает ее Устав. Для преподавания в семинарии Федотову удается пригласить из Европы выдающихся представителей русской религиозной мысли: Н.О. Лосского, профессора-протоиерея Георгия Флоровского, Н.С.Арсеньева, Е.В. Спекторского, С.С. Куломзину. В 1949 г. в «Новом журнале» Г.П. Федотов публикует одну из наиболее блистательных своих статей «Народ и власть». В ответ летом того же года он получает множество отзывов, в основном из Европы. Семен Франк писал ему: «Мне доставило глубокое удовлетворение не обычное достоинство Ваших писаний - литературное их мастерство, тонкость и меткость Ваших суждений - а их моральный пафос, определяющий весь смысл Вашей статьи, чувство национального покаяния. Ваша способность и готовность видеть и бесстрашно высказать горькую правду в интересах духовного отрезвления и нравственного самоисправления есть редчайшая и драгоценная черта Вашей мысли. Вы обрели этим право быть причисленным к очень небольшой группе подлинно честных, нравственно трезвых, независимо мыслящих русских умов, как Чаадаев, Герцен, В(ладимир) Соловьев (я лично присоединяю сюда и Струве), знающих, что единственный путь спасения лежит через любовь к истине, как бы горька она ни была. Роковая судьба таких умов - вызывать против себя «возмущение», которое есть не что иное, как обида людей, которым напомнили об их грехах или приятные иллюзии которых разрушены. Такая реакция, конечно, не должна смущать Вас - это есть естественная судьба всех честных искателей правды и в особенной мере русских - ибо русские меньше, чем кто-либо, склонны уважать независимую мысль и склоняться перед правдой. Замечательно у русских, как склонность к порицанию порядков на родине всегда сочеталась и доныне сочетается с какой-то национальной мистической самовлюбленностью. Русский национализм отличается от естественных национализмов европейских народов именно тем, что проникнут фальшивой религиозной восторженностью и именно этим особенно гибелен» Это письмо Франка было опубликовано в «Новом журнале» в 1952 г., в годовщину со дня смерти Г.П. Федотова[1]. Предвоенный период наиболее плодотворное для Г.П. Федотова время, когда раскрываются его многочисленные дарования. Он умело совмещает с преподаванием изучение древнерусской святости. Итог этой многолетней работы - монография «Святые Древней Руси». Именно этой книге суждено было первой пробить стену советской цензуры и в 1990 г. увидеть свет в издательстве «Московский рабочий» тиражом в 100 тысяч экземпляров. Прекрасно помню, какое ошеломление испытывали мы, российские христиане, когда эта книга ненадолго появилась на книжных прилавках и мгновенно была раскуплена. С 1996 г. в России издается Собрание сочинений Г.П. Федотова. Из задуманных двенадцати томов на сегодняшний день вышли из печати уже восемь. Впервые на русском языке увидели свет оба тома «Русской религиозности», которые были изданы в США на английском языке. Собраны и опубликованы его статьи американского периода. В 12-й том вошли его письма, начиная с 1905 г., большинство из которых неизвестны исследователям его творчества. Переписка Г.П. Федотова с Татьяной Дмитриевой, жившей и трудившейся в Саратове, которая продолжалась пятнадцать лет, позволяет воссоздать непростой путь формирования его мировоззрения и становления как выдающегося ученого. Культурология Г.П. Федотова прочно вошла в научный обиход российской науки. Его творчеству посвящено немало научных исследований в самых разных уголках России, что свидетельствует о востребованности его прозрений и восприятия прошлого и будущего России. Как и большинство его коллег по Свято-Сергиевскому богословскому институту, Г.П. Федотов жил и трудился для России. Поэтому так важно, что его творческое наследие постепенно возвращается на Родину. Прошло всего 60 лет со дня его смерти. Даже по человеческим меркам это немного. Радостно, что его труды не преданы забвению и не пылятся на полках архивов. Важно, что в Москве, в Доме русского зарубежья 20-21 октября 2011 г. прошла научная конференция, «Творческое наследие Г.П. Федотова. Судьбы европейской и русской культуры (к 125-летию со дня рождения русского мыслителя)». С докладами на ней выступили не только российские ученые, но ученые из разных стран, изучающие наследие мыслителя. Это еще раз подтверждает - работы Г.П. Федотова пробуждают мысль, открывают новые горизонты для изучения не только русской культуры, находящейся сегодня в весьма непростом состоянии. Мы знакомим наших читателей с забытым докладом Г.П. Федотова, произнесенным в 1933 г. на одном из заседаний Русского Студенческого Христианского Движения в Париже. Этот доклад был опубликован по записи одного из слушателей в "Вестнике РСХД" (Париж. 1933. № 5-6. С. 8-16). Проблема национализма, которую освещает в своем докладе Георгий Петрович, остается по-прежнему актуальной. Особенно в сегодняшней России, утратившей многие религиозные ориентиры. В Библиографии трудов Г.П. Федотова, составленной его вдовой Еленой Николаевной, не указаны четыре его доклада, произнесенные на заседаниях РСХД и опубликованные в "Вестниках РСХД" с 1932 по 1935 годы. И, наконец, в декабре 1935 г. была опубликована статья Федотова «К современным богословским спорам», которая также не упомянута ни в одной из его библиографий. Все они вошли в 4-й том Собрания сочинений, который, как мы надеемся, увидит свет к юбилею Г.П. Федотова. [1] См. републикацию этого письма (уточненного по архивным материалам) и его анализ: Кантор В.К. Философия национальной самокритики (письмо С.Л. Франка Г.П. Федотову) // Вопросы философии. 2006. № 3. С. 132-143. |
« Пред. | След. » |
---|