Психиатрия как предмет образования и просвещения | | Печать | |
Автор Андреев И.Л., Назарова Л.Н. | |
11.11.2011 г. | |
Психиатрия как отрасль здравоохранения и медицинской науки наиболее востребована в условиях буквально сотканного из жёстких стрессов перехода человечества к информационно-компьютерной цивилизации и экономике знаний.
Psychiatry as the branch of health care and medical science which is mostly in demand in the harsh situation of stresses provoked by transition of the humanity to informational computerized civilization and economics of knowledge.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психиатрия, психосоматика, медицина, философия, образование, просвещение, личность, информатизация, мозг, стресс, патология.
KEY WORDS: psyche, psychiatry, psychosomatics, medicine, philosophy, education, enlightenment, self, informatisation, cerebrum, stress, pathology. Философия в античном мире была довольно распространённой практикой оздоровления, которая помогала людям сохранять телесное здоровье, снимая психические стрессы, возникающие при любых жизненных коллизиях гражданина с другими или с самим собой. Ведь греков было ничтожно мало в окружавшем их океане варварских племён и в условиях постоянной угрозы со стороны агрессивных восточных деспотий. Поэтому, чтобы сохранит свой демографический потенциал и вкушать при этом в полной мере отпущенную природой и судьбой радость непосредственного бытия, древние греки впервые в мировой истории озаботились на государственном уровне здоровьем сограждан и разработали специальные оздоровительные ритуалы, основанным принципом которых была умеренность во всём. Причём, ответственность за их неукоснительное исполнение, как и забота о собственном здоровье, нужном полису, возлагалась на самого эллина и рассматривалась обществом как его почётный гражданский долг. Именно в древней Элладе сложились интегральные понятия европейской цивилизации - «здоровый образ жизни» и «культура здоровья», чтобы 25 веков спустя засверкать новыми технологическими гранями эпохи информационной цивилизации. «Античные философы, - справедливо констатирует А.О. Толокнин, - нередко выступали в роли своего рода частных консультантов, которые служили советниками в житейских делах и одновременно способствовали установлению социального равновесия, разрешая споры, приводя политиков к взвешенным решениям и т.д. Но одной из самых важных функций философии, помимо отыскания истины и справедливости, являлась забота о душе человека. Эпиктет, например, рассматривал свою школу как своего рода психологическую лечебницу, где каждому из его учеников предстояло осознать своё душевное состояние как патологическое, чтобы "исцелить душевные язвы, приведя в покой мысль". Плутарх считал, что врач заблуждается, если думает, будто сможет пренебречь философией; равно будет ошибкой ставить в упрёк философу то, что он, выходя за отведённые ему границы, обращается к вопросу о здоровье» [Толокнин 2007, 21]. В своё время жители греческого городка Абдеры на крайнем севере Греции, наслышанные о славе великого Гиппократа, уроженца острова Кос, что у берегов современной Турции, пригласили его к себе, чтобы он освидетельствовал живущего там Демокрита на предмет психического здоровья: тот часто выглядел безумцем, вёл себя, по их мнению, весьма странно, избегал общества своих земляков, язвительно высмеивал некоторые поступки и речи последних. Гиппократ, к их удивлению, признал Демокрита «самым здоровым из абдеритов» (Демокрит прожил более 80 лет и похоронен на острове Сицилия), человеком в здравом уме и крепкой памяти, а абдеритянам популярно объяснил, что гражданин Демокрит просто другой, иной, он - философ, а потому видит происходящее в мире глубже и шире, словом, иначе, чем окружающие. С тех пор началась их дружба и переписка, которая вплоть до сожжения Александрийской библиотеки хранилась там, а потому многие учёные и писатели той эпохи успели с ней ознакомиться, чтобы вдохновенно пересказать в своих произведениях. Правда, труды самого Гиппократа, в том числе записанные с его слов учениками, византийские императоры предусмотрительно вывезли в Константинополь как ценнейшее пособие для своих дворцовых лекарей. Нетрудно видеть, что самой близкой к философии областью медицины, по сути дела, родственной ей, является именно «наука о душе» в её пограничных с нормой и критических состояниях, в современной терминологии - психиатрия. Далеко не все знают, что её зарождении е напрямую связано с именем и гением Гиппократа. Ему принадлежит заслуга вычленения из практики древнегреческого здравоохранении принципа заботы о душе и создание основ психиатрии как специальной и по своему жанру универсальной отрасли медицины. Именно Гиппократ первым в античном мире понял, что психическая деятельность, выделяющая человека из мира животных, связана с прежде всего с головным мозгом. Основополагающий общий принцип единства души и тела, своего рода персональной «одухотворённости» тела человека великий сын Эллады практически подтвердил открытием и первым в мире описанием эпилепсии в трактате «О священной болезни», где указал также методы её лечения. Он настоятельно рекомендовал своим последователям и ученикам уделять внимание не только телесным симптомам и анамнезу прежних болезней и жизненного пути пациента, но также его «словам и мыслям», ибо считал, что тело можно лечить только вместе с душой и только при обязательной сознательной помощи самого человека: врач должен максимально помочь природным силам организма пациента в борьбе с болезнью. А поскольку каждый организм имеет свои особенности, а каждый пациент - свой характер, то лечить надобно не болезнь, а человека, от неё страдающего - больного [Чикин 1990, 16-21]. Высоко ценил гений Гиппократа другой величайший ум античности - Платон, дважды в своих диалогах затрагивающих тему «природы души», с акцентом на непреклонное убеждение Гиппократа в том, что без выяснения врачом её индивидуальных особенностей, невозможно адекватно уяснить проблемы больного тела и качественно исцелить его [Жуана 1997, 8-9]. Иными словами, индивидуальное и социальное качество жизни уже в древнем мире осознавалось как зависимое прежде всего от состояния здоровья человека. Эсхил в трагедии, посвящённой Прометею, видел его главный подвиг не в воровском, по сути дела, похищении огня, а в том, что он научил людей оказывать друг другу конкретную лечебную помощь, в том числе психологическую, не полагаясь пассивно на милость всё видящих и всемогущих богов. Именно там и тогда зародилось ключевое сегодня понятие "этиология", которое современная медицина, как правило, относит лишь к миру патологических явлений. Однако интегральный, системный, философский взгляд на патологию позволяет рассматривать болезнь в общебиологическом контексте адаптивной реакции организма на факторы внешней среды, т. е., в качестве столь же естественного состояния, как и здоровье. Поэтому цель выздоровления - не просто возвращение организма к прежнему состоянию, к некоей «норме», представляющей собой ни что иное, как оптимальное, с точки зрения активной жизнедеятельности индивида, прохождение его через болезнь с минимальными потерями для психики, сомы и микрофлоры организма. С позиций биологической теории популяции, абстрагируясь от социальных постулатов гуманизма, болезнь - стоит ещё раз подчеркнуть - столь же естественное состояние организма, как и здоровье. Будучи производной от различных, в том числе физических факторов, болезнь - своего рода тест на способность к адаптации (психофизиологической гибкости) по отношению к динамичным условиям внешней и внутренней среды организма, а также природный механизм выработки его резистентной устойчивости по отношению к различного рода воздействиям на этот процесс извне и изнутри организма И если Авиценна справедливо считал, что врач должен изучать не только причины болезней, но и причины здоровья, а также закономерности его сохранения и восстановления, то почти тысячу лет спустя И.В.Давыдовский отметил необходимость разработки этиологии не только болезней, но и здоровья, включая его наиболее лабильную, ближайшую к видимой «поверхности» жизни - психическую составляющую [Давыдовский 1962]. Мысль о том, что диагностика болезней и тем более их психических предпосылок должна начинаться не у постели больного, а в процессе диспансеризации, в клинике здорового человека, была высказана И.В.Давыдовским ещё 70 лет назад. Великий патологоанатом имел в виду нередко длительный бессимптомный (доклинический) период развития болезни, когда функциональные изменения органов, тканей, самочувствия и поведения человека компенсировались организмом, а потому не вызывали заметных изменений самочувствия человека, продолжавшего считать себя практически здоровым. Речь идёт о только наметившемся в психике, органике (теле) микрофлоре рассогласовании синергетического взаимодействия различных органных систем между собой без заметного пока нарушения функционирования каждой из них в отдельности. Клиническая практика последних лет, свидетельствует о заметном «сближении» соматических и психических патологий, а также о возрастании количества пограничных психических расстройств [Александровский 2000]. Об этом же свидетельствует нарастающая «размазанность» симптоматики психиатрических пациентов и резкое увеличение микст-диагнозов, например, сомодепрессий, наряду с более изученными психосоматическими её формами. Необходимо начать с укрепления «первой линии» защиты психического здоровья населения - выявления предпосылок наметившихся патологий терапевтами и семейными врачами, которые к такого рода деятельности сегодня практически мало подготовлены и такие задачи перед ними пока, если и ставятся, то чисто формально. Психиатрическая медицина, действительно, представляется подлинно родной сестрой философии. Обе сочетают в себе черты науки и искусства, объективный анализ ситуации (врач-психиатр максимально элиминирует себя в процессе рефлексивного познания патологии пациента, не давая воли своим индивидуальным вкусам и непроизвольно нахлынувшим эмоциям) и субъективное («пропускаемое» непосредственно через себя видение окружающего мира и места человека в нём) истолкование складывающегося в его сознании виртуального образа неповторимой болезни и каждый раз неординарной, по-разному исковерканной безжалостной болезнью личности несчастного больного. В этом ключе правомерно говорить о психиатрическом диагнозе как об уникальном творческом сплаве практической философии, медицинской науки и врачебного искусства, выступающем вовне как обострённая, тренированная, востребованная интуиция, существенно снижающая за счёт напряжённой работы интеллекта и всплеска эмоций сопереживания психиатра обычный порог чувственного восприятия симптомов, синдромов и психологического статуса пациента. Такой подход существенно расширяет возможность «поймать» смысл поразившей пациента психической патологии как впрессованной в контекст целостного и системного по своей сути организма, не сдавая при этом позиций анализа мозговых и поведенческих симптомов и синдромов их «арифметическому» синтезу. Именно это сближает творческое, в идеале - «ювелирное», бережное, неинвазивное врачевание с философией как системным осмыслением диалектики жизненного процесса и лежащей в его основе мыследеятельности. Причём, самой родной сестрой науки о мудрости является в медицине именно психиатрия. В отличие, скажем, от хирургии, травматологии, инфекционных и других заболеваний они - близнецы, исходно отражающие социально-биологическую двойственность происхождения и природу человеческого бытия [Андреев 1988]. У врачей - психиатров, как и у профессиональных философов, нет никаких специальных вещественных инструментов познания человека. Только собственная голова и запечатлённые в ней виртуальные знания. Нет даже резинового молоточка, с которым не расстаётся близкий коллега психиатров - невролог, исследующий с его помощью рефлексы пациента. Мировоззренческий аспект взаимосвязи философии и психиатрии в контексте эволюции разума и мышления (интеллекта) стал после Второй мировой войны важным контрапунктом французского философского дискурса [Фуко 1997; Деррида 1999; Делёз, Гваттари 2007]. Видимо, жалкая участь родины европейского гуманизма в период гитлеровской агрессии и унизительной оккупации вызвала столь резкую реакцию на столкновение картезианского «Я мыслю, следовательно, я существую» с гегелевским «Всё действительное разумно». Всё ли?! И разумно ли само гордое самоназвание нашей биологической популяции Homo Sapiens? Наверное, именно из этих сомнений родилась идея глубокого и пристальнеого философского изучения феномена «неразума» как «чистой» формы отчуждения и исключения (включая силовую изоляцию из социума), что повлекло за собой когнитивную потребность поворота западной философии от индивидуалистического по самой своей природе психоанализа З.Фрейда, назвавшего человека «животным, скованным культурой», к созданию своего рода всемирной экзистенциальной психиатрии, берущей на себя эвристическую смелость применять термины медицинской диагностики к целым эпохам истории [Хабермас 2003; Голобородько 2011]. Тонкое и вместе с тем глубокое замечание относительно статуса психиатрии в современном западном обществе, где загнанный в перманентный стресс человек в методологическом смысле может рассматриваться как своего рода гносеологическая «жертва» претендующего на абсолютную истину человековедения эпохи информатизации и «экономики знаний», делает А.А.Гусейнов. «Современные общества, - пишет он, - имеют разветвлённую психиатрическую инфраструктуру (в одном популярном издании я прочитал, что самый обыкновенный практикующий психиатр в США обязан уметь диагностировать около трёхсот психических заболеваний) не потому только, что они в силу своего богатства и уровня знаний могут позволить себе это, но и потому, что они в массовом порядке производят с ответствующих пациентов. (Выделено нами. - И.А., Л.Н.). Разумеется, не развитие науки и техники, тем более не умножение знаний о человеке является причиной деструкций человеческого существования, а сопряжённая с этим иллюзия, будто то, что мы знаем и в принципе можем знать о человеке и его мире, - это исчерпывающее знание» [Гусейнов 2007, 93].
Психическое здоровье как природное «имущество» индивида
В древности опорой человека в критических ситуациях были род и племя. Затем ею стали крестьянская община и ремесленная артель, позднее - церковь и филантропы-промышленники. При Петре I функцию попечения больных и сирых взяло на себя. В СССР государственная поддержка населения приняла характер тотального патернализма. Его оборотной стороной оказалась психология социального иждивенчества и неприспособленность многих к самостоятельному решению проблем собственного благополучия. Людям старшего поколения, привыкшим к отеческой заботе государства о благосостоянии населения, особенно тяжело даётся нынешнее представление о том, что в обществе с рыночной экономикой сам гражданин - главный, если не единственный, ответственный распорядитель, владелец и пользователь своего собственного практически невозобновляемого (хотя с помощью технологий восстановительной медицины оберегаемого) природного ресурса - индивидуального здоровья [Ушаков 2005]. В реальности дети ещё не могут, молодые люди, подчас, не хотят, а взрослые часто не знают, что в повседневном понимании означает провозглашённый мировой медицинской элитой и руководством нашей страны приоритет здорового образа жизни как важнейшей предпосылки прогрессивного развития России, наиболее востребованным компонентом которого сегодня выступает именно интеллектуальная и эмоциональная психосфера человека и человечества. Сам жанр и пафос ювелирной, по сути своей, работы врача-психиатра, виртуально «проникающего» в затронутый патологией мозг пациента (врач-психиатр Андрей Бильжо, больше известный в качестве карикатуриста, удачно назвал себя в творческом псевдониме мозговедом), предъявляет к его личности особые требования. Речь идёт, прежде всего, об утончённой рефлексии и остром чувстве сострадания, дисциплинированности, ответственности за психику и мировосприятие больного и часто безнадёжно беспомощного человека, о скрупулезности, педантичности, добросовестности в оценке его субъективных, подчас надуманных жалоб, а также повышенной требовательности к себе, настороженности в плане невольной инициации возможных суицидальных или агрессивных действий со стороны некоторых больных собеседников, а также о склонности врача-психиатра к тончайшей аналитической деятельности и чрезвычайно высокому уровню обобщений, чуткой интуитивности и прозорливому предвидению возможных последствий своих неосторожных, либо импульсивных высказываний, тонкого улавливания пантомимических и этологических проявлений личности пациентов. Названный перечень, естественно, дополняют обязательная эрудированность, творческий, неординарный подход врача-психиатра к своему делу. Зачастую психологические качества врача для психиатрического больного более важны, нежели его собственно профессиональные знания и опыт, умения и навыки. Выполнение врачом - психиатром профессиональных обязанностей требует деликатного и компетентного «вхождения» в запутанную ситуацию индивидуально неординарной болезни и душевные переживания так не похожих друг на друга больных, иначе говоря, психологической «идеальной репрезентативности» (отражённости, представленности) личности пациента в своём также индивидуальном профессиональном сознании [Петровский 1996, 11]. Не все врачи выдерживают бремя такой чудовищно сложной и ответственной профессии. По некоторым данным, каждый седьмой психиатр со временем становится жертвой своей преданности профессии и пациентом своих обескураженных коллег. К этому можно добавить явно недооцененную в должной мере современной медициной и властью образовательную и просветительскую функцию врача-психиатра и акцент на взаимосвязь психического и соматического здоровья человека [Андреев, Березанцев 2010]. Недаром крупнейшие отечественные медицинские авторитеты, включая академиков М.И. Давыдова, А.И. Воробьёва, М.И.Перельмана, считают, что воссоздание на современной технологической основе аналога некогда популярной и достаточно эффективной системы санитарного просвещения населения может без серьёзных бюджетных затрат увеличить продолжительность активной жизни наших соотечественников в среднем на 25 лет. Ведь больше 98 % населения России не имеют врачебных дипломов, а потому в море коммерческого шарлатанства и спекуляций на тему здоровья и чудесного исцеления (на что, впрочем, жаловались врачи и писатели античной Греции и древнего Рима) вынуждены ориентироваться на сомнительные рекомендации доморощенных целителей или всезнающих телеведущих, которым скудные знания обычно заменяет буйная фантазия или бурная энергия, а иногда обе, как говорится, «в одном флаконе» [Андреев 2010]. Санитарное просвещение компьютерной эпохи - это мощный, пока крайне мало востребованный резерв решения социально-экономических и демографических проблем, призванный усилить интеллектуальный и моральный потенциал страны за счёт эффективного использования профессионального и жизненного опыта старших поколений, которые сегодня нередко рассматриваются как грустная финансовая обуза Пенсионного фонда и всего государственного бюджета России. К тому же такой проект, вкупе с внедрением современных информационных, биологических и нанотехнологий скрининга, диагностики, прогностики, мониторинга, лечения и реабилитации пожилых пациентов, обещает плавную (по результатам, а не по импульсивно принятому решению «верхов») разгрузку дорогостоящих для бюджета стационаров и заметного снижения потребления фармакологических препаратов, особенно синтетических. Реализация этой идеи самими учёными (с использованием жанра научно-познавательных кинофильмов) перенесёт акцент с естественно-научного и практически-клинического аспекта медицины, на социально-психологический анализ проблемы, включающий адекватное воздействие технологий психиатрической науки и клинической (превентивной, прежде всего) практики на сознание, интеллект и эмоции людей, что исстари является задачей философии и искусства, педагогики и образования, в целом гуманитарной сферы общественной жизни. Характерно, что в совместной программе РАН и РАМН «Фундаментальные науки - здоровью человека» фигурируют лишь естественно-научные дисциплины и представляющие их учёные [Программа...2007], что существенно лимитировало и спектр первоначально включённых в неё проблем и, соответственно, полученные результаты. Последние оказались «оторванными» и от представителей гуманитарных наук - философов, экономистов, психологов, социологов, историков, литераторов, лингвистов, могущих внести в реализацию данной программы весомый вклад, и от так и не узнавшего о ней населения, качество жизни которого эта перспективная акция призвана улучшить [Андреев 2008]. Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине» также ограничивается медицинскими и техническими науками, что лишило её необходимой цельности. Скажем, многочисленные диагностические устройства оторваны об разработки общей теории диагноза болезни, здоровья, индивидуальности каждого человеческого организма. При создании лекарственных препаратов преобладают те, что направлены на лечение болезней, а не на их предотвращение путём своевременной коррекции здоровья. Причём, преимущественно синтетические, а не растительного и животного происхождения. К тому же акцент сделан на соматические патологии, в то время как сейчас - в эпоху массовых, затянувшихся социальных стрессов и депрессий и хронической усталости населения особенно актуальны средства поддержания психического здоровья, а также эпидемиологического благополучия населения и окружающей природы [Андреев 2009]. Взаимосвязи психического и соматического здоровья человека европейская медицина до недавних пор уделяла значительно меньшее внимание, нежели традиционная восточная с её акцентом на энергетические и астрологические аспекты жизнедеятельности, специальные духовные практики и отточенные тысячелетиями физические упражнения, а также телесные «меридианы здоровья» вкупе с различными вариантами массажа и рефлексотерапии. Между тем своевременное выявление и дифференцированная диагностика психических и невротических отклонений может в разы уменьшить загруженность терапевтических стационаров, улучшая телесное здоровье не только работающего населения и ветеранов, но - что особенно важно для страны - соматику будущих поколений, предъявляя повышенные требования к психическому здоровью беременных женщин, школьников, студентов, допризывников. От психиатров общество ждёт помощи в преодолении целого ряда новых болезнетворных факторов. Так, чрезмерная тяга к компьютеру не просто вредит зрению и шейным позвонкам, но серьёзно влияет на неокрепшую детскую и подростковую психику, провоцируя акцент на виртуальное общение в ущерб реальному, опасную игровую зависимость, свободную от морали агрессивность и т.п. Медицинское обследование младших школьников с психосоматическими расстройствами, выявило у них не только трудности в усвоении учебного материала и неумение работать, но и снижение мотивационной стороны познавательной деятельности на фоне высокого уровня тревоги и других эмоциональных состояний, обусловленных семейным или школьным стрессом, вплоть до отрицательного отношения к учёбе, учителям и стремления оставить школу. В психологическом фундаменте подобных ситуаций обычно лежит высокий уровень стойких внутрисемейных конфликтных отношений, обусловленных ситуацией развода, низким материальным благополучием и культурно-образовательным уровнем взрослых членов семьи с большим числом негативных социально-бытовых и психологических показателей, что определяет не только аномальные алгоритмы воспитания, но и является источником хронического внутрисемейного стресса, а также указывает на высокий уровень депривационных воздействий на ребенка. Столь негативные условия, выступая в роли патогенного фактора, определяют неизбежные физиологические нарушения возрастного психологического развития. Оно проявляется прежде всего в психосоматических расстройствах, невротических и патохарактерологических реакциях детей с поведенческими нарушениями преимущественно тормозного и оппозиционного типа, неизбежно влекущими за собой шлейф соматических патологий [Назарова 2009]. Характер проявлений в подростковом возрасте соматических симптомов опять-таки позволяет связать её наличие прежде всего с действием факторов психологического и психиатрического характера. Выявляемые у подростков симптомы относятся преимущественно к системе пищеварения и вегетативной нервной системе, а потому сопутствуют повышенной эмоциональной чувствительности, уязвимости и склонности к самообвинениям, выступают проекцией негативных эмоциональных состояний. У подростков из группы психиатрического риска особенно отчётливо проявляется симптоматика, относящаяся к вегетативной нервной системе, в сочетании со значительной выраженностью акцентуаций характера и типом воспитания, характеризующимся враждебностью, непоследовательностью. Налицо различные формы отклоняющегося поведения и слабая включенность в процесс обучения в школе в связи с отсутствием мотивации к деятельности, требующей усидчивости и умственного напряжения. Оборотная сторона данной проблематики - использование самими детьми и особенно подростками имитации (симуляции) соматических симптомов в качестве «психологического оружия» - для привлечения внимания старших, прежде всего родителей, особенно матери. Так закладываются впрок навыки «художественной» манипуляции поведением других людей с целью достижения собственных целей, что может стать психологической составляющей противоправного (криминального) поведения. Срыв психической адаптации под воздействием острого или хронического стресса приводит к разбалансировке механизмов соматической регуляции. Инфаркту миокарда в 80-85% случаев предшествует значительное эмоциональное потрясение или напряжённая умственная работа. По данным многочисленных исследований, депрессия и тревога являются независимыми факторами риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) и смертности [Смулевич 2009]. Частота встречаемости тревожных расстройства у больных ИБС приблизительно в 7 раз выше, чем среди остального населения. Выраженная тревога встречается у 50% пациентов, госпитализированных с острыми коронарными синдромами. Доля пациентов, страдающих депрессиями, среди больных ИБС также в 5 - 6 раз превышает её частоты в популяции. Личного стоматолога, кардиолога, семейного и домашнего врача, которого сегодня стремится иметь каждый культурный человек, бережно относящийся к своему организму, должен со временем непременно дополнить «свой» психиатр, который, длительное время наблюдая подопечного, призван помочь (как бы в роли персонального духовника) оптимальной регуляции интеллектуальной и эмоциональной деятельности мозга, чтобы сделать жизнь человека более эффективной, полной, содержательной, успешной, помочь ему преодолеть психотравмы.
Чтобы оставаться на месте, надо бежать всё быстрей
Эта фраза из оказавшейся во многом пророческой сказки математика Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» как нельзя лучше характеризует нынешнюю ситуацию с обеспечением психического здоровья населения в мире и в России. Но чтобы целенаправленно бежать, человеку, помимо ног, сердца и лёгких, необходимо знать, куда он стремится и зачем, что его ждёт там, «за горизонтом» сегодняшнего дня. Но как раз об этом люди чаще всего имеют самые туманные представления, что отягощает их психику стрессами, тревогами, психологической неустойчивостью и часто немотивированной агрессивностью. Известна притча о профессоре-психиатре, который на вступительной лекции обратился к студентам с прочувствованными словами: «Наконец-то вы попали на кафедру, которой нет в ветеринарном институте! Здесь вы будете изучать то, что выделяет человека из всего животного мира». К сожалению, психиатрия до сих пор остаётся самой туманной, запутанной и, можно сказать, заброшенной властью областью нынешнего здравоохранения, этакой дурнушкой Золушкой, которая никак не попадёт на бал к вожделенному принцу, искренне воздавшему должное её поистине волшебным качествам. За психиатрией с давних пор тянется шлейф представлений как о насильственной и даже карательной «медицине», в большей степени озабоченной защитой элиты общества от представляющих для неё опасность людей, нежели исцелением своих несчастных и нередко безнадёжно, пожизненно больных пациентов. Само слово «психиатрия» несёт в обыденном сознании нашего общества нескрываемый заряд негативизма, страха, неприкасаемости на уровне фобии и в лексике окутано целым гнездом слов, употребляемых в ругательно-уничижительном смысле. Иными словами, психическое здоровье людей всё еще остаётся на периферии медицинской науки, клинической практики и бюджетного финансирования. В России примерно один процент от средств, выделенных на здравоохранение, направляется на защиту психического здоровья измученного десятилетиями национальных и личностных стрессов населения. И это при том, что, согласно Докладу ВОЗ «Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда», потребность в организации эффективной помощи людям с психическими проблемами, поведенческими расстройствами и заболеваниями головного мозга является непременным условием выживания человечества в стремительно меняющейся социальной и экологической среде [Психическое... 2001]. Психические и поведенческие отклонения, включая нарушения сна, нервозность, неадекватные реакции, головные боли, утомляемость, депрессии, тревожность и психологический дискомфорт, знакомы каждому человеку. ВОЗ считает, что как серьёзно угрожающий соматическому здоровью фактор они настигают не менее 25% населения планеты в определённые периоды их жизни. И являются универсальными, так как поражают людей всех стран, независимо от их общественного строя, лиц всех возрастов, мужчин и женщин на всех этапах жизненного цикла, богатых, бедных и средний класс, жителей мегаполисов и сельских фермеров самой отдалённой глубинки. К 2020 г., по мнению экспертов ВОЗ, депрессия как психологическая платформа и предпосылка подавляющего большинства психических и поведенческих отклонений, а также инфарктов, инсультов, желудочно-кишечных и онкологических заболеваний выйдет на второе место в мире среди печальной статистики смертности, «успешно» догоняя сердечно-сосудистые заболевания и уверенно опережая онкологические патологии. К тому же весьма значительная часть соматических «болезней цивилизации» имеет корни именно в нарушении регуляции психических функций человека, связанных со всякого рода сбоями в работе различных отделов головного мозга [Андреев 2010]. По статистике, в США 90% населения находится в состоянии перманентного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30 процентов - почти каждый день. По данным американских учёных, 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. Экономические потери США от него оцениваются в 300 млрд. долларов ежегодно. 40 млн. из 147 млн. работающих в странах Евросоюза страдают от стрессов, что уже сейчас обходится обществу как минимум в 15 млрд. евро каждый год. Вследствие постоянных стрессов почти 90% населения развитых стран зарабатывает «размазанную» болезнь, называемую синдромом хронической усталости В современной диагностике под синдромом «хроническая усталость», могут скрываться неопознанные, вяло текущие заболевания физического тела, но в большинстве случаев - это заболевания психической сферы, выраженные физиологическими симптомами. Если, сданные анализы указывают на варианты нормы, речь всегда идёт о психосоматическом заболевании. Состояния, проявляющиеся хронической усталостью, без наличия соматической основы, включают в себя обычно депрессию, тревогу, фобии, нарушения сна, ощущение соматического дискомфорта, физическую и психическую слабость, и трактуются с середины XIX века как неврастения. В России картина ничуть не лучше. Примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного и затяжного стресса. Ритм жизни человека в современном обществе оставляет ему все меньше и меньше времени на проведение комплекса восстановительных процедур. Но что самое опасное, человек начинает явственно ощущать подавленное состояние (включая депрессию, перманентную тревожность, хроническую усталость) лишь тогда, когда оно уже наступило. Нужно научиться предупреждать человека о его приближении заблаговременно, причем, осуществлять диагностику и коррекцию предболезненных, донозологических психиатрических и тянущихся за ними грустным шлейфом соматических патологий преимущественно без отрыва от работы, семьи и т.д. Тем более что в научной и клинической психиатрии интенсивно разрабатывается и достаточно эффективно, применяется (правда, пока главным образом в исследовательских целях) концепция механизмов психической защиты организма от вездесущих стрессов нашего времени. Ситуация серьёзно усугубляется исторически сложившимся невниманием россиян к своему здоровью, особенно к его самой тонкой и чувствительной составляющей. К подавленному из-за тяжёлых переживаний, жизненных утрат в течение длительного времени настроению мы относимся порой, как к лёгкому насморку. Пройдёт, мол, само. Даже не подозреваем подчас, что оно может оказаться коварной миной замедленного действия. Стрессы, тревожные расстройства, явная и скрытая депрессия приняли в современном мире характер неинфекционных эпидемий. Они всё чаще выступают истинной, хотя и не бросающейся в глаза причиной подавляющего числа предзаболеваний типа промежуточного «третьего состояния» между здоровьем и болезнью. Солдаты наступающей и побеждающей армии выздоравливают скорее, нежели отступающей и проигрывающей войну (один из ликов психосоматики). В мирное время также прямо противоположным образом ведёт себя организм любимого и низвергнутого с пьедестала любви человека [Дмитриева...2003]. Здесь прослеживается и всемирно историческая закономерность. Если в и древнем мире главным предметом сосредоточенного внимания индивида было урегулирование напряжённых отношений с окружающей социум природной и агрессивной социальной средой, а в эпоху господства денег, товарного производства и промышленной революции на авансцену психической деятельности выступили отношения индивидов между собой, то информационное общество несёт в себе в качестве эпицентра психической напряжённости выстраивание сложных и запутанных отношений индивида с самим собой. Проблему выбора теперь, в отличие от авторитарных и деспотических режимов, нужно решать, причём почти беспрерывно, самому индивиду. Иначе трудно удержаться на плаву в бурном море технологических, социальных и экономических инноваций. Современный гражданин, чтобы быть успешным и здоровым, должен беспрерывно проигрывать в массу проблем выбора, часто в ситуациях дефицита достоверной информации о его предмете и реальных последствиях своего решения. Коварные рыночные качели, банковские таинства, психологические издержки демократии как необходимости выполнять не всегда приятные модели поведения, сформулированные другими людьми, усложнившиеся требования индивидов друг к другу в условиях расширения поля проявления индивидуальных предпочтений и, соответственно, психологических неудобств, вынужден следовать неписанным алгоритмам нового времени. Это - жёсткая плата современного человечества за бытовой комфорт и жизненный уют, возможности которого резко расширяет информационно-компьютерная эра и «экономика знаний». Своего рода барометром экономической эффективности рынка услуг в сфере здоровья являются страховые компании США. Опасаясь потерять прибыль, они стали интенсивно вкладывать средства в предохранительную, превентивную, корректирующую, восстановительную медицину и иные формы снятия стрессов, релаксации, укрепления психологической устойчивости человека перед лицом агрессивной рекламы, вынужденных «крысиных гонок» за выживание и «тараканьих бегов» за успехом и прибылью. Каждый доллар, вложенный страхователями в сферу такой «предварительной медицины», сберегает, как минимум, 8 долларов субсидий и страховых премий. В России, по подсчётам экспертов, каждый рубль, вложенный в страхование здоровья и восстановительную медицину, экономит порядка 30 рублей. Основная идея упомянутого Доклада ВОЗ заключается в том, что необходимо разрушить невидимую стену, отделяющую соматическое состояние человека от его психического здоровья, а клиническую и восстановительную медицину, а также психологию и психотерапию - от современной психиатрии. Ведь головной мозг и особенно неокортекс - тоже часть тела, конечно, специфическая, эволюционно наиболее молодая, отличающая человека функциональной и гендерной дифференциацией больших полушарий от всех других живых существ, имеющая своим фундаментом созданную длительной эволюцией систему физиологических структур и процессов всего остального организма. У головного мозга как ключевой структуры координации и управления функционированием и самовосстановлением организма, а также виртуального «выведения» сознания (в молодёжном сленге «выноса мозга») и ориентации адекватного, целенаправленного поведения за пределы собственной телесности, тем не менее, единая с остальным телом система кровоснабжения и дыхания, обеспечения кислородом, водой, витаминами, микроэлементами и связанной с ними биоэнергетикой [Саркисов 1999, 19]. Пора оставить в прошлом застрявшее в памяти пожилых людей и передаваемое средствами массовой информации молодому поколению вульгарно примитивное представление о психиатрии как о медицине обречённых и, тем более, как о фатально карательной служанке коварных спецслужб и виртуальной «железной маске» для оппонентов авторитарной власти, усиленно раздуваемое создателями тоталитарных квазирелигиозных сект. В частности, сайентологи - дианетики, последователи душевно больного и не имеющего медицинского образованеия американского писателя - фантаста Лафайета Рона Хаббарда (1911-1986) только в 2008 г. провели в Москве две выставки под названием «Психиатрия - индустрия смерти», противопоставляя ей созданную «Церковью сайентологии» (в ФРГ она на г8осударственном уровне характеризуется как «криминальная коммерческая организации\я с элементами психотеррора») пресловутую дианетику как современную «науку душевного здоровья»[Кондратьев 2008]. В условиях перехода человечества к информационной цивилизации теоретическая, профилактическая и клиническая психиатрия выходит на авансцену здравоохранения как страж интеллектуального и эмоционального здоровья нации. Именно психиатрия - научно-обоснованная и адекватно обеспеченная средствами коррекции и лечения - необходимое условие торжества подлинно гражданского общества, важнейший компонент экономики знаний, гуманное средство обеспечения оптимального функционирования головного мозга и нервной системы людей, от которых зависит их здоровье, благосостояние и успешная жизнь как непременное условие благополучного будущего населения России. Именно психиатрия - научно-обоснованная и адекватно обеспеченная средствами коррекции и лечения - необходимое условие торжества подлинно гражданского общества, важнейший компонент экономики знаний, гуманное средство обеспечения оптимального функционирования головного мозга и нервной системы людей, от которых зависит их здоровье, благосостояние и успешная жизнь как непременное условие благополучного будущего населения России. Философское осмысление общих закономерностей и различных нюансов этого процесса призвано способствовать его своевременной продуктивной реализации, прежде всего в концепциях и практике образования и просвещения.
Литература
Александровский 2000 - Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2000. Андреев 1988 - Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. Андреев 2008 -Андреев И.Л. Проблема здоровья человека // Вестник Российской академии наук. 2008. №8. Андреев 2009 - Андреев И.Л. Человек и бактериальный мир: проблемы взаимодействия // Вестник Российской академии наук. 2009. №9. Андреев 2010 - Андреев И.Л. Истоки и виды энергии человеческого мозга // Энергия. 2010. № 11. Андреев 2010 - Андреев И.Л. Концепция здоровья ХХI века // Энергия. 2010, № 7. Андреев, Березанцев 2010 - Андреев И.Л., Березанцев А.Ю. Взаимосвязь психического и соматического здоровья человека // Человек, 2010. №2. Голобородько 2011 - Голобородько Д.Б. Концепции разума в современной французской философии М. Фуко и Ж. Деррида. М., 2011. Гусейнов 2007 - Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке. М., 2007. Давыдовский 1962 - Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине. М., 1962. Делёз, Гваттари 2007 - Делёза Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти - Эдип. Екатеринбург, 2007. Деррида 1999 - Деррида Ж. Введение к книге: Гуссерль Э. Происхождение геометрии. М., 1996; Его же. Позиции. Киев, 1996; Его же. Письмо и различие. СПб., 2000. Дмитриева... 2003 - Дмитриева Т.Д., Иммерман К.Л., Качаева М.А., Ромасенко Л.В. Криминальная агрессия женщин с психическими расстройствами. М., Медицина, 2003. Жуана 1997 - Жуана Ж. Гиппократ. Ростов-на-Дону, 1997. Кондратьев - Кондратьев Ф.Н. Проблемы социальной психиатрии. М., 2008. Назарова 2009 - Назарова Л.Н. Психиатрическая помощь детям младшего школьного возраста с непсихотическими психическими расстройствами // Российский психиатрический журнал. 2009. №5. Петровский 1996 - Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. Программа... 2007 - Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные науки - медицине». Тезисы докладов. М., 2007. Психическое... 2001 - Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. Доклад ВОЗ. Женева, 2001. Саркисов 1999 - Саркисов Д.С. Философия в системе медицинского образовании // Клиническая медицина. 1999. №1. Смулевич 2009 - Смулевич А.С. Психопатология личности и коморбидных расстройств. М., 2009. Толокнин 2007 - Толокнин А.О. Мировые оздоровительные системы в практике восстановительной медицины. М., 2007. Ушаков 2005 - Ушаков И.Б. Здоровье человека и качество жизни. М., Воронеж, 2005. Фуко 1997 - Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997; Его же. Ненормальные. М., 2004. Хебермас 2003 - Хабермас Ю. Философский дискурс модерна. М., 2003. Чикин 1990 - Чикин |
« Пред. | След. » |
---|