О принципах исследования систем | | Печать | |
Автор Лекторский В.А., Садовский В.Н. | |
26.05.2009 г. | |
(В связи с «общей теорией систем» Л. Берталанфи) Характеризуя развитие науки в последние сто - двести лет, необходимо наряду с описанием достижений различных научных дисциплин отметить еще два чрезвычайно важных обстоятельства. Это, с одной стороны, прогрессирующее усложнение специальных задач конкретных научных дисциплин, а с другой стороны, все более увеличивающаяся сложность методологических проблем, встающих перед учеными. Факт усложнения задач специальных исследований не требует особого доказательства. Любой специалист конкретной науки, так же как и философ, прекрасно понимает, что этот факт совершенно естествен и свидетельствует о все более глубоком проникновении в исследуемые предметы. Не менее очевидно и прогрессирующее усложнение методологических проблем науки, то есть вопросов, относящихся к методам мышления, приемам и способам оперирования понятиями, к принципам построения научных дисциплин, и т. д. Одной из характерных особенностей современной науки является то, что она анализирует не отдельные элементы и связи элементов предмета, а сложные образования, системы взаимосвязанных элементов. В настоящее время нельзя найти ни одной науки, которая бы не ставила задачи исследования системных (предметов, то есть предметов, представляющих собой системы и (рассматриваемых как таковые. В физике - это задача изображения твердого тела как системы, атома и молекулы как системы и т. д.; в химии - анализ органических соединений как системных образований; в биологии - исследование организмов как систем особого вида; в политэкономии - анализ системы экономических отношений; в лингвистике - описание системы языка; в логике и психологии - исследование сложной системы мыслительных процессов и т. д. Специалисты конкретных наук, имеющие перед собой вполне определенный предмет исследования, обычно не занимаются разработкой методологии процесса своего научного исследования, то есть решением иной, чем стоящая перед ними непосредственно, задачи. Разработка методологических принципов науки - задача философии. Современная наука выдвигает в качестве одной из главных методологических проблем установление логических и методологических принципов анализа системных предметов. В этой связи представляют определенный интерес попытки некоторых прогрессивных современных зарубежных ученых выработать принципы исследования системных предметов. Практика конкретного научного исследования наталкивает их на необходимость решения этой проблемы. Эти попытки весьма многочисленны и нередко значительно отличаются друг от друга как по задачам, которые ставят перед собой исследователи, так и по формам (предлагаемых ими решений. В современной зарубежной методологической литературе можно встретиться и со стрем- леяием разработать методологические принципы исследования конкретных систем (экономических - В. Леонтьев, биологических - Л. Берталанфи, Г. Бём и Г. Шефер[1] и т. д.) и с попытками разработать общую теорию систем (Н. Винер, У. Эшби, Л. Берталанфи). Подавляющее большинство предлагаемых зарубежными авторами теоретических принципов анализа системных предметов в силу отсутствия у них четкого представления о диалектической структуре как анализируемых предметов, так и процесса мышления, с помощью которого проводится анализ этих предметов, страдает принципиальными философскими или научными (часто одновременно и теми и другими) недостатками. Обычно подобные теоретические принципы чрезмерно специализированы. В том случае, если они носят обобщенный характер, то основаны на идеалистических философских представлениях, чаще всего неопозитивистских. Однако некоторые попытки современных зарубежных ученых и философов разработать методологию исследования систем, безусловно, заслуживают серьезного внимания. Прежде всего представляют интерес работы создателей кибернетики, а также труды Л. Берталанфи, построившего широко распространенную в настоящее время за рубежом «общую теорию систем». Авторы этих теорий, исходя из эмпирического материала, добытого к настоящему времени физикой, биологией, психологией и рядом других наук, выдвигают методологические соображения общего порядка. В настоящей статье мы проанализируем одну из таких теорий, а именно «общую теорию систем» Л. Берталанфи, выясним ее действительное предметное содержание и роль, которую она может играть в решении методологических проблем современной науки.
Людвиг фон Берталанфи (родился в 1901 году) - один из крупнейших современных биологов. Его первые работы появились в двадцатых годах и были посвящены вопросам формообразования, теории органического «гештальта», общим философским проблемам биологии. С 1934 года Берталанфи преподавал в Вене. В 1949 году он переехал в Канаду и работает в университете в Оттаве. Область научных интересов Берталанфи обширна: от физиологии до биофизики и от методологии естественных наук до историко-методологических исследований. Берталанфи является руководителем созданного над «Общества по разработке общей теории систем». В 1956 году издан первый том трудов этого общества - «General systems». Ed. bu L. Bertalanffy and A. Rapoport, Ann Arbor Michigan, vol. 1. 1956. К необходимости построения «общей теории систем» Л. Берталанфи пришел не сразу. Разработке программы теории систем, впервые четко сформулированной в середине сороковых годов[2], предшествовала длительная и во многих отношениях весьма интересная эволюция его взглядов. Начиная со своих первых работ, Л. Берталанфи проводит мысль о неразрывности естественнонаучного (биологического) и философского (методологического) исследований. Свою мысль о первостепенной важности для науки развития ее методологических принципов Л. Берталанфи прежде всего попытался выразить в изложенном им в конце двадцатых - начале тридцатых годов «органицистском» мировоззрении, основу которого составляет представление о том, что живой организм не конгломерат отдельных элементов, а определенная система, обладающая организованностью и целостностью. С точки зрения Берталанфи, органицизм есть философская концепция, вырастающая на базе современной биологии и ряда других научных дисциплин, имеющих дело с анализом системных предметов. Концепция органицизма как философской системы имеет много уязвимых сторон: на основе органицистского подхода Берталанфи пытается найти «третью линию» в философии, он соглашается с рядом утверждений религиозно-мистического иррационализма Альвина Митташа и признает, что в генетике «наряду с рациональными действуют также и иррациональные факторы» (L. Bertalanffy «Das biologische Weltbild», Bd. I, Bern, 1949, S. 75) и Т- д. В работах философов-марксистов (см., например, статью Р. Рохгаузена «Проблема целостности в биологии». Журнал «Вопросы философии» № 3 за 1959 год) дана критика ошибочных философских, откровенно идеалистических или могущих быть идеалистически истолкованными утверждений Берталанфи. Поэтому мы не будем останавливаться на этом и лишь покажем, какую роль в развитии методологических идей Берталанфи сыграли принципы органицизма. Основу методологических идей, содержащихся в органицистском учении Берталанфи, составляют принципы метода мышления, свойственного, по его мнению, современной биологии. По Берталанфи, «старая биология» характеризовалась прежде всего аналитико-суммативным подходом к своему -предмету (организм есть агрегат отделенных друг от друга элементов), стремлением отождествить структуру организма со структурой машины и рассмотрением организма как покоящегося и действующего только в случае внешнего воздействия, то есть рефлекторно. В противоположность этому биология XX века стоит на точке зрения системного рассмотрения своего предмета - живого организма; она признает первичность динамического подхода к исследованию биологических явлений и первостепенную важность рассмотрения организма как первично активного (см. L. Bertalanffy «Das biologische Weltbild», S. 30). Отмечая тот факт, что наука XX века все чаще сталкивается с необходимостью исследования разных системных предметов, Берталанфи утверждает, что «наука о целостности и органицистском par excellence - биология - призвана играть'В нашем мировоззрении такую роль, которую она никогда не игра-ля раньше» (L. Bertalanffy «Theoretische Biologie», Bd. I, Berlin, 1932, S. 5). Содержащиеся в органицистском мировоззрении определенные методологические принципы, бесспорно, представляют интерес. Однако сформулированные Берталанфи в чрезвычайно общей форме, они фактически мало что дают конкретному исследователю. Это обстоятельство потребовало детальной разработки указанных принципов и главным образом развития тех из них, которые должны лежать в основе методов исследования системных предметов. Берталанфи разработал методологические принципы исследования систем в созданных им теории «открытых систем» и «общей теории систем». «Теория открытых систем» была создана Берталанфи в тридцатых годах. Она представляет собой дисциплину, граничащую с современной физикой, физической химией и биологией[3]. Классическая термодинамика исследовала лишь закрытые системы, т. е. системы, не обменивающиеся веществом с внешней средой и имеющие обратимый характер. Было выяснено, что закрытые термодинамические системы, предоставленные сами себе, переходят в состояние равновесия, характеризующееся минимумом свободной энергии и максимумом энтропии. В физической химии было развито учение о кинетике и равновесии в химических системах, рассматриваемых так же, как закрытые системы с обратимыми элементами. Попытка применения классической термодинамики к живым организмам (начало XX века) показала, что, хотя при рассмотрении органических явлений использование физико-химических принципов имеет большое значение, так как в организме имеются системы, находящиеся в равновесии, однако сам организм не может рассматриваться как закрытая система в состоянии равновесия, ибо он не является таковой. Организм представляет собой открытую систему, остающуюся постоянной при непрерывном изменении входящих в нее веществ и энергии (так называемое состояние подвижного равновесия). «Поэтому организм напоминает скорее пламя, чем кристалл или атом» (L, Bertalanffy «Biophysik des Fiiessgleichge-wichts», Braunschweig, 1953, S. 1). Исходным понятием «теории открытых систем» является понятие системы. Берталанфи понимает под системой «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (ом. «General Systems». Vol. 1, 1956,p. 2, а также статью L. Bertalanffy «Allgemeine Systemtheorie». «Deutsche Universitätszeitung», 1957, № 5-6, S. 9). Исходя из этого определения, он фактически отождествляет системы вообще с организованными совокупностями предметов. Такая направленность рассуждений Берталанфи понятна, если учесть, что его прежде всего интересует построение теории организации. Однако отождествление систем вообще с организованными системами не означает, что Берталанфи отрицает системный характер тех неорганизованных совокупностей, которые исследовала классическая физика. Для Берталанфи это, конечно, тоже системы - так называемые замкнутые или закрытые системы,- для описания функционирования которых имеется достаточно разработанный математический аппарат. Но эти системы являются лишь частным случаем собственно систем, то есть организованных систем. Они могут рассматриваться как системы, взаимодействие элементов которых носит случайный характер. Поскольку эти системы не имеют специфических признаков организованных совокупностей, рассматриваемых современной биологией, биофизикой, химией, психологией и т. д., постольку они остаются вне внимания Берталанфи, который занимается исключительно организованными системами и отождествляет их с открытыми (в противоположность замкнутым и закрытым), или «телеологическими», системами. Чем же конкретно отличаются эти системы от закрытых систем? Каковы пути описания их «поведения»? Ответы Берталанфи на эти вопросы сводятся к следующему. Система называется закрытой, если в нее не поступают и из нее не выделяются вещества (учитывается лишь возможный обмен энергией). Система называется открытой, если в ней постоянно происходит ввод и вывод не только энергии, но и вещества. Равновесием называется не зависящее от времени состояние закрытой системы, при котором остаются неизменными все макроскопические величины и прекращаются все макроскопические процессы. По второму закону термодинамики каждая закрытая система в конце концов достигает не зависящего от времени состояния-равновесия с максимальной энтропией и минимальной свободной энергией. Подвижным равновесием называется не зависящее от времени состояние открытой системы, при котором все макроскопические величины остаются неизменными, хотя и непрерывно продолжаются макроскопические процессы ввода и вывода веществ. При выполнении определенных условий открытая система может перейти в состояние подвижного равновесия в противоположность закрытой системе, которая, как мы уже отмечали, будучи предоставлена самой себе, должна перейти в состояние равновесия (см. L. Bertalanffy «Biophysik des Fliessgleichge-wichts», Braunschweig, 1953, S. 13-14). Для описания «поведения» открытых систем Берталанфи предлагает определенный математический аппарат. При этом он опирается на разработанную в последнее время термодинамику необратимых процессов (см. С. де Гроот «Термодинамика необратимых процессов». М,, 1956). По мнению Берталанфи, общим уравнением открытых систем является уравнение вида dQi/dt = Ti + Pi (i = 1,2,3, ...n,...), где dQ, -определенная характеристика i-ro элемента системы (например, концентрация или плотность энергии), t - время, Т - функция, описывающая скорость переноса элементов в определенную точку пространства, Р - функция, описывающая появление элементов в определенном месте внутри системы. Общее уравнение открытых систем применимо при соответствующих модификациях и интерпретациях для любых разделов науки, в которых возникает задача исследования открытых систем. Например, оно применяется в учении о народонаселении: скорость изменения популяции равна движению населения (иммиграция минус эмиграция) плюс скорость размножения населения (число рождений минус число смертей). В работах Берталанфи анализируются различные типы уравнений открытых систем, рассматриваются условия и принципы их решения, а также модели простейших открытых систем. Анализируя математический формализм, с помощью которого в общем виде описываются системы определенного типа, Берталанфи обнаруживает такие характеристики этого формализма, которые при его интерпретации оказываются сходными со свойствами организмов, находящихся в состоянии подвижного равновесия. Важным является следующее обстоятельство: характеристики подвижных (динамических) равновесий выводятся Берталанфи на основе физико-математического рассмотрения. Таким же путем ему удается обнаружить и другие свойства живых организмов (постоянное сохранение состава при изменяющихся условиях, динамическая упорядоченность процессов, восстановление динамического равновесия, эквифинальность и др.). Сфера приложения «теории открытых систем» не ограничивается изучением организма в целом как открытой системы. По мнению Берталанфи, в форме открытых систем должны рассматриваться явления обмена веществ, роста, раздражимости (см. L- Bertalanffy «Der Organismus als physikalisches System betrachtet», «Die Naturwissenschaften», 1940, Heft 23, S. 530), многие факты социологии, политэкономии и других наук (см. L. Bertalanffy «Allgemeine Systemtheorie», «Deutsche Universitätszeitung», 1957, № 5-6, S. 12). Принципы теории «открытых систем» находят применение в химии (D. F. Bradley and M. Calvin «Behaviour: imbalence in a network of chemical transformations». «General systems», pp. 56-65) и психологии (D. Krech «Dynamic systems, psychological fields and hypothetical constructs». «General systems», pp. 139-143). В последнее время «теория открытых систем» стала применяться к проблемам биохимии (см. А. Г. Пасынский «Теория открытых систем и ее значение для биохимии». Журнал «Успехи современной биологии», 1957, т. XLIII, вып. 3, стр. 263-279). Все это говорит о большом значении «теории открытых систем» для современных научных дисциплин. Во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов Берталанфи обобщил идеи, содержащиеся в «теории открытых систем», и выдвинул программу построения «общей теории систем», являющейся всеобщей теорией организации. По его мнению, если классическая паука с успехом изучала неорганизованные комплексы, которые базируются на законах случая, в последнем счете на действии второго закона термодинамики, то основной проблемой, поставленной современной наукой, является разработка общей теории организации. Проблемы организации, целостности, динамического взаимодействия весьма актуальны для современной физики, химии, физической химии и технологии. В биологии подобные проблемы встречаются повсюду. Необходимо изучать организующие отношения, вытекающие из динамического взаимодействия частей и обусловливающие различное поведение частей в зависимости от того, функционируют ли последние изолированно от целого или внутри него. Та же тенденция обнаруживается и в гештальт-психологии и в современных концепциях социальных наук. Такие понятия, как организация, целостность, направленность, телеология, контроль, саморегуляция, дифференциация и им подобные, чужды классической физике. Однако они повсюду встречаются в современной науке (см. «General systems», 1956, vol. 1, p. 1). По мнению Берталанфи, «общая теория систем» должна, во-первых, дать логическое определение понятий «система» и «организация» и классифицировать основные типы систем, во-вторых, в некоторых случаях дать количественный анализ отдельных типов систем. При этом особый акцент Берталанфи делает на то, что «общая теория систем» не есть исследования «туманных» и поверхностных аналогий между физическими, биологическими и социальными системами. Аналогии как таковые имеют незначительную ценность, так как, кроме сходства между явлениями, всегда могут быть обнаружены и различия. Берталанфи заявляет, что изоморфизм, о котором идет речь в «общей теории систем», есть следствие того факта, что в «некоторых отношениях соответствующие абстракции и концептуальные модели могут быть применены к различным явлениям. Только учитывая это, мы и должны применять законы систем (см. там же, стр. 2). В связи с этим Берталанфи намечает специфическую программу синтеза наук. Если до сих пор унификацию наук видели обычно в сведении всех наук к физике, то, с точки зрения Берталанфи, единая концепция мира может быть скорее основана на изоморфизме законов в различных областях. Учитывая «формальный» модус речи, то есть рассматривая концептуальную конструкцию науки, можно говорить о структурном сходстве теоретических моделей, которые мы применяем в различных областях. Говоря «материальным» языком, мир, то есть целостность наблюдаемых явлений, обнаруживает структурное подобие, проявляющееся в изоморфизме структур разных уровней. В результате Берталанфи приходит к концепции синтеза наук, которую в (противоположность «редукционизму» (то есть сведению всех наук к физике) он называет «перспективизмом» (там же, стр. 8). Таковы задачи «общей теории систем». Можно лишь приветствовать ее цель, то есть попытку дать общее определение понятия «организованная система», логически классифицировать разные типы систем и разработать математические модели для их описания. Однако некоторые из намеченных Берталанфи путей реализации этой цели вызывают сомнение. Во-первых, хотя изоморфизм, как правило, характеризуется четким выявлением границ его применимости, однако степень проникновения в «существо» дела зависит не от изоморфизма, а определяется совершенно другими логическими требованиями. Поэтому рассуждения Берталанфи о том, что выявление изоморфизма на разных уровнях знания в некотором роде характеризует существенную «структуру мира», представляются неаргументированными. Во-вторых, и это самое главное, тот путь «перспективизма» в реализации единства науки, который намечает Берталанфи, явно ведет к ограничению задачи науки чисто феноменальным описанием процессов (хотя бы и описанием, облеченным в математическую форму) и, по существу, к отказу от структурного анализа предмета. Конечно, критика механистического «редукционизма» со стороны Берталанфи совершенно справедлива. Однако нельзя не видеть того, что, употребляя термин «редукционизм», Берталанфи смешивает две разные вещи: 1) механическое сведение сложных закономерностей к простым; 2) генетическое выведение из простых закономерностей более сложных, то есть конкретный анализ тех условий, в которых взаимодействие отдельных процессов, подчиненных законам одного уровня, приводит к появлению законов более высокого уровня, управляющих поведением всей целостной системы этих процессов. Если «сведение» действительно является научно несостоятельной концепцией, то «выведение», напротив, диктуется всем развитием современной науки (с этим связано, в частности, применение физических методов в химии, биологии и т. д.). «Перспективизм» же Берталанфи, который предлагает ограничиться лишь отысканием изоморфизмов в разных областях знания, не способен указать пути для разработки методов «выведения» сложных закономерностей из более простых. В этой связи следует напомнить, что попытки противопоставить внешнее описание и поиски изоморфизмов структурному анализу и генетическому выведению не новы. Они связаны с так называемым «феноменальным» направлением в физике (Э. Мах, П. Дюгем, В. Оствальд и другие), которое существовало в начале XX века и так же, как и теория Берталанфи, противопоставляло себя механицизму. Известно, что эти попытки в свое время потерпели крах. В рамках «общей теории систем» Берталанфи предлагает следующую классификацию систем: 1) системы, основанные на динамическом взаимодействии частей (эквифинальные системы); 2) системы, в основе которых лежит схема обратной связи; 3) системы типа гомеостата Эшби (система достигает устойчивого состояния путем проб и ошибок) (см. «General systems», vol. 1, pp. 6-7). В связи с этим Берталанфи критикует кибернетиков (в частности, Н. Винера) за отождествление системы, в основе которой лежит схема обратной связи, с открытой системой вообще (там же, стр. 6, а также L. Bertalanffy «Towards a Physical Theory of Organic Teleology», «Human biology», vol. 23, 1951, pp. 346-361). Схема обратной связи, подчеркивает Берталанфи, носит довольно специальный характер. В живых организмах существует много регуляций другой природы, то есть регуляций, связанных с динамическим взаимодействием процессов. Сюда относятся, например, эмбрионные регуляции, когда целое восстанавливается из частей в эквифинальном процессе (известные опыты Дриша). Берталанфи считает, что первичные регуляции в органических системах (то есть ге регуляции, которые наиболее важны и в эмбриональном развитии а в эволюции) имеют как раз природу динамического взаимодействия. Позднее над ними надстраиваются вторичные регуляции, контролирующие поведение посредством некоторого фиксированного устройства. К ним, в частности, относится и обратная связь. Это положение - следствие общего принципа организации, который может быть назван «прогрессирующей механизацией». Сначала биологические, неврологические и психологические системы управляются динамическим взаимодействием их .компонентов, позднее появляются некоторое фиксированное устройство и дополнительные условия, которые делают систему и ее части более эффективными, но одновременно постепенно уменьшают и в конце концов ликвидируют ее эквипотенциальность (то есть возможность достигать одного и того же конечного положения из разных начальных условий и различными путями). Таково в общих чертах основное содержание «общей теории систем» Берталанфи. Резюмируя изложенное, можно сказать, что «общая теория систем» есть попытка построить теорию организованных совокупностей путем разработки определенного математического формализма, интерпретация которого дает возможность описывать функционирование большого класса конкретных явлений и процессов, рассматриваемых как открытые системы. Необходимо отметить, что участники «Общества по разработке общей теории систем» нередко вносят модификации в некоторые общие положения теории, предложенной Берталанфи. Так, например, наряду с определением понятия «система», данным Берталанфи, фигурирует и другое определение, принадлежащее Холлу и Фэйджину, согласно которому «система-это множество объектов с отношениями между ними и между их атрибутами» («General systems», 1956, vol. 1, p. 18). На основании этого определения Холл и Фэйджин проводят иную, нежели Берталанфи; классификацию систем. С их точки зрения, основное различие необходимо проводить между «целостными» и «суммативными» системами. Если изменение в каждой отдельной части системы вызывает изменение всех других частей и в целой системе, то в этом случае система является «целостной». Если же изменение каждой части не вызывает изменения других частей, то система называется «суммативной». Совершенно ясно, что благодаря такому разделению Холл и Фэйджин получают возможность охватить в своей теории значительно больший круг систем, чем Берталанфи. Несмотря на то, что классификация систем Холла и Фэйджина более детальна, чем -классификация Берталанфи, а -их определение системы более широко по сравнению с определением систем Берталанфи, тем не менее эти модификации не вносят принципиальных изменений в существо «общей теории систем». И у Берталанфи и у Холла - Фэйджина речь идет о построении определенного математического аппарата, способного дать описание «поведения» достаточно обширного класса системных предметов. Мы достаточно подробно изложили идеи, лежащие в основе разработанных Берталанфи «теории открытых систем» и «общей теории систем». Какую оценку можно дать этим идеям, исходя из методологических принципов диалектического материализма? Построенная Берталанфи теория организации, теория организованных комплексов, является специальной научной дисциплиной. Вместе с тем она, безусловно, выполняет определенную методологическую функцию. «Общая теория систем», являясь математизированной теорией организованных совокупностей, дает возможность в силу общего характера исследуемого в ней предмета (системы) охватить одним формальным аппаратом достаточно обширный круг специальных систем, специфические формы которых выводятся при интерпретации данного аппарата. Благодаря этому «общая теория систем» действительна может, как об этом пишет Берталанфи, освободить ученых от дублирования работы, проведенной раньше в иной области. Методологическое значение имеют также выделенные Берталанфи и его сотрудниками объективные структуры некоторого класса систем (главным образом биологических), предложенные ими классификации систем и проведенный в их трудах анализ самого понятия системы. Несомненно, что в этих разделах «общей теории систем» содержится много интересных идей. В частности, особый интерес представляют проанализированные участниками «Общества по разработке общей теории систем» различные типы систем. Однако, на наш взгляд, эти теоретические представления Берталанфи и его сотрудников небезупречны. Сомнения возникают уже при рассмотрении определения понятия «система» - как в той форме, которая предложена Берталанфи, так и в той, которая имеется у Холла и Фэйджина. Что касается определения последних, то оно слишком общо. В результате возможно включение в понятие «система» как собственно системных образований, так и совокупностей элементов, совершенно лишенных каких-либо целостных характеристик. Определение понятия «система», данное Берталанфи, имеет другой недостаток: оно опирается на понятие «взаимодействие элементов», хотя это понятие недостаточно ясное. Определение Берталанфи скорее является не претендующим на четкость описанием того круга явлений, которое мы можем назвать системами, чем строго логическим определением понятия «система». При рассмотрении классификаций систем, предложенных Берталанфи и Фэйджином - Холлом, бросается в глаза их неполнота. В частности, в них не учтены особенности саморазвивающихся систем, полностью отсутствует теоретическое исследование связи систем между собой, а также условий, при которых система модифицирует свои формы. Необходимо отметить и другой недостаток «общей теории систем»: ее чисто описательный характер, отсутствие в ней собственно структурных методов исследования. Чтобы как-то объяснить этот характер «общей теории систем», Берталанфи вынужден был построить теорию различных ступеней описания явлений (см. L. Bertalanffy «Das biologische Weltbild», 1949, S. 186). С его точки зрения, первой ступенью описания является установление аналогий, то есть сходных внешних свойств исследуемых явлений. Вторая ступень состоит в установлении логических гомологии (изоморфизмов), то есть в констанции формально одинаковых законов, управляющих функционированием материально различных явлений. Только третья ступень представляет собой собственно объяснение, то есть указание условий развития отдельных явлений и специальных закономерностей, по которым протекают эти процессы. Отрицая научную ценность аналогий, Берталанфи настаивает на большом научном значении' логических гомологии, исследование которых представляет собой основное содержание «общей теории систем». Установление гомологии он называет «объяснением в принципе» и утверждает, что «объяснение в принципе лучше, чем отсутствие объяснения» (L. Bertalanffy «Allgemeine Systemtheorie», «Deutsche Universitätszeitung», 1957, .№ 5-6, S. 10). Это, конечно, бесспорно. Но несомненно также и то, что ни в коем случае нельзя останавливаться на «объяснении в принципе», а надо двигаться к выяснению действительных факторов, порождающих данные явления, к вскрытию их специфических закономерностей и т. д.,то есть к их 'реальному объяснению. И, во всяком случае, нельзя приписывать теории, ограничивающейся в силу своих исходных положений «объяснением в принципе», то значение, которое ей придает Берталанфи; иными словами, нельзя видеть в «общей теории систем» шаг к Mathesis universalis - к универсальной науке,- охватывающей все области научного знания (см. L. Bertalanffy «Das biologische Weltbild», S. 187; «Allgemeine Systemtheorie», «Deutsche Universitätszeitung». 1957, № 5-6, S. 12, и другие работы). Отмеченные недостатки теоретических построений Берталанфи, бесспорно, снижают их естественнонаучную и методологическую ценность. Однако не они составляют основной недостаток методологических идей Берталанфи. Выдвинутые им принципы классификации систем и рассматриваемые в рамках «обшей теории систем» объективные структуры системных предметов даже при условии их неполноты и чисто описательного характера имеют большое научное значение, так как дают возможность более глубоко понять «формы поведения» и принципы организации достаточно широкого класса системных предметов. Будучи сформулированы для класса систем и объясняя в случае их интерпретации функционирование конкретных систем, эти принципы выполняют важную методологическую функцию. Отмеченные их недостатки говорят лишь о том, что «общая теория систем», как и любая другая научная теория, должна дальше развиваться и в ходе этого развития стремиться к более адекватному отражению исследуемого объекта. Между тем сам Берталанфи склонен приписывать «общей теории систем» более важную роль. Исходя из того, что эта теория позволяет анализировать принципы организации систем разного рода, т. е. тех объектов исследования, которые прежде всего рассматриваются науками на современной стадии их развития, Берталанфи видит в «общей теории систем» универсальную науку, охватывающую все отдельные науки (см. L. В с г-talanffy «Allgemeine Systemtheorie», «Deutsche Universitätszeitung», 1957, № 5-6, S. 12). С его точки зрения, эта теория выполняет роль философии современной науки, она дает не только специальные методологические принципы исследования определенного класса объектов, но и формулирует философски обобщенные принципы и методы научного исследования. В этом утверждении и проявляется основной, на наш взгляд, методологический недостаток предложенных Берталанфи теорий. Берталанфи прежде всего занимается анализом принципов организации систем определенного вида. При этом он не исходит из следующей философской постановки проблемы: если имеются определенные системы предметов и стоит задача наиболее адекватного выражения функционирования этих систем в мышлении, то главная задача теории метода заключается в том, чтобы установить, какой должна быть специфика системы знания, способной отобразить «поведение» системных предметов, В свете этой задачи и должны фиксироваться и исследоваться различные типы предметного содержания. Такая постановка проблемы требует, во-первых, четкого логического определения понятия «система», во-вторых, осуществления возможно более полной классификации системных предметов, в-третьих, анализа системных характеристик знания разного типа и, в-четвертых, установления принципов построения знания, способного отразить разные по своему типу системные предметы. Методология как философское учение о принципах научного познания должна в этом случае сформулировать принципы организации системного строения знания, адекватно отражающего исследуемые системные предметы. Определение понятия «система» и классификация системных предметов суть лишь подготовительные стадии для осуществления такого Методологического исследования. Последнее требует разработки определенного числа специфических понятий и абстракций, пригодных для логического анализа системы знания. К ним принадлежат понятия «абстрактное и конкретное специфически мысленное знание», «связь знаний», принципы построения знания определенного типа (аксиоматическое построение, гипотетико-дедуктивная система и т. д.), приемы и способы оперирования знанием и получения новых знаний и т.д. В результате при таком проведении методологического анализа возможно получение, с одной стороны, теории построения знания разного типа, а с другой - теории систем и их типов. При условии достаточной развитости и разветвленности методологических исследований станет возможным построение общей теории систем и изучение процессов их познания. Анализ «общей теории систем» показывает, что для Берталанфи чужда такая постановка проблемы методологических принципов исследования систем. Поэтому его теория не может играть роль философского учения о методах исследования, применяемых в современной науке. Для решения этой задачи необходимы совершенно иные исходные понятия и иная направленность анализа. Для исследования методологических принципов анализа системных предметов чрезвычайно большое значение имеют работы классиков философии диалектического материализма. Созданные значительно раньше работ Берталанфи труды К. Маркса («Капитал», «К критике политической экономии» и др.), Ф. Энгельса («Анти-Дюринг» и «Диалектика природы») и В. И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм» и «Философские тетради») содержат богатейший материал по методологии исследования систем. Если говорить о развитии принципов методологии ..системного анализа, то «общая теория систем» Берталанфи содержит в неразвитой форме то, что четко сформулировано и подробно проанализировано классиками диалектического материализма 50-75 лет тому назад. Карл Маркс, анализируя экономическую структуру капиталистического общества, одновременно сформулировал ряд важнейших методологических принципов анализа сложных объективных систем. По его мнению, экономическая структура капиталистического общества характеризуется не столько разнообразием ее элементов и внешне выступающих отношений этих элементов, сколько наличием связей между элементами, причем связей специфического рода. В таком сложном объекте, каким является экономика, главную роль играют не сравнительно простые типы связей элементов, а сложнейшие взаимозависимости элементов, множество накладывающихся друг на друга связей и отношений. Наличие связей и взаимосвязей между элементами объекта обусловливает то, что элементы такого объекта могут функционировать только в рамках системы, которая, с одной стороны, определяет их место и роль, а с другой стороны, сама является их продуктом, не возникающим, однако, путем простого суммирования элементов и их отношений. Маркс показал, что системные объекты типа экономической структуры капиталистического общества обладают развитием. В них имеются как связи между одновременно данными элементами, так и связи разновременно возникающих элементов. Последние характеризуют происхождение одних элементов из других, взаимодействие во времени разных элементов и т. д. Причем элементы, возникшие из других элементов, сами воздействуют на породившую их основу, трансформируют ее, в результате чего на определенном этапе развития системы «порождающие» элементы оказываются в зависимости от «порожденных». Системные объекты, подобные экономической структуре капиталистического общества, получили у Маркса название «органического целого», или «диалектически расчлененного цело г о». Таким образом, с точки зрения Маркса, специфические особенности саморазвивающихся сложных систем связей и процессов определяются их переплетением, взаимовлиянием, происхождением одних из других и т. д. Иными словами, для понимания системного объекта необходимо выяснить субординацию элементов целого, что возможно лишь в рамках исторического подхода к анализу системы, то есть понимания ее данного состояния как исторически развившегося и развивающегося. Сопоставляя с таким пониманием теоретические построения Берталанфи. можно убедиться в следующем; Берталанфи занимается не только выяснением координации частей в составе целого, то есть он не только подчеркивает обусловленность свойств частей системного предмета их принадлежностью к целому, но и анализирует субординацию элементов системы. Последнее проявляется, например, в исследовании Берталанфи «прогрессирующей механизации», а также первичных и вторичных регуляций в эмбриональном развитии и эволюции. Однако исследования Берталанфи не доведены до вскрытия внутренней причины «прогрессирующей механизации», до выяснения источника развития системы. Поэтому понимание Берталанфи субординации элементов системного объекта во многом остается поверхностным. По Марксу, характер предмета исследования предопределяет и способ его теоретического описания. Маркс указывает, что для того, чтобы правильно отразить в понятиях системный предмет, необходимо раскрыть все сложные связи и отношения элементов системы, что возможно только при условии разработки и правильного использования специальных приемов и способов мышления. Например, для исследования системного предмета элементарные методы анализа и синтеза недостаточны; для этого требуются более сложные их формы, учитывающие координацию и субординацию элементов системы, процессы их функционирования и развития. В работах Маркса нашли свое детальное развитие методы мышления, дающие возможность адекватного отображения системных предметов (приемы анализа «простых» и «сложных» зависимостей системы, способы связи «абстрактных» определений, используемые для получения конкретного знания об объекте, методы анализа закона «в чистом виде» и его модификаций в конкретных условиях, пути исследования «одновременно данных» и «разновременных» элементов системы и т. д.). Если Маркс выяснение специальных приемов и способов мышления, способных адекватно отразить исследуемую систему, считает важнейшей задачей методологии как учения о принципах научного исследования, то Берталанфи совершенно абстрагируется от рассмотрения этой проблемы. Именно поэтому его теория не может играть роль обобщенной методологии науки. Действительное развитие проблем методологии системного исследования состоит в конкретизации выдвинутых К. Марксом и В. И. Лениным принципов анализа системных предметов. Целый ряд исследований марксистов- ученых и философов - ведется именно в этом направлении. Советские ученые, исходя из специфических особенностей связей между предметами, пытаются дать общее определение понятия «система» и получить классификацию систем по основному для системных образований признаку, а именно то логическому типу связей между предметами, входящими в систему. Для получения определения понятия «система» этим путем необходим логический анализ понятия «связь предметов». В современной зарубежной логике было предпринято несколько попыток провести логический анализ некоторых частных видов связей между предметами (работы Рейхенбаха, Карнапа, Льюиса, Бёркса и т. д.), но в логически обобщенном виде эта проблема ставится лишь советскими исследователями (см., например, сборник «Логические исследования», М., 1959, стр. 113-138). Дальнейшее развитие этих исследований, направленных прежде всего на анализ многопредметных связей, даст возможность получить строгое определение понятия «система». При условии определения понятия «система» на основе анализа логического типа связей между предметами, сходящими в системные образования, мы впервые получим возможность строго научной классификации систем. У Берталанфи та особенно у Холла и Фэйджина вместо классификации систем фактически дано лишь описание тех типов систем, которые им известны, причем это описание, по существу, не содержит и намека на логическую стройность. Определение же систем «а основании анализа характера связей между входящими в них предметами дает возможность классифицировать системы по логическому типу связей между предметами и исследовать вопрос о связи разных типов систем между собой. Анализ типов связей предметов между собой позволит расположить системы в определенной последовательности по степени их усложнения и выявить наиболее «простейшие» и наиболее «сложные» системы. Важнейшей методологической проблемой, встающей в связи с анализом системных предметов, является исследование специфических особенностей строения знания, способного адекватно отражать функционирование этих систем, В этом направлении советскими философами проделана значительная работа: подробно проанализирован метод восхождения от абстрактного к конкретному, являющийся специфическим способом воспроизведения в мышлении одного из наиболее сложных типов систем - развивающейся органичеокой системы; исследованы приемы и способы воспроизведения в мышлении исторических процессов развития (см., например, Б. А. Г рушил «Маркс и современные методы исторического исследования». Журнал «Вопросы философии» № 3 за 1958 год), выяснены специфические формы анализа и синтеза, употребляемые при исследовании сложных систем связей (см., например, М. К. Мамардашвил и «Процессы анализа и синтеза». Журнал «Вопросы философии» № 2 за 1958 год) и т. д. Только дальнейшее развитие и конкретизация выдвинутых классиками марксистско-ленинской философии методологических идей может привести к построению философски обобщенной теории методологических принципов исследования системных предметов. «Общая теория систем» Л. Берталанфи, вопреки некоторым заявлениям ее автора, не решает и не может решить этих проблем. Являясь главным образом естественнонаучной теорией, «общая теория систем» выполняет определенную методологическую функцию: построенный в ней математический аппарат может использоваться для анализа сравнительно большого класса таких системных предметов, исследованием которых в настоящее время занимаются биологи, химики, биохимики, биофизики, психологи и другие. В этих рамках использование «общей теории систем» Л. Берталанфи правомерно и весьма полезно. [1] См. «Regelungsvorgange in der Biologie», Verlag R. Oklenbourg, München, 1956.
[2] Берталанфи впервые выдвинул идею «обшей теории систем» в 1938 году л
[3] Понятие «открытой системы» было впервые использовано Р. Дефаем (R. Defay «Introduction a la thermodynamiquc des systéme ouvertes». Acad. Royale de Belgique, «Bull. Classe des Sciences», 53 Serie, 15, 678, 1929), Берталанфи квел это понятие в биологию в 1932 году (L. Bertalanffy «Theoretische Biologie», Bd. I, 1932). Кроме Берталанфи, я разработке теории «открытых систем» п{жнишали участие А. Бэртои, И. Пригожин, С. де Гроот, К. Денбиг и другие.
|
« Пред. | След. » |
---|