Рец. на кн.: Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. 6 | Печать |
Автор Долгов К.М.   
09.08.2011 г.
 

Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т. 6. (дополнительный). Искусство. Гл. редактор М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2010, 1031 с.

 

 

Эта книга - шестой (дополнительный) том Энциклопедии "Духовная культура Китая"[1]. Исследования этого тома отличает глубокий философско-эстетический анализ произведений различных видов и жанров китайского искусства, его истории, теории и отношения к практической деятельности.

Следует иметь в виду, что, как отмечается в томе, «искусство пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до самых обыденных проявлений и  в таком повсеместном присутствии представляет собой едва ли не наиболее характерную ее особенность» (с. 13).

Авторы тома хорошо понимают важнейшую роль, место и значение искусства в жизни китайского народа на различных этапах его исторического развития. Исходя из этого, они предложили строго продуманную структуру данного тома.

Анализ начинается с рассмотрения культурно-исторической специфики искусства, включающей содержание и формы, архаику и новации, а также художественные традиции различных эпох - от древности до наших дней. Этот краткий исторический экскурс совершенно необходим именно как историко-логическое введение в сложную проблематику конкретных видов и жанров   китайского искусства.


[1] Рецензии на другие тома этой энциклопедии см.: Вопросы философии, 2007, № 5.  С. 182-187 (на том «Философия»); Вопросы философии, 2008, № 6. С. 172-177 (на том «Мифология и религия»). См. также: Долгов К.М. Духовная культура Китая. М.: Научная книга, 2010.- Ред.

Далее следуют разделы, где рассматриваются основные виды искусства: архитектура, изобразительное искусство и эстетическая мысль, декоративно-прикладное искусство и ремесло, музыка, танец, театр, цирк и кино, процессуальные искусства и, наконец, говорится об исследованиях китайского искусства в России.

Общеизвестно значение традиций в китайской духовной культуре и искусстве. В основе художественной традиции лежит национальная пластическая парадигма, сохраняющая основополагающие принципы во всех своих исторических воплощениях. Эти принципы, как отмечается в томе, относились прежде всего к пониманию и истолкованию художественной формы: "Понимание художественной формы не как замкнутого объема, а как русла, визуализируют его сквозные циркуляции энергии ци...восприятие формы не как массы, а как динамичной конфигурации единого пространственно-временного континуума, в котором, граница между фоном и изображением относительна и изменчива; гармонизация формы балансировкой полярных визуальных качеств и противоположно направленных векторов движения; концентрация энергии в композиции элементов посредством  доминанты центра и центростремительных векторов; единстве пластических принципов на макро- и микроуровнях художественной формы" (с. 30).

Выявление подобных принципов позволило авторам тома не просто представить энциклопедический справочник, но дать глубокий анализ истории и теории китайского искусства, осуществить серьезное научное исследование всех видов и жанров этого искусства  -  одного из самых самобытных, сложных, многообразных и богатейших искусств в мире. И это относится не только к какому-то отдельному периоду развития китайского искусства, но ко всей его истории  -   от древнейших времен до наших дней.

Естественно, в китайском искусстве и в творческом акте вообще особую роль играла концентрация созидательной энергии ци, передаваемой произведениями искусства. В формуле "Небо- Земля - Человек" энергетическая циркуляция всего космоса наиболее глубоко и универсально выражалась в антропном культурном пространстве. "В искусстве разрабатывалась идея возможности духовно-энергетического резонанса (ци юнь) творческих актов различных эпох, ставшая гносеологическим обоснованием преемственности художественных школ и направлений. В культурной парадигме прошлое, настоящее и будущее понимались как единое энергетическое целое, а искусство было одним из важных способов их взаимодействия» (с. 30).

Хорошее знание материала, умение выявлять сущность происходивших процессов позволили авторам тома давать глубокие философско-эстетические характеристики искусства в различные эпохи.

Так, во времена древних царств и империй (II тыс. до н.э.), когда возникли первые государственные объединения и наступила эпоха бронзы, "искусство являлось частью сложных магических ритуалов, что отражалось в суггестивных свойствах шанских памятников... Шанское искусство репрезентировало сакральное могущество государства. Власть небесная, власть предков и власть правителей были имперсональными аспектами единой и единственной системы связи, действовавшей как в масштабах космоса, так и социума... Ритуал должен был поддерживать космологически обусловленное господство шанского правления, в связи с чем в пластике "зеленой бронзы" была достигнута беспрецедентная концентрация энергии, значительно превосходящая артефакты как соседних с шанцами культур, так и изделия последующих эпох" (с. 32-33). На наш взгляд, это наиболее верная и основательная характеристика искусства периода древних царств и, в частности, искусства шанского периода, позволяющая понять сущность этого искусства.

Емкими и значимыми характеристиками определяется в томе развитие искусства в эпоху Чжоу (ХII-III в. до н.э.), Цинь (221- 207 до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). В частности, отмечается: «Политические условия для новой стадии культурного синтеза были обеспечены военными успехами династии Цинь...Ханьский идеологический синтез (конфуцианство - легизм-даосизм) стал основанием для эстетического плюрализма и многих новаций в художественной сфере" (с. 34). Каждое из этих философских направлений оказывало на развитие искусства свое воздействие.

В «Смутное время» «завершался переход от анонимности к авторскому творчеству... Утверждение личностного начала в искусстве сопровождалось становлением особой «эпатажной» культуры направления фэн лю («ветер и поток»)... Пейзажные фоны... к концу «смутной эпохи» эволюционировали в самостоятельный жанр шань-шуй («горы-воды»)... В III-VI вв. происходило становление эстетики как самостоятельной области знания» (с. 36).

Эпохи Суй (581-618) и Тан (618-907), как показано в томе, ознаменовались "этапом объединения региональных художественных традиций, отличительной особенностью которого было сочетание глубинного эгоцентризма с космополитической открытостью, утонченного аристократизма с тягой ко всему простонародному... Основание собственной школы было высшей целью творческих усилий и понималось как расширение топологии культурной традиции в целом". Опыт великих мастеров постигался во всей их глубине, что и способствовало развитию художественного опыта эпохи. При этом всем направлениям танской живописи, например, была присуща монументальная простота стиля и цельность гармоничных образов.

Эпохи Пяти династий (907-960) и Сун (960-1279) характеризовались высоким культурным уровнем и прежде всего развитием каллиграфии и живописи. В эпоху Юань (1271-1368), когда господствовали монголы, китайская традиция в искусстве не исчезала. Она сохранялась посредством обращения к древности, что особенно заметно в области каллиграфической традиции и традиции китайской живописи.

В эпоху Мин (1368-1644) "все прежние институты традиционной китайской культуры восстановились и расширились. Сознание национального превосходства в области культуры над всеми известными тогда китайцам странами определяло развитие китайского искусства в целом. Была проведена очередная систематизация и канонизация культурного наследия, прежде всего периодов Сун и Юань. К ХV в. художественная традиция достигла творческой полноты, что стало важным фактором ее последующей исторической эволюции» (с. 42-43).

Как отмечают авторы тома, в эпоху Цинн (1644-1911, при господстве маньчжурской администрации, которая тормозила развитие официального искусства, деятели китайской культуры и искусства продолжали развивать национальное наследие. "Китайским живописцам в эпоху Цин приходилось преодолевать опасности академического омертвления высокой традиции и рыночной деградации художественного качества» (с. 45).

Что касается ХХ и начала ХХI вв., то «Опыт модернизации культуры ХХ в. показал, что национальная художественная традиция является жизнеспособной системой, готовой к дальнейшему развитию. Полная смена традиции в Китае представляется столь же невероятным делом, как и тотальный отказ от национальной идентичности» (с. 45-46).

Этот экскурс в историю развития китайского искусства различных эпох позволил авторам более основательно исследовать  развитие искусства по его  видам и жанрам.

Рассмотрение видов искусства начинается с архитектуры. "Китайская архитектура, - пишут авторы, - принадлежит к одной из древнейших культур мира. Ее национальный характер проявляется в ярком художественном своеобразии, преемственности развития конструктивной и планировочной систем, специфической духовной сущности, позволявшей ей переосмыслять все иноземные новшества в рамках собственной традиции и оказывать влияние на характер и пути развития архитектуры всего региона Дальнего Востока" (с. 54).

Как отмечают авторы, высшими искусствами в китайской духовной культуре всегда считались музыка, каллиграфия и поэзия, а архитектура, в силу "телесности" ее форм, считалась скорее "ремеслом", чем искусством. Вот почему, в отличие от древней Греции и древнего Рима, где важнейшую роль в развитии архитектуры играли трактаты по эстетике и теории искусства и архитектуры, с сохранением  имен великих зодчих, в Китае носителями архитектурной традиции были каноны и "семейные династии строителей", передававших секреты своего мастерства из поколения в поколение.

"Многозначный и глубоко символичный язык китайской архитектуры формировался тысячелетиями, вобрав в себя красоту природы, мудрость древности, фантазию творчества. Китайский архитектурный ансамбль подобен иероглифу, который располагает ограниченным набором черт и подчиняется простому порядку написания, но благодаря бесконечному многообразию их комбинаций, варьированию "белого и черного" - "пустоты и наполненности", "одухотворенному ритму и живому движению" (ци юнь шэн дун), способен передавать смыслы всей "тьмы вещей" (с. 59). Именно поэтому китайская архитектура оказала столь сильное воздействие на архитектуру всего Дальнего Востока, и это воздействие ощущается по сей день.

Специальный раздел тома посвящен ландшафтной архитектуре - садово-парковому искусству, имеющему многовековую традицию. Сады и парки в Китае выполняли, прежде всего, духовные функции - это мир, где человек приобщается к тайнам и красоте природы, которая, под воздействием человека, становилась более совершенной и прекрасной.

Данная Энциклопедия  -  это серьезное научное исследование основополагающих проблем, что еще раз подтверждает раздел «Изобразительное искусство и эстетическая мысль». Здесь дается глубокий анализ каллиграфии, живописи, скульптуры, графики, эстетической мысли и изобразительных искусств.

Все виды и жанры китайского искусства всегда характеризовались непрерывностью развития и преемственностью традиций. Этим объясняется актуальность проблемы соотношения древнего и нового, традиции и новаторства, истории и теории.

Довольно обстоятельно раскрывается также эволюция музыки и танца.

В настоящее время музыке и танцу в Китае придается огромное значение, поскольку считается, что они оказывают ни чем незаменимое воздействие на воспитание народа и особенно молодежи. Кроме того, считается, что музыка и танец дисциплинируют народ, прививают ему чувства солидарности и единства, чувства патриотизма и национальной гордости, не говоря уже о собственно художественно-эстетических ценностях и функциях, имеющих исключительное значение для культурного и духовного развития каждого человека и всего народа.

Видимо, не случайно на Международном Эстетическом конгрессе, проходившем в августе 2010 г. в г. Пекине (КНР), огромное количество докладов было посвящено исследованию теории и практике китайского классического народного танца, роль которого в духовной жизни китайского народа не уменьшается, а, напротив, постоянно возрастает.

Большое внимание авторы "Энциклопедии" уделяют китайскому театру - традиционному театру сицюй, театру кукол и теней, и новому театру.

Театральное искусство, как и искусство в целом, опирается на китайскую традиционную модель мира, представляющую человека или любое его творение частью "единого тела Вселенной", в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Искусство в этой системе является продолжением жизни. Китайская культурная традиция включает в себя конфуцианские, даосские и буддийские философские, религиозные и морально-этические ценности как нечто единое целое.

Традиционный китайский театр, а точнее, китайское театральное искусство, возникло в глубокой древности - в эпоху Шан-йнь (ХVI-ХII вв. до н.э.) и постепенно, на протяжении длительного исторического времени формировалось, развивалось, эволюционировало, совершенствуя все свои составные части, свою структуру, цели, задачи, функции.

Авторы показывают сложный путь формирования и развития нового театра, который должен был соответствовать серьезным социально-политическим событиям в жизни Китая в конце Х1Х-начале XX века: рост патриотических, революционных и антиимпериалистических настроений, распространение новых реформаторских идей. К обычным традиционным (просветительские, эстетические и т.д.) функциям театра добавлялись идейно-политические, - "улучшение управление народом", "изменение самого народа", театр как "сотворей политических и социальных устоев общества".

Идейно-политическое давление на новый театр, как показывают, авторы, приводило к его резкой критике, к судебному преследованию деятелей театра и к закрытию театров, что особенно тяжело проявилось в годы "культурной революции", от которой пострадало 90%  мастеров театра. Театр стал оживать постепенно лишь после  "культурной революции", после 1976 г. К началу XXI в. китайский театр полностью оправился от понесенных потерь.

В кратком разделе о цирке прослеживается история его возникновения и развития, а также выявляются основные особенности и оригинальность китайского цирка. Справедливо отмечается, что китайский цирк генетически связан с трудовой, религиозной и военной сферами, что во многом определило его самобытные черты и необычайное богатство репертуара, а также его поразительные достижения во всех видах и жанрах этого искусства.

Весьма интересен глубокий анализ истории возникновения и развития китайской кинематографии от ее зарождения вплоть до современности.

Показано, например, как в 50-60-е гг. ХХ в. китайское кино вело серьезный поиск гуманистических подходов к человеку и обществу, приближаясь к психологическому анализу персонажей. Но вскоре этот процесс был прерван политическими кампаниями   по идеологическому перевоспитанию деятелей культуры и всей интеллигенции, вплоть до начавшейся "культурной революции", когда кино было подчинено политике и идеологии, схематизму и тенденциозности.

Подлинный переворот в китайской кинематографии произошел в 80-е годы, когда на экраны вышли фильмы молодых режиссеров, которые начали диалог со зрителем по самым важным и животрепещущим проблемам. Они создавали сложный, противоречивый, полифонический образ современного человека. Это были фильмы протеста против всего, что тормозило развитие подлинной кинематографии.

Снятие политического и идеологического давления, администрирования привело к бурному росту и развитию китайской кинематографии. Китай вышел на третье место в мире по производству фильмов (после США и Индии).

Специальный раздел тома посвящен рассмотрению «процессуальных искусств»: боевые искусства, культура чая, кулинарное и застольное искусство.

Дан анализ философских истоков боевых искусств, связанных с различными религиозно-философскими учениями-даосизмом, буддизмом, конфуцианством и даже с исламом. Раскрываются взаимосвязи с космологией и космогонией, со сверхуниверсальной категорией дао, с оппозицией категорий инь и ян, с Небом, Землей и Человеком, с пятью элементами, с комбинациями восьми триграмм, образующих 64 гексограммы, с пневмой ци и т.д. Словом, читатель получает истинное представление о боевых искусствах.

Интересные сведения читатель получает о культуре чая, употребление которого в Китае восходит к древнейшим временам, хотя чаепитие связывают с эпохой Хань.

Однако, несмотря на то, что Китай употреблял чай с древних времен, здесь не появилась "чайная церемония", как в Японии, ни "японский путь чая", ни "философия чая", хотя культура чаепития в Китае была и остается довольно высокой.

С большим интересом я ознакомился с разделом, посвященным кулинарному и застольному искусству. В этом кратком разделе читатель найдет много полезного и интересного для себя относительно кулинарного и застольного искусства китайцев.

Наконец, последний раздел тома посвящен  изучению китайского искусства в России, в котором читатель получит действительно энциклопедические сведения   об истории исследования китайского искусства в нашей стране - всех его видов и жанров, начиная, с ХV - ХVI вв. и до наших дней, а также необычайно богатую библиографию по этим вопросам. Здесь приводятся имена выдающихся ученых-китаеведов, проблематика, которую они изучали, характеристика их фундаментальных трудов.

Том «Искусство» Энциклопедии "Духовная культура Китая" логически завершает это фундаментальное исследование, равных которому не было ни в России, ни в Европе. Выход данной Энциклопедии - это стратегический прорыв в изучении и осмыслении самой древней и самой богатой в мире китайской культуры в ее универсальном контексте и универсальных измерениях. Богатейшее содержание   китайской духовной культуры представлено авторами в эпистемологической модели диалектического единства исторического и логического, эмпирического и теоретического, абстрактного и конкретного, традиции и новаторства, как постоянный, непрерывный и напряженный поиск смысла жизни, смысла бытия, истины, добра, красоты, справедливости, вечной гармонии человека и космоса.

Том "Искусство'' наглядно подтверждает это, поскольку искусство и творчество, эстетика и этика, ритуал и музыка, каллиграфия, живопись, поэзия, танец и другие виды и жанры искусства пронизывают всю духовную  и повседневную жизнедеятельность китайского народа и наряду с философией и религией формируют его мироощущение и мировоззрение.

Том оснащен цветными и черно-белыми иллюстрациями, способствующими с помощью умело подобранного зрительного ряда постигать богатство древнейшего и столь современного китайского искусства.

Все тома Энциклопедии оснащены цветными и черно-белыми иллюстрациями, помогающими с помощью умело подобранного зрительного ряда постигать богатство древнейшего и столь современного китайского искусства.

Создание такой Энциклопедии, философски осмысленной и продуманной, - это крупное достижение авторского коллектива, ядро которого образуют выдающиеся синологи России: Б.Л. Рифтин, М.Е. Кравцова, С.А. Торопцев, А.И. Кобзев, В.Г. Белозерова, А.Н. Желоховцев  -   во главе с академиком РАН, директором Института Дальнего Востока М.Л. Титаренко.Это уникальное научное, литературное и художествненное издание заслуживает самой высокой оценки. Читатель Энциклопедии получил фундаментальный труд, дающий универсальное знание о духовной культуре Китая от древности до наших дней.

                                                                                                                      К.М. Долгов

 
« Пред.   След. »