Детерминизм и телеология (1958, № 2) | | Печать | |
Автор И.Т. Фролов | |
26.05.2009 г. | |
(О философской интерпретации проблемы органической целесообразности в современной биологии) Органическая целесообразность, то есть обнаруживающаяся в природе гармония, согласованность строения (структуры) и функций отдельных организмов и живой природы в целом, приспособленность органических систем к условиям их жизни,- это доступный уже простому наблюдению эмпирический факт, с которым имеет дело всякий исследователь, как только он приступает к изучению общего строя живой природы, и который был включен в орбиту научных изысканий еще на заре науки. В то же время органическая целесообразность является весьма сложным результатом действия целого комплекса закономерностей, связей, противоречивых тенденций, познание которых становится возможным лишь в ходе углубленных экспериментальных и теоретических исследований. Поэтому очевидно, что решение проблемы органической целесообразности могло быть лишь итогом длительного исторического развития биологии, тесно связанного вместе с тем с постановкой и решением целого ряда сложнейших методологических и гносеологических вопросов. Проблема органической целесообразности представляет большой интерес с точки зрения философской, гносеологической, поскольку здесь, может быть, ярче, чем где бы то ни было, обнаруживается острая, полная самых неожиданных результатов, не прекращающаяся и по сей день идейная борьба между двумя противоположными концепциями - детерминистической и телеологической. Исторически дело обстояло таким образом, что вызревание материалистических предпосылок решения проблемы шло по линии механического детерминизма, который, как известно, исходит из утверждения всеобщей причинной необходимости природы, отвергая случайность, понимаемую как целесообразно действующую «разумную силу». В то же время, отрицая телеологически интерпретируемую целесообразность, механический детерминизм наталкивается на целый ряд методологических затруднений, главное из которых состоит в том, что его принципы оказываются недостаточными при переходе к объяснению систем более высокого порядка, чем механическое движение. В ходе исследования обнаруживается, что механически детерминировать многие сложные явления органической жизни (то есть найти их ближайшую и «непосредственную» причину) просто невозможно. Познание вынуждается здесь покинуть сферу абстрактно утверждаемой (абсолютной) необходимости и устремиться к своей противоположности - абсолютной случайности. В противовес этому телеология (в частности имманентная телеология) пытается не порывать с необходимостью при переходе за границы применимости принципов механизма (например, в сфере органической жизни). Она постулирует существование «изначальной целесообразности», которая представляется как нечто укладывающееся в рамки детерминизма, но выходящего за пределы узкого механизма. Однако это такой «выход», который означает практически отход не только от механизма, но и от материализма вообще. Утверждаемый таким образом «телеологический детерминизм» исходит гносеологически из того, что будто бы результат развития какого-либо познаваемого объекта наличествует ( в скрытом виде) в форме «внутренней цели» уже до его осуществления. Эта «внутренняя цель» как бы контролирует развитие объекта на каждом его этапе, являясь одновременно некоей идеальной движущей силой, причиной этого развития (causa finalis). Таким образом, имманентная телеология не дает действительного средства для преодоления механического детерминизма; она лишь перемещает вопрос в другую плоскость. Противоречия механического детерминизма и телеологии отчетливо проявились в теории Ламарка, явившейся первой научно обоснованной попыткой объяснить существующий строй органической природы (следовательно, его «целесообразность») с позиций эволюционизма. В принятой Ламарком схеме причинности естественнонаучный (материалистический) план исследования причудливо переплетается с телеологическим: попытка объяснить органическую целесообразность материальными причинами (эволюция как результат воздействия на организм измененных условий и т. д.) дополняется обращением к «внутренней цели», якобы имманентно присущей живому («принцип градации»). Последнее, однако, превращает сам факт органической целесообразности из следствия эволюционного процесса в его причину. Телеологическая «целеустремленность», как некое врожденное «стремление к совершенствованию», выступает в этом случае в качестве изначального' и не подлежащего объяснению, что приводит к непримиримому противоречию с исходными принципами эволюционного учения Ламарка. Эти противоречия ламаркизма послужили одной из причин его первоначальной неудачи среди материалистически мыслящих естествоиспытателей. Их преодоление, однако, направляло мысль по пути, который привел, наконец, к выработке научных основ действительного решения проблемы. Впервые это удалось сделать Ч. Дарвину, который отбросил телеологическую (в конечном счете виталистическую) концепцию «внутренней пели» и, вместе с тем, не отрицая объективности органической целесообразности, дал ей материалистическое объяснение в рамках строгой каузальности. Дарвиновское объяснение выходит далеко за рамки традиционного механического детерминизма. Отказавшись от четко выраженного в ламаркизме стремления найти ближайшие и однозначные причины эволюции в одном лишь изменении внешних условий, Дарвин нашел детерминистическое решение проблемы, исследуя более сложный вид причинных отношений в живой природе - статистическую закономерность естественного отбора. В отличие от механического детерминизма, отрицающего объективный характер случайности и ее диалектическую связь с необходимостью, обнаруженный в живой природе Дарвином новый вид причинной связи (статистический) имеет в своей основе случайность как форму проявления необходимости. Именно такова объективная природа тех изменений, зависящих от специфических особенностей, подробностей внутреннего строения организмов, которые были названы Дарвином «неопределенными». Случайный (недетерминированный непосредственно и однозначно внешними условиями) характер этих изменений не отменяет причинной закономерности эволюции. Последняя лишь осознается как определенный результат проявляющейся через эти случайные изменения причинной необходимости, закономерности. Эта методологическая сторона учения Ч. Дарвина была высоко оценена в свое время Ф. Энгельсом, который писал, что «Дарвин в своем составившем! эпоху произведении исходит из самой широкой, покоящейся на случайности, фактической основы... Случайность опрокидывает существовавшее до сих пор (то есть механическое.- И. Ф.) понимание необходимости. Прежнее представление о необходимости отказывается служить» («Диалектика природы», 1955, стр. 174).
* * * Несмотря на то, что Дарвин дал принципиальное решение проблемы, в последующий период развития биологической науки борьба детерминизма и телеологии не стала менее острой. Дело объясняется, помимо всего прочего, тем, что дарвиновское учение поставило целый ряд новых вопросов, которые требовали экспериментального и теоретического исследования. К их числу относятся, в частности, вопрос о конкретных причинах индивидуальной изменчивости, ее направленности и т. п., вопрос о роли «прямого приспособления» и многие другие. В зависимости от способа решения этих вопросов в последарвиновской биологии и определяют свои исходные принципы различные направления. Довольно широкое распространение в современной биологии имеет неоламаркизм. Неоламаркисты, в частности механоламаркисты, отбрасывают дарвиновское учение о естественном отборе, признавая прямое и непосредственное влияние внешней среды единственным фактором, создающим целесообразную организацию живых существ (эктогенез). Организмы рассматриваются при этом как мертвые механические системы, как пассивный пластический материал, в котором однозначно запечатлеваются формирующие воздействия среды. В методологическом отношении концепции механоламаркистов означают поэтому возврат к традиционным принципам механического детерминизма. Сложная (статистическая) природа наследственных изменений, в общей форме подмеченная в свое время Дарвином, упрощенно интерпретируется механоламаркистами как элементарный процесс трансформации внешних воздействий через соматические клетки, изменение которых вызывает, в свою очередь, соответствующую перестройку в воспроизводящих клетках («соматическая индукция»). Таким образом, оказывается, что причина всегда абсолютно эквивалентна следствию (последнее не имеет, следовательно, вероятностного характера). Всякие «возмущающие» моменты, случайные отклонения, учет которых и делает необходимым признание статистического действия естественного отбора, механоламаркисты полностью исключают. Однако отстаивание подобных противоречащих действительным фактам идей не могло осуществляться последовательно, поскольку явление целесообразности (приспособленности организации к среде) неминуемо «объясняется» здесь через необъясненную целесообразность реакций организмов на изменения среды. А дать действительное объяснение этому явлению, исходя из узкой концепции механизма, невозможно. Именно поэтому механизм, как правило, дополняет свои построения идеями, заимствованными из арсенала витализма. В связи с эти»м телеологический «анализ» рассматривается как нечто необходимое для «продолжения» каузального исследования. Механоламаркизм и получает такое «дополнение» в виде психоламаркизма. Последний пытается объяснить органическую целесообразность как результат телеологически направленной эволюции, идущей под определяющим влиянием неких психических факторов, которые присущи якобы даже простейшим живым формам. Это гносеологически неизбежное единство, казалось бы, полностью исключающих друг друга противоположностей можно наглядно проследить на примере такого популярного в биологической науке направления, как так называемая «механика развития». Методологически исходные пункты последней, сформулированные В. Ру (см. W. Rоux «Gesammelte Abhandlungen uber Entwieklungsmechanik der Organismen», Leipzig, 1895), существенно определялись принимаемой ее автором схемой механического детерминизма. В соответствии с этой концепцией Ру представлял себе организм как механическую сумму каузально детерминированных частей вне их функциональной зависимости от целого и среды обитания, а задачу его исследования - как стремление установить строгую детерминацию частей и найти факторы, определяющие направление процесса развития. При этом дарвиновский подход к изучению проблемы органической целесообразности как проблемы исторической Ру отбрасывал, считая его спекулятивным, противоречащим строго каузальному мышлению современной науки, опирающейся на планомерно организованный точный эксперимент. В связи с этим изучение проблемы детерминации рассматривалось прежде всего как задача аналитическая, а сам экспериментальный метод (употребление которого дало колоссальный фактический материал, внесенный «механикой развития» в золотой фонд науки) осознавался лишь как «каузально-аналитический», где на первый план выдвигается задача расчленения целостного организма и представления его как простого причинного ряда форм, доступного познанию в рамках строгой каузальности, без обращения к телеологии и т. п. Причем под причиной формы Ру понимал ее отдельный специфический элемент, который и необходимо вычленять в эксперименте. Однако «механика развития» столкнулась с целым рядом весьма существенных затруднений, например, в объяснении гармонической целостности органических систем и т. д. Необходим был полный отказ от механицизма, чтобы успешно преодолеть эти затруднения. Между тем в рамках «механики развития» появилось направление, которое, не покидая механистических позиций ее автора, попыталось преодолеть эти затруднения с помощью витализма и телеологии. Г. Дриш выдвинул идею о том, что органическое целое больше, чем сумма его частей, что после сложения частей обнаруживается еще некий нематериальный «остаток» («энтелехия»), в котором как раз и заключена сущность жизни, не улавливаемая путем рассмотрения организма как простой механической системы. Неовиталистическая система Дриша внесла в «механику развития» тот «спекулятивный» элемент, даже намек на который так строго осуждался Ру. Более того, она явилась логическим «дополнением» «каузально-аналитического» метода, включившим в него «синтетически-дедукти'вный» момент - «энтелехию» - как некий «фактор целостности» и в то же время как имманентно присущую живому «внутреннюю целесообразность», контролирующую процесс развития, который, по Дришу, не является индетерминистическим, хотя он и не подчиняется «механической причинности». Это имманентный телеологический процесс, соответствующий, согласно Дришу, принципам детерминизма гораздо больше, чем оонован-ная на случайности дарвиновская теория естественного отбора, поскольку здесь вместо случайности исследователь имеет дело с необходимостью, закономерностью (см. Hans Driesсh «Biologische Probleme höherer Ordnung». Leipzig, 1944). Эти идеи Дриша получили широкое распространение в современной зарубежной биологии, в особенности в трудах, философски интерпретирующих ее достижения, причем главной заслугой Дриша считается то, что он освобождает биологию от «механического дарвинизма» (см., например, послесловие А. Мейера-Абиха к вышеуказанному сочинению Г. Дриша). Наличие нематериального принципа (энтелехии), который якобы формирует материальную систему веществ в единый целостный организм!, отстлиплст и такой идеалист, как Шуберт-Зольдерн (см. Schubert-Soldern Reiner «Die Begriffe Substanz, Morphé und Entelechie in ihrer Beziehung zum Lebensproblem». «Wissenschaft und Weltbild» № 11 -12, 1954). Виталистические идеи Дриша все более развиваются при этом no линии панпсихизма, смыкаясь с откровенным фидеизмом, апеллирующим к богу как к «конечной причине» «разумной упорядоченности» природы (см. G. S i e g m u n d «Naturordnung als Quelle der Gotteserkenntnis». Freiburg, 1950; A. Wenzl «Methaphysik der Biologie von heute». Hamburg, 1951 и др.). Неовитализм во всех его разновидностях поднимает на щит телеологию как главное орудие в борьбе с материализмом; он обращается к телеологии потому, что только она дает какую-то видимость логической обоснованности представлениям о «жизненном факторе». Последний же, полагают неовиталисты, делает, в свою очередь, научно необходимым телеологический способ мышления. Логика их рассуждений такова: «Жизненный фактор» (энтелехия) непознаваем в рамках 'исследования, опирающегося на «физическую причинность», поскольку он не дается в опыте. Но, с другой стороны, он до некоторой степени познаваем, так как в опы-те мы можем судить о нем по тем следствиям, к которым приводит его действие в качестве «имманентной причины». Следовательно, сущность органических процессов может быть познана лишь путем заключения от следствия к причине, то есть при помощи телеологических форм мышления, которые и дают возможность уловить «частично акаузальную» (в смысле «физической причинности») природу органических объектов. При этом неовиталисты отрицают всякую попытку полного познания сущности органического на основе одной лишь «физической причинности». Ими выдвигается принцип «финальности» как непогрешимый метод исследования в сфере органической жизни. Весьма рельефно обнаруживается это при рассмотрении той аргументации, которую приводит, например, Виллибальд Бауман, критикуя антителеологическую направленность «критической онтологии» Николая Гартмана (см. Willibald Вaumann «Das Problem der Finalität im Organischen bei Nicolai Hartmann». 1955). Как известно, H. Гартман в целом ряде своих трудов (в особенности см. его работы «Philosopliie der Natur. Abriss der speziellen Kategorienlehre» и «Teleologisches Denkcn»), несмотря на общую идеалистическую основу принимаемой им философской системы, решительно отбрасывает имманентную телеологию и, опираясь на некоторые идеи И. Канта, развивает мысль о том, что только в сознании (мышлении) возможен такой случай, когда по времени более позднее выступает как исходное, начальное, то есть что «финальность» (Finalität) возможна только в мышлении и невозможна в природе как ее объективная цель (Naturzweck). Целесообразность, по Гартману, является, следовательно, лишь способом мысленного рассмотрения некоторых процессов в органическом, поскольку они не укладываются полностью в рамки механизма. Следует заметить в то же время, что Н. Гартман отнюдь не отрицает эмпирического факта существования целесообразности в органической природе. Он подчеркивает, что все дело заключается лишь в том, как ее понимать. В. Бауман обрушивается на эти антителеологические положения натурфилософии Н. Гартмана. Он считает «финальность» категорией бытия, полагая, что цель возможна не только в мышлении человека, но и (правда, в другой форме, в виде «стремления к целесообразности») в природе. По его мнению, без привлечения «телеологического фактора» нет возможности объяснить результаты эмпирических опытов, ибо развитие органического всегда является конечно определенным, а следовательно, должно иметь и носителя этой «конечности» (финальности) (см. W. Вaumann «Das Problem der Finalität...», S. 65). В противовес неоламаркизму и неовитализму в современной биологии развивается направление, которое, занимая критические позиции по отношению к теориям, вводящим в прогрессивную эволюцию некоторые мистические, направляющие агенты, полностью отказывается от признания какой бы то ни было целесообразности реакций организмов и рассматривает эволюцию вообще как «явление случайности» (см. Т. Морган «Структурные основы наследственности». Москва - Петроград. 1924, стр. 260). " Возникновение этого направления было обусловлено развитием новой научной дисциплины - генетики, принесшей с собой огромные результаты в изучении процессов лежащей в основе эволюции индивидуальной изменчивости и сложных механизмов передачи наследственных свойств. Эмпирически выведенные Менделем статистические закономерности наследования при гибридизации (закон расщепления и закон независимого комбинирования генов) послужили началом этого направления. Однако они отражали лишь количественную сторону явлений. Впоследствии была предпринята попытка дать качественную биологическую (в частности, цитологическую) расшифровку количественно выраженных закономерностей наследования. Высказанная вначале гипотетически (Корренс, Сёттон, Бовери), эта попытка и была впоследствии оформлена экспериментально и теоретически (в особенности Т. Морганом) в виде хромосомной теории наследственности. Теория эта, чрезвычайно сильно эволюционировавшая за последние 10-15 лет, содержит в себе материалистическую интерпретацию явлений, которые витализм во всех его разновидностях исключал из сферы естественнонаучного рассмотрения в рамках «физической причинности». Вместе с тем она требует таких допущений, которые обусловили чрезвычайно острую критику ее исходных принципов не только со стороны виталистов, но и со стороны материалистически мыслящих естествоиспытателей (отрицание наследования приобретаемых свойств, качественной детерминированности генных мутаций изменениями среды, то есть настаивание на «абсолютно случайном» характере наследственных изменений, механистическое понимание роли отбора и т. д.). Эти противоречащие огромному фактическому материалу и основным принципам дарвинизма допущения (от части которых многие крупные представители хромосомной теории наследственности в последнее время начинают отказываться) делают эту теорию непригодной в качестве полного описания лежащих в основе эволюции закономерностей, а следовательно, и полного объяснения проблемы органической целесообразности, на что она претендует до сих пор. Мы оставляем поэтому в стороне анализ положительных сторон этой теории, накопившей в последнее время огромный фактический материал путем комплексных цитологических, физико-химических и других исследований, и сосредоточим) свое внимание на выяснении в интересующем нас аспекте причин, делающих ее, на наш взгляд, непригодной для объяснения проблемы органической целесообразности. Отказавшись от однозначной причинной интерпретации мутационного процесса, сторонники хромосомной теории наследственности настаивают на исключительно статистическом понимании закономерностей, которые обусловливают органическую целесообразность. При этом естественный отбор, вопреки Дарвину, до сих пор трактуется некоторыми из них как некое «механическое сито», выделяющее случайно оказавшиеся полезными мутации (одна такая мутация, по Дж. Гексли, приходится на 100 тыс.; вероятность же сочетания в одной линии хотя бы двух полезных мутаций равна 1 на 10 млрд.). Эта «исключительно высокая степень невероятности» (Р. Фишер) событий, дающих материал для действия естественного отбора, и послужила поводом для уподобления природы некоему «сумасшедшему математику», производящему неисчислимую массу почти исключительно вредных изменений (Г. Гамов). Только длительная поэтапная работа естественного отбора и создает некоторую упорядоченность в этом хаосе случайных событий. Абсолютизация случайности и отрицание качественной детерминированности наследственных изменений внешней средой, то есть приспособительного (и в этом смысле направленного, упорядоченного) характера изменчивости, приводит многих представителей этого «ультраселекционистского» направления к откровенно индетерминистическим выводам. Последние сопровождаются, как правило, принятием виталистических и телеологических идей в качестве уже отмечавшегося нами «дополнения» к механистическим направлениям. Особенно отчетливо это проявляется в теоретических построениях представителей так называемого «органического индетерминизма» (Ф. Уэллс, Р. Лилли, П. Иордан и др.). В основе этих построений лежит правильная мысль о возможности и плодотворности применения принципов новой физики, физики ядра, к анализу тех квантово-механических процессов, которые являются общими как для живых, так и для неорганических систем. Статистическая природа этих процессов делает перспективным использование математического аппарата квантовой механики в биологическом исследовании. Известно, насколько плодотворной оказалась в этом отношении попытка, предпринятая Э. Шредингером в его лекциях «Что такое жизнь с точки зрения физики?». Однако эта попытка во многом обесценивалась крайней механистичностью теоретических позиций автора, занимаемых им в области биологии, что в свое время было уже отмечено в нашей печати. В сущности, Э. Шредингер просто заменил механицизм, опирающийся на основные теоретические принципы классической физики, «неомеханициз-мом», строящим свои исходные положения на основе новой физики[1]. Принимаемый им вслед за немецким физиком М. Дельбрюком взгляд на ген как на гигантскую молекулу, подобную «апериодическому кристаллу», приводит к крайне механистической интерпретации наследственных изменений (мутаций) не как прежде всего биологического процесса перестройки материальных основ наследственности (генов) и организма в целом в результате изменения обмена веществ с окружающей средой, а как чисто спонтанного, случайного «квантового скачка», вызываемого лишь внутримолекулярными перестройками генов (сводящимися к простой перестановке атомов с образованием изомерной молекулы) под влиянием случайных колебаний теплового движения. Существенно важным остается здесь, тем не менее, то, что Э. Шредингер пытается объяснить все эти процессы на почве детерминизма, отвергая наряду с этим допущение каких бы то ни было «субвитальных сил». Он полагает, что если протекающие в живом организме процессы не поддаются «строгой детерминации» (в смысле механического детерминизма классической физики), то во всяком случае они детерминированы статистически. В то же время Э. Шредингер категорически отказывается признать принципиальное значение для биологических процессов разделяемого некоторыми физиками мнения о «квантовой недетерменированности». С его точки зрения, для единичных генов вообще неприменимы принципы статистической механики. По иному пути пошли сторонники «органического индетерминизма» (см., например, P. Jordan «Die Physik und das Geheimnis des organi-schen Lebens». Braunschweig, 1947). Опираясь на индетерминистическую интерпретацию «соотношения неопределенностей» В. Гейзенберга, которая дается представителями копенгагенской школы в физике, они экстраполируют этот якобы «доказанный» вывод на область органических явлений. По их мнению, единичные изменения генов подчинены закономерностям, описываемым волновой механикой, а поэтому не подчиняются «физической причинности». Генные мутации, с этой точки зрения, являют собой образец «физического индетерминизма». Эти крайние выводы служат в то же время удобной почвой для протаскивания «всеобъясняющего» витализма, ставящего на место «физической причинности» телеологию. Как известно, живые организмы, поскольку они осуществляют постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой, принадлежат к категории так называемых «открытых систем», для которых в отличие от «замкнутых систем» характерно то, что энтропия не достигает максимума, а сохраняется на постоянном и достаточно низком уровне. Таким образом, мы имеем дело здесь с «нарушением» второго закона термодинамики, с «противоречием» термодинамической вероятности, закону возрастания энтропии. Материалистическая интерпретация этого интересного явления заключается в том, что организмы «избегают» максимального увеличения энтропии и перехода к термодинамическому равновесию, то есть, по существу, сохраняют себя как живые тела, за счет постоянного- извлечения свободной энергии из окружающей среды, иначе говоря, за счет того, что они, по образному выражению Э. Шредингера, «питаются отрицательной энтропией». Что касается сторонников «органического индетерминизма», то они стремятся объяснить это диалектическое противоречие. присущее жизненным процессам, тем, что якобы в основе жизни лежат индетерминистические «психические импульсы», которые создают через гены упорядоченность и направленность развития живых систем. Это первичное по отношению к физическому (то есть к материи) психическое («монады») якобы телеологически регулирует и сознательно направляет физический процесс, создавая, в частности, целесообразность организации живых форм. Иначе говоря, «органический индетерминизм» благополучно трансформируется в телеологизированный психовитализм, стремящийся выключить жизненные процессы из сферы «физической причинности» и на основе абсолютизации специфичности живого настаивающий на «абсолютной автономности» организмов. Последняя тенденция в весьма недвусмысленной и, по нашему мнению, характерной для этого направления форме выражена в книге П. Вандриеса «Детерминизм и автономия (P. Vendryos «Déterminisme et autonomie», Paris, 1950), который, отождествляя механический детерминизм, с его идеей однозначной связи событий с детерминизмом вообще, рассматривает концепцию статистической вероятности событии как индетерминистическую, базирующуюся на представлении о чистой случайности, поскольку неоднозначность статистической связи исключает якобы всякую необходимость в вероятностных (стохастических) событиях. Теория вероятностей, по мнения автора, в связи с этим должна дополняться новым элементом - финальностью. Последний, полагает Вандриес, в особенности необходим биологии (см. там же, стр. 64-66). Таким образом, уже само рассмотрение тех следствий, к которым приводит отмеченная выше концепция «абсолютной случайности» при логическом развитии ее исходных пунктов, свидетельствует о ее теоретической односторонности и неполноте. Абсолютизация статистичности мутационного процесса, отрицание наследования приобретаемых свойств, отбрасывание материалистически интерпретируемой направленности («целесообразности») реакций организмов на изменение окружающей среды - все это оставляет лазейку для виталистов, идеалистически и телеологически интерпретирующих приспособительную изменчивость. Однако наряду с рассмотренными нами концепциями существуют направления, которые пытаются найти «третью линию» в науке, «снимающую» альтернативную постановку вопроса (либо механизм, либо витализм) не путем механического отбрасывания или эклектического совмещения противоречащих сторон, а путем их преодоления и выработки такой точки зрения, которая возвышалась бы над механизмом и витализмом, механическим детерминизмом и телеологией. Но поскольку эта объективно-истинная тенденция диалектического «снятия» проблемы механизма-витализма может быть осуществлена лишь адекватными средствами, постольку те направления, которые не опираются в своей работе на диалектико-материалистическое понимание природы, неминуемо возвращаются либо к одной, либо к другой стороне альтернативы, подлежащей снятию. Таков неизбежный результат критики витализма и механизма, которая была в свое время предпринята, например, А. Бергсоном (см. Анри Бергсон «Творческая эволюция». М., 1909), пришедшим в конечном итоге к защите витализма и телеологии. Телеология пронизывает и все современные «организмические теории» - «органицизм», «теорию эмерджентной эволюции», «холизм» и т. п. Сторонники этих «теорий» пытаются ввести под разными названиями нематериальный «фактор целостности», «организатор», который якобы объединяет отдельные части организма и целесообразно направляет его реакции[2]. Это по существу своему виталистическое и телеологическое «решение» проблемы встречает энергичный отпор со стороны материалистически мыслящих зарубежных биологов. Весьма интересна в этом отношении философская позиция одного из крупных современных биологов, Макса Гартмана. Последний остро критически относится как к откровенному витализму Дриша, так и к такой замаскированной его форме, как «органицизм» Берталанфи (см., например, Max Hartmann «Die methodologischen Grundlagen der Biologie». Leipzig, 1933, S. 3 u. a.). Резкое противодействие встречает со стороны М. Гартмана и «органический индетерминизм». Он считает неосновательным выводить из «соотношения неопределенностей» Гейзенберга и чисто статистического характера квантовой физики заключение о якобы «акаузальном» характере микропроцессов, поскольку «и чистая статистика и вероятность предполагают... лежащую в их основе каузальную закономерность» (Max Hartmann «Die philosophischen Grundlagen der Naturwissenschaften». Jena, 1948, S. 204). Однако в борьбе с индетерминизмом М. Гартман опирается на ложные философские предпосылки, заимствованные им у Канта и включенные в несколько измененном виде в «критическую онтологию» Николая Гартмана, которая полностью принимается М. Гартманом. Каузальность, полагает М. Гартман, есть категория, дающаяся нам a priori; как априорная предпосылка всякого опыта, она необходимо лежит в основании и статистической вероятности, поскольку последняя попросту невозможна без априорного представления о «порядке природы». Такому представлению о причинности, пишет М. Гартман, современная (статистическая) физика не противоречит, а поэтому ложными являются индетерминистические выводы. Причинность М. Гартман понимает прежде всего как механическую. Для него природа - комплекс связанных однозначной функциональной зависимостью причинных рядов. Исследователь с помощью «генерализирующей» и «точной» индукции (сравнительного и экспериментального методов) движется от действия к предшествующей причине, пока не подвергнет аналитическому рассмотрению всю причинную цепь (см. М. Hartmann «Biologie und Philosophic», Berlin, 1925, S. 6-7). Механицизм и идеалистический иррационализм обесценивают критические позиции М. Гартмана. В конечном счете оказывается, что проблема витализма-механизма неразрешима, так как она относится (наряду с психофизической проблемой) к сфере «иррационального», а главным пороком витализма признается его «философская непримиримость», неже лание признать, что «граница познания» лежит не между органическим и неорганическим, а между «рациональным» и «иррациональным» (см. М. Hartmann «Allgemeine Biologie. Eine Einführung in die Lehre vom Leben». Stuttgart. 1953, S. 887). Далее М. Гартман делает вывод, что и крайний детерминизм (лапласовского типа) и учение о вероятностном характере причинной закономерности реального мира в конце концов ставят такие вопросы, которые выходят за границы компетенции познания. Поскольку даже в «рациональной части бытия» практически невозможно абсолютное познание, то, полагает М. Гартман, равноценно как детерминистическое, так и статистическое понимание закономерностей[3]. Заканчивая рассмотрение той сложной и разноречивой картины, которую дает даже беглый анализ борьбы механических и телеологических концепций органической целесообразности, следует отметить, что главный порок этих направлений в современной биологии заключается в неумении (или иногда в недостаточном умении) представить подлежащий исследованию объект в диалектическом развитии и отразить его в категориях, адекватных этому развитию. Такие категории может дать только материалистическая диалектика, лишь опираясь на которую биологические теории (созданные уже или которые могут быть созданы в будущем) способны глубоко научно решать проблему органической целесообразности. Исходным пунктом таких теорий может быть только детерминизм, осознанный и формулируемый как диалектико-материалистический детерминизм. * * * Детерминистической является всякая теория, которая исходит из рассмотрения вещей и явлений объективного мира не как сосуществующих в пространстве и времени, а как причинно взаимосвязанных, взаимообусловленных. Это подтвержденное практикой признание существования определенных связей, взаимной обусловленности вещей и явлений составляет в то же время одну из необходимых черт диалектического мышления вообще. Но в своей общей форме оно присуще не только ему. Нельзя сказать, что метафизическое мышление коренным образом отличается от диалектического именно этим. Первое также включает в себя признание связи и взаимообусловленности вещей и явлений, поэтому, скажем, домарксистский метафизический материализм также стоял на позициях детерминизма, но это был детерминизм механический, что означает прежде всего отождествление детерминизма с причинностью, то есть интерпретацию всякой связи как только причинно-следственной. Между тем на самом деле причинность есть лишь одна из форм связей объектов[4]; ее выделение предполагает определенную степень абстрактности рассмотрения этих связей, изоляцию выделяемой связи, которую должен устранить последующий анализ. Однако механический детерминизм, по существу, не идет дальше выяснения причинно-следственных отношений как отношений временной и генетической последовательности. Познание природы (сущности) объектов ограничивается в кем стремлением к полному рассмотрению причинного ряда; при этом выпадают переходы сознания от одного типа связи к другому, более глубоко и полно выражающему сущность объектов[5]. Причинная связь интерпретируется механическим детерминизмом как только необходимая; он исключает возможность рассмотрения ее как случайной связи, которая может превратиться в необходимую, существенную. С точки зрения механического детерминизма, следовательно, отношение причины и следствия может быть лишь таким, что если известны начальные условия, то поведение любой системы полностью известно и однозначно определено. Между тем такие отношения возможны лишь в случае полной изоляции вещи от условий (а рассмотрение последних как неизменных и раз навсегда данных и означает такую изоляцию). Конкретный анализ предмета, учитывающий всю сложность его связей, отношений с другими предметами, показывает, что существует множественность причин, обусловливающих те или иные процессы, причем сама эта множественность есть не простая сумма причин, а сложное интегральное целое, из которого результат (следствие) не может быть выведен непосредственно, поскольку здесь имеют место и такие отношения, которые не следуют с необходимостью из внутренних свойств данного предмета, а являются случайными, то есть имеющими основание (причину) в другом, связанном с первым круге условий. Учет этих условий делает необходимым отказ от рассмотрения причинных отношений как только непосредственных и однозначных и требует их статистической интерпретации. Статистическое исследование, поскольку оно исходит из анализа совокупности связей и имеет дело со случайностью, может дать лишь вероятностный вывод. Однако этот неоднозначный (вероятностный) характер статистических исследований обусловливается не тем, что в дам-ном случае просто невозможно точное знание; статистическая причинная связь не есть нечто временное и субъективное. Вероятностный характер их определяется объективными процессами - степенью сложности связей объектов, их количеством и т. п. В основе статистической причинной связи также лежит необходимость, закономерность, которая проявляется, однако, суммарно, в виде «усереднения» разнообразных тенденций, обусловленных сложностью внутренней специфики объектов. Эти тенденции могут быть случайными по отношению к той стороне, которую мы изолируем в процессе исследования в качестве единичного случая, но они оказываются часто необходимыми, когда мы имеем дело с комплексом[6]. Вскрываемая статистическим исследованием сложная связь причины и следствия, в которую включаются случайные тенденции, коренным образом нарушает систему механической каузальности. Поскольку действие причины трансформируется через определенное качество (то есть результат оказывается следствием еще и этого качества), последующее состояние исследуемой системы невыводимо уже полностью из предыдущего; иначе говоря, причина оказывается не эквивалентной следствию. Все это расценивается механическим детерминизмом как «нарушение» каузальных отношений вообще, как «крах детерминизма». Ясно, однако, что подобные заключения можно сделать, лишь отождествляя детерминизм с причинностью, а последнюю - с механической ее формой. Но именно так и поступают сторонники так называемого «органического индетерминизма». Обнаружив тот факт, что механическая каузальность оказывается недостаточной при анализе органических явлений, они делают поспешный вывод относительно полного банкротства представления о «физической причинности» (как и детерминизма вообще) и основывающейся на тем системы материалистических взглядов на природу живого. На самом же деле, как уже отмечалось, детерминизм не исчерпывается представлением о существовании непосредственных причинных связей (в механическом смысле). Он включает в себя и рассмотрение статистически интерпретируемой связи явлений, где лежащие в основе причинные отношения подвергаются исследованию и с других сторон - с точки зрения их необходимого, закономерного или случайного, существенного или несущественного, внутреннего или внешнего и т. п. характера. Такой детерминизм в противоположность механическому мы и называем диалектико-материалистическим. Мы считаем, что его принципы составляют методологическую основу того решения проблемы органической целесообразности, которое дается в дарвиновско-мичуринской биологии. В соответствии с нашей задачей мы рассмотрим лишь методологическую сторону этого решения. С этой точки зрения главный интерес представляет, на наш взгляд, учение об адекватной, то естьь соответственной изменению условий, изменчивости наследственной основы организмов, о ее приспособительном характере и в этом смысле «тематической направленности» («целесообразности»), внешним, видимым результатом которой оказывается гармоничность морфофизиологической организации живых существ. Эта «тематическая направленность» («целесообразность») изменчивости не есть что-то мистическое; она вполне поддается материалистическому объяснению (хотя исследований в этой области гораздо меньше, чем теорий, апеллирующих к «слепому случаю»). Следует учесть при этом, что целесообразность реакций на внешние воздействия в точном смысле этого слова связывается нами с представлением о достаточно сильно развитом нервном механизме, производящем оценку действия по его эффекту и контролирующем дозировку последующего действия, создавая его модель задолго до начала этого действия. В отчетливой форме этот процесс проявляется лишь в мышлении человека. Попытка прямого аналогизирования его с теми процессами, которые мы наблюдаем, например, в мире растений, разумеется, ни к чему, кроме витализма и телеологии, привести не может. Однако эта сложная способность к планомерным действиям, тем не менее, генетически связана с более простыми и элементарными процессами, присущими всякому живому существу. Одной из основ этих процессов является, как известно, свойство раздражимости[7], которое заключается в способности всякого живого организма избирательно реагировать (через процессы метаболизма) на воздействие внешних и внутренних факторов. Реакции организма на воздействие окружающих условий определяются качеством его наследственной природы. Последняя, однако, не есть нечто абсолютно автономное, не связанное с этими условиями. Наоборот, наследственность каждого организма есть в то же время в определенном смысле продукт условий. Если говорить языком весьма плодотворно применяющейся в последнее время в биологии теории информации, то (с учетом вполне естественного в этом случае упрощения событий) можно сказать, что наследственная природа организмов есть определенным образом закодированный поток «информаций», полученных организмом от среды в ходе его развития. Эта «информация», переданная организму от его предков и собранная им в течение индивидуальной жизни, и обеспечивает его регуляционные действия, приводящие к выживанию в данных условиях. Получая серию «посланий» от среды (то есть испытывая через обмен веществ определенные воздействии условий), организм не хаотически, не абсолютно произвольно, случайно реагирует на них. В соответствии со своей наследственной природой он активно дает направленные реакции («ответы») на эти «послания». Новые, необычные, то есть не соответствующие старой наследственности, условия вынуждают организм «решать» задачи с некоторыми неизвестными. Степень правильности такого «решения» («целесообразность» реакций организма на новые условия) зависит от пластичности его наследственной основы, от количества и качества «информации», содержащихся в его генетическом аппарате, который через метаболические процессы получает новые «послания» от среды. Следовательно, адекватная изменчивость, как определенная, направленная реакция организмов на воздействие внешней среды, может оказаться (в зависимости от условий) достаточно неопределенной. Степень неопределенности (рассеянность «степеней свободы» реакции) увеличивается еще и индивидуальными различиями организмов (характер чувствительности и т. п.). Иначе говоря, организмы в ответ на воздействие новых условий существования могут дать лишь вероятностное «решение». Выживают же те особи, которые изменились более соответственно изменениям внешней среды, то есть дали наиболее точное «решение». Таким образом, дело не сводится только к тому, что организмы способны давать относительно «целесообразные», направленные реакции на воздействие среды. Существенно важными оказываются степень полезности этих реакций, которая различна у отдельных организмов, и оценка этой полезности приспособительного акта («обратная информация»)[8]. Если же учесть, что до сих пор мы абстрактно выделяли отдельный организм, а последний в действительности оказывается лишь компонентом конкретного множества (популяции), то эта степень полезности приспособительного эффекта приобретает особое значение, поскольку в популяции случайная полезность изменения у данной особи становится основой необходимого приспособительного процесса. Живые существа, обладающие нервной системой, получают «обратную информацию» о степени полезности приспособительного эффекта в форме «обратной афферентации» (П. К. Анохин), обратной сигнализации в центральную нервную систему. Более широкая «обратная информация», под действие которой подпадают, разумеется, и животные с развитой нервной системой, обеспечивается, однако, естественным отбором, создающим ту изумительную слаженность и гибкость строения и работы органов, которая оказывается камнем преткновения для всякой «антиселекционистокой » теории. Теория естественного отбора не только не исключает, но, на наш взгляд, прямо предполагает представление о приспособительной направленности изменчивости. Дело в том, что выявление приспособительной полезности того или иного вновь возникающего признака требует вполне определенного материала для «критического' сравнения», автоматически осуществляющегося отбором. Этот материал и дают относительно «целесообразные» приспособительные изменения наследственной основы организмов, качественно определяемые воздействием внешней среды. Само собой разумеется, что в этом материале может оказаться большое количество индифферентных и даже вредных признаков (например, крупные мутации, как правило, вредны). Это и понятно, так как обратное предполагало бы разумность приспособительных изменений, что, конечно, несовместимо с материалистическим представлением о направленном, «целесообразном» характере наследственных изменений организмов, проявляющемся лишь в качестве общей тенденции в пределах популяции, вида и т. п. Само собой разумеется, что приспособительный характер изменчивости нельзя понимать плоско, так, как понимают его, например, механоламаркисты. Нельзя возникновение каждого признака механически (непосредственно) детерминировать изменениями условий существования, так как в появлении некоторых признаков «повинно» не воздействие среды непосредственно, а обусловленное ею возникновение какого-либо другого признака, который вызывает коррелятивную изменчивость. Полезность последней также регулируется отбором[9]. Нужно вообще иметь в виду, что появление того или иного полезного признака является лишь конечным результатом, и, как свидетельствуют факты, весьма сложным результатом, который определяется взаимодействием многих факторов общей системы организм-среда. В итоге анализа этого взаимодействия обнаруживается, что поскольку компоненты дайной системы, организм и внешняя среда, сами по себе составляют две различные по качеству подсистемы, причем само взаимодействие оказывается возможным лишь в результате уподобления этих подсистем (то есть в результате ассимиляции внешних условий организмом и превращения их во внутреннее), то связь причины (изменения внешней среды) и следствия (появления приспособительного признака) осуществляется здесь опосредованно через внутренние специфические особенности организма. Результат, следовательно, возможен в адекватной изменчивости лишь как статистический, вероятностный, тай как в его проявлении участвует множество факторов, которые в одних условиях могут быть, а в других не быть, то есть он зависит от случайных явлений. Поэтому в каждом отдельном случае изменчивость, направленная на приспособление, может и не сопровождаться достижением такого приспособления. Последнее есть необходимый результат множества (популяции). Адаптивная изменчивость, ее определенная направленность является, таким образом, интегральным следствием многих случайных факторов, действующих в различных направлениях, что лишает основания всякие попытки противников мичуринского учения представить ее теоретическое обоснование либо в качестве «механической», либо «телеологической» разновидности «донаучного» периода развития биологии. «Телеологический» характер учения о приспособительной изменчивости многие авторы «обосновывают» весьма своеобразно: поскольку-де речь идет о «направленности», значит, неизбежно представление о «внутреннем стремлении к совершенствованию» (прогрессу), значит, неизбежна телеология. В опровержение подобных заключений к тому, о чем мы говорили выше, следует добавить, что теория приспособительной (направленной) изменчивости не исходит из того, будто направленность изменений абсолютно совпадает с направлением прогресса. Адаптивная изменчивость действует всегда в направлении приспособления, которое лишь частично совпадает с эволюционным прогрессом, совершенствованием морфофизиологической организации живых существ. Причем сама эта направленность приспособления в конечном счете обусловливается определенным характером воздействий условий существования. Следовательно, только рассматривая строение организмов и их функциональные процессы как направленные на обеспечение максимальной приспособленности, а не как дело слепого случая или «стремления к совершенствованию», можно правильно понять их биологическую целесообразность. Способ исследования этой закономерности лишь совершенно формально может квалифицироваться как «телеологический», поскольку в данном случае направленность отнюдь не предполагает представления о якобы сознательно осуществляемой организмами «внутренней цели». Поэтому мы считаем совершенно правильной ту постановку вопроса, которая дается в ряде исследований Т. Д. Лысенко, полагающего, что «в биологии всегда необходимо не только интересоваться тем, почему и как происходил или происходит тот или иной процесс, но и знать, для чего, для обеспечения каких биологических потребностей он происходит» («Агробиология» № 4 за 1956 год, стр. 16). Такая постановка вопроса объявляется оппонентами Т. Д. Лысенко a limine «телеологией». Можно не соглашаться с Т. Д. Лысенко по многим вопросам; однако нельзя не признать, что он в данном случае мыслит гораздо более диалектично, чем его оппоненты. Размышление над формами развития (а следовательно, и научный анализ этих форм), говорил Маркс, «вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum [задним числом], т. е. исходит из готовых результатов процесса развития» (К. Маркс «Капитал», т. I, стр. 82). Иначе говоря, теоретическое исследование, скажем, возникновения той или иной структуры организма необходимо предполагает анализ его развитого состояния. В этом случае мышление приобретает как бы «телеологический» характер, поскольку оно совершается от конечной стадии к исходному пункту, то есть определение предмета, подлежащего анализу, дается через эту «цель» его развития. Такой прием научного мышления применим и в биологических исследованиях. Словесная форма выражения в данном случае не должна смущать ученых, поскольку далеко не этим определяется сущность развиваемых ими взглядов. Таким образом, только мичуринское направление в биологии дает научную основу для правильного объяснения происхождения и сущности органической целесообразности. Его основные принципы являются дальнейшим развитием дарвиновской теории естественного отбора. Разумеется, эти принципы нельзя догматизировать; они требуют еще во многих пунктах серьезного обоснования и развития, предполагающего, между прочим, и включение (после соответствующего критического рассмотрения) некоторых фактических и теоретических данных, добытых другими направлениями. Несомненным остается, однако, что уже сейчас теоретические предпосылки этих принципов строятся в соответствии с концепцией диалектико-материалистического детерминизма.
[1] «...Живая материя, - писал Э. Шредингер, - хотя и не избегает действия «законов физики», установленных к настоящему времени, по-видимому, заключает в себе до сих пор неизвестные «другие законы физики» («Что такое жизнь с точки зрения физики?». М., 1947, стр. 98). Это, по мнению автора, статистические закон волновой механики. [2] Такую роль выполняет, например, у видного представителя «органицизма» Людвига Бертадалфи понятие «эквифиналитета» (см. Ludwig Bertalanffy «Theoretische Biologie». Berlin. 1932; его же «Vom Molekül zur Organisnienwelt. Grundfrage der modernen Biologie». Potsdam, 1949; «Moderne Hypothesen zur Entstehuiig des Lebens» in «Kosrmos» (BRD) № 6, 1956 и др. Представление об «эквифиналитете» Л. Берталанфи, как и представители «органического индетерминизма», развивает в сзязи с мнимой невозможностью дать материалистически каузальное объяснение организма как «открытой системы».
[3] Очень характерно здесь противопоставление «детерминистического» и «статистического»; ложность этого противопоставления, во многом связанного с неправильным употреблением терминов, будет показана нами несколько ниже. [4] «Каузальность, обычно нами понимаемая,- писал В. И. Ленин,- есть лишь малая частичка всемирной связи»; причина и следствие суть «лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцеплепия событий, лишь звенья в цепи развития материи» («Философские тетради», 1947, стр. 136 и 134). [5] В. И. Ленин характеризует диалектический путь познания сущности как «бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений etc.» - «от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей» («Философские тетради», стр. 193).
[6] Если брать каждый отдельный случай, говорил Маркс о конкуренции, то над этой сферой «господствует случайность, в которой, следовательно, внутренний закон, прокладывающий себе дорогу в этих случайностях и регулирующий их, становится -пдимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах...» («Капитал», т. III, 1955, стр. 841).
[7] Ф. Энгельс писал, что «планомерный образ действия существует в зародыше уже везде, где имеется протоплазма, где живой белок существует и реагирует, т. е. совершает определенные, хотя бы самые простые движения как следствие определенных раздражений извне. Такая реакция имеет место даже там, где еще нет никакой клетки, не говоря уже о нервной клетке» («Диалектика природы», стр. 140). [8] На эту сторону вопроса еще раз обратил внимание автор понятия «обратной аффферентации» П. К. Анохин (см. его статью «Физиология и кибернетика» в журнале «Вопросы философии» № 4 за 1957 год).
[9] Аллан Мортон в статье «Наследование приобретенных свойств» правильно замечает, что «нужно строго различать адаптацию и полезность, желательность ее. Изменения (изменчивость) организма всегда адаптированы, но они не обязательно полезны ему в данных условиях, Сохраняются ли они или элиминируются (устраняются)- это зависит от действия естественного отбора» (см. «Агробиология» № 2 за 1957 год, стр. 7). |
« Пред. | След. » |
---|