Развитие фарабиеведения в Казахстане: итоги, проблемы и перспективы | | Печать | |
Автор Нысанбаев А.Н. | |
21.06.2011 г. | |
Статья имеет целью ознакомление с более чем сорокалетней историей одного из ведущих направлений историко-философской науки в современном Казахстане - фарабиеведения. В ней выделяются исторические этапы философского осмысления казахстанскими исследователями энциклопедического наследия аль-Фараби. Рассматриваются научно-организационные мероприятия и подвижническая деятельность ученых, начинавших исследования в области фарабиеведения, способствовавших его становлению и последующему развитию. Показываются основные направления развития и проблематика фарабиеведения, определяется вклад казахстанских исследователей в эту область историко-философского знания и особенности исследовательской деятельности в период обретения Казахстаном независимости. Рассматриваются перспективы дальнейшего изучения наследия аль-Фараби.
The article has its aim in showing more than forty years of research of one of the main direction of historical-philosophical science in Kazakhstan - the research of al-Farabi's legacy. It is appointed in the article the historical stages of philosophical comprehension of encyclopedically wide heritage of al-Farabi. It is considered in the article the scientific-organizational acts and self-sacrificing activity of scientists which began research works in the sphere of comprehending al-Farabi's legacy and which supported to its forming and the further development. The main directions of development and the problems of comprehending al-Farabi's works are shown, the contribution of Kazakhstani researches in this field of historic philosophical knowledge and the specific features of research activity in the period of Kazakhstani independence is determined. The prospects of the further research of al-Farabi's legacy are considered.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аль-Фараби, фарабиеведение в Казахстане, переводы, духовное наследие прошлого.
KEY WORDS: al-Farabi, Farabi's research in Kazakhstan, translations, spiritual legacy of the past. Имя Абу Насра аль-Фараби хорошо известно исследователям исламской философии и истории средневековой философии. Аль-Фараби оставил после себя огромное наследие, изучаемое исследователями Востока и Запада и по-разному интерпретируемое ими на протяжении уже более чем одиннадцати веков. Однако особое значение его энциклопедическое наследие имеет на родине мыслителя - в Казахстане. В зарубежных исследованиях обращение к наследию Абу Насра аль-Фараби связано с изучением как исламской философии в целом, так и с сопоставлениями христианской и исламской средневековой философии. Однако говорить о том, что на Западе существует школа фарабиеведения или фарабиеведческое направление в философии, было бы не совсем верно: там эта область философских исследований не стала самостоятельной отраслью. Исследование творческого наследия Абу Насра аль-Фараби в Казахстане началось в 1960-е гг. по инициативе известного в Казахстане ученого Акжана Машани аль-(Машани), длительное время работавшего в Казахском национальном техническом университете им. К.И. Сатпаева. Машани первым в казахстанской науке обратил внимание на изучение энциклопедического наследия средневекового мыслителя, которое для казахстанских исследователей олицетворяет собой глубинные корни казахской культуры, ее тюркские и исламские истоки, духовно-нравственное содержание. Как вспоминал Машани, в 1956 г. им была поставлена перед собой задача - начать исследование наследия аль-Фараби в Казахстане [Машанов 1975, 105]. В то время инициативы ученых вряд ли могли быть успешными без государственной поддержки, и подвижническая деятельность А. Машани нашла поддержку в лице К.И. Сатпаева - выдающегося казахского исследователя и организатора науки, ученого с мировым именем, являвшегося в то время Президентом Академии наук республики. Его резолюция на докладной А. Машани и Н. Ахметовой в 1960 г.: «Согласен. Реализовать» положила начало организации фарабиеведческих исследований в Казахстане [Машанов 1975, 106]. Их центром стала Академия наук, а головным учреждением, продолжающим и до настоящего времени выполнять фундаментальные исследования в этой области, - Институт философии и права (ныне - Институт философии и политологии КН МОН РК). В его организационной структуре в 1968 г. появилась творческая группа, предметом научных исследований которой стало философское наследие Абу Насра аль-Фараби. Организация фарабиеведческих исследований была поддержана академиком Д.А. Кунаевым, а также такими видными учеными, как Б.Г. Гафуров, С.Н. Григорян, Б.А. Розенфельд. 1100-летний юбилей Абу Насра аль-Фараби, отмечавшийся во многих странах мира под эгидой ЮНЕСКО, в 1975 г. пришел и на историческую родину мыслителя. Комплекс разнообразных мероприятий, приуроченных к юбилейной дате, стимулировал исследовательскую и научно-организационную деятельность казахстанских фарабиеведов, которые подготовили к юбилею выпуск трактатов аль-Фараби на казахском и русском языках, монографии, посвященные разным аспектам его творческого наследия. В этом процессе российские ученые оказали неоценимую помощь казахстанским коллегам. Они консультировали их при подготовке переводов трактатов аль-Фараби, в поиске произведений философа, неизвестных отечественному читателю и профессиональным исследователям, осуществляли научное руководство молодыми специалистами из Казахстана в области фарабиеведения, к числу которых мы относим, в частности, Г.Б. Шаймухамбетову и С.К. Сатыбекову. Было издано несколько совместных исследований, посвященных философскому наследию аль-Фараби [Кедров Есенов, Касымжанов 1972, X-L; Гафуров и др. Касымжанов 1975]. Еще в начале своего пути Акжан аль-Машани приложил много усилий для приобретения копий трактатов из рукописного наследия средневекового энциклопедиста, обращаясь в научные центры Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. Эта работа велась постоянно на всех этапах развития фарабиеведения в Казахстане и продолжается по настоящее время. Ее результатом стал выпуск тематических сборников трактатов аль-Фараби, посвященных его философским, социально-этическим, эстетическим, естественно-научным, историко-философским и логическим взглядам. Казахстанские ученые на протяжении всей истории фарабиеведения делали предметом рассмотрения разные грани энциклопедического творчества средневекового мыслителя. Результаты этой многолетней научной деятельности предстали не только в виде изданных на казахском и русском языках произведений аль-Фараби, но и в виде фундаментальных монографий и разнообразных научных и научно-популярных статей, сборников материалов международных и республиканских конференций. Не будет преувеличением сказать, что подлинным итогом многолетней работы над творческим наследием аль-Фараби стала его включенность в духовную культуру Казахстана в качестве исторического истока и неотъемлемой части. Имя аль-Фараби олицетворило собой глубинные корни и истоки гуманистической культуры свободолюбивого казахского народа. Оно прочно вошло в анналы казахской истории и, возродившись вновь, зазвучало в студенческих аудиториях и академических конференц-залах, в библиотеках и студиях СМИ. Имя аль-Фараби носят проспекты и улицы городов Казахстана, ведущий университет страны, перед главным зданием которого стоит запечатленный в камне образ мыслителя, библиотеки и научный журнал. В казахстанской философии сложилось и завоевало прочные позиции одно из ее ведущих историко-философских направлений - фарабиеведение, имеющее свои традиции и сложившуюся школу. Вокруг наследия мыслителя, сформировавшегося под влиянием великих философских систем древнего мира, воплотившего в своем творчестве общечеловеческие идеалы добра, справедливости, истины и красоты, объединились разные исследователи, каждый со своим неповторимым почерком, с собственными подходами и акцентами. В течение всей истории фарабиеведения происходила определенная эволюция - как в понимании творчества аль-Фараби, так и в приоритетах исследования. Каждое время определяло свой исследовательский запрос и актуализировало те или иные аспекты его многогранного творчества, но постоянным оставался интерес к философии мыслителя, аккумулировавшего в своем творчестве богатые и разнообразные философские традиции разных культур, показавшего в своем опыте их диалог и продуктивное взаимодействие.
Поскольку фарабиеведение в Казахстане имеет за собою более чем сорокалетнюю историю и представляет собой разветвленное знание, постольку можно ставить вопрос об определенной периодизации его развития, равно как и об основных направлениях, уровне и характере исследований. Рассматривая в динамике процесс изучения философского наследия аль-Фараби в Казахстане, можно выделить два исторических периода, серьезно отличающихся друг от друга по мировоззренческой направленности и методологии исследования. Первый период был обусловлен тотальным господством марксистско-ленинского мировоззрения с его классовым подходом и диалектико-материалистической методологией. Его влияние проявилось в том, что наследие аль-Фараби рассматривалось в русле поисков материалистических тенденций в его мировоззрении и в констатации уступок идеализму в различных областях его наследия. Сопутствующим фактором такой направленности исследований был поиск диалектических моментов в развертывании универсального метода аль-Фараби и констатация метафизичности в подходах мыслителя к тем или иным проблемам. Такая мировоззренческая позиция и исследовательская методология были присущи всей советской философии на протяжении более чем семидесятилетней истории, не избежало этого и казахстанское фарабиеведение. Первые исследования казахстанского фарабиеведения были посвящены выяснению вопроса об идейных источниках в становлении философского мировоззрения Абу Насра аль-Фараби. Вопрос о роли античных источников в философии мыслителя рассматривался в связи с определением роли Платона и Аристотеля в формировании его взглядов. Хотя и отмечалось, что в философии аль-Фараби прослеживается влияние неоплатонизма, стоицизма, скептицизма, но не был дан полный анализ этого влияния. Глубокий анализ текстов рукописей позволил выявить, что основы его философии вобрали в себя не только древнегреческое наследие, но и различные культурные и философские течения, существовавшие в этот период на территории арабского халифата. В исследованиях казахстанских ученых этого периода философия Абу Насра аль-Фараби определялась как философия, наполненная глубоким историческим смыслом и гуманистическим потенциалом, который необходимо было раскрыть в дальнейших исследованиях. Несмотря на попытку объективного анализа творчества мыслителя, в исследованиях первого периода прослеживалась тенденциозная оценка некоторых положений аль-Фараби, связанная с общественно-политическим климатом советской эпохи. Философское наследие, имеющее глубокое содержание, становилось объектом идеологической интерпретации. Отчасти вынужденно, отчасти же будучи сами представителями этой эпохи, исследователи трактовали учение аль-Фараби только в контексте диалектико-материалистической и рационалистической традиции. Историки философии пытались реконструировать органично-целостную философскую систему аль-Фараби, в которой не было бы никаких противоречий. Но поскольку противоречия все-таки находились, то предпринималась попытка объяснить их тем, что аль-Фараби не мог вступать в конфликт с идейно-политическим миром средневековья. Именно поэтому многие проблемы, поставленные мыслителем, не получили должного и объективного рассмотрения. Особенно это относится к онтологическому учению аль-Фараби, учению об отношении философии к религии, учению о вере и знании. С конца 1980-х и начала 1990-х гг, в связи с крушением тоталитарной системы и присущей ей идеологии, обретением Казахстаном государственной независимости и сменой мировоззренческой парадигмы, начинается второй, принципиально новый этап в изучении наследия аль-Фараби. Он был обусловлен изменившимися социально-политическими условиями, идеологическим и мировоззренческим отходом от тотального давления марксистско-ленинской идеологии и методов ее идеологической работы. В науке также произошла смена парадигмы. К всестороннему изучению наследия аль-Фараби стали применяться новые мировоззренческие и методологические подходы. Наследие аль-Фараби стало, прежде всего, рассматриваться в контексте исламского мировоззрения и исламской духовности, чему ранее придавалось поверхностное значение и что не исследовалось с должной глубиной и тщательностью. Возможность обретения свободной личностной и философской позиций способствовала публикации работ с новыми методологическими подходами в русле разнообразных мировоззренческих традиций. Появились исследования, показывающие малоизученные аспекты наследия Абу Насра аль-Фараби. Во многих работах этого периода предпринимаются попытки осмыслить творчество аль-Фараби с позиций герменевтического и компаративистского анализа, что позволило выявить многие новые грани учения аль-Фараби. Необходимо отметить, что в этот период начинается также не менее тенденциозная оценка философского наследия аль-Фараби. Применяя многообразные способы и подходы к творчеству мыслителя: различные типологические аналогии с суфизмом, индийской философией, древнекитайской философией, современной западной философией, попытки осмыслить философию аль-Фараби с позиции так называемого «универсального восточного пантеизма» приводят к неоднозначному и даже неверному пониманию философской системы мыслителя. Наследие, которое оставил нам этот великий энциклопедист, - не простое, именно поэтому и подходы к его изучению должны быть основательно продуманными и обоснованными. Можно выделить три взаимосвязанных направления в развитии казахстанского фарабиеведения. Каждое из них было определено и сформировано на начальном этапе изучения творческого наследия аль-Фараби и претерпело определенную эволюцию под влиянием смены мировоззренческой парадигмы. Первое направление связано с источниковедческой базой фарабиеведения, с поиском рукописей трактатов аль-Фараби и их переводами на казахский и русский языки. Второе направление связано с теоретической разработкой многообразных аспектов его наследия и всевозможными научно-теоретическими и научно-организационными мероприятиями. Третье направление связано с популяризацией и пропагандой среди населения нашей страны философских и научных достижений средневекового энциклопедиста. В рамках работы в этом направлении организуются лекции и проводятся беседы среди учащейся молодежи, публикуются научно-популярные и публицистические статьи на страницах периодической печати, организуются теле- и радиопередачи. Первоначальной задачей в изучении наследия аль-Фараби стала задача поисков и приобретения его трактатов. Она потребовала не только налаживания новых научных связей с учеными, научными центрами, университетами и библиотеками зарубежных стран, но и привлечения специалистов, владеющих иностранными языками и глубоко знающих как тонкости языка, так и нюансы философского исследования. Когда работа по изучению наследия Абу Насра аль-Фараби еще только начиналась, в Казахстане не было факультета, где бы изучались восточные языки, философия и культура Востока, поэтому остро ощущалась востребованность кадров, владеющих восточными языками, прежде всего арабским. В то же время на факультете философии отсутствовала специализация в области восточной философии, равно как и средневековой философии. Поэтому перед первыми исследователями-фарабиеведами стояли трудные задачи. Большую помощь в развитии этого направления казахстанского фарабиеведения оказали выдающиеся российские ученые: А.В. Сагадеев, С.Н. Григорян и другие. В Казахстане появились, а с течением времени выросли собственные кадры философов-переводчиков трудов аль-Фараби. Среди первых участников проектов по осуществлению переводов трактатов Абу Насра аль-Фараби с арабского языка на русский и их сверки с публикациями на других языках мира следует отметить А.Х. Касымжанова, Н.Н. Караева, А.К. Кубесова, Б.Я. Ошерович, К.Х. Таджикову, Б.К. Тайжанова, Е.Д. Харенко. Им удалось осуществить перевод философских, социально-этических, логических, математических, астрономических и естественнонаучных трактатов средневекового мыслителя. В 1970-е - 1980-е гг. выходят в свет переводы основных произведений Абу Насра аль-Фараби [Аль-Фараби 1972; Аль-Фараби 1973; Аль-Фараби 1975; Аль-Фараби 1985; Аль-Фараби 1987]. «Философские трактаты» и «Социально-этические трактаты» аль-Фараби были также изданы на казахском языке [Аль-Фараби 1973; Аль-Фараби 1974]. В 1990-е г. были изданы «Трактаты о музыке и поэзии» [Аль-Фараби 1993], а также «Избранные трактаты» [Аль-Фараби 1994]. В настоящее время свои переводы трактатов аль-Фараби подготовили и представили философской общественности Казахстана переводчики-исследователи нового поколения, в числе которых С. Даукеева, А. Курманалиева, Ж. Сандыбаев. Переводческая деятельность была сопряжена с трудностями понимания средневекового текста, его стилистики и особенностей каллиграфии, да и качество рукописей нередко оставляло желать лучшего. Переводы осуществлялись по текстам, находившимся в различных архивах, библиотеках и учреждениях разных стран, по арабским изданиям, переводы которых были сделаны в Каире, Анкаре, Берлине, Хайдарабаде, Бейруте, Лейдене, Лондоне и т.д. Многие труды аль-Фараби были утеряны, наследие его восстанавливалось долгие годы. Сегодня благодаря исследователям казахстанскому обществу представлены систематизированные труды мыслителя на казахском и русском языках. Собственно исследовательское направление фарабиеведения представлено коллективными и индивидуальными монографиями, многочисленными статьями и докладами на конференциях разного уровня, рукописями защищенных кандидатских и докторских диссертаций, посвященных непосредственно наследию аль-Фараби либо затрагивающих его в той или иной степени. Здесь видна вся палитра научных интересов казахстанских фарабиеведов, качество научных исследований и уровень философских притязаний, горизонты и глубина проникновения в откровения мысли аль-Фараби. В первоначальный период развития фарабиеведения, на этапе, предшествовавшем подготовке юбилейных торжеств 1975 г., были изданы монографии [Кубесов 1974], [Сатыбекова 1975], [Таукелев, Сапаргалиев 1975], а позднее [Иванов 1977]. Позже был издан ряд коллективных монографий сотрудников Института философии и права, разрабатывающих фарабиеведческую проблематику в Казахстане [Бурабаев и др. 1982; Бурабаев и др. 1984; Бурабаев и др. 1988]. В этих работах более основательно и целенаправленно рассматривались те проблемы, которые ранее только ставились, но специально не исследовались. Было продолжено научное сотрудничество с учеными России, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Направление фарабиеведения, включающее в себя научно-популяризаторскую и пропагандистскую деятельность, шло параллельно с двумя предыдущими направлениями развития казахстанского фарабиеведения и реализовывалось в различных проектах на телевидении и радио, в библиотеках и школах, вузах и колледжах, в газетах и журналах. Оно знакомило широкую аудиторию казахстанского общества с жизнью и деятельностью аль-Фараби, его трудами, историческим вкладом в мировую философию, науку и культуру, взаимопонимание между народами. Оно способствовало и продолжает способствовать воспитанию молодого поколения казахстанцев на высоких образцах духовно-нравственной культуры прошлого, привитию интереса к богатой истории и культуре своей страны, формирует ценностные основы исторической памяти народа, закладывая фундамент преемственной связи поколений, исторических корней и судеб в центрально-азиатском регионе. Имя Абу Насра аль-Фараби, становясь все более известным, тесно вплеталось в контекст воспитания гуманистических ценностей современного казахстанского общества, культуры толерантности и уважения традиций различных культур, что и по настоящее время является одним из гарантов стабильности полиэтнического и многоконфессионального казахстанского общества. Сегодня мы с полным правом можем высоко оценить труд казахстанских фарабиеведов, которые внесли большой вклад в становление и развитие одного из ведущих направлений казахстанской науки, и которых, к сожалению, уже нет с нами. Но мы ценим их вдохновение, творческий энтузиазм и последовательность в прокладывании новых путей философского исследования в фарабиеведении. Среди нас нет А.Х. Касымжанова, А. аль-Машани, Б.Я. Ошерович, А.С. Иванова, С.К. Сатыбековой, Б.К. Тайжанова, Е.Д. Харенко. Но мы благодарны им за то, что благодаря их труду фарабиеведение занимает одно из ведущих положений в отечественной науке.
Как уже отмечалось, второй период в развитии казахстанского фарабиеведения начинается со вступления Казахстана на путь независимого, суверенного развития, сопряженного с демократическими политическими преобразованиями и становлением рыночных отношений в постсоветских странах. В этот период фарабиеведческие исследования получают новый импульс в своем развитии, обусловленный раскрепощением общественного сознания от идеологических императивов, стереотипов и диктата. Научная интеллигенция получает свободу в творческом поиске, не скованном давлением партийной идеологии, что приводит к новым акцентам и приоритетам в развитии фарабиеведения, выводящим его на новый исследовательский уровень. Новому времени соответствовали и новые задачи, поставленные перед фарабиеведами страны. В первую очередь такой задачей явилось пополнение базы гуманитарного образования переводами трактатов средневекового мыслителя на государственный язык, разнообразным научным и учебным материалам по философии, истории философии, восточной философии на казахском языке. Дефицит таких материалов остро ощущался в первые годы независимости, и все еще чувствуется и сегодня. Решению этой задачи способствовал Стратегический национальный проект «Культурное наследие», инициированный Президентом страны Н.А. Назарбаевым. В ходе его реализации было издано 10-томное собрание сочинений Абу Насра аль-Фараби на казахском языке, в котором наряду с уже известными трактатами были опубликованы и ранее не переводившиеся труды, в частности «Малый силлогизм, используемый мутакаллимами», «Теология», «Аналитика». По программе «Культурное наследие» были изданы две серии философского наследия: одна - «Философское наследие казахского народа с древнейших времен и до наших дней» (в 20 томах), другая - «Мировое философское наследие» (в 20 томах), где отдельные тома были посвящены творчеству аль-Фараби и развитию фарабиеведения в Казахстане. В настоящее время по этой же программе ведется подготовка к изданию на английском языке трехтомной «Казахской философии», в которой один из томов посвящен развитию казахстанского фарабиеведения. В 2009 г. на казахском языке был выпущен сборник трактатов аль-Фараби, посвященных науке [Аль-Фараби 2009]. Сегодня перевод трактатов аль-Фараби на казахский язык осуществляется с языка оригинала, что заметно отличает такой перевод от переводов советского времени, когда не было квалифицированных специалистов-философов, владеющих арабским и казахским языками и когда имела место практика двойного перевода. Кроме того, казахстанское общество в настоящее время представлено новой генерацией молодых специалистов, равно владеющих казахским и английским языками. Это делает их особенно востребованными в новых условиях, позволяя донести до зарубежного читателя историческое достояние национальной культуры казахского народа. Если в советский период развития фарабиеведения в Казахстане философам трудно было полноценно исследовать его творчество с точки зрения мировоззренческого содержания, обусловленного исламом, то в период независимости одним из значимых шагов в изменении исследовательской направленности изучения наследия аль-Фараби стало рассмотрение его с новых мировоззренческих позиций, в контексте исламской религиозности. Это позволило более глубоко и объективно исследовать мировоззренческие основания и содержание учения средневекового философа, выявить связь философии аль-Фараби с исламским мировоззрением, с религиозной онтологией и религиозными рассуждениями идейных предшественников. Другим значимым поворотом в рассмотрении духовно-нравственного и интеллектуального наследия аль-Фараби стало исследование его в русле актуальных для современности философских проблем. Казахстан становится частью глобального мира; экономические, политические и культурные сдвиги в его развитии обусловлены его встречей с аналогичными мировыми процессами. Открытость к общению с мировым сообществом наиболее ярко продемонстрирована председательством в ОБСЕ, организацией и проведением 1-2 декабря 2010 г. в Астане Саммита 56 государств, входящих в эту организацию. Поэтому диалог, взаимопонимание и взаимоуважение, толерантность и культура сотрудничества становятся важными темами для казахстанского фарабиеведения. Исследование его наследия в русле современных стратегий, направленных на поиски единого мира с сохранением культурного многообразия вносит новые краски в палитру фарабиеведческих исследований. В современных исследованиях философия аль-Фараби не только вводится в контекст традиционных форм мышления, но и разрабатывается в русле обновленных концептуальных схем, вводится в новый диалог, где происходит философская встреча мыслителей современности и прошлого, невозможная в прежней исследовательской парадигме. Примером могут быть коллективные монографии сотрудников Отдела фарабиеведения и мировой философии Института философии и политологии, изданные в период независимости [Бурабаев и др. 2005; Нысанбаев и др. 2005; Бурабаев и др. 2006]. В последние годы фарабиеведческие исследования дополнились изданием философско-политологического и духовно-познавательного журнала Института философии и политологии «Аль-Фараби», выходящего с 2003 г. Важным фактором обновленного развития фарабиеведения стал новый уровень международных контактов, осуществляемых фарабиеведами Казахстана. Результатами их развития стали два Международных конгресса, посвященные наследию аль-Фараби - в Алматы (2000 г.) и в Анкаре (2004 г.), а также международные научно-практические конференции «Аль-Фараби в истории и культуре народов Востока» (1994 г.), «Аль-Фараби - Абай: проблема преемственности» (2007 г.), «Аль-Фараби: философия, религия, культура» (2009 г.), «Наследие аль-Фараби и проблемы современного межкультурного диалога» (2009 г.). Другим важным свидетельством нового уровня международного сотрудничества казахстанских фарабиеведов явилось соглашение между Центром азиатских исследований Каирского университета и Институтом философии и политологии КН МОН РК, в соответствии с которым в дар Институту были переданы копии 12 рукописей трактатов аль-Фараби, хранившихся в библиотеке Каирского университета. В последнее время Институтом философии и политологии КН МОН РК были установлены плодотворные и взаимовыгодные научные связи с благотворительным «Общественным фондом имени аль-Фараби и Султана Бейбарса», результатом которых стало издание полного перевода трактата «Большая книга о музыке» Абу Насра аль-Фараби на казахском языке [Аль-Фараби 2008].
Хотя советский период в фарабиеведении был очень плодотворным, тем не менее, в годы государственной независимости Республики Казахстан фарабиеведение вступает в новую стадию своего развития, вовлекаясь в современные философские дискурсы. Если в советский период традиционными для казахстанского фарабиеведения были вопросы теории познания, социально-этической проблематики и социально-политического учения мыслителя, то в период независимости наследие аль-Фараби привлекло к себе внимание с точки зрения разработки экзистенциальных, аксиологических и герменевтических проблем. Казахстанские исследователи в первый период рассматривали проблему человека у аль-Фараби в качестве центральной, изучали иерархию этических ценностей, представленных с позиции социального детерминизма. Они также обосновывали и раскрывали феномен «комментирования» аль-Фараби, исследовали логическую проблематику. Концепция «счастья» как высшей ценностной категории во многих исследованиях представлялась в контексте гуманистической направленности всей философии аль-Фараби. Хотя и проводились параллели в понимании счастья у Аристотеля и аль-Фараби, возникала необходимость более глубокого рассмотрения этой проблемы в связи с уяснением ее значения не только для аль-Фараби, Аристотеля, Платона и других древнегреческих мыслителей, но и для современного человечества. «Трактаты о музыке и поэзии», в которых были представлены переводы некоторых частей «Большой книги о музыке», поднимали ряд эстетических проблем, в которых определялась сущность учения аль-Фараби о музыке и поэзии как учения о познавательном силлогистическом искусстве, что показывало основную направленность философии аль-Фараби - стремление и обретение знания во всех интеллектуально-духовных сферах деятельности человека. Период обновления, начавшийся в настоящее время в фарабиеведении, связан с уяснением роли и значения аль-Фараби в тюркском миропонимании, роли исламской духовности в нем, с выявлением общего духовного содержания, а также в уяснении и обосновании значимости тюркской духовной мысли в мировом культурном процессе. В настоящее время стало возможным обращение к источникам, в которых были заложены основы казахской и тюркской духовности. Различные археологические изыскания, памятники древнейшей тюркской письменности, а также большое количество индийских, византийских, китайских источников являют нам свидетельства высокой духовной культуры тюрков. Долгие годы, говоря об огромном значении философского наследия аль-Фараби в мировом масштабе, исследователи отмечали его тюркское происхождение, но при этом подчеркивали, что становление его как ученого-энциклопедиста проходило вне Родины. При таком подходе создается неверное представление о феномене аль-Фараби как случайно возникшем. В 20 лет аль-Фараби был уже вполне духовно зрелым человеком, готовым для того великого философского труда, которому он посвятил свою жизнь. В средневековом Казахстане была высокая духовная культура, поэтому нельзя рассматривать творчество Абу Насра аль-Фараби как детерминированное случайными факторами. Чтобы воссоздать духовный климат этого региона, достаточно вспомнить только великого Коркыта, чей талант извлекал из кобыза волшебные звуки, пронизывающие века и по сию пору проникающие глубоко в душу всех, кто слушает чарующую музыку столетий и передаваемую из глубин веков мудрость народа. Большинство фарабиеведов признает влияние традиций тюркской культуры на формирование взглядов аль-Фараби, но, к сожалению, до сих пор нет крупных научных исследований, прослеживающих это влияние в творчестве мыслителя. Мировоззрение каждого человека является системой духовно-практического освоения действительности, внутри которой представлены в совокупности знания и убеждения, нравственные идеалы, психологическое и эстетическое отношение к окружающему миру. Тюркская культура, представителем которой по рождению является аль-Фараби, выработала свои мировоззренческие ориентиры и первичные категории, принципы бытия и осознанные ценности мироздания [Орынбеков 1994, 110-111]. Если исходить из этого тезиса, то творчество аль-Фараби действительно имеет в качестве одной из своих предпосылок достижения тюркской кочевой культуры. Влияние тюркского миропонимания на философские взгляды аль-Фараби исследователи видят в его онтологической концепции при обосновании идеи Первосущего. Так как традиционная религия древних тюрков - тенгрианство - имело сильно выраженную тенденцию к монотеизму, то мысль аль-Фараби о том, что Первосущее «делают божеством» в «добродетельной общине», можно трактовать как выраженное влияние тенгрианства на понимание Первосущего в философии аль-Фараби. Тюркское влияние обнаруживается исследователями не только в понимании аль-Фараби Неба как первопричины Вселенной, но и Музыки как гармонии мироздания, в понимании загробного мира и проблемы воздаяния, в характерной устремленности социально-этической концепции мыслителя к эвдемонизму. В период независимости появились исследования, показывающие ранее малоизученные аспекты наследия Абу Насра аль-Фараби, в которых определены основные принципы объективного изучения философии аль-Фараби в контексте ислама и новых методологических подходов [Нысанбаев 2000]. В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к творчеству аль-Фараби в контексте диалога культур и межкультурной коммуникации. Уникальное наследие средневекового мыслителя из Отрара в Южно-Казахстанской области в аксиологической интерпретации нашего времени имеет высокий нравственный смысл для духовного преобразования человечества и для успешного продвижения Казахстана к демократии и духовно здоровому обществу. Несмотря на наличие большого количества теоретических разработок творчества аль-Фараби, существует необходимость использования их в практической работе: введение спецкурсов «Наследие аль-Фараби» для школьников и студентов высших и средних учебных заведений, создание духовно-образовательной программы «Аль-Фараби», в рамках которой будут получать образование одаренные дети. Дальнейшее изучение наследия аль-Фараби может быть продолжено в свете современных запросов мирового развития и развития казахстанского общества - как духовно-нравственной опоры в процессе поиска казахстанской идентичности и воспитания толерантности, формирования высоких общечеловеческих ценностей. Перспективными направлениями развития казахстанского фарабиеведения могут быть проекты, связанные с формированием нового интегрального мировоззрения и роли в нем духовного наследия прошлого, укрепления и развития философии взаимопонимания и культуры сотрудничества и уважения прав человека, а также роли и значения социально-политического идеала аль-Фараби в становлении новых общественных отношений, социального партнерства и межконфессионального диалога, прежде всего исламо-христианского. Интересными могут быть компаративистские исследования разного уровня, например, исторического взаимодействия исламской и христианской культур, в особенности, когда значительно возросла источниковедческая база ранее не исследовавшихся периодов истории философии, где ведущим было религиозное мировоззрение. Компаративистские исследования - это веяние времени, поскольку мощные интеграционные процессы, охватившие современный мир, ставит перед философами необходимость осознания того факта, что самоидентификация требует соотнесения себя с другими. Вот почему компаративистика становится в последнее время ведущим направлением гуманитарного знания. Это обусловлено потребностью поиска фундаментальных оснований общечеловеческих ценностей, что может облегчить взаимопонимание между представителями разных культур, устранить враждебность и конфронтацию, непонимания между народами и способствовать общественному прогрессу. Одним из перспективных направлений изучения наследия аль-Фараби является рассмотрение его в контексте исторических судеб центрально-азиатского региона и развития интегративных процессов в нем. Существует историческая, языковая и духовная общность народов этого региона, которая способна стать положительным фактором современных культурных и геополитических процессов. Перспективными являются исследования тюркской и казахской философии с точки зрения влияния, оказанного на них исламом, что также делает возможным включение личности аль-Фараби и его идей в русло этих исследований. Эстетическая и этическая проблематика философии аль-Фараби также может исследоваться в свете актуальных вопросов современности, соотношения традиции и новаций, преодоления агрессии и отчуждения, духовного совершенствования человека, постижения гармонии мира и человека. Влияние эстетических идей аль-Фараби может быть прослежено через дальнейшее развитие философской лирики Востока, адаба и музыкального творчества. Казахстанское фарабиеведение ждет комплексное теоретическое осмысление «Большой книги о музыке» аль-Фараби. Несомненные достоинства предшествующих работ вселяют уверенность в том, что решение этих задач возможно и по силам казахстанским ученым. Когда мы пристально вглядываемся в жизнь великих людей, мы понимаем, что они выражают целую эпоху. Но Абу Наср аль-Фараби выражает не просто свою эпоху, он выражает стремление человечества к совершенству, ибо проблемы, которые он поднимал, остаются актуальными во все времена.
В результате плодотворной научно-исследовательской, переводческой, научно-организационной и пропагандистской деятельности, осуществляемой последовательно на протяжении более чем сорока лет, при государственной поддержке и международном сотрудничестве духовное наследие аль-Фараби стало символом независимого Казахстана, его богатых культурных и исторических традиций. Фарабиеведение в Казахстане развивается, преодолевая в своем развитии спады и подъемы, смену поколений исследователей, мировоззренческих оснований и методологических подходов. Это свидетельствует о сложившемся историко-философском направлении в казахстанской философии, которое занимается многоплановым изучением наследия мыслителя из Отрара в соответствии с запросами эпохи глобализации и творческой свободой интеллектуального поиска. С полным правом можно утверждать, что Институт философии и политологии КН МОН РК является ведущим научным центром фундаментальных научных изысканий в этой области историко-философского знания на постсоветском пространстве.
Литература
Азимхан 2006 - Азимхан А. Философское приношение аль-Фараби. Алматы, 2006. Аль-Фараби 1972а - Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972 Аль-Фараби 1972б - Аль-Фараби. Математические трактаты. Алма-Ата, 1972. Аль-Фараби 1973а - Әл-Фараби. Философиялық трактаттар. Алматы, 1973. Аль-Фараби 1973б - Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973. Аль-Фараби 1974 - Әл-Фараби. Әлеуметтік-этикалық трактаттар. Алматы, 1974. Аль-Фараби 1975 - Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975. Аль-Фараби 1985 - Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985 Аль-Фараби 1987 - Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата, 1987. Аль-Фараби 1993 - Аль-Фараби. Трактаты о музыке и поэзии. Алма-Ата, 1993. Аль-Фараби 1994 - Аль-Фараби. Избранные трактаты. Алма-Ата, 1994. Аль-Фараби 2005 - Аль-Фараби. Книга букв (перевод, вступительная статья, примечания К.Х. Таджиковой). Алматы, 2005. Аль-Фараби 2008 - Әл-Фараби. Музыка туралы үлкен кітап. Алматы, 2008. Аль-Фараби 2009 - Әл-Фараби. Таңдамалы трактаттары. Алматы, 2009. Бурабаев и др. 1982 - Бурабаев М.С., Иванов А.С., Караев Н.Н., Курмангалиева Г.К., Харенко Е.Д. О логическом учении аль-Фараби, Алма-Ата, 1982. Бурабаев и др. 1984 - Бурабаев М.С., Брянов В.А., Курмангалиева Г.К., Сагадеев А.В. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. Алма-Ата, 1984. Бурабаев и др. 1988 - Бурабаев М.С., Кенисарин А.М., Курмангалиева Г.К. Проблемы бытия и познания в философии аль-Фараби. Алма-Ата, 1988. Бурабаев и др. 2005 - Бурабаев М.С., Амребаева Ж.Т., Жолмухамедова Н.Х., Кенисарин А.М., Коянбаева Г.Р., Курмангалиева Г.К., Сейтахметова Н.Л., Соловьева Г.Г. Философия аль-Фараби и исламская духовность. Алматы, 2005. Бурабаев и др. 2006 - Бурабаев М.С., Жолмухамедова Н.Х., Курмангалиева Г.К., Косиченко А.Г., Кенисарин А.М., Соловьева Г.Г., Сейтахметова Н.Л., Хамидов А.А. Мир ценностей аль-Фараби и аксиология XXI века. Алматы, 2006. Гафуров, Касымжанов 1975 - Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Ал-Фараби в истории культуры. М., 1975 Иванов 1977 - Иванов А.С. Учение аль-Фараби о познавательных способностях. Алма-Ата, 1977. Касымжанов 1991 - Касымжанов А.Х. Эстетические взгляды аль-Фараби. Душанбе, 1991. Касымжанова 1998 - Касымжанова А.А. Обоснование политической науки в наследии Абу Насра аль-Фараби. Алматы, 1998. Кедров и др. 1972 - Кедров Б.М., Есенов Ш.Е., Касымжанов А.Х. Философские воззрения аль-Фараби / Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. Кубесов 1974 - Кубесов А.К. Математическое наследие аль-Фараби. Алма-Ата, 1974. Машанов 1975 - Машанов А.Ж. Исследование трудов Фараби в Казахстане / Возвращение Учителя. О жизни и творчестве Фараби. Алма-Ата, 1975. Нысанбаев 2000 - Нысанбаев А. Становление исламской философии в Казахстане. Алматы, 2000. Нысанбаев и др. 2005 - Нысанбаев А.Н., Курмангалиева Г.К., Коянбаева Г.Р., Кенисарин А.М., Сейтахметова Н.Л. Аль-Фараби и развитие восточной философии. Астана, 2005. Орынбеков 1994 - Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994. Сатыбекова 1975 - Сатыбекова С.К. Гуманизм аль-Фараби. Алма-Ата, 1975. Таукелев, Сапаргалиев 1975 - Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые |
« Пред. | След. » |
---|