Трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа как источник политической теории ислама | | Печать | |
Автор Туманян Т.Г. | |
26.05.2018 г. | |
Вопросы философии. 2018. № 5. С. ?–?
Трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа как источник политической теории ислама
Т.Г. Туманян
В статье рассмотрен ряд вопросов, касающихся содержания средневекового трактата ал-’Ахкам ас-султаниййа ва-л-вилайат ад-диниййа («Законы власти и религиозное правление») и его роли в формировании политической теории ислама. Автор этого сочинения, Абу-л-Хасан ал-Маварди – выдающийся правовед, теолог, дипломат и политик, живший в X–XI вв. в Багдаде, автор нескольких значительных сочинений в области шафиитского фикха, этики и политики. Трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа, во многом упорядочивший разрозненные представления о политике и властных отношениях в умме, принято рассматривать как наиболее ранний в истории ислама опыт комплексного изучения теории государства и управления. Именно в этой работе ал-Маварди первым из мусульманских ученых свел воедино, проанализировал и последовательно изложил наиболее важные положения того, что в современной юриспруденции принято называть государственным, или конституционным правом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ал-’Ахкам ас-султаниййа, ал-Маварди, халифат, имамат, ислам, исламское право, государство, власть.
ТУМАНЯН Тигран Гургенович ‒ доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. tumt@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31 октября 2017 г.
Цитирование: Туманян Т.Г. Трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа как источник политической теории ислама. Абу-л-Хасан ал-Маварди. Законы власти и религиозное правление. Перевод с арабского Т.Г. Туманяна // Вопросы философии. 2018. № 5. С. ?–?
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168; Санкт-Петербургский государственный университет).
Интерес к исламу традиционно высок в современном обществе. Многочисленные события нового столетия отчетливо выявляют степень воздействия религиозной культуры и правовых норм ислама на жизнь многих стран и регионов. В связи с этим представляется важным изучать не только процессы развития современного общества, но и интеллектуальное наследие, которое во многом формирует базис актуального дискурса в контексте проблемы «ислам и политика». Нет сомнений в том, что любая попытка оценить противостояние различных политических тенденций и религиозных движений не может быть в полной мере реализована без знания их истоков. Данное обстоятельство предполагает необходимость исследования творчества мыслителей классического ислама, в том числе Абу-л-Хасана ал-Маварди (974‒1058), вклад которого в развитие правовой и политической теории ислама традиционно оценивается высоко [Gibb 1962; Rosenthal 1962; Sharif (ed.) 1966; Laoust 1968; Mikhail 1995; Петрушевский 2007; Wan Naim Wan 2015 web]. Заслуги этого авторитетного шафиитского правоведа, одного из наиболее известных религиозных деятелей Багдада XI в., уважаемого судьи и влиятельного богослова были по достоинству отмечены еще при жизни ученого[1]. Вместе с тем хорошо известно, что ал-Маварди занимался не только толкованием исламского закона и сочинением трудов богословско-правового характера, но применял свои навыки и умения в области практической политики и дипломатии. Долгие годы плодотворная академическая деятельность и политическая карьера ал-Маварди были тесно взаимосвязаны: выступая доверенным и весьма влиятельным советником багдадских халифов[2], он не переставал публиковать книги по теории государства и права. Перу ал-Маварди принадлежит немалое количество работ в самых разных областях гуманитарного знания [Туманян 2016]. Однако широкую известность ученый приобрел, прежде всего, благодаря трактату ал-’Ахкам ас-султаниййа ва-л-вилайат ад-диниййа («Законы власти и религиозное правление»)[3]. В этом сочинении ал-Маварди впервые объединил, подверг анализу и детально сформулировал главные принципы того, что в современной юриспруденции принято называть конституционным правом [Crone 2005, 223]. Годы жизни Абу-л-Хасана ал-Маварди выпали на сложное для Аббасидского халифата время. Современные исследователи мусульманского Средневековья нередко называют этот период эпохой «трансформационных изменений мусульманского общества» [Ephrat 2000, 1]. Некогда великая исламская империя Аббасидов перестала быть единым целым. На бывших территориях халифата провозглашались новые государственные образования. Этот дезинтеграционный процесс, начавшийся еще на ранней стадии государства Аббасидов, достиг кульминации в 945 г., когда столица халифата, Багдад, был надолго покорен иранской шиитской династии Буидов. Традиционным устоям властных отношений в халифате был нанесен непоправимый урон. Полностью утратившие реальную политическую и административную власть халифы, в условиях тотальной подконтрольности, смогли сохранить за собой лишь номинальные функции духовных лидеров исламской общины. Столь нелегкая для аббасидских халифов политическая ситуация стала меняться лишь в середине XI в. Перемены были связаны с надеждами на возраставшее могущество и значительные военные успехи правителей центральноазиатских династий – Газневидов и особенно Сельджуков, чьи политические амбиции входили в явное противоречие с интересами буидских эмиров[4]. Подобное развитие событий, конечно, не могло не оцениваться приверженцами халифата как шанс на возвращение к тому образцу управления, где халиф вновь приобретал полновесный статус духовного и политического главы государства. Было очевидно, что в условиях полной деградации традиционных институтов, неоднозначности положения халифа, противоречивости его полномочий и функций возникала настоятельная потребность в совершенствовании политико-правовой теории ислама, которая, опираясь на положения шариата, могла бы четко сформулировать основополагающие принципы религиозной государственности. Иными словами, имела место острая потребность в разрешении противоречий между теоретическими основаниями традиционных для ислама политических форм и сложившимися властными практиками. Необходимо было создать некую идеальную конструкцию государственного устройства, способную отвечать интересам халифата в условиях постоянного изменения политических реалий. Именно при таких обстоятельствах Абу-л-Хасан ал-Маварди пишет трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа[5]. Безусловно, различными аспектами власти активно занимались и до него. В многочисленных сочинениях исламских правоведов и теологов находят отражение отдельные вопросы, связанные со статусом имама (халифа), его избранием, ролью, функциями и т.д. Различные подходы к решению этих вопросов определяли принципиальное противоборство догматических школ и интеллектуальных традиций уже на ранней стадии истории ислама. В свою очередь, именно острая и часто бескомпромиссная полемика по вопросам власти в халифате стимулировала процесс становления политической мысли ислама, где, наряду с «ортодоксальными» идеями мусульманских правоведов, развивались и другие школы изучения государства. К ним, прежде всего, необходимо отнести персидскую (Сасанидскую) назидательную политическую традицию[6], а также философское наследие арабоязычных перипатетиков (фалсафа)[7], формулировавших свои концепции преимущественно в духе античной социальной утопии. Что касается собственно представителей исламских богословско-правовых школ, то, по справедливому определению британского исследователя Гамилтона Гибба, «…суннитская политическая теория… представляла собой некую рационализацию истории общины… где без наличия прецедента не могло быть теории, а вся непосредственная основа толкования источников – это… post eventum… обоснования прецедентов, которые были достигнуты посредством ’иджма‛[8]» [Gibb 1962, 162]. Начало формирования политической теории ислама часто связывают с именем Хасана ал-Басри (642–728), знаменитого исламского богослова. В приписываемых ему трудах впервые в исламской мысли были затронуты вопросы государства и религии. Среди тех, кто развивал политические идеи в VIII–IX вв., принято называть таких авторов, как Ибн ал-Мукаффа‘ (724–759), ал-Джахиз (ок. 775–868), Абу Йусуф (731–798), Ибн Кутайба (828–889) и др. [Туманян 2009, 25–34]. Каждый из них внес свой вклад в формирование представлений о властных отношениях в исламе. Несколько позже знаменитый исламский богослов Абу-л-Хасан ал-Аш‘ари (873–935) вывел актуальные вопросы государства и политики на уровень более содержательного теоретического обсуждения. Он сформулировал некоторые положения теории халифата, сосредоточив внимание на том, что сущностный характер имамата определяется с точки зрения исламского закона, а не в силу тех или иных рациональных оснований[9]. Религиозно-политические взгляды ал-Аш‘ари нашли развитие в трудах следующего поколения мусульманских правоведов и теологов, предшественников и современников ал-Маварди. К ним, прежде всего, следует отнести маликитского богослова Абу Бакра ал-Бакиллани (ок. 940–1013), главу шафиитского мазхаба, приверженца му‘тазилизма[10] Абу-л-Хасана ‘абд ал-Джаббара (935–1025), другого шафиитского законоведа ‘Абд ал-Кахира ибн Тахира ал-Багдади (ум. 1037) [Al-Baghdadi 1981 web; Туманян 2009, 35–49]. Их работы, появившиеся во многом в результате богословских диспутов с противниками «ортодоксального» учения ислама, безусловно, оказали влияние на формирование суннитской политической доктрины. Вместе с тем принято считать, что теоретические изыскания этих авторов были зачастую оторваны от реалий современной жизни халифата и едва ли могли найти применение на практике. В этой связи, по мнению современного арабского исследователя Ахмада Мубарака ал-Багдади, определенное исключение может представлять лишь труд Абу-л-Хасана ‘абд ал-Джаббара Китаб ал-Мугни фи абваб ат-таухид ва-л-‘адл («Свод о положениях единобожия и справедливости»). Хотя название говорит о теологическом характере трактата, его автор достаточно последовательно размышляет о насущных для имамата проблемах политики, права и этики. Принимая во внимание то обстоятельство, что упомянутое сочинение было написано явно раньше ал-’Ахкам ас-султаниййа, можно с некоторой долей уверенности говорить о влиянии идей ‘абд ал-Джаббара на формирование политических взглядов ал-Маварди [Al-Baghdadi 1981 web]. Книга ал-’Ахкам ас-султаниййа, написанная ал-Маварди в последние годы жизни, подводит определенный итог продолжительных изысканий автора в области политики и права. В двадцати главах этого сочинения ученый формулирует свое видение того, какой должна быть власть в государстве, основанном на принципах шариата. Рассматривая власть как сложную структуру, ал-Маварди подробно останавливается на ее ключевых элементах: происхождение власти, ступени иерархии, способы передачи, функции ее обладателей и т.д. Как факих он отслеживает правовые механизмы, действующие в системе властных отношений, непременно ссылаясь при этом на главные источники ислама – Коран и сунну. Исходной позицией для ал-Маварди, как и для многих других мусульманских теоретиков государства и права, была сакральная сущность власти (источник власти – воля Всевышнего). Фундаментальным властным принципом в исламе является следующий айат Корана: «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (4: 62). Именно таким образом устанавливается прямая взаимосвязь между поклонением небесному и земному властителям. Вместе с тем это положение формирует и иерархию власти, в рамках которой Всевышний наделяет могуществом своего посланника Мухаммада, от которого власть наследуют те, кто встанет во главе уммы и будет наделен титулом халиф расул Аллах – преемника посланника Аллаха. В свою очередь, халиф, помимо прочих приоритетов, обладает также правом производить назначения на все нижестоящие должности в иерархии власти. Ал-Маварди выделяет четыре их категории:
В первую входят те, кто имеет исключительно широкие полномочия – это вазиры, обладающие властью во всех делах без специального на то повеления. Во вторую включены правители, обладающие широкими полномочиями в особых сферах, это эмиры – главы территорий и областей. Третью категорию представляют те, кто наделен особыми полномочиями в общих делах. Это верховные судьи (кади ал-кудат), главнокомандующие (накиб ад-джуйуш), защитники границ, сборщики налогов… <…> Каждый из них ограничен рамками своих полномочий в определённой сфере деятельности. В последнюю, четвертую категорию включены те, кто обладает особыми полномочиями в специальных сферах. Это судьи городов и районов, сборщики налогов… защитники отдельных участков границ, а также командующие военными гарнизонами отдельных районов [ал-Маварди 1966, 21].
В трактате подробно расписаны различные механизмы передачи власти в халифате, однако все они сводятся к тому, что власть даруется Всевышним, ибо только Он является источником суверенитета и властных полномочий. Вместе с тем Аллах даровал не только власть, но и религиозный закон – шариат, в соответствии с которым власть должна осуществляться. Ал-Маварди полагает, что институт халифата – единственная истинная форма государства, которая зиждется на авторитете божественного закона, а не человеческого разума. Именно шариат объясняет как цели существования власти, так и принципы ее действия. Как наиболее полное выражение мусульманской идеологии, религиозный закон определяет характер государственности во имя самого главного – исполнения воли Всевышнего. В ал-’Ахкам ас-султаниййа ученый затрагивает, по сути дела, все основные аспекты, относящиеся к структуре власти, а также практические задачи управления в халифате. Вместе с тем непосредственно политической теории, где обобщены и изложены взгляды по принципиальным вопросам верховной власти в халифате, посвящен лишь незначительная раздел книги – ее первая глава. Именно в этой главе, названной Фи ‘акд ал-’имама («Об утверждении имама»), нашли отражение основополагающие идеи учения о халифате. Анализ текста представленного сочинения позволяет сделать вывод: ал-Маварди изобразил не столько реально существующее государство, сколько некий идеал исламской теократии, имеющий существенные черты политического проекта. Этот труд должен был послужить не просто практическим руководством по административно-политическому устройству, но и, прежде всего, теоретическим обоснованием легитимности власти халифа, выстроенной на правовом фундаменте ислама. Трактат ал-’Ахкам ас-султаниййа оставил заметный след в интеллектуальной традиции ислама. Он оказал немалое влияние на формирование суннитской правовой доктрины государства. Его значение было столь очевидным, что совсем скоро выходит еще одна работа под названием ал-’Ахкам ас-султаниййа. Её автор – багдадский богослов, глава правовой школы ханбалитов Абу Йа‘ла ибн ал-Фарра’ (990–1066). Сочинение, за некоторыми исключениями, буквально повторяло основное содержание книги ал-Маварди [Little 1974; Hurvitz 2014 web]. Можно предположить, что появление работы ибн ал-Фарра’ не только подтверждало содержательную ценность трактата ал-Маварди, но также свидетельствовало об определенной консолидации идеологических взглядов двух школ. В последующие столетия интерес к ал-’Ахкам ас-султаниййа как к «ключевому документу теории управления, принятому юристами» [Lambton 1981, 83] не угас, что подтверждается многочисленными трудами авторитетных представителей религиозного знания.
Источники ‒ Primary Sources Ибн ал-’Асир 2007 – Ибн ал-’Асир, ‘Изз ад-Дин Мухаммад. Ал-Камил фи-т-та’рих [Полный свод истории]. Дж. I–II. Сайда; Байрут: ал-Мактаба ал-‘асриййа, 2007 (Ibn al-’Athir ‘Izz ad-Din Muhammad (2007) Al-Kamil fi ’t-ta’rikh [Complete History], Vol. I–II, al-Maktaba al-‘asriyya, Sayda, Bayrut. In Arabic). Ал-Маварди 1966 – ал-Маварди, Абу-л-Хасан. Ал-’Ахкам ас-султаниййа ва-л-вилайат ад-диниййа [Законы власти и религиозное правление]. Миср: Шарика мактаба ва-матба‘ат Мустафа ал-Бабийй ал-Халабийй, 1966 (Al-Mawardi Abu ’l-Hasan (1966) Al-’Ahkam as-sultaniyya wa-’l-wilayat ad-diniyya [Laws of Power and Religious Government], Sharika maktaba wa-matba‘at Mustafa al-Babiyy al-Halabiyy, Misr. In Arabic).
Ссылки – References in Russian Петрушевский 2007 – Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Курс лекций. СПб.: СПбГУ, 2007. Туманян 2009 – Туманян Т.Г. Философия идеальной власти. Политические концепции средневекового ислама. СПб.: СПбГУ, 2009.Туманян 2016 – Туманян Т.Г. Абу-л-Хасан ал-Маварди: теоретик права и политический мыслитель // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 194–203.
Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 5. P. ?–?
Treatise аl-’Ahkam as-sultaniyya as a Source of the Political Theory of Islam*
Tigran G. Tumanian
The article deals with a number of issues related to the content of the medieval treatise al-'Akhkam as-sultaniyya va-lilayat ad-diniyya ("Laws of power and religious government"), its role and place in the formation of the political theory of Islam. The author of this book is Abu-l-Hasan al-Mawardi – an outstanding jurist, theologian, diplomat and politician who lived in the X–XI centuries in Baghdad . He is the author of a number of works on Shafi‘ite Fiqh, theology, ethics and politics, religion and in the socio-political field. However, Abu-l-Hasan al-Mawardi acquired his real fame thanks to the treatise al-'Ahkam as-sultaniyya. This work in many ways bringing order to the disparate notions of politics and power relations in the Ummah, is usually viewed as the first experience in the history of Islam of a comprehensive study of the theory of state and government. It was in this work that al-Mawardi, the first among Muslim scholars, analyzed and consistently laid out the most important provisions of what the modern jurisprudence calls the state or constitutional law.
KEY WORDS: al-’Ahkam as-sultaniyya, аl-Mawardi, Caliphate, Imamate, Islam, Islamic law, State, Governance.
TUMANIAN Tigran G. ‒ DSc in Philosophy, Professor, Head of Department of Oriental Philosophy and Cultural Studies, Institute of Philosophy, St-Petersburg State University. Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Received on October 31, 2017.
Citation: Tumanian, Tigran G. (2018) “Treatise аl-’Ahkam as-sultaniyya as a Source of the Political Theory of Islam”, Abu-l-Hasan al-Mawardi, “Al-'Akhkam as-sultaniyya va-lilayat ad-diniyya [Laws of Power and Religious Government], Translated from Arabic by Tigran G. Tumanian”, Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2018), pp. ?–?.
References Al-Baghdadi, Ahmad Mubarak (1981) The Political Thought of Abu Al-Hasan al-Mawardi, Thesis presented for the Degree of Doctor of Philosophy in the faculty of Arts, University of Edinburgh, https://www.era.lib.ed.ac.uk/bitstream/handle/1842/7414/236891.pdf?sequence=1 Crone, Patricia (2005) Medieval Islamic Political Thought, Edinburgh University Press, Edinburgh. Ephrat, Daphna (2000) A Learned Society in a Period of Transition: the Sunni ‘ulama’ of the Eleventh Century Baghdad, State University of New York Press, Albany. Gibb, Hamilton A.R (1962) “Аl-Mawardi’s Theory of Caliphate”, Stanford J. Show and William R. Polk (ed.), Studies on Civilization of Islam, Beacon Press, Boston. Hurvitz, Nimrod (2014) Competing Texts. The Relationship Between al-Mawardi’s and Abu Ya‘la’s al-Ahkam al-sultaniyya, http://ilsp.law.harvard.edu/wp-content/uploads/2014/08/hurvitz.pdf. Khan, Qamar-ud-din (n.d.) Al-Mawardi’s Theory of the State, Bazm-i-Iqbal, Lahor. Little, Donald P. (1974) “A new look at al-Ahkam al-sultaniyya”, The Muslim World, LXIV, pp. 1–15. Lambton, Ann K.S. (1981) State and Government in Medieval Islam. An Introduction to the Study of Islamic Political Theory: the Jurists, Oxford University press, Oxford. Laoust, Henri (1968) “La pensée et l'action politiques d'al-Mawardi”, Revue des Etudes Islamiques, XXXVI, pp. 11–92. Mikhail, Hanna (1995) Politics and Revelation: Mawardi and after, Edinburgh University Press, Edinburgh. Petrushevskiy, Ilya P. (2007) Islam in Iran in VII–XV Centuries, SPbGU, Saint Petersburg (In Russian). Rosenthal, Ervin I.J. (1962) Political Thought in Medieval Islam. An Introductory Outline, Cambridge University Press, Cambridge. Sharif, Mian Mohammad, ed. (1966) A History of Muslim Philosophy, Vol. I–II, Otto Harrassowitz, Wiesbaden. Tumanian, Tigran G. (2009) The Philosophy of Ideal Governance. Political Concepts of Medieval Islam, SPbGU, Saint Petersburg (In Russian).Tumanian, Tigran G. (2016) “Abu-l-Hasan al-Mawardi: Theorist of Law and Political Thinker”, Voprosy Filosofii , Vol. 8 (2016), pp. 194–203 (In Russian). Wan Naim Wan, Mansor (2015) “Abu Hasan Al-Mawardi: The First Islamic Political Scientist”, The International Institute of Advanced Islamic Studies (IAIS), Malaysia http://www.iais.org.my/e/index.php/publications-sp-1447159098/architects-of-civilisation/596-abu-hasan-al-mawardi-the-first-islamic-political-scientist.html.
* This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (project № 17-18-01168; Saint-Petersburg State University). [1] Наиболее ярким подтверждением высокого авторитета ал-Маварди как богослова и законоведа стало присвоение ему исключительно редкого почетного звания ’акда ал-кудат («правосуднейший из судей») [Lambton 1981, 83]. [2] Абу-л-Хасану ал-Маварди как советнику и доверенному лицу багдадских халифов не раз приходилось выполнять самые деликатные поручения, связанные с политическими вопросами. Известный средневековый историк Ибн ал-’Асир в труде ал-Камил фи-т-та’рих приводит ряд фактов, подтверждающих дипломатическую деятельность ал-Маварди в качестве посланника аббасидских халифов на переговорах с буидскими правителями, а также сельджукским султаном Тогрул-беком. [Ибн ал-’Асир 2007 II, 1992, 2014, 2018]. [3] Нередко название работы встречается в упрощенном написании – ал-’Ахкам ас-султаниййа. [4] В 1055 г. сельджукский правитель Тогрул-бек захватывает Багдад, прекращая тем самым более чем вековое присутствие шиитской династии Буидов в столице халифата. [5] Трактат был написан, как принято считать, по желанию одного из аббасидских халифов – ал-Кадира (991–1031) или ал-Ка’има (1031–1075) [Gibb 1962, 152; Laoust 1968, 13]. [6] О персидской (Сасанидской) литературной традиции и ее месте в структуре политической мысли средневекового ислама см.: [Туманян 2009, 189–221]. [7] Фалсафа – термин, которым в литературе средневекового ислама обозначали философские идеи мыслителей, ориентировавшихся на античные образцы философствования и называвшихся фаласифа (ед. ч. файласуф). [8] ’Иджма‛ – единодушное решение авторитетных представителей религиозного знания по обсуждаемому вопросу; один из источников фикха. [9] Этот тезис был актуален, прежде всего, в контексте противостояния ал-Аш‘ари с му‘тазилитскими идеологами, чьи рационалистические идеи часто находили поддержку в интеллектуальных кругах того времени. [10] Му‘тазилиты (ал-му‘тазила – «обособившиеся», «отколовшиеся») традиционно рассматриваются как первое крупное течение рационализма в исламе, чья роль в религиозной и общественно-политической жизни халифата VIII–IX вв. была существенной. В эпоху правления династии Буидов положение му‘тазилитов вновь укрепилось. |
« Пред. | След. » |
---|