Концепты «культуры» и «политики» в философии раннего С.Л. Франка | | Печать | |
Автор Антонов К.М. | ||||||||||||||
29.04.2018 г. | ||||||||||||||
Вопросы философии. 2018. № 4. С. ?‒?
Концепты «культуры» и «политики» в философии раннего С.Л. Франка: вопрос об их взаимоотношении в контексте духовной и интеллектуальной биографии мыслителя
К.М. Антонов
Статья написана при поддержке гранта фонда развития ПСТГУ «С.Л. Франк между политической экономией и философией: от марксизма к идеализму через Ницше и Канта», номер договора 08-0317/КИП3.
На первый взгляд, творчество С.Л. Франка времени первой русской революции (т.е. примерно 1903–1906 гг.) резко отличается как от предшествующих экономических текстов, так и от последующих, более или менее тесно примыкающих к «веховской» статье «Этика нигилизма», своим политико-публицистическим и резко оппозиционным характером. Даже в кажущемся чисто философским этюде «О критическом идеализме» отчетливо прослеживается мотив обоснования политической активности. Правомерно, однако, задаться вопросом: можно ли на фоне бросающегося в глаза различия «дискурсивных формаций» увидеть нити, связывающие эту «политику» с онтологией, философией религии, христианской этикой позднего Франка? Возможным путем решения этой проблемы могла бы стать, как кажется, попытка прояснить концептуальные основания политических текстов Франка через соотнесение их с развиваемой им в то же самое время идеей «культуры». В самом деле, уже первая попытка непосредственно приступить к разработке идеи культуры, написанная совместно с П.Б. Струве статья «Очерки философии культуры» имеет характерное примечание к заголовку (к сожалению, «выпавшее» при переиздании): «Настоящие “Очерки” представляют собой отрывок из более обширного политико-философского сочинения (курсив мой. – К.А.), задуманного как совместный труд обоих авторов» [Франк, Струве 1905а, 104; Франк, Струве 2001, 37]. Последнее заставляет задуматься о соотношении философии культуры и философии политики. Однако начать предметный разговор представляется целесообразным с анализа более позднего текста, в котором и тема политики, и тема культуры получают принципиальную постановку и вместе с тем подвергаются радикальному переосмыслению. Я говорю о «Крушении кумиров» [Колеров 2002, 14].
1. «Политика» и «культура» как сокрушенные кумиры Представляется, что говорить о предметном содержании «Крушения кумиров» невозможно без учета весьма специфической жанровой природы этой работы. Она сочетает в себе элементы «исповеди» (хотя и весьма специфичной: «исповеди как бы типического жизненного и духовного пути современной русской души вообще» [Франк 1990а, 113]), дидактики, актуальной политической полемики [Буббайер 2001, 157–163]. Как сказываются эти жанровые особенности на содержании работы в целом и понимании Франком отдельных проблем, в частности, интересующей нас проблемы соотношения «политики» и «культуры»? Как мыслится ему в 1924-м г. отношение между идеями политики и культуры, присущее его мышлению 1904–1906 гг. И прежде всего, «культура» представляет собой сложное целое, отдельные элементы которого скреплены прежде всего «психологически», т.е. в сознании человека, который придает этому целому значение, осознавая его как «комплекс достижений человечества», т.е. как совокупность созданных человеком ценностей. Этот акт придания значения заставляет человека рассматривать как «стройное, согласованное и неразрывное» целое то, что в действительности представляет собой нечто «противоречивое и несогласованное». Под влиянием определенных исторических сдвигов в сознании людей происходят такие изменения, которые указанный акт смыслополагания делают невозможным, в результате чего и «целое» «культуры» оказывается «мнимым», рассыпается на отдельные элементы. Дидактические и полемические задачи, необходимость выстроить осмысленный, целостный и обобщенный автобиографический нарратив, удовлетворяющий потребностям в целесообразности жизни, ее моральной оправданности, самореализации и самоуважении [Baumeister 1991, 32] заставляют Франка видеть картину «культуры» так, что ее последующее разрушение оказывается практически предопределено, в то время как для главного героя этого нарратива – поколения Франка – эта предопределенность до поры до времени оказывается скрыта и открывается в катастрофе крушения, в событиях войны и революции. Насколько эта картина событий соответствует действительности, не были ли какие-то существенные моменты прошлого упущены при попытке его воспроизведения в этой картине, станет ясно после анализа относящихся к этому прошлому текстов. Какое же место во всем этом занимает «политика»? Служение «политике» как кумиру, «болезненный политицизм» [Франк 1990а, 117]) означает здесь «…веру в какой бы то ни было идеал общественного порядка, немедленное и полное осуществление которого уничтожало бы зло и водворяло бы на земле добро и правду» [Франк 1990а, 129]. Разочарование в этой вере означает признание того факта, что поиск «абсолютного добра и абсолютной правды» «на путях внешнего, политического, государственного, общественного устроения жизни» неизбежно ведет к тому, что люди «…желая добра, творят зло, ища правды, находят неправду» [Франк 1990а, 131]. При этом он, однако, отказывается рассматривать «государство, политическую власть, принуждение», правовой порядок как нечто вообще бессмысленное или вредное: «Все это есть, с одной стороны, условие человеческой жизни, а следовательно – условие благой и осмысленной жизни, а с другой стороны – нечто с точки зрения последнего смысла лишь производное и потому второстепенное» [Франк 1990а, 130]. Предложенная здесь модель политической философии в общих чертах вполне соответствует тому, что будет развиваться Франком в дальнейшем. Однако для развития нашего сюжета представляется важным только вопрос о том, было ли его служение этому кумиру столь безоглядным и прямолинейным, а его содержание столь элементарным, как это рисуется на страницах «Крушения…»? Ясно, что понимаемая таким образом «политика» является для Франка существенным элементом «культуры», что они относятся друг к другу, соответственно, как элемент к целому. От служения этим «идолам» он и пытается предостеречь молодежь, направляя ее к религиозно-онтологическому обоснованию жизни, способному, как ему кажется, и реорганизовать разрушающийся ordo amoris современного человека, и выдержать все удары истории и судьбы[1]. Остается, однако, существенная проблема: в каком отношении и насколько это понимание «политики», «культуры» и отношения между ними соответствует тому пониманию, которое мы действительно можем обнаружить в написанных в ранние годы текстах Франка? И, соответственно: стоит ли на основании квазиавтобиографических суждений «зрелого» Франка так уж поспешно отбрасывать политическую философию и философию культуры Франка «молодого», лишать их самостоятельной ценности, рассматривая только в качестве «пройденных этапов» или «проделанных упражнений»? Должны ли мы, в конце концов, рассматривать его духовную и философскую биографию как историю одних только приобретений, лишая самостоятельной ценности все, что было по каким-то причинам отброшено им самим? Попробуем дать ему возможность высказаться.
2. Философия культуры как политическая философия При обращении к конкретным текстам 1905 гг., прежде всего, к «Очеркам философии культуры», написанным Франком совместно с П.Б. Струве, причем, по утверждению Ф. Буббайера, основная часть работы была проделана Франком [Буббайер 2001, 61], становятся хорошо заметны как точки пересечения намеченных в них идей с более поздними, так и их существенные отличия от более поздней самопрезентации. Обратимся прежде всего к рассмотрению того, как развивается здесь понятие культуры.
2.1. «Культура» в Германии и в России Идея «культуры» была предложена Франком и Струве в 1905 г. в качестве существенного элемента идейного обоснования политической программы «кадетов». В опубликованной незадолго до «Очерков…» программной статье «Полярной звезды» Франк, в качестве «высшей и последней задачи политического строительства», предлагал двуединую «…идею личности, как носителя и творца духовных ценностей, осуществление которых в общественно-исторической жизни образует содержание культуры (курсив автора. – К.А.)…» [Франк 1990б, 69]. Идея эта носила на себе отчетливо выраженные следы своего немецкого происхождения. В своих основных чертах она весьма точно соответствует тому представлению о культуре и образовании (Bildung), которое полагалось немецкими «мандаринами» в основание своего самопонимания, своих социальных и политических притязаний [Рингер 2008, 108–113][2]. Можно предположить, что в качестве сверхзадачи авторы мыслили соответствующее формирование самопонимания и притязаний отечественной интеллектуальной элиты, оздоровление общественного движения на основе гуманистических идеалов «широты и терпимости, свободы и искренности» [Франк, Струве 1905а, 117]. Более точно, одним из наиболее значимых источников этой концепции служили незадолго до этого переведенные Франком на русский язык «Прелюдии» В. Виндельбанда, а также его «История новой философии». Именно отсюда проистекают отчетливые шиллерианские мотивы этой концепции. Культурное образование, предоставляющее «возможность хранить в нашем сознании чистое содержание всей культурной жизни человечества, идеалы нашей истории и подчинять им нашу жизнь» [Шиллер 1957, 270; Виндельбанд 2007, 277–278; Виндельбанд 1995а, 139], призвано избавить человека от «односторонности» его веры, вернуть ему утраченную целостность существования. В представлении о нормативном характере базовых принципов, регулирующих основные сферы культурной жизни, и основанном на них творчестве личности как основной культуросозидающей силы и Франк со Струве, и неокантианцы видят специфический «идеализм» своего подхода. Несмотря на то, что предложенное Франком и Струве понимание культуры несомненно находится в русле немецкой интеллектуальной традиции, его нельзя назвать полностью вторичным и неоригинальным. Отметим его наиболее существенные содержательные особенности, связанные с интеллектуальной и политической ситуацией тогдашней России, местом в этой ситуации его авторов. Прежде всего, бросается в глаза указание на перформативное противоречие, возникающее при попытке отрицания культуры как таковой: «Можно отвергать то или иное отдельное явление, почитаемое в данное время продуктом культуры… Но нельзя иначе, как по недоразумению и непониманию, отрицать культуру как целое…» [Франк, Струве 1905а, 111]. Иными словами, отрицание культуры имеет культуру в качестве условия своей возможности и само является культурным актом, событием в культуре. Тем самым культура как целое приобретает особый онтологический статус, рассматривается как своего рода абсолютное бытие, определяющее горизонт человеческого существования, а философия культуры становится метафизикой, которой она никогда не была, по крайней мере эксплицитно, у неокантианцев. Вместе с тем русские авторы в гораздо большей степени склонны акцентировать диссонансы культуры, неизбежно присутствующий в ней элемент отрицания и борьбы. В противоположность консервативному Виндельбанду Франк и Струве с явным энтузиазмом подчеркивают, что «отрицание и неверие, разрушение и борьба столь же нужны в культурном творчестве, как вера и созидание…» [Виндельбанд 1995а, 136; Франк, Струве 1905а, 111]. Именно в силу этого динамического элемента подлинное приобщение к культуре оказывается освобождающим и «образовывающим» в специфическом смысле немецкого Bildung: только осознанно приобщаясь к культуре, «…можно иметь целостное миросозерцание, сохраняя духовную свободу, не попадая в плен к идолам и фетишам» (прежде всего, разумеется, политического порядка) [Франк, Струве 1905а, 110]. Эти «идолы» имеют очевидную параллель в описываемых Виндельбандом различных формах «дилетантизма» и отличаются от последних главным образом конкретным политическим или культурным содержанием. За этими различиями стоят, однако, оттенки в понимании самого Bildung, и здесь русские мыслители сближаются скорее с такими подчеркивавшими продуктивную роль борьбы и конфликта авторами, как Ницше, Зиммель или (позднее) М. Вебер, которых Рингер причисляет к «модернистам», сторонникам пересмотра отдельных положений «мандаринской» традиции, приведения их в соответствие с требованиями времени [Рингер 2008, 157–175]. Приобщение к культурной традиции мыслится здесь как ее непрерывное творческое переосмысление. Именно это делает возможной в числе прочего и критику интеллигентского «нигилизма», уже начатую в «Проблемах идеализма» и кульминировавшую затем в «Вехах». Указанный динамический элемент предполагает и существенно отличный от немецкого пафос, который русские мыслители выражают, прибегая (метафорически) к идее богочеловечества [Соливода 2015, 118–130], которая интерпретируется ими как «идея воплощения абсолютных ценностей духа в земной жизни и её средствами» [Франк, Струве 1905а, 113–114]. Это акцентирование «высшего единства трансцендентного с эмпирическим» [Франк, Струве 1905а, 114] в описанном динамическом контексте, в полемике с «утилитаризмом» и «аскетизмом», призвано подчеркнуть одновременно и значение либеральной политической активности для субъекта культуры, и значение приобщенности к культуре для субъекта политики. В целом, описанное понятие культуры очевидным образом перекликается с тем, которое было представлено и разгромлено в «Крушении кумиров», однако отнюдь ему не тождественно. Прежде всего, оно отнюдь не выглядит «логически смутным». Хорошо видно, что сложность, противоречивость и несогласованность культуры осознаются Франком и здесь, однако здесь они не воспринимаются мыслителем как нечто негативное. Наоборот, они рассматриваются как свидетельство внутреннего богатства и всеохватности «культуры», целостность и сложность последней не вступают здесь в противоречие, но, скорее, предполагают друг друга. Критикуя «кумир культуры», Франк, как представляется, имеет в виду прежде всего неудачу, которую эта идея потерпела при попытке вывести русское общественное движение начала XX в. из тупика «политицизма» и сформировать более осмысленную программу «освободительного движения». Следует, однако, отметить, что вопрос о том, была ли эта неудача предопределена логическими недостатками самой идеи или эмпирическими обстоятельствами ее реализации, остается, пожалуй, открытым. Вместе с тем она, несомненно, сыграла позитивную роль и в освобождении мышления самого Франка, и в формировании предпосылок той критики интеллигентского «нигилизма», которая была позднее развернута в «Вехах». Чтобы уяснить эти моменты более конкретно, обратимся к анализу места, занимаемого в этой системе «культуры» «политикой».
2.2. «Политика» и «культура» Предложенная в «Очерках…» концепция «культуры» не только имеет, как мы уже видели, отчетливые политические коннотации и следствия. В ней также достаточно последовательно продумывается место, занимаемое политическими ценностями в системе «культуры». Представляется очевидным, что «политика» рассматривается здесь как элемент «культуры», как один из продуктов духовного творчества, обладающий при этом определенной самостоятельностью и внутренней динамикой [Франк, Струве 1905а, 111]. Более конкретно сфера политической деятельности очерчивается им как стремление к рациональной организации стихии отношений власти [Франк 2001]. Однако на уровне высших регулирующих принципов «культуры» автономия «политики» выражена недостаточно. В ряду живущих «в сознании человечества» «вечных идеалов» Франк и Струве, следуя за Виндельбандом, перечисляют «истину, добро, красоту, святыню», которым соответствуют формы творчества: «научное, художественное, моральное и религиозное» [Франк, Струве 1905а, 110; Виндельбанд 1995б, 255]. Тем самым дифференцирование политики и морали не доводится до конца. Наряду с этим именно с «политикой» оказываются связаны специфические трудности, с которыми, по мнению авторов, сталкивается в России культурное творчество в целом. Русский политический радикализм в мировоззренческом отношении опирается на парадоксальное соединение утилитаризма и аскетизма, и «жало этого миросозерцания направлено прежде всего против идеи культуры» [Франк, Струве 1905а, 114]. Как следствие, величайшие творцы русской культуры оказываются исключены из общественной жизни (Чаадаев, Тургенев), в то время как выдающиеся публицисты отрекаются от высокой культуры, внутренней свободы и творчества (Герцен) [Франк, Струве 1905а, 108]. Это ведет, в свою очередь, как к общему ослаблению «культуры», так и к «некультурной», «нетворческой», основанной на насилии и «полицейском» представлении о власти и общественном порядке, исключающей возможность критического переосмысления как целей, так и средств движения, «политике» [Франк 1990б, 73–74], т.е. к тому самому «политицизму», с которым Франк боролся в 20-е гг. как с одним из кумиров. В 1905–1906 гг. они со Струве считали, что противоядием против него является «культура». Итак, процессы деградации «культуры» и «политики» во многом взаимно обуславливают друг друга, и эта взаимность коренится в самой сути дела, поскольку связь между ними осуществляется через посредство их общего субъекта-носителя – личности.
2.3. Личность: общие принципы и безвыходные дилеммы Всесторонний анализ понятия личности в философии раннего Франка должен составить предмет отдельного исследования, здесь я только кратко остановлюсь на отношении личности к «политике» и «культуре», как оно представлено в «Очерках…». В самом общем виде авторы определяют это отношение следующим образом:
Воплощение идеала в действительность, образующее сущность культурного творчества, может совершаться, лишь проходя через ту точку бытия, в которой мир идеала скрещивается с миром действительности и творение абсолютных ценностей совмещается с их реализацией в эмпирической жизни; эта точка есть личное сознание, духовная жизнь мыслящей и действующей личности [Франк, Струве 1905б, 171].
Важной особенностью этого определения следует считать не столько тот очевидный факт, что личность провозглашается здесь основным субъектом культурного творчества, которое осуществляется прежде всего в ее внутреннем мире, сколько тот менее очевидный момент, что де-факто здесь происходит едва прикрытая эзоповым языком тотальная политизация культуры. «Реализация ценностей в эмпирической жизни» раскрывается как «гуманизация, подчинение стихии общественной жизни духу мыслящего человечества» [Франк, Струве 1905б, 174–175] – иными словами, политический момент признается здесь неотъемлемой стороной культурной жизни как таковой, а это значит (в рамках предлагаемой авторами статьи системы представлений) – неустранимым аспектом духовной жизни человека в принципе. Из сказанного вытекает ряд существенных следствий: прежде всего, это принципы свободы личности, уважения к человеку как к личности, равной (ибо абсолютной) ценности всех личностей [Франк, Струве 1905б, 171–174][3]. Все они указывают на политические следствия предлагаемой концепции культуры и вместе с тем демонстрируют «внутреннее», «культурное» значение «политических» идеалов. Однако наряду с этим авторы фиксируют набор противоречий, возникающих между идеями «личности» и «культуры». Поскольку культура подразумевает организацию, «идея культуры, можно сказать, наталкивает сознание на мысль о власти и её деспотизме» [Франк, Струве 1905б, 175], выступает как ограничитель принципов свободы, уважения, равноценности. Если спонтанность творчества неизбежно связана с хаосом, то попытка его организации неизбежно подразумевает насилие, что представляется особенно проблематичным при условии, что свобода выступает не только как идеал, но и как условие возможности творчества. Франк здесь приступает к осмыслению проблематики, намеченной в спорах Достоевского и К. Леонтьева, в творчестве Фурье и Ренана, Маркса и Ницше. Здесь продумывание отношений культуры и личности упирается в необходимость политического опосредования, формулирования общественного идеала, устанавливающего «режим наибольшего благоприятствования» в указанных отношениях. Наряду с дилеммой организационной возникает и этическая дилемма. Сталкивая отрекающихся от культурного творчества во имя неприкосновенности и святыни личности «толстовцев, аскетов и стоиков всякого рода» и готовых пожертвовать личностью ради «великих и святых целей» «иезуитов, макиавеллистов и якобинцев всех оттенков и направлений» [Франк, Струве 1905б, 180], Франк констатирует: «Обе стороны правы в том, что они признают, и неправы в том, что они отвергают» [Франк, Струве 1905б, 181]. Здесь, конечно, ощущаются еще отзвуки противопоставления «любви к дальнему» и «любви к ближнему», восходящие к известной статье 1902 г. Описанная тут моральная дилемма, с его точки зрения, не имеет решения, хотя ее анализ оказывается потенциально продуктивным. В аспекте общества он позволяет перевести дискуссию из сферы сущего в сферу должного и предложить формулу общественного идеала, способного выступить регулятивным принципом политической жизни: «Отсюда уясняется, в качестве предельной цели общественного развития, идеал общества, в котором отсутствовало бы всякое принуждение, насилие и давление, где люди соединялись бы в свободные союзы, и, принося себя в жертву свободно признанному долгу и святыне, сохраняли бы в этом культурном подвижничестве неприкосновенность и своей, и чужой личности» [Франк, Струве 1905б, 182]. В аспекте личности этот анализ позволяет уяснить моральные трудности, с которыми сталкивается в своей деятельности политик, и сформулировать идею «морального такта», нерационализируемого «нравственного чутья», позволяющего «угадывать для каждого случая этически-правомерный компромисс между двумя противоречащими обязанностями» [Франк, Струве 1905б, 182]. Следует обратить внимание на то, что над анализом сформулированных здесь дилемм Франк будет биться на протяжении всей своей дальнейшей интеллектуальной жизни, причем основная идея отсутствия ее рационального решения и категория «морального такта» будут, получив более отчетливое христианское осмысление, оставаться руководящими вплоть до самых последних работ философа [Франк 1949, 229; Буббайер web]. В результате «политика» оказывается чем-то гораздо большим, чем просто элементом культуры: пространством, в котором «культура» и «личность» выясняют свои отношения. Она выступает и как условие возможности культурного творчества, поскольку создает условия для свободы и «достойного существования» «личности», и как его ограничитель в той мере, в какой чрезмерное увлечение политикой, мобилизуя «личность», заставляет ее забывать о более глубоких уровнях духовной жизни, пренебрегать необходимыми формами «заботы о себе». Становится очевидно, что изложение этого соотношения в «Крушении кумиров» дано в нарочито обобщенной и упрощенной форме. Франк изымает из своего описания целый ряд существенных моментов (критику нигилизма, онтологию культуры, всю проблематику отношений культуры и личности), которые стимулировали дальнейшее развитие его мысли в сторону «либерального консерватизма», в поисках предельных оснований движущегося от онтологии «культуры» к философской теологии и идее «христианской политики», но сохраняющего впервые продуманные в ранних текстах базовые этические и политические альтернативы. Посмотрим теперь, как предложенная в «Очерках…» теоретическая конструкция реализуется в непосредственной политической практике.
3. «Демократия» и «культура»: политическая практика и рефлексия В написанной весной 1906 г. восторженно подводящей итоги революционных событий 1904–1906 гг. статье «Молодая демократия» отнюдь еще не изжитый «политицизм» соединяется с новым обращением к теме отношений «политики» и «культуры». Наивное обсуждение «грандиозных исторических перспектив» [Франк 1906, 79] демократического движения замысловатым образом сочетается с вызывающими уважение своей проницательностью элементами рефлексии, связанными именно с постановкой проблемы культуры. Статья завершается не победоносной политической риторикой, а постановкой проблемы соотношения демократии и культуры. Франк, по обыкновению, формулирует проблему, сталкивая две альтернативных позиции, за каждой из которых он видит «известную долю правды». С одной стороны, это восходящая к «Апологии сумасшедшего» Чаадаева и народничеству идея о культурной отсталости как залоге опережающего развития, с другой – «…западнический скептицизм, который не верит в творческую силу некультурности» [Франк 1906, 80]. Предлагаемое решение определяется действием трех факторов. Во-первых, в актуальной политической ситуации России того времени культурная слабость, отсутствие традиций скорее благоприятствует развитию демократии, поскольку последняя не сталкивается с идейным сопротивлением консервативных, аристократических и монархических сил. Во-вторых, существует возможность столкновения «демократической идеи» и «идеи культуры»» [Франк 1906, 81]. В-третьих, демократическое устройство и культурное творчество взаимно определяют друг друга, предъявляют друг другу определенный уровень требований. Статья заканчивается недвусмысленным указанием на тот факт, что «жертвы, павшие на алтаре русской демократии» [Франк 1906, 82], будут оправданы только в той мере, в какой их наследники окажутся на уровне этих требований. Именно эту позицию следует считать точкой отсчета «консервативного поворота» в мышлении Франка. Как представляется, в нем можно выделить несколько взаимосвязанных аспектов: 1) частичный пересмотр отношения к «старому режиму» в направлении обнаружения его «идейных» основ; 2) критика «освободительного движения» с точки зрения его несоответствия необходимому уровню культурных интересов и ценностей (ряд мыслей, завершающийся в «Этике нигилизма»); 3) и наиболее существенное, определяющее в отношении как первого, так и второго: выявление дополитической основы политической сферы и постепенное углубление в ее структуру, требующее, в свою очередь, постоянного пересмотра политического мышления. Процесс, ключевыми моментами которого на определенном этапе стали понятия «культуры» и «личности», а не вполне адекватным отражением – «Крушение кумиров». *** Подведем итоги. Самосознание и риторическая стратегия русских интеллектуалов начала XX в. формировались в тесной связи с идеологией «немецких мандаринов», которая представлялась им чрезвычайно привлекательной, однако усваивалась весьма избирательно, зачастую становясь объектом весьма продуктивной критики. «Крушение кумиров», равно как и другие автобиографические и квазиавтобиографические тексты русских мыслителей, следует рассматривать как источники для реконструкции их духовной, интеллектуальной и просто фактической биографии с большой осторожностью, учитывая жанровые особенности и полемические задачи этих работ. В частности, предпринятый здесь Франком в свете религиозных, культурных и политических задач русской эмиграции пересмотр всего ценностного строя русской интеллигенции является, при всех своих достоинствах, несомненно схематизирующим, упрощающим и обедняющим общую картину ее идейной и политической жизни. Тексты Франка 1903–1906 гг. могут рассматриваться как особая «дискурсивная формация, определяемая специфическим соотношением понятий «культура», «политика», «личность» и жесткой критикой существующей власти, принципиально отличная как от предшествующей «экономической», так и от последующей «веховской» формаций. Именно она становится основным предметом самокритики в «Крушении кумиров». В противоположность этой упрощающей критике и основанным на ней позднейшим реконструкциям необходимо признать, что раннее философское и публицистическое творчество Франка вносит существенный вклад в разработку русскими мыслителями проблематики философии культуры и политической философии в контексте осмысления ими напряженной ситуации начала XX в. Оно обладает собственной ценностью, которая не должна затмеваться ни значимостью поздних работ мыслителя (проблематика которых в значительной степени в них уже в той или иной форме присутствует), ни его позднейшей самокритикой. Нить, следуя которой можно попытаться обнаружить элементы преемственности между кажущимися столь различными «дискурсивными формациями», соответствующими различным этапам личного духовного и интеллектуального становления Франка, есть не что иное, как проделанный им через углубление в проблематику отношений личности и культуры путь поиска моральных оснований и условий возможности политического действия от «гуманистического индивидуализма» («Очерки философии культуры») через «религиозный гуманизм» («Этика нигилизма») к христианскому универсализму. Источники (Primary Sources in Russian) Вебер 1990 – Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 707–735 (Weber, Max Wissenschaft als Beruf, Russian Translation). Виндельбанд 1995а – Виндельбанд В. Фридрих Гельдерлин и его судьба // Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995. С. 120–139 (Windelband, Wilhelm (1907) Über Friedrich Hölderlin und sein Geschick, Russian Translation). Виндельбанд 1995б – Виндельбанд В. Святыня (Очерк философии религии) // Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995. С. 253–270 (Windelband, Wilhelm Das Heilige (Skizze der religiösen Philosophie), Russian Translation). Виндельбанд 2007 – Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. М., 2007 (Windelband, Wilhelm Die Geschichte der neueren Philosophie in ihrem Zusammenhange mit der allgemeinen Cultur und den besonderen Wissenschaften dargestellt. Bd. 2: Die Blüthezeit der deutschen Philosophie. Von Kant bis Hegel und Herbart, Russian Translation). Струве 1906 – Струве П.Б. Великое // Речь. 1906. № 33. С. 1 (Struve, Petr B. The Great, in Russian). Франк 1906 – Франк С.Л. Молодая демократия // Свобода и культура. 1906. № 2 (10 апр.). С. 67–82 (Frank, Semen L. Young Democracy, in Russian). Франк 1949 – Франк С.Л. Свет во тьме: опыт христианской этики и социальной философии. Париж, 1949 (Frank, Semen L. The Light in the Darkness: An Essay on Christian Ethics and Social Philosophy, in Russian). Франк 1990а – Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 113–182 (Frank, Semen L. ‘The Downfall of Idols’, in Russian). Франк 1990б – Франк С.Л. Политика и идеи (о программе «Полярной звезды») // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 65–76 (Frank, Semen L. The Politics and Ideas (about the Program of “The Polar star”), in Russian). Франк 2001 – Франк С.Л. Проблема власти // Франк С.Л. Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания. М., 2001. С. 63–109 (Frank, Semen L. The Problem of Power, in Russian). Франк, Струве 1905а – Франк С.Л., Струве П.Б. Очерки философии культуры. 1. Что такое культура? // Полярная звезда. 1905. № 2. С. 104–117. (Frank, Semen L., Struve, Petr B. Essays of Philosophy of Culture. 1. What is Culture?, in Russian). Франк, Струве 1905б – Франк С.Л., Струве П.Б. Очерки философии культуры. 2. Культура и личность // Полярная звезда. 1905. № 3. С. 170–184 (Frank, Semen L., Struve, Petr B. Essays of Philosophy of Culture. 2. Culture and Personality, in Russian). Франк, Струве 2001 – Франк С.Л., Струве П.Б. Очерки философии культуры // Франк С.Л. Непрочитанное… М., 2001. С. 37–62. (Frank, Semen L., Struve, Petr B. Essays of Philosophy of Culture, in Russian). Шиллер 1957 – Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. Т. 6. Статьи по эстетике. М., 1957. С. 251–358. (Schiller, Friedrich Über die ästhetische Erziehung des Menschen (Russian Translation, 1957).
Ссылки – References in Russian Буббайер 2001 – Буббайер Ф. С.Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа. М., 2001. Буббайер web – Буббайер Ф. Русская версия христианского реализма: духовная мудрость и политика в мысли С.Л. Франка // [Вопросы философии. 2016. № 4] http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1382&Itemid=52 Колеров 2002 – Колеров М.А. Сборник «Проблемы идеализма». История и контекст. М., Три квадрата, 2002. Рингер 2008 – Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: академическое сообщество в Германии, 1890–1933. М., 2008. Соливода 2015 – Соливода С. «Богочеловечество» в дореволюционных трудах Семена Франка // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С.Л. Франка. М., 2015. С. 118–130.
References Baumeister, Roy F. (1991) Meanings of life, Guilford Press, New York. Boobbayer, Philip (1995) S.L. Frank: The Life and Work of a Russian Philosopher 1877–1950, Ohio University Press, Athens (Russian Translation, 2001). Boobbayer, Philip (2016) ‘A Russian Version of Christian realism: a Spiritual Wisdom and Politics in S.L. Frank’s Thinking’, Voprosy Filosofii, Vol. 4. (2016), pp. 90–102 (in Russian). Kolerov, Modest A. (2002) A Collection of Papers “Problems of Idealism”. History and context, Tri Kvadrata, Moscow (in Russian). Ringer, Fritz K. (1990) The Decline of the German Mandarins: The German Academic Community, 1890–1933, Weslean University Press, Hannover, London (Russian Translation, 2008). Solivoda, Stefany (2015) ‘“Gomanhood” in Pre-Revolutionary Writings of Semen Frank’, “The Most Outstanding Russian Philosopher”: The Philosophy of Religion and Politics of S.L. Frank, PSTGU, Moscow, pp. 118–130 (in Russian).
[*]The article was written with support of grant of development fund of St.-Tikhon’s Orthodox University “S.L. Frank between political economy and philosophy: from Marxism to Idealism through Nietzsche and Kant” № 08-0317/КИП3. [1] Отметим, что подрывая кумиры «политики», «культуры», «нравственного идеализма», Франк вступает в полемику не только с традицией русской интеллигенции, но и с не менее для него лично и для русской мысли в целом значимой духовной традицией немецких интеллектуалов, чьи социальные и политические амбиции обосновывались их приобщенностью к «духовной культуре» [Рингер 2008, 7]. [2] Указанное соответствие прослеживается вплоть до различения «внутренней», «духовной», «незаинтересованной» «культуры» и «внешней», «утилитарной», «материальной» «цивилизации» (хотя последнее понятие Франк терминологически еще не употребляет) [Рингер 2008, 113; Франк, Струве 1905а, 112]. У русских мыслителей националистические коннотации, связанные с противопоставлением немецкой «культуры» и французской «цивилизации» [Рингер 2008, 111], заменяются вполне славянофильскими инвективами в адрес «души современного европейца» [Франк, Струве 1905а, 112], которые при этом парадоксально соседствуют с провозглашением западничества «культурно-психологической тенденцией всякого русского человека» [Франк, Струве 1905а, 106] и претензиями на статус «граждан европейского мира» [Франк, Струве 1905а, 115]. Хорошо заметна и социальная оппозиция интеллектуала, носителя «духовного начала», и состоятельного «светского» человека, «заказывающего платье у Шармера» и не нуждающегося «ни в какой культуре» [Франк, Струве 1905а; 113; Рингер 2008, 111]. [3][3][3] Интересно сопоставить вполне светское обоснование этих принципов у Франка с прямыми апелляциями к христианскому Откровению у Булгакова, представившего свой вариант в серии статей, вошедших в сборник «От марксизма к идеализму».
|
« Пред. | След. » |
---|