Князь Петр Андреевич Вяземский и исторические судьбы России (к 225-летию со дня рождения) | Печать |
Автор Редакция   
17.04.2018 г.
Князь Петр Андреевич Вяземский и исторические судьбы России (к 225-летию со дня рождения). Материалы международной научной конференции
 
 

 

КНЯЗЬ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ РОССИИ (К 225-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ).

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Вопросы философии. 2018. № 3. С. ??

 

А.А. Кара-Мурза, И.Е. Прохорова, О.А. Жукова, Т.Г. Щедрина, Б.И. Пружинин

1 и 3 июня 2017 г. в Институте философии РАН и Государственном музее-усадьбе «Остафьево» – «родовом гнезде» князей Вяземских – состоялась Международная научная конференция, посвященная 225-летию со дня рождения выдающегося русского литератора, социального и политического мыслителя, государственного деятеля князя Петра Андреевича Вяземского.

В статье А.А. Кара-Мурзы «“Русское северянство” князей Вяземских (к вопросу о национальной идентичности)» исследуется малоизученный в литературе вопрос о роли князей Вяземских в создании концепции «русского северянства» – богатой «идентификационной матрицы», сыгравшей большую роль в философско-идеологической полемике XVIII – первой трети XIX вв. и отодвинутой на дальний план в середине XIX в., с началом русского противостояния «западников» и «славянофилов». По мнению автора статьи, идейным вдохновителем рюриковичей Вяземских был Н.М. Карамзин, который жил и работал в «родовых гнездах» Вяземских в Москве и Остафьеве и чья «История государства Российского» стала классическим текстом «русского северянства».

В статье И.Е. Прохоровой «Концепты “смерть” и “старость” в лирике П.А. Вяземского» особое внимание уделяется «поэзии старости» Вяземского, отличающейся разнообразием идей и переживаний при акцентировании концепта «смерти», скептического умонастроения и значимости мотивов хандры. Показана глубокая разработка поэтом принципиальных философских и психологических проблем «последнего возраста», адаптации к нему, геронтофобии и «самоотпевания», ментального конфликта поколений и перспектив «общего труда», концепции двух вариантов старости. Сделана попытка по возможности полно и объективно проанализировать размышления Вяземского о жизни после смерти («втором томе книги жизни»), посмертной памяти, творческом бессмертии.

В статье О.А. Жуковой «Идеалы просвещения и национальная литература: эстетическая программа П.А. Вяземского» проводится мысль о том, что Вяземский создает эстетический канон русской классики, демонстрируя процесс универсализации эстетических ценностей в русской культуре. Он последовательно отстаивает тезис о необходимости национальной литературы во взаимосвязи с духовными традициями и гражданскими установлениями народа. Автор раскрывает смысл эстетической программы Вяземского, структурными элементами которой являются язык как форма выражения мысли, историзм в формировании национальной литературы и идеи Просвещения. Также выявляются «культурные герои», повлиявшие на эстетическую программу Вяземского – создатель русской Империи Петр I, великий историограф Н.М. Карамзин и его друг, первый поэт России, А.С. Пушкин.

В статье Т.Г. Щедриной и Б.И. Пружинина «К истокам “положительной философии” в России: Петр Вяземский о достоинстве интеллектуальной культуры» актуализируется интеллектуальное наследие русского мыслителя П.А. Вяземского. Авторы проводят мысль о том, что его идеи являются одним из истоков традиции «положительной философии» в России, для которой характерны историзм (в том числе и применительно к собственной философской позиции) и знаково-символическая трактовка знания как культурной ценности. В особенности ярко проявился у Вяземского поворот к «положительной философии» в его мыслях о русском языке, словесности и народности, а также в культурно-исторических оценках первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева и политически ориентированных стихотворений А.С. Пушкина. Идеи П.А. Вяземского о необходимости формирования «литературной аристократии» не только как особого неполитизированного слоя «творцов культуры», но и как внеидеологической среды для становления личности, оказываются остро современными, созвучными фундаментальным проблемам культуры нашей кризисной эпохи.

 

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: История России, Просвещение, национальная идентичность, «русское северянство», «положительная философия», русская интеллектуальная культура, литературная аристократия, достоинство, историзм, «смерть», «старость», творческое бессмертие.

 

ЖУКОВА Ольга Анатольевна – доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва.

ozhukova@hse.ru

 

КАРА-МУРЗА Алексей Алексеевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник Института философии РАН, Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

ПРОХОРОВА Ирина Евгеньевнакандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва.

ieprokhorova@mail.ru

 

ПРУЖИНИН Борис Исаевич – доктор философских наук, главный редактор журнала «Вопросы философии», профессор Школы философии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

ЩЕДРИНА Татьяна Геннадьевна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры философии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивосток, редактор журнала «Вопросы философии», Москва.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Статьи поступили в редакцию 15 июля 2017 г.

Цитирование:

Кара-Мурза А.А. «Русское северянство» князей Вяземских (к вопросу о национальной идентичности) // Вопросы философии. 2018. № 3. С. ? –?

Прохорова И.Е. Концепты «смерть» и «старость» в лирике П.А. Вяземского // Вопросы философии. 2018. № 3. С. ? –?

Жукова О.А. Е.Н. Идеалы просвещения и национальная литература: эстетическая программа П.А. Вяземского // Вопросы философии. 2018. № 3. С. ? –?

Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. К истокам «положительной философии» в России: Петр Вяземский о достоинстве интеллектуальной культуры // Вопросы философии. 2018. № 3. С. ? –?

 

 

Источники – Primary Sources in Russian

 

Архив князя Вяземского 1881 – Архив князя Вяземского. Князь Андрей Иванович Вяземский. СПб.: тип. Балашева, 1881 [Prince Vyazemskys Arhive. Prince Andrei Ivanovitch Vyazemsky (In Russian)].

Боратынский 2002 – Боратынский Е.А. Полн. собр. соч. и писем: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. М.: Языки славянской культуры, 2002 [Boratynsky, Eugene A. (2002) Complete Works and Letters (In Russian)].

Вяземский 1878–1896 – Полное собрание сочинений князя П.А. Вяземского. СПб.: тип. Стасюлевича, 1878–1896 [Vyazemsky, Peter (1878–1896) Complete Works (In Russian)].

Вяземский 1895 – Письмо князя П.А. Вяземского к Елизавете Михайловне Хитрово, 7 октября 1831 года // Русский архив. 1895. № 5. С. 110–113 [Letter from prince P.A. Vyazemsky to Elizaveta Mikhailovna Khitrovo (In Russian)].

Вяземский 1935 – Вяземский П.А. Избранные стихотворения. М.; Л.: Academia, 1935 [Vyazemsky, Peter A. (1935) Selected poems (In Russian)].

Вяземский 1986 – Вяземский П.А. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1986 [Vyazemsky Peter A. Poems (In Russian)].

Вяземский 2003 Вяземский П.А. Старая записная книжка. 1813–1877. М.: Захаров, 2003 [Vyazemsky, Peter A. (2003) An Old notebook. 1813–1877 (In Russian)].

Гоголь 1984 Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 8 т. Т. 7. М.: Правда, 1984 [Gogol, Nikolai V. (1984) Selected passages from correspondence with friends (In Russian)].

Жуковский 2000 – Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем. В 20 т. Т. 2. М.: Языки  славянской культуры, 2000 [Zhukovsky, Vasiliy A. (2000) Complete Works and Letters (In Russian)].

Игнатий (Брянчанинов) 1862 webИгнатий (Брянчанинов). Слово о смерти. М., 1862 // http://lib.pravmir.ru/library/readbook/209 [Ignatius (Brianchaninov) (1862) The Word of Death (In Russian)].

Карамзин 2015 – Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 т. Т. 1. М.: АСТ, 2015 [Karamzin, Nikolay M. (2015) History of Russian State (In Russian)].

Касаткина (ред.) 1988 – «Литературная газета» А.С. Пушкина и А.А. Дельвига 1830 года (№ 1–13) / Под общ. ред. В.Н. Касаткиной. М.: Советская Россия, 1988 [Kasatkina, Vera N. (ed.) (1988) Literary newspaper” of A. S. Pushkin and A. A. Delvig, 1830 (№. 1–13), (In Russian)].

Назарьян, Фризман (ред.) 1991 – Декабристы: эстетика и критика / Сост. Р.Г. Назарьян, Л.Г. Фризман. М.: Искусство, 1991. [Nazar’an Ruben G., Frizman Leonid G. (1991) The Decembrists: aesthetics and criticism (In Russian)].

Пушкин 1977–1979 – Пушкин А.С. Полн. cобр. соч. В 10 т. М.: Наука, 1977–1979. [Pushkin, Alexander S. (1977–1979). Complete works (In Russian)].

Остафьевский архив 1899–1913 – Остафьевский архив князей Вяземских. СПб.: тип. Стасюлевича, 1899–1913 [PrincesVyazemsky Ostafievo Arhive (In Russian)].

Сталь 1989 – Сталь Ж. де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М.: Искусство, 1989 [Staël, Germaine de (1959) De la littérature considérée dans ses rapports avec les institutions sociales (Russian translation 1989)].

Шпет 2005 – Шпет Г.Г. Мысль и слово. Избранные труды / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2005 [Shpet, Gustav G. Thought and word. Selected Works (In Russian)].

Шпет 2008 – Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии I / Под ред. Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2008 [Shpet, Gustav G. An Outline of the Development of Russian Philosophy I (In Russian)].

Шпет 2009 – Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2009 [Shpet, Gustav G. An Outline of the Development of Russian Philosophy. II. Materials. Reconstructed by T.G. Shchedrina (In Russian)].

 

Ссылки – References in Russian

 

Бондаренко 2014 – Бондаренко В.В. Вяземский. М.: Молодая гвардия, 2014.

Букина 2011 – Букина Г.Ю. Онтологические мотивы в поздней лирике П.А. Вяземского // Вестник МГОУ. Сер. Русская филология. 2011. № 5. С. 123–126

Гиллельсон 1969 – Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский. Жизнь и творчество. Л.: Наука, 1969.

Гинзбург 1986 – Гинзбург Л.Я. П.А. Вяземский // Вяземский П.А. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1986. С. 5–50.

Достоинство знания 2016 – Пружинин Б.И., Автономова Н.С., Бажанов В.А., Грифцова И.Н., Касавин И.Т., Князев В.Н., Лекторский В.А., Махлин В.Л., Микешина Л.А., Ольхов П.А., Порус В.Н., Сорина Г.В., Филатов В.П., Щедрина Т.Г. ‘Достоинство знания как проблема современной эпистемологии. Материалы круглого стола’ // Вопросы философии. 2016. № 8. С. 20–56.

Кантор 2005 – Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. М.: РОССПЭН, 2005.

Кара-Мурза 1993 – Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество? // Полис. Политические исследования. 1993. № 2. C. 90–96.

Кара-Мурза (ред.) 2007 – Российский либерализм: идеи и люди / Общ. ред. А.А. Кара-Мурзы. М.: Новое издательство, 2007.

Кара-Мурза 2016аКара-Мурза А.А. Тяжба о Карамзине. Юбилейные заметки // Вопросы философии. 2016. № 12. С. 106–110.

Кара-Мурза 2016б – Кара-Мурза А.А. Философские дилеммы писем русского путешественника Н.М. Карамзина // Философские науки. 2016. № 11. С. 59–68.

Лотман 1960 – Лотман Ю.М. П.А. Вяземский и движение декабристов // Ученые записки Тартуского университета. 1960. Вып. 98. С. 24–142.

Митрофанова 2007 – Митрофанова О.И. Своеобразие идеостиля П.А. Вяземского // Вестник ВГУ. Сер. Филология, журналистика. 2007. № 2. С. 75–82.

Моторин 2010 webМоторин А.В. Художественное вероисповедание князя Петра Вяземского. 2010. Ч. 1–3. //  http://www.minilinx.com.pravoslavie.ru/38764.html

Нечаева 1935 – Нечаева В.С. Вяземский – поэт // Вяземский П.А. Избранные стихотворения. М.: Academia, 1935. С. 7–60.

Пружинин, Щедрина (ред.) 2013 – Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX–XX веков: От личности к традиции / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М.: РОССПЭН, 2013.

Пружинин, Щедрина 2015 – Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Русская философия как культурно-исторический феномен: проблема целостности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. № 2. С. 17–24.

Шабанов 2014 web – Шабанов А., прот. «Два племени» князя Вяземского // http://www.pravoslavie.ru/73483.html

 

Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 3. P. ?–?

PRINCE PETER ANDREEVICH VYAZEMSKY, AND THE HISTORICAL FATES OF RUSSIA (TO THE 225TH BIRTH ANNIVERSARY). THE MATERIALS OF THE INTERNATIONAL CONFERENCE

 

Alexei A. Kara-Murza, Irina E. Prokhorova, Boris I. Pruzhinin, Tatiana G. Shchedrina, Olga A. Zhukova

 

1 and 3 June 2017 at the Institute of philosophy of Russian Academy of Sciences and the State Estate-Museum Ostafyevo – “a patrimonial nest” of the Vyazemskys princes – was held the international scientific conference dedicated to the 225th birth anniversary of the outstanding Russian writer, social and political thinker, statesman, prince Peter Andreevich Vyazemsky.

The A.A. Kara-Murza’s article “Russian Northernship” of the Princes Vyazemsky (to the Question of National Identity) explores the little-studied question of the role of the princes Vyazemsky in the creation of the concept of “Russian Northernship” – a rich “identification matrix”, which played a big role in the philosophical and ideological polemics of the 18th and the first third of 19th centuries and pushed back into the distance in the middle of the 19th century, with the beginning of the “classical” Russian dispute between “Westerners” and “Slavophiles”. According to the author of the article, the main ideological inspirer of the rurikoviches Vyazemsky was N.M. Karamzin, who lived and worked in Vyazemsky’s “family nests” in Moscow and Ostafievo, and whose “History Of the Russian State” is a classical text of the “Russian Northernship”.

In the I.E. Prokhorova’s article Concepts “Death” and “Old Age” in the Lyrics of P.A. Vyazemsky particular attention is paid to Vyazemsky’s “poetry of old age” with its variety of ideas and experiences and accentuation of the concept of “death”, skeptical mentality and motives of the spleen. The article shows Vyazemsky’s deep study of the fundamental philosophical and psychological problems of “last age”, adaptation to it and gerontophobia as well as problems of generations mental conflict and perspectives of their “common labor” and the conception of two variants of old age. The researcher also made an attempt to analyze completely and objectively Vyazemsky’s ideas about life after death (“the second volume of the book of life”), memory and posthumous fame.

The O.A. Zhukova’s article The Ideals of the Enlightenment and National Literature: The Aesthetic Program of P.A. Vyazemsky presents the idea that Vyazemsky creates aesthetic canon of Russian classics, showing the process of universalization of aesthetic values in Russian culture. He consistently defended the thesis of the necessary of national literature in relationship with spiritual traditions and civil institutions of the people. The author reveals the aesthetic sense of the Vyazemsky’s program, which structural elements are the language as a form of expression of thought, historism in the formation of national literature and the ideas of the Enlightenment. Also are identified “culture heroes”, who influenced the aesthetic program of Vyazemsky – creator of the Russian Empire Peter the Great, the great historian N.M. Karamzin and his friend, the first poet of Russia, Pushkin.

The article by T.G. Shchedrina and B.I. Pruzhinin To the Origins of the “Positive Philosophy” in Russia: Peter Vyazemsky on the Self-Integrity of Intellectual Culture analyses the intellectual legacy of the Russian thinker Peter Vyazemsky. The authors provide the idea that his ideas belong to the origins of the tradition of “positive philosophy” in Russia, which is characterized by historism (which is also always applied to the author’s own philosophical position) and sign-symbolic interpretation of knowledge as a cultural value. Vyazemsky’s turn to “positive philosophy” especially clearly manifests itself through his thoughts about the Russian language, literature and nation, as well as through the cultural-historical evaluations of the first “Philosophical letter” by P.Ya. Chaadaev and A.S. Pushkin’s “anti-Polish” (politically biased) poems. Vyazemsky’s ideas about the necessity of creating “literary aristocracy” not only as a special non-politicised stratum of “creators of culture”, but as a non-ideological environment for the formation of personality, appear to be very modern and, moreover, consonant  to the fundamental cultural problems of our crisis era.

 

KEY WORDS: History of Russia, Russian intellectual culture, Enlightenment, “Russian Northernship”, national identity, “positive philosophy”, literary aristocracy, self-integrity, historism, “death”, “old age”, posthumous fame.

 

 

KARA-MURZA Alexei A. – DSc in Philosophy, Professor, Senior Researcher, National Research University Higher School of Economics; Senior Researcher, Institute of Philosophy RAS, Russian Federation.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

PROKHOROVA Irina E. CSc in Philology, Associate Professor at the Chair of History of Russian Journalism and Literature, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

PRUZHININ Boris I. – DSc in Philosophy, Editor-in-chief of Journal “Voprosy Filosofii”, Professor of the School of Philosophy of the National Research University – Higher School of Economics, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

SHCHEDRINA Tatiana G. – DSc in Philosophy, Professor at Department of Philosophy of Institute of Social Humanitarian Education at Moscow Pedagogical State University, Professor at Department of Philosophy of School of Humanities at Far Eastern Federal University (FESU), Vladivostok, Editor of Journal “Voprosy Filosofii”, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

ZHUKOVA Olga A. – DSc in Philosophy, Professor of the Faculty of Humanities, School of Philosophy, National Research University Higher School of Economics, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Received at July, 15 2017.

Citation:

Kara-Murza Alexei A. (2018) ‘Russian Northernship of the Princes Vyazemsky (to the Question of National Identity)’, Voprosy Filosofii, 2018. Vol. 3, pp. ?-?

Prokhorova, Irina E. (2018) ‘Concepts Death and Old Age in the Lyrics of P.A. Vyazemsky’, Voprosy Filosofii, 2018. Vol. 3, pp. ?-?

Zhukova, Olga A. (2018) ‘The Ideals of the Enlightenment and National Literature: The Aesthetic Program of P.A. Vyazemsky’, Voprosy Filosofii, Vol. 3 (2018). pp. ? –?

Shchedrina, Tatiana G., Pruzhinin, Boris I. (2018) ‘To the Origins of the Positive Philosophy in Russia: Peter Vyazemsky on the Self-Integrity of Intellectual Culture’, Voprosy Filosofii, Vol. 3 (2018), pp. ? –?

 

 

References

Bondarenko, Vyacheslav V. (2014) Vyazemsky, Molodaya Gvardiya, Moscow (In Russian).

Bukina, Galina Yu. (2011) ‘Ontological motifs in the late lyrics of P.A. Vyazemsky’, Bulletin of MSRU. Ser. Russian philology, 5, pp. 123–126 (In Russian).

Gillelson, Maxim I. (1969) P.A. Vyazemsky. Life and art, Nauka, Leningrad, 1969 (In Russian).

Ginzburg, Lidiya Ya. (1986) ‘P.A. Vyazemsky’, Vyazemsky P.A. Poems, Sovremenny pisatel’, Leningrad, pp. 5–50 (In Russian).

Kantor, Vladimir K. (2005) Russian classics, or the Being of Russia, ROSSPEN, Moscow (In Russian).

Kara-Murza, Alexey A. (1993) ‘What is Russian Westernism?’, Polis. Political Studies, 1993, 2, pp. 90–96 (In Russian).

Kara-Murza, Alexey A. ed. (2007) Russian Liberalism: Ideas & Persons, ed. A.A. Kara-Murza, Novoe izdatel’stvo, Moscow (In Russian)

Kara-Murza, Alexey A. (2016а) ‘The Karamzin’ Debate: Anniversary Notes’, Voprosy Filosofii, Vol. 12 (2016), pp. 106–110 (In Russian).

Kara-Murza, Alexey A. (2016) ‘The Philosophical Dilemmas of Letters of a Russian Traveler of N.M. Karamzin’, Philosofskiye nauki, 11, pp. 59–68 (In Russian).

Lotman, Yuri M. (1960) ‘P.A. Vyazemsky and the Decembrist movement’, Scientific notes of Tartu University, 98, pp. 24–142. (In Russian).

Mitrofanova, Olga I. (2007) ‘The peculiarity of ideostyle of P.A. Vyazemsky’, Bulletin of VSU. Ser.: Philology, journalism, 2, pp. 79–80 (In Russian).

Motorin, Alexander V. (2010) ‘Confession of Prince Peter Vyazemsky in poetic form’, http://www.minilinx.com.pravoslavie.ru/38764.html (In Russian).

Nechaeva, Vera S. (1935) ‘Vyazemsky is a poet’, Vyazemsky, Peter A. Selected poems, Academia, Moscow, Leningrad (In Russian).

Pruzhinin Boris I, Avtonomova Natalia S., Bazhanov Valentin A., Filatov Vladimir P., Griftsova Irina N., Kazavin Ilya T., Knyazev Viktor N., Lectorsky Vladislav A., Makhlin Vitaliy L., Mikeshina Ludmila A., Olkhov Pavel A., Porus Vladimir N., Shchedrina Tatiana G., Sorina Galina V. (2016) ‘The Self-Integrity of Knowledge as a Problem of Modern Epistemology. Materials of Round Table’, Voprosy Filosofii, Vol 8 (2016), pp. 20–56 (In Russian).

Pruzhinin Boris I., Shchedrina Tatiana G. (eds.) (2013) Epistemological style of the Russian intellectual culture of the XIX–XX centuries: from personality to tradition, ROSSPEN, Moscow (In Russian).

Pruzhinin, Boris I., Shchedrina, Tatiana G. (2015) ‘Russian Philosophy as a Culture-Historical Phenomenon: the Problem of Integrity’, The Herald of Vyatka State University for the Humanities, 2, pp. 17–24 (In Russian).

Shabanov, Alexander (2014 web) Prince Vyazemskys’ «Two Tribes» // http://www.pravoslavie.ru/73483.html (In Russian).

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »