Буддизм и феноменология | Печать |
Автор Редколлегия   
14.02.2018 г.

Мы продолжаем публиковать материалы международной конференции «Буддизм и феноменология» (7–8 ноября 2016 г. Институт философии РАН, Москва, РФ), организованной Сектором восточных философий ИФРАН (председатель оргкомитета В.Г. Лысенко) и Фондом содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Тело Тулку Ринпоче и Юлия Жиронкина); см.: [Титлин 2017]. В данной публикации представлены пленарные доклады и конспект «круглого стола» по теме «Буддийские духовные практики и феноменологический метод (эпохе)».

Как признают создатели феноменологии, она имеет сходство с созерцательными практиками. Мишель Битбол в статье «От феноменологического эпохе к медитации» последовательно определяет предмет исследования феноменологии, сферу действия феноменологического эпохе и, наконец, задается вопросом, к чему оно приводит. На каждом из шагов он проводит сравнение с созерцательными буддийскими практиками.

Прадип Гокхале основное внимание уделяет сравнению феноменологии и медитации осознанности как буддийской духовной практики. Сначала он дает описание четырех видов медитации осознанности и фокусируется на их основных особенностях, таких как «объективность», «непостоянство» и т.д. Затем выявляет сходства и различия между двумя подходами. В третьей части статьи автор предполагает, что в буддизме возможны разные модели феноменологии.

Участники дискуссии обсуждают вопросы, поднятые докладами М. Битбола и П. Гокхале: статус трансцендентности и имманентности, сущности и феноменов, а также ряд проблем познания с феноменологической и буддийской точек зрения.

Перевод с английского В.Г. Лысенко (доклад и реплики Мишеля Битбола и реплики Кристиана Козеру и достопочтенного Дхаммаджоти), Л.И. Титлина (доклад и реплики Прадипа Гокхале), Б.Л. Митруева (реплики геше Тхуптена Джинпы), А.А. Чикина (реплики Дэна Захави), модерация дискуссий и общая редакция текстов В.Г. Лысенко.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: философия сознания, буддизм, феноменология, субъективность, сознание, эпохе, медитация, трансцендентное, трансцендентальное, Гуссерль, Хайдеггер, Финк, Мерло-Понти, Васубандху, Дхармакирти.

 

Докладчики:

БИТБОЛ Мишель – профессор-исследователь Национального центра научных исследований (SNRS), работает в Архивах Гуссерля, Высшая нормальная школа (Париж, Франция).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

ГОКХАЛЕ Прадип – профессор-исследователь, Центральный университет тибетских исследований, Сарнатх (Бенарес, Индия).

pradeepgokhale53@gmail.com

 

Модератор дискуссии, переводчик и редактор материалов:

ЛЫСЕНКО Виктория Георгиевна – доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, руководитель Сектора восточных философий.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Переводчики:

МИТРУЕВ Бембя Леонидович – аспирант Института философии РАН.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

ТИТЛИН Лев Игоревич – кандидат философских наук, научный сотрудник Сектора восточных философий Института философии РАН.

titlus@gmail.com

ЧИКИН Александр Александрович – кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Участники дискуссии:

ДХАММАДЖОТИ дост. – заслуженный профессор университета Гонконга.

dhjoti@gmail.com

ЗАХАВИ Дэн – профессор философии ун-та Копенгагена (Дания).

zahavi@hum.ku.dk

КОЗЕРУ Кристиан – PhD, доцент философского факультета Колледжа Чарльстона (США).

coseruc@cofc.edu

ТХУПТЕН Джинпа Лэнгри – PhD, директор Центра изучения тибетской классики, приглашенный исследователь Стэнфордского института нейроинноваций и трансляционных нейронаук при Стэнфордском университете (США), главный переводчик Далай-ламы.

tjlangri@sympatico.ca

 

Материалы поступили в редакцию 27 марта 2017 г.

 

Цитирование: Битбол М. От феноменологического эпохе к медитации. Гокхале П. Медитация осознанности и феноменологический подход. Феноменологическое эпохе и буддийская медитация (материалы дискуссии). Участники: Битбол М., дост. Дхаммаджоти, Д. Захави, К. Козеру, Тхуптен Джинпа Лэнгри // Вопросы философии. 2018. № 1. С. ?–?

 

Источники и переводы – Primary Sources and Translations

AKB 1967 – Abhidharmakośa as in Abhidharmakośabhāṣya of Vasubandhu, Ed. by Prof. P. Pradhan. Patna: K. P. Jayaswal research institute, 1967.

GA 24 – Martin-Heidegger-Gesamtausgabe, Band 24, Die Grundprobleme der Phänomenologie (Sommer-semester 1927), ed. F.-W. von Herrmann, 1975, 2nd ed. 1989, 3rd ed. 1997, Vittorio Klostermann Verlag, Frankfurt am Main.

Hua VII – Husserliana: Edmund Husserl Gesammelte Werke, Band VII (1956), Erste Philosophie (1923/24), Erster Teil: Kritische Ideengeschichte, Hrsg. von Rudolf Boehm, Martinus Nijhoff, The Hague.

Hua XXIV – Husserliana: Edmund Husserl Gesammelte Werke, Band XXIV (1985), Einleitung in die Logik und Erkenntnistheorie, Vorlesungen 1906/07, Hrsg. von Ullrich Melle, Martinus Nijhoff, The Hague.

Hua XXVII – Husserliana: Edmund Husserl Gesammelte Werke, Band XXVII (1988), Aufsätze und Vorträge (1922–1937), Hrsg. von Thomas Nenon und H.R. Sepp, Kluwer Academic Publishers, The Hague.

Hua XXXIV – Husserliana: Edmund Husserl Gesammelte Werke, Band XXXIV (2002), Zur phänomenologischen Reduktion. Texte aus dem Nachlass (1926–1935), Hrsg. von Sebastian Luft, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht.

Dôgen (2007) Shôbogenzô, La vraie Loi, Trésor de l'Œil, trad. Yoko Orimo, Vol. 3, Sully, Vannes.

Einstein, Albert (1905) “Zur Elektrodynamik bewegter Körper”, Annalen der Physik, 17, pp. 891–921.

Einstein, Albert (1991) “Éléments autobiographiques”, Œuvres choisies, Vol. 5, Seuil, Paris.

Fink, Eugen (1972) “What does the phenomenology of Husserl want to accomplish?”, Research in Phenomenology, 2, pp. 5–27.

Fink, Eugen (1994) Sixième méditation cartésienne L'idée d'une théorie transcendantale de la méthode, Jérôme Millon, Grenoble.

Gokhale, Pradeep, (trans.) (1997) Hetubindu of Dharmakīrti (A Point on Probans), Sri Satguru Publications, Indian Books center, Delhi.

Heidegger, Martin (1975) Die Grundprobleme der Phänomenologie, Vittorio Klostermann, Frankfurt am Main.

Heidegger, Martin (1977) Sein und Zeit, Vittorio Klostermann Verlag, Frankfurt am Main.

Henry, Michel (2000) Incarnation, Seuil, Paris.

Husserl, Edmund (1972) Philosophie première, vol. II, Presses Universitaires de France, Paris.

Husserl, Edmund (1976) La Crise des sciences européennes et la phénoménologie transcendantale, Gallimard, Paris.

Husserl, Edmund (1982) Idées directrices pour une phénoménologie et une philosophie phénoménologique pures II, Recherches phénoménologiques pour la constitution, Presses Universitaires de France, Paris.

Husserl, Edmund (1983) Ideas pertaining to a pure Penomenology and to a phenomenological Philosophy, Trans. by Martinus Kersten, Nijhoff, The Hague.

Husserl, Edmund (1992) Méditations cartésiennes: Introduction à la Phénoménologie, Vrin, Paris.

Husserl, Edmund (2002) “Philosophy as a rigorous science”, The new Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy, II, pp. 249–295.

Husserl, Edmund (2007) De la réduction phénoménologique: textes posthumes (1926–1935), Jérôme Millon, Grenoble.

Husserl, Edmund (2009) Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologishen Philosophie, Felix Meiner, Hamburg.

Levinas, Emmanuel (1949) En découvrant l’existence avec Husserl et Heidegger, Vrin, Paris.

Merleau-Ponty, Maurice (1945) Phénoménologie de la perception, Paris: Gallimard.

Merleau-Ponty, Maurice (1964) Le Visible et l’Invisible, Gallimard, Paris.

Russell, Bertran (1911) “Knowledge by Acquaintance and Knowledge by Description”, Proceedings of the Aristotelian Society, 11, pp. 108–128.

Sartre, Jean-Paul (1965) La Transcendance de l’ego, Vrin, Paris.

Sartre, Jean-Paul (1972) La Nausée, Gallimard, Paris.

Tarski, Alfred (1944) “The Semantic Conception of Truth and the Foundation of Semantics”, Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 4, No. 3, pp. 341–376.

Wittgenstein, Ludwig (1974) Tractatus Logico-Philosophicus, Trans. by D.F. Pears and B.F. McGuinness, Routledge & Kegan Paul, London.

 

Ссылки – References in Russian

Буддизм и феноменология 2017 – Козеру К. Сознание, личная идентичность и дебаты о «я» /«не-я». Тхуптен Джинпа Лэнгри геше. Субъективность, интенциональность и рефлексивность – коренные черты сознания в буддизме. Захави Д. Трансцендентальная феноменология, интенциональность и субъективность. Субъективность сознания в буддийской и в феноменологической перспективах (материалы дискуссии). Участники: К. Козеру, Тхуптен Джинпа геше, Д. Захави, В.Г. Лысенко, П. Гокхале, дост. Дхаммаджоти, М.Н. Кожевникова, А.Ю. Недель, И.С. Урбанаева // Вопросы философии. 2017. № 10. С. 130–168.

Титлин 2017 – Титлин Л.И. Буддизм и феноменология. Обзор международной конференции // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 202206.

 

 

Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 1. P. ?–?

 

Buddhism and Phenomenology

 

Proceedings of the international conference (November 7–8, 2016, Institute of Philosophy, RAS, Moscow, Russia), organized by the Department of Eastern Philosophies, IFRAN (chairman of the organizing committee – Victoria Lysenko) and the Fund for the Preservation of Cultural and Philosophical Traditions of Tibetan Buddhism "Save Tibet" ( Telo Tulku Rinpoche and Julia Zhironkina).

This publication presents reports (in the form of papers) and the second day “round table” on “Buddhists Contemplative Practices and Phenomenological Epoché”.

As recognized by the creators of phenomenology it has some affinities with contemplative inquiry. Michel Bitbol documented and developed this connection through referring to the basic act, which allows the phenomenological inquiry, namely the epoché. He successively delineates the scope of phenomenology, defines the phenomenological epoché, and finally wonders what is the domain of existence to which we are driven by it. Due reference to contemplative states of Buddhist practice is made at each step.

The paper of Pradeep Gokhale focuses on the comparison between Phenomenology and Mindfulness meditation as the Buddhist spiritual practice. First he gives an account of the four kinds of Mindfulness meditation and focuses on their core features like ‘objectivity’, ‘impermanence’ etc. and ‘dynamic, yet passive awareness’. Second, he brings out similarities and differences between the two approaches. In the third part of the paper the author suggests that different models of phenomenology are possible within Buddhism.

The participants of the round table discuss issues raised by the papers of Michel Bitbol and Pradeep Gokhale, which relate to the comparison of the phenomenological epoché and Buddhist contemplative practices: the status of transcendence and immanence, essence and phenomena, as well as a number of epistemological problems from the phenomenological and Buddhist points of view. Translation into Russian – V. Lysenko, B. Mitruev, L. Titlin, A. Chikin, moderation of discussions and general edition of the texts – V. Lysenko.

 

KEY WORDS: philosophy of consciousness, Buddhism, phenomenology, subjectivity, consciousness, epoché, meditation, transcendent, transcendental, Husserl, Heidegger, Fink, Merleau-Ponty, Vasubandhu, Dharmakrti.

 

Speakers:

BITBOL Michel – Directeur de recherche at CNRS, a member of Husserl Archives, Ecole Normale Superieure (Paris, France).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

GOKHALE Pradeep – Dr. B.R. Ambedkar Research Professor at the Central University of Tibetan Studies, Sarnath (Varanasi, India).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Moderator, translator and editor:

LYSENKO Victoria G – DSc in Philosophy, Main Research Fellow, Head of Department of Oriental Philosophies, Institute of Philosophy RAS.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Translators:

CHIKIN Alexander A. – CSc in Philosophy, Research Associate, Institute of Philosophy RAS.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

MITRUEV Bem – PhD student, Institute of Philosophy RAS.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Lev I. Titlin – CSc in Philosophy, research scholar, Centre for Oriental Philosophy Studies, Institute of Philosophy, RAS, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Participants of discussion:

COSERU Christian – Associate Professor of Philosophy, Department of Philosophy at the College of Charleston (USA).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

DHAMMAJOTI Ven. – Buddhist scholar, Buddhist monk, Distinguished Professor of Hong Kong University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

THUPTEN Jinpa Langri geshe – PhD in religious studies (Cambridge, UK), Director of the Center for the Study of Tibetan Classics, visiting researcher at the Stanford Institute for Neuro-Innovation and Translational Neuroscience, Stanford University (USA).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

ZAHAVI Dan – Director of the Center for Subjectivity Research, Professor of Philosophy, University of Copenhagen (Denmark).

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Received at March 27, 2017.

 

Citation:

Bitbol, Michel (2018) “From the Phenomenological Epoché to Meditation”, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2018), pp. ?–? (in Russian).

Gokhale, Pradeep (2018) Mindfulness Meditation and Phenomenological Approach, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2018), pp. ?–? (in Russian).

Lysenko, Victoria G., ed. (2018) “Phenomenological Epoché and Buddhist Meditation”, Round Table Discussion (Participants: Christian Coseru, Thupten Jinpa Langri, Dan Zahavi, Ven. Dhammajoti), Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2018), pp. ?–? (in Russian).

 

 

References

Balasubramanian R. (1992) “Advaita Vedānta on the Problem of Enworlded Subjectivity”, D.P. Chattopadyaya, L. Embree, & J. Mohanty (eds.), Phenomenology and Indian Philosophy, SUNY Press, New York, pp. 77–93.

Balslev, Anindita Niyogi (1992) “Analysis of I-consciousness in the Transcendental Phenomenology and Indian Philosophy”, D.P. Chattopadyaya, L. Embree, & J. Mohanty (eds.), Phenomenology and Indian Philosophy, SUNY Press, New York, pp. 133–152.

Barbaras, Renaud (1993) De l’être du phénomène, Jérôme Millon, Grenoble.

Berry, Thomas (1992) Religions of India: Hinduism, Yoga, Buddhism, Columbia University Press, New York.

Bitbol, Michel (2000) Physique et philosophie de l’esprit, Flammarion, Paris.

Bitbol, Michel (2014) La conscience a-t-elle une origine?, Flammarion, Paris.

Bortoft, Henry (2011) “The transformative potential of paradox”, Holistic Science Journal, 1(1), рр. 33–35.

Brown, Harvey R., Pooley, Oliver (2001) “The origin of the space-time metric: Bell’s ‘Lorentzian pedagogy’ and its significance in general relativity”, C. Callender & N. Huggett (eds.), Physics meets Philosophy at the Planck Scale, Cambridge University Press, Cambridge, pp. 256–274.

Burte, Dattatreya Pandurang (2015) “‘Nature’ and ‘Elementary Nature’ in Phenomenology and Sāṅkhya”, Journal of Indian Council of Philosophical Research, Vol. 32, No.1, pp. 31–43.

Caputo, John D. (1986) The Mystical Element in Heidegger’s Thought, Fordham University Press, New York.

Cattin, Emmanuel (2012) Sérénité: Eckhart, Schelling, Heidegger, Vrin, Paris.

Coseru, Christian (2017) “Consciousness, Personal Identity, and the Self/No-Self Debate”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2017), pp. 130–140 (in Russian).

Dalle Pezze, Barbara (2009) Martin Heidegger and Meister Eckhart: A Path Towards Gelassenheit, Edwin Mellen Press, Lewiston, NY.

De Saint-Aubert, Emmanuel (2006) Vers une ontologie indirecte: Sources et enjeux critiques de l’appel à l’ontologie chez Merleau-Ponty, Vrin, Paris.

De Vignemont, Frédérique (2015) “Bodily Awareness”, Stanford Encyclopaedia of Philosophy, the article revised on October 7. https://plato.stanford.edu/entries/bodily-awareness/

Depraz, Natalie (2008), Lire Husserl en phénoménologue, Presses Universitaires de France, Paris.

Depraz, Natalie, Varela, Francisco J., Vermersch, Pierre (2003) On Becoming Aware: A pragmatics of experiencing, John Benjamins Publishing, Amsterdam.

Dudjom Lingpa (1994) Buddhahood without Meditation: A Visionary account known as Refining apparent phenomena (Nang-jang), Padma Publishing, Junction City, CA.

Flintoff, Everard (1980) “Pyrrho and India”, Phronesis, 25, pp. 88–108.

Glassmann, Bernie (2010) Le cercle infini, Albin Michel, Paris.

Kochumuttom, Thomas (1982) A Buddhist Doctrine of Experience, Motilal Banarsidass, Delhi.

Lusthaus, Dan (2002) Buddhist Phenomenology, A Philosophical Investigation of Yogācāra Buddhism and the Ch’eng Wei-Shih Lun, Curzon Critical Studies in Buddhism Series, Routledge, London.

Lavigne, Jean-François (2005) Husserl et la naissance de la phénoménologie (1900–1913). Des Recherches logiques aux Ideen: la genèse de l’idéalisme transcendantal phénoménologique. Presses Universitaires de France, Paris.

Lysenko, Victoria G., (ed.) (2017) “Subjectivity of Consciousness in Buddhist and Phenomenological Perspectives”, Round Table Discussion (Participants: Christian Coseru, Thupten Jinpa Langri, Dan Zahavi, Victoria G. Lysenko, Pradeep Gokhale, Ven. Dhammajoti, Margarita N. Kozhevnikova, Arkady Yu. Nedel, Irina S. Urbanaeva), Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2017), pp. 156–168 (in Russian).

Maldiney, Henry (2012) L’art, l’éclair de l’être, Editions du Cerf, Paris.

Mohanty, Jitendranath (1962) “Reflections on the Nyāya theory of Avayavipratyakṣa”, Journal of Indian Academy of Philosophy, I, No. 1, pp. 33–41.

Narada Mahathera (1988) The Buddha and His Teachings, Buddhist Missionary Society, Malaysia.

Nicholson, Graeme (1996) “The ontological difference”, American Philosophical Quarterly, 33, pp. 357–374.

Puligandla Ramakrishna (1970) “Phenomenological Reduction and Yogic Meditattion”, Philosophy East and West, Vol. 29, No. 1, pp. 19–33.

Schuhmann, Karl ( 1992) “Husserl and Indian thought”, D.P. Chattopadyaya, L. Embree, & J. Mohanty (eds.), Phenomenology and Indian Philosophy, SUNY Press, New York, pp. 20–43.

Sinari, Ramakant (1965) “The Method of Phenomenological Reduction and Yoga”, Philosophy East and West, Vol. 15, No. 3–4, pp. 217–228.

Thupten, Jinpa Langri geshe (2017) “On Three Fundamental Features of Consciousness in Buddhism: Subjectivity, Intentionality, and Reflexivity”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2017), pp. 141–149 (in Russian).

Titlin, Lev I. (2017) “Buddhism and Phenomenology, Review of International Conference”, Voprosy Filosofii, Vol. 9 (2017), pp. 202–206 (in Russian).

Wallace, B. Alan (2006) The Attention Revolution, Wisdom Publications, Somerville, MA.

Wallace, B. Alan (2011), Minding Closely.The four applications of mindfulness, Snow Lion, Ithaca, NY.

Wallace, B. Alan (2012) Meditations of a Buddhist Skeptic, Columbia University Press, New York.

Zahavi, Dan (2017) “Transcendental Phenomenology, Intentionality and Subjectivity”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2017), pp. 150–155 (in Russian).

 

 

 
« Пред.   След. »