Типология гетеротопий и «другое» пространство России | Печать |
Автор Романова А.П.   
14.02.2018 г.

Вопросы философии. 2018. № 1. С. ?‒?

 

Типология гетеротопий и «другое» пространство России

 

А.П. Романова

Термин гетеротопия, введенный в научный оборот М. Фуко, все более активно используется в современной гуманитаристике для анализа культурного пространства. В данной статье будет предложена типология гетеротопий и их анализ в поле российского культурного ландшафта. Основываясь на «триалектике» Э. Соджа (реальное пространство, пространство ментальностей и «третье пространство» – одновременно реальное и воображаемое), я предлагаю выделить три базовых типа гетеротопий. Первый тип – это те пространства, которые могут рассматриваться как гетеротопии именно благодаря их пространственным характеристикам. Такое географически «другое» пространство становится иным и в социальном плане, и в плане рефлексии. К данным пространствам прежде всего относятся заповедники с их закрытой, охраняемой и изучаемой экосистемой, а также оазисы. Вокруг них складывается определенный дискурс: система мифов и легенд или же научных теорий. Ярким примером такой гетеротопии является Богдинско-Баскунчакский заповедник в Астраханской области. Второй тип гетеротопий, являющихся таковыми благодаря своим социальным характеристикам, наиболее ярко представлен современным мегаполисом. Последний гетеротопен уже в силу того, что включает наряду с этническими и социальными гетерототопиями-анклавами такие классические «другие» пространства, как кладбища, библиотеки и театры, или современные гетеротопии: молы, кондоминиумы. Третий тип гетеротопий связан, прежде всего, с «инаковостью» дискурса вокруг этого пространства, с его репрезентацией. В этом ключе можно говорить о гетеротопности России в целом, пространство которой обозначается, прежде всего в философской и художественной рефлексии, как Евразия – как культурная неопределенность, некое «между» относительно Востока и Запада.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гетеротопия, типология, пространство, оазис, природный заповедник, мегаполис, этнический анклав, фронтир, Россия, Евразия.

РОМАНОВА Анна Петровна – доктор философских наук, профессор, директор Гуманитарного института Астраханского государственного университета.

Aromanova_mail@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22 мая 2017 г.

Цитирование: Романова А.П. Типология гетеротопий и «другое» пространство России // Вопросы философии. 2018. № 1. С. ?‒?

 

 

 

 

Говоря о гетеротопии, так или иначе имеют в виду некое особое пространство, место, о чем и писал введший этот термин в гуманитарные науки М. Фуко. Фуко позаимствовал его из медицины, где термин обозначает нахождение органов на нетипичных для них местах, и впервые употребил его в фундаментальном труде «Слова и вещи» (1966); правда, «гетеротопия» упоминалась здесь вскользь – в связи с творчеством Борхеса – как дискурсная структура [Фуко 1994, 31]. В дальнейшем, в тексте 1967 г. «Другие пространства», на первый план выходит уже вполне пространственное понимание гетеротопий: «…местоположения, являющиеся как бы пространствами, находящимися в связи со всеми остальными и, однако же, противоречащими всем остальным местоположениям» [Фуко 2006, 195–196]. В этом их качестве реального локуса и состоит отличие гетеротопий от утопий, которые «…суть пространства, основополагающим образом нереальные» [Там же, 195].

Фуко предлагает следующую типологию гетеротопий: кризисные гетеротопии (характерные для первобытного общества и ныне исчезающие – «…места привилегированные, или священные, или запретные, зарезервированные за индивидами, оказывающимися в кризисном состоянии по отношению к обществу и к человеческой среде, где они живут… подростки… женщины при родах, старики» [Там же, 197]) и девиационные гетеротопии («…гетеротопии, куда помещаем индивидов, чье поведение является девиантным по отношению к среднему или к требуемой норме. Это дома отдыха, психиатрические клиники… тюрьмы» [Там же, 198]). Его последователи М. Дехаан и Л. де Каутер выделяют еще один тип гетеротопий – гетеротопии убежищ.

Такую типологию можно назвать функциональной: в ней учитываются особенности социально-культурных характеристик «другого» пространства, само же пространство, хотя Фуко и подчеркивает, что гетеротопии всегда «фактически локализуемы» [Там же, 196], играет роль их неспецифицируемой физической основы и в расчет не берется. А значит, гетеротопии, которые являются таковыми в силу своих пространственно-физических характеристик, остаются вне поля зрения исследователей.

Основываясь на «триалектике» пространства, предложенной Э. Соджа, который рассматривает как «первое пространство» реальное физическое и географическое пространство – измеряемое и воспринимаемое, как «второе» – пространство ментальностей, в том числе рефлексию о пространстве, как «третье пространство» – обживаемое, одновременно реальное и воображаемое, актуальное и виртуальное место структурированного индивидуального и коллективного опыта и действия [Soja 1999], я предлагаю типологию гетеротопий, учитывающую все перечисленные пространственные характеристики, включая физические, и применимую к анализу российского пространства.

На мой взгляд, можно выделить три типа гетеротопий. Первый тип – это пространства, которые предстают «другими» именно благодаря их «физической» локализации – особым характеристикам самой местности. В силу именно этой «особости» они и социализуются специфическим образом, и параллельно становятся объектом мифологической, художественной и научной рефлексии. Второй тип – это пространства, «другие» прежде всего в силу своих социальных характеристик. Третий тип связан в первую очередь с гетеротопностью дискурса вокруг некоего пространства, с его репрезентацией как в теоретическом, так и в художественном плане. Лежащее в основе всех перечисленных типов физическое пространство в разной степени влияет на характеристику данных мест как гетеротопий.

***

К первому типу «других» пространств («иных» благодаря физическим свойствам самой местности), несомненно, относятся оазисы – зеленые островки в море песков, обитаемые, возделанные и овеянные легендами и мифами. Хотя эти объекты не являются типичными ни для современной России, ни для русской культуры в целом, долгое время оазисы существовали на тех территориях, которые входили сначала в так называемую Русскую Среднюю Азию в качестве областей, а потом как союзные республики в СССР. Таковыми являются Мервский, Ферганский, Мургабский, Тенженский и прочие оазисы. Практически все принципы гетеротопии, выявленные М. Фуко, проявляются в пространстве оазиса. Само определение оазиса показывает его как иное пространство: это территория с богатой растительностью, возникающая на фоне пустынного ландшафта, место, представляющее отрадное исключение. Правда, иногда оазис оказывается всего-навсего миражом и тем самым из гетеротопии превращается в утопию.

Если исходить из типологии Фуко, согласно которой «…одна и та же гетеротопия… может функционировать так или иначе» [Фуко 2006, 198], оазис оборачивается то гетеротопией убежища, то девиационной гетеротопией. Расположенный на оживленном торговом пути и будучи перевалочным пунктом для караванов, он образует гетеротопию убежища. Укромный и удаленный от людных мест, он тем более выполняет эту функцию, пряча тех, кто не желал бы быть на виду: так, оазис Келлис вплоть до VII в. н.э. являлся убежищем для египетских манихеев [Хосроев 2007, 18]. Если же принять версию, что тот же Келлис являлся, скорее, местом ссылки манихеев, то из гетеротопии убежища он превращается в девиационную гетеротопию (кстати, в свое время римляне использовали и оазис Сива в Египте как место ссылки). Кроме того, будучи «местом гостеприимства», оазис близок концепту «территория мира»[1] (такой на время Олимпийских игр становилась территория Элиды).

При серьезных культурных сдвигах гетеротопии, как отмечал Фуко, начинают функционировать по-иному. Это касается и оазисов, которые в наши дни приобретают статус археологических (Гонур-Депе) и туристических объектов (Сива в Египте, оазис Хуакачина в регионе Ика, Перу; оазис Дуньхуан в пустыне Гоби, Китай). Многие оазисы являются ныне и гетерохрониями, поскольку консервируют традиционную культуру, подчас значительно отличающуюся от современной культуры страны их локализации, что ярко показано в работе Ахмада Фахри [Fakhry 1950].

Гетеротопия, по Фуко, – пространство по большей части труднодостижимое, не всякому открытое: «Гетеротопии всегда предполагают некую систему открытости и замкнутости, которая одновременно и изолирует их, и делает их проницаемыми» [Фуко 2006, 202]. Оазисы отвечают и этому признаку: о каких-то из них знали лишь посвященные – те, кто вели туда караваны; какие-то и вовсе были закрыты для путников (как город Шали в оазисе Сива).

Основная функция гетеротопии, согласно Фуко, выявляется в соотношении ее с окружающим пространством, в противостоянии последнему: «…роль гетеротопии состоит в том, чтобы создать иллюзорное пространство, которое изобличает, как еще более иллюзорное, все реальное пространство, все местоположения, по которым разгораживается человеческая жизнь» [Там же, 203]. И уже само определение оазиса как места, «представляющего отрадное исключение», говорит о его особом пространственном статусе и связанной с ним функции. В отличие от раскаленной безводной пустыни, не возделанной человеком, где каждый день меняется линия барханов и песчаные бури заносят все следы, оазис зелен, богат водой, упорядочен, в большинстве своем возделан, т.е. частично рукотворен, и указывает на иную жизнь и ее тайну. «Инаковость» оазиса хорошо показана А. де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей» (фрагмент «Оазис») в том числе и потому, что остается неясным, существовал ли описываемый им сказочный уголок в реальности, или был грезой автора – тем «пространством иллюзий», которое «изобличает всё реальное пространство».

К гетеротопиям того же первого типа могут относиться и определенные природные заповедники с резко отличающейся от окружающего ландшафта экосистемой, тщательно охраняемой и пристально изучаемой. В качестве такого пространства может рассматриваться Богдинско-Баскунчакский заповедник в Астраханской области, в центре которого расположен природный комплекс – соляное озеро Баскунчак и гора Большое Богдо. Эта «возвышающаяся в середине безграничной равнины скалистая гора» [Паллас 2008, 115] гетеротопна даже по своим физическим характеристикам: в отличие от большинства возвышенностей, ее относительная высота (высота от подошвы), превышает абсолютную (высоту над уровнем моря); кроме того, Богдо «растет», каждый год увеличиваясь на миллиметр за счет роста своего соляного купола; в ветреную погоду она становится еще и поющей горой, а красный цвет и карстовые воронки придают ей «марсианский» вид. Особыми, «другими» являются флора и фауна Богдо, их представители – эндемики, которых не встретишь ни на окружающей территории, ни вообще где-либо в России. Можно сказать, что Богдо представляет гетеротопию и в исходном – медицинском значении этого термина: она абсолютно неестественна для данного ландшафта и возникает ощущение, что гора расположена не там, где ей положено быть.

«Инаковость» данного пространства как физического объекта подкрепляется параллельным пространством репрезентаций. В культуре, прежде всего калмыков, Богдо воспринимается как сакральное место, что находит отражение и в мифах, и в ритуалах: изначально принадлежа миру гор Монголии или Урала, Богдо оказалась на этой территории случайно; таких гор, как она, – мест обитания духов и душ – в мире всего несколько, поэтому паломники, взойдя на Богдо, оставляют на священной вершине приношение в виде хадака. Поскольку долгое время часть Калмыкии входила в состав Астраханской губернии (XIX в.) и Астраханской области (ХХ в.), идея сакральности Богдо получила распространение и среди некалмыцкого населения региона. Недаром во множестве легенд, связанных с Богдо, наряду с ламами действуют и некие «богатыри», не имеющие четких этнических признаков.

***

Ко второму типу гетеротопий – оказывающихся таковыми в силу своих социальных характеристик – принадлежат все гетеротопии, выявленные Фуко и его последователями: театры, музеи, ярмарки, карнавалы, праздники, дома престарелых, санатории, тюрьмы, а также, согласно последним исследованиям, моллы (крупные торговые комплексы), элитные кондоминиумы и т.д. И все эти варианты «другого пространства» ныне чаще всего вписаны в единый гетеротоп – современный мегаполис.

Мегаполис (он же «мегалополис», «метрополис», «постметрополис»), каковым считается городская агломерация с населением более 10 млн человек, представляет собой многослойное пространство – гетеротопию, усложненную, кроме того, фронтирными явлениями. Концепцию мегаполиса как фронтирного комплекса в течение ряда лет разрабатывала С. Сассен. Согласно ее исследованиям, мегаполис – это, во-первых, место встречи акторов из различных миров, в котором нет жестких правил взаимодействия. Во-вторых, это стратегический фронтир для корпоративного капитала: современная экономика конструирует в мегаполисах определенные формальные инструменты обеспечения бесперебойно действующего глобального пространства операций, и эти инструменты Сассен считает неким аналогом военных фортов, возникавших некогда на американском фронтире. Мегаполис это и политический фронтир – фронтир для тех, «…кому не хватает власти, тех, кто находится в неблагоприятном положении, посторонних, ущемляемых меньшинств» [Sassen 2014 web]. Таким образом, мегаполис – это пространство, являющееся индикатором внутренних конфликтов и различий.

Мегаполис как фронтир – это другая ипостась мегаполиса как гетеротопии, важнейшей чертой которой, следуя Фуко, «…является свойство сопоставлять в одном-единственном месте несколько пространств, несколько местоположений, которые сами по себе несовместимы» [Фуко 2006, 199]. Впрочем, не только в мегаполисе, но и на территории любого крупного города, издавна имелись «иные» пространства, начиная с этнических анклавов-гетеротопий, ограничиваемых извне, – гетто, и кончая «самозамкнутыми» анклавами – чайна-таунами, латиноамериканскими кварталами etc. Избегаемые коренным населением, а также самими властями, включая полицию, – эти территории превращаются в «…гетеротопии, символизирующие оборотную сторону общества» [Dufoix 2005 web]. Таким образом, гетеротопии городского фронтира могут рассматриваться, с одной стороны, как девиационные гетеротопии, поскольку объединяют людей, которые не смогли или не захотели полноценно интегрироваться в социальное пространство, а с другой, как гетеротопии убежища. И если культурные анклавы, базирующиеся на культурной девиации (такие как ЛГБТ сообщества, неформалы всех видов), могут не обладать четкой локализацией и формировать открытое публичное пространство [Allweil, Kallus 2008], то этнические анклавы в большинстве случаев четко территориально очерчены.

Правда, и в этом случае среди мегаполисов обнаруживаются исключения, когда вместо гетеротопий как анклавов мы имеем дисперсные гетеротопии. Пример тому – крупнейший мегаполис Европы Москва: здесь не обнаруживаются пространства, к которым могло бы быть применено определение «гетто» – сказывается опыт советского дисперсного проживания, или, выражаясь метафорически, «опыт коммунальной квартиры». М. Вендина утверждает, что в Москве, как и в целом в крупных городах России, формируются даже своего рода «антигетто» [Вендина 2013 web].

Можно сказать, что в России процесс образования таких гетеротопий, как этнические анклавы, протекал в ином контексте. Здесь имеют место этнические административные единицы: в составе СССР – национальные союзные и автономные республики, а в составе РФ – двадцать две республики, которые являются национально-государственными образованиями. Полагаю, это дает основания для трактовки всей этой территориальной конструкции как гетеротопии.

***

Третий тип гетеротопии связан, как уже отмечалось, с наделением некоего пространства чертами «другого», «иного» в научной, философской или художественной рефлексии. Если говорить об этом типе гетеротопии в контексте России, то придется признать, что и историки, и философы, и писатели склонны представлять все ее «евразийское» пространство в целом как гетеротопию.

Географический термин «Евразия», введенный в научный оборот еще в XIX в. австрийским геологом Э. Зюссом, стал использоваться в рамках философских концепций для обозначения некоего «между» – «срединного», «другого» пространства, не относимого целиком ни к Европе, ни к Азии. В начале ХХ в. в русле географических исследований этого континента появляется термин «Хартленд» – «сердце Евразии» и «ось мира», – поначалу мимоходом упомянутый Х. Макиндером в статье «Географическая ось истории» (1904) и разработанный им позднее в работе «Демократические идеалы и реальность» (1919). И хотя евразийский континент хранит следы множества цивилизаций [Гумилев 2003] и здесь расположено более ста государств, только о России говорят как об именно евразийской державе. Её пространство – это и есть пространство «между». Россия одновременно и Европа, и Азия, но не совпадает ни с той, ни с другой: то ее отождествляют с пресловутым «сердцем Евразии», то саркастически (как П. Милюков) именуют «Азиопой». Вопрос «К какому миру принадлежит Россия?» занимает умы, по крайней мере, со времен баталий славянофилов и западников. В начале XX в. вокруг этой проблемы возникло культурно-политическое движение евразийства, которое уже в наши дни, в постсоветской России, получило новый импульс.

Итак, Россия гетеротопна уже потому, что ей, ее культуре, как никакой другой, издавна присущи и азиатские, и европейские черты. Причем та или иная ее составляющая выдвигается на первый план дискурса в зависимости от социально-политических потребностей и конъюнктуры. Россия, таким образом, превращается, по сути, в концепт, причем «реальность» концепта подменяет собой реальность пространства. По мнению А. Кара-Мурзы, симптомом «ненайденности» России в окружающем мире (в нашей классификации – ее гетеротопности) является «…мотив идентификационного дуализма российской цивилизации, ставший едва ли не общим местом классической русской историософии, от Чаадаева и Герцена до Плеханова и Милюкова…», где «…неоднократно встречаются вариации на тему: Россия – это Европа в Азии, или, наоборот, Россия – Азия в Европе”» [Кара-Мурза 2014 web]. Тем не менее, несмотря на свою «инаковость», обособленность, Россия, как и любая гетеротопия, выполняя (если следовать Фуко) некую функцию по отношению к остальному пространству, способна контактировать со всеми другими пространствами как в поле дискурса, так и в самой реальности. Она может развиваться, используя в каждом конкретном случае свои азиатские либо европейские черты.

***

Подведем итог: предложенная типология позволяет рассмотреть гетеротопию как многофакторное и многовариантное явление. В ней учитывается многосложность (многослойность) самого пространства, переплетение его физических параметров с социальными и ментальными, благодаря чему расширяются наши представления о роли собственно физического пространства в формировании гетеротопий. Говоря о России, «иным» пространством ее представляют в первую очередь в поле рефлексии, однако она вмещает в себя множество гетеротопий первого и второго типа, представляет пространство, где густонаселенные территории соседствуют с практически необитаемыми, где «православное» пространство испещрено «исламскими», «буддийскими» или «языческими» анклавами, где соседствуют «национальные территории» – как реальные, так и химерические. Вспоминаются слова классика: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» – вот уж, подлинно, «другое» пространство во всех смыслах.

 

Примечания

 



[1] Такой оазис – территория мира, во главе которого стоит мудрый старик, показан в фильме «Секрет Сахары» (1987 г.).

 

Источники и преводы (Primary Sources in Russian and Russian Translations)

Паллас 2008Паллас П.С. Заметки о путешествии в южные наместничества Российской империи в 1793 и 1794 гг. (избранное). Т. 1. Астрахань: Волга, 2008 [Pallas, Peter S. Bemerkungen auf einer Reise in die südlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 (Russian translation)].

Фуко 1994Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad, 1994 [Foucault, Michel Les Mots et les choses: une archéologie des sciences humaines (Russian translation)].

Фуко 2006 – Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть. Ч. 3. Москва: Праксис, 2006. С. 191–204 [Foucault, Michel Des espaces autres (Сonférence au Cercle d'études architecturales, 14 mars 1967) (Russian translation)].

 

Ссылки (References in Russian)

Вендина 2013 web Вендина О. Дискуссия: Социальная сегрегация в городском пространстве (О. Вендина, Д. Лапейрони, Е. Ларионов, А. Согомонов) [М., 2013] // http://polit.ru/article/2013/06/23/ segregation/

Гумилев 2003 – Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Кристалл, 2003.

Кара-Мурза 2014 webКара-Мурза А. Идентификационный дуализм российской цивилизации: «европейская культура» versus «евразийская власть» [М., 2014] // http://docplayer.ru/35506205-Identifikacionnyy-dualizm-rossiyskoy-civilizacii-evropeyskaya-kultura-versus-evraziyskaya-vlast.html

Хосроев 2007 – Хосроев А.Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007.

 

Voprosy Filosofii. 2018. Vol. 1. P. ?‒?

Typology of Heterotopia and the “Other” Space in Russia

Anna P. Romanova

The term “heterotopia”, introduced into scientific discourse by M. Foucault, is being increasingly used in the modern humanitaristics for the cultural area analysis. This article presents a typology of heterospaces and their analysis in the scope of the Russian cultural landscape. Based on the E. Soja’s trialectics of spatiality – real spatiality, spatiality of mentalities and the “Thirdspace”, which is the real and the imagined – I propose to distinguish three basic types of heterotopia. The first type comprises the spaces that may be regarded as heterotopies particularly because of their specific spatial location and peculiarities. This is a geographically “different” space that also becomes different in the area of social space and mental space of reflection about it. The spaces that may belong to this type are, first of all, some nature reserves with a restricted, preserved and intently examined ecosystem which greatly differs from the surrounding landscape, as well as oases. Such spaces are surely within the scope of scientific discourse, but a system of myths and legends also may be developed. A good example of such heterotopia is the Bogdo-Baskunchak reserve in the Astrakhan region. The second type of heterotopic space is determined by its social features and presented best of all by a modern megapolis. A modern megapolis is heterotopic at least because it is a heterogenic space with different localized ethnic and social enclave spaces, with classic (cemeteries, libraries, theatres) and modern (malls, condominiums) heterotopias. The third type is primarily related to heterotopic nature of the discourse around this space, to its representation. In this way it is possible to speak about a heterotopia of Russia in general which space is designated in a philosophical and art reflection as Eurasia – as cultural uncertainty, certain "between" relatively East and the West.

KEY WORDS: heterotopia, typology, space, оasis, natural reserve, megapolis, ethnic enclave, frontier, Russia, Eurasia.

ROMANOVA Anna P. – DSc in Philosophy, Professor, Director of Humanitarian Institute Astrakhan State University.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Received at May 22 2017.

Citation: Romanova, Anna P. (2018) ‘Typology of Heterotopia and the “Other” Space in Russia’, Voprosy Filosofii, Vol. 1 (2018), pp. ?‒?

 

References

Allweil, Yael, Kallus, Rachel (2008) “Public-Space Heterotopias: Heterotopias of Masculinity Along the Tel Aviv Shoreline”, Heterotopia and the City, Dehaene, Miсhiel, De Cauter, Lieven (eds.) Routledge, London, New York, p. 191–202.

Dufoix, Stephane (2005) More Than Riots: A Question of Spheres, http://riotsfrance.ssrc.org/Dufoix/

Fakhry, Ahmed (1950) The Oasis of Siwa. Its Customs, History and Monuments, Wadi el-Nil Press, Cairo.

Gumilev, Lev N. (2003) Rhythms of Eurasia: epochs and civilizations, Onyx, Moscow (in Russian).

Kara-Murza, Aleksey (2014) Identification dualism of the Russian civilization: "European culture" versus "Eurasian power", http://docplayer.ru/35506205-Identifikacionnyy-dualizm-rossiyskoy-civilizacii-evropeyskaya-kultura-versus-evraziyskaya-vlast.html (in Russian).

Khosroev, Aleksandr (2007) Manichaeism history (Prolegomena), Filologitcheskii fakultet SPbGU, Saint Petersburg (in Russian).

Soja, Edward (1999) “Thirdspace: Expanding the Scope of the Geographical Imagination”, Massey, Doree, Allen, John, Sarre, Phil, eds., Human Geography today, Polity, Cambridge, pp. 260–278.

Sassen, Saskia (2014) “The City: Today’s Frontier Zone”, Glocalism: journal of culture, politics and innovation, http://www.glocalismjournal.net/Issues/GLOBAL-CITIES/Articles/The-City-TodayS-Frontier-Zone.kl

Vendina (2013) Discussion: Social segregation in the urban space (O. Vendina, D. Lapeyroni, E. Larionov, A. Sogomonov), http://polit.ru/article/2013 / 06/23 / segregation (in Russian).

 
« Пред.   След. »