Идеальный мир | | Печать | |
Автор Нобуя Хамада | |
15.01.2018 г. | |
Перевод по изданию [Nobuya Hamada 1922, 121–144]. Глава III Заключительная
В предыдущих главах я описал значение понятия идеального мира и того, как он должен быть реализован. В этой – заключительной – главе я намерен описать своё представление о трёх важнейших условиях для создания идеального мира. В отсутствие хотя бы одного из них реализация мира совершенства становится чрезвычайно затруднительной или даже невозможной. Эти условия таковы: 1. Объединение человечества в единое целое. 2. Приведение в действие [сил] всего человечества. 3. Пробуждение всего человечества. 1. Объединение человечества в единое целое. Условие единства всего человечества как целого является не просто необходимым для счастья всего человечества после создания идеального мира, но также и необходимым для создания этого мира совершенства. Без реального единства почти все условия, которые я перечислил как ключевые для формирования идеального мира, сделались бы совершенно невозможными для применения на практике. И если этого единства не существует, мировая цивилизация и человеческое счастье, хотя по направлению к ним далеко продвинулись ведущие государства по сравнению с первобытностью или хотя бы состоянием столетней давности (но при этом бедствия, подобные последней мировой войне, повторяются снова и снова), не только разбиваются на куски, но и могут быть разрушены в будущем в ещё худшей степени. В соответствии с мировой историей цивилизование и просвещение человеческого общества, его восстановление и небольшое улучшение после разрушения предыдущих стадий его развития демонстрируют, кажется, очень медленное и постепенное продвижение вперед. Если бы не было разрушений, мировая цивилизация и просвещение через успешное совершенствование или эволюцию гораздо ближе подобрались бы к границе полноты и совершенства. В современном мире единство всего человечества как целого по-прежнему недостижимо и неустановимо, хотя условия для него благоприятнее (tighter and firmer), чем было много веков назад или хотя бы сто лет назад. Множество людей до сих пор слишком много думают о собственных интересах, а о других заботятся слишком мало и потому терпят неудачу в приобретении наибольшей пользы или пользуются минимальным счастьем. В законодательстве нынешних наций не существует общей морали, каждое действие здесь – продукт национальных мотивов. То, что правильно для одной страны, является неправильным для другой. Поэтому моральные суждения не имеют общей значимости для всех народов. Расовые различия всё ещё сказываются на создании концепций, направленных против людей других рас. Таким образом, в современном мире единство всего человечества по-прежнему недостижимо во многих отношениях. В связи с этим перечислю несколько примеров человеческих несчастий в результате разрыва или недостаточности этого единства. Нынешний разрыв сообщения на русско-сибирской железной дороге[1], которая была одним из важнейших транспортных средств, один из них. Из-за прерывания железнодорожного сообщения путь из Европы или Америки на Восток причиняет большие неудобства и сильно замедляется, и это действительно стало тяжёлой утратой для мировой коммуникации и транспорта. Если бы не было разорвано единство русских и других наций, то не было бы и положения, наносящего ущерб мировой цивилизации и человеческому счастью. Большинство европейских стран, участвовавших в последней мировой войне, сильно пострадали в финансовом отношении. Каждая из них имеет огромную сумму задолженности или задолженностей какой-то другой стране или странам. Они вынуждены выплачивать огромные суммы ежегодно. И большая часть бремени по погашению задолженности и платежей по процентам падает на обычных людей. Мера трудностей, обрушившихся равно на правительство и на народ, однако, зависит от периода, за который должны быть оплачены долг и проценты. Если бы существовало намерение облегчить тяготы в сложных условиях, можно было бы последовательно выдать много небольших кредитов. Если бы существовало устойчивое единство между народом и правительством, а также между национальным правительством и властями других стран, такое средство было бы легко принято и применялось бы. В мире есть и несколько богатых людей, которые были бы способны исполнить такое требование. Правительства, которые набрали гигантские суммы долгов, со своей стороны, могли бы обогатить отдельных людей или целую нацию, если бы разумно потратили собранные огромные суммы. Безработица является одним из величайших несчастий человечества в современном мире. При этом существует множество стран, в которых имеются пригодные для разработки природные ресурсы. Если бы существовало тесное единение между народами, безработные были бы задействованы в разработке этих ресурсов и продвижении цивилизации в эти страны – той цивилизации, которая означает использование природных ресурсов и сил. Как описано выше, в современном мире единство всего человечества как целого по-прежнему недостижимо и неустановимо. Для того чтобы осуществить его, нынешнее понятие нации и страны должно быть изменено именно так, как я описал в разделе о ликвидации войн; нецивилизованные народы должны быть цивилизованы и стать надёжными партнёрами цивилизованных наций. Расовые предрассудки должны быть заменены идеей взаимопомощи в мировом масштабе. Из существующих языков должен быть выбран международный язык, что сделает намного проще и удобнее всемирную коммуникацию, путешествия и торговлю, а принципы открытых дверей и свободной торговли, принятые всеми странами, приведут интересы всего человечества к единству. Однако совершенное единство невозможно при нынешнем состоянии человечества. Как уже было сказано выше, единство всего человечества абсолютно необходимо для создания совершенного мира. В этом случае мы, решительно выступая за это единство и подчёркивая его, должны прилагать усилия для его реализации в разных направлениях. Без этого единства, хотя бы нация и была цивилизованной и счастливой какое-то время, бедствия начнут наступать извне и цивилизация, и просвещение, вполне возможно, будут уничтожены и ввергнуты в регресс и упадок, не говоря о человеческом счастье. Одним словом, если не существует единения всего человечества, то причины человеческого несчастья, такие как войны, преступность, конфликты и споры, эпидемии и проч., никогда не будут искоренены или предотвращены, и идеальный мир, в котором нет ни войн, ни преступности, ни конфликтов, ни эпидемий, ни прочего и в котором мы будем вполне в состоянии наслаждаться наибольшим счастьем, никогда не будет построен, а мир всегда будет пребывать в несовершенном состоянии. 2. Приведение в действие [сил] всего человечества. Наилучшим путём для создания идеального мира будет такой, что всё человечество, воодушевлённое этой идеей, посвятит себя этой цели. В существующем мире, однако, множество людей никогда не думали ни о чём подобном. Они, кажется, способны думать и проявлять себя только в отношении сиюминутных интересов, доступных их восприятию[2], и совершенно ничего не знают о несовершенстве современного мира. В таком случае реализация идеального мира, который я имею в виду, совершенно невозможна. Но иногда хороший вариант получается спонтанно, правда, такие случаи крайне редки. В большинстве случаев приходится прилагать усилия для получения хорошего результата, вопреки природному желанию взять своё. Если говорить о созидании идеального мира, я должен сосредоточиться на необходимости прилагать усилия всему человечеству, ибо, как мне кажется, совершенно невозможно придерживаться принципа laissez-faire[3] и ещё тяжелее добиться общей отдачи от немногих мудрых или интеллектуальных людей, которые его придерживаются. Живя в мире, мы все знаем, что является целью человеческой жизни и что концентрирует наши усилия для достижения этой цели. Относительно генеральной цели человеческой жизни существуют разные мнения. Но я полагаю, что в общем она заключается в изыскании максимального количества счастья, доступного в жизни[4], и в наслаждении им. Но под словом «счастье» я имею в виду два смысла: во-первых, счастье всего человечества и, во-вторых, счастье отдельного человека, насколько оно не мешает счастью других. Человеческое счастье зависит от изобретений и открытий, которые чаще всего относятся к счастью в первом смысле. Изобретения и открытия в значительной степени способствовали мировой цивилизации и прогрессу и одновременно счастью всего человечества. Если в результате инноваций некий рабочий потерял работу, то это временное явление. Средства предупреждения безработицы позволят найти рабочие места. Некоторые капиталисты понесут убытки, когда старые методы производства будут заменены новыми. Однако такие потери, как правило, могут быть предусмотрены и предупреждены разными способами, такими как амортизация[5]. Таким образом, можно сделать вывод, что изобретения и открытия, как правило, приносят счастье всему человечеству. Итак, счастье творца и некоторые другие разновидности счастья, вытекающие из индивидуального напряжения или корпоративной деятельности, принадлежат к последнему роду. В качестве примеров, иллюстрирующих счастье такого рода, можно упомянуть следующие. Вот врач, который делает всё возможное для излечения пациента и, следовательно, его счастья, и находит своё счастье в этой деятельности. Или возьмём крестьянина, который прилагает усилия, чтобы получить хороший урожай на благо и счастье своих покупателей, так же как и самого себя. Или ремесленник, который через большие и точные усилия создаёт вещи отличного качества на счастье потребителям и находит счастье в производстве и продаже своего товара по разумным ценам. Или индустриальный рабочий, который делает на работе всё возможное, чтобы принести наибольшую прибыль и счастье капиталисту, но также и обществу, и находит своё счастье, если успешно это делает. Вот пастор, который в проповеди приводит людей к вере, который наслаждается счастьем жизни, когда исполняет свою работу с мыслями о справедливости и праведности, испытывает счастье от своего призвания проповедника. Или правительственный служащий, который исполняет свой долг во имя счастья народа и находит счастье в исполнении долга. Однако к этому же роду счастья принадлежит множество видов, которыми может наслаждаться только их носитель, например, счастье ощущать своё физическое здоровье, счастье от определённого уровня жизни, счастье от ласкового отношения к жене и детям, счастье от социального успеха, чистой совести, любви к женщине, нежданной большой удачи, досуга, посвящённого наслаждению искусством, поэзией, музыкой, природой и проч. Некоторые люди испытывают счастье от индивидуалистических идей и эгоистической деятельности, даже от преступных действий и подобного, что мешает счастью других людей. Такое счастье следует называть неоправданным (unjustifiable) или временным, и такое «счастье» должно быть полностью удалено из мира, если мы будем делать его идеальным, потому что оно возмущает общественный порядок, а если есть много искателей такого счастья, они приведут наше общество в такое состояние, что даже создатель такого порядка, кем бы он или она ни были, не сможет им наслаждаться, как и счастливой жизнью вообще. Итак, я кратко разъяснил, что же такое настоящее счастье человеческой жизни. Целью человеческой жизни является не что иное, как стимулирование и осуществление наибольшего реального счастья. Все виды наших стараний и активности, следовательно, должны быть направлены к стимулированию и осуществлению величайшего реального счастья; другими словами, в направлении реализации цели человеческой жизни. Однако людские старания и активность в данном направлении могут оказаться и тем, что я могу назвать ловушкой, приводящей к ложным целям, и в нашем идеальном мире мы должны быть совершенно избавлены от подобных ловушек. В современном мире существует множество видов деятельности и объектов приложения сил, которые могут быть признаны подобными ловушками. Одна из них – война. И поскольку войны ведутся, большинство стран вынуждены иметь армию и военный флот; армия и флот не вносят никакого положительного вклада в счастье человеческой жизни. Преступления также одна из ловушек. И поскольку преступлений совершается много, существует множество полицейских участков, сотрудников полиции, тюрем и проч.; они необходимы, только деятельность полицейских, тюремщиков и остальных, кто занят в участках и тюрьмах, также не вносят никакого положительного вклада в реальное счастье человеческой жизни. Многие промышленники интригуют и борются за заказы, чтобы потом производить грубые, низкосортные изделия, чтобы получить как можно больше немедленной прибыли, не заботясь об интересах покупателей и потребителей. Это приводит к забастовкам, бойкотам и саботажу рабочих по отношению к капиталистам, и эти последние едва ли не разрушают себе мозги, чтобы предотвратить всё это, а рабочие борются за повышение зарплаты, прибегая даже к оружию (evil weapons). Все эти усилия и изнурение могут быть обозначены только как ловушка ложных целей. Для того чтобы создать идеальный мир, все ловушки ложных целей должны быть обезврежены как можно скорее, и вся энергия человечества должна быть направлена на достижение реальной цели человеческой жизни, иными словами, на получение величайшего счастья и наслаждение им. Мы можем продемонстрировать большинству людей, что идеальный мир, в котором мы вполне в состоянии наслаждаться величайшим счастьем, вовсе не утопия или иная грёза, которую совершенно невозможно реализовать. Я верю, что это не только возможно, но даже и не слишком сложно реализовать, если только всё человечество, одушевлённое этой идеей, будет сотрудничать во имя общей цели. Коротко говоря, суть заключается в том, что всё человечество должно иметь, во-первых, нужду и желание, а, во-вторых, приложить искренние усилия для реализации нового мира совершенства. 3. Пробуждение всего человечества. Мне кажется, что в реальном мире живёт множество людей, которые не имеют понятия о целях человеческой жизни, ни малейших представлений об основах лучшего мира. Есть и такие, кто живёт изо дня в день, бесцельно вращаясь в рутине тяжёлого труда, которому нет конца, будучи совершенно невежественным относительно способов немедленного прекращения такой жизни. С другой стороны, есть некоторые люди, которые подразумевают под человеческой жизнью не что иное, как скуку и томление духа, и которые сделались крайними пессимистами, изнемогающими от тягот человеческого мира, не имея надежды сделать его хоть насколько-то лучше. До тех пор, пока таких людей много, реализация нового мира совершенства будет совершенно невозможна. Действительно, мир печален во многих отношениях. Философы приводят множество аргументов в доказательство того, что жизнь ужасна, и подкрепляют это многочисленными примерами несчастий и бедствий, которые подстерегают нас в каждой области человеческого существования[6]. Нам рассказывают о завоевателях, умирающих в изгнании; патриотах, изгнанных разуверившимся народом; царях, утерявших свои короны, и поэтах, умирающих от голода. О Данте, отправившийся в изгнание, и Тассо, которого так и не короновали, пока смерть не нанесла печати величия на его чело! Вот Мальборо, отчаянно стучащий в барабан, и Бетховен, не способный услышать ни одной из восхитительных гармоний, изливающихся из его вдохновенной души. Их осуждают жёны-изменницы, непослушные дети и неблагодарные друзья. И всё же мы знаем, что у общества есть свои короли Лиры и Гамлеты, свои Отелло – скорбные жертвы смущённых умов, а обрушившиеся на них бедствия оказывались слишком велики и чудовищны, чтобы справиться с ними [в одиночку]. Сцены, перечисленные выше, разумеется, происходили в прошлом, но они актуальны и для нашей современности. Новый мир, который нам предстоит построить, однако, также будет включать в себя многое. Все беды жизни, по большей части, есть результат великой неисправности человечества, страдающего от недостатка физического или культурного развития или неправильной организации общества, которые, безусловно, можно улучшить через приложение человеческих усилий. Мы все должны знать, что после всех приложенных усилий то, живём мы в счастливом мире или нет, мало зависит от внешних декораций, от тех обстоятельств, что лежат вне контроля человека, [ибо совершенство] не место, но условие, которое всецело во власти человеческой силы. Твёрдое убеждение в том, что собственная жизнь не имеет абсолютно никакого значения в мире, что она неподвластна нам, что наши усилия не способны оставить хоть какой-то след в жизни за пределами нашей собственной семьи и круга ближайших друзей, что само наличие или отсутствие, здоровье или болезнь, жизнь или смерть, «да» или «нет» суть только разнообразные воздействия [чего-то или кого-то извне] – всё это может привести к самоубийственному убеждению, что прежние попытки сделать мир идеальным были лишь неубедительным самомнением и чрезмерным эгоизмом. Мы не должны пессимистически представлять мир будущего под влиянием прошлого или настоящего. Нам следует наполнить сердца надеждами и чаяниями, основанными на оптимизме, и отдаться всем существом стремлению к успешному завершению нашего дела – созидания нового мира совершенства. Наилучшим путём реализации идеального является тот, о котором я уже говорил неоднократно: все люди – носители этой идеи объединяются и прилагают все усилия для достижения цели. Для того чтобы обратить к этому всех людей, на мой взгляд, лучшим средством является их отрешение от старых мыслей, иллюзий и заблуждений, выработка нового мышления, пригодного для созидания идеального мира. Видимо, не обойдётся и без принуждения для невежественных людей, и подчинение приведёт к желаемому результату. Но нам ненавистно беспрекословное подчинение. Оно насаждает среди человечества рабство и препятствует людям испытывать радость от результатов приложенных усилий. Таким образом, даже невежд следует пробуждать, а дикари должны равняться на цивилизованные страны. Интеллигентные люди должны наставлять невежественных. В таком случае какие материи следует знать народу ради пробуждения? Это именно тот вопрос, ответ на который следует дать немедля. По-моему, для пробуждения следует разъяснить следующие вопросы: A. Чтобы иметь представление о совершенном мире, люди должны знать, что целью человеческой жизни является стремление к наибольшему счастью и его достижение, а нынешний мир не есть идеальный мир, в котором мы могли бы пользоваться наибольшим счастьем, поэтому следует переустроить мир и сделать его совершенным и благородным, иными словами, идеальным. Идеальный мир не настолько сложно реализовать, если всё человечество приложит усилия для его создания. B. Для пробуждения людей к сознанию реализации нового мира, каждый человек должен знать, что крайне необходимо осуществить единение всего человечества, и всё, о чём я писал в главе 2, нужно внедрять и практиковать. Все должны действовать во имя справедливости и уважать права людей, и законы, регулирующие общественный порядок, должны соблюдаться. Общей целью всего общества является общее благо, и ради него каждый должен трудиться, напрягая ум, чтобы его или её собственное дело служило ещё и общественной взаимопомощи, ибо собственное счастье может быть полным только после счастья других. Наибольшая часть грехов и преступлений, совершаемых в мире, происходит от того дурного, что есть в человеке, и потому должен быть построен новый общественный порядок, который будет обращён ко всему лучшему, что есть в человеке. Каждый из людей должен делать что-то, удовлетворяющее величайшую мировую нужду, и находить в этом своё счастье. Люди во всём мире одинаковы, и страдание одного человека наносит ущерб всем так же, как и возвышение одного облагораживает всех. Усилия, приложенные для защиты прав и привилегий соседа, лучше всего обеспечат наши собственные права и привилегии, а радость, которую мы испытываем от этих усилий, освещает нашу собственную жизнь. Радость от процветания ближних и дальних неизбежно ведёт к нашему собственному процветанию, поскольку весь человеческий род теснейшим образом взаимосвязан и переплетён. Всё лучшее в жизни должно быть общим достоянием всех народов всех рас, а не монополией немногих. После пробуждения и осознания того, что описано выше, никто не сможет остаться эгоистом, ни одна страна не останется агрессивной, ни одна раса господствующей, и не будет ни преступлений, ни споров, ни войн. Таковы условия, при которых мир окажется на солнечной стороне и будет наслаждаться покоем. В городах люди будут заняты своими делами и решением самых разных задач для созидания счастья себе и окружающим, и там непрестанно будет поддерживаться дух мира и морали, всегда сопровождаемый надеждой, весельем, радостью и спокойствием ума. В деревнях поля будут полны крестьянами, склонившими спины в тяжёлом труде. Селяне будут счастливы от повседневной рутины своих занятий. Фабрики, заводы, шахты и склады будут полны работниками, вполне довольными разумной заработной платой. Для всех будет достаточно пищи и одежды, все будут обеспечены достойным жильём и шансом получить образование; все будут располагать временем для учения и отдыха и благоприятной возможностью узнать, понять и наслаждаться ещё более утончёнными и прекрасными произведениями жизни, такими как цветущая природа, музыка, поэзия, искусства, всеми возвышенными произведениями Бога и человека. Таким должен быть, по моему ничтожному мнению, идеальный мир или мир совершенства, к реализации которого должно продвигаться шаг за шагом. [2] Дословно: «Интересов перед их глазами». [3] В классической политэкономии – принцип невмешательства государства в экономическую деятельность частного сектора. [4] Практически такую же формулировку предлагал Кан Ю-вэй: единственная цель жизни человека – удовольствие, наслаждение счастьем и избегание несчастья. [5] Использованы два термина, используемые в праве Великобритании и США: depreciation и amortization. [6] Несомненная отсылка к А. Шопенгауэру, чья популярность на Дальнем Востоке в первой трети ХХ в. стала резко расти.
Перевод с английского и примечания Д.Е. Мартынова
|
« Пред. | След. » |
---|