Рец. на кн.: Х.А.Барлыбаев. Солидарология. Философия солидарности | | Печать | |
Автор Гринин Л.Е. | |
10.01.2018 г. | |
Х.А.БАРЛЫБАЕВ. Солидарология. Философия солидарности. Уфа: Китап, 2016. 360 с. Существует расхожее мнение, что в современных условиях, когда мощно развиваются науки, философия как таковая теряет свой предмет и, соответственно, статус, поэтому становится периферийной формой общественного сознания. С одной стороны, это заблуждение: философия по-прежнему занимает важное место в общественном сознании. Но, с другой стороны, основания для такого вывода есть. Ведь мир стремительно меняется, темп изменений нарастает, потоки информации захлестывают нас. Все острее чувствуются одновременно потребность в глубоких идеях и относительность наших возможностей. Похоже, что наши средства анализа все заметнее отстают от перемен. Приходится пересматривать буквально все. Никто, естественно, не отменяет специализацию, она жизненно необходима. Но мы все сильнее нуждаемся в системном взгляде на мир, во взгляде не узкого специалиста, а обществоведа, точнее, во взгляде философа, который глубоко понимает глобальные процессы в их совокупности. В этом случае особого рода специализацией становится интегральное понимание реальности. Объем знаний возрастает в колоссальной степени. Неудивительно, что время, когда философы и мыслители могли охватить одной идеей весь универсум, осталось в прошлом, а эпоха великих универсалистов и энциклопедистов, способных делать великие открытия в самых разных областях знаний, вероятно, никогда не повторится. Однако по-прежнему сохраняются большая потребность в концептуальной организации и объединении наших знаний о мире и тяготение к этому у многих исследователей. Думается, что возврат к универсализму в исследованиях – разумеется, на ином, чем раньше, методологическом базисе – не только вероятен, но и, скорее всего, неизбежен. Эта тенденция уже начала набирать обороты и довольно скоро станет вполне ощутимой. Глобальный мир нуждается в глобальном знании. Поэтому так важно в философии выдвижение новых идей, стремление выйти за рамки традиционных, проторенных путей исследований и разработок. Таким критериям стремится соответствовать монография Х.А. Барлыбаева. Привлекает уже само название работы. Термина “солидарология” нет ни в одном языке в мире, словаре или энциклопедии. То же самое относится и к идее “философии солидарности”. Этот факт сам по себе примечателен тем, что философская мысль давно серьезно не бралась за эту исключительно важную проблему. И пока не видно, чтобы эта проблема стояла на повестке дня. Между тем очевидно, что целеустремленное развитие, глобальное расширение и всемерное укрепление солидарных отношений во всех сферах жизнедеятельности людей является первостепенной задачей для решения глобальных проблем современной цивилизации. Задачей философии при этом является раскрытие глубинных, предельных оснований в общественных отношениях, предопределяющих первостепенную жизненную важность наличия в них элементов солидарности между людьми. В жизни и социальных отношениях борьба интересов и их единство в определенных аспектах неразрывны (о чем, естественно, говорится в рецензируемой книге). Однако аспекты тут различны. В частности, автор представляет неординарную трактовку теории К.Маркса “о диалектическом противоречии и единстве противоположностей” и “эволюционной теории борьбы биологических видов” Ч.Дарвина. До сих пор эти теории в обществоведении рассматриваются, главным образом, сугубо односторонне для обоснования, в первой – прежде всего противоречий, невольно абстрагируясь от их единства, и во второй – прежде всего борьбы видов (и особей внутри вида), игнорируя наличие между ними отношений взаимопомощи, сотрудничества и солидарности. В отличие от этого в книге доказывается необходимость равностепенного, взаимосвязанного, системно-синергетического изучения противоречий с единством противоположностей и борьбы видов с их одновременными солидарными отношениями. Х.А. Барлыбаев акцентирует внимание на единстве и солидарности и на этой основе выстраивает целостную концептуальную систему солидарологии и солидарных отношений. При этом автор опирается на научно-философские предпосылки анализа солидарных отношений, отраженных в трудах многих поколений ученых и философов. Среди них особое место занимает творчество П.А. Кропоткина, впервые обратившего внимание на упущения эволюционной теории Ч. Дарвина и высказавшего идею о решающей роли не столько борьбы видов, сколько отношений взаимопомощи и сотрудничества во многих сферах окружающего мира, в том числе в общественной жизни. Продолжая тему вклада Кропоткина в философию солидарности и взаимопомощи, небезынтересно отметить, что подход русского мыслителя и революционера вполне укладываетсяи в современные глобальные реалии. Так, в частности, в Заключении к своей знаменитой книге “Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса” он пишет, что каждый раз, когда в тех или иных движениях делалась попытка возвратиться к взаимной помощи (которая прослеживается с самых древних времен), его основная идея расширялась. От рода она распространилась на племя, от федерации племен ‒ до нации, и, наконец, — по крайней мере, в идеале — до всего человечества. В то же самое время она постепенно принимала более возвышенный характер. Вообще в качестве рекомендации автору рецензируемой монографии хотелось бы пожелать в новом издании не просто упомянуть об идеях Кропоткина, но процитировать его высказывания. Среди своих предшественников Х.А. Барлыбаев, к сожалению, не упоминает Э. Дюркгейма, который в своей известной работе “О разделении общественного труда” представляет свою знаменитую теорию механической и органической солидарности, подробно исследуя различные формы солидарности в древних и современных обществах. Отметим, что мысль Дюркгейма о том, что в современных обществах органическая солидарность пока еще далека от реализации, к сожалению, остается верной. Однако исследование солидарности, имевшее место в конце XIX в., в веке XX не нашло своего продолжения. А термин «социальная интеграция” (исследующийся, например, у Э.Гидденса и др.) далеко не полностью покрывает содержание термина “солидарность”. Во всем спектре отношений между людьми автор книги выделяет два основных типа – конфликтные и солидарные отношения, которые “...в обществе неразрывно сосуществуют как диалектические противоположности, взаимно дополняя и предполагая друг друга так, что без солидарных отношений не было бы конфликтов и, наоборот, не бывает солидарных отношений без конфликтов” (с. 62) Солидарные отношения Х.А. Барлыбаев определяет как “...состояние взаимного согласия и процесс согласованной деятельности двух и более субъектов или объектов” (с. 26). Исходя из этого он приходит к выводу, что в дополнение к конфликтологии должна быть разработана особая “... дисциплина, системно исследующая всю совокупность многообразных солидарных отношений в человеческом обществе”, которую автор впервые в науке и философии предлагает определять термином “солидарология” (с. 28), предметом, целью и задачей которой “должно быть исследование значения, сущности, содержания, структуры и функций важнейших в общественной жизни солидарных отношений, закономерностей и путей их формирования, укрепления и расширения”(с. 63). По мнению автора книги, «существующая конфликтология и формирующаяся наука солидарология должны развиваться как взаимообусловленные и взаимно дополняющие друг друга дисциплины. Без такой диалектической пары конфликтология формируется и развивается “в собственном соку” или “в вакууме”, как односторонняя наука, подобно птице с одним крылом» (с. 63). Обществознание и социальная практика традиционно оперируют понятием “солидарность” для обозначения определенного общественно-политического движения, выражения чувств взаимного участия, сопереживания, сопричастности к тем или иным общественным явлениям. Указанное понятие Х.А. Барлыбаевым рассматривается намного шире, в качестве сложного, многогранного и основополагающего общественного отношения, глубина и масштабы которого последовательно раскрываются в соответствующих разделах книги. Согласно автору, все человечество и каждый человек, еще до рождения, в каждый миг своей жизни и даже после смерти пребывает в безбрежном океане солидарных отношений (Об этом более подробно: Барлыбаев Х.А. О растущей роли солидарных отношений в развитии цивилизации // Философия и общество. 2016. 4(81)). Таким образом, автор предлагает новую образовательную, научно-практическую и философскую систему, способную дать импульс особому направлению теоретических изысканий. Ключевым в книге является раздел “Основы общей теории солидарологии”, где раскрываются предмет и метод данной науки, анализируются истоки солидарных отношений, история научно-философского анализа солидарных систем и идей солидаризма, соотношение демократии, гражданского общества и солидарных отношений, а также ряд аналогичных проблем. Особый взгляд на историю человечества раскрывается при осуществлении типологии солидарных отношений путем выделения кровно-родственных, общинных, этнонациональных, религиозных и государственных типов солидарных отношний. Заслуживает особого внимания то, что в работе выделяется общечеловеческая (глобальная, общепланетарная, всемирная) солидарность как “...наиболее зрелая, высшая форма, представляющая собой конечную цель, высшую ступень, венец солидарных отношений” (с. 128). Х.А. Барлыбаев – известный исследователь проблем глобалистики и концепции устойчивого развития, изложенных в оригинальных работах, основные из которых опубликованы в 4-томном издании его избранных трудов (Барлыбаев Х.А. Избранные труды. В 4 тт. Том 1: Устойчивое развитие. Глобалистика. Том 2: Философская антропология. Глобализация. Устойчивое развитие. Сознание и идентичность. М., 2014). Поэтому вполне закономерно, что книга “Солидарология. Философия солидарности” является логическим продолжением исследований автора в указанных областях, и в ней специальные разделы посвящены глобализации как особой форме и концепции устойчивого развития как основы солидарных отношений. Изложенные в начальных разделах книги общетеоретические положения послужили своеобразными «точками опоры» для развертывания автором исследования проявлений солидарных отношений в различных сферах социальной жизни: солидарной экологии, экономике, политике, праве, этике, управлении и пр. В указанном перечне автор на первое место ставит экологию, поскольку считает: «Экология выступает как сфера, которая, по сравнению с любыми другими областями человеческого бытия и деятельности, предъявляет к мировому сообществу настоятельные требования формировать солидарные отношения. В этом смысле человечество можно сравнить с авиапассажирами, находящимися на земном шаре как в одном самолете. Так же, как пассажирам самолета ради всеобщей безопасности требуется солидарно строго соблюдать правила авиационной и летной безопасности, точно так же всем жителям Земли необходимо быть солидарными в сохранении природы как единственного источника жизни на своем “самолете – земном шаре”» (с.238).Тем самым выдвигается понятие экологической глобализации, под которым «…подразумевается совокупность глобализационных процессов, возникших под воздействием экологических лимитирующих факторов, ограничений и императивов в условиях нарастающих экологических угроз, кризисных явлений и катастроф, требующих объединения усилий людей, народов и государств во всемирном масштабе для солидарного предупреждения, противостояния и преодоления экологических кризисов ныне и в будущем» (с.236-237). Автор доказывает, что конфликтогенный характер современной экономики заложен в ее имманентных, фундаментальных, системообразующих свойствах, побуждающих в людях алчность, тотальный диктат денежного капитала и неэффективную трату общественного труда и ресурсов на непроизводительные расходы. Общество должно солидаризироваться как для постепенного устранения антигуманных фундаментальных свойств денежно-капиталистической экономики, так и для обуздания ее текущих уродливых проявлений. Решению этой задачи должны способствовать рассматриваемые в книге солидарные действия общества в области политики, права и нравственного воспитания. Политика является важнейшим инструментом формирования, средством взаимосвязанной реализации всех типов солидарных отношений. Наиболее ярко солидарная сущность политики проявляется в ее способности исполнять свою роль в осуществлении функций по проведению многообразных межгосударственных и международных переговоров, принятию по ним разного рода деклараций, заявлений и коммюнике, а также, самое главное, по заключению в их результате различных союзов, содружеств, договоров, конвенций и т.п. Осуществление солидарной политики в обществе является условием создания солидарного права, которое, в свою очередь, служит основанием для проведения в жизнь солидарных отношений в экологии, экономике и иных сферах. В современных международных делах сохраняются все предпосылки того, чтобы на солидарных основаниях, через договоренности и компромиссы решать большинство спорных вопросов, перехода от «столкновения цивилизаций» к их сотрудничеству, от конфронтационного к солидарному менталитету. В отношении современного права Х.А. Барлыбаев высказывает верную мысль о том, что оно своим существованием обязано конфликтам, ибо «…юриспруденция и право выступают как специфические институты, функционирующие и порожденные потенциально возможными и реально существующими конфликтными отношениями между людьми, поэтому они являются преимущественно конфликторазрешительными, нежели солидарными институтами” (с. 310). Согласно автору, при становлении солидарной системы отношений современное принудительное, законодательное право постепенно должно перейти во внутренние установки самого человека, заложенные в него в качестве осознанного или неосознанного, интуитивного или инстинктивного самоограничения или образа жизни. Солидарное моральное общество, скрепленное такими установками, будет более прочным, устойчивым и гуманным, чем современное “правовое государство”. В работе утверждается, что “солидарные отношения формируют единую общечеловеческую мораль и сами возможны только в определенных моральных условиях” (с. 329). Деятельность людей в таком обществе, очевидно, будет регулироваться не принудительными установками, а через их сетевое информирование по широкому кругу общественных проблем и рекомендации о необходимых солидарных действиях. Весьма красноречив подзаголовок заключения книги: “Как преодолеть дисбаланс между конфликтными и солидарными отношениями в современном мире». Преодоление этого дисбаланса, согласно автору, предполагает понимание людьми необходимости постепенного устранения из их жизни конфликтных и расширения солидарных отношений. Монография, разумеется, не лишена недостатков. Это вполне естественно, особенно учитывая, что в разработке излагаемых проблем Х.А. Барлыбаев выступает в значительной мере как первопроходец. Соответственно, ряд положений представлен умозрительно, имеет определенный гипотетический и даже утопический характер. С другой стороны, в ряде случаев (как в разделе VIII “Формирование солидарной экологии – глобально-эпохальная проблема”) автор ограничивается лишь критикой современных отношений, не давая позитивных идей. Отдельные положения и проблемы раскрыты фрагментарно, не всегда прослеживается последовательность в увязке проблем друг с другом. Представляется, что в работе охвачена не вся проблематика солидарных отношений, существующих в обществе. Наконец, очень хотелось бы пожелать автору больше сказать о предшественниках, о том заделе, который был сделан в исследовании проблем кооперации и солидарности. Однако в любом случае идеи, изложенные в монографии Х.А. Барлыбаева, достойны того, чтобы занять должное место в сегодняшней философско-социологической мысли. Л.Е. Гринин
Гринин Леонид Ефимович ‒ доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, главный научный сотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
|
« Пред. | След. » |
---|