Франк о русском марксизме | Печать |
Автор Оболевич Т., Цыганков А.С.   
25.07.2017 г.

Вопросы философии. 2017. № 6. С. ??

 


Франк о русском марксизме

 

Т. Оболевич

А.С. Цыганков

 

Живая Европа: происхождение и сущность русского марксизма

С.Л. Франк

В предисловии к архивной публикации лекции «Живая Европа: Исток и сущность русского марксизма», прочитанной С.Л. Франком на радио Би-би-си в 1946 г., авторы раскрывают значение этого источника для истории русской интеллектуальной культуры. Особое внимание уделяется не только историко-философскому осмыслению проблематики марксизма в творчестве С.Л. Франка в свете новых архивных материалов, но также той реакции, тому отклику, который получили прочитанные им лекции. После лекционного курса Франка на Би-би-си в редакцию радиостанции поступил целый ряд писем от благодарных слушателей. Эти письма ныне также хранятся в Бахметьевском архиве, а их содержание частично приведено в предваряющем архивную публикацию тексте. Предлагаемый вниманию читателей архивный материал в настоящее время хранится в Бахметьевском архиве (Нью-Йорк, США). Согласно убеждению С.Л. Франка, русский марксизм является одной из разновидностей западноевропейской философии, которая, однако, обладает своими особенными чертами. Русский марксизм не представляет собой развитую мысль представителей течения западничества, говоривших о необходимости для России пройти исторической и культурной дорогой Западной Европы, но, напротив, он есть русский социализм, русское народничество и выступает последовательным развитием славянофильского проекта. Подобное понимание русского марксизма дает возможность Франку рассматривать его как составную часть проблемы взаимоотношения «России и Европы».

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русский марксизм, славянофилы, западники, Россия и Европа.

 

ОБОЛЕВИЧ Тереза – доктор философии, профессор, заведующая кафедрой философии религии. Папский университет Иоанна Павла II (Краков, Польша).

tereza.obolevich@upjp2.edu.pl

ЦЫГАНКОВ Александр Сергеевич – кандидат философских наук, научный сотрудник. Институт философии РАН, Москва.

m1dian@yandex.ru

 

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2016 г.

Цитирование: Оболевич Т., Цыганков А.С. Франк о русском марксизме. Франк С.Л. Живая Европа: происхождение и сущность русского марксизма // Вопросы философии. 2017. № 6. С. ?–?

 

 

 

 

Voprosy Filosofii. 2017. Vol. 6. P. ?–?

Frank on Russian Marxism

Teresa Obolevich, Alexander Tsygankov

Living Europe: the Source and Essence of Russian Marxism

Semen Frank

In the preface to the archival publication of lecture “Living Europe: the Source and essence of Russian Marxism” which were delivered by S.L. Frank for BBC in 1946 a special attention is paid both to the historical and philosophical reflection on the problems of Marxism in the light of new archival materials and to the response which Frank received lectures from his listeners. After the lecture of Frank BBC broadcast got several letters from the grateful students (also stored in the Bakhmeteff archive) and the content of which was partially given in the introduction anticipating the archival publication of Frank’s text. We offer the Readers the archive material currently stored in the Bakhmeteff archive (Columbia University, New York). According to S.L. Frank the Russian Marxism is one of the varieties of the Western European philosophy which, nevertheless, has its own specific features. The Russian Marxism is not a developing thought of the Westernizers who told that Russia must follow the historical and cultural way of the Western Europe. On the contrary, the Russian Marxism is the Russian Socialism, Russian Populism which is the consistent development of the project of Slavophiles. Such an understanding of the Russian Marxism allows Frank to consider it as an integral part of the relationship between Russian and Europe.

 

KEY WORDS: Russian Marxism, Slavophiles, Westernizers, Russian and Europe.

 

OBOLEVICH Teresa – Dr. hab., professor, head of the Chair of Philosophy of Religion at the Pontifical University John Paul II, Krakоw.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

TSYGANKOV Alexander S. – CSc in Philosophy, Research Fellow of the Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Moscow.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Citation: Obolevich, Teresa, Tsygankov, Alexander (2017) Frank on Russian Marxism”, Frank Semen. “Living Europe: the Source and Essence of Russian Marxism, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2017), pp. ?–?

 

 

 

Мысль Семена Людвиговича Франка привлекает внимание многих исследователей и специалистов особенно в текущем, юбилейном году, в котором отмечается 140-летие его рождения. В настоящей публикации вниманию читателей предлагается одно из трех выступлений С.Л. Франка на радио Би-би-си, записанных в 1946 г. и посвященных русской мысли, письменный вариант которого хранится в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Живя в эмиграции, Франк считал своим долгом проводить просветительскую работу, касающуюся русской интеллектуальной культуры. Английская радиостанция также была заинтересована этим аспектом деятельности русского мыслителя. В его письмах к В.Б. Ельяшевичу можно найти интереснейшие детали сотрудничества Франка с Би-би-си. Так, 11 мая 1946 г. философ писал: «Заведующий немецким отделом В.В.С. предложил мне прочитать по радио по-немецки цикл из 3 или 4 15-минутных лекций на тему об отношении между русской и западной духовной культурой. Цель лекций состоит в том, чтобы напомнить немцам, что кроме большевистской России есть еще другая Россия, дух русского народа, выраженный в русской литературе и мысли. Само собой, надо при этом воздержаться затрагивать политическую сторону дела – что, конечно, чрезвычайно трудно. Есть много и других, внутренних трудностей в этой теме, но задача все же заманчивая. Характерно и утешительно, что английское радио приглашает русского эмигранта говорить немцам о России. Дело находится пока в стадии предварительных переговоров – надо договориться так, чтобы содержание лекций удовлетворило и меня самого, и английское радио, что не так просто. Но думаю, что в конце концов мы договоримся» [Франк 2016, 191]. Чуть позже, 26 июня 1946 г. Франк сообщал: «Я начну читать в радио, вероятно – но еще не наверно – с этого воскресенья, кажется в 4.45 и 8.45 вечера – в пятницу иду репетировать. Вероятно, буду сам читать только небольшие отрывки из моих лекций, остальное прочтет профессиональный спикер, из-за плохих условий приемки в Германии, особенно в русской зоне. Я читаю цикл “Россия и Запад” из 4 лекций – “Россия и Запад в русской мысли”, “Вл. Соловьев”, “Происхождение и сущность русского марксизма” и “Германия между Востоком и Западом”. На мое требование необходимости касаться щекотливых политических тем руководитель отдела ответил, что они хотели бы только избегнуть протеста Сов. правительства, но что в остальном я могу говорить, что хочу без всяких стеснений. И фактически ни одна фраза моей рукописи не была цензурована. Это очень утешительно и показательно для теперешней здешней установки» [Там же, 199–200].

Тексты радиопередач, хранящиеся в Бахметьевском архиве, озаглавлены следующим образом:

1) Deutschland zwischen West und Ost («Германия между Западом и Востоком») [Frank Papers 11].

2) Der religiöse Universalismus bei Solowjew («Религиозный универсализм у Соловьева») [Frank Papers 12а].

3) Ursprung und Wesen des russischen Marxismus («Происхождение и сущность русского марксизма») [Frank Papers 13].

Последний из текстов (немецкий оригинал и перевод) предлагается вниманию читателей. В публикуемой лекции Франк рассматривает основные черты русского марксизма – направления, к которому в начале своей деятельности примыкал сам мыслитель и которое в последствие резко критиковал. Это не первый текст, где Франк высказывает свое отношение к этому учению после того, как он перестал быть приверженцем сначала ортодоксального, а потом легального марксизма [Франк 1900; Франк 1908а; Франк 1908б; Франк 1908в; Франк 1910][1]. Наиболее глубоко его взгляды на эту тему раскрыты в книге «Основы марксизма» [Франк 1926][2], которую Петр Савицкий в письме к С.Л. Франку назвал «одной из удачнейших и проникновеннейших» его работ, предполагая, что она «должна иметь действие “за рубежом”» [Frank Papers 2]. В самом деле, проведенная русским мыслителем критика марксизма была востребована и в других странах. Так, д-р Генри Т. Джилет, бывший в 1938/39 гг. лорд-мэром Оксфорда, 5 марта 1947 г. спрашивал Франка, переводилась ли на английский его работа «Критика теории ценностей Маркса», выражая при этом мнение, что если такого перевода нет, то следует его осуществить [Frank Papers 9а].

Франк был убежден, что русский марксизм вырос из европейской философии, хотя на его родине он приобрел особую окраску в форме русского социализма, т.е. народничества, развивающего традицию славянофилов. «А именно русские социалисты 70-х и 80-х годов верили (с одобрения самого Маркса), что русский путь к социализму отличается от западноевропейского. <...> Вот против этого народнического социализма, в радикальных и революционных кругах также связавшего себя с учением Маркса, и выступил в 90-х годах “марксизм” в узком, специфическом смысле этого слова» [Франк 2001, 396–397; Франк 1996, 649]. Тем самым вопрос о русском марксизме является для Франка частью проблемы «Россия и Запад». В письме Георгию Федотову он указывал: «…бессознательно-эмоциональный патриотизм, в смысле чувства “русскости” и враждебности “Западу” с самого начала был присущ русским коммунистам (большевизм в этом смысле есть в сущности преодоление русского западнического марксизма и возврат к славянофильствующему народничеству...)» [Frank Papers 4]. Когда один «из русских марксистов фанатически-революционного темперамента» [Frank Papers 13] (Франк имел в виду Ленина, который в другом выступлении был охарактеризован как «новый Пугачев – объединитель Маркса и Пугачева» [Frank Papers 12b]) порвал с социал-демократическими идеалами, создавая собственную коммунистическую партию, Россия еще больше отдалилась от европейской цивилизации. Также в статье «Пушкин об отношениях между Россией и Европой» читаем: «Ленин, сочетав Маркса с Бакуниным, в лице большевизма создал особый вид антиевропейского марксизма: противопоставление правды “пролетарской” России злу и разложению “буржуазной” Европы есть возрождение, с совсем иным содержанием, старого националистического отталкивания от Запада» [Франк 1987, 93].

Запись передач С.Л. Франка на радио в Лондоне, во время которых и была прочитана лекция о русском марксизме в контексте вопроса об отношении России к Европе, требовала от философа серьезной, напряженной подготовки. В письме сыну Виктору Франку он признавался: «Я еще не отошел от усталости, причиненной актерской работой на BBC» [Frank Papers 5]. И этот упорный труд окупил себя. Радиостанция получила множество откликов благодарных слушателей со словами признания в адрес лектора из России, о чем Франку поведал (12 сентября 1946) Д.М. Грэхэм [Frank Papers 9b]. Сам Франк в переписке с В.Н. Ельяшевичем (16 сентября 1946) сообщал: «Дело в том, что ко мне пришла, хотя и не слишком громкая, но запоздалая и мне теперь ни к чему ненужная слава: пишут мне и читатели моей английской книги, и слушатели моих лекций по радио (из Германии), и вежливость требует отвечать им. Мои немецкие лекции по радио выйдут, между прочим, брошюрой в Берлине – под носом советского правительства. Я колебался сначала дать на это согласие, опасаясь неприятностей от сов<етского> прав<ительства> для ВВС и косвенно для меня; но ВВС меня заверило, что все равно русские тщательно слушают все радиопередачи из Лондона и потому осведомлены об их содержании. Надеюсь, что лекции в ВВС будут продолжаться; это единственный доступный мне способ заработка, и притом относительно легкий и приятный» [Франк 2016, 206].

Стоит привести некоторые фрагменты из писем радиослушателей. В одном из них, датированном 16 августа 1946 г. (а пересланном Франку 13 сентября 1946 г.), сообщается, что «старые друзья из Лемго в Липпе, пастор Хеттлинг, П. Эвербек, П. Штенцель, проф. Боголепов и Николай Орлов[3] с радостью услышали голос проф. доктора С.Л. Франка воскресным вечером в 18.30 на лондонском радио и просят сообщить его адрес, дабы они одновременно послали ему сердечные приветы и выразили свою надежду на то, что он в добром здравии и вскоре также еще раз будет выступать в Лемго» [Frank Papers 9c]. Доктор медицины Густав Франке 18 августа 1946 г. написал в редакцию, что находится «под очень сильным впечатлением от докладов проф. Семена Франка о России и Европе», и обратил внимание на то, что «…по возможности дальнейшее распространение этих докладов, через повторение на ВВС, публикацию в издаваемой Mil. Regier “Антологии” (Auslese) и по возможности также в ежедневных газетах, окажет Вам (BBC. – Т.О., А.Ц.) в Германии ценную помощь в Ваших стремлениях к взаимопониманию и миру» [Frank Papers 9d]. Другой врач, доктор К.Л. Шмитц из Дюссельдорфа 20 сентября 1946 г. делился следующими впечатлениями: «Уважаемый господин проф. Франк! Из немногих слов, которые я услышал от Вас по радио, мне стало понятно, что Вы понимаете основную проблему в единстве со мной и многими моими друзьями и что Вы не связаны определенным мировоззрением. Если Вы желаете, я также пошлю Вам наши мысли по той же теме, и я прошу выслать Ваши работы, все равно в опубликованном ли или в машинописном виде» (письмо К.Л. Шмитца, переслано С. Франку Л. Фрезером из немецкой службы доставки [Frank Papers 9e]). Наконец, трогательное письмо от 8 августа 1946 г. пришло от Рихарда Гаильхаузена, узника лагеря для военнопленных в Натсфорде (графство Чешир): «С величайшим интересом я слушал доклады проф. доктора Семена Франка. Пожалуй, редко доклад оставляет такое глубокое впечатление, и я искренне сожалею о том, что серия передач подошла к концу. Симпатичный, успокаивающий голос было благотворно слушать, в особенности для военнопленного. Таким образом, я хотел бы выразить господину проф. доктору Франку мою сердечную благодарность и пожелать ему благословенного успеха для его дальнейшего творчества». Он также интересовался: «…имеется ли книга проф. доктор Франка, которую можно было бы приобрести?» [Frank Papers 9f].

Приведенные отрывки красноречиво свидетельствуют и о личном обаянии Франка, и о силе воздействия его слов на слушателей и читателей.

Лекция Ursprung und Wesen des russischen Marxismus публикуется впервые с любезного разрешения внука С.Л. Франка, о. Петра Скорера по машинописному оригиналу, напечатанному на четырех листах канцелярской бумаги. Первая страница доклада озаглавлена Lebendiges Abendland: Ursprung und Wesen des russischen Marxismus № 3 by Prof. S.L. Frank. Машинопись содержит значительное количество нанесенных Франком исправлений чернилами в виде дополнений и зачеркиваний. (Добавления, написанные сверху чернилами, а также исправления, дописанные сверху чернилами вместо зачеркнутых фраз, внесены в основной текст и выделены курсивом. В сносках указан зачеркнутый текст.) Произведенные философом подчеркивания (также чернилами), которые определенно несли нагрузку смысловых ударений при чтении данной лекции на радио, также подчеркнуты в публикуемом тексте.

 

 

Источники – Primary Sources in Russian

Франк 1900 – Франк С.Л. Теория ценности Маркса и ее значение. СПб.: Типография и литография В.А. Тихонова, 1900 [Frank, Semen L. (1900) Marx’s Theory of Value and its Meaning. In Russian].

Франк 1908а Франк С.Л. Очерки по философии марксизма. Философский сборник // Русская мысль. 1908. № 5. С. 101–103 [Frank, Semen L. (1908) Essays on the Philosophy of Marxism. Philosophical Collection. In Russian].

Франк 1908бФранк С.Л. Валентинов Н.Э. Мах и марксизм // Русская мысль. 1908. № 11. С. 238–239 [Frank, Semen L. (1908) Valentinov N.E. Mach and Marxism. In Russian].

Франк 1908в Франк С.Л. Н. Валентинов. Философские построения марксизма. Кн. 1. Богданов А. Приключения одной философской школы. Юркевич П. Материализм и критический реализм // Русская мысль. 1908. № 12. С. 271–273 [Frank, Semen L. (1908) N. Valentinov. Philosophical Constructions of Marxism. Book 1. Bogdanov А. Adventures of a Philosophical School. Yurkevich P. Materialism and Critical Realism. In Russian].

Франк 1910 – Франк С.Л. Философская распря в марксизме // Русская мысль. 1910. № 5. С. 136–145 [Frank, Semen L. (1910) The philosophical Dissension in Marxism. In Russian].

Франк 1926 – Франк С.Л. Основы марксизма. Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1926 [Frank, Semen L. (1926) The Basis of Marxism. In Russian].

Франк 1987 – Франк С.Л. Пушкин об отношениях между Россией и Европой // Этюды о Пушкине. Paris: YMCA-Press, 1987. C. 93–107 [Frank, Semen L. (1987) Pushkin on the relationship between Russia and Europe. In Russian].

Франк 1996 – Франк С.Л. Русская философия конца XIX и начала XX века // Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 645–656 [Frank, Semen L. (1996) Russian Philosophy of the End of the 19th and the Beginning of the 20th Century. In Russian].

Франк 2001 – Франк С.Л. Воспоминания о П.Б. Струве // Непрочитанное… Статьи, письма, воспоминания / Сост. А.П. Гапоненков, Ю.П. Сенокосов. М.: Московская школа политических исследований, 2001. С. 394–582 [Frank, Semen L. (2001) Recollections of P.B. Struve. In Russian].

Франк 2016 – Франк С.Л. Переписка с В.Б. Ельяшевичем и Ф.О. Ельяшевич (1922–1950) / Публ. Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2015 гoд / Ред. M.A. Koлeрoв. М.: Модест Колеров, 2016. С. 40–240 [Frank, Semen L. (2016) Correspondence with V.B. Elyashevich and F.O. Elyashevich (1922–1950). In Russian].

 

Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, Rare Book & Manuscript Library. Columbia University, New York. S. L. Frank Papers

In English

Frank Papers 1 – Letter of Paul B. Anderson to S. Frank from 16.11.1927. Box 1.

Frank Papers 9а – Letter of H.T. Gillett to S. Frank from 5.03.1947. Box 9.

 

In German

Frank Papers 9b – Letter of D.M. Graham to S. Frank from 12.09.1946. Box 9.

Frank Papers 9c – Letter of C.H. Gretton to S. Frank from 13.09.1946. Box 9.

Frank Papers 9d – Letter of G. Franke to BBC from 18.08.1946. Box 9.

Frank Papers 9e – Letter of L. Fraser to S. Frank from 20.09.1946. Box 9.

Frank Papers 9f – Letter of R. Geilhausen to BBC from 8.08.1946. Box 9.

Frank Papers 11 – Frank S.L. Deutschland zwischen West und Ost. Box 11.

Frank Papers 12аFrank S.L. Der religiöse Universalismus bei Solowjew. Box 12.

Frank Papers 12b Frank S.L. Marx und Pugatschow (lecture). Box 12.

Frank Papers 13 – Frank S.L. Ursprung und Wesen des russischen Marxismus [London, 1946]. a. ms., 7 p. (with typed copy; text of radio broadcast). Box 13.

 

In Russian

Frank Papers 2 – Письмо П. Савицкого к С.Л. Франку от 12/25.08.1925. Box 2 [Letter of Petеr Savitsky to S. L. Frank from 12/25.08.1925. In Russian].

Frank Papers 4 – Письмо С. Франка к Г. Федотову от 25.03.1935. Box 4 [Letter of S. Frank to G. Fedotov from 25.03.1935. In Russian].

Frank Papers 5 – Письмо С.Л. Франка к В.C. Франку от 1.07.1946. Box 5 [Letter of S.L. Frank to V.S. Frank from 1.07.1946. In Russian].

 

Ссылки – References in Russian

Буббайер 2001Буббайер Ф. С. Л. Франк. Жизнь и творчество русского философа / Пeр. Л.Ю. Пaнтиной. M.: РOССПЭН, 2001.

Оболевич 2017 – Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: ББИ, 2017.

References

Boobbyer, Philipp (1995) S.L. Frank. The Life and Work of a Russian philosopher 18771950, Ohio University Press, Athens, 1995 (Russian Translation 2001).

Obolevich, Teresa (2017) Semen Frank. Strokes to the Portrait of the Philosopher, BBI, Moscow (In Russian).



[1] Зачеркнутый вариант: [нрзб.] der russische [нрзб.].

[2] Зачеркнутый вариант: im Ganzen genommen.

[3] Зачеркнутый вариант: der abendländischen [нрзб.]. Zuerst war es der französische Sozialismus, der die russische Jugend begeisterte. Seit den [нрзб.] 70er Jahren steht aber das russische sozialistische Denken unter dem ausschließlichen Einflusse des deutschen Sozialismus von Marx und Lassalle.

[4] Зачеркнутый вариант: Von.

[5] Зачеркнутый вариант: unterschied er sich [нрзб.] durch seinen [нрзб.] Realismus; zugleich ist er [нрзб.]

[6] Конец первого листа.

[7] Далее зачеркнуто: theoretische.

[8] Конец второго листа.

[9] Зачеркнутый вариант: verwirklichen.

[10] Зачеркнутый вариант: aufgebauten.

[11] Здесь и далее сохранены авторские ударения.

[12] Конец третьего листа.

[13] Зачеркнутый вариант: beste Antwort darauf gab.

[14] Зачеркнутый вариант: Prophet.

[15] Зачеркнутый вариант: [нрзб.].

[16] Зачеркнутый вариант: doch.

[17] Далее зачеркнуто: den Geist der Liebe.

[18] Зачеркнутый вариант: [нрзб.] русский [нрзб.].

[19] Зачеркнутый вариант: в целом.

[20] Зачеркнутый вариант: европейского [нрзб.].

[21] Зачеркнутый вариант: Первоначально французский социализм был тем, который воодушевлял русское юношество. С [нрзб.] 70-х гг. русское социалистическое мышление находится под исключительным влиянием немецкого социализма Маркса и Лассаля.

[22] Зачеркнутый вариант: в.

[23] Зачеркнутый вариант: сравнении [нрзб.] с его [нрзб.] реализмом; в тоже время он [нрзб.].

[24] Конец первого листа.

[25] Зачеркнуто слово: теоретическим.

[26] Конец второго листа.

[27] Зачеркнутый вариант: реализовать.

[28] Зачеркнутый вариант: сформированной.

[29] Конец третьего листа.

[30] Зачеркнутый вариант: лучший ответ на это дал.

[31] Зачеркнутый вариант: пророк.



Примечания

 

[1] Пол Андерсон от имени от издательства YMCA Press предложил Франку написать брошюру «Марксистский материализм в свете христианской философии» [Frank Papers 1]. Франк опубликовал ее в 1928 г. под заглавием «Материализм как мировоззрение» (см.: [Оболевич 2017, 20–21]).

[2] Примечательно, что фрагменты этой работы были перепечатаны под заглавием «Марксистская доктрина» в журнале Всероссийской фашистской партии «Нация». Публикация была подписана инициалами Н.Б. и С.Б. Редактор Вл. Константинов в письме С. Франку от 19.04.1935 г. признался, что искал материал о марксизме и один из профессоров (личность не установлена) предложил: «…если хотите – я дам Вам прекрасную брошюру – Что такое марксизм? – Мне ее прислали из Парижа – даже не знаю – кто. Известно лишь, что она была отпечатана в 10 000 экземпляров для отправки в СССР в 1927 году. Думаю, что авторами ее являются Бердяев и Булгаков. Очень на них похоже. Брошюру, которую я получил вскоре после этого разговора, я прочел и остался ею весьма и весьма доволен. Она имела 50 страниц убористого текста, была в старенькой обложке, автор указан не был. <...> Я стал ее перепечатывать по частям в августе 1934 года, причем счел своим долгом указать хотя бы инициалы предполагаемых авторов этой прекрасной работы. <...> Я с удовольствием извещу через наши печатные органы, что автором “Марксистской доктрины” являетесь Вы, уважаемый Семен Людвигович» [Оболевич 2017, 1819].

[3] С.Л. Франк читал лекции в немецком городе Лемго (по приглашению Н. Орлова и вышеуказанных пасторов в протестантских церквях) в 30-е гг. Франк писал по этому поводу: «Учусь понемножку говорить мужикам (слушателям религиозной организации помощи “Руссише Брудерхильфе”. – Т.О., А.Ц.), весь задуманный план доклада бросил... конечно, это ужасная деградация – все мои идеи никому не нужны... это все равно, что преподавать азбуку детям. Это для меня неизмеримо труднее, чем читать лекции студентам» (Письмо С.Л. Франка к Т.С. Франк от 5 сентября 1931 г. Цит. по: [Буббайер 2001, 182]).

 

 
« Пред.   След. »