Рец. на кн.: С.И. Поварнин. Сочинения | Печать |
Автор Малинов А.В.   
05.04.2017 г.

С.И. ПОВАРНИН. Сочинения / Сост., вступит. статья, примеч. В.И. Кобзарь, Т.Е.  Сохор, Л.Г. Тоноян (отв. ред.). СПб.: Институт иностранных языков, 2015. 800 с.

 

Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870–1952) нельзя отнести к широко известным русским философам начала ХХ в. Даже по сравнению со своими одногодками, работавшими вместе с ним на кафедре философии Петербургского университета, Н.О. Лосским и И.И. Лапшиным, его вклад в философию выглядит довольно скромно. Единственной работой Поварнина, переизданной в пору увлечения философией Серебряного века, стала «Спор. О теории и практике спора». Ее публикация в журнале «Вопросы философии» (1990. № 3) позволила реактуализировать имя Поварнина. Это небольшое исследование, едва превышающее сотню книжных страниц, переиздавалось в общей сложности десять раз как под изначальным названием, так и под заглавием «Искусство спора: О теории и практике спора». Еще одним произведением Поварнина, переиздававшимся даже в советское время, была брошюра «Как читать книги», выдержавшая с 1924 по 1994 г. семь изданий. Однако основной корпус трудов Поварнина по логике и теории аргументации до последнего времени оставался в забвении. Редкие публикации (В.С. Бачманов, В.И. Кобзарь, Т.Е. Сохор, К.Н. Суханов) и диссертации по истории логики или истории университетского преподавания (Н.Г. Баранец, Б.В. Маков, В.С. Попова, В.И. Спивак, В.В. Фролова, Б.М. Шуранов) опирались на его исследования. Лишь словарные статьи, чтобы не погрешить против энциклопедической полноты, сухим языком конспекта доносили сведения о русском логике.

Ситуация стала меняться сравнительно недавно. Об этом свидетельствует выход в свет данного тома «Сочинений» Поварнина. Его издание стало возможно благодаря многолетней работе петербургских исследователей Владимира Ивановича Кобзаря, Татьяны Евгеньевны Сохор и Ларисы Грачиковны Тоноян.

«Сочинения» Поварнина включают его работы по формальной логике и философской логике: «Логика. Общее учение о доказательстве», «Логика отношений. Ее сущность и значение», «Ответ проф. И.И. Лапшину», «Введение в логику», «О формальных законах мысли (классификация их)», «Диалектика и формальная логика (Тезисы)», «Диалектика и формальная логика», «Искусство спора: О теории и практике спора»; упоминавшуюся брошюру «Как читать книги для самообразования», а также критику интуитивизма Н.О. Лосского («Об “интуитивизме” Н.О. Лосского», «Разбор “Ответа” Н.О. Лосского на мою критику интуитивизма»). «Ответ С.И. Поварнину на критику интуитивизма» самого Н.О. Лосского помещен в приложении. Критика Поварнина и ответ Лосского позволяют восстановить более широкий контекст полемики вокруг учения Лосского, в которой приняли участие многие отечественные философы (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Л.М. Лопатин, С.А. Алексеев-Аскольдов, Н.А. Бердяев). Опубликованные вместе исследования Поварнина дают представление о разрабатывавшемся им варианте несиллогистической логики – логики отношений или «теории логических рядов». Поварнин понимал логику в широком смысле как теорию вывода. Некоторые работы из «Сочинений», в частности, черновик письма И.В. Сталину (в приложении) и доклады 1940-х гг. позволяют оценить вклад Поварнина в реабилитацию формальной логики в Советском Союзе. В «Приложении» также воспроизведена статья В.С. Бачманова «С.И. Поварнин и его работа над проблемой соотношения формальной логики и диалектики в 1929–1944 годах» (1971), в течение многих лет хранившего архив Поварнина на кафедре логики Ленинградского государственного университета, «Библиография работ С.И. Поварнина» и литература о нем. Оживляют издание фотографии Поварнина (от студенчества до последних лет жизни) и его близких.

Изданные в одном томе работы дают возможность лучше понять значение Поварнина-логика для отечественной науки. Однако масштаб его личности не измеряется только научными трудами. Для ленинградской/петербургской философии Поварнин является фигурой символической. Как и Ф.Ф. Сидонский, приглашенный на кафедру философии Петербургского университета в 1864 г. благодаря отзыву А.В. Никитенко (опубликован в «Вопросах философии». 2006. № 11), стал связующим звеном между философией первой и второй половины XIX в., так и Поварнин был в Ленинградском университете олицетворением традиций дореволюционной философской культуры. В известном смысле Сергей Иннокентьевич был типичным представителем культуры Серебряного века. Его творческие устремления выходили далеко за пределы формальной логики. Он был поэтом и исследователем поэзии (составителем «Лирики и антологии русских поэтов». 1895), литературоведом, психологом, религиозным мыслителем (автором работ «Аскетизм (его сущность и оправдание)», «У истоков живой религии»), владел латынью, древнегреческим, немецким, английским, французским языками, частично, санскритом. Его выпускное сочинение «Учение о свободе воли Спинозы, Лейбница, Канта и Шопенгауэра» было удостоено золотой медали. Оставленный для подготовки к профессорскому званию, он в должности приват-доцента с 1904 г. вел занятия по индийской и античной философии, философии религии, а по возвращении из командировки в Германию – по логике, истории древней философии, философии А. Бергсона. Перевел на русский язык книги Р. Эйкена «Основные проблемы современной философии религии» (СПб., 1909) и Г. Арнима «История античной философии» (СПб., 1910). Однако академическая карьера Поварнина не задалась. В 1916 г. он защитил магистерскую диссертацию «Логика. Общее учение о доказательстве», но в 1923 г. вынужден был уйти из университета, где с 1919 г. занимал должность профессора педагогического отделения факультета общественных наук. Основные его работы были опубликованы до 1924 г. В них он предстает последователем того направления в логике, которое сложилось в Петербурге (М.И. Владиславлев, М.И. Каринский, Н.Я. Грот, Л.В. Рутковский, А.И. Введенский, Н.О. Лосский). Помимо университета Поварнин преподавал и в других учебных заведениях, а с 1926 г. его основным местом работы становится библиотека Государственного института для усовершенствования врачей. В 1934 г. благодаря изменениям в университете Поварнин вернулся к преподаванию (ему даже была присуждена степень доктора наук, к сожалению, не утвержденная соответствующими инстанциями), но после нескольких  лекций из-за болезни сердца оставил университет. В 1944 г. декан философского факультета Ленинградского государственного университета М.В. Серебряков пригласил Поварнина читать лекции по вновь введенной в учебную программу логике. В 1946 г. на основании научных трудов ему была присуждена степень доктора философии без защиты диссертации. Занятия по логике Поварнин вел до 1947 г. на философском и юридическом факультетах, а в 1949 г. был окончательно уволен из университета. Он стал первым профессором логики на философском факультете. В 1947 г. была открыта и кафедра логики. С этого времени традиция преподавания логики в Ленинградском/Санкт-Петербургском университете уже не прерывалась. Лекции Поварнина, в частности, слушал И.Н. Бродский, ставший учителем нескольких поколений ленинградских логиков и философов. Через год после смерти Поварнина его архив и библиотека были перевезены на кафедру логики. Правда, судьба старой профессорской библиотеки оказалась трагичной. Многочисленные издания по религии и мистицизму (до революции Поварнин читал курс по философии религии) были преданы огню во дворе философского факультета.

«Сочинения» Поварнина не имеют нумерации. Однако составители отмечают в предисловии, что это лишь первый том. Во второй том должны войти работы Поварнина по литературоведению, психологии, эстетике, религиозной философии. Вероятно, составители сочтут уместным воспроизвести и его стихотворения. Здесь Сергей Иннокентьевич предстанет уже другим мыслителем, художником слова, тонким литературным критиком. Благодаря этим книгам, возможно, изменится и общая оценка творчества С.И. Поварнина.

А.В. Малинов (Санкт-Петербург)

 

 

 
« Пред.   След. »