Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа | | Печать | |
Автор Павлова О.Н. | |
27.07.2010 г. | |
Каждая культурно-историческая эпоха порождает определенный набор жизненных детерминант, которые воспринимаются как норма, стиль и образ жизни, формируя господствующее в социуме мировоззрение и индивидуальный душевный мир человека. Современная эпоха может быть определена как кризисная - Эра нарциссизма. Происходящие события во внутренней вселенной Homo sapiens нашего времени вынуждают констатировать факторы радикального перерождения - возникновение "человека нового типа" с сильной детерминантой нарциссичности. Феномен нарциссизма, впервые в истории получивший теоретическое осмысление в психоанализе, может быть в очередной раз заявлен как объект современного научного рассмотрения, но уже как цивилизационный феномен. З. Фрейд, а также его ученики и соратники, создавая дерево психоаналитической теории, могли ли предугадать, насколько результаты их поисков будут востребованы для адекватного опознавания и описания подвижной картины "Человека совершенствующего" - нарциссического на данном этапе.
The summary: Every cultural-historical age gives rise to a specified set of life determinants taken as norm, style of living and the way of life. They develop predominant ideology in the society that has an influence upon the individual inner world of the human being. In this respect modern epoch can be defined as crisis - era of narcissism. The events that take place in the inner "Universe" of present day Homo Sapiens force us to state the fact of radical / sweeping changes (regeneration) - the appearance a new kind of human being with strong narcissistic determinant. For the first time in the history narcissism was opened as the theoretical concept in the psychoanalysis. Just now it can be once again announced as an object of contemporary scientific investigation like the civilizational phenomenon. S. Freud and also his follows who created the "tree of narcissistic theory" hardly guessed how their scientific results would be useful for recognizing and describing the changing "picture" of "Homo perfectus" now.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психоанализ, нарциссизм, себялюбие, сексуальность, перверсия, аутоэротизм, либидо, типологии нарциссизма, нарциссическая личность, мифологемы нарциссизма KEYWORDS: psychoanalysis, narcissism, self-love, sexuality, perversion, autoeroticism, libido, typologies of narcissism, narcissistic personality, mythologems of narcissism
Восхищайтесь в Нарциссе вечным возвращением к зеркалу воды, которая предполагает, что образ - его любви, а его красоте - все его знание. Поль Валери
Каждая культурно-историческая эпоха порождает определенный набор жизненных доминант, которые воспринимаются как норма, стиль и образ жизни, формируя господствующее в социуме мировоззрение и индивидуальный душевный мир человека. В этом отношении современный этап в истории может быть определен как кризисный. Эпоха запрета на сексуальное в середине прошлого столетия на фоне все большего раскрепощения бессознательных подавленных драйвов незаметно перетекла в фазу нетабуированной, безграничной свободы проявлений личности, и прежде всего сексуальности. По мнению многих современных исследователей разных областей знания и не только психоаналитической парадигмы, новый исторический период в эволюции психики можно по праву считать Эрой нарциссизма, нарциссическую суть которой в полной мере отражает известное выражение "Per aspera ad astra" ("Через тернии к звездам" - лат.)[1]. Происходящие события во внутренней вселенной современного Homo sapiens вынуждают констатировать факторы радикального перерождения, которое происходит у нас на глазах и которое каждый из нас в разной степени осознанности чувствует - возникновение "человека нового типа" - Нomo perfectus[2] - с сильной детерминантой нарциссичности. Феномен нарциссизма, впервые в истории получивший теоретическое осмысление в психоанализе, может быть заявлен как объект современного научного рассмотрения, но уже как цивилизационный феномен[3]. Однако для данного объекта исследования характерна высокая ризоматичность компонентов его феноменологического поля, вероятно, имплицитно связанная с природой нарциссизма. Все составляющие феномена и его теорий и концепций обладают тенденцией множественности, разнородности, спутанности содержаний, противоречивости, генетической непоследовательности, нелинеарности в отношениях между собой, напоминая корневую систему травы[4]. И все же в поисках "плато", на котором только и представляется возможным переосмыслить накопленное в теории и практике психоанализа знание о сущности нарциссизма, придется вновь поставить известный сократовский вопрос: Ti esti[5] нарциссизм? Исторические корни нарциссизма в философии. Нарциссизм зародился в недрах античной философии и продолжал безымянное/многоименное существование вплоть до начала XIX в., когда он впервые проявляется уже как термин сексологии. Чаще всего в допсихоаналитических попытках исследования темы звучит устаревшее с оттенком религиозного догматизма слово "себялюбие" или негативно коннотированный "эгоизм". В исторической ретроспективе мы можем обнаружить много трудов мыслителей, в которых вкраплены предиспозиционные факторы, несомненно, составляющие корневую систему современного концепта. Проложим исторический пунктир, наметив вектор движения научной мысли о нарциссизме. Античность. Эпикур, считавший себя терапевтом ("epikouros" в переводе с греческого означает "тот, кто несет помощь"), проповедовал доктрины, созвучные идеям Фрейда. Он выдвинул тезу о важности сексуального удовольствия в жизни человека: "человек, не испытывающий оргазма, дает поглотить себя болезни" [Киньяр 2000, 76]. В экономике человеческого существования Эпикур придавал большое значение тоске как чувству, которое лежит в основе человеческих страданий. По мнению Лукреция, Эпикур первым понял, что любой человек, оставаясь наедине с собой, чувствует себя "охваченным тоской, которая непрестанно терзает его взбудораженный ум" [Там же, 77]. Фактически он описывает динамику трансформации позитивного нарциссизма в негативный, определяя происхождение тоски в нереализованном "сексуальном либидо, которое, не находя выхода, оборачивается против себя самого и заражает ядом все вокруг" [Там же, 76]. Эпикур провидчески предлагает свои "лекарства жизни" - базовые постулаты, направляющие человека в сторону здорового нарциссизма существования: божественного не опасайся; смерть неизбежна; счастье достижимо; все, что пугает, можно пережить. Феофраст обрисовывает основной контур профиля нарциссической личности: "(1) Высокомерие - это какое-то презрение ко всем остальным людям, кроме себя, а высокомерный вот какой человек. (2) Посетителю, который спешит, он говорит, что тот может с ним встретиться после обеда за прогулкой. (3) Оказав людям услугу, он велит хорошо запомнить это. (4) Приговор сторонам, которые выбрали его посредником, он выносит, прогуливаясь по улице. (5) Избранный на государственную должность, отказывается, клятвенно заверяя, что ему недосуг. (6) Первым посетить он никого не желает. (7) Своим поставщикам или нанятым на работу он велит приходить на рассвете. (8) Со встречными на улицах не разговаривает, но идет, глядя себе под ноги или, наоборот, высоко подняв голову. (9) Принимая дома приятелей, сам не обедает с ними вместе, но оставляет их на попечение одного из своих людей. (10) Отправляясь куда-нибудь, заранее посылает человека сообщить о своем прибытии. (11) Когда натирается маслом в бане, и даже за едой, не допускает к себе посетителей. (12) При расчетах с кем-нибудь поручает рабу подсчитать на камешках и, подведя итог, записать в счет. (13) В письмах не пишет: "Ты сделаешь мне одолжение", но "Мне желательно", "Я послал человека, чтобы получить от тебя" и "Чтобы так оно и было", "Без промедления!"" [Феофраст 2007, 32-33]. Средневековье. Святой Августин Аврелий. Его "Исповедь" - первый трактат в истории человечества, где особое внимание уделено исследованию человеческих чувств, в том числе и их генетических факторов. Среди многих других особенностей человеческих душевных качеств, которые он исследовал в основном методом интроспекции, его интересовал вопрос свободы воли человека, имеющий, с его точки зрения, отношение, пользуясь современной терминологией, к выбору человеком смысловых и ценностных ориентаций в жизни, отягощенных внутренней борьбой с преобладающим над всем другим содержанием собственным нарциссическим началом. В "Исповеди" Августин рассказывает, как он был вынужден постепенно расстаться с мечтой о святости и совершенстве. Нарциссическая волна природы человека должна разбиться об утес осознания предопределенного природой собственного несовершенства. Признание дефектности - один из ключевых моментов в истории любого человека. По мнению св. Августина, нам всем, и не только грешникам, присущ некий таинственный изъян, заставляющий нас повторять и помнить свои слабости (см. [Августин 2008]). Однако он занят не только описанием нарциссической природы человеческого существа. Заглядывая в глубины своей памяти, подвергая свои детские переживания тщательному анализу, он ищет и находит истоки патологических нарциссических тенденций - рисуя живописную картину детского властолюбия, жадности и зависти, чтобы показать, что люди несовершенны с самого начала. Августин отдает себе отчет, что никогда в жизни не будет совершенным и что не стремление к совершенству является путем к спасению для человеческой особи. Смысл и содержание жизни не в восхождении на гору, а в странствии: пилигрим св. Августина всегда в пути, в поиске себя. Продолжая его размышления о предназначенности человека, представим галерею "типичных портретов" Homo Sapiens, дополнив ее современными философскими определениями "человеческого": Homo perfectus - Человек совершенный / совершенствующийся; Homo viator - Человек странствующий; Homo ludens - Человек играющий[6]; Homo volens - Человек желающий[7]. Всплеск пристального внимания к вопросам нарциссической природы человека происходит в Эпоху просвещения. В XVIII в. в обиход вводится термин "эгоизм". В качестве универсального начала человеческой активности признается "принцип эгоизма". Просветители утверждали, чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый интерес составляют основу всей морали. Человек со всеми своими свойствами, добродетелями и пороками есть то, что делает из него окружающая среда, т.е. природа и общество. Поскольку природа не делает человека ни добрым, ни злым, человек зависит целиком от воспитания, от всей совокупности общественных влияний. Следовательно, чтобы избавить человека от недостатков и пороков, нужно поставить его в разумные отношения. Необходимо так согласовать его личный интерес с общественным, чтобы инстинкт самосохранения перестал толкать его на борьбу с остальными. Всякий интерес вытекает прежде всего из чувства себялюбия. Человек - чувствующее существо, испытывающее многочисленные потребности. В силу простого инстинкта самосохранения ему свойственно стремление удовлетворять свои физические потребности в пище, жилище, одежде и т.д. От удовлетворения он испытывает удовольствие. Франсуа де Ларошфуко пишет свои знаменитые "Максимы", где основной причиной тех или иных поступков называет "себялюбие", характерное для человеческой природы и заставляющее людей поступать, порой неосознанно, к своей выгоде: "Порою может показаться, что себялюбие попадается в сети к доброте и невольно забывает о себе, когда мы трудимся на благо ближнего. В действительности же мы просто избираем кратчайший путь к цели, как бы отдаем деньги в рост под видом подарка, и таким образом применяем тонкий и изысканный способ завоевать доверие окружающим" [Ларошфуко 1994, 236]. Сто лет спустя Клод Адриан Гельвеций провозгласит идею "разумного себялюбия", которая благополучно канет в лету, но к чему вернутся через несколько веков Фрейд и другие теоретики нарциссизма в психоанализе в попытке понять, что же такое "нормальный нарциссизм". В XX в. вновь возникает волна интереса к нарциссизму, многочисленные философы (Г. Маркузе, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр и др.) рассуждают о современной западной культуре в аспекте ее нарциссичности и связанной с ней трансформации человеческой субъективности. Философия постмодерна предлагает осмыслить вслед за трансверсальным разумом и особой субъективностью В. Вельша идентичность современного человека как трансверсальную идентичность (тысячи поверхностей, имеющих общее пересечение - трансверсаль) (см. [Кузьмин 2004]). В качестве трансверсали рассеянной, номадической, ризоматической идентичности (так терминологически современные философы пытаются определить сущность организации ментальности современного человека) предлагается обозначить нарциссические структуры идентичности. Здесь есть некоторая параллель и аналогия с множественной расщепленной личностью, но уже не в понимании патологии, а в рамках нормы. Идентичность современного человека представляет собой интегрированный конгломерат, совокупность разнородных сосуществующих конфликтующих составляющих в дивергентном инстинктивном поле, имеющих общее плато - нарциссическую составляющую/структуру идентичности, именно она позволяет существовать этому единству в некоторой специфическим образом объединенной совокупности. Аналогично тому, как живет и эволюционирует многонациональное сообщество мегаполиса, объединяющего в себе разные культурные группы людей, где каждый человек чувствует свою принадлежность к определенному сообществу (этническому, религиозному и т.д.) и в то же время считает себя одним из многих его жителей: один китаец, другой русский, третий француз - они очень разные, но их объединяет то, что все трое уверены - они нью-йоркцы. Так философия делает попытку осмысления современных глобализационных процессов, в результате чего рождается новое понимание человека, в личности которого доминирует нарциссический радикал. Генеалогия "нарциссизма" в психоанализе. Термин "нарциссизм" обычно ассоциируется с именем З. Фрейда и его теориями. Однако до Фрейдовых изысканий сексолог Х. Эллис в 1898 г. публикует "Психологическое исследование аутоэротизма", где связывает миф о Нарциссе с психологической проблемой, которая первоначально имела отношение к проявлениям гомосексуализма, а затем рассматривалась им как сексуальное извращение, причем в большей степени характерное для женщин, чем для мужчин. Основная новаторская идея, заложенная Эллисом в рассматриваемое нами понятие, заключалась в том, что данной перверзии свойственен патологический эгоизм, когда человек любит только себя или направляет свои сексуальные устремления к объекту своего же пола. Десять лет спустя в журнале "Психоаналитическое ревью" он публикует статью с претенциозным названием "Концепция нарциссизма", где анализирует клинические случаи проявления нарциссизма [Эллис 1927, 137]. В 1899 г. Вильгельм Нэкке впервые вводит неологизм "нарциссизм" в медицинскую терминологию[8]. Как психоаналитическая концепция нарциссизм рождается в 1908 г., об этом свидетельствует происходившее на встрече Венского психоаналитического общества обсуждение, в ходе которого В. Штеккель ссылается на статью И. Садгера, который, собственно, и был первым аналитиком в Вене, использовавшим термин "нарциссизм" и соединившим его с теорией бисексуальности В. Флисса - интересная фигура в тени психоанализа привнесшая еще также термин "садомазохизм" (см. [Пулвер 1970]). Садгер предлагает теорию развития сексуальности в онтогенезе, основанную на концепции соблазнения ребенка, где сексуальность, проявленная взрослым по отношению к ребенку, впитывается последним и трансформируется в "тесные узы детского обожания", поклонения родителю (что в дальнейшем применит Х. Кохут в своей модели нарциссизма) (см. [Вичин 1986]). Несмотря на то что Фрейд впоследствии критиковал Садгера, на собрании 9 ноября 1910 г. (дата первого использования Фрейдом термина "нарциссизм") он хвалит его за презентацию данной концепции, высказав мнение, что идеи Садгера представляются новыми и ценными, особенно если принять во внимание, что у Фрейда роль объекта остается по большей части в тени (см. [Пулвер 1970; Балинт 2002]). Садгер расширяет значение термина за рамки его понимания как перверсии и предлагает рассматривать нарциссизм в качестве стадии нормального развития, при котором путь к сексуальности всегда лежит через нарциссизм, т.е. через любовь к своему Я. Рассматривая нарциссизм как нормальный феномен родительской переоценки детей и как определяющий степень любви к себе у взрослых, Садгер отмечает, что фиксация нарциссизма и его крайние проявления, например, такие как переоценка своего тела, носят патологический характер. Так, до Фрейда он первым вводит дифференциацию между нормальным нарциссизмом и его патологическими проявлениями. К. Абрахам, не использовавший собственно термина "нарциссизм", наполнял содержаниями еще не существующую теорию. Он связывал поглощенность собой в dementia praecox[9] с "негативизмом", где больной шизофренией отворачивается от всех объектов любви, вместо этого возвращаясь к аутоэротизму (см. [Абрахам 2009]). Абрахам заложил фундамент в понимание специфики объектных отношений и объекта влечений при нарциссизме. О. Ранк был так же одним из пионеров исследования нарциссизма до Фрейда. Он обсуждает развитие любви к себе, используя анализ женских сновидений и некоторых особенностей женской любви к мужчине в моменты, когда она еще не знает, что он тоже любит ее (см. [Ранк 1914]). Попытки определения термина не увенчались успехом до сих пор, на что указывают разные исследователи, например Г. Валь или Р. Бриттон (см. [Валь 2001; Бриттон 2008]). "В современном понимании нарциссизма сохраняется идея о либидинозном катексисе Самости, но к этому прибавляется структурное видение его раннего экономического значения и признания не только либидинозных, но и агрессивных элементов в нарциссических феноменах", - пишут Б. Мур и Б. Файн [Мур, Файн 2000, 113]. О. Кернберг призывал пересмотреть понятие, обозначив частое и неправильное использование нарциссизма в качестве описательного термина. Ситуация с нарциссизмом вполне типична, как и для многих других понятий, имеющих отношение к человеческой природе, к примеру "женственность", "мужественность" и др. "Мы познаем лишь феномены, - писал Реми де Гурмон сто лет назад, - и рассуждаем только о видимостях; истина в себе ускользает от нас; сущность недоступна... Я не вижу того, что есть; есть только то, что я вижу. Сколько мыслящих людей, столько же и различных миров" (цит по: [Символизм...]). Поэтому С. Пулвер предлагает проследить "эволюцию применения термина "нарциссизм" для обозначения различных психических явлений" [Пулвер 1970]. Создание концептуальной психоаналитической модели нарциссизма идет путем структуризации смыслов, вложенных в феномен, для чего предпринимаются усилия по оконтуриванию ореола его использования и классификации зон или областей его применения. Б. Мур рассматривает нарциссизм как центральный психоаналитический концепт, обеспечивающий организующую матрицу для многих теоретических построений, находящийся в дивергентном поле двух тенденций - дифференциации (дробления), с одной стороны, и поддержания глобального концепта (обобщения) - с другой (см. [Мейсснер 2009, 250]). Б. Грюнберже придает нарциссизму "статус организующего компонента", аналогично основным внутрипсихическим структурам "Эго", "Супер Эго", "бессознательное", и в процессе психоаналитического лечения ему должно быть уделено внимание как автономному и независимому фактору [Грюнберже 2009, 280]. Н. Симингтон понимает нарциссизм как психопатологию, подстилающую все другие: эмоционально аффективно-оценочный механизм с его предпочтением сходств и антипатией к различиям организует базовый нарциссический механизм психики, который является важным элементом в развитии личности и в выражении других не нарциссических видов личности (см. [Вест 2007, 200]). У. Мейсснер вслед за Симингтоном и другими психоаналитическими исследователями также определяет нарциссизм как присутствующий во всех психических системах, где он служит противопоставлением объектной вложенности. Мейсснер выделяет три области, для которых вопросы нарциссизма являются центральными: восприятие нарциссизма как перверсии, использование понятия нарциссизм для описания стадии развития и как способа взаимодействия с объектами (см. [Мейсснер 2009]). К. Боллас делает различия между состояниями личности и личностными расстройствами. С этой точки зрения нарциссизм может рассматриваться как нарциссическое психическое состояние среди прочих других: пограничного, шизоидного и истерического. Нормальная личность перемещается между этими "позициями в ментальности" довольно свободно, и если индивид остается фиксированным долгое время на одном из этих состояний, то это, с точки зрения Болласа, является уже личностным расстройством. Каждому из выделенных четырех типов состояний характерно свое "разрешение внутрипсихических проблем", нарциссическое разрешение понимается как попытка доминирования в отношениях, которая используется в качестве гарантии позитивного ощущения от существования (см. [Вест 2007, 201]). Одна из современных позиций в данной затянувшейся во времени дискуссии - это взгляд на проблему Р. Бриттона, где он предлагает использование термина нарциссизма в трех ключевых позициях [Бриттон 2003, 152]. Во-первых, можно понимать нарциссизм как фактически социальное явление широкого профиля, при котором у человека наблюдается видимое отсутствие интереса к другим с зацикленностью на себе. Второй областью применения Бриттон называет использование нарциссизма для описания некоторой "силы или врожденной тенденции в личности, которая препятствует отношениям вне пределов самости". Под третьей тенденцией он подразумевает "особую группу случаев личной дисфункциональности, называемых нарциссическими расстройствами" [Там же]. Объединяя терминологические изыскания, можно предложить следующую кластерную систему концептуального поля нарциссизма, предлагающую разделение смыслового поля понятия "нарциссизм" на четыре категориальных континуума. Первый кластер может быть обозначен как нарциссизм - виртуальный конструкт во внутрипсихической сфере, включающий в себя разделение на две составляющих: участие нарциссизма в 1) энергетических концепциях (экономический фактор) и 2) организации и специфике объектных отношений. Второй смысловой континуум применения нарциссизма можно отнести к генетическим факторам понятийного поля нарциссизма, где центральным моментом является позиционирование стадии, связанной с нарциссическими внутриличностными феноменами, в нормальном и отклоняющемся психосексуальном развитии. Третий и четвертый кластеры имеют отношения к нарциссизму личности, один из которых объединяет множество, имеющее непосредственное отношение к нарциссическим расстройствам личности, другой включает "нормальный" нарциссизм - вопросы, касающиеся нормальных нарциссических качеств здоровой личности и нарциссического устройства при различных других патологиях личности. Типология нарциссизма. В 1911 г. Фрейд в обсуждении случая судьи Шребера обратился к нарциссизму в двухвекторном варианте: как к выбору собственного Я в качестве либидинального объекта и нормальной стадии аутоэротизма в раннем либидинальном развитии (см. [Фрейд 2007]). Эта постановка вопроса расщепила только зреющую концепцию нарциссизма в психоанализе, и с этого момента в психоаналитической среде нарциссизм стал пониматься как, с одной стороны, часть нормального развития в человеческом психическом функционировании, с другой - как тип девиации и перверзии. Эта первичная дихотомия понимания заложила базис деления нарциссизма на здоровый и патологический. В дальнейшем простейшее деление трансформировалось в более расчлененную систему, которая в настоящее время включает сложноорганизованную систему теорий, описывающих отрицательные и позитивные стороны феномена нарциссизма и его проявлений, среди которых можно ориентировочно выделить три мейнстрима: деструктивный, либидинальный и здоровый нарциссизм. Кластер деструктивного нарциссизма - неосознаваемая зависть, нарциссическая ярость, ненависть и разочарование, месть, направленные на разрушение объекта, являющегося иным или Другим - представлен идеями К. Абрахама, впоследствии развитыми Г. Розенфельдом и получившими дальнейшую жизнь в концепциях злокачественного нарциссизма О. Кернберга, смертельного или негативного нарциссизма А. Грина; "новой болезни души" Ж. Кристевой и др. Либидинальный нарциссизм как состояние психического "ухода в себя" разрабатывался Фрейдом, Розенфельдом, Бриттоном и др. Здоровый нарциссизм относится к сфере явлений восхищения ребенка его родителями, собой и окружающим миром, "нормальных" надежд, стремлений, идеалов и амбиций взрослой личности. Здоровый нарциссизм крайне необходим аутентичной личности: "Взрослому человеку разумное количество здорового нарциссизма позволяет сбалансировать удовлетворение своих потребностей относительно окружающих" (Э. Моррисон; см. [Википедия...]). Фрейд и его теория нарциссизма. По свидетельству Ж. Лапланша и Ж.-Б. Понталиса, Фрейд впервые использует термин "нарциссизм" в 1910 г. в примечании, добавленном к "Трем очеркам по теории сексуальности" для обозначения гомосексуального выбора объекта, и определяет понятие нарциссического либидо, разделяя и противопоставляя либидонозные потоки (см. [Лапланш, Понталис 1996; Фрейд 1993]). В работе "О нарциссизме" Фрейд создает интегрированный конструкт феномена и вырабатывает свою концепцию нарциссизма [Фрейд 2001]. Основные пункты его теории содержат предположения об особой стадии сексуального развития, промежуточной между аутоэротизмом и объектной любовью. Он разрабатывает идеи о нормальном нарциссизме, "которому должно быть уделено определенное место в нормальном сексуальном развитии" [Фрейд 2001, 117]. Фрейд разделяет нарциссизм на первичный и вторичный, в рамках энергетической концепции подробно рассмотривает нарушение динамики либидо, заключающееся в застое и обеднении при нарциссических явлениях, проясняет терминологическую размытость, связанную с наложением терминов "нарциссизм" и "аутоэроитизм". Большое внимание он уделяет различным аспектам образования, функционирования и специфики Идеала Я при нарциссизме как ключевой психической инстанции. В контексте объектных отношений он вводит нарциссический тип выбора объекта и рассматривает его специфику, а также пути выбора объекта - по нарциссическому и опорному типу, изучает генетические причины патологии нарциссизма в личности, связанные с определенными детско-родительскими отношениями, вводит и исследует дифференциацию женской и мужской любви в аспекте нарциссизма. Соратники Фрейда. Э. Джонс в 1913 г. пишет статью с громким названием "Комплекс Бога" [Джонс1951], где он открывает новую страницу в психопатологии, делая три важных вывода о нарциссизме в личности. Во-первых, он вводит в психоаналитический обиход новый феномен - нарциссическую личность, которая определяется им как личность, имеющая в базисе своей структуры комплекс, который он назвал "комплексом Бога". Во-вторых, он впервые описывает основные характеристики этой личности, что в дальнейшем будет развито психоаналитическими исследователями в комплекс симптомов и проявлений, специфичных для нарциссической личности и нарциссического расстройства личности. И третье, Джонс дифференцирует нарциссов, вводя первую простейшую типологию. Джонс первым видит другой полюс нарциссизма[10] - нарцисса "как первого, но с конца", имеющего противоложный грандиозному (каким в большей степени общепринято его считать в психоанализе, психотерапии, психиатрии) облик спрятанной завуалированной омнипотенции: обладающего скромностью в отношении себя, самоуничтожением (или самостиранием), отчужденностью, неприступностью (недоступностью) (см. [Роннингстам 2005, 7]). Идеи уже упомянутого нами Ранка анонсировали появление и существование воображаемых двойников, получивших в дальнейшем свое развитие у других авторов: Л. Андреас-Саломе (с ее теорией двойной ориентации нарциссизма), У. Биона (воображаемый двойник) и Д. Винникотта (невидимые друзья детей)[11]. Исследуя феномен двойников, берущий свое начало в первичном нарциссизме, характеризующемся неограниченной любовью, направленной на себя самого, Ранк предполагает, что основная функция материализации двойников заключается в необходимости поддерживать уверенность в собственном бессмертии. Нарциссический двойник, в его версии, имеет символическую природу "тени" личности или ее зеркального отображения, дополняя собственное внутреннее Я, - в целях его страховки от уничтожения, - помогающее опровергнуть власть смерти над человеком. В основу своих рассуждений он также включает анализ литературных произведений: "Убийство двойника, - которое так часто встречается и через которое герой хочет оградить себя от преследований своего собственного "я", есть не что иное, как самоубийство, совершенное в безболезненном виде смерти другого "я"" [Ранк 1914]. Именно с этими выводами и предположениями Ранка не соглашался Фрейд. Критикуя его, он писал, что такие феномены возникают на почве неограниченного себялюбия, там, где характерно магическое мышление (дети, первобытные народы), однако с "преодолением этой фазы изменяются признаки двойника, из гарантии загробной жизни он становится жутким предвестником смерти" [Фрейд 1999, 201]. Теория нарциссизма Лу Андреас-Саломе и синкретический Нарцисс. Философ и психоаналитик Лу Андреас-Саломе предложила свою альтернативную теорию нарциссизма, существенно отличающуюся от концепции Фрейда. Саломе рассматривает нарциссизм прежде всего как здоровое состояние, часть нашей любви к себе, "непрерывно присутствующий элемент для всех последующих объект-катексисов": "мы остаемся погруженными в него на все время развития, как растения, вкопанные в землю, несмотря на противоположный рост в сторону света" [Андреас-Саломе 2009, 51-52]. Этот биполярный характер нарциссизма выражен, с точки зрения Саломе, в двух противопоставленных тенденциях: с одной стороны, нарцисссизм вращается "вокруг уверенности в себе, а с другой - вокруг покинутости в первоначальном безграничном состоянии" [Андреас-Саломе 2009, 58]. Нарциссизм Саломе понимается как "постоянное чувство идентификации с тотальностью" - внутреннее переживание соединенности с окружающим миром [Там же, 53]. То есть для Саломе Нарцисс "смотрится в зеркало Природы" и не просто видит свое отражение, а наблюдает единение своего образа с окружающим миром, растворение в нем, по сути - отсутствие своего образа. Осознание собственной отдельности, самостоятельной идентичности переживается человеком как выделенный из окружения образ себя, отсоединенный от всего мира, лишенный могущества природы, ощущающий собственную нехватку и дефицитарность, рождающий чувство потери, вызывающий депрессию. Зеркало подчеркивает ту отделенность от окружения, которую человек не чувствует, фантазируя грандиозное омнипотентное нарциссическое слияние (он и есть по существу весь мир). Зеркало не формирует нарциссический образ, а деформирует его, "усекая", "вырезая маленькое из большого". Потеря первичного нарциссизма рассматривается Саломе в метафоре вмещения содержимого, которое некогда было океаном, в узкое русло реки [Там же, 55]. Шандор Ференци, Виктор Тауск, Пол Федерн, Карен Хорни, Мелани Кляйн и многие другие соратники Фрейда внесли свой вклад и стали ветвями дерева нарциссизма, которое он так бережно "селекционировал". Современные психоаналитические концепции нарциссизма. Ф. Моллон выдвинул систему, состоящую из девяти основных репрезентативных моделей нарциссизма, каждая из которых представлена именами своих создателей:1) Отто Кернберга (1974); 2) Хайнца Кохута (1971, 1977); 3) Артура Роббинса (1982)[12]; 4) Геро, Хилла и Лиендо (1981)[13]; 5) Натана Шварц-Саланта (1982)[14]; 6) Арнольда Ротштейна (A. Rotstein) (1980); 7) Бела Грюнберже (1971); 8) Герберта Розенфельда (1971); 9) Бена Бурcтена (1973)[15][16]. Моллон указал на две характеристики как наиболее общие, объединяющие большинство концепций в трактовке нарциссизма - это грандиозность и дефицитарность. Кроме того, по его мнению, большинство из предложенных им моделей твердо стоят на фундаменте этиологических факторов нарциссизма: в раннем детстве нарциссической личности мать блокировала инициативу ребенка, в добавление к этому она не распознавала и не отвечала на спонтанные детские проявления (движения тела, направленные на выражение чувств), часто относясь к ним поверхностно, не пытаясь вникнуть в суть их содержания и "прочитать" послание ребенка, адресованное матери (см. [Моллон 1993]). Современный психоанализ нарциссизма базируется на: 1) специфической грандиозной иллюзии, завораживающей своим обманчивым имиджем, которая обычно имеет происхождение от первично ухаживающей родительской среды и отражает мифологему Нарцисса и очарование им собственным образом; 2) недостаточности знания о себе самом как следствии информационной недостаточности вообще; 3) индивидуальных трудностях с рефлексией и функциями отражения, например зависимости от других людей как наполняющих его собственное ощущение самого себя; 4) садистическо-мазохистических интеракциях; 5) тщеславии, самолюбии, гордости и уходе от объект-ориентированности; 6) страхе находиться в чьей-либо власти; 7) характерном комплексе аффектов: зависти, тоске, ярости, ненависти, мести, разочаровании, пустоте, стыде; 8) самопоглощенности; 9) генетической предиспозиции в яростной первичной сцене и отсутствии позитивного устойчивого и пролонгированного младенческого опыта нахождения в среде родителей. Мифологемы нарциссизма. Известны на сегодняшний день три варианта трактовки мифа о Нарциссе, которые соответствуют трем концептуальным полям нарциссизма в психоанализе. В первом фрейдовском смысловом подходе к нарциссизму используется классическая Овидиевская трактовка мифологемы нарциссизма: Нарцисс смотрится в зеркало вод, любуясь своим отражением, он не может оторваться от него и погибает от поглощенности любовью самому к себе (см. [Штоль 1993]). Вторая альтернативная интерпретация мифа Павсания - Нарцисс видит в зеркале в своем отражении умершую сестру, которой ему так не хватает - предлагает оценить ситуацию с Нарциссом в несколько ином ключе. Легенда гласит: "На самой вершине Геликона есть небольшой поток, Лам. На земле феспийцев есть место, которое называется Донакон (Тростниковое ложе); там есть источник Нарцисса. Говорят, что Нарцисс увидал в его воде изображение, и, не поняв, что он видит свою собственную тень, незаметно влюбился в себя, и от любви его у этого источника постигла кончина. Действительно это сущая чепуха, чтобы человек, доживший до такого возраста, что может быть охвачен любовью, не мог бы разобрать, где человек, а где человеческая тень. Есть о нем другое сказание, менее известное, чем первое, но все же распространенное: говорят, что у Нарцисса была сестра - близнец, точка в точку похожая на него во всем: оба они были одинаковы и лицом и прической волос, одевались в одинаковую одежду и в довершении всего вместе ходили на охоту. И вот Нарцисс влюбился в сестру, и когда девушка умерла, он стал ходить к этому источнику, и, хотя понимал, что видит собственную тень, но даже понимая это, ему все же было утешением в любви то, что он представлял себе, что видит не свою тень, а что перед ним образ сестры" [Павсаний 1996, т. 1, IX 31, 7-9] Синкретический Нарцисс, заглянув в зеркало Природы, осознает свою отделенность от окружения, свою собственную ограниченность, ущербность и отсутствие всесилия, испытывает чувство потери, которые он чувствовал в своей природной фузионности - соединенности с миром, до того как заглянул в зеркало, которое выделило индивида из окружающей среды как отдельную единицу, лишенную свойств - как если бы Нарцисс был Всем. Данное символически-смысловое поле в той или иной степени поддерживают концепции, теории и понимания нарциссизма Л. Андреас-Саломе, О. Ранка, В. Тауска, Ж. Лакана, Б. Грюнберже, Х. Кохута, Д. Винникотта. Третья интерпретация мифологемы нарциссизма имеет отношение к самому эволюционно более раннему беотийскому мифу о Нарциссе. Паскаль Киньяр в своей книге "Секс и страх" так излагает самый ранний из трех известных Беотийский миф о Нарциссе: "Нарцисс был юношей, любившим охотиться на Геликоне. Другой молодой охотник, Амений, питал к нему безумную любовь. Но Нарцисс относился к нему с отвращением и отталкивал его от себя; Амений был ему настолько противен, что однажды он послал ему в подарок меч. Получив оружие, Амений схватил его, выбежал из дома, ринулся к дверям Нарцисса и там убил себя, взывая, во имя своей крови, брызнувшей на каменный порог, к мщению богов. Через несколько дней после самоубийства Амения Нарцисс отправился охотиться на Геликон. Там он почувствовал жажду и решил напиться из источника. Его взгляд остановился на отражении взгляда, и, увидев его, он покончил с собой (см. [Киньяр 2000, 130-131]). В центре метафорического поля античного сказания - завораживающий взгляд, наполненный спроецированными чувствами мести, зависти и ненависти Нарцисса, символизирует деструктивные тенденции в нарциссизме, предложенные в концепции кляйнианской школы психоанализа (Г. Розенфельд и др.) и в теории нарциссизма О. Кернберга (см. [Розенфельд 2009а; Розенфельд 2009б; Кернберг 2000]). ***
Перефразируя Лакана, можно сказать, что "смутный объект" "нарциссизм" генерирует в ментальности исследователей бескрайние поля для теоретизирования, и, в первую очередь, в парадигме психоанализа, на открытиях которого собственно только и возможно узнавание и изучение нарциссизма как цивилизационного феномена. Времена Фрейда, Ницше были временем строго вытесненных бессознательных драйвов, когда человечество стремилось спрятать и подавить свои ведущие инстинкты - агрессивность и сексуальность. Мыслители той эпохи стремились вывести на поверхность то, что так глубоко и надежно было спрятано в субъективности человека - его истинное лицо, и придать ценность этим содержаниям. "Да позади всей логики, кажущейся самодержавной в своем движении, стоят расценки ценностей, точнее говоря, физиологические требования, направленные на поддержание определенного вида. Например, что определенное имеет большую ценность, нежели неопределенное, иллюзия - меньшую ценность, нежели "истина", - такого рода оценки, при всем их важном руководящем значении для нас, все же могут быть только оценками переднего плана картины, известным родом niaiserie (глупость - фр.), потребной как раз для поддержки существования таких созданий, как мы", - писал Ницше [Ницше 2007, 12-13]. Сейчас, реализовав свою мечту об освобождении, особенно в отношении сексуальности (неоспоримо, что сейчас многое или почти все возможно по сравнению с эпохой господства викторианских нравов), мы пришли к кризису, в котором человек одержим нарциссическими ценностями, стремлениями и идеалами. Любовь, да и просто человеческие отношения, чувственно-эмоциональные компоненты вселенной души обесценены или отвергаемы. Мы семимильными шагами идем дорогой Ахилла на Трою за славой, богатством и властью. Именно поэтому необходимо не упускать из фокуса "бинокуляра науки" вопросы, касающиеся нарциссизма. Возможно, тогда "человеческое" не исчезнет с лица земли, превратившись в артефакт.
Литература
Абрахам 2209 - Абрахам К. О значении юношеских сексуальных травм для симптоматологии dementia praecox // Психоаналитические труды: работы 1907-1912. Т. I. Ижевск: Эрго, 2009. Августин 2008 - Августин А. Исповедь. СПб.: Издательский Дом "Азба-классика", 2008. Андреас-Саломе 2009 - Андреас-Саломе Л. Двойная ориентация нарциссизма // Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. Балинт 2002 - Балинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии. М.: "Когито-Центр", 2002. Бион 1984 - Bion W.R. The Imaginary Twin // Second Thoughts Karnac (Books) Ltd., London New-York, 1984. Бриттон 2008 - Бриттон Р. Нарциссизм и Нарциссические расстройства// Журнал практической психологии и психоанализа. 2008. № 4 (http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20080406). Бриттон 2003 - Britton R. Sex, Death & the Super-Ego. London, Karnac Books, 2003. Валь 2001 - Валь Г. Теория нарциссизма // Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. СПб.: Б&К, 2001. Вест 2007 - West M. Feeling, Being and the Sense of Self. A new Perspective on Identity, Affect and Narcissistic Disorders. London: Karnac Books Ltd, 2007. Википедия... - Википедия. "Нарциссизм". Э. Моррисон (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC#cite_note-apm-1). Винникотт 2002 - Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. Вичин 1986 - Vichyn B. (1984). Naissance des concepts: autoérotisme et narcissism. Psychanalyseà l'Université, 936. Грюнберже 2009 - Грюнберже Б. Очерк по исследованию нарциссизма женской сексуальности// Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009 Делёз, Гватарри 2008 - Делёз Ж., Гватарри Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. Джонс 1951 - Jones E. The God Complex: the Belief that One is God and the Resalting // Essays in Applied Psycho-Analysis. London: International Psycho-Analytical Press. Revised and enlarged edition. London: Hogarth Press, 1951. Кернберг 2000 - Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. М.: Независимая фирма "Класс", 2000. Киньяр 2000 - Киньяр П. Секс и страх. М: "Текст", 2000. Кузьмин 2004 - Кузьмин А.А. Трансверсальный разум как базовая ценность современной культуры // Вестник Новгородского Государственного Университета. 2004. № 27. Лапланш, Понталис 1996 - Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. Ларошфуко 1994 - Ларошфуко Франсуа де. Мемуары. Максимы. М., Наука, 1994 Липовецки 2001 - Липовецки Ж. Эра пустоты. СПб.: Издательство "Владимир Даль", 2001. Лэш 1979 - Lasch Ch. The Culture of Narcissism. New York: Double-day, 1979. Мак-Вильямс 1998 - Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. Мейсснер 2009 - Мейсснер У. Заметки о нарциссизме// Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. Моллон 1993 - Mollon Ph. The Fragile Self. London: Whurr Publishers Ltd., 1993. Мур, Файн 2000 - Мур Б., Файн Б. Психоаналитические термины и понятия: Словарь. М.: Независимая фирма "Класс", 2000. Ницше 2007 - Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. М.: "Мартин", 2007. Ранк 1914 - Rank O. Der Doppelganger, 1914. (http://www.columbia.edu/cu/lweb/eresources/archives/rbml/Rank/). Павсаний 1996 - Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. Т. 1. СПб., 1996. Пулвер 1970 - Pulver S.E. Narcissism - the term and the concept// Journal of the American Psychoanalytic Association. 1970. Vol. 18. Розенфельд 2009а - Розенфельд Г. Нарциссизм и агрессия // Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. Розенфельд 2009б - Розенфельд Г. Нарциссическая всемогущественная структура характера// Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. Роннингстам 2005 -Ronningstam E. Identifying and understanding the narcissistic personality, Oxford University press, Inc. New York, 2005 Символизм... - Символизм (франц. symbolisme) (http://culture.niv.ru/doc/aesthetic/lexicon/246.htm). Феофраст 2007 - Феофраст. Характеры. СПб.: "Наука", 2007. Фрейд 1999 - Фрейд З. Жуткое // Влечения и их судьба. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. Фрейд 2001 - Фрейд З. О нарциссизме // Очерки по психологии сексуальности. Мн.: ООО "Попурри", 2001. Фрейд 2007 - Фрейд З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи (dementia paranoides) Шребер // Знаменитые случаи из практики. М.: "Когито-Центр", 2007. Фрейд 1993 - Фрейд З. Психология сексуальности. Минск: "Сергей Тарасевич", "Прамеб", 1993. Хёйзинга 2007 - Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. СПб., Издательский Дом "Азбука-классика", 2007. Штоль 1993 - Штоль Г. Мифы классической древности. В 2-х т. Т.1. М.: Высшая школа, 1993. Эллис 1927 - Ellis H. The conception of narcissism // The psychoanalytic review.1927. Vol. 14.
Примечания
[1] Психоаналитик Г. Валь называет сегодняшний день Эпохой нарциссизма, современный французский философ и социолог Ж. Липовецки - Эрой пустоты или временем нарцисса (см. [Липовецки 2001, 78; Валь 2001, 93]). Американский историк и критик культуры К. Лэш, исследуя корни, нарастание факторов нарциссичности человека и специфику процесса нормализации патологического нарциссизма, объявляет современную культуру нарциссической по своей сути и проявлениям (см. [Лэш 1979]). И др. [2] Человек совершенный / совершенствующийся (лат.) [3] Несмотря на то что в следующем году можно будет праздновать 90-летие со дня первой научной дискуссии по теме нарциссизма (впервые она имела место в Нью-Йорке в 1915 г. в шестую годовщину Американской психопатологической ассоциации в связи с докладом Ван Теслы (J.S. Van Teslaar) "Нарциссизм"), "сколько ни сделано открытий в стране себялюбия, там еще осталось вдоволь неисследованных земель" [Ларошфуко 1994, 4]. [4] Ризома (rhizome - корневище (франц.)) - одно из ключевых понятий философии постструктурализма и постмодернизма, введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в одноименной книге 1976 г. Ризома должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые, по их мнению, типичны для классической европейской культуры. Наглядным образом для ризомы выступает запутанная корневая система растения. Согласно Делёзу и Гватарри, у ризомы нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа ("генетической оси"), ни единого кода. Связи линий ризомы образуют так называемое "плато" - временную зону устойчивости в её постоянно пульсирующей конфигурации (см. [Делёз, Гватарри 2008]).
[5] Что это такое? (лат.) в философии обозначает вопрос о возможности и при каких условиях можно прийти к дефиниции какой-либо вещи. Исторически данная проблема впервые поднята Сократом. [6] Homo ludens - лат. Человек играющий (см. [Хёзинга 2007]). [7] Аллюзия к желающим машинам Ж. Делёза и Ф. Гватарри (см. [Делёз, Гватарри 2008]). [8] Именно на Нэкке и Эллиса потом ссылается Фрейд. [9] шизофрения (устаревший термин). [10] Ср. с критериями нарциссического расстройства личности по DSM IV-TR, описывающего исключительно грандиозный полюс нарциссизма: 1) паттерн грандиозности (в фантазиях или поведении); 2) эксплуататорский стиль межличностных отношений; 3) убежденность в своей уникальности; 4) потребность в восхищении; 5) чувство своей избранности; 6) недостаток эмпатии; 7) зависть; 8) высокомерие, самонадеянность и надменность. [11] Л. Андреас-Саломе о маленьком мальчике и его двойнике Мае (см. [Андреас-Саломе 2009]. О воображаемом двойнике У. Биона см. [Бион 1984]. О невидимых друзьях детей см. [Винникотт 2002]. [12] Артур Роббинс (Robbins) - представитель направления арт-терапии, экспрессивной терапии. Н. Мак -Вильямс упоминает его в [Мак Вильямс 1998, 219]. [13] М. Геро, М. Хилл и Э. Лиендо (Gear, Hill & Liendo) написали книгу "Working through Narcissism: Treating Its Sadomasochistic Structure" (New York, 1983). Авторы акцентировали внимание на нарциссических структурах общества и их влиянии на семейную и общественную жизнь. В основе построенной ими концепции лежит сущность нарциссизма как "структурного условия, которое не является ни защитой, ни фиксацией, а есть биполярная организация психического аппарата, находящегося в постоянном состоянии чередования садистической и мазохистической позиций, комплиментарных и зеркальных по отношению к друг другу". [14]Натан Шварц-Салант (Schwarts-Salant) предложил концепцию нарциссизма в свете юнгианских традиций. [15] Бен Бурcтен (Bursten) в своем понимании нарциссизма (см. "The Manipulator", 1973) отталкивается от проблем идентичности и прежде всего самоуважения, в нарциссизме его интересуют антисоциальные аспекты, в особенности он сконцентрирован на манипулятивности. Бурстен предложил типологию нарциссических личностей, включающую в себя страстно-требовательный, параноидный, манипулятивный и фаллический нарциссический варианты (см. [Мак-Вильямс 1998]). [16] Кроме вышеупомянутых теоретиков нарциссизма в психоанализе есть еще много имен, вписавших свое имя "золотыми буквами" в современное развитие концепции нарциссизма: Ж. Лакан, А. Грин, Р. Бриттон и др. |
« Пред. | След. » |
---|