Философия государственного управления Пак Чжон Хи | | Печать | |
Автор Пак Ч.Х., Соколов А.В., Чже С.Х. | |||||||||||||||||
15.07.2016 г. | |||||||||||||||||
Государственное управление обществом состоит в создании наиболее благоприятных условий для взаимодействия людей, вовлечения их в активную общественную жизнь: экономическую, политическую, культурную. Оно призвано обеспечивать в обществе должный порядок, позволяющий гражданам полнее удовлетворять жизненные потребности и духовные интересы. Общество может нормально развиваться только в том случае, если его государство способно поддерживать и воспроизводить собственную цивилизованность, являющуюся результатом успешного функционирования всех его элементов и компонентов [Костин 2007]. Это значит, что на каждом уровне социальной структуры государственное управление призвано выступать исходным системообразующим фактором, который бы детерминировал все зависящие от него системы. Философия государственного управления – это система знаний о феномене государственного управления, исторической эволюции теорий управления, особенностях формирования различных государственных систем и их функционирования, взаимном влиянии государственных и общественных институтов в отдельных странах и мировом социуме в целом [Тонконогов 2008]. Стратегическая цель государственного управления является тем стержнем, вокруг которого сосредотачивается деятельность органов государственной власти. В соответствии с выбранной целью формируется стратегия государственного управления, тактика его развития, разрабатываются прогнозы и планы действий, оцениваются результаты принятых решений и предпринятых действий. Стратегической целью органов государственной власти является, очевидно, достижение оптимальных значений индикаторов в области жизненно важных приоритетов развития, безопасности, обороны и т.д. при этом решения имеющихся проблем должны быть увязаны между собой. Таким образом, эффективность государственного управления во многом зависит от того, насколько правильно определены основные стратегические и вытекающие из них тактические цели, на достижение которых ориентировано государственное управление. И если считать, что «хорошее» государственное управление обеспечивается «хорошим» государством, то следует в первую очередь заботиться о правильности наших представлений о целях государства и его приоритетах. Обычно «…дефиницию мы называем правильной, если она согласуется с тем, что содержится в нашем обыденном сознании о ее предмете. Но в этом случае понятие определяется не в себе и для себя, а согласно некоторой предпосылке, которая есть здесь критерий, масштаб правильности. В философском смысле, напротив, истина в своем абстрактном выражении вообще означает согласие некоторого содержания с самим собой. Это, следовательно, совсем другое значение истины, чем упомянутое. В этом смысле плохое государство означает неистинное государство, и плохое и неистинное вообще состоит в противоречии между определением или понятием и существованием предмета» [Вишневский, Шапко 2007]. Исходя из приведенного, цели государственного управления должны выбираться так, чтобы было максимально обеспечено соответствие между понятием государства и его существованием, если государство изначально не служит каким-либо частным целям, т.е. целям частных лиц и групп лиц. Другими словами, это соответствие обеспечивается правильным выбором главных или, как сейчас принято их называть, стратегических целей государственного управления. Такой подход требует усилий в отношении раскрытия сущности государства как понятия. Все более или менее согласны с тем, что основная цель государственного управления – благо народа, населяющего это государство. В данной работе рассматривается содержание и особенность философии государственного управления Пак Чжон Хи, на примере реализации проекта модернизации государства. Пак Чжон Хи – политический деятель, стоявший во главе государственной политики Южной Кореи в течение 18 лет с 1961 по 1979 г. Философия государственного управления Пак Чжон Хи является не только воплощением его личных взглядов, формировавшихся в течение всей жизни, но также отражает в себе уникальную политическую ситуацию Южной Кореи. До прихода Пак Чжон Хи к власти политическая ситуация в стране находилась в смятении и беспорядке. Сразу после обретения свободы от японской колонизации в 1945 г. руководство Южной Кореи должно было вести работу по государственному строительству, но в первую очередь ему пришлось встретиться лицом к лицу со значительными проблемами: идеологический конфликт между руководителями левой и правой партий страны, политика активного вмешательства со стороны США и СССР (как следствие холодной войны), деление полуострова на север и юг и Корейская война и т.д. К тому же, президент Первой Республики, установленной на территории Южной Кореи, злоупотреблял властью и организовывал несправедливые выборы, что спровоцировало широкое протестное движение. В результате 19 апреля 1960 г. возникло мощное движение сопротивления, которое добилось краха Первой Республики. Появившаяся новая Вторая республика и ее правительство тоже не смогло полностью удовлетворить ожидания народа. Между политическими деятелями обострилась борьба за власть, повсеместно и неоднократно проходили демонстрации протеста рабочих и студентов. По этой причине в обществе нарастали социально-экономические и общественно-политические противоречия. В результате были созданы условия для военного переворота, который 16 мая 1961 г. осуществил Пак Чжон Хи и сверг правительство Второй Республики, строившее свою деятельность на демократических принципах. Захватив власть, Пак Чжон Хи поставил своей целью политическую стабилизацию и преодоление экономического кризиса. Для этого он начал осуществлять проект по модернизации страны, создав систему авторитарного управления на основе сильной централизованной власти и экономической модернизации. В целом его философия управления включала 4 основных тематических блока: 1. этатизм; 2. прагматизм (первоочередность экономического развития); 3. национализм; 4. демократизм в корейским стиле (демократизм по-корейски). Каждый из них вносил свой вклад в достижение поставленной цели. Пак Чжон Хи можно назвать сторонником философии этатизма. Основной его принцип: государство хранит в себе моральные ценности, превосходящие ценность индивида, его члена, а индивид – это существо, которое естественно должно служить и жертвовать всем необходимым ради государства. Подобная философия сложилась у него естественным образом. Японская колонизация и долгая служба Пак Чжон Хи в армии стали главными факторами в ее формировании. Сам факт существования государства для него был святым делом, и он считал справедливым отдавать превосходство государству, а не индивиду или обществу. Особенно сразу после захвата власти и во время осуществления проекта по модернизации страны он подчеркивал ведущую роль государства и твердо верил, что намного важнее и ценнее процветание и развитие государства, чем поиски личной выгоды. Другими словами, Пак Чжон Хи считал, что жизнь индивида имеет смысл только тогда, когда государство успешно выполняет свои функции. Также, по его мнению, именно государство обладает возможностью осуществления экономического развития и объединения народа, поэтому оно является основным субъектом реформ. Таким образом, Пак Чжон Хи считал, что для выхода из кризисной ситуации в стране и для создания великого отечества очень важна роль руководителя, который будет управлять этим государством. Он централизовал власть, установил вертикаль власти и утвердил систему авторитаризма. Пак Чжон Хи настаивал на необходимости усилить основу власти и быстрее осуществить реформистскую политику. Для достижения своих целей он назначил на высшие правительственные посты военных, активно использовал государственные информационные ресурсы и реализовывал политику «жесткой руки». Пак Чжон Хи на пресс-конференции, состоявшейся 19 января 1979 г., убеждал, что необходимость этатизма для модернизации страны состоит в следующем: «Я считаю, что самым выдающимся примером для человеческого общества является тот, кто самым важным для себя считает преданность государству, всегда с радостью готов служить ему, умеет жертвовать собой ради него» [Секретариат Президента 1973, 685–686]. Для убеждения в справедливости философии этатизма Пак Чжон Хи максимально использовал исконные традиции и культуру Кореи, прежде всего культ местных выдающихся личностей. В 1966 г. по его приказу проводилась работа по созданию государственного культа одной из самых великих исторических личностей Кореи, генерала Ли Сун Сина. При огромной финансовой поддержке правительства в центре Сеула был воздвигнут памятник генералу Ли Сун Сину, было поставлено много пьес и написано много книг о жизни генерала, также были напечатаны почтовые марки, открытки и даже пачки сигарет с его изображением. Подобный государственный проект памяти был осуществлен для того, чтобы донести до народа ядро идеологии Ли Сун Сина, а именно «Дух любви к собственному государству». Пак Чжон Хи прославлял действия великого генерала Ли Сун Сина, который вступил в бой с наступающим противником и отдал жизнь ради Родины. Тем самым Пак Чжон Хи хотел сделать акцент на том, что служить государству – это истинно правое дело, это и есть патриотизм. Тем самым он подчеркивал сущность своей философии этатизма: общая выгода превосходит личную выгоду. Во-вторых, правительство Пак Чжон Хи старалось пропагандировать необходимость философии этатизма, используя систему свойственных Корее ценностей конфуцианства и семейных традиций. Особенно большой акцент делался на идее органического (живого) этатизма, которая утверждает, что государство, нация и индивид – это одно целое, связанное одной судьбой. В соответствии с этой идеей считается, что индивид как член общества должен обязательно верно служить отчизне, словно он отдает сыновний долг родителям. Также считается, что государство – это самое важное существо, которое управляет судьбой народа, общества и индивида. Подобный подход Пак Чжон Хи хорошо прослеживается в следующем его высказывании: «Нация и государство – это вечно существующий живой организм. Единая нация – это бессмертный живой организм. Поэтому для процветания и развития нации обязательно должно существовать государство – опекун нации. Как мы знаем из истории нашей страны, нация без государства никогда не сможет процветать и развиваться. Если государству будет хорошо, хорошо будет и индивиду. Государство и индивид – это не два разных существа, это одно целое» [Секретариат Президента 1974, 32]. Второй тематический блок философии управления Пак Чжон Хи – прагматизм (первоочередность экономического развития). В начале 1960-х гг. экономика Южной Кореи очень сильно отставала в развитии от других стран. Во время Корейской войны стране был нанесен большой ущерб и разрушения, источником финансов для управления государством в большинстве случаев оказывались США. Фактически Корея поддерживала типичную систему крайне бедной экономики, которая повторяла порочный круг нищеты. Ресурсы, необходимые для развития экономики страны (промышленная инфраструктура, капитал, энергетические и минеральные ресурсы, технологии и т.п.) отсутствовали, и ВВП на душу населения тогда составлял всего лишь 80 долларов. Правительство Пак Чжон Хи, сформированное в такой экономической ситуации, должно было сосредоточить свое внимание на решении экономических проблем. Кроме этого его целью было оправдать справедливость захвата власти при помощи военного переворота, поэтому оно всеми силами старалось выполнить проект по модернизации страны. Пак Чжон Хи считал, что основная причина политического хаоса, общественных и экономических трудностей заключается в бедности и нищете. Поэтому единственный способ преодолеть хаос в стране, обеспечить ей светлое будущее – это экономическое развитие страны. Согласно его мнению, руководитель страны – это личность, которая в крайне кризисной ситуации должна принимать правильное решение, делать стратегический выбор в решении общественных и экономических проблем, руководствуясь прагматическим мышлением. Для Пак Чжон Хи философия прагматического управления – это превосходство государственной политики в вопросах экономического развития и в то же время стратегическое использование всех ресурсов и средств, необходимых для развития экономики. Следуя его философии управления, экономическое развитие – это и есть модернизация, а главная цель экономического развития – установление экономической самостоятельности. Пак Чжон Хи был приверженцем экономической политики развития и усердно искал прагматические позиции для достижения экономических целей. Прагматическое мышление Пак Чжон Хи ясно выражено в следующих его словах: «Чтобы сбросить с себя ярмо слаборазвитого государства необходимо осуществить модернизацию страны. В таких развивающихся странах, как Южная Корея, экономический рост может быть достигнут через модернизацию. Экспорт – основа экономического роста. В Южной Корее нет природных ресурсов, но есть огромный объем человеческих ресурсов. Нужно учитывать эту специфическую ситуацию. Следовательно, необходимо осуществлять экономическую политику с акцентом на экспорт и осуществлять внешнюю торговлю с прагматической позиции» [Пак 1978, 90–91]. Пак Чжон Хи стремился вести экономическую политику, которая сделала бы возможным превосходство общей выгоды и рациональное деление всех государственных ресурсов. Он исходил из того, что государство – это ядро также и всей экономической политики, и утвердил пятилетний план экономического развития. Это был долгосрочный проект модернизации страны под его руководством, и в тоже время это была капиталистическая экономическая система, регулируемая государством. Он стимулировал необходимые элементы экономического развития: индустриализацию, проект по увеличению прибыли работников сельских местностей, зарубежные инвестиции и внедрение новых технологий, создание инфраструктуры для развития промышленности, содействие экспорту и другие аналогичные меры. Главным критерием для Пак Чжон Хи во всех разработках и мерах экономической политики была эффективность. Это еще раз четко демонстрирует прагматичность его мышления. Пак Чжон Хи был руководителем, который во время своего управления подчеркивал важность народа и национализма. Как он сам говорил, даже на осуществление военного переворота его подтолкнуло желание должным образом поднять дух народа. Южная Корея прошла совершенно другой путь исторического развития, чем европейские страны, поэтому здесь не было место индивидуалистическому либерализму. Традиционно корейцы воспринимают народ как целое, как единую историческую субстанцию. Системы ценностей конфуцианства, которая была в основе философии государственного управления в течение 500 лет, и опыта японской колонизации было достаточно, чтобы корейцы прочувствовали важность национализма. Поэтому Пак Чжон Хи приложил много усилий, чтобы напоминать боль потерь страны во время японской колонизации. Говоря о гармонии и конфликте индивидуальной и общей выгод, Пак Чжон Хи дал определение «народной совести». Народную совесть он очень хорошо описывает в статье «Путь, по которому должен пройти наша нация». Можно выделить одну из его мыслей: «Индивидуальной и общей выгодам легче быть противоположными друг другу, чем достигать гармонии. Но есть необходимость контролировать противоречие и конфликт этих выгод, только тогда можно будет восстановить правильное общество. Если индивидуальная и общая выгоды будут соперничать и конфликтовать, нужно будет искать точку соприкосновения, а это возможно только при самоотверженности индивида. В этом заключается формула, а если смотреть с позиции народа, то это можно назвать народной совестью. Когда мы восстановим действие этой формулы, когда к людям вернется народная совесть, тогда появится общество, где весь наш народ сможет жить и процветать» [Пак 1962, 29]. Согласно философии управления по принципам национализма Пак Чжон Хи, индивид, опираясь на идею национализма, заключающуюся в стремлении к независимости и процветанию народа, должен усваивать национальную совесть и поступать соответственно этим принципам. Особенно когда государство находится в критической ситуации, есть необходимость того, чтобы граждане прежде всего думали о народе и стране и самостоятельно действовали ради установления государственной безопасности и общественной стабильности. Таким образом, Пак Чжон Хи считал народ и государство целостным живым существом и подчеркивал важность национального самосознания и национального чувства независимости. Граждане – это независимое существо, хранящее в себе историческую миссию для национального возрождения, а народ – это группа, образовавшаяся из кровной общины и общины, связанной общей судьбой. Следовательно, если не будет сплоченности народа и чувства независимости, которое поможет принять активные меры при внешней угрозе или внутреннем смятении, то невозможно будет обеспечить будущее индивида и страны. Для более подробного объяснения своей философии управления по принципам национализма Пак Чжон Хи сформулировал три основных принципа. Во-первых, национализм является противоположностью диверсификации или раздробленности. Во-вторых, установление национализма или национальной независимости возможно благодаря экономическому развитию. В-третьих, главная причина национального кризиса – отсутствие способного руководителя. В результате для сплочения народа и установления мышления независимости для преодоления кризиса необходимы общие усилия народа и национальное чувство независимости, создаваемое под мощным управлением способного государственного руководителя. Поэтому Пак Чжон Хи считал экономическое развитие национальной перестройкой и просил, чтобы все граждане страны ответственно и активно участвовали в проекте по модернизации страны для процветания народа. Четвертый тематический блок философии государственного управления Пак Чжон Хи является демократизм в корейским стиле (демократизм по-корейски). Пак Чжон Хи после прихода к власти объяснил политический беспорядок и общественные неурядицы как последствие государственного кризиса. Для того чтобы подтвердить справедливость своего военного переворота и своей философии управления, он жестко раскритиковал прежнюю политическую систему. Основными факторами, предопределившими серьезный общественный и экономический кризис в стране, Пак Чжон Хи назвал идеологические разногласия и конфликты между политическим партиями после освобождения Кореи от японской колонизации, общую неспособность государственных правителей, распространение коррупции среди политиков, чрезмерную свободу СМИ, принятие зарубежной культуры без нужной критики. Экономическую отсталость Кореи Пак Чжон Хи назвал самым большим препятствием в развитии демократии и настаивал на необходимости создания демократической системы новой формы. Он объяснял, что Корея отличается от демократических стран Запада историческими, общественными и экономическими условиями развития. Следовательно, есть необходимость формировать демократизм в корейским духе, отражающем специфику исторических, политических, общественных, экономических и культурных особенностей. В Корее существовало множество социально-экономических и общественно-политических проблем (уровень индустриализации, нищета и неграмотность сельских местностей, отставание в развитии городов, высокий уровень безработицы и т.п.), которые не позволяли принять западный демократизм. Поэтому Пак Чжон Хи настаивал на формировании демократической системы, учитывающей специфические особенности Южной Кореи. Проблемы демократизма в Корее он сформулировал следующим образом. «Парламентаризм слаборазвитых стран осуществляется в состоянии, когда эти страны еще не достигли полной индустриализации. Поэтому, что касается системы, слаборазвитые страны, в основном берут пример облика с демократических стран Запада. Если оценить это более критично, в таких случаях до того как система политических партий примет облик, соответствующий современным демократическим странам, в обществе появится коррупция и несправедливость представителей политических партий» [Пак 1962, 220–221]. Пак Чжон Хи взял на себя инициативу по созданию демократизма в корейским стиле. Он говорил, что учитывая реальную общественную и экономическую ограниченность, до того момента, когда Южная Корея будет полностью удовлетворять главным условиям, чтобы реализовать все ценности западного демократизма, необходимо воплотить в жизнь демократию, соответствующую корейской действительности. Это и есть истинный смысл философии корейской демократии, о которой говорил Пак Чжон Хи. Отказ от прямого принятия западного демократизма и идея кореезировать демократию – главный принцип его философии демократизма в корейским стиле. Свою философию управления по принципам демократизма Пак Чжон Хи концентрированно выразил на пресс-конференции 19 января 1979 г., в последний год своего правления: «Западный демократизм несомненно выдающаяся и хорошая вещь. Но страна принимающая идеологию и систему демократизма должна учитывать свои особенности, а именно исторические предпосылки и общественную обстановку. Например, если выбрать способ выращивания сельскохозяйственных культур, но не учесть особенностей климата и почвенных условий своей страны, вы, конечно, сможете им воспользоваться, но вы не сможете достичь успеха и получить хороший урожай» [Секретариат Президента 1979, 46–47]. Пак Чжон Хи настаивал на корейской концепции демократии для преодоления отсталости страны. Данная позиция Пак Чжон Хи включает в себя два основных фактора. Во-первых, в слаборазвитых странах, в которых не было высокого уровня экономического развития, демократизм не поддерживается населением, и не может институционализироваться. Во-вторых, в слаборазвитых странах путь экономического развития время от времени требует принятия экстренных мер. В некоторых случаях необходимо прибегнуть к недемократическим и авторитарным методам. Это и есть основа философии управления по принципам корейского демократизма, которую предлагал Пак Чжон Хи. Таким образом, развитие Южной Кореи в период с 1961 по 1979 гг. при правительстве Пак Чжон Хи оставило важное наследие, которое в то же время является спорным и по сей день. С одной стороны, Южная Корея присоединилась к так называемым «азиатским тиграм» и стала государством – членом Организации экономического сотрудничества и развития. С другой стороны, восемнадцатилетняя диктатура Пак Чжон Хи означала «политическую отсталость Южной Кореи», несмотря на быстрое экономическое развитие. Обслуживание режимом Пак Чжон Хи трехсторонних отношений между правительством, банками и крупными корпорациями формировали условия для коррупции и стали одной из причин южнокорейского валютного кризиса 1997 г. Крах авторитарного правления вооруженных сил при Чон Ду Хване и последующий переход Южной Кореи к демократии в 1987 г. открыл путь к прямым президентским выборам, гражданскому контролю над вооруженными силами и развитию гражданского общества. Массовое движение студентов, интеллектуалов, народившегося среднего класса и других групп гражданского общества было движущей силой южнокорейской демократизации. Сформировавшееся открытое и почти нерегулируемое выражение взглядов в Южной Корее можно рассматривать как доказательство наличия активного гражданского общества. Период правления Пак Чжон Хи называют «Чудом Хангана», в ходе которого Республика Корея смогла достичь значительного экономического развития. В результате даже сегодня в корейском обществе система Пак Чжон Хи оказывает очень большое политическое и общественное влияние. Например, его дочь Пак Гын Хе в декабре 2012 г. стала первой женщиной-президентом Южной Кореи. Это стало возможным благодаря массовой поддержке сторонников ее отца. Пак Чжон Хи смог занять одно из ведущих мест в истории Южной Кореи именно благодаря сформулированной и реализованной специфической философии государственного управления. В связи с этим осмысление философии государственного управления Пак Чжон Хи может позволить понять причины и стимулы южнокорейского успешного социально-экономического и общественно-политического развития. Этот опыт может быть полезен для осмысления систем и принципов государственного управления стран с переходными экономикой и политическим устройством.
Источники на корейском (Primary Sources in Korean)
Пак 1962 – Пак Чжон Хи. Путь, по которому должна пройти наша нация. Сеул, 1962 (Park Chung Hee. The path that must pass our nation. Seoul, 1962. In Korean). Пак 1978 – Пак Чжон Хи. Путь возрождения нации. Сеул, 1978 (Park Chung Hee. The path of national revival. Seoul, 1978. In Korean). Секретариат Президента 1973 – Сборник выступлений президента Пак Чжон Хи. Сеул, 1973 (The collection of speeches of President Park Chung Hee. Seoul, 1973. In Korean). Секретариат Президента 1974 – Сборник выступлений президента Пак Чжон Хи. Сеул, 1974 (The collection of speeches of President Park Chung Hee. Seoul, 1974. In Korean). Секретариат Президента 1979 – Сборник выступлений президента Пак Чжон Хи. Сеул, 1979 (The collection of speeches of President Park Chung Hee. Seoul, 1979. In Korean).
Ссылки (References in Russian)
Вишневский, Шапко 2007 – Гражданская культура современного российского студенчества. Общ. ред. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. Екатеринбург, 2007. Костин 2007 – Костин Ю.В. Проблемы соотношения государства, права и морали // Философия права. Ростов-на-Дону, 2007. № 4. С. 28–31. Тонконогов 2008 – Тонконогов А.В. Философия государственного управления органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. М., 2008. №3(7). С. 58–67.
References
Kostin, 2007 – Kostin Y.V. The problem of correlation of the state, law and morality // Philosophy of Law. Rostov-on-Don, 2007. № 4. P. 28–31. Tonkonogov 2008 – Tonkonogov A.V. The philosophy of governance internal affairs authorities // Proceedings of the Academy of the Interior Ministry of Russia. M., 2008. № 3(7). P. 58–67. Wisniewski, Shupko 2007 – Civil culture of modern Russian students. Edited by. Y.R. Vishnevsky, V.T. Shupko. Ekaterinburg, 2007.
|
« Пред. | След. » |
---|