Коротко о книгах_5_2010 | | Печать | |
Автор Administrator | |
11.06.2010 г. | |
В.И. ПОВИЛАЙТИС. Что есть история? Версии русского зарубежья / Рос. гос. ун-т им. И. Канта. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 184 с. Тираж 500 экз. Во введении к книге В.И. Повилайтис очерчивает круг проблем, исследуемых в книге, и останавливается на основных факторах, влиявших на развитие философии истории русского зарубежья. Автор разъясняет, что философия истории предполагает создание целостной картины исторического процесса и изучение логической структуры и методологических оснований исторического познания. А исследование философии истории обращено на способ ее самообоснования, в частности на проблему исторического понимания и на варианты согласования фактов и исторической модели, что требует обсуждения проблемы возможности исторического знания (его специфики, границ, доступности ему собственно прошлого) и темы исторического факта (его природы и структуры, соотношения исторических и естественнонаучных фактов и пр.). В книге уделяется внимание также типологии исторических явлений, проблемам соотношения повторяющегося и неповторимого в истории и соотношения субъективного и объективного начала в истории, вопросу об исторических законах. Обсуждается также вопрос «имеет ли история смысл?» и связанный с последним - «способен ли историк этот смысл познать?». Автор рассматривает и актуальный применительно к философско-историческим взглядам мыслителей русской эмиграции вопрос о сущности религиозного понимания истории и научности христианской историографии. Наряду с перечисленными традиционными темами философии истории и исследований по философии истории, В.И. Повилайтис принимает в расчет особенности философствования мыслителей-эмигрантов, ведь, «поскольку философия <...> неразрывно связана с эпохой», «у русского зарубежья в философской номенклатуре были любимые темы, но были и вопросы, которые остались почти незамеченными» (с. 6). Это объясняется «состоянием науки» и «особенностями культуры». С одной стороны, в ХХ в. происходила фундаментальная перестройка общества и «наших представлений о наиболее полных и адекватных способах его описания» (с. 7). Русская историческая наука держалась различных философских ориентиров, западных (Гегель, позитивизм, Маркс, неокантианцы и пр.) и русских (Чаадаев, Хомяков, Герцен и др.). В результате стал необходим синтез различных подходов и формирование новой парадигмы (предвестниками этой теоретической ситуации автор считает И. Гревса, П. Милюкова, А. Лаппо-Данилевского и др.). С другой стороны, автор считает необходимым учитывать и особенности культуры русской эмиграции, где катастрофизм мировоззрения не означал родственности русских мыслителей культуре, порожденной катастрофическими изменениями. Кроме того, одну из особенностей положения русских эмигрантов, размышлявших над проблемами философии истории, В.И. Повилайтис связывает с затруднительностью интеграции российских мыслителей в зарубежные системы высшей школы: «отсутствие денег, недостаток студентов сделали затруднительным существование прежних научных школ и препятствовали появлению новых» (с. 9). Хоть и косвенно, но отразились на эмигрантской науке и чужая языковая среда, другой уклад жизни, положение меньшинства, идеологическая раздробленность эмигрантской среды и пр. О принципах систематизации материала можно судить по содержанию книги (см. ниже). Содерж.: Философия истории и идеалы позитивизма: Принципы позитивизма и исторические труды П.Н. Милюкова. Наука и идеология в философии истории П.Н. Савицкого. Р.Ю. Виппер о философских основаниях исторического познания. К.Р. Качоровский: взгляд народника на исторический процесс. Апология большевизма и исторический оптимизм Ю.В. Ключникова. Религиозно-философская мысль об истории и историческом познании: Специфика исторического бытия в концепции Н.А. Бердяева. Философия истории и социальная философия С.Л. Франка. Проблема субъекта исторического процесса в философии истории Л.П. Карсавина. Г.П. Федотов о смысле и законах истории. Основные понятия философии истории Ф.А. Степуна. Г.В. Флоровский об историческом познании и его методах. Еврейский вопрос в евразийской перспективе (о Я.А. Бромберге). Забытый сюжет в истории евразийства (о книге Г.Н. Полковникова). Человек и культура. Философия истории в поисках новых ориентиров: П.Б. Струве об истории и историческом познании. П.М. Бицилли: от философии истории к философии культуры. Критика исторического материализма в работах Б.П. Вышеславцева. Г.А. Ландау об исторических судьбах европейской культуры. Н.С. Трубецкой о принципах и механизмах культурно-исторической динамики. Н.А. Реймерс об эстетическом принципе в истории. Диалектика стихии и стихия диалектики (философия истории Н.В. Устрялова).
Университет и город в России (начало ХХ века) / Под ред. Т. МАУРЕР и А. ДМИТРИЕВА. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 779 с. Тираж 1000 экз. «Сборник посвящен исследованию городского контекста эволюции университетов Российской империи предреволюционного периода. Историки из России, Германии и Эстонии показывают, как была связана жизнь «университетского человека» начала ХХ века с его непосредственным окружением. История науки переосмысливается ими в плане изучения условий производства знания и его институциональной основы. Авторы разносторонне анализируют «локальное» прошлое университетов Петербурга, Москвы, Казани и Тарту (Дерпта, Юрьева), отходя от привычных - ведомственно-факультетских или идейно-политических - подходов. Обилие сравнительного материала и немецкий «акцент» книги определяются тем, что именно Германия и ее университеты оставались в тот период образцом (или точкой отталкивания) в менявшейся социальной жизни российской высшей школы» (аннотация). Содерж.: Т. Маурер. Университет и (его) город: новая перспектива для исследования истории российских университетов. 1. Город и университет в Германии Нового времени. 2. Город и университет в Российской Империи. 3. Немецко-русские параллели: структурные сходства, необходимые оговорки и дальнейшие задачи исследования. - Это вводная статья к сборнику, в разделах 1 и 2 рассматриваются темы: университет в городском пространстве; экономическое значение университета для города; профессора, студенты и другие жители города; городское самоуправление и университет; принципы отбора рассматриваемых в сборнике университетов; политическая мобилизация российского университета в революции 1905 г. В 3 разделе, в частности, уточняется особенность исследовательского подхода («Публикуемые <...> исследования развития университетов в их локальном окружении смещают акцент от эволюционно-линейного представления истории отдельных учреждений к их систематическому сравнению <...> рассматриваются университеты двух стран, которые были связаны восприятием немецкого примера как образца и разнообразными системами взаимоотношений», с. 67). А. Дмитриев. По ту сторону «университетского вопроса»: правительственная политика и социальная жизнь российской высшей школы (1900-1917 годы). - Преимущество применяемого в книге историко-научного подхода автор, понимающий под «социальной жизнью» контекст городского развития, как и «групповые <...> интересы агентов университетского мира», характеризует так: «Социальная история может видеться нами как та опосредующая среда, в которой и происходит взаимодействие двух главных модусов жизни российского университета 1900-1917 годов: внутреннего научно-академического развития, сопряженного с достижением независимости от чрезмерной опеки бюрократии и внешней политической борьбы за преобразование общегосударственных начал, работы политических партий <...>, парламентских состязаний и жизни представительных учреждений вообще. Акцент на социальной истории <...> позволяет преодолеть барьер между двумя указанными направлениями, преобладающими в историографии университетского вопроса» (с. 111, 112). Три элемента предмета анализа в статье - университет, город и правительственная политика. Специально рассматриваются темы: 1. Автономия и революция: преподаватели, студенты и внутренняя история управления Императорскими университетами (1899-1914). 2. Университеты и город: социология и география Российской высшей школы. 3. Мобилизация как шанс для реформ: Первая мировая война и события 1917 г. Е. Ростовцев. Университет столичного города (1905-1917 годы). Темы: Университет в городском ландшафте. Преподавательский и студенческий мир в пространстве города. «Храм науки», «центр освободительного движения» или «башня из слоновой кости»? Мобилизация интеллекта: Оборона страны или наступление корпорации? Д. Цыганков. Московский университет в городском пространстве начала ХХ века. - Рассматриваются темы: Расширение университета. Университет и местное самоуправление: Московская специфика. Московские студенты. Университет и городская медицина. Научные и образовательные инновации. Кризис университета. И. Гилязов. Город Казань и Казанский университет в начале ХХ века. - Темы: Город Казань и его население, высшие школы Казани. Университет в архитектурном облике Казани. Роль университета в экономической жизни города. Студенты и стипендии. Благотворительность и попечительство. Участие представителей университета в медицинском обслуживании города; сотрудничество с музеем, городской прессой; выставки и памятные даты. Университет и политика. Профессора и городское самоуправление. Казанский университет в годы Первой мировой войны. С. Тимул. Тарту и его университеты (1905-1918 годы). - Помимо начальной истории университета в Тарту, рассматриваются темы: Университет как двигатель модернизации города. Городская политика в начале ХХ века. Профессорско-преподавательский состав и студенчество в 1889-1918 годах. Первая русская революция и академические круги Тарту. Тыловой город во время Первой мировой войны. О квартирном вопросе студентов, пособиях и стипендиях. Военные законы на территории университета. Первые «военные» семестры 1914/15 года. Студенты и мобилизация. Богатый событиями 1917 год и последние семестры русского университета в Тарту. Об эвакуации университета. Русский университет и немецкие оккупационные власти. Т. Маурер. Русский Юрьевский университет и немецкий Страсбургский университет: утраченные форпосты. - Основные темы: Университеты имперские или региональные? Участие обоих университетов в войне. Ликвидация и переучреждение.
П.А. САПРОНОВ. Путь в Ничто. Очерки русского нигилизма. СПб.: Гуманит. Академия, 2010. 400 с. Тираж 1000 экз. «П.А. Сапронов обращается к ключевой для понимания русской истории и культуры последних двух столетий проблеме - нигилизму, который под пером автора предстает как реальность, неизменно воспроизводившаяся в русских пределах во все новых обличьях. Именно с нигилизмом, по мнению П.А. Сапронова, связаны в конечном счете все катастрофы, обрушившиеся на Россию в ХХ веке. - Феномен нигилизма рассматривается в книге с двух позиций. Во-первых, как реальность, предъявленная и осмысленная в русской классической литературе, и во-вторых, в качестве общественного явления. Соответственно в первом случае автор <...> не без доли парадоксальности разбирает ключевые для понимания данной проблемы тексты русской литературы XIX века, а во втором - ведет речь уже о самих «носителях» нигилизма, т. е. о тех общественных слоях и группах, где нигилизм нашел наиболее широкое распространение» (из аннотации). Книга П.А. Сапронова содержит типологический и обобщающий, а не специально исторический анализ феномена нигилизма. Содерж.: Богословское и философское измерение нигилизма. 1. Грех, смерть и нигилизм. 2. Философия нигилизма и нигилизм философии. (Экспансия нигилизма в философию: А. Шопенгауэр; Преодоление и непреодоленность нигилизма: Ф. Ницше; М. Хайдеггер). Предыстория и становление нигилизма. 1. «Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертаная перед певцом с арфой». 2. Книга Экклесиаста. 3. Принц Гамлет на подступах к нигилизму. 4. Нигилизм в точке возникновения: «Ночные бдения» Бонавентуры. Опыт нигилизма в русской классической литературе. 1. Предварительные замечания. 2. Пошлость в перспективе нигилизма: Н.В. Гоголь. 3. Нигилисты И.С. Тургенева. (Лишний человек. Нигилист). 4. Нигилисты Ф.М. Достоевского. (Подпольный человек. Равнодушный. Негодяй. Человек идеи. Черт). 5. Нигилизм в «Войне и мире» Л.Н. Толстого. 6. Нигилизм растерянности: А.П. Чехов. Русские нигилисты. 1. Нигилисты в Петербургской России. (Интеллигент. Революционер). 2. Нигилисты в большевистской России. (Советский интеллигент. Большевик. Диссидент). 3. Нигилисты в послебольшевистской России. («Реформатор» и «реформы». Делец. Чиновник).
Е.И. ХЛЕБОСОЛОВ. Метафизические основания христианства. СПб.: Алетейя, 2010. 178 с. (Сер. Богословская и церковно-историч. б-ка). Тираж 800 экз. «Работа представляет собой научно-философское исследование, посвященное анализу метафизических оснований христианства. Автор рассматривает учение православной Церкви как онтологически целостную и логически непротиворечивую систему взглядов о Боге, мире и человеке. Предпринимается попытка раскрыть метафизический смысл и дать рациональное объяснение наиболее трудных для обыденного и философского понимания положений христианского вероучения. Работа основана на систематическом анализе классических произведений христианской философии, творений Отцов Восточной Церкви, а также богословских, философских и научных трудов современных авторов. Главное внимание уделяется анализу учений о сотворении мира «из ничего» и о домостроительстве Божием, играющих ключевую роль в понимании сущности самого христианства и в решении труднейших метафизических проблем мироздания в философии и науке» (аннотация). Содерж.: Христианское учение о познании: Общие принципы христианской гносеологии. Предмет знания. Субъект и объект познания. Проблема гносеологической координации субъекта и объекта познания. Единство опытного и рационального познания в христианской гносеологии. Трансцендентный источник рационального знания. Диалектический характер мышления. Соотношение общего и единичного в познании. Познание истины. Эволюция процесса познания. Христианское учение о Боге и мире: Характер взаимоотношения Бога и мира, Абсолютного и относительного. Христианское учение о триединстве Бога. Создание материального мира «из ничего». Соотношение всеобщего и единичного в мире и Боге. Историческое развитие мира. Христианское учение о домостроительстве Божием: История появления мира и человека. Воплощение, крестная смерть и воскресение Иисуса Христа. Учение ап. Павла о Теле Христовом. Метафизическая сущность нравственного учения христианства: Учение о свободе человека и предопределении Божием. Учение о добре и зле. Учение о любви. Современная научная картина мира: Научная теория познания. Единая теория развития мира. Антропный принцип. Появление и эволюция Вселенной. Эволюция органического мира. Появление жизни на Земле. Появление разума на Земле. Пути современного синтеза. |
« Пред. | След. » |
---|