Рец. на кн.: Синтез философии, науки, культуры. К 80-летию академика В.С. Стёпина | | Печать | |
Автор Лисеев И.К. | |
16.02.2016 г. | |
Синтез философии, науки, культуры. К 80-летию академика В.С. Стёпина. Минск. БГУ. 2014. 503 с. Книга посвящена 80-летию нашего выдающегося современника – отечественного философа, академика РАН, почетного профессора Белорусского государственного университета В.С. Стёпина. Среди многих публикаций, посвященных юбилею В.С. Стёпина, данная работа привлекает особое внимание. Это связано, во-первых, с тем, что В.С. Стёпин именно в Белоруссии сформировался как ученый и философ, внес свой вклад в развитие национальной философии и культуры, возглавляя кафедру философии гуманитарных факультетов БГУ, создав Минскую методологическую школу. Во-вторых, с тем, что в этом объемном труде представлены работы большинства ведущих белорусских философов, посвященные анализу творчества В.С. Стёпина и одновременно развивающие собственные идеи. Основные этапы жизненного пути юбиляра, его главные научные достижения рассмотрены в подробных статьях С.Н. Корсакова, А.Н. Данилова и Л.М. Томильчика, в интервью члена-корреспондента РАН И.Т. Касавина. Среди самых значимых научных результатов творчества В.С. Стёпина авторы отмечают: всесторонний анализ структуры научного знания, создание целостной концепции его динамики; открытие процедуры конструктивного обоснования и решение проблемы генезиса парадигмальных образцов в составе теории; анализ структуры и функций оснований науки; разработка концепции философского знания как рефлексии над базисными ценностями культуры; выявление и детальный анализ исторических типов научной рациональности; разработка концепции типов цивилизационного развития, анализ с этих позиций базовых ценностей современной цивилизации и возможных сценариев ее развития. Публикации белорусских философов сгруппированы в три тематических раздела, отражающих направления научных исследований В.С. Стёпина: философия и системная трансформация современной цивилизации; гуманистические ценности современной науки и техники; постнеклассические практики в современной культуре. Юбилейный характер сборника, конечно, во многом определяет стилистику публикуемых статей. Однако это не мешает авторам, отталкиваясь от идей В.С. Стёпина, их развивать и конкретизировать, исходя из специфики рассматриваемого материала, из собственных предпочтений и установок. Завершается книга разделом «Известный и неизвестный В.С. Стёпин». Здесь напечатаны некоторые программные работы философа, которые он развивал и обогащал на протяжении всего своего научного творчества, а также несколько его малоизвестных статей, демонстрирующих широкую палитру интересов ученого. Известно, что среди научных предпочтений В.С. Стёпина, начиная с довольно раннего периода его творчества, встала задача выявления логики научного открытия, реконструкции процесса научного поиска. Эту проблему автор последовательно решал, исследуя изменение стратегии теоретического поиска в зависимости от разных типов научной рациональности. В связи с этим представляется, что заключительный раздел книги является весьма ценным для будущих исследователей реконструкции процесса научного поиска в открытиях самого В.С. Стёпина. Поэтому потенциальным читателям книги можно рекомендовать читать ее именно с конца, с раздела «Известный и неизвестный В.С. Стёпин». Ибо только познакомившись с логикой научного поиска ученого можно адекватно оценить работы, анализирующие и развивающие его идеи. В статьях «Новые измерения философии науки» и «Постнеклассическая рациональность и синергетическая парадигма» В.С. Стёпин систематизирует и уточняет основные признаки типов научной рациональности. Он показывает, что эти типы различаются системой организации исследуемых объектов, различным пониманием идеалов и норм исследования. Кроме того в каждом новом типе рациональности изменяются философские основания науки. В классической рациональности познающий разум наблюдает и изучает объекты. В неклассической между разумом и объектом появляется посредник – средства и операции деятельности. В постнеклассической осознается, что любая деятельность определена базисными ценностями культуры, которые программируют деятельность, влияют на формирование ее ценностно-целевых установок. Эта конкретизация типов научной рациональности дает возможность в её изменениях увидеть новые аспекты диалога культур в цивилизационном плане. В.С. Стёпин показывает, что в постнеклассической рациональности возникает возможность позитивного взгляда на организмические образы природы. Восточные культуры, замечает он, всегда исходили из того, что природный мир, в котором живет человек, – это живой организм, а не обезличенное неорганическое поле, которое можно перепахивать и переделывать. Долгое время европейская наука относилась к этим идеям как к пережиткам мифа и мистики. Но после развития современных представлений о биосфере как глобальной экосистеме выяснилось, что непосредственно окружающая нас среда действительно представляет собой целостный организм, в который включен человек. Далее, развивая представление о постнеклассическом типе рациональности, В.С. Стёпин приходит к понимаю того, что объекты, представляющие собой развивающиеся человекоразмерные системы, требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. В точках бифуркации незначительное воздействие может радикально изменить состояние системы, порождая новые возможные траектории ее развития. Наконец, в стратегиях деятельности со сложными человекоразмерными системами, по В.С. Стёпину, возникает новый тип интеграции истины и нравственности, целерационального и ценностно-рационального действия. Все это ведет к тому, что постнеклассическая рациональность создает новую картину мира, далеко выходящую за рамки собственно философии науки. Будучи глубоко эрудированным, всесторонне талантливым человеком, В.С. Стёпин показывает влияние неклассической парадигмы на процессы, которые развертывались и в литературе, и в искусстве, и в сфере художественного познания (статья «Формирование неклассического подхода в теории познания»). Весьма неожиданны и интересны в плане создания целостного образа философа две его публикуемые в книге работы: о поэзии (статья «Пушкин и современность») и о музыке (статья «Философия и музыка (памяти Е.А. Глебова)»). Современная культура, замечает автор, неожиданно начинает перекликаться с забытыми древними способами целостного видения, придавая им новый смысл. Все это многообразное едино в одном: главное – это понимание философии как рефлексии над основаниями культуры. Исходя из всего вышесказанного очень интересно посмотреть, как же белорусские философы в своих статьях реагируют на это огромное творческое наследие В.С. Стёпина. Они лишь перечисляют его открытия и инновации, развивают их, спорят с автором, указывают на их ограниченности и т.д.? Совсем нет. Так, в разделе «Философия и системная трансформация современной цивилизации» представлены 12 статей соответствующего содержания. Л.М. Томильчик – друг и соавтор В.С. Стёпина в своей интереснейшей статье рассматривает стёпинскую модель историко-методологической реконструкции как ключ к пониманию процесса научного открытия. Он рассказывает об основных этапах их совместной работы, начиная с процесса реконструкции открытия электродинамики Д. Максвеллом, точнее реконструкции процесса построения этим ученым теории электромагнитного поля. Это скорее не статья о творчестве Стёпина, а содоклад о сотворчестве двух ученых. Во всех остальных статьях этого раздела речь идет о понимании базовых ценностей современной цивилизации, о реальных или гипотетически планируемых путях их трансформации под воздействием острых вызовов нашего времени. Авторы подчеркивают роль новых методологических конструктов в обозначении контуров новой цивилизации (П.А. Водопьянов), показывают значение общественного понимания науки в осознании современных тенденций цивилизационного развития (А.А. Лазаревич). А.В. Рубанов рассматривает вопрос о механизмах и ценностных ориентирах современного социального развития. Коммуникативная рациональность в современных цивилизационных параметрах становится темой исследования Я.С. Яскевич и т.д. Когда читаешь материалы этого раздела, возникает яркое ощущение полифонии. Казалось бы, каждый автор пишет о своем материале, о его специфике. Но идея, заданная изначально исследованиями В.С. Стёпина, объединяет все это многообразие, звучит рефреном и обрастает обертонами, дополняющими и развивающими основную тему. Сложнее в плане ощущения монистичности представленного материала оказалась ситуация во втором разделе книги «Гуманистические ценности современной науки и техники». Каждая из статей этого раздела сама по себе достаточно интересна и добротна. Авторы – уважаемые и компетентные специалисты. Но далеко не все статьи здесь отвечают заголовку раздела. Остановимся на анализе тех из них, которые наиболее полно отвечают названию. А.И. Лойко посвятил свою статью диалогу современного естествознания и культуры. Наука, утверждает он, стала одним из инструментов радикализации технологий социальной инженерии. В.С. Стёпин, считает автор, предложил способ диалога современного естествознания и культуры посредством актуализации базовых структур обыденного сознания в естественных условиях их эволюции. В статье анализируется методологическая эволюция В.С. Стёпина, приведшая к идее диалога современного естествознания и культуры. Подчеркивается, что этот диалог в современных условиях должен быть практически ориентированным. Это может приблизить науку к насущным задачам человечества, дать возможность постоянно обсуждать новые аспекты, отражающие реальные вызовы времени. Г.Н. Соколова обсуждает тему «Научная рациональность как ценность в формировании научно-технического прогресса». Проанализировав исторические типы научной рациональности в стёпинской интерпретации, автор обращается к методологии Н.Д. Кондратьева как основе развития постнеклассической парадигмы. В контексте формирования каждого технологического уклада, по Н.Д. Кондратьеву, возникает новое разделение труда и, соответственно, новые кластеры профессий, связанные с формированием рынка образовательных услуг. И одновременно возрастает необходимость социально-гуманитарной и экологической экспертизы крупных научно-технических проектов под углом зрения гуманистических ценностей. Большинство саморазвивающихся систем, которые осваиваются в современном научно-техническом развитии, человекоразмерны. В связи с этим, считает Г.Н. Соколова, объективно истинное объяснение и описание применительно к человекоразмерным объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. В других статьях этого раздела обсуждается много важных и интересных проблем. Е.М. Бабосов пишет о поливероятностной интерпретации антропного космического принципа. Л.Ф. Кузнецова исследует проблему оснований науки в концепции В.С. Стёпина, и т.д. Но во всех этих работах проблема гуманистических ценностей современной науки и техники затрагивается лишь вскользь. Между тем бесспорно, что эта проблематика является одной из самых острых и напряженно обсуждаемых в мировой литературе. Так, например, уже ряд лет идут яростные дискуссии о месте и роли такого направления, как трансгуманизм. Его представители вновь как бы обращаются к усопшему позитивизму, полагая, что дальнейшее развитие человечества будет детерминировано лишь технологическими возможностями без культурно-гуманистических корректив. Все это неизбежно приведет, по их мнению, к кардинальной трансформации человека, к миру киборгов, к возможности переноса личности человека на небиологический носитель и т.д. По этим проблемам в последние годы много писал и В.С. Стёпин. Однако в книге эта проблематика отсутствует, так же как и некоторые другие широко дискутируемые ныне проблемы соотношения науки и ценностей. Наконец, третий раздел книги посвящен обсуждению постнеклассических практик в современной культуре. Это очень интересный ход составителей книги, так как возникает возможность увидеть, как сформулированный В.С. Стёпиным постнеклассический тип научной рациональности реально работает в современной культуре. В разделе опубликовано 13 статей, которые рисуют широкую картину практического применения постнеклассических идей сегодня. Причем характерно, что авторы, принимая предложенную В.С. Стёпиным новую форму постнеклассической рациональности, при этом конкретизируют ее, наполняют новым фактологическим содержанием в соответствии с рассматриваемой ими проблематикой. Так, А.С. Лаптенок, говоря о морали в системе универсалий культуры, выделяет несколько моделей развития морали в рамках европейской культуры. Характеризуя мораль неоклассического периода, он отмечает, что эта новая форма морали связывается синтезом классического морального наследия с современными ценностями, которые предполагают не реставрацию прежней нравственной культуры, а принципиально новое ее состояние, сопряженное с признанием моральной автономии личности, осуществлением прав человека. Парадигмальный статус экологии в современной науке с позиций постнеклассического типа рациональности интересно анализирует А.Н. Зеленков. Он подчеркивает появление и распространение радикально нового понимания природы базового экологического отношения. Включение в его структуру антропогенных и социальных факторов, пишет автор, обусловило принципиальную модификацию картины изучаемой реальности, в которой вместо диалектического синтетизма востребована методология дополнительности. Трансформацию представлений о детерминизме в рамках научной рациональности исследует П.С. Карако. Автор отмечает, что именно на методологической основе вероятностного детерминизма в контексте постнеклссической рациональности стала по-новому решаться вековая проблема биологии – взаимоотношение организма и окружающей среды. Много интересных идей представлено и в других статьях раздела. Всех не перечислить. Эту книгу стоит и надо читать! Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, содержащим фотографии В.С. Стёпина из разных периодов его жизни. Правда, тут не обошлось и без курьезов. Так, на одном из фото изображен достаточно тепло одетый В.С. Стёпин, стоящий у гротескной скульптуры некоего человека. Подпись под фото: «2012 г., Нижний Новгород. В перерыве между заседаниями VI Российского философского конгресса». Но по цоколю скульптуры выбита надпись: «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика». Это, надо полагать, намекает на местонахождение данного «шедевра». Да и одет Вячеслав Семенович для жарких дней июня 2012 г. в Нижнем Новгороде, где проходил Конгресс, явно не по сезону. Но эти курьёзы не портят общее хорошее впечатление о книге, а только оживляют ее. Книга продемонстрировала глубокий интерес к личности и идеям В.С. Стёпина, показала высокий профессиональный творческий уровень наших белорусских коллег. И.К.Лисеев
|
« Пред. | След. » |
---|