Символ и знак: диалектика символического познания | Печать |
Автор Веракса А.Н.   
16.02.2016 г.

Вопросы философии. 2016. № 1.

 

Символ и знак: диалектика символического познания

А.Н. Веракса

 

Статья посвящена рассмотрению символа как средства познавательной деятельности. Раскрываются структурные особенности символа, условия его появления. Показана структурная близость символа с другими знаково-символическими формами. На основе принципа предметности показано, что символ отличается от знака, поскольку обладает двойственной предметностью. В качестве основных функций символа выделяется функция репрезентации, фиксации эмоционального напряжения и собственно познавательная функция. Показано, что символ оказывается эффективным средством ориентировки в постоянно возникающих ситуациях неопределенности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: символ, знак, образ, репрезентация, средство, познавательная функция.

 

ВЕРАКСА Александр Николаевич – доктор психологических наук, доцент факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, вице-президент Российского психологического общества.

 

Цитирование: Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1.

 

 

Voprosy Filosofii. 2016. Vol. 1.

 

Symbol and Sign: Dialectics of Symbolic Cognition

 

Aleksander N. Veraksa

 

The article considers the symbol as a means of cognitive activity. Structural peculiarities as well as features of symbol appearance are shown. Structural similarity of symbol with other symbolic forms is shown. On the basis of the principle of objectivity it is stated that symbol is different from the sign, because it possesses dual objectivity. The main functions of the symbol are representation, fixation of emotional stress and cognitive function. It is shown that symbol is an effective means of orientation in recurring situations of uncertainty.

 

KEY WORDS: symbol, sign, image, representation, means, cognitive function.

 

VERAKSA Aleksander N. – DSc in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Vice-President, Russian Psychological Society.

Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

 

Citation: Veraksa A.N. Symbol and Sign: Dialectics of Symbolic Cognition // Voprosy Filosofii. 2016. Vol.




 

 

 

Проблема символического отражения реальности насчитывает долгую историю. Однако до настоящего времени она продолжает привлекать внимание исследователей. Символический образ ситуации сохраняет загадочность и интригует своей очевидностью и непостижимостью одновременно. Мы хотим попытаться раскрыть своеобразную диалектику символического познания, чтобы понять, почему эта форма познавательной деятельности так устойчиво держится в культуре, причем имея в виду, что одни интерпретации символа связаны с его «телом», а другие – со значением.

 

Условия применения символа

Для понимания символа полезно рассмотреть условия его применения. Платон особо подчеркивал своеобразие символического познания: «Вот об этом виде умопостигаемого я тогда и говорил: душа в своем стремлении к нему бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах…» [Платон 1994, 293]. Таким образом, символы у Платона связываются с познавательной деятельностью человека и рассматриваются не столько как знаки, сколько как иерархизированные формы отражения. Как указывает Э. Гомбрих, идея интуиции как высшей формы познания у Платона легко согласуется с доктриной открытия идеи при помощи визуальных символов: «…символ является репрезентацией нерепрезентируемого» [Gombrich 1960, 178].

По мнению К.Г. Юнга, символ не просто указывает на другие объекты, а как бы заслоняет и замещает собой нечто иное, возникая в ситуации, когда само иное не может стать предметом осознания и выражения. Критикуя З. Фрейда, он пишет: «То содержание сознания, которое дает нам ключ к бессознательному, Фрейд ошибочно назвал “символами”. На самом деле это не символы, поскольку, в соответствии с его же теорией, они являются знаками или симптомами подсознательных процессов. Истинные символы принципиально отличны от этого, они должны пониматься как выражение интуитивной идеи, которая не может быть сформулирована иным образом» [Юнг 1998, 362–363]. Другими словами, символ появляется и используется тогда, когда есть некоторая недоступная предметность, понять которую можно только через другую предметность.

 

Структура символа. Символ и знак

Всякий раз, говоря о символе, о его структуре, мы волей-неволей обращаемся к другим формам знаковых средств, с которыми символ столь близок, что до сих пор не существует единого мнения касательно использования и разграничения таких терминов, как «признак», «сигнал», «схема», «символ», «знак» и др.

Не случайно А.Ф. Лосев сближает знак и символ, и это сближение, доходящее до отождествления, разворачивается в двух направлениях: со стороны символа и со стороны знака. Так, «…символ вещи есть ее знак, но только не мертвый, а рождающий собою многочисленные единичные структуры, обозначенные им в общем виде как отвлеченно-данная идейная образность» [Лосев 1995, 68]. Аналогичный анализ в направлении от знака к символу А.Ф. Лосев раскрывает следующим образом: «… знак может иметь бесконечное количество значений, то есть быть символом» [Лосев 1995, 130]. Символ выступает в этом случае в роли развернутого знака, а знак – в роли ростка, зародыша символа. Схожесть символа и знака в структурном отношении обусловлена, таким образом, тем, что в них смысл одного предмета переносится на другой предмет, в результате чего последний становится символом первого. А.Ф. Лосев отмечает: «…самое интересное здесь то, что смысл, перенесенный с одного предмета на другой, настолько глубоко и всесторонне сливается с этим вторым предметом, что их уже становится невозможно отделить один от другого. Символ в этом смысле есть полное взаимопроникновение идейной образности вещи с самой вещью» [Лосев 1995, 56].

О родстве, культурно-исторической близости символа и знака пишет и Э. Кассирер. Знак и символ, представляя познавательную сферу человеческой культуры, имеют внутреннее единство: «Образный мир мифа, знаковые образования языка и знаки, которыми пользуется точное естествознание, определяют отдельные измерения репрезентации; только в их целостности все эти измерения образуют единый духовный горизонт. Мы теряем из виду это целое, когда с самого начала ограничиваем символическую функцию уровнем понятийного, “абстрактного” знания» [Кассирер 2002, 47].

Х.-Г. Гадамер утверждает, однако, что сила символа не в его универсальности, а в его конкретности, особенности, поскольку значение символа зависит от его физического присутствия. «Символ есть соединение ощущаемого появления и сверхчувственного значения, и это согласование не последовательная координация, как в случае использования знака, но единение двух вещей, которые принадлежат друг другу… Для символа присуще появление такого неопределяемого качества как единение между формой и существованием» [Gombrich 1960, 70].

Фактически структурная общность знака и символа объясняется наличием и в знаке, и в символе обозначаемого и обозначающего. Н.В. Кулагина так говорит о структурном сходстве знакового и символического отражения: «В вопросе обозначения коренится то общее, что роднит символ со знаком и дает основание для терминологической невнятицы. <...> Если символы же рассматривать с точки зрения несходства их формы с символизируемым, то это несходство… выражается в полном различии обозначающего и обозначаемого. <...> С этой точки зрения символ ничем не отличается от знака» [Кулагина 2006, 4]. Характеризуя символ, С.С. Аверинцев говорит о том, что он «… есть образ, взятый в аспекте своей знаковости. <…> Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого… но и разведенные между собой и порождающие между собой напряжение, в котором и состоит сущность символа» [Аверинцев 1989, 581].

Не случайно П. Рикер раскрывает понимание символа через возможность его интерпретации. Символ подразумевает такую структуру значения, «…где один смысл – прямой, первичный, буквальный – означает одновременно и другой смысл – косвенный, вторичный, иносказательный, – который может быть понят лишь через первый» [Рикер 2002, 45]. Символ, таким образом, обладает свойством интерпретации. Коль скоро имеет место интерпретация, речь идет о символе, в случае же, когда интерпретация отсутствует речь идет о знаке. Характерно, что Л. Бенуас утверждает, что «любой символ может иметь по крайней мере две противоположные интерпретации, которые должны слиться, чтобы он обрел свой полный смысл» [Бенуас 2006, 46].

Интересно, что М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский, обращаясь к анализу символа, отмечают, что «…любая содержательность символа выступает как совершенно пустая оболочка, внутри которой конституируется и структурируется только одно содержание, которое мы называем “содержательностью сознания”» [Мамардашвили, Пятигорский 1997, 86]. Это значит, что символ обладает и собственным значением (как «особая вещь»), и значением, конструируемым сознанием. В последнем случае символ трансформируется в своего рода «не-вещь»: оставаясь для внешнего наблюдателя вещью, в сознании символ порождает особое пространство с особым образным содержанием.

На наш взгляд, наиболее четко выявить структурное различие символа и знака позволяет принцип предметности (изложенный в трудах Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева и др.), согласно которому психика отражает объекты со стороны их предметных свойств, обретаемых в процессе человеческой деятельности.

С точки зрения такого подхода символ характеризуется двойственной предметностью: первичная предметность символа определяется его внешностью, т.е. чувственно созерцаемой формой, вторичная (скрытая) предметность обусловлена указанием на символизируемую сущность. Причем обе различающиеся предметности символа существенны.

Что касается знака с заданным значением, то его образное содержание нельзя отнести к существенным: оно позволяет различать знаки, и мы можем сказать, что знак, в отличие от символа, обладает единичной предметностью (в случаях таких знаков, как схема или модель, где образное содержание существенно, предметность модели и моделируемой реальности попросту совпадают). В этом, на наш взгляд, заключается структурное отличие символа от знака. И именно предметная двойственность символа определяет его диалектичность как средства познавательной деятельности.

 

Функции символа

Символ отличается от знака и функционально, однако его репрезентативная функция является одним из оснований для отождествления символа и знака, что отмечалось целым рядом авторов (от Ф.В.Й. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля до А.Ф. Лосева и Ю.М. Лотмана). Фактически она заключается в том, что символ заменяет собой реальные отношения ситуации свойствами самого символа.

Вот как об этом пишут М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский, характеризуя взгляды Б. Паскаля на природу символической деятельности: «Когда человек верит, есть определенный ритуал, связанный с его верой, есть выражение его веры, зафиксированное в повседневных актах и жестах: он... крестится... становится на колени и молится. Этим Паскаль говорит: вы не верите? Попробуйте выполнять все то, что делается в предположении этой веры. Иначе говоря, попробуйте использовать символический аппарат, вещественную сторону символики... делать то, смысла чего вы не знаете, и смысл придет к вам в силу этого вещественного делания» [Мамардашвили, Пятигорский 1997, 178–179]. Речь идет о том, на наш взгляд, что у верующего человека возникает символическое пространство, которое отличается от материального пространства человека неверующего: оно организует поведение, обусловленное особым символическим видением мира и выполнением ритуальных действий, адекватных не материальному, а символическому миру.

Приведенный пример важен для нас тем, что в нем описана ситуация, когда существование в ареале внешней предметности символа заменяет существование в реальности. Такая возможность замены действий в реальности объективной на действия во внешней символической предметности отмечена Н.А. Бердяевым: «Нужно различать мораль символизма и мораль реализма. И нужно признать, что господствует почти всегда мораль символизма. Под символической моралью я понимаю мораль, которая стремится не к реальному преображению жизни, а к условно-знаковым действиям. …символической моралью полна жизнь государства, жизнь семьи, жизнь светского общества. Вместо реального осуществления добра делают условные знаки его осуществления… Это можно было бы назвать ритуальной этикой» [Бердяев 1993, 213].

В этой связи возникает вопрос о том, в каких случаях человек от объективной реальности может перейти к реальности символической. Ответ на него раскрывается в работе И. Джозефс [Josephs 1998], в которой изучалось поведение людей, потерявших близких родственников. Особый интерес для нас представляет то обстоятельство, что место захоронения становится особым символом ушедшего человека, вокруг которого разворачивается построение символической реальности. Через отношение к этому особому месту близкие стараются примириться с ситуацией смерти родного человека: они ухаживают за местом захоронения, устанавливают своеобразные ритуалы, которые, по их мнению, выражают доброе отношение к покойному, делятся своими переживаниями, сообщают последние новости. С потерей близкого человека реальная ситуация теряет свою определенность хотя бы потому, что перестают действовать те привычные нормы взаимодействия, которые были в ней ранее установлены. Символическая же ситуация позволяет снять эту неопределенность, заменяя реальные действия символическими. Внешняя предметность символа задает систему действий, привязанных к месту захоронения, которое удерживает вокруг себя и в себе символическое пространство взаимоотношений с умершим. Таким образом, мы сталкиваемся в подобных случаях с репрезентативной функцией символа, позволяющей замещать скрытую предметность с помощью предметности внешней.

Другой, не менее важной функцией символа, является функция познавательная. В психоаналитических работах показано, что символ позволяет субъекту выразить противоречивые эмоции, одновременное выражение которых в реальности представляет значительные трудности [Bovensiepen 2002]. Это говорит о том, что, с одной стороны, символ обладает аффективной функцией и потому способен удерживать эмоциональное напряжение, а с другой, он обладает возможностями моделирования различных структурных отношений. Поэтому в целом ряде случаев применение символа оказывается единственно возможным способом разрешения ситуации неопределенности, ситуации, в которой субъект либо не знает адекватного способа действия, либо не может по каким-то причинам актуализировать его. При этом анализ внешней предметности символа позволяет перейти к объективным отношениям, характеризующим скрытую предметность.

Возможность использования символа в качестве средства познавательной деятельности отмечена Я.Э. Голосовкером. Исследуя мифологические формы культуры, он обратил внимание на наличие в них не только элементов символического плана, но и структурных отношений, характерных для современных научных знаковых моделей: «Категория причинности к тени Аида неприложима, ибо существование бесплотного образа самого по себе было бы причинно объяснимо только как галлюцинация. <...> Тело тени, то есть ее видимый образ, столь же имагинативно, как и статистический образ позитрона. Масса их негативна. Занимая пространство, они занимают только нулевое пространство. <...> Пусть тень Аида выдумана, нереальна – позитивный электрон реален» [Голосовкер 1987, 76].

С. Лангер вводит понятие недискурсивного (интуитивного) символизма, к которому она относит прежде всего символические процессы, лежащие в сфере искусства. Произведения искусства, как символы, ни к чему, кроме себя, не отсылают, но обнаруживают структуру наших чувств, они аналогичны, изоморфны нашим чувствам и поэтому выражают последние. В связи с этим представляется уместным вспомнить высказывание А.Н. Леонтьева: «Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи, то он отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с другой – свое отношение к нему» [Леонтьев 1972, 258]. Другими словами, Леонтьев выделяет две группы средств, одна из которых связана с отражением особенностей объекта познавательной деятельности, а другая – с отношением субъекта к ситуации, в которой ему приходится действовать.

Именно об этом писал П. Рикер: «...поэтический язык создает своего рода “слияние” смысла с ощущениями, чувственным восприятием, что отличает его от языка непоэтического, где смысл – в силу произвольности и конвенциональности знака – максимально “очищен” от сенсорного компонента... в поэтическом языке союз смысла и ощущений порождает объекты, замкнутые на себе... Другими словами, язык, вместо того чтобы быть лишь чем-то на пути к действительности, сам оказывается материалом, как мрамор для скульптора» [Рикер 1998, 446].

Б. Дешарне и Л. Нефонтен [Дешарне, Нефонтен 2007] отмечают многозначность символа. Его применение они связывают с аналогией. Однако применение аналогии предполагает, по их мнению, обязательное расхождение между обозначающим и обозначаемым. Роль символа состоит в удержании несоответствия между ними в пределах собственной формы. Подобное расхождение рождает напряжение, заставляя субъекта действовать в непонятой до конца реальности, руководствуясь закономерностями, обнаруженными в символе. Таким образом, можно говорить о том, что в качестве функции символа выступает особая функция удержания или идентификации ситуации напряжения.

О.Л. Венгерская [Венгерская 2004] говорит о напряженности как важной характеристике символа, поскольку именно она является основополагающим принципом фиксации символического содержания и выбора временного фрагмента и символической формы, необходимых для выражения текущих идей и ценностей. Символ как бы отмечает ситуации эмоционального напряжения, за которыми стоит неопределенность, связанная с невыразимостью репрезентируемого в символе прямым образом.

Функция удержания эмоционального напряжения является важной характеристикой символа, без реализации которой он превращается в знак [Кулагина 2003]. Нам представляется, что превращение символа в знак в этом случае обусловлено не только потерей эмоционального напряжения, стоящего за символом, но и потерей неопределенности, связанной с символом. Как указывает Б. Лонерган, символ соединяет в себе тело и душу. С помощью символа воображение понимает и соединяет разрозненные элементы реальности, которые обычно недоступны другим способам познания. Символ «… обладает силой распознавания и выражения существующих внутренних напряжений, конфликтов, борьбы, которые либо частично, либо полностью противостоят интеграции на уровне понятий или логическому толкованию» [Lonergan 1999, 66].

Как указывает М. Элиаде, мифы и ритуалы раскрывают пограничную ситуацию человека и человечества в целом. Пограничная ситуация – это ситуация осознания человеком своего места в мире, то есть ситуация неопределенности, потребности в ориентировке: «…функция символа состоит в раскрытии целостной реальности, недоступной другим средствам познания…» [Eliade 1991, 177].

Символ, таким образом, выступает в качестве особого средства познавательной деятельности с двойственной предметностью – он одновременно есть и образ самого себя, и образ иного, того, что само по себе не может быть предметом осознания в обычном его понимании. Символ фактически позволяет взаимодействовать с этим иным путем исследования «оболочки» самого символа. В этом случае ситуация неопределенности по отношению к иному частично снимается, поскольку появляется пространство интерпретации или ритуального действия. На эту же функцию символа указывает С.Е. Ячин: «Вся суть символа – вот в этом представлении отсутствующего с полным пониманием реальности мыслимого, воображаемого или сознаваемого смысла, но, вместе с тем, невозможности какого-либо иного соприкосновения с ним» [Ячин 2006, 75].

Специалисты, занимающиеся проблемой символа, отмечают неразрывную взаимосвязь познавательной и культуроформирующей функций символа. Так, О.А. Кармадонов пишет: «Напомним, что, по нашему убеждению, символ сознания, психики есть одновременно и символ социально-культурных форм, постоянно совершающий ротацию из психики и сознания в данные формы и обратно. То есть, то или иное восприятие мира обусловливает те или иные социально-культурные формообразования и последние, в свою очередь, обусловливают то или иное восприятие мира. Таким образом, социальная реальность есть место постоянной встречи означающего и означаемого, при котором состояние данной реальности находится в прямой зависимости от результатов этой встречи» [Кармадонов 2004, 141]. Действительно, благодаря символу для человечества открывается не только ближайшая реальность, но и скрытая от непосредственного наблюдения. Поэтому познавательную функцию символа Кармадонов рассматривает как возможность выхода за пределы знаковых ограничений: с помощью символов процесс познания освобождается и обогащает себя субъективными значениями.

С точки зрения познавательной функции, символ, как полагает С. Лангер, соотносится с символизируемым объектом по принципу формальной аналогии или совпадения логических структур. При таком понимании символ всегда является «проекцией» идеи (понятия), в отличие от сигналов, которые непосредственно связаны с вещами, а сама символическая проекция характеризуется изоморфизмом. На основе обязательной связи символа с идеями и понятиями Лангер делает вывод, о том, что сферой символа является логика, семантика, но не психология, а сам символ выступает орудием абстракции. Такой символизм Лангер называет дискурсивным, и относит его прежде всего к естественному языку и языку наук. «Символы представляют не сами объекты, а являются носителями определенной концепции об объектах. <…> Cимволы непосредственно «подразумевают» именно понятия, а не предметы. Поведение по отношению к понятиям – это то, к чему обычно побуждают слова; это – типичный процесс мышления» [Лангер 2000, 57]. Значение такого символа постигается путем интеллектуальной интерпретации, а фундаментальным принципом дискурсивного символизма является логика.

А.М. Поляков указывает на пластичность как основную характеристику символа с точки зрения его познавательных возможностей: «...в зависимости от контекста ситуации чувственно представленная форма символа может изменяться, высвечивая различные грани идеального содержании» [Поляков 2006, 69]. Речь идет о том, что символ способен оформляться в различные структуры, подобно тому как это описано в гештальт-психологии.

Сравнивая позиции А.М. Полякова, О.А. Кармадонова и С. Лангер, отметим, что, на наш взгляд, в них представлены различные этапы трансформации внешней предметности символа, отражающие переход к выявлению объективных отношений скрытой предметности. Ответ на вопрос о том, в чем заключается механизм разрешения ситуации неопределенности с помощью символа, по-видимому, заключается в переносе обнаруженных в первичной предметности символа закономерностей на ситуацию неопределенности, т.е. на скрытую предметность. К.А. Свасьян пишет: «...символа собственно нет ни в одной из его форм; бытие его – в метаморфеме, т.е. в переходе форм» [Свасьян 2000, 116–117]. Другими словами, мы можем говорить о продуктивности символа только тогда, когда его внешняя предметность постоянно соотносится со скрытой предметностью, т.е. с той реальностью, познавательным средством которой он выступает. Точно так же Б. Дешарне и Л. Нефонтен указывают на познавательную функцию символа, когда говорят о том, что с помощью символа человек может общаться с неопределенным, с «бесконечным» [Дешарне, Нефонтен 2007, 167], позволяющим перейти к конкретному конечному решению. Аналогично Ю.М. Лотман [Лотман, 1996] говорит о символе как посреднике между разными сферами семиозиса, а также между семиотической и внесемиотической реальностью.

Так или иначе символ представляет эффективное средство ориентации в постоянно возникающих ситуациях неопределенности. Именно в этом и коренится, на наш взгляд, причина столь длительного и неугасающего существования символических форм в человеческой культуре.

Как только субъект оказывается в ситуации неопределенности (столкновение с новым, творческий процесс, поиск решения практической проблемы, недостаток информации и т.д.) начинает строиться символический образ ситуации, характеризующийся двойственной предметностью и соответствующими эмоциональными проявлениями. Возникая в ситуации неопределенности, символ маркирует ее, затем разворачивается анализ внешней формы (образного содержания, оболочки) символа, создается ее интерпретация, заключающаяся в структурировании отношений между внешними элементами символа. Такая структура, будучи найдена, далее перекодируется субъектом в один из вариантов значений, отражающих отношения между элементами ситуации неопределенности (скрытой предметности), что может приводить к ее разрешению и превращению символа в знак или порождать устойчивое символическое пространство с ритуальными действиями.

 

 

Ссылки (References in Russian)

 

Аверинцев 1989 – Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия, 1989.

Бенуас 2006 – Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. Москва: АСТ, 2006.

Венгерская, 2004 – Венгерская О.Л. Символ в когнитивной эволюции культуры: дис.канд. философ. наук. Омск, 2004.

Голосовкер 1987 – Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

Дешарне, Нефонтен 2007 – Дешарне Б., Нефонтен Л. Символ. М.: АСТ: Астрель, 2007.

Кармадонов 2004 – Кармадонов О.А. Символическое как объект социального анализа: дис. д.-ра философ. наук. Иркутск, 2004.

Кассирер 2002 – Кассирер Э. Философия символических форм. Т.3: Феноменология познания. М.; СПб.: Университетская книга, 2002.

Кулагина, 2003 – Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания: дис. канд. философ. наук. М., 2003.

Кулагина 2006 – Кулагина Н. В. Символ и символическое сознание // Культурно-историческая психология. 2006. №1. С. 3–10.

Лангер 2000 – Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Республика, 2000.

Леонтьев 1972 – Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972.

Лосев 1995 – Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995.

Лотман 1996 – Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996.

Мамардашвили, Пятигорский 1997 – Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Языки русской культуры, 1997.

Платон 1994 – Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т.3. М.: Мысль, 1994.

Поляков, 2006 – Поляков А.М. Символ как условие продуктивного действия // Вопросы психологии. 2006. №1. С. 63–73.

Рикер 1998 – Рикер П. Живая метафора / Семиотика Т.1. Благовещенск, 1998. С. 16–46.

Рикер 2002 – Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2002.

Свасьян 2000 – Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии. Благовещенск, 2000.

Юнг 1998 – Юнг К.Г. Избранное. Минск, 1998.

Ячин 2006 – Ячин С.Е. Слово и феномен. М: Смысл, 2006.

 

 

References

Averintsev S.S. Symbol //  Philosophical encyclopaedic dictionary. Moscow: Sovetskaya Encyclopedia, 1989 (in Russian).  

Benuas L. Signs, Symbols and Myths. M.: Astrel: AST, 2004 (Russian translation).

Bovensiepen 2002 – Bovensiepen G. Symbolic attitude and reverie: problems of symbolization in children and adolescents // Journal of Analytical Psychology. 2002. V. 47. P. 241–257.

Cassirer E. The Philosophy of Symbolic Forms. In 3 volumes. V.3: Phenomenology of Cognition. M.; SPb.: Universitetskaya Kniga, 2002 (Russian translation).

Desharne B., Nefonten, L. Symbol. Moscow: AST: Astrel, 2007 (in Russian).

Eliade 1991 – Eliade М. Images and Symbols: Studies in Religious Symbolism. New Jersey: Princeton University Press, 1991.

Golosovker I. The Logic of Myths. Moscow: Nauka (in Russian).

Gombrich 1960 – Gombrich E.H. Art and Illusion. New York, 1960.

Jung K.G. Selected works. Minsk, 1998 (Russian translation).

Kulagina N.V. Symbol and symbolic consciousness // Cultural-Historical Psychology. 2006. 1. P. 3—10 (In Russian).

Josephs, 1998 – Josephs I. E. Constructing one’s self in the city of the silent: dialogue, symbols, and the role of “as-if” in self-development // Human Development. 1998. V. 41. P. 180–195.

Langer S. Philosophy in a New Key. A Study in the Symbolism of Reason, Rite, and Art.   Moscow: Respublica, 2000 (Russian translation).

Leontiev A.N. Problem of mental development. Moscow: MSU Press, 1972 (In Russian).

Lonergan 1999 – Lonergan B. Method in Theology. Toronto: University of Toronto, 1999.

Losev А. F. The problem of symbol and the realistic art. Moscow: Iskusstvo, 1995 (In Russian).

Lotman Y. Universe of Minds. Мoscow: Yaziky russkoi kultury, 1996 (In Russian).

Mamardashvili M.K., Pyatigorskiy A.M. Symbol and Mind. Metaphysical Reasoning on Mind, Symbolics and Language. Мoscow: Yaziky russkoi kultury, 1997 (in Russian).

Plato. Selected works in 4 volume. V.3. Moscow: Mysl, 1994 (Russian translation).

Polyakov A.M. Symbol as a condition of creative act // Voprosi  Psychologii. 2006. №1. P. 63—72 (in Russian).

Ricœur P. The living Metaphor // Semiotics. Vol. 1. Blagoveshchensk. 1998 (Russian translation).

Ricœur P. The Conflict of Interpretations. Moscow: KANON-Press: Kutchcovo Pole, 2002 (Russian translation).

Svasian K. Problem of symbol in contemporary philosophy. Blagoveshensk, 2000 (In Russian).

Yachin S. Word and the phenomenon. Moscow: Smysl, 2006 (In Russian).

 

 

 
« Пред.   След. »